Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» БАКАЛАВРАМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» БАКАЛАВРАМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / КОНФЛИКТ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРЕПОДАВАНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагбанова Юлия Борисовна

В статье автором прослеживается необходимость развития направления «Менеджмент» для бакалавров в высшем учебном заведении с точки зрения решения разного рода проблем современного информационно-коммуникативного пространства: разработка управленческих решений в организации; поиск возможностей для управления кризисными явлениями в обществе и организации; применение инноваций в управление проектами, эффективных методов бизнес-планирования и т. д. Отмечается роль учебной дисциплины «Конфликтология» в рамках направления «Менеджмент», ключевой стратегической направленностью которой является обучение будущих профессионалов-управленцев методами, способами и технологиями разработки и внедрения мирных стратегий и процедур переговоров, которые приводят стороны к согласию. Автором представлен анализ литературы по использованию опыта преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» бакалаврам в высшем учебном заведении. В статье также выделены ключевые особенности преподавания конфликтологии для бакалавров по направлению «Менеджмент» в высшем учебном заведении: междисциплинарный подход, практико-ориентированный и мотивационная составляющая данного процесса. Автор статьи апробировал представленные особенности преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» для бакалавров по направлению «Менеджмент» в КНИТУ -КАИ. Междисциплинарный подход рассматривается через предоставление материала преподавателем в рамках лекций, в которых отражается интеграция знаний разных наук, служащих основанием для развития конфликтологии. Также делается акцент на необходимости использовать визуальные картинки, сообщения, по которым студенты могут проследить более конкретно данную междисциплинарность. Например, показывается схема деловой коммуникации между руководителем и подчиненными в ситуации конфликта, а студенты должны объяснить с какой наукой взаимодействует конфликтология. На практических занятиях данный подход реализуется через работу студенческих команд в количестве 3-4 человек, которые должны рассмотреть конфликт на практических примерах из истории, политологии, социологии, психологии и т. п. В статье также раскрывается опыт использования практико-ориентированного подхода, как особенность преподавания учебной дисциплины «Конфликтология». Автор отмечает, что данная особенность проявляется, в больше степени, на практических занятиях, и предлагает разные варианты ее реализации. К примеру, даются конкретные практические примеры конфликтных ситуаций, а студенческая группа подбирает более выгодный метод урегулирования данной ситуации; или предлагается модель переговоров, например, модель «выигрыш-выигрыш», а каждая студенческая команда должна найти видеоряд из кино, мультфильма, рекламы и т. п., в которой данная модель имеет быть место. Важно объяснить свой визуальный выбор в качестве доказательства причастности к данной модели. Автором представлен также опыт использования мотивационного подхода, который реализуется как на лекционных, так и на практических занятиях. В статье делается акцент на том, что, с одной стороны, преподавателем должна даваться установка, что будущие менеджеры - это профессионалы в контексте выбора правильных управленческих решений в маркетинговом, имиджевом, коммуникативном планах. А, с другой стороны, мотивация раскрывается, когда студент или студенческая команда в ходе выполнения учебного задания занимается поиском оптимальных решений, методов предотвращения конфликтов, ослабления угроз от них, управления ими. Автором делается вывод, что ключевые особенности преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» для бакалавров направления «Менеджмент» предопределяют важность как самой профессии, так и развитие профессиональных знаний, навыков и умений у будущих управленцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагбанова Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING THE DISCIPLINE ”CONFLICTOLOGY” TO BACHELORS IN THE DIRECTION OF ’’MANAGEMENT” IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

