Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании подготовки кадров по специальности «Правоохранительная деятельность» в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя'

К вопросу о совершенствовании подготовки кадров по специальности «Правоохранительная деятельность» в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МВД России / органы внутренних дел / образовательные организации МВД России / производственная практика / специальность «Правоохранительная деятельность» / единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России / ИСОД / тренировочные модули / информационные технологии / подготовка кадров / The Ministry of Internal Affairs of Russia / internal affairs agencies / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / industrial practice / specialty “Law Enforcement” / Unified Information and Analytical support system for the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia / ISOD / training modules / information technology / personnel training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екатерина Александровна Соломатина, Анна Сергеевна Мендель

Проблемы соотношения получения академических знаний и практических (прикладных) навыков выпускниками высшей школы всегда выявляются на первоначальных этапах их последующего трудоустройства и профессиональной деятельности. Руководство Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя прикладывает большие усилия по совмещению получения курсантами (слушателями) теоретических и практических основ одновременно в процессе всего обучения в крупнейшем российском вузе, подготавливающем высококвалифицированные кадры для органов внутренних дел. Однако остаются некоторые вопросы, положительное решение которых позволит сократить время адаптации выпускников образовательных организаций системы МВД России как во время прохождения ими производственной практики, так и в первые месяцы будущей работы в практических подразделениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Екатерина Александровна Соломатина, Анна Сергеевна Мендель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of improving the training of personnel in the specialty “Law Enforcement” at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot

The problems of the correlation between the acquisition of academic knowledge and practical (applied) skills by graduates of higher education are always identified at the initial stages of their subsequent employment and professional activity. The leadership of the MosU of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot makes great efforts to combine the acquisition of theoretical and practical foundations by cadets (trainees) simultaneously during the entire training process at the largest Russian university, which trains highly qualified personnel for internal affairs bodies. However, there are still some issues, the positive solution of which will reduce the adaptation time of graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia both during their internship and in the first months of future work in practical units.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании подготовки кадров по специальности «Правоохранительная деятельность» в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 73 — 78. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):73 — 78.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342.951:351.82

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-73-78 NIION: 2007-0°62-2/24-071

EDN: https://elibrary.ru/JVARFY MOSURED: 77/27-004-2024-02-271

К вопросу о совершенствовании подготовки кадров по специальности «Правоохранительная деятельность» в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя

Екатерина Александровна Соломатина1, Анна Сергеевна Мендель2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

katesolo@yandex.ru

2Департамент городского имущества города Москвы, Москва, Россия, annamendei@mail.ru

Аннотация. Проблемы соотношения получения академических знаний и практических (прикладных) навыков выпускниками высшей школы всегда выявляются на первоначальных этапах их последующего трудоустройства и профессиональной деятельности. Руководство Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя прикладывает большие усилия по совмещению получения курсантами (слушателями) теоретических и практических основ одновременно в процессе всего обучения в крупнейшем российском вузе, подготавливающем высококвалифицированные кадры для органов внутренних дел. Однако остаются некоторые вопросы, положительное решение которых позволит сократить время адаптации выпускников образовательных организаций системы МВД России как во время прохождения ими производственной практики, так и в первые месяцы будущей работы в практических подразделениях.

Ключевые слова: МВД России, органы внутренних дел, образовательные организации МВД России, производственная практика, специальность «Правоохранительная деятельность», единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, ИСОД, тренировочные модули, информационные технологии, подготовка кадров

Для цитирования: Соломатина Е.А., Мендель А.С. К вопросу о совершенствовании подготовки кадров по специальности «Правоохранительная деятельность» в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 73 — 78. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-73-78. EDN: https://elibrary.ru/JVARFY.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

On the issue of improving the training of personnel in the specialty "Law Enforcement" at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot

Ekaterina A. Solomatina1, Anna S. Mendel2

1 Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, katesolo@yandex.ru

2 Department of Urban Property of the city of Moscow, Moscow, Russia, annamendei@mail.ru

Abstract. The problems of the correlation between the acquisition of academic knowledge and practical (applied) skills by graduates of higher education are always identified at the initial stages of their subsequent employment and professional activity. The leadership of the MosU of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot makes great efforts to combine the acquisition of theoretical and practical foundations by cadets (trainees) simultaneously during the entire training process at the largest Russian university, which trains highly qualified personnel for internal affairs bodies. However, there are still some issues, the positive solution of which will reduce the adaptation

© Соломатина Е.А., Мендель А.С., 2024

time of graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia both during their internship and in the first months of future work in practical units.

