Научная статья на тему 'Особенности преподавания технических дисциплин в учебных заведениях МВД России'

Особенности преподавания технических дисциплин в учебных заведениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание / мотивация / курсант / естественнонаучные дисциплины / технические дисциплины / teaching / motivation / cadet / natural science disciplines / technical disciplines

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимир Викторович Лопухов, Эльвира Ринатовна Зарипова

Рассматриваются вопросы преподавания естественнонаучных и технических дисциплин курсантам учебных заведений МВД России. Исследована специфика комплектования подразделений органов внутренних дел, проанализирован образовательный уровень обучающихся в учебных заведениях МВД России в сравнении с другими учебными организациями, отмечены особенности учебного процесса и отличие от преподавания в гражданских высших учебных заведениях. Авторы представили методические рекомендации и приемы преподавания естественнонаучных и технических дисциплин, позволяющие повысить эффективность усвоения учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимир Викторович Лопухов, Эльвира Ринатовна Зарипова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of teaching technical disciplines in educational institutions of the Ministry of internal affairs of Russia

The paper is devoted to the problems of teaching natural science and technical disciplines to cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The specifics of recruitment of units of internal affairs are studied. The educational level of students in institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in comparison with other educational organizations is analyzed. The features of the teaching process and the difference from teaching in civilian institutions of higher education are noted. The authors presented methodological recommendations and methods of teaching natural science and technical disciplines, which allow increase the efficiency of learning the educational material.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания технических дисциплин в учебных заведениях МВД России»

Научная статья УДК 378; ББК 74.4

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-115-121 EDN: https://elibrary.ru/qlqxty NIION: 2018-0077-2/24-464 MOSURED: 77/27-024-2024-02-663

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Особенности преподавания технических дисциплин в учебных заведениях МВД России

Владимир Викторович Лопухов1, Эльвира Ринатовна Зарипова2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 vladl963-63@mail.ru

2 ezarip@gmail.com

Аннотация. Рассматриваются вопросы преподавания естественнонаучных и технических дисциплин курсантам учебных заведений МВД России. Исследована специфика комплектования подразделений органов внутренних дел, проанализирован образовательный уровень обучающихся в учебных заведениях МВД России в сравнении с другими учебными организациями, отмечены особенности учебного процесса и отличие от преподавания в гражданских высших учебных заведениях. Авторы представили методические рекомендации и приемы преподавания естественнонаучных и технических дисциплин, позволяющие повысить эффективность усвоения учебного материала.

Ключевые слова: преподавание, мотивация, курсант, естественнонаучные дисциплины, технические дисциплины

Для цитирования: Лопухов В. В., Зарипова Э. Р. Особенности преподавания технических дисциплин в учебных заведениях МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 115-121. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2024-2-115-121. EDN: QLQXTY.

Original article

Features of teaching technical disciplines in educational institutions of the Ministry of internal affairs of Russia

Vladimir V. Lopukhov1, Elvira R. Zaripova2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia

1 vlad1963-63@mail.ru

2 ezarip@gmail.com

Abstract. The paper is devoted to the problems of teaching natural science and technical disciplines to cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The specifics of recruitment of units of internal affairs are studied. The educational level of students in institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in comparison with other educational organizations is analyzed. The features of the teaching process and the difference from teaching in civilian institutions of higher education are noted. The authors presented methodological recommendations and methods of teaching natural science and technical disciplines, which allow increase the efficiency of learning the educational material.

Keywords: teaching, motivation, cadet, natural science disciplines, technical disciplines

For citation: Lopukhov V. V., Zaripova E. R. Features of teaching technical disciplines in educational institutions of the Ministry of internal affairs of Russia. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):115-121. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2024-2-115-121. EDN: QLQXTY.

Введение технических дисциплин в учебные заведения МВД

В соответствии с требованиями федерального законодательства, регламентирующего прохождение службы в подразделениях полиции Российской Федерации,

сотрудники полиции, замещающие должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, должны иметь высшее юридическое образование [1; 2].

