Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственного потенциала у курсантов образовательных организаций МВД России'

Формирование духовно-нравственного потенциала у курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственная культура / духовно-нравственное воспитание / Русская Православная Церковь / нравственные ориентиры курсантов МВД России / образовательные организации МВД России / spiritual and moral culture / Russian Orthodox Church / spiritual and moral education / motivation / moral guidelines of the Ministry of Internal Affairs of Russia / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимир Федорович Родин, Элла Александровна Антонова

Рассматриваются основные этапы развития системы формирования духовных и нравственных ценностей у курсантов ведомственных вузов МВД России, определена роль Русской Православной Церкви в историческом контексте и в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимир Федорович Родин, Элла Александровна Антонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of spiritual and moral potential among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article discusses the main stages in the development of the system of formation of spiritual and moral values among pupils of departmental universities in Russia, the role of the Russian Orthodox Church in the historical context and in modern conditions is determined.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственного потенциала у курсантов образовательных организаций МВД России»

Научная статья ■УДК 378

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-249-254 EDN: https://elibrary.ru/ldtyai NIION: 2015-0066-1/24-940 MOSURED: 77/27-011-2024-01-139

Формирование духовно-нравственного потенциала у курсантов образовательных организаций МВД России

Владимир Федорович Родии1, Элла Александровна Антонова2

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 akademikvrodin@mail.ru

2 belk-64@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются основные этапы развития системы формирования духовных и нравственных ценностей у курсантов ведомственных вузов МВД России, определена роль Русской Православной Церкви в историческом контексте и в современных условиях.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, духовно-нравственное воспитание, Русская Православная Церковь, нравственные ориентиры курсантов МВД России, образовательные организации МВД России

Для цитирования: Родин В. Ф., Антонова Э. А. Формирование духовно-нравственного потенциала у курсантов образовательных организаций МВД России II Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 249-254. https:// doi.org/10.24412/2414-3995-2024-1-249-254. EDN: LDTYAI.

Original article

Forming ofspiritual and moral potential among cadets of educational organizations ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia

Vladimir F. Rodin1, Ella A. Antonova2

12 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 akademikvrodin@mail.ru

2 belk-64@mail.ru

Abstract. The article discusses the main stages in the development of the system of formation of spiritual and moral values among pupils of departmental universities in Russia, the role of the Russian Orthodox Church in the historical context and in modern conditions is determined.

Keywords: spiritual and moral culture, Russian Orthodox Church, spiritual and moral education, motivation, moral guidelines of the Ministry of Internal Affairs of Russia, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

For citation: Rodin V F., Antonova E. A. Forming of spiritual and moral potential among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs ofRussia. Bulletin of economic security. 2024;(l):249-54. (InRuss.). https:// doi.org/10.24412/2414-3995-2024-1-249-254. EDN: LDTYAI.

В современных условиях в образовательном процессе вузов МВД России все большую актуальность приобретает вопрос о формировании духовно-нравственной культуры в высшем образовании. Для ведомственных образовательных организаций такой подход обусловлен важной государственной функцией, которую выполняет каждый сотрудник органов внутренних дел.

Об этом говорится в Федеральном законе «Об образовании», где определена такая категория как «духовно-нравственная личность» и «духовно-нравственное

© Родин В. Ф., Антонова Э. А., 2024

развитие», а в 2009 году была разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Анализ проблемы формирования духовно-нравственной культуры курсантов образовательных организаций МВД России показал, что свои истоки это понятие берет из религиозной трактовки духовности и нравственности.

В дореволюционные времена большую роль в воспитании духовности народа играла Церковь, и само по-

нимание этого термина означало единство Духа и Души, то есть духовную основу, задающую меру человеческого в Человеке.

Духовность означала определенную систему понятий и представлений, предпочтений и запретов, формирующих определенные линии поведения людей, их понимание добра и зла, нравственности и морали, долга и свободы, необходимости и ответственности, что было закреплено в канонах религии.

Мы провели историко-педагогический анализ понятия духовности в контексте соотнесения доминирующего типа культуры российского общества и исторического периодаразеития государственно-церковных отношений, предполагая, что повышение духовно-нравственной культуры курсантов вузов МВД России возможно, если в образовательном процессе этому вопросу будет уделено достаточное внимание.

