Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ КОММУНИКАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

УПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ КОММУНИКАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROJECT ACTIVITY / PROJECT MANAGEMENT / SYSTEM APPROACH TO PROJECT MANAGEMENT / PROJECT MANAGEMENT SUBJECTS / PROJECT MANAGEMENT PROCESS / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова Л.М., Янчевская К.А.

В статье представлен анализ управления проектами как компонента профессиональной подготовки студентов направления «Реклама и связи с общественностью». Управление проектом рассматривается с точки зрения системного подхода, выделены особенности управления студенческими проектами с позиций процесса управления, субъектов управления. Выделены векторы формирования проектной компетенции в процессе обучения, описаны сложности, возникающие в процессе управления проектами, связанные с особенностями реализации учебного процесса, ориентацией на профессиональный стандарт, личностными особенностями студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING STUDENT COMMUNICATIONS PROJECTS: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article presents the analysis of project management as a component of professional training of students of the direction "Advertising and public relations". Project management is considered from the point of view of system approach, features of student projects management from the point of view of management process, subjects of management are highlighted. The vectors of project competence formation in the process of training are singled out, the difficulties arising in project management related to the peculiarities of the educational process implementation, orientation to the professional standard, personal characteristics of students are described.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ КОММУНИКАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-v-professionalnoy-rechevoy-deyatelnosti-prepodavatelya-filologa (дата обращения: 23.04.2020).

E.B. Kurganova

Voronezh State University

GAMIFICATION AS A PR AND ADVERTISING TEACHING METHOD

This article deals with the gamification as a PR and advertising teaching method. The author has defined the gamification in education, has observed its basic characteristics. The paper also contains procedure of gamification in the educational project. The theoretical foundations are followed by gamified case from author practice of PR and advertising teaching.

Key words: gamification, teaching method, educational process, generation Z, gamers, gamification.

Л.М. Комиссарова, К.А. Янчевская

Алтайский государственный университет lkomissarova@yandex.ru, ksenia_yanshevskaya@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ КОММУНИКАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В статье представлен анализ управления проектами как компонента профессиональной подготовки студентов направления «Реклама и связи с общественностью». Управление проектом рассматривается с точки зрения системного подхода, выделены особенности управления студенческими проектами с позиций процесса управления, субъектов управления. Выделены векторы формирования проектной компетенции в процессе обучения, описаны сложности, возникающие в процессе управления проектами, связанные с особенностями реализации учебного процесса, ориентацией на профессиональный стандарт, личностными особенностями студентов.

Ключевые слова: проектная деятельность, управление проектом, системный подход к управлению проектами, субъекты управления проектов, процесс управления проектом, профессиональная компетенция.

Одним из ключевых компонентов в профессиональной подготовке кадров для сферы коммуникаций является готовность к осуществлению проектной деятельности. Работа с проектами приобретает все большую значимость в области PR и рекламы, так как встраивается в основные тренды изменения коммуникационной среды: она необходима в решении все более часто возникающих кризисных информационных ситуациях, в условиях конкурентной борьбы за ресурс внимания аудитории, актуальна в набирающих обороты ориентирах компаний на социальную деятельность, увеличения значимости внутренних коммуникаций и пр. И образовательные организации, занимающиеся подготовкой кадров в этой области, не могут не реагировать на тенденции рынка.

В методологии управления проектами под проектом понимается «целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению» [3, с. 8].

Существует несколько методологических подходов к управлению проектами: логико-структурный, интегрированный и системный [4, с. 61-68]. В качестве ведущего признается системный, так как именно он является основой стратегического управления организации. В системной модели управлении проектами выделяются три укрупненных блока: субъекты управления, объекты управления, процесс управления. К субъектам управления относятся участники проекта и команда управления проектом, к объектам — проекты и программы, к процессам — уровни управления, функциональные области управления и стадии процесса управления [4, с. 84].

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

Блок 1

Блок 2

субъекты управления

■ команда управления проектом

■ участники проекта

объекты управления

■ проекты и программы

■ фазы жизненного цикла объектов управления

процесс управления

■ уровни управления

■ функциональные области управления

■ стадии процесса управления

Рис. 1. Системная модель управления проектами

Блок 3

С каждым из этих блоков в управлении студенческими проектами связаны специфические проблемы.

Процесс управления проектами

Стратегически важным в обучении является третий блок, так как управление проектами в обучении многоцелевое. В каждом из студенческих проектов преследуется по меньшей мере две цели: одна связана с целью конкретного проекта, вторая — с целями обучения. Именно вопросы интеграции проектной деятельности студентов вызывают наибольшее количество вопросов.