In the article, the author traces the need to develop the direction of "Management" for bachelors in a higher educational institution in terms of solving various problems of the modern information and communication space: development of management decisions in an organization; search for opportunities to manage crisis phenomena in society and organizations; application of innovations in project management, effective methods of business planning, etc. The role of the discipline "Conflictology" within the framework of the direction "Management" is noted, the key strategic focus of which is to train future professional managers in the methods, methods and technologies for developing and implementing peaceful strategies and negotiation procedures that bring the parties to agreement. The author presents an analysis of the literature on the use of the experience of teaching the discipline "Conflictology" to bachelors in a higher educational institution. The article also highlights the key features of teaching conflictology for bachelors in the direction of "Management" in a higher educational institution: an interdisciplinary approach, a practice-oriented and motivational component of this process. The author of the article tested the presented features of teaching the discipline "Conflictology" for bachelors in the direction of "Management" at KNITU-KAI. The interdisciplinary approach is considered through the provision of material by the teacher within the framework of lectures, which reflect the integration of knowledge from different sciences, which serve as the basis for the development of conflictology. There is also an emphasis on the need to use visual pictures, messages by which students can trace this interdisciplinarity more specifically. For example, a diagram of business communication between a leader and subordinates in a conflict situation is shown, and students must explain what science conflictology interacts with. In practical classes, this approach is implemented through the work of student teams of 3-4 people who must consider the conflict using practical examples from history, political science, sociology, psychology, etc. The article also reveals the experience of using a practice-oriented approach as a feature of teaching the academic discipline "Conflictology". The author notes that this feature is manifested, to a greater extent, in practical classes, and offers different options for its implementation. For example, specific practical examples of conflict situations are given, and the student group selects a more profitable method for resolving this situation; or a negotiation model is proposed, for example, a win-win model, and each student team must find a video sequence from a movie, cartoon, advertisement, etc. in which this model takes place. It is important to explain your visual choice as evidence of involvement in this model. The author also presents the experience of using the motivational approach, which is implemented both in lectures and in practical classes. The article focuses on the fact that, on the one hand, the teacher should give a statement that future managers are professionals in the context of choosing the right managerial decisions in marketing, image, and communication plans. And, on the other hand, motivation is revealed when a student or a student team, in the course of completing a learning task, is looking for optimal solutions, methods for preventing conflicts, mitigating threats from them, and managing them. The author concludes that the key features of teaching the discipline "Conflictology" for bachelors of the direction "Management" predetermine the importance of both the profession itself and the development of professional knowledge, skills and abilities of future managers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» БАКАЛАВРАМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №4, Том 10 / 2022, No 4, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-4-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN422.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шагбанова, Ю. Б. Особенности преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» бакалаврам по направлению «Менеджмент» в высшем учебном заведении / Ю. Б. Шагбанова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 4. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN422.pdf

For citation:

Shagbanova Ju.B. Features of teaching the discipline "Conflictology" to bachelors in the direction of "Management" in a higher educational institution. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(4): 22PDMN422. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN422.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Шагбанова Юлия Борисовна

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет

имени А.Н. Туполева — КАИ», Казань, Россия Доцент кафедры «Социологии, политологии и менеджмента» Кандидат исторических наук, доцент E-mail: chagbanovajuli@mail.ru

Особенности преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» бакалаврам по направлению «Менеджмент» в высшем учебном заведении

Аннотация. В статье автором прослеживается необходимость развития направления «Менеджмент» для бакалавров в высшем учебном заведении с точки зрения решения разного рода проблем современного информационно-коммуникативного пространства: разработка управленческих решений в организации; поиск возможностей для управления кризисными явлениями в обществе и организации; применение инноваций в управление проектами, эффективных методов бизнес-планирования и т. д. Отмечается роль учебной дисциплины «Конфликтология» в рамках направления «Менеджмент», ключевой стратегической направленностью которой является обучение будущих профессионалов-управленцев методами, способами и технологиями разработки и внедрения мирных стратегий и процедур переговоров, которые приводят стороны к согласию. Автором представлен анализ литературы по использованию опыта преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» бакалаврам в высшем учебном заведении.

В статье также выделены ключевые особенности преподавания конфликтологии для бакалавров по направлению «Менеджмент» в высшем учебном заведении: междисциплинарный подход, практико-ориентированный и мотивационная составляющая данного процесса.