Выделение условных исторических периодов развития системы формирования духовных и нравственных ценностей у воспитанников ведомственных вузов России мы проводили с позиций определения главенствующего вектора государственно-церковных отношений: от полного слияния ветвей государственной и церковной властей, до полного отделения Церкви от государства и отрицания самой возможности какого-либо взаимодействия, и опять к признанию Церкви и восстановлению государственно-церковных отношений, но на принципиально новых «социально-исторических» условиях. Рассмотрим эти периоды:

1 период (1699-1917 гг.) церковно-государствен-

ный.

Этот период характеризовался доминированием идей Русской православной церкви (отраженных в концептах «За Веру, Царя и Отечество!») в процессе формирования духовно-нравственной культуры у полицейских чинов.

2 период (1994 г. - по н/вр.): социально-партнерский.

В течение этого периода Церковь стала рассматриваться как социальный институт и общественное объединение, имеющее все права общественных организаций и выстраивающее свои отношения с государством и его основными социальными институтами (в том числе с правоохранительными органами) на основе социального партнерства.

Следует отметить, что промежуток времени между 1917-1994 годами (который можно условно назвать атеистическим), характеризовался частичным отрицанием религии в культуре общества, отделением Церкви от государства вообще, включая милицию, в частности.

Формирование духовно-нравственной культуры курсантов осуществлялось тогда на принципиально иной основе: патриотического воспитания, любови к Родине как защите социалистического строя и государственной целостности, а также интернационального долга.

Анализ научных работ о подготовке полицейских чинов в царской России показал, что в этой сфере, в отличие от армии, не в полной мере был сформирован институт духовенства.

Ученые - исследователи, изучающие эту проблему, связывают начало деятельности полиции в России с реформами Петра Первого, который упразднил институт патриаршества и подчинил Русскую православную церковь государству. Делами Церкви управлял святейший правительственный Синод, в состав которого входили церковные служители и обер-прокуроры. В 1725 году указом Петра Первого была создана полицейская служба, которая изначально носила военизированный характер. Основная цель ее состояла в охране общественного порядка под девизом: «Честь - в службе Отечеству!» [1, с. 7]. Церковь же занималась духовно-нравственным воспитанием (Закон Божий был обязательным предметом системы образования), но также выполняла надзорные функции (обязательность исповеди перед священником) [2, с. 73-74].

Ко всем полицейским чинам предъявлялись требования выполнения правил добронравия. «Это были общечеловеческие нравственные принципы, основанные на библейских заповедях, которые адресовались полиции» [1,с. 8].

Характерной чертой XVIII столетия можно считать несовершенство профессиональной подготовки полицейских.

В XIX столетии в стране началась либерализация общественно-политической жизни, возросли требования к кадрам полиции, что привело к совершенствованию их профессиональной подготовки [6, с. 82-83].

В Москве и Санкт-Петербурге создавались полицейские школы: 1) для городовых и для классных полицейских чинов (срок обучения длился две недели); 2) для околоточных надзирателей и приставов полиции -один месяц. В них обучали основам профессиональной деятельности. С учетом того, что многие из нижних чинов полиции были малограмотными, основное внимание уделялось практическим занятиям [8, с. 43]. Чаще всего обучением нижних чинов полиции занимались их начальники, которые писали наставления и специальные учебные пособия. Полицейские чины должны были относиться ко всем гражданам, основываясь на принципах православной христианской морали.

В конце XIX века в Российских губерниях стали создаваться школы по подготовке полицейских урядников (например, во Владимире в 1898 г.), куда приезжали кандидаты от уездов, имеющие начальное школьное образование. Обучение шло 2 месяца. После сдачи аттестации они получали звание урядников полиции и направлялись обратно на службу по месту жительства. В это же время появляются школы подготовки рядовых стражников.

Таким образом, образовательный процесс во второй половине XIX века в России был направлен на профессиональную подготовку полицейских кадров. Если

высшие чины полиции обычно имели высшее университетское образование, где обязательно наряду с юридическими дисциплинами преподавали Закон Божий, то в ходе подготовки нижних чинов полиции основное внимание уделялось обучению практической стороне деятельности и умению разбираться в основах законодательства.

По мнению ученого, занимающегося этой проблемой Н. А. Игошина, в XVIII - первой половине XIX вв. важную роль в реализации значительного объема полицейских функций осуществляла армия. Это «было связано как с традицией совмещения военной и гражданской службы, так и компенсацией недостатка полицейских сил и средств, возложением полицейских функций на армию» [4, с. 100].