К проблемам, связанным с уровнями управления, относятся проблемы стратегии — общего видения, согласования профессиональных стандартов, разработанных профессиональными сообществами (к примеру, Российской ассоциацией по связям с общественностью), Министерством науки и высшего образования РФ (действующий стандарт по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», так называемый ФГОС 3++) с образовательной программой, реализуемой в конкретном вузе — в нашем случае в Алтайском государственном университете.

Во ФГОС 3++ по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» обучение проектной деятельности учтено в категории универсальных компетенций «разработка и реализация проектов» (УК-2), а при определении профессиональных компетенций разработчикам образовательной программы рекомендовано опираться на профессиональные стандарты, соответствующие в профессиональной деятельности выпускников [6].

В профессиональном стандарте специалиста по связям с общественностью, разработанном Российской ассоциацией по связям с общественностью [2], управление проектами обозначено как одна из семи базовых функций профессиональной деятельности.

Профстандарт актуализирует следующие компоненты данной функции:

- формулирование проблем, целей, задач и результата проекта,

- описание архитектуры и среды проекта,

- разработка плана и графика реализации проекта,

- планирование и оптимизация ресурсов, составление сметы проекта,

- подбор исполнителей и подрядчиков,

- распределение задач между исполнителями,

- организация внутренних коммуникаций в ходе проекта,

- координация работ по проекту,

- подготовка документов, организация документооборота по проекту,

- приемка и оценка работ, выполненных исполнителями и подрядчиками,

- информирование клиента о ходе проекта и результатов проекта,

- анализ итогов и обратной связи.

Данные функции в профстандарте детализированы более чем 30 компонентами, предполагающими специализированный набор знаний и компетенций.

Следует отметить, что с проектной деятельностью неразрывно связаны и другие базовые трудовые функции, обозначенные в проф-стандарте, такие как анализ информации, разработка коммуникационной стратегии, личностная самоорганизация.

Результат работы над проектом всегда «многослоен», совмещает в себе и профессиональные навыки, и личностные, и коммуникатив-

ные. Проектная деятельность в процессе обучения направлена и на формирование необходимых специалисту персональных компетенций, также выделенных в профстандарте: готовность и способность к постоянному обучению, ответственность, умение работать «в потоке», рефлексивность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, способность к работе в условиях неопределенности и многозадачности, к установлению межличностных связей и др.

В основной профессиональной образовательной программе по профилю «Реклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах» (Алтайский государственный университет) [5, 7] проектной деятельности уделено серьезное внимание. Ей посвящен отдельный блок профессиональных компетенций, обеспечивающий проектный тип задач: «создание и продвижение коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью на всех этапах его жизненного цикла». На формирование этой компетенции ориентированы более 50% дисциплин учебного плана. Развитию только этой компетенции посвящены два блока дисциплин по выбору «Проектный модуль» и «Социальное предпринимательство».

В третьем блоке управления проектами можно выделить проблемы, связанные с процессом реализации обучения проектным компетенциям: существует несколько векторов, в которых идет подготовка к проектному типу задач профессиональной деятельности. Во-первых, это дисциплины теоретической и практической направленности, где проект является ключевым предметом изучения, они непосредственно ориентированы на изучение структуры, этапов, принципов управления проектами, например, «Основы управления проектами в рекламе и связях с общественностью», «Проектная деятельность в рекламе и связях с общественностью», «Социальное проектирование в профессиональной деятельности». Во-вторых, это ряд дисциплин, в которых формируются различные аспекты работы над проектом, внимание фокусируется на узких сферах реализации проектной деятельности. К этой группе можно отнести такие курсы, как «Event-менеджмент», «Интегрированные коммуникации», «Медиапланиро-вание в рекламной и PR-деятельности» и др.

Еще два вектора подготовки студентов к проектной деятельности выходят за рамки учебного процесса. Они, безусловно, встроены в общий ход обучения, но не закрываются отдельными дисциплинами.

Речь идет о студенческих проектах, разработка и реализация которых обусловлена участием студентов в фестивалях, конкурсах, форумах, ставших уже неотъемлемой частью жизни кафедры медиакоммуника-ций, технологий рекламы и связей с общественностью АлтГУ. Это студенческий фестиваль «Дни PR, рекламы и медиакоммуникаций на Алтае», конкурс «Поехали!», «Мастерская рекламы» и международный форум по рекламе и связям с общественностью «PR-Охота!».