Для службы в милиции таких ограничений не было, для назначения на офицерскую должность достаточно

© Лопухов В. В., Зарипова Э. Р., 2024

было иметь любое среднее специальное образование, т. е. закончить техникум, либо любое высшее образование. В связи с этим в милиции работали помимо выпускников ведомственных учебных заведений МВД СССР, а затем МВД России значительное количество граждан, окончивших средние и высшие учебные заведения по специальностям, далеким от правоохранительной деятельности. Особой популярностью служба в милиции пользовалась у выпускников педагогических ВУЗов, поскольку поступить в педагогический институт было несложно, особенно юношам, отсрочку от службы в вооруженных силах он давал, а последующая служба в милиции также освобождала от армии, при этом по престижу и заработной плате превосходила работу в среднеобразовательной школе.

Такой подход к комплектованию подразделений милиции был связан с хроническим некомплектом личного состава, особенно в службах уголовного розыска, участковых уполномоченных, патрульно-постовой, вневедомственной охране и других подразделениях.

Вместе с тем служба в милиции всегда была престижной и почетной, подавляющее большинство сотрудников получали недостающие знания в процессе работы, приобретали практический опыт и становились высококвалифицированными специалистами, преданными своей профессии и стране [3]. О чудесах личного мужества, профессионализма, таланта советских милиционеров ходят легенды, примеры раскрытия сложных преступлений вошли в учебники по криминалистике и стали многочисленными сюжетами документальных и художественных фильмов. Раскрывая и расследуя запутанные преступления, сотрудники органов внутренних дел в то время не имели на вооружении компьютеров, систем видеонаблюдения, смартфонов, искусственного интеллекта и других достижений технического прогресса, полагаясь только на свой опыт, настойчивость, изобретательность и оперативную смекалку.

При всех недостатках комплектования личного состава милиции, низкие требования к образовательному уровню кандидатов имели свои плюсы. Они позволяли принимать на службу сотрудников различных специальностей, необходимых для решения стоящих перед подразделением задач.

Например, в подразделениях уголовного розыска на должности младших оперуполномоченных традиционно брали и берут водителей, поскольку таких штатных единиц у них нет, а острая потребность в водителях имеется. В результате оснащения подразделений компьютерной техникой, в связи с цифровизацией, возникла потребность в своих соответствующих технических специалистах [4]. Штатные единицы инженеров-электроников и инженеров-программистов имеются в профильных технических подразделениях - информационных центрах и подразделениях информационных технологий, связи и защиты информации [5].

Однако обращение к ним за помощью сильно заорганизовано, требует подготовки заявок, подписание их у различных руководителей, исполнение затягивается

очередностью и срочное решение технических вопросов становится невозможным. Руководители практически всех подразделений милиции, а в последствии и полиции стремились и стремятся иметь у себя в подразделении сотрудников, обладающих необходимыми инженерными знаниями.

Работа в штабных подразделениях уровня управлений - главных управлений по субъектам Российской Федерации требует наличия у сотрудников навыков хорошего владения письменным русским языком для подготовки различных документов. Сотрудники, способные быстро и грамотно готовить документы, всегда были в дефиците и высоко ценились и ценятся в любых подразделениях органов внутренних дел. Например, в ГУВД г. Москвы длительное время был заместителем начальника и возглавлял штаб генерал-майор милиции Попов В. И., выпускник историко-филологического факультета Волгоградского пединститута, работавший в школе перед приходом в милицию. Документы, подготовленные им и его подразделением, всегда отличались высоким качеством и отмечались руководством МВД России.

После перехода в полицию в 2011 году и введения требования об обязательном наличии высшего юридического образования, прием на службу сотрудников, имеющих специальности, отличные от юридических, стал практически невозможен. Кандидаты, имеющие одновременно юридическое и техническое или иное образование, встречаются крайне редко, в единичных случаях.

Решением данной проблемы стало введение в учебный процесс некоторых высших учебных заведений МВД России технических дисциплин и подготовка технических специалистов в стенах этих организаций.

