Научная статья на тему 'Особенности преподавания теологии в классическом университете'

Особенности преподавания теологии в классическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1465
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЯ / БОГОСЛОВИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раменских Е. А.

Рассмотрены особенности преподавания теологии в классическом университете, история богословского образования в России. Раскрывается специфика теологического образования, обосновывается необходимость творческого подхода к преподаванию дисциплины «Методика преподавания теологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания теологии в классическом университете»

Список литературы

1. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ // Высшее образование в России. 2006. №7. С.103.

2. Стефановская Т. А. Технология обучения педагогике в вузе: методическое пособие. Второе издание. М., Изд-во «Совершенство», 2000. С.202-204.

3. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ // Высшее образование в России. 2006. №7. С.104.

4. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ // Высшее образование в России. 2006. №7. С.111.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2000. С.479.

6. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2000. С.483.

7. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ // Высшее образование в России. 2004. №11. С.174.

О.А. Mironova

Postgraduate student of the Chair “Theory and Methods of Professional Education”

The Teacher’s Role in the Development of Students’ Creative Potential.

The article analyses the notions of students’ independent and scientific-research work, and considers the teacher’s role during its carrying out.

Key words: students independent work, students scientific-research work, teacher’s pedagogical creativity

Получено 07.10.2010 г.

УДК 378.016:2

Е.А. Раменских, аспирант, 89207536317, helen [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОЛОГИИ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Рассмотрены особенности преподавания теологии в классическом университете, история богословского образования в России. Раскрывается специфика теологического образования, обосновывается необходимость творческого подхода к преподаванию дисциплины «Методика преподавания теологии».

Ключевые слова: теология, богословие, университет, гуманитарное образование, преподавание, квалификация, творческий подход.

В настоящее время наша страна находится в условиях духовнонравственного кризиса. Общество переживает сегоднясложные времена нестабильности в социально-экономической и образовательной сферах.

Многие современные философы, психологи, социологи и педагоги говорят о том, что с каждым годом возрастает опасность дегуманизации общества, «происходит унификация социально-политических структур, разрушение формы культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно - призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни» [1]. Сегодня в образовательных учреждениях России созданы реальные условия для того, чтобы, преподавая учебные дисциплины, опираться на религиозные представления о мире, формировать у студентов представление о высших духовных ценностях, в частности, о ценностях православия, его истории, о православном понимании человека [5].

Богословское высшее образование в России имеет давние традиции, складывавшиеся на протяжении нескольких веков. Сначала богословское образование до определенной степени воспроизводило греческую, латинскую, вольфианскую и иные богословские позиции. Встречались и самобытные мыслители в этой области. В XIX веке православное богословское образование испытывает небывалый подъем и становится действительно и самостоятельным, и имеющим широкое распространение, и обладающим признаками настоящей научности. В стенах Петербургской, Московской, Киевской, Казанской Духовных академий, множества семинарий и духовных училищ преподают в это время многие талантливые педагоги и ученые, сделавшие много и для светской науки, и для российского общества в целом. Из стен академий выходят прославленные философы, историки, пастыри, естествоиспытатели, общественные и политические деятели. Русская богословская наука дала миру целый ряд великих ученых. Достаточно вспомнить имена святителя Филарета (Дроздова), митрополита Макария (Булгакова), Василия Болотова, Евгения Голубинского, Василия Ключевского, Антона Карташева, Николая Глубоковского, протоиерея Александра Горского, протоиерея Сергия Булгакова, священника Павла Флоренского, протоиерея Георгия Флоровского, архимандрита Киприана (Керна), Владимира Лосского и многих других. Нельзя не упомянуть замечательных религиозных мыслителей-философов Николая Бердяева, Семена Франка, Льва Лопатина, Ивана Ильина, великих миссионеров, всю многовековую русскую культуру с ее литературными, музыкальными, архитектурными шедеврами, древними фресками, иконами мировой ценности.

Поскольку традиции богословского образования и миссионерства в России на несколько десятилетий были прерваны, жестко искоренялись, подавлялись или замалчивались атеистической властью, теперь приходится восстанавливать, изучать заново опыт прошлого, поднимать традиции из руин. Процесс восстановления, точнее рождения заново, не может быть простым и лёгким. И трудности, с которыми сталкивается современная православная культура, закономерны и преодолимы. Как показывает опыт,

преподавание традиционной теологии в новых формах находит живой положительный отклик у большинства людей, часто даже очень далеких от православия и религии вообще.

Дело в том, что преподавание, восстановление традиции (от лат. -“предание”, “передача”) православной культуры имеет цели не столько миссионерские, сколько общественно полезные. Православная культура является многонациональной и потому не порождает национальной розни. Православными по всему миру являются русские, греки, сербы, англичане, евреи, эфиопы, китайцы, корейцы, японцы, индейцы, индусы и т.д. Но в нашей стране православие так тесно связано с менталитетом народа, с его культурными и духовно-нравственными особенностями, что давно уже вышло за пределы сугубо церковной жизни. Православная культура, преподаваемая сегодня, должна вернуть людям опыт духовно-нравственного совершенствования, опыт сострадания, милосердия, самопожертвования, бескорыстного творчества во всех сферах жизни, подлинного семейного и дружеского общения. Православная культура, независимо от личного отношения человека к религиозному мировоззрению, призвана научить видеть красоту, ценность и мудрое устройство природы, сопереживать доброму и не принимать того, что навсегда разделяет людей: гордость, злобу, зависть и т.д. Православная культура может дать детям и взрослым и основания здорового образа жизни в противовес нарастающей эпидемии наркомании и алкоголизма, пропагандируемых СМИ.