Автор статьи апробировал представленные особенности преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» для бакалавров по направлению «Менеджмент» в КНИТУ-КАИ. Междисциплинарный подход рассматривается через предоставление материала преподавателем в рамках лекций, в которых отражается интеграция знаний разных наук, служащих основанием для развития конфликтологии. Также делается акцент на необходимости использовать визуальные картинки, сообщения, по которым студенты могут проследить более конкретно данную междисциплинарность. Например, показывается схема деловой коммуникации между руководителем и подчиненными в ситуации конфликта, а студенты должны объяснить с какой наукой взаимодействует конфликтология. На практических

занятиях данный подход реализуется через работу студенческих команд в количестве 3-4 человек, которые должны рассмотреть конфликт на практических примерах из истории, политологии, социологии, психологии и т. п.

В статье также раскрывается опыт использования практико-ориентированного подхода, как особенность преподавания учебной дисциплины «Конфликтология». Автор отмечает, что данная особенность проявляется, в больше степени, на практических занятиях, и предлагает разные варианты ее реализации. К примеру, даются конкретные практические примеры конфликтных ситуаций, а студенческая группа подбирает более выгодный метод урегулирования данной ситуации; или предлагается модель переговоров, например, модель «выигрыш-выигрыш», а каждая студенческая команда должна найти видеоряд из кино, мультфильма, рекламы и т. п., в которой данная модель имеет быть место. Важно объяснить свой визуальный выбор в качестве доказательства причастности к данной модели.

Автором представлен также опыт использования мотивационного подхода, который реализуется как на лекционных, так и на практических занятиях. В статье делается акцент на том, что, с одной стороны, преподавателем должна даваться установка, что будущие менеджеры — это профессионалы в контексте выбора правильных управленческих решений в маркетинговом, имиджевом, коммуникативном планах. А, с другой стороны, мотивация раскрывается, когда студент или студенческая команда в ходе выполнения учебного задания занимается поиском оптимальных решений, методов предотвращения конфликтов, ослабления угроз от них, управления ими.

Автором делается вывод, что ключевые особенности преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» для бакалавров направления «Менеджмент» предопределяют важность как самой профессии, так и развитие профессиональных знаний, навыков и умений у будущих управленцев.

Ключевые слова: бизнес-коммуникации; конфликтология; конфликт; междисциплинарный подход; практико-ориентированный подход; мотивационная составляющая преподавания; управленческие решения

Введение

В современных условиях развития российского общества высшее учебное заведение ориентируется на динамично-развивающиеся тенденции бизнеса, экономические, политические, социальные тренды. Современный выпускник представляет собой профессионала, который гибко реагирует на общественные изменения и потребности, на кризисные явления в разных сферах жизнедеятельности в связи с тем, что высшее учебное заведение сегодня комбинирует многие направления, одно из которых представляет собой управленческий конгломерат — это «Менеджмент».

В Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева — КАИ (далее КНИТУ-КАИ) осуществляется подготовка по данному направлению, в рамках которого реализуются учебные дисциплины, направленные на решение разного рода проблем современного информационно-коммуникативного пространства: разработка управленческих решений в организации; поиск возможностей для управления кризисными явлениями в обществе и организации; применение инноваций в управление проектами, эффективных методов бизнес-планирования и т. д. В этом плане не вызывает сомнений дальнейшее развитие направления «Менеджмент» через такие управленческие

дисциплины, как: «Разработка управленческих решений», «Стратегический менеджмент», «Персональный менеджмент», «Конфликтология» и другие.