Категоризация обучающихся

Так, в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя (далее - МосУ) существует факультет подготовки специалистов в области информационной безопасности (далее - ФПСОИБ), выпускающий специалистов по информационной безопасности для подразделений МВД России. Курсантам этого факультета на первых трех курсах преподают естественнонаучные дисциплины - высшую математику, физику, технические дисциплины - электротехнику, радиоэлектронику, схемотехнику, вычислительную технику, основы обработки информации и обработки сигналов, операционные системы, программирование, технологии искусственного интеллекта, алгоритмы и структуры данных и другие дисциплины. На последующих курсах происходит углубленное изучение предметов, касающихся защиты информации. Данные предметы в усеченном варианте соответствуют программам гражданских технических вузов, выпускающих электро-радиоинжене-ров, программистов и специалистов по информационной безопасности.

Параллельно с техническими дисциплинами курсантам преподаются юридические дисциплины, необходимые сотрудникам органов внутренних дел: уголовное и административное право, уголовный и ад-

министративный процесс, криминология, криминалистика и т. д., а также проходит обучение боевым дисциплинам - приемам рукопашной борьбы, использования огнестрельного оружия и специальных средств, способам задержания вооруженных преступников, пресечения массовых беспорядков, оказания первой медицинской помощи, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

Успешное освоение этого разнонаправленного комплекса дисциплин дает возможность обучающимся получить в процессе обучения знания, умения и навыки, позволяющие после распределения быстро приступить к оперативно-служебной деятельности и легко адаптироваться в коллективе [6]. Этого не происходит с выпускниками гражданских вузов, поскольку служба в органах внутренних дел имеет свою специфику и требует получения большого количества специальных знаний.

Однако, на практике и с выпускниками ФПСОИБ имеет место картина, далекая от идеала. Большое разнообразие преподаваемых дисциплин от рукопашного боя и учебно-боевых стрельб до высшей математики, квантовой механики и технологий искусственного интеллекта имеет ряд минусов.

Успешное усвоение такой насыщенной учебной программы возможно курсантами, обладающими высокими умственными и физическими способностями, хорошим здоровьем, выносливостью и трудоспособностью [7]. Подобные широконаправленные учебные программы используются при подготовке сотрудников спецслужб, спецподразделений, разведчиков. При этом абитуриенты в данные организации проходят очень серьезный отбор, в результате которого обучающимися становятся люди с незаурядными способностями, а на учебный процесс затрачиваются значительные финансовые и материально-технические средства.

Так, высоким уровнем подготовки отличалась Высшая школа КГБ СССР, кандидаты на обучение в которую тщательно отбирались из выпускников, красноди-пломников институтов и техникумов, военных училищ, туда поступали лучшие из лучших. Подобную систему отбора для учебных заведений МВД России организовать невозможно в связи со значительным количеством подготавливаемых сотрудников МВД России и несопоставимым бюджетом обучения.

Реалии же таковы, что поступить на указанный факультет в настоящее время не сложно, требования по ЕГЭ - минимальные, проходной балл - довольно низкий. Курсантами становятся абитуриенты со средними способностями, часто с неопределенной мотивацией. Разнообразие преподаваемых предметов приводит к поверхностному их освоению, что подтверждает тестирование остаточных знаний. Поэтому задача профессорско-преподавательского состава, при существующих условиях, вложить в курсантов и иностранных слушателей необходимые знания, привить умения и навыки, позволяющие стать достойными, высокомотивированными сотрудниками органов внутренних дел [8; 9].

Преподавание естественнонаучных и технических дисциплин в этих условиях имеет свои особенности

и существенно отличается от преподавания в гражданских технических вузах.

Так, на ФПСОИБ в МосУ электро-радиотехниче-ское образование дается через дисциплины: «Основы электротехники и радиоэлектроники» (преподается в течение 2-х семестров и предполагает 100 учебных часов, 40 - лекции, 30 - лабораторные работы, 30 - практические занятия), «Основы электро-радиоизмерений» (один семестр, 60 часов), «Основы микропроцессорной техники» (один семестр, 50 часов).