Проектная деятельность, разворачивающаяся в рамках этих событий, обеспечивает студентам взаимодействие с профессиональным сообществом, позволяет окунуться во внешнюю среду, отвечать на запросы рынка, поработать с реальными заказами от государственных организаций, бизнеса, некоммерческого сектора.

Деление этого блока на два вектора обусловлено степенью участия в подготовке проекта преподавателей и его связи с образовательным процессом, так как одни проекты могут быть подготовлены под кураторством преподавателя и с той или иной степенью опоры на практические задания отдельных дисциплин, другие же готовятся студентами самостоятельно, и преподаватель может выступать лишь в роли консультанта либо не участвовать в процессе вовсе. Уровни и способы реализации в учебных программах проектных компетенций отображены на рисунке 2.

Рис 2. Уровни и способы реализации проектных компетенций в образовательном процессе

Другой проблемой является отсутствие системных связей между преподаванием дисциплин учебного плана, которые предусматривают несколько видов деятельности специалиста по коммуникациям. Если бы учебные предметы наполнялись проектными заданиями, то есть студенты на них работали на текущий проект, на наш взгляд, можно было бы достичь более высокого качества интеграции знаний и навыков проектных компетенций.

Привлечение студентов к проектной деятельности начинается с первого курса обучения. Основной принцип организации обучения по дисциплинам, обеспечивающим эту профессиональную компетенцию, — поэтапное и детализированное погружение в работу над проектом под руководством преподавателя, позволяет осуществить и параллельное системное получение новых знания в сфере проектирования, постепенное формирование навыков, и наращивание опыта работы.

Усиливают этот процесс междисциплинарные связи. Такая работа над проектом позволяет, с одной стороны, преподавателю ликвидировать «белые пятна» в знаниях студентов и углубленно останавливаться на изучении наиболее актуальных вопросов, обеспечивая тем самым индивидуальный темп обучения, с другой стороны, грамотно выстроить все этапы проектирования — от формулирования проектного замысла и поиска решения до анализа результатов, поддерживая их делением курса на модули, конкретными заданиями.

Функциональные области управления проектами в области коммуникаций связаны с рядом специальных задач. К функциональным областям управления студенческими проектами в области коммуникаций относятся следующие:

1. Функциональная область стратегического управления, которым в проекте занимается креативная группа. В ее задачи входит разработка концепций, сценариев, визуализация и дизайн проекта.

2. Функциональная область медийного и коммуникационного сопровождения. Медиагруппа занимается медиапланированием, разработкой и размещением контента.

3. Функциональная область организации проекта. Организационная группа занимается процессом организации и реализации проекта, бюджетом, подготовкой отчетных документов и т.д.

Особенно важным в обучении сегодня становится формирование индивидуальной ответственности за результаты проекта, отсутствие детального разделения по видам работ, то есть взаимозаменяемость, гибкость и адаптивность, децентрализация решений, которая влечет за собой формирование самостоятельности в принятии решений и отсутствие бюрократической регламентации, которая негативно влияет на мотивацию студентов.

Очень яркая проблема, которую можно отнести к третьему блоку — процессов управления проектами — связана со стадиями проекта. Скорее исключением, чем правилом является выход студенческого проекта со стадии планирования на стадию реализации. Для такого практикоориентированного обучения, каким должно быть обучение в сфере коммуникаций, очень важно в процессе обучения видеть полезный результат, который может быть достигнут в проектной деятельности. Такими результатами являлись проекты «Мастерской рекламы», получившие право на реализацию.

Особенно важным является заключительный этап работы над проектом, рефлексия, обсуждение изученного материала в сопоставлении с полученным опытом, анализ реализации методологии управления проектами. Эта работа дает студентам возможность усовершенствовать свои идеи, разработки, приблизиться к профессиональному уровню. В самостоятельной работе над проектом, выполняемой обычно в сжатые сроки, студенты нередко не ориентируют его на реализацию, не учитывают все компоненты и условия проектной деятельности. Их задачи ограничиваются презентацией проекта-предложения экспертам или заказчикам, они не готовы его реализо-вывать, так как проект не обеспечен ни опытом, ни ресурсами.

При рассмотрении проектной деятельности как универсальной компетенции, когда, как отмечает Н.Ф. Яковлева, «уровень сформи-рованности проектной компетентности определяется по качеству разработанного и подготовленного к презентации «эскиза» проекта, который затем будет дорабатываться и окончательно оформляться в профессиональной деятельности обучающихся» [8, с. 5], частичная работа над проектом имеет место быть, но для сферы рекламы и PR, где разработка и реализация проекта является ключевой профессиональной функцией, такой подход невозможен.