Активное развитие гуманитарного знания в современной России является общепризнанным фактом. Открытие гуманитарных факультетов в изначально «технических» вузах является одним из наиболее очевидных аргументов в подтверждение этого утверждения. В настоящее время интерес к теологии проявляют все новые и новые вузы. Более 36 университетов современной России имеют теологические факультеты. Теологическое образование сегодня востребовано во всем мире. Следует также отметить, что теологи осуществляют профессиональную деятельность во многих областях, что говорит о многогранности этой специальности. К примеру, согласно ГОСТ выпускники могут проводить научно-исследовательскую работу в области истории и теории религии и церкви, религиознофилософских проблем бытия человека и современной цивилизации, также они могут работать в государственных и муниципальных образовательных учреждениях как преподаватели теологических предметов и религиозной философии.

Студенты, обучающиеся специальности “теология”, получают дополнительную квалификацию “преподаватель”, поэтому им преподается специальный блок психолого-педагогических дисциплин. Важное место в этом блоке занимает курс “Методика преподавания теологи”.

Методика преподавания в узком смысле является частным разделом педагогики и включает в себя дидактику, где рассматриваются методы, це-

ли, принципы обучения и развития творческих способностей учащихся, осуществляется знакомство с инновационными обучающими технологиями и прочее. То есть в узком смысле этот предмет готовит будущих специалистов к преподавательской деятельности.

Однако возможно и широкое толкование этой дисциплины, поскольку она является частью подготовки к практике как в рамках учебного процесса, так и в общественной деятельности вообще. Ведь формы “преподавания” могут быть самыми неожиданными: начиная от дружеской беседы и лёгкой статейки в стенгазете и заканчивая выступлением в теледебатах, участием в Интернет-форуме, докладом на научной конференции. Как современный человек может донести подлинный смысл и огромное значение православной культуры до россиян? Сознательный православный человек должен понимать, что его миссия совершается каждую секунду его жизни. Его повседневная и научная деятельность, его семейная или студенческая жизнь являются для окружающих аргументом “за” или “против” Православной культуры. Люди, профессионально ориентирующиеся в проблемах духовной жизни, нужны в детских домах и больницах, а также там, где занимаются работой с молодежью, инвалидами, стариками, социальной и психологической реабилитацией, благотворительными программами, патриотическим и духовно-нравственным воспитанием. Обеспечить необходимое качество преподавания смогут люди, которые достаточно глубоко знают историю христианской церкви, православную этику, историю христианской живописи, архитектуры, духовной музыки, разбираются в проблематике русской религиозной философии и классической литературы.

В этой связи было бы целесообразным подойти к организации семинарско-практических занятий по этой дисциплине с творческой точки зрения и более подробно остановиться в процессе обучения на следующих позициях:

1) краткой истории богословского образования в России и за рубежом;

2) особенностей современного преподавания теологии в виде “Основ православной культуры”, “Основ нравственности”, “Духовнонравственной традиции России”, “Традиционной народной культуры России”, “Мировой художественной культуры” и пр.

3) правил и способов грамотной подачи материала в учебном процессе;

4) приемов ораторского искусства;

5) проблемно-поискового чтения отрывков произведений православных писателей, содержащих педагогические ситуации и выполнения творческих заданий к ним;

6) ведения специального «Духовного дневника» по самостоятельной и творческой работе»;

7) методологии учебно-научной работы студентов и учащихся в виде курсовых сочинений и рефератов;

8) способов развития памяти и творческих процессов у самих студентов и у их потенциальных учеников;

9) способов организации самостоятельной деятельности учащихся и процессов самообразования.

В рамках практических и семинарских занятий при реализации теоретических знаний у студентов вырабатываются необходимые педагогические, ораторские, исследовательские и самообразовательные навыки.

В заключение хотелось бы отметить, что, безусловно, преподавание теологии в университете носит светский характер. Преподаватели дают студентам полноценное гуманитарное образование, рассказывают студентам прежде всего о религиозном и культурном наследии. Именно его знание, понимание особенностей каждой религии и, главное, уважительное отношение к ним призваны обеспечить сегодняшним молодым и будущим поколениям духовную безопасность, развитие созидательных процессов в обществе.

Список литературы

1. Метлик И. В. Об актуальных вопросах изучения религиозной культуры в российской школе. третьи Покровские образовательные чтения /отв. ред. В. А. Беляеваю. Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. 2005. С. 22-35.

2. Никандров Н. Д. Духовные ценности в воспитании современной России//Педагогика. М., 2008. №8.

3. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении // Офиц. докум. в образ. 2004. № 1. С.24-31.

4. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания .М., 1997.

5. Слободчиков В. И. Духовно-нравственное становление и развитие человека. http://pokrov-forum.ru/library/

E .Ramenskikh

Features of teaching theology in the classical university

The author considers features of teaching theology in the classical university. The author gives review to the history of the theological education in Russia.

Specificity of theological education in Russia is disclosed in this article. The author grounds necessity of creative approach to the teaching of discipline “Methodology of teaching of theology’’.

Key words: theology, divinity, university, humanist education, teaching, qualification, creative approach.

Получено 25.20.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.