Таким образом, за 210 академических часов преподаватели должны научить курсантов рассчитывать электрические цепи постоянного и переменного тока, понимать принципы работы различных электро-радио-технических устройств, рассчитывать, монтировать и отлаживать их. Писать программы для микроконтроллеров различного назначения на основе микропроцессоров.

Анализ показывает, что образовательный уровень курсантов уже с первого курса начинает разделяться на три категории.

Первая - наиболее «продвинутые» курсанты, отличники, их обычно немного, 1-4 человека из группы, обладают высоким уровнем знаний и умений, которого они достигли не столько на занятиях, а в большей степени в результате самостоятельного, заинтересованного изучения предметов. Будучи радиолюбителями, способны самостоятельно разработать электронное устройство, смонтировать, запрограммировать, настроить и ввести его в эксплуатацию, обладают творческим мышлением. Такие курсанты на всех курсах показывают высокие результаты, активно участвуют в жизни университета и являются его гордостью. Вместе с тем, заслуга университета в том, что они такие, небольшая, поскольку знания ими получены не в результате педагогического таланта профессорско-преподавательского состава, а самостоятельно. Университет лишь помогает развить их и направить в нужное русло. После распределения по окончании университета, руководители практических подразделений, как правило, ими довольны и положительно отзываются об университете.

Вторая категория - наиболее массовая и проблемная, составляет 80-90 % учебного взвода или группы. Курсанты из этой категории в целом по изучаемым дисциплинам успевают, однако, знания имеют поверхностные, понимания сути проводимых экспериментов и решаемых задач нет, основной способ обучения -зубрежка, творческое мышление отсутствует. В результате обучения находятся на уровне ознакомления и воспроизведения полученных знаний, не достигнув уровней осмысления и применения. По окончании преподавания предмета, большую часть материала забывают. Их мотивация направлена на то, чтобы сдать изучаемые предметы, окончить университет и распределиться в практическое подразделение, работа в котором не требует больших трудозатрат при наличии всех социальных гарантий и льгот. После распределения, в начале своей практической деятельности имеют негативные оценки руководства, считаются «лентяями». Да-

лее - в зависимости от вклада в работу подразделения. Работа с данной категорией курсантов - постоянная и очень серьезная проблема в учебном процессе. На их обучение, доведение знаний до необходимого уровня, воспитание правильной жизненной позиции должны быть направлены основные усилия преподавателей кафедр и руководителей факультета. Практика показывает, что это возможно, поскольку такие курсанты, в силу возраста, восприимчивы как к хорошему, так и к плохому, их возможно заинтересовать, увлечь и в конечном итоге перевести в первую категорию. Такие примеры не единичны.

Третья категория - как и первая немногочисленная, 1-3 человека в группе. Это курсанты, которые полностью не успевают по большинству предметов. Причинами являются длительное заболевание, недостаточные умственные способности, но самая распространенная -отсутствие мотивации службы в органах внутренних дел. Правильно построенная индивидуально-воспитательная работа в некоторых случаях позволяет избежать увольнения и вернуть курсанта в ряды успевающих [10].

Методические приемы

В отличие от гражданских вузов, воспитательная работа с курсантами имеет большое значение в учебных заведениях МВД России, в том числе при преподавании технических дисциплин, поскольку профессия полицейского обладает высокой коррупционной опасностью и криминальная ориентация выпускника нанесет намного больший ущерб, чем недополученные знания.

Кроме этого, если гражданские вузы, как правило, имеют выраженную направленность - техническую или гуманитарную, то технические факультеты учебных заведений МВД России нельзя считать ни первыми, ни вторыми, они должны готовить универсальных специалистов - и юристов, и инженеров одновременно. Это сложнее, поскольку, общеизвестно, что большинство людей делятся на так называемых «гуманитариев» и «технарей», или «физиков» и «лириков», людей с универсальными способностями мало [11].

В существующих условиях, для успешного освоения естественнонаучных и технических дисциплин, преподавателям необходимо использовать ряд методических приемов.

1. Обязательная и постоянная привязка даваемого материала с предстоящей практической деятельностью.