К проблемам процесса управления проектами относятся такие частные проблемы, как невозможность согласовать расписание проекта с расписанием учебного процесса: на этапе реализации от членов проектной команды требуется полная занятость, которую невозможно обеспечить.

Отсутствие детально параметризированных технических заданий приводит к неопределенности и в известной степени абстрактности результатов проектов.

Субъекты управления проектами

В команду управления студенческими проектами входят руководители института и кафедры, координатор проекта из преподавателей, ответственный за каждую функциональную область управления проектами. В некоторых проектах, к примеру, «Мастерской рекламы» в команду управления входят куратор со стороны компании заказчика и куратор проекта от коммуникационных агентств. В группу участников проекта, как правило, входят все остальные члены студенческой группы, работающие над задачами в рамках учебного предмета.

Куратор или координатор проекта — преподаватель — является лицом, осуществляющим стратегическое и тактическое управление студенческим проектом с функцией контроля исполнения задач, стоящих перед каждым из направлений.

Проблемой в этой части системы управления проектами является малое количество «простых» участников, у которых, к тому же слабая мотивация к качественному выполнению задач, стоящих перед подгруппой. Опыт управления студенческими проектами показывает, с одной стороны, тенденцию к «бесконечному» воспроизводству двух-уровневости в виде участников стратегов и исполнителей проекта. С другой стороны, наблюдается тенденция перемещения функций преподавателя из команды управления в его участники: чтобы достичь целей и задач проекта, ему часто приходится становиться участником проекта.

Однако ко все более часто возникающим проблемам с кураторами от заказчиков и коммуникационных агентств можно отнести их отказ от процесса обучения, замена его на консультации и оценивание в качестве члена жюри.

Проектная деятельность показывает текущему поколению студентов положительные стороны коллективной и личной организованности, без которой невозможно реализовать проект, в противовес развивающейся в молодежной среде культуре индивидуализма.

Проекты за пределами аудиторий обнажают ряд сложностей не профессионального, а личностного характера, преодоление которых необходимо для вливания в профессию и профсообщество: умение устанавливать контакты, ответственность, стрессоустойчивость, работа в условиях многозадачности, работа в команде, тайм-менеджмент, делегирование.

Системное распределение обучения проектной деятельности в рамках дисциплин в течение 1-3 курса дает возможность учитывать особенности профессиональной подготовки и личностной мотивации студентов. Так, у студентов третьего курса, наиболее подготовленных к проектной деятельности, наблюдается снижение мотивации к участию в проектах, отчуждение от инициатив кафедры, эту особенность студентов старших курсов отмечают и исследователи [1]. Поэтому мобилизация их проектной деятельности в образовательном процессе более эффективна в плане развития профессионального потенциала

студента, позволяет использовать различные подходы к мотивации, активизации командной работы.

Исследователи, рассматривающие проектную деятельность студентов, единодушны во мнении, что этот компонент образовательного процесса формирует у студентов столь важную для профессии способность работать в команде, дает возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, как в качестве исполнителя, так и в качестве руководителя. В процессе подготовки проекта должны формироваться компоненты личностных компетенций: саморегуляция, самоконтроль, самоанализ, прогнозирование. Но наши наблюдения показывают, что последние несколько лет погружение в эти сферы для студентов оказывается сложным, и при малейшей возможности они перенаправляют функции организации командной работы, координации, контроля и др. на преподавателя, стремясь выполнить только минимальный «нарезанный» ему сектор работы, не неся ответственности за его функциональность и связь с общим результатом. Это лишает их не только возможности развивать личностные качества, но возможности видеть проект целостно, мыслить стратегически.

Студенты оставляют преподавателю право и обязанность принятия решений, тем самым успех проекта становится все в большей мере зависимым от деятельности преподавателя, что нивелирует образовательный потенциал этого метода обучения и не позволяет сформировать профессиональный навык. Самостоятельная работа над проектами с минимальным участием преподавателя и свобода от дисциплинарных рамок дает студентам возможность получить действительно свой опыт.

Разработка проекта в рамках аудиторных занятий дает возможность использовать весь методический потенциал образовательного процесса, в организации работы над проектом за пределами аудитории несколько ограничивается приток новых знаний, хотя эта активность и дает возможность общаться с практиками, экспертами, заказчиками. Ограниченность обусловлена в первую очередь тем, что этот поток информации в большей степени построен как ответ на запрос от студентов, исполнителей проекта, а значит, зависит от их активности, мотивации, степени погруженности в проект.