Для того, чтобы будущие менеджеры могли получить определенные навыки с точки зрения организации управленческих решений, необходимо, чтобы «студенты были приближены к анализу реальных бизнес-ситуаций, поэтому содержательный аспект управленческих дисциплин должен этому соответствовать» [1, с. 3]. Тем более, если речь идет о таких современных общественных тенденциях, как вовлечение общества и его субъектов в разные конфликтные зоны, развитие организационных противоречий в процессе распределения и использования ресурсов, поиск оптимальных методов управления конфликтными ситуациями или их предотвращения. В этой связи актуализируется такая междисциплинарная научно-прикладная дисциплина, как «Конфликтология».

Междисциплинарность ее связана с тем, что конфликт — явление универсальное, а сам будущий выпускник-менеджер должен владеть достаточно широким кругом общекультурных и профессиональных компетенций [2, с. 63].

Бизнес-процессы, происходящие в условиях развития рыночных отношений российского коммуникационного пространства, проходят неоднозначно: конфликт стал составлять все чаще основу нашей жизни; субъекты общественных отношений не всегда идут на уступки, на переговорные площадки; экономические процессы зачастую зависят от политических контекстов, социальные проблемы разрешаются не поступательно; различные отрасли производства также испытывают кризисные явления в связи с мировыми проблемами в области экологии, образования, экономики, здоровья и т. п. Поэтому актуализируется задача, которая состоит не в том, чтобы избегать конфликтов, а в том, чтобы ими управлять, урегулировать мирными средствами на уровне взаимообусловленных интересов. В этой связи, для будущих выпускников по направлению «Менеджмент» одной из значимой учебной дисциплины является «Конфликтология», ключевой стратегической направленностью которой является обучение будущих профессионалов-управленцев методами, способами и технологиями управления конфликтами для «предотвращения деструктивных конфликтов и адекватном разрешении конструктивных» [3, с. 52].

Анализ литературы по использованию опыта преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» бакалаврам в высшем учебном заведении

В высшем учебном заведении преподавание курса «Конфликтология» ориентировано, прежде всего, на междисциплинарный подход. К примеру, в работе Гречман Л.Н., Молоковой О.А., Ушева Т.Ф. «Опыт обучения студентов направления подготовки «Конфликтология»» рассматривается опыт Иркутского государственного лингвистического университета (ИГЛУ): в процессе обучения студенты знакомятся с эволюцией представлений о конфликте и мире, философией конфликта и мира, основными теоретическими подходами к анализу конфликтных ситуаций, технологиями урегулирования конфликтов и поддержания мира; получают навыки осуществления анализа конфликтного взаимодействия, использования современных теоретических подходов в исследованиях конфликта и мира, определения технологий и институтов конфликторазрешения и поддержания мира [2, с. 63].

Роль учебной дисциплины «Конфликтология» в подготовке бакалавров по направлению «Менеджмент»

Важно учесть, что современному менеджеру необходимо не только грамотно и эффективно реализовывать управленческие задачи в условиях конфликтогенности организационной среды, но и преобразовывать эту среду с целью предупреждения деструктивных конфликтов в организации. Поэтому, в работе Булатецкой А.Ю. «Конфликтологическая подготовка будущих менеджеров в процессе обучения в вузе: социально-технологический аспект» рассматривается теоретико-прикладной уровень преподавания конфликтологии, который реализуется в процессе освоения лекционного материала, в деловых играх, тренингах, групповом обсуждении конкретных конфликтных ситуаций, при моделировании и проектировании организационных конфликтов [4, с. 16]. В работе Калмыкова О.Ю. «Управление конфликтами и стрессами» содержатся теоретические и практические материалы, которые используются в процессе преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» бакалаврам по направлению подготовки «Менеджмент» в Самарском государственном техническом университете: индивидуальные задания по определению содержания ключевых понятий конфликтологии, пользуясь для этого разными энциклопедиями; по оценке определений понятия конфликт, которые представлены разными учеными и специалистами в данной области жизнедеятельности; по составлению мини-глоссария по изучаемым темам данного курса и т. п. [5, с. 29-30; 32].