Keywords: The Ministry of Internal Affairs of Russia, internal affairs agencies, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, industrial practice, specialty "Law Enforcement", Unified Information and Analytical support system for the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, ISOD, training modules, information technology, personnel training

For citation: Solomatina E.A., Mendel A.S. On the issue of improving the training of personnel in the specialty "Law Enforcement" at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):73 —78. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-73-78. EDN: https://elibrary.ru/JVARFY.

Подготовка курсантов (слушателей), обучающихся по программе специалитета по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя (далее — Университет), осуществляется по нескольким узким специализациям, таким как: деятельность сотрудника подразделений организации применения административного законодательства и подразделений по исполнению административного законодательства; деятельность участкового уполномоченного полиции; деятельность сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних.

Исходя из особенностей обучения по направлению «Правоохранительная деятельность», стоит отметить, что в рамках подготовки будущих сотрудников полиции усиленное внимание отведено дисциплинам административной и административно-процессуальной направленности. В частности, неразрывно в течение всего периода обучения курсанты (слушатели) изучают «Административное право России», «Практикум по административному процессу», «Административно-процессуальное право России», а также специализированные дисциплины, в рамках понимания особенностей деятельности того или иного подразделения МВД России. Например, будущие участковые уполномоченные полиции постигают основы профессиональной деятельности, изучая такие предметы, как «Основы деятельности участкового уполномоченного полиции», а инспекторы административного надзора за административным законодательством — «Организацию деятельности подразделений по исполнению административного законодательства».

Очное обучение курсантов (слушателей) осуществляется по специальности «Правоохранительная деятельность» в течение пяти лет. При этом программой обучения предусмотрены: учебная практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; дополнительная учебная практика, направленная на формирование умений и

навыков действий в особых условиях, в том числе при проведении контртеррористических и иных специальных операций; производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, в том числе преддипломная практика.

Производственную практику курсанты (слушатели) проходят в территориальных органах, с которыми у них заключен контракт о прохождении службы. Производственная практика длится пять месяцев и предусмотрена на пятом курсе обучения по рассматриваемой специальности.

В процессе прохождения производственной практики перед младшими лейтенантами полиции, слушателями пятого курса Университета, ставятся следующие задачи: закрепить полученные ранее в Университете теоретические знания; применить теоретические знания и умения в практической деятельности; руководствоваться в практической деятельности изученными нормативными правовыми актами, получить первичные навыки научно-исследовательской деятельности для написания дипломной работы.

Стоит отметить, что общие цели производственной практики слушателями пятого курса Университета удается выполнить на должном уровне, подготовка обучающихся слушателей Университета сотрудниками практических подразделений признается качественной и достойной высокой оценки. Однако в отдельных аспектах реализации практической деятельности территориального подразделения МВД России существуют определенные сложности для слушателей, на которые авторам статьи хотелось бы обратить внимание и проанализировать их с целью улучшения качества подготовки будущих специалистов.

На производственной практике слушатели пятого курса Университета в основном оказывают помощь подразделениям, в которые они направлены. Они сталкиваются с разнообразными жизненными ситуациями граждан, их обращениями в органы внутренних дел [2]. Успехи адаптации при прохождении производственной практики к будущей профессии чаще зависят от про-

фессиональных, личных качеств, развития деловых способностей, моральной и психологической устойчивости каждого конкретного обучающегося [3]. Участие слушателей в повседневной профессиональной деятельности практического подразделения МВД России является продуктивным, имеет значение не только для обучения будущих специалистов, но и для успешности работы подразделения, в которое направлены слушатели. У руководителей производственной практики существует возможность подбора на конкретные открытые вакансии понравившихся и зарекомендовавших себя с положительной стороны будущих выпускников.