Практика показала, что курсанты всегда, в начале изучения дисциплины, задают вопросы: «Зачем нам высшая математика, несколько ее видов, зачем нужна физика, электротехника, как нам это пригодится в практической деятельности, ведь мы полицейские? Зачем нам знать, что такое производная, интеграл, переменный и постоянный ток и т. д.?».

Примерный скрипт ответа преподавателя должен быть следующий: «Верно, вы в первую очередь полицейские. И ваша главная задача - помогать людям, защищать их покой, раскрывать преступления, не считаясь с личным временем, не жалея сил, здоровья, а если потребует-

ся и своей жизни. Об этом вы давали присягу. Но специфика профессии полицейского такова, что вам, в каком бы вы подразделении не работали, придется сталкиваться с ситуациями, требующими познаний в различных областях знаний, от оказания первой медицинской помощи до ядерной физики. Потребуется мгновенно принимать решения, выстраивать логические цепочки событий или поступков, обобщать и конкретизировать разрозненные данные, искать связи между ними. Вычислять площади, объемы, потоки, скорости и ускорения. Здесь необходимы знания математики и физики, причем такие знания, когда открывать учебник будет некогда. Вы можете столкнуться с низкими или высокими электрическими напряжениями и токами. Занимаясь вопросами защиты информации, необходимо знание и понимание физических и электромагнитных процессов, возникающих при работе с информацией. Кроме этого, изучение данных дисциплин развивает логику и существенно повышает умственные способности». Далее нужно привести конкретные примеры использования знаний, рассмотренных на занятии.

Желательно как можно чаще проецировать изучаемую тематику на задачи профессиональной деятельности. Некоторая доля юмора также оживляет занятие и, главное, позволяет лучше запомнить материал. Так, при изучении теории информации курсантам нравятся такие задачи [12, с. 8]: «Патрульно-постовая служба задержала 6 хулиганов, причем трое из них без российского гражданства. Наудачу вызывают трех задержанных. Какое количество информации содержится в сообщении о том, что среди них двое будут без гражданства».

Преподавателю не следует жалеть времени, потраченного на данные пояснения и аналогии. Оно компенсируется большей заинтересованностью в изучении темы и лучшей запоминаемостью.

2. Наглядность преподаваемого материала.

Необходимо максимально понятно и наглядно подавать учебный материал. Например, на ФПСОИБ МосУ для проведения лабораторных работ по дисциплине «Основы электротехники и радиоэлектроники» используются специальные стенды (рис. 1, 2), на которых наглядно представлены электро-радиоэлементы и измерительные приборы, из которых легко составляются принципиальные электрические и монтажные схемы.

Рис. 1

[?• ■ ••..'..Г'. ■Ъч. , .•<*•■■ ■■

Рис. 2

Вместе с тем при проведении работ целесообразно показывать, как выглядят радиодетали. Так, увидев, как выглядит и из каких составных частей состоит специальный, разборный, учебный трансформатор, курсанты значительно лучше освоили соответствующую тему лабораторной работы (рис. 3).

•Т

Рис. 3

Поскольку за одним стендом работает группа кур-сайтов численностью 2-4 человека, преподаватель должен убедиться, что каждый член группы своими руками, осознанно собрал схему, подключил приборы и сделал измерения. Иначе материал запомнит только курсант, работавший на стенде.

3. Повторение пройденного материала. Двигаясь поступательно по тематике изучаемой

дисциплины, необходимо на каждом занятии, практическом - обязательно, на лекциях - желательно, возможно коротко, возвращаться к ранее пройденным темам, выборочно задавая вопросы курсантам, причем всем ранее отсутствовавшим - в обязательном порядке. Практика показала, что только в этом случае материал усваивают практически все курсанты.

4. Использование внеаудиторных форм обучения. Практика показала, что результативность усвоения

учебного материала во много раз выше, когда он изучается в рамках факультативов, кружков, викторин и т. д. Так,

на ФПСОИБ успешно функционирует интеллектуальный клуб по искусственному интеллекту и современным технологиям, созданный доцентом кафедры естественнонаучных дисциплин. В рамках данного клуба курсанты разных курсов и специальностей выступают с презентациями, демонстрируют самостоятельно созданные электронные устройства, мобильные приложения, сайты, решают разные практические задачи. Практически все участники клуба повысили свои результаты в учебе.