Имеются исследования, в которых предлагается такой метод преподавания проблем конфликтологии, когда студенческая группа делится на малые группы, в них преподавателем выделяется лидер в качестве тьютора для выполнения дальнейших заданий в рамках данного курса. В этом плане хотелось бы выделить статью Николенко В.Н., Ризаевой Н.А., Болотской А.А., Болотской М.П. «Конфликты и их решение на занятиях в высшей школе» [6, с. 181].

Ключевые особенности преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» бакалаврам по направлению «Менеджмент» в высшем учебном заведении

Сфера высшего образования, выполняя важные задачи для общества — «повышение общекультурного и образовательного уровня населения, подготовка квалифицированных специалистов для реального сектора экономики» [7, с. 128], представляет собой динамично развивающуюся коммуникативную бизнес-площадку, эффективно реагирующую на общественные изменения. Поэтому подготовка бакалавров по направлению «Менеджмент» учитывает современные реалии, построенные, порой, на противоречивых взглядах, методах, технологиях развития разных отраслей жизнедеятельности в процессе принятия управленческих решений. В силу этого, важно выделить ключевые особенности преподавания такой учебной дисциплины, как «Конфликтология».

Одной из особенностью преподавания данного учебного курса является междисциплинарный подход, поскольку, сам конфликт — явление не просто универсальное, а реальное, с точки зрения вовлечения в него субъектов общественных отношений, а также организационных и эмоциональных ресурсов. Междисциплинарность также связана с интеграцией знаний основ возникновения и развития конфликтов с психологическими, историческими, политологическими, социологическими и т. п. знаниями; деловая коммуникация может также стать основой для исследования динамики организационных и общественных конфликтов. Междисциплинарность может найти выражение и в подготовке преподавателей, которые читают данную дисциплину: здесь важен не только профессиональный уровень знаний менеджмента, также будут необходимы навыки и знания преподавателем в области имиджелогии, истории, философии, рекламы, связей с общественностью, деловой коммуникации.

Хотелось бы выделить еще одну ключевую особенность преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» для бакалавров по направлению «Менеджмент» — практико-ориентированный подход, основанный на погружение студентов и их сознания в реальную конфликтологическую зону с целью последующего решения ситуации и поиска наиболее приемлемых способов ее разрешения. Это можно осуществить в рамках лекционных и практических занятий, в ходе производственной практики, а также «в процессе методически правильно организованной, активной самостоятельной работы обучающихся, реализации ее различных видов, способствующих усилению интереса студентов к изучаемой дисциплине, развитию их способности к самостоятельному мышлению, осознанию важности принятия оптимальных управленческих решений как необходимого условия предупреждения конфликтов в сфере будущей профессиональной деятельности» [8, с. 316].

В целом, сущность практико-ориентированного обучения состоит в создании для студентов не просто таких условий, чтобы они могли погрузиться в профессиональную сферу, реализовать себя творчески и проявить свою самостоятельность, а и в формировании фундаментальной научной базы знаний у студентов параллельно с получением компетенций [9, с. 124].

В процессе преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» можно отметить, на наш взгляд, такую особенность, как его мотивационная составляющая: это не просто стимул свершать что-либо, а правильно оценивать все возможности и ресурсы, чтобы достичь определенного результата. Мотивировать студента в процессе получения знаний конфликтологии можно через такие установки, как ценности, идеалы, убеждения1. Ценности молодежной аудитории можно связать с установками в коллективе, в котором они работают; в семье, в которой они живут или в потенциальной семье, которую они будут выстраивать в будущем. Тем более, организационная культура, семейный контекст не обходятся без конфликтных ситуаций или «намеков» на них. Становление и развитие семейных ценностей особенно актуально, так как они позволяют сохранять сущность достаточно сложных по своей природе межпоколенческих отношений в семье, что чрезвычайно важно для выработки механизмов сохранения преемственности поколений, недопущения разрыва межпоколенческой «цепочки», по которой осуществляется трансмиссия норм, ценностей, мировоззренческих установок от старших поколений к младшим, предотвращения конфликтов в процессе интеракции представителей разных поколений семьи, укрепления внутрисемейных связей и отношений [10, с. 187].