В качестве иллюстрации можно привести такие примеры из повседневных обязанностей слушателей на производственной практике в практическом подразделении МВД России по специальности «Правоохранительная деятельность», как: направление запросов в органы опеки, центры занятости населения, военные комиссариаты, мировые суды, наркологические и психоневрологические диспансеры для получения сведений, необходимых при рассмотрении и разрешении материалов; размещение результатов проделанной совместно с наставником работы по предупреждению и предотвращению преступлений и административных правонарушений в Сервисе обеспечения охраны общественного порядка для формирования базы Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — ИСОД), предназначенном для автоматизации информации, поступившей в результате выполнения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации различных подразделений системы МВД России; опрос граждан; проверка сведений по заявлениям; заполнение процессуальных документов; и др.

Во время прохождения производственной практики участники правоотношений, с одной стороны которых выступают Университет, обучающийся и закрепленный за ним преподаватель, с другой — практическое подразделение и наставник, приходят к совместному умозаключению, уже ранее озвученному в научной литературе, что «практическое обучение слушателей выступает своеобразным контрольным срезом усвоения теоретических знаний» [6, с. 62].

Однако теоретическая подготовка обучающихся в высших учебных заведениях системы МВД России несколько отличается от практи-

ческой реализации полученных знаний на практике. Обратимся к результатам следующего исследования. В.Е. Дивольд, М.В. Батюшкин и А.В. Кургузов в своей научной работе ссылаются на проведенный среди слушателей пятого курса опрос после прохождения ими производственной практики. Слушатели обратили внимание исследователей на проблему сложности в ориентации и использования курсантами (слушателями) современных информационных банков данных, установленных в практических подразделениях МВД России. Был сделан вывод, что теоретические знания высшей школы несколько оторваны от практической работы ОВД [4, с. 56]. Следует заметить, что в территориальных подразделениях МВД России значимую роль играют сервисы ИСОД. Так, не во всех образовательных организациях МВД России на данный момент существуют тестовые версии сервисов ИСОД, необходимые для работы, например, участкового уполномоченного полиции: сервис электронной почты (СЭП), который представляет собой особую систему связи внутри МВД России и предназначен для быстрого обмена информацией между сотрудниками; сервис охраны общественного порядка (СООП), где отмечаются все профилактические мероприятия, операции, рейды и др. С данными сервисами обучающемуся приходится знакомиться непосредственно на практике, что в значительной мере на первых порах, по опросам слушателей, замедляет их профессиональную деятельность [4, с. 56]. Поэтому разработка тестовых версий различных сервисов, применяемых практическими подразделениями МВД России, станет отличным подспорьем для создания отдельной учебной дисциплины, которая включала бы знакомство с ними, а также помогала в выполнении практических учебных задач. В качестве альтернативы авторы данной статьи предлагают рассмотреть идею расширения аудиторных часов для учебных дисциплин «Административная деятельность полиции», «Государственное управление в ОВД», «Административное право», «Информационное право» с целью изучения тем практической направленности по сервисам ИСОД с последующим использованием полученных знаний в процессе обучения по установленным в вузах тестовым сервисам ИСОД.

Примером успешного внедрения в учебный процесс информационных сервисов МВД России можно назвать Омскую академию МВД России, в которой были разработаны эмуляторы некоторых сервисов ИСОД с доступом в личный кабинет для всех курсантов (слушателей), а также аккумулировано более 20 гигабайтов информа-

ции в самих прототипах сервисов. Эта информация включала в себя базы данных об адресах, гражданах, их транспорте, паспортах, телефонах, счетах, оружии и др. по случайной выборке, т.е. базы данных на тренировочных модулях не повторяли информацию с реальной базой данных ИСОД, установленной в практических подразделениях МВД России. Слушатели на аудиторных занятиях отрабатывают составление запросов, знакомятся с содержанием сервисов, вносят изменения по вновь поступившей информации и др., при этом не происходит изменение системы баз данных, хранимых в ЦОД ИСОД МВД России, так как базы данных разные по своему наполнению. Итоговый результат данного эксперимента показал, что у курсантов (слушателей) Омской академии МВД России были сформированы более полные знания о работе сервисов ИСОД, а время, затраченное на подготовку кадров для органов внутренних дел, было сокращено по сравнению со стандартным обучением [4, с. 57].