Что касается взаимодействия полиции с Русской православной церковью, то она играла важную роль в воспитании именно нижних чинов. Согласно Н. А. Иго-шину православные священники занимались вопросами формирования у полицейских высоких нравственных качеств: «Это было необходимо, так как нередко причиной различных эксцессов, возникавших между столичной полицией и горожанами, были не противоправные действия последних, а грубость полицейских чинов» [4, с. 127]. Автор отмечает, что в начале 1910-х годов существовала практика проведения пастырских бесед, посещение полицейских участков священниками, где они читали религиозную литературу, разговаривали по душам, совершали молебен [4, с. 127].

Можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание полицейских в царской России было недостаточно организованным. Основная причина, по нашему мнению, связана с тем, что изначально на службу в полицию принимались русские, православные по вероисповеданию. Если бывшие военные имели в своем послужном багаже опыт взаимодействия с военным духовенством, изучали Закон Божий в университетах и кадетских корпусах, то многие из нижних чинов полиции были из крестьян и получали духовно-нравственное воспитание только в домашних условиях. Таким образом, можно констатировать, что именно традиции православного воспитания в России были заложены в основу их духовно-нравственного развития.

После образования Российской Федерации и возрождения партнерских отношений с Русской православной церковью 18 июля 1995 года был образован Отдел Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Как показывает практика, Армия оказалась в более выигрышном положении - здесь достаточно быстро начал формироваться институт военного духовенства и к настоящему времени более 2000 священников несут служение в Вооруженных Силах. В органах правопорядка это оказалось затруднительным, хотя определенные шаги были предприняты. В Федеральном законе « О полиции» указано, что «1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими

правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. 2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». В данном нормативно-правовом акте определяется взаимодействие и сотрудничество с религиозными объединениями как общественными организациями. Кроме того в 2004 г. было подписано Соглашение о взаимодействии между Русской православной церковью и МВД РФ [5, с. 38].

Ценность сотрудничества правоохранительных органов с религиозными организациями подтверждается исследованиями Н. П. Голяндина. Результаты проведенного им опроса показали приверженность религиозным убеждениям порядка 90 % сотрудников правоохранительных органов, что обусловливает необходимость расширения взаимодействия с Русской православной церковью и другими конфессиями,

Указывая на примеры подобного сотрудничества на уровне отдельных регионов, а также рассматривая различные точки зрения в литературе о необходимости введения института духовенства (по аналогии с армией) в правоохранительных органах, исследователи считают включение представителей религиозных конфессий России в оперативно-управленческую деятельность органов внутренних дел необходимым условием эффективного формирования духовно-нравственной культуры у полицейских [3, с. 128].

В образовательном процессе вузов МВД России мы наблюдаем практическое осуществление духовно-просветительской деятельности Русской православной церкви: совместные конференции, семинары, «Рождественские чтения», беседы священников с курсантами, что оказывает влияние на формирование их духовно-нравственных и личностных качеств.

Как известно, ценности, формируемые с детских лет у каждого человека, становятся частью общего культурного наследия. На это еще указывал богослов-педагог Н. В. Маслов. Православные религиозные традиции были и должны оставаться основой для российской педагогики. По его мнению, в современном обществе, где царит потребительство, пока еще существует достаточно жестокости, агрессии в области воспитания детей, необходимо опираться на православные традиции, которые призваны заполнить существующий духовный вакуум: «Пустота и хаос в духовной жизни, появившиеся в обществе как результат отклонения от традиционных православных ценностей, привели к духовному обнищанию, упадку религиозного духа, падению нравов» [7,с. 3].

По мнению другого исследователя Л. Д. Мальцевой, духовно-нравственное воспитание курсантов призвано решить важные задачи по формированию нравственно-моральных ориентиров (долг, совесть, патриотизм, вера,

любовь и др.), а это возможно через приобщение к традициям православия и русской культуры.

О необходимости формирования духовно-нравственной культуры свидетельствуют результаты проведенного нами эксперимента. В группе курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя исследованием установлено, что порядка 60 % курсантов имеют недостаточно высокий уровень духовно-нравственной культуры, около 19 % имеют средний уровень, а 16 % - высокий уровень духовно-нравственной культуры. Аналогичное исследование было проведено и в Омском филиале Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва. В результате исследования было установлено, что только чуть более 42 % курсантов и слушателей имеют недостаточно высокий духовно-нравственной культуры, и лишь около 50 % имеют средний и высокий уровень духовно-нравственной культуры.