В то же время самостоятельная работа над проектами выводит их на новый уровень овладения интегрированными междисциплинарными знаниями, так как процесс интеграции становится не пассивным, данным извне преподавателями, а активным, как результат собственных решений и выводов.

Разработка проектов в рамках дисциплины предполагает сегментирование работы согласно учебному расписанию, тем самым «размазывает» проект по аудиторным занятиям, лишает процесс динамичности, интенсивности, студенты теряют к проекту интерес. Проекты, выстраивающиеся «над» учебным процессом, позволяют максимально приблизиться к реальной ситуации, дают больше шансов на реализацию и активность со стороны заказчиков. Мотивация к работе над проектом также в большей степени связана с условиями рынка, условиями конкурентности, возможностями получить право на реализацию.

Еще один плюс внедисциплинарных проектов — добровольное формирование команды, что позволяет взаимодействовать студентам разных курсов, а в некоторых проектах — и разных специальностей и вузов, что, безусловно, способствует построению профессиональных связей и укрепляет позиции будущего специалиста при погружении в профессиональное сообщество.

Ко второму блоку в модели системного управления проектами — объектов управления — относится набор традиционных проектов кафедры МТРиСО Алтайского государственного университета (см. выше). Особенности объектов управления студенческими проектами заслуживают отдельного более внимательного рассмотрения, и могут стать предметом отдельного исследования. В настоящей статье лишь отметим, что главной и постоянной проблемой здесь является необходимость постоянной адаптации их содержания и форматов под текущие требования рынка и работодателей. В этом смысле проекты реагируют значительно быстрее, чем система образования.

Полный системный анализ управления проектной деятельности студентов направления «Реклама и связи с общественностью» представляет собой перспективу для более глубокого исследования. Проведенный анализ позволяет говорить о существовании сложностей в системе управления проектами как на уровне процесса управления, так и на уровне субъектов проектной деятельности.

Литература

1. Горбунова Е.В. Адаптация студентов 1-3 курсов бакалавриата / специалитета к университетской жизни // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1. № 1. С. 48-64.

2. Профессиональный стандарт специалиста по связям с общественностью // Российская ассоциация по связям с общественностью. URL: https://www.raso.ru/profstandart.php (дата обращения: 23.04.2020).

3. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / С.М. Хащин, Д.М. Зозуля, А.Е. Сафровнов. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2013. 226 с.

4. Управление проектами. Фундаментальный курс / Под ред. В. Аньшина, О. Ильиной. М. : Высшая школа экономики, 2013. 890 с.

5. Учебный план по программе бакалавриата 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», профиль «Реклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах» // Алтайский государственный университет. URL: https://www.asu.ru/sveden/education/programs/1408/ (дата обращения: 23.04.2020).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (уровень бакалавриата) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. URL: http://fgosvo.ru/420301 (дата обращения: 23.04.2020).

7. Характеристика основной образовательной программы высшего образования. Направление подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью». Профиль «Реклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах» // Алтайский государственный университет. URL: https://www.asu.ru/files/sveden/education/oop/OOP_42_03_01_riso-1-2019_2019.pdf (дата обращения: 23.04.2020).

8. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. М. : ФЛИНТА, 2014. 144 с.

L.M. Komissarova, K.A. Yanchevskaya

Altai State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MANAGING STUDENT COMMUNICATIONS PROJECTS:

PROBLEMS AND PROSPECTS

The article presents the analysis of project management as a component of professional training of students of the direction "Advertising and public relations". Project management is considered from the point of view of system approach, features of student projects management from the point of view of management process, subjects of management are highlighted. The vectors of project competence formation in the process of training are singled out, the difficulties arising in project management related to the peculiarities of the educational process implementation, orientation to the professional standard, personal characteristics of students are described.

Key words: project activity, project management, system approach to project management, project management subjects, project management process, professional competence.

C.B. Зенченко, Ю.Б. Шагбанова

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева chagbanovajuli@mail.ru

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ»: ОПЫТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье анализируются основные методические подходы в преподавании коммуникационной дисциплины «Выставочная деятельность предприятий», делается акцент на практикоориентированном аспекте в методике преподавания. В работе прописываются также научно-исследовательские и творческие компоненты в методике преподавания данной дисциплины для студентов высшего учебного заведения. Практикоориентированный аспект включает создание студенческой командой проекта стенда для виртуальной выставки. Научно-исследовательский аспект методики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.