В связи с такой успешной реализацией обучения пользоваться сервисами ИСОД в процессе подготовки курсантов (слушателей) в Омской академии МВД России авторы статьи предлагают рассмотреть вопрос о разработке подобной учебной модели сервисов ИСОД для всех образовательных организаций МВД России. При этом решение данного вопроса не лишено ряда дополнительных сложностей, среди которых можно выделить следующие:

■ создание отдельного, терминального сервера, который потребует обслуживания и обновления тренировочных сервисов ИСОД, а следовательно, повлечет за собой дополнительные финансовые затраты;

■ постоянная модернизация учебных сервисов ИСОД параллельно с действующими сервисами ИСОД, установленными в практических подразделениях МВД России;

■ обновление, «чистка» серверных доменов учебных сервисов ИСОД в образовательной организации раз в пять лет после выпуска обучающихся, чтобы не перегружать информационную систему вуза и др.

Указанные аспекты необходимо параллельно решать с процессом разработки тестовых версий сервисов ИСОД для образовательных организаций МВД России.

Таким образом, создание и внедрение в учебный процесс эмуляторов ИСОД будет способствовать не только реализации научного и практического потенциала курсантов (слушателей), но и профессорско-преподавательского состава об-

разовательных организаций МВД России, в частости Университета, позволит предоставить широкие возможности в раскрытии творческой, научной, учебной деятельности и совместном межкафедральном сотрудничестве.

При этом авторы статьи согласны с мнением A.A. Бирюкова, что «дополнительные образовательные возможности новых пользователей, ранее хорошо подготовленных в сфере информационных технологий, вероятно, позволят найти ошибки системы сервисов ИСОД, которые позволят усовершенствовать степень защищенности информационного пространства от воздействия неблагоприятных факторов и условий» [1].

Научно-исследовательские и образовательные организации МВД России в рамках своей профессиональной деятельности смогут разработать для территориальных подразделений органов внутренних дел соответствующие методические рекомендации для улучшения работы ИСОД, а привлечение стратегических партнеров МВД России в области информационных технологий позволит решить проблему совершенствования защиты служебной, электронной документации территориальных подразделений. Таким образом, две существенные проблемы, которые в своем исследовании выделяет А.Ф. Ефремов, — «надлежащая организация обеспечения общественной безопасности и обеспечение информационной безопасности посредством работы сотрудников полиции в базах данных практических подразделений МВД России» [5, с. 235] — будут решены.

Следует отметить, что руководство Университета постоянно выступает в качестве активного инициатора или организатора различных мероприятий с целью повышения результатов подготовки обучения кадров для органов внутренних дел, в том числе с помощью современного оснащения аудиторий, корпусов, полигонов и др. Так, в феврале 2024 г. на базе Университета прошел научно-методический семинар «Совершенствование специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов на современном этапе», на котором были рассмотрены вопросы: о повышении эффективности обучения курсантов действиям в особых условиях на современном этапе; о военно-полевой хирургии и основах тактической медицины; об особенностях оказания первой помощи на поле боя в современных условиях; о разработке учебного тренажера для подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов в Университете; об использовании робототехнических комплексов при обнаружении взрывных устройств;

о формировании профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел при выполнении специальных задач в особых условиях: причины деформации; о развитии профессиональных компетенций сотрудников ОВД посредством использования элементов служебного двоеборья; об организации системы обучения личного состава по специальным дисциплинам в органах внутренних дел и др. В завершение мероприятия всем гостям была предоставлена возможность ознакомиться с презентацией си-муляторов виртуальной реальности и демонстрацией современных технических средств обучения по оказанию первой помощи [7].

Нельзя не отметить проведение в апреле 2024 г. на площадках Университета Международного форума «ЦИФРОПОЛ-2024». Он позволил познакомиться его участникам и гостям с новейшими современными возможностями и достижениями в развитии МВД России в новом современном ключе, найти оптимальные решения для стоящих перед руководством задач. Основной темой мероприятия Международного форума стало обсуждение перспектив применения технологий и систем искусственного интеллекта в деятельности органов внутренних дел [8]. Осуществляются и другие мероприятия, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте Университета.

Цифровизация и глобализация современного мира в настоящей отрезок времени не является чем-то далеким, фантастическим, это действительность нашего времени, стремительно развивающееся направление. В связи с этим МВД России в целом и его образовательным организациям в частности нельзя оставаться в стагнации — динамическое развитие информационных систем и технологий ставит вопрос о совершенствовании подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел. При этом проблема повышения размера денежного довольствия сотрудников остается самой насущной и необходимой.