Идеалы строятся на победах в профессиональной карьере, в бизнес-среде, в межличностном взаимодействии: теоретические и практические знания конфликтологии будут усиливать у студенческой молодежи общественные и личные интересы.

Убеждения могут формироваться, исходя из общественных установок, из стереотипов, а также на собственном опыте. Опыт в решении конфликтных ситуаций многоэтапный и нарабатывается постепенно, теоретические знания конфликтологии могут стать базой практических убеждений для профессиональной коммуникации.

В этой связи неоценимая роль принадлежит преподавателю, который, по мнению, Стивена Д. Сугурмана выполняет ее в трех контекстах: (1) искатели и проповедники истины; (2) судья; (3) приемный родитель [11].

1 Мотивы возникновения конфликтов. Причины и мотивы возникновения межличностных конфликтов-URL: https://rukolibri.ru/did-you-know/motivy-vozniknoveniya-konfliktov-prichiny-i-motivy-vozniknoveniya-mezhlichnostnyh-konfliktov-tipy-mezhli.html (дата обращения 27.07.2022).

Апробация особенностей преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» для бакалавров по направлению «Менеджмент»

Автор статьи апробировал особенности преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» для бакалавров по направлению «Менеджмент» в КНИТУ-КАИ.

Что касается междисциплинарного подхода, автор статьи использует его, с одной стороны, когда преподносит материал в рамках лекционных занятий, а с другой стороны, на практических занятиях создает задания по учебному курсу таким образом, чтобы четко прослеживалась данная особенность. Так, в рамках лекции по теме «Возникновение и основные задачи конфликтологии» в презентационных материалах содержатся слайды, в которых отражается интеграция знаний разных наук, служащих основанием для развития конфликтологии. Также приводятся визуальные картинки, по которым студенты могут проследить междисциплинарность более точечно: например, показывается схема деловой коммуникации между руководителем и подчиненными в ситуации конфликта, а студенты должны объяснить с какой наукой взаимодействует конфликтология. На практических занятиях даются задания уже студенческим командам, которые группируются в количестве 3-4 человек. К примеру, когда рассматривается проблема типологизации конфликтов, студенческим командам предлагается рассмотреть тот или иной тип конфликта, опираясь на практические примеры из истории, политологии, социологии, психологии: так, межнациональные конфликты можно проследить на исторических примерах; конфликты межгрупповые строятся, чаще всего, в рамках деловой коммуникации и т. п.

В целом, междисциплинарный подход в преподавании дисциплины расширяет не только мировоззренческое мышление студенческой молодежи, а дает возможность показать важность интегрирования научных и практических знаний для профессионального развития будущего менеджера.

Если говорить о практико-ориентированном подходе в рамках преподавания учебного курса «Конфликтология», то, в большей степени, он реализуется на практических занятиях: даются конкретные практические примеры конфликтных ситуаций, а студенческая группа подбирает, к примеру, более выгодный метод урегулирования данной ситуации; или предлагается модель переговоров, к примеру, модель «выигрыш-выигрыш», а каждая студенческая команда должна найти видеоряд из кино, мультфильма, рекламы и т. п., в которой данная модель имеет быть место. Важно, при этом объяснить, почему визуальный выбор причастен к данной модели. Это стимулирует не только творческие и организационные потребности студента, также заставляет искать совместно с преподавателем пути разрешения конфликтологических проблем, «способов цивилизационного разрешения конфликтов, содействующих стабилизации и развитию общественных процессов и отношений» [12, с. 135].

Такая особенность в преподавании дисциплины «Конфликтология», как мотивационный подход реализуется как на лекционных, так и на практических занятиях. Будущие менеджеры — это профессионалы в контексте выбора правильных управленческих решений «в маркетинговом, имиджевом, коммуникативном планах, они должны приобретать профессиональные, исследовательские, научные, организационные, творческие компетенции» [13]. На наш взгляд, такая установка должна позиционироваться преподавателем на постоянной основе: с одной стороны, важно показывать роль менеджера в организационной культуре на примерах. А, с другой стороны, мотивация может присутствовать в позиционировании самостоятельного выбора студентом или студенческой командой оптимальных решений, методов предотвращения конфликтов, ослабления угроз от них, управления ими. Поэтому важно нацеливать их на выполнение реальных, практических заданий противоречивого характера. К примеру, студенческой команде предлагается конфликтная ситуация между сотрудниками по поводу их участия в бизнес-проекте, преподаватель понимает, что можно

применить такой метод, как компромисс, а можно выйти на конкуренцию или на сотрудничество. Необходимо студенческой команде так представить ситуацию, чтобы они не смогли сразу определить приоритетный метод управления конфликтом и вышли бы на выбор лидера-студента в своей команде, который мог бы решить заданное упражнение. Появляется мотивация на углубленное изучение темы, мотивация на поиск выбора приоритетного метода, мотивация на понимание того, что лидер — это не только тот, за кем идут, а именно тот, который может стратегически мыслить. Значит, в команде может им стать каждый, а для этого надо трудиться, действовать, учиться, слушать и понимать. Такие мотивационные аспекты преподавания могут стать и воспитательными контекстами в ходе работы преподавателя со студентами.

Таким образом, ключевые особенности преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» для бакалавров направления «Менеджмент» предопределяют важность самой дисциплины с точки зрения развития профессиональных знаний, навыков и умений у будущих управленцев. Они позволяют выявить тонкую грань между идеализированием данной специальности и реальными сложностями в ходе приобщения к ней, овладения практическими профессиональными навыками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шагбанова, Ю.Б. Сопоставительный прием обучения, как один из педагогических приемов преподавания управленческих дисциплин для бакалавров направления «Менеджмент» в высшем учебном заведении / Ю.Б. Шагбанова. // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN621.pdf (дата обращения: 29.07.2022).

2. Гречман, Л.Н, Молокова, О.А. Ушева, Т.Ф. Опыт обучения студентов направления подготовки «Конфликтология» // Научный диалог. — 2012. — № 10.

— С. 61-68.

3. Нуржанова, Т.Т Особенности подготовки будущих педагогов-психологов к деятельности по преодолению и профилактике конфликтов / Т.Т. Нуржанова, Д.Т. Махметова // Sciences of Europe. — 2020. — № 47. — С. 49-52. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42368111.

4. Булатецкая, А.Ю. «Конфликтологическая подготовка будущих менеджеров в процессе обучения в вузе: социально-технологический аспект» / А.Ю. Булатецкая» // Социология и право. — 2013. — № 3(20). — С. 11-18.

5. Калмыкова, О.Ю., Гагаринская, Г.П. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т. — 2012.

— 147 с.

6. «Конфликты и их решение на занятиях в высшей школе» / В.Н. Николенко [и др.] // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 5(90). — С. 179-181.

7. Ракитов, А.И. Высшее образование и общество: Россия и другие страны / А.И. Ракитов, А.Э. Анисимова // Высшее образование в России. — 2015. — № 4.

— С. 127-136.

8. Хамзина, Г.Р. Самостоятельная работа студентов как важный компонент учебного процесса в вузе / Г.Р. Хамзина, Т.Г. Исламшина, Л.К. Нагматуллина // Вестник Казанского государственного технического университета им. А Н. Туполева. — 2012. — вып. 2. — № 4. — С. 314-316.

9. Лунева, Ю.Б. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании / Ю.Б. Лунева, А.И. Прошлякова, Ж.В. Смирнова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 6(32). — С.123-126.