Как показала практика, это объясняется регулярностью воспитывающего воздействия со стороны священнослужителя, так как в институте существует штатная единица помощника командира части по работе с верующими военнослужащими, на которой трудится священнослужитель от Русской православной церкви, и проводится факультативный курс «Основы православной культуры и светской этики» где знания о духовности и морали прививаются курсантам в определенной системе.

Общими недостатками по формированию у курсантов духовно-нравственной культуры можно считать следующие:

- отсутствие нормативно-правовой базы организации взаимодействия с религиозными организациями;

- в учебном процессе плановые мероприятия по формированию духовно-нравственной культуры курсантов с привлечением представителей религиозных организаций представлены недостаточно или фрагментарно;

- контрольно-диагностическая система оценки эффективности формирования духовно-нравственной культуры курсантов в вузах в достаточной степени не разработана;

- взаимодействие с религиозными организациями в интересах формирования духовно-нравственной культуры курсантов осуществляется не в полной степени и мере, либо носит ситуативный характер;

- в учебных организациях МВД России научно-методические материалы, обеспечивающие проведение мероприятий по формированию духовно-нравственной культуры курсантов недостаточно разработаны;

- воспитательные мероприятия с курсантами по ознакомлению с общечеловеческими нравственными ценностями в рамках образовательной программы проводятся не в полном объеме;

- индивидуально-воспитательной работы с курсантами по формированию у них ценностей самораз-

вития осуществляется, как правило, преподавателями и кураторами учебных групп;

- представители религиозных организаций в постановке воспитательной и развивающей целей учебных занятий гуманитарных дисциплин участия в должной степени не принимают;

- внедрение инновационного педагогического опыта в учебный процесс вузов по формированию духовно-нравственной культуры курсантов осуществляется эпизодически;

- оптимизация педагогических методов, форм и средств формирования духовно-нравственной культуры курсантов осуществляется не в полной степени и мере;

- мероприятия методической подготовки командиров подразделений по формированию духовно-нравственной культуры у курсантов осуществляются фрагментарно в рамках общей системы методической работы вуза, при этом представители религиозных организаций не привлекаются;

- как показывает практика, у командиров подразделений опыт формирования духовно-нравственной культуры у курсантов носит характер эпизодического участие в воспитательных мероприятиях, обусловленных должностным регламентом.

Результаты исследования показывают, что некоторые выводы по формированию духовно-нравственной культуры определяются на уровне тенденции и их результаты нуждаются в дальнейшем уточнении.

В отличие от армии, где сохранились традиции духовно-нравственной культуры, и в настоящее время идет серьезная работа по ее формированию, в среде образовательных организаций МВД России встречаются лишь отдельные случаи взаимодействия представителей Русской православной церкви и образовательных вузов МВД России.

Таким образом, работа по формированию духовно-нравственной культуры у курсантов образовательных организаций МВД России находится в стадии развития. Необходима систематическая и последовательная работа профессорско-преподавательского и командного состава вузов, что достигается путем создания определенной модели, и разработки соответствующих методи-ко-педагогических мероприятий.

Список источников

1. Алафьев М. К. Профессиональная подготовка полицейских в России 18-19 вв. : историко-правовой анализ // Психопедагогика в правоохранительных органах 2012, № 3 (50). С. 7-11.

2. Виноградова О. П. Взаимодействие МВД и русской православной церкви: исторические предпосылки и современное значение // Вестник Московского университета МВД России № 2. 2010. С. 72-76.

3. Голяндин Н. П., Ардавов М. М., Машекуа-шеваМ. К. Взаимодействие органов внутренних дел с представителями религиозных конфессий // Тео-

рия и практика общественного развития, 2014. № 16. С. 127-131.

4. Игошин Н. А. Особенности комплектования и профессиональной подготовки органов полиции в России XIX - начала XX века / дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 165 с.

5. Исаев А. А. Взаимодействие Русской православной церкви с органами внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России 2015, № 2. С. 38-42.

6. Климачков В. М. Из истории профессиональной подготовки полицейских кадров в Российской империи в XVIII - начале XIX в. // Известия Алтайского государственного университета,2016. С. 81-84. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-professionalnoy-podgotovki-politseyskih-kadrov-v-rossiyskoy-imperii-v-

xviii-nachale-xix-v.

7. Маслов Н. В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры. Автореф. дис. ... д-рапед. наук. Курск, 2004. 503 с.

8. Невский С. А. Профессиональная подготовка чинов полиции в Российской империи // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 4 (48). С. 43-51.

