Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ": ОПЫТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ": ОПЫТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / КОММУНИКАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ИДЕЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / EXHIBITION / COMMUNICATION / CREATIVITY / IDEA / RESEARCH / PRACTICE-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенченко С.В., Шагбанова Ю.Б.

В статье анализируются основные методические подходы в преподавании коммуникационной дисциплины «Выставочная деятельность предприятий», делается акцент на практикоориентированном аспекте в методике преподавания. В работе прописываются также научно-исследовательские и творческие компоненты в методике преподавания данной дисциплины для студентов высшего учебного заведения. Практикоориентированный аспект включает создание студенческой командой проекта стенда для виртуальной выставки. Научно-исследовательский аспект методики преподавания нацеливает на развитие у студентов исследовательских навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зенченко С.В., Шагбанова Ю.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING THE DISCIPLINE "EXHIBITION ACTIVITIES OF ENTERPRISES": EXPERIENCE OF HIGHER SCHOOL

The article analyzes the main methodological approaches in teaching the communication discipline "Exhibition activities of enterprises", the emphasis is placed on the practical-oriented aspect in the teaching methods. The work also prescribes research and creative components in the methods of teaching this discipline for students of higher education institutions. The practice-oriented aspect includes the creation of a booth for a virtual exhibition by the student team. The research aspect of the teaching method aims to develop students' research skills. The creative aspect implies an ideological approach to the performance of teaching tasks.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ": ОПЫТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

PROBLEMS AND PROSPECTS

The article presents the analysis of project management as a component of professional training of students of the direction "Advertising and public relations". Project management is considered from the point of view of system approach, features of student projects management from the point of view of management process, subjects of management are highlighted. The vectors of project competence formation in the process of training are singled out, the difficulties arising in project management related to the peculiarities of the educational process implementation, orientation to the professional standard, personal characteristics of students are described.

Key words: project activity, project management, system approach to project management, project management subjects, project management process, professional competence.

C.B. Зенченко, Ю.Б. Шагбанова

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева chagbanovajuli@mail.ru

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ»: ОПЫТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье анализируются основные методические подходы в преподавании коммуникационной дисциплины «Выставочная деятельность предприятий», делается акцент на практикоориентированном аспекте в методике преподавания. В работе прописываются также научно-исследовательские и творческие компоненты в методике преподавания данной дисциплины для студентов высшего учебного заведения. Практикоориентированный аспект включает создание студенческой командой проекта стенда для виртуальной выставки. Научно-исследовательский аспект методики

преподавания нацеливает на развитие у студентов исследовательских навыков.

Ключевые слова: выставка, коммуникация, творчество, идея, исследование, практикоориентированный подход.

Как отмечают исследователи Башкирского государственного педагогического университета, «образовательная среда высшего учебного заведения представляет собой на современном этапе общественного развития уникальную коммуникативно-информационную площадку, где происходят не только учебные, воспитательные и научные процессы, но и бизнес-коммуникации, реализация проектных направлений» и т.п. [6]. Поэтому востребованными дисциплинами для профессий экономического, управленческого, корпоративного характера являются курсы с элементами интегрированных коммуникаций. Среди таковых можно выделить дисциплину «Выставочная деятельность предприятий», которая читается для студентов по направлению «Экономика» в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева.

Методика преподавания данной дисциплины нацелена, прежде всего, на «формирование разного рода компетенций, навыков и умений. На наш взгляд, важными являются среди них «коммуникативные, профессиональные, исследовательские, научные, организационные, творческие» [4]. В рамках преподавания этой дисциплины необходимо учесть, что в целом «выставочная деятельность является неотъемлемой частью развития любой отрасли хозяйственной жизни. А выставка представляет собой как средство интегрированных коммуникаций в силу того, что способствует компаниям продвигать свою продукцию и услуги, взаимодействовать с рынком, налаживать деловое общение с партнерами и поддерживать свой имиджевый статус [1, 158]. В силу этого актуальность внедрения дисциплины в учебный процесс не вызывает сомнений.