5. Организация экскурсий в практические подразделения.

Посещение курсантами практических подразделений позволяет увидеть будущие места работы, пообщаться с действующими сотрудниками, узнать о героических эпизодах их службы. Например, организованные экскурсии в Музей уголовного розыска Главного управления МВД России по г. Москве получают восторженные отзывы курсантов ФПСОИБ и желание работать в подразделениях уголовного розыска.

6. Комплектование кафедр профессорско-преподавательским составом.

Практическая работа кафедры естественнонаучных дисциплин показала, что наибольшая эффективность учебного процесса достигается при наличии как преподавателей с высокими научно-учебными показателями - профессоров, доцентов, так и преподавателей, имеющих большой практический опыт оперативно-служебной деятельности в подразделениях, в том числе опыт раскрытия и расследования преступлений [13; 14]. Наиболее качественные практические занятия получаются при совместном их проведении.

Руководство университета популяризирует профессию полицейского. Например, осенью 2023 года в МосУ впервые проводилась олимпиада для школьников «Университет цифровой полиции». Олимпиада направлена на увеличение охвата поступающих абитуриентов на факультет подготовки специалистов в области информационной безопасности.

В завершение следует подчеркнуть, что неформальный, творческий подход преподавателей к организации учебного процесса, несмотря на имеющиеся особенности и трудности, позволяет учить и воспитывать курсантов достойными стражами правопорядка.

Список источников

1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».

2. Грачева О. С., Майорова С. А. Методические особенности непрерывного образования сотрудников ОВД в вузах МВД РФ // Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 11А. С. 93-101.

3. Эриашвили Н. Д. Профессиональная этика российского полицейского // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 48-52.

4. Зарипова Э. Р. О мотивации иностранных студентов получать высшее образование в Российской Фе-

дерации на примере Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя и Российского университета дружбы народов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 193-196.

5. Лопухов В. В. Информационно-аналитическое обеспечение как неотъемлемая часть процесса раскрытия преступлений на примере организации работы подразделений ГУ МВД России по г. Москве // Информационные технологии в деятельности органов внутренних дел : Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Московский университет МВД РФ имени В. Я. Кикотя, 2023. С. 215-221.

6. Богуславский В. В., Гирская М. В. Мотивация учебной деятельности курсантов // Военный университет МО РФ. Мир образования - образование в мире. 2014. № 3 (55). С. 217-221.

7. Максимова Е. А., Ценцеря Е. А., Пахомова Н. В. Особенности самостоятельной работы курсантов при компетентностном подходе к образованию // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3(100). С. 104-106.

8. Путилов А. О., Зарипова Э. Р. Основные задачи цифровизации российского образования // Криминологический журнал. 2022. № 1. С. 111-113.

9. Прохоров К. А., Дядык Е. С. Проблемы, связанные с подготовкой программ учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка» (ТСП) // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 4. С. 165-168.

10. Богуславский В. В., Чесноков Н. А. Содержание, организация и методика воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. 2005. № 4. С. 61-65.

11. Гришай Е. В., Манацков И. В. Позитивные и негативные факторы адаптации курсантов в условиях полиэтнической образовательной среды // Личность курсанта: психологические особенности бытия : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции / Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова ; Краснодарский университет МВД России. Краснодар : Кубанский государственный университет, 2016. С. 167-172.

12. Думачев В. Н. Теория информации и кодирования // Воронеж : Воронежский институт МВД России. 2012. С. 1-200.

13. Белошицкий А. В., Мещеряков Д. В. Информационно-коммуникационная компетентность преподавателя военного вуза // Педагогическое образование: вызовы XXI века : Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В. А. Сластенина / под общ. ред. Н. И. Вьюновой. Воронеж : Воронежский государственный университет, 2016. С. 177-179.

14. Баринова О. Ю., Мингазизова Г. Г. Сценарий как средство реализации практической направленности занятий по английскому языку у сотрудников по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 4. С. 95-98.