References

1. Alafiev М. К. Professional training of police officers in Russia in the 18-19th centuries: historical and legal analysis // Psychopedagogy in law enforcement agencies 2012, No. 3 (50). P. 7-11.

2. Vinogradova O. P. Interaction between the Ministry of Internal Affairs and the Russian Orthodox Church: historical background and modern significance // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 2. 2010, P. 72-76.

3. Golyandin N. P., Ardavov M. M., Mashekua-sheva M. K. Interaction of internal affairs bodies with representatives of religious denominations // Theory and practice of social development, 2014. No. 16. P. 127-131.

4. Igoshin N. A. The features of staffing and professional training of police bodies in Russia in the 19th -early 20th centuries / dis. ... cand. legal Sciences. M., 2004. 165 p.

5. Isaev A. A. The Interaction of the Russian Orthodox Church with the internal affairs bodies // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia 2015,No.2,P 38-42.

6. Klimachkov V. M. From the history of professional training of police personnel in the Russian Empire in the 18th - early 19th centuries // News of the Altai State University, 2016, P. 81-84. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/iz-istorii-professionalnoy-podgotovki-politseyskih-kadrov-v-rossiyskoy-imperii-v-xviii-nachale-

xix-v/.

7. Maslov N. V Orthodox education as a phenomenon of Russian pedagogical culture. Abstract dis. ... doc. ped. sciences. Kursk, 2004. 503 p.

8. Nevsky S. A. Professional training of police officers in the Russian Empire // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 4 (48). P. 43-51.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 (с изм. и дополнениями от 24.08.2021 г.). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_l 10165/6Ы 18dfcfa88e5e372 50511703f74alfd3a5f210/.

2. Данилюк А. Я., Кондаков A. M., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М. : «Просвещение», 2009. 24 с.

3. Мальцева Л. Д. Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к православным традициям и культуре //Наследие, 2017. № 1 (8) Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-detey-cherez-priobschenie-k-pravoslavnym-traditsiyam-i-kulture.

4. Пулькин M. В. Священник и полицейский: взаимодействие духовенства и правоохранительных органов в XIX - начале XX вв. (По материалам Олонецкой епархии) II Вестник ТвГУ Серия «История». 2016. № 4. С. 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Хакимов С. X. Первоначальные шаги по подготовке полицейских в дореволюционной России II Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 300-303.

Bibliographic list

1. Federal Law «About Police» dated February 7, 2011 (as amended and supplemented on August 24, 2021). [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_110165/6bll8dfcfa88e5e37250 511703f74alfd3a5f210/.

2. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia in the field of general education. M. : «Education», 2009. 24 p.

3. Maltseva L. D. Spiritual and moral education of children through familiarization with Orthodox traditions and culture // Heritage, 2017. No. 1 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-detey-cherez-priobschenie-k-pravoslavnym-traditsiyam-i-culture.

4. Pulkin M. V. Priest and Policeman: Interaction between Clergy and Law Enforcement Agencies in the 19th- Early 20th centuries (According to the materials of the Olonets diocese) // Bulletin of TVGU. Series «History». 2016.No. 4,P. 4-153.

5. Khakimov S. Kh. Initial steps for the training of police officers inpre-revolutionary Russia// Gaps in Russian legislation. 2011.№6. P. 300-303.

Информация об авторах

В. Ф. Родин - профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, Почетный работник образования РФ;

Э. А. Антонова - старший преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

V. F. Rodin - Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician RAEN, Honorary Worker of Education of the Russian Federation;

E. A. Antonova - Senior Lecturer of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.

Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России

Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России. Учебно-методическое пособие. Михайлова С. Ю. и др. 159 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Представлены программы социально-психологических тренингов, направленных на реализацию практико-ориентированного и компетентностного подходов в профессиональном обучении курсантов-психологов. Цель тренингов - необходимость развития сферы профессионального самосознания сотрудников полиции с учетом специфики их профессиональной деятельности, связанной с повышенным уровнем напряженности и риска, дефицита времени и информации при принятии решения и других факторов. Основные идеи пособия неоднократно были апробированы на практике и в научных разработках в рамках научной школы «Психологическое обеспечение эффективности служебной деятельности», созданной на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и возглавляемой доктором психологических наук, профессором Сергеем Николаевичем Федотовым и доктором психологических наук, профессором Игорем Борисовичем Лебедевым.

Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, практических психологов МВД России, адъюнктов и профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.