Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МВД РОССИИ / СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Ольга Викторовна, Шерстяных Александра Сергеевна

В статье рассматриваются основные тенденции и перспективы развития патриотического воспитания в ведомственных вузах системы МВД России. На основе анализа феномена патриотизма, результатов проведенного анкетирования курсантов Сибирского юридического институт МВД России определяются основные направления совершенствования воспитательной работы: развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся, активного использования герменевтического, системно-деятельностного, социокультурного и аксиологического подходов, культуро-центрированных технологий во внеучебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Ольга Викторовна, Шерстяных Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS AND PROSPECTS FOR IMPROVING PATRIOTIC EDUCATION IN UNIVERSITIES OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

The article examines the main trends and prospects for the development of patriotic education in departmental universities of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Based on the analysis of the phenomenon of patriotism, the results of the survey of cadets of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the main directions of improving educational work are determined: the development of the spiritual and moral potential of students, the active use of hermeneutic, system-activity, socio-cultural and axiological approaches, culture-centered technologies in extracurricular time.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин =

УДК 37.035.6+172.15

йО! 10.34823/802.2021.4.51635

О.В. КОНОВАЛОВА доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Сибирского юридического института МВД России, профессор кафедры истории России Сибирского федерального университета'

А.С. ШЕРСТЯНЫХ кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационно-правовых дисциплин и специальной техники Сибирского юридического института МВД России''

Современные тенденции и перспективы совершенствования патриотического воспитания в вузах системы МВД России в начале XXI века

В статье рассматриваются основные тенденции и перспективы развития патриотического воспитания в ведомственных вузах системы МВД России. На основе анализа феномена патриотизма, результатов проведенного анкетирования курсантов Сибирского юридического институт МВД России определяются основные направления совершенствования воспитательной работы: развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся, активного использования герменевтического, системно-деятель-ностного, социокультурного и аксиологического подходов, культу-ро-центрированных технологий во внеучебное время.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, МВД России, Сибирский юридический институт МВД России, духовно-нравственный потенциал личности.

' Коновалова Ольга Викторовна, е-mail: olgav-k@yandex.ru ** Шерстяных Александра Сергеевна, е-mail: sher_as@bk.ru

O.V. KONOVALOVA Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines of the Siberian

Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Professor of the Department of Russian History of the Siberian Federal University University

A.S. SHERSTYANYKH Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Information and Legal Disciplines and Special Equipment of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Modern trends and prospects for improving patriotic education in universities of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the beginning of the XXI century

The article examines the main trends and prospects for the development of patriotic education in departmental universities of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Based on the analysis of the phenomenon of patriotism, the results of the survey of cadets of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the main