Список источников

1. Бирюков АА Информационная безопасность: защита и нападение: учеб. пособие. М.: ДМК Пресс, 2018. 474 с.

2. Гейжан Н.Ф., Бородавко Л.Т. О развитии понятийного и практического мышления курсантов в процессе освоения психолого-педагогических дисциплин / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 4. С. 140—144.

3. Грачева ЕА. Особенности адаптации стажера при прохождении производственной практики в подразделении по делам несовершеннолетних / / Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 1. С. 86—92.

4. Дивольд В.Е., Батюшкин М.В, Кургузое А.В. Об опыте реализации профессионально ориентированного подхода в преподавании дисциплины «Профессиональные информационные системы в деятельности ОВД» // Совершенствование образовательных программ, планирование и реализация учебного процесса: материалы всероссийской научно-методической конференции. Вып. 5. Омск, 2021. С. 55—59.

5. Ефремов А.Ф. Проблемы обеспечения информационной безопасности в системе МВД России при работе с базами данных // Вопросы российского и международного права. 2020. Том 10. № 11А. С. 229—235.

6. Седельников П.В., Трайзе АА. Практическое обучение в вузе МВД России как элемент контроля усвоения теоретических знаний курсантами и слушателями / / Технологии практи-ко-ориентированного обучения: материалы межвузовской учебно-методической конференции (Омск, 12 февраля 2014 г.) Омск: Омская академия МВД России, 2014. С. 61—65.

7. Научно-методический семинар «Совершенствование специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов на современном этапе» // URL: https://xn—l1aeji.xn—b1aew.xn— p1ai/Press-sluzhba/Novosti/item/47277355/

8. Виталий Шулика принял участие в Международном форуме «ЦИФРОПОЛ-2024» // URL: https: //mvdmedia.ru/news/official/vitaliy-shu-lika-prinyal-uchastie-v-mezhdunarodnom-forume-tsifropol-2024/

References

1. Biryukov AA Information security: protection and attack: textbook. manual. Moscow: DMK Press, 2018. 474 p.

2. Geizhan N.F., Borodavko L.T. On the development of conceptual and practical thinking of cadets in the process of mastering psychological and pedagogical disciplines // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 4. pp. 140—144.

3. Gracheva EA. Features of the intern's adaptation during the internship in the juvenile affairs unit / / International Journal of Psychology and Pedagogy in official activity. 2018. No. 1. pp. 86—92.

4. Divold V.E., Batyushkin M.V., Kurguzov A.V. On the experience of implementing a professionally oriented approach in teaching the discipline "Professional information systems in the activities of the Department of Internal Affairs" // Improving educational programs, planning and implementation of the educational process: materials of the All-Russian scientific and methodological conference. Issue 5. Omsk, 2021. pp. 55—59.

5. Efremov A.F. Problems of ensuring information security in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia when working with databases // Issues of Russian and international law. 2020. Volume 10. No. 11A. pp. 229—235.

6. Sedelnikov P.V., Traise A.A. Practical training at the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia as an element of control

over the assimilation of theoretical knowledge by cadets and listeners / / Technologies of practice-oriented learning: materials of the interuniversity educational and methodological conference (Omsk, February 12, 2014) Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. pp. 61—65.

7. Scientific and methodological seminar "Improving the special training of law enforcement officers at the present stage" / / URL: https://xn— l1aeji.xn—b1aew.xn—p1ai/Press-sluzhba/Novosti/ item/47277355/

8. Vitaly Shulika took part in the International Forum "CIFROPOL-2024" // URL: https:// mvdmedia.ru/news/official/vitaliy-shulika-prinyal-uchastie-v-mezhdunarodnom-forume-tsifropol-2024/

Информация об авторах

Е.А. Соломатина — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

А.С. Мендель — главный специалист 2 судебного отдела Управления правового обеспечения в жилищной сфере Департамента городского имущества города Москвы.

Information about the authors E.A. Solomatina — Associate Professor of the Department of Administrative Law at the V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, Associate Professor; A.S. Mendel — Chief Specialist of the Second Judicial Department of the Department of Legal Support in the housing sector, Moscow Department of City Property.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.03.2024; одобрена после рецензирования 29.04.2024; принята к публикации 29.05.2024.

The article was submitted 29.03.2024; approved after reviewing 29.04.2024; accepted for publication 29.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.