References

1. Federal Law No. 342-FZ of November 30, 2011 «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

2. Gracheva O. S., Mayorova S. A. Methodological features of continuous education of police officers in universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Issues of Russian and international law. 2017. Vol. 7. No. 11A. Р. 93-101.

3. Eriashvili N. D. Professional ethics of the Russian policeman // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 1. Р. 48-52.

4. Zaripova E. R. On the motivation of foreign students to receive higher education in the Russian Federation on the example of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs named after V.Ya. Kikot' and the Peoples' Friendship University of Russia // Psychology and pedagogy of official activity. 2021. No. 4. Р. 193-196.

5 . Lopukhov V. V. Information and analytical support as an integral part of the process of solving crimes on the example of the organization of the work of the departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow // Information technologies in the activities of internal affairs bodies : Collection of scientific articles of the All-Russian scientific and practical conference. Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot', 2023. Р. 215-221.

6. Boguslavsky V V., Girskaya M. V. Motivation of educational activities of cadets // Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The world of education is education in the world. 2014. No. 3 (55). Р. 217-221.

7. Maksimova E. A., Tsentserya E. A., Pakhomova N. V Features of independent work of cadets with a competence-based approach to education // The world of science, culture, and education. 2023. No. 3 (100). Р. 104-106.

8. Putilov A. O., Zaripova E. R. The main tasks of digi-talization of Russian education // Criminological journal. 2022. No. 1. Р. 111-113.

9. Prokhorov K. A., Dyadyk E. S. Problems associated with the preparation of programs of the discipline «Tactical and special training» (TSP) // Psychology and pedagogy of official activity. 2023. No. 4. Р. 165-168.

10. Boguslavsky V. V., Chesnokov N. A. The content, organization and methodology of educational work with personnel requiring increased psychological and pedagogical attention // Landmark. 2005. No. 4. Р. 61-65.

11. Grishai E. V., Manatskov I. V Positive and negative factors of adaptation of cadets in a multiethnic educational environment // Personality of a cadet: psychological features of being : Materials of the VII All-Russian scientific and practical conference / Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A. K. Serov ; Krasnodar University of the Ministry of Inter-

nal Affairs of Russia. Krasnodar : Kuban State University, 2016. P. 167-172.

12. Dumachev V.N. Theory of information and coding // Voronezh : Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. P. 1-200.

13. Beloshitsky A. V., Meshcheryakov D. V. Information and communication competence of a military university teacher // Pedagogical education: challenges of the XXI

century : Materials of the VII International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Academician V. A. Slastenin / edited by N. I. Vyunova. Voronezh : Voronezh State University, 2016. P. 177-179.

14. Barinova O. Yu., Mingazizova G. G. Scenario as a means of implementing the practical orientation of English language classes for police officers // Psychology and pedagogy of official activity. 2023. No. 4. P. 95-98.

Информация об авторах

В. В. Лопухов - старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

Э. Р. Зарипова - доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат физико-математических наук.

Information about the authors

V. V. Lopukhov - senior lecturer of the Natural Science Department of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';

E. R. Zaripova - associate professor of the Natural Science Department of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Physical and Mathematical Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.03.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 22.03.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

Актуальные проблемы организационной культуры правоохранительных органов. Строение. Управление : учебник / Бастрыкин А. И. [и др.]. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 311 с.

ISBN: 978-5-238-02818-7

Цель учебника - показать основные элементы организационной культуры правоохранительных органов в их взаимодействии с внешней и внутренней средой. Комплексный подход к изучению явления организационной культуры правоохранительных органов позволяет рассматривать его как один из инструментов деятельности, направленной не только на достижение целей организационной системы правоохранительных органов, но и на поддержание ее стабильности, целостности. Это особенно актуально в современной практике управления правоохранительными органами. Круг вопросов, изложенных в учебнике, охватывает различные аспекты системы исследования организационной культуры правоохранительных органов, позволяющих читателю получить наиболее полную картину данного явления.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

СТРОЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ МОДЕЛИ

УЧЕБНИК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.