10. Нагматуллина, Л.К., Максимова, О.А. Диалог поколений в пространстве внутрисемейных трансфертов: в контексте дискурса реальных и условных поколений // Вестник экономики, права и социологии. — 2018. — № 2. — С. 186192.

11. Кабахидзе, Е.Л. Конфликтогенность в сфере высшего образования: причины, последствия, способы урегулирования / Е.Л. Кабахидзе // Конфликтологияю-2021. — № 2. — С. 28-41. — URL:

https://nbpublish.com/library read article.php?id=36114.

12. Орланова, А.И. Специфика развития отечественной конфликтологии / А.И. Орланова // Вестник РУДН. — Сер. Социология. — 2003. — № 1(4). — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5995718.

13. Шагбанова Ю.Б. Педагогические методы преподавания профессиональных дисциплин в высшем учебном заведении / Ю.Б. Шагбанова // Мир науки. — 2018. — Т6. — № 4. — URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=36296000.

Shagbanova Julia Borisovna

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev — KAI, Kazan, Russia

E-mail: chagbanovajuli@mail.ru

Features of teaching the discipline "Conflictology" to bachelors in the direction of "Management" in a higher educational institution

Abstract. In the article, the author traces the need to develop the direction of "Management" for bachelors in a higher educational institution in terms of solving various problems of the modern information and communication space: development of management decisions in an organization; search for opportunities to manage crisis phenomena in society and organizations; application of innovations in project management, effective methods of business planning, etc. The role of the discipline "Conflictology" within the framework of the direction "Management" is noted, the key strategic focus of which is to train future professional managers in the methods, methods and technologies for developing and implementing peaceful strategies and negotiation procedures that bring the parties to agreement.

The author presents an analysis of the literature on the use of the experience of teaching the discipline "Conflictology" to bachelors in a higher educational institution.

The article also highlights the key features of teaching conflictology for bachelors in the direction of "Management" in a higher educational institution: an interdisciplinary approach, a practice-oriented and motivational component of this process.

The author of the article tested the presented features of teaching the discipline "Conflictology" for bachelors in the direction of "Management" at KNITU-KAI. The interdisciplinary approach is considered through the provision of material by the teacher within the framework of lectures, which reflect the integration of knowledge from different sciences, which serve as the basis for the development of conflictology. There is also an emphasis on the need to use visual pictures, messages by which students can trace this interdisciplinarity more specifically. For example, a diagram of business communication between a leader and subordinates in a conflict situation is shown, and students must explain what science conflictology interacts with. In practical classes, this approach is implemented through the work of student teams of 3-4 people who must consider the conflict using practical examples from history, political science, sociology, psychology, etc.

The article also reveals the experience of using a practice-oriented approach as a feature of teaching the academic discipline "Conflictology". The author notes that this feature is manifested, to a greater extent, in practical classes, and offers different options for its implementation. For example, specific practical examples of conflict situations are given, and the student group selects a more profitable method for resolving this situation; or a negotiation model is proposed, for example, a win-win model, and each student team must find a video sequence from a movie, cartoon, advertisement, etc. in which this model takes place. It is important to explain your visual choice as evidence of involvement in this model.

The author also presents the experience of using the motivational approach, which is implemented both in lectures and in practical classes. The article focuses on the fact that, on the one hand, the teacher should give a statement that future managers are professionals in the context of choosing the right managerial decisions in marketing, image, and communication plans. And, on the other hand, motivation is revealed when a student or a student team, in the course of completing a learning task, is looking for optimal solutions, methods for preventing conflicts, mitigating threats from them, and managing them.

The author concludes that the key features of teaching the discipline "Conflictology" for bachelors of the direction "Management" predetermine the importance of both the profession itself and the development of professional knowledge, skills and abilities of future managers.

Keywords: business communications; conflictology; conflict; interdisciplinary approach; practice-oriented approach; motivational component of teaching; management decisions

22PDMN422

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.