Среди основных методических аспектов преподавания дисциплины «Выставочная деятельность предприятий» можно выделить практикоориентированный аспект, который включает создание студенческой командой проекта стенда для виртуальной выставки; научно-исследовательский аспект методики преподавания нацеливает на развитие у студентов исследовательских навыков. Так, к примеру, сту-

денческой команде дается задание создать виртуальный стенд, где будет презентоваться продукт определенной отрасли (по выбору студента). Выполнение этого задания предполагает реализацию проектного подхода, что является частью практикоориентированного. На стенде должны быть предусмотрены основные зоны (деловая, презентационная, рекламная) и «фигура» стенда.

В целом, «любая проектная деятельность требует наличие определенных теоретических знаний, аналитических способностей студента и т.п.» [5], а также большого объема самостоятельной работы, которая при методически правильной организации «во-первых, будет интересна самим студентам; во-вторых, будет способствовать развитию их творческих и исследовательских навыков» [2, 314].

Также важно отметить, что среди методических аспектов преподавания данной дисциплины выделяется нацеленность студентов на развитие творческих умений. К примеру, можно использовать для этого следующее задание для студенческой команды: предположить выставку Х любой отрасли и создать для нее макет «бликфанга» (с нем. blick - 'взгляд' и fangen -'ловить'). Такого рода задание развивает не только творческие способности студента (дизайн «бликфанга»), но и профессиональные (сам процесс создания макета и информационное содержание «бликфанга»).

Наконец, по результатам изучения данной дисциплины студентам можно предложить разработать статью для научной конференции. К примеру, одним из авторов данной статьи, студенткой С.В. Зенченко, была написана статья для молодежной научной конференции «Тупо-левские чтения» по проблеме выставки как средства интегрированной коммуникации в продвижении предприятия. В процессе ее написания студенткой реализовывались, прежде всего, исследовательские навыки.

Все перечисленные методические компоненты преподавания дисциплины предполагают использование «мотивационных аспектов в процессе обучения студентов («в данном случае реализуются три педагогических закона, определяющих мотивацию обучения: заинтересованность, направленность, практика»)» [3].

Литература

1. Зенченко С.В. Выставка как средство интегрированных коммуникаций в продвижении предприятия // XXIV Туполевские чтения (школа молодых ученых). Международная молодежная научная конференция, 7-8 ноября 2019 года: Материалы конференции. Сборник докладов. В 6 т. Т. 6. Казань: изд-во ИП Сагиева А.Р., 2019. С. 158160.

2. Хамзина Г.Р., Исламшина Т.Г., Нагматуллина Л.К. Самостоятельная работа студентов как важный компонент учебного процесса в вузе // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева. 2012. № 4. Вып. 2. С. 314-316.

3. Хрящев В. Г., Морозова Н. В. Формирование и развитие мотивации обучения студента в техническом высшем учебном заведении // Альманах современной науки и образования. 2015. № 8 (98). C. 137143.

4. Шагбанова Ю.Б. Педагогические методы преподавания профессиональных дисциплин в высшем учебном заведении // Мир науки. 2018. Т.6. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN418.pdf (дата обращения: 2.05.2020).

5. Шагбанова Ю.Б. Преподавание гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении: опыт и основные тенденции // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN419.pdf (дата обращения: 2.05.2020).

6. Василина Д.С., Нуриева Г.Ю., Юланова Д.М. Информационно-образовательная среда современного вуза // Известия ВГПУ. 2017. № 2 (115). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-sovremennogo-vuza-2 (дата обращения: 23.05.2020).

S.V. Zenchenko, Yu.B. Shagbanova

Kazan national research technical university named after A.N. Tupo-lev - KAI

MAIN METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING THE DISCIPLINE "EXHIBITION ACTIVITIES OF ENTERPRISES": EXPERIENCE OF HIGHER SCHOOL

The article analyzes the main methodological approaches in teaching the communication discipline "Exhibition activities of enterprises", the em-

phasis is placed on the practical-oriented aspect in the teaching methods. The work also prescribes research and creative components in the methods of teaching this discipline for students of higher education institutions. The practice-oriented aspect includes the creation of a booth for a virtual exhibition by the student team. The research aspect of the teaching method aims to develop students' research skills. The creative aspect implies an ideological approach to the performance of teaching tasks.

Key words: exhibition, communication, creativity, idea, research, practice-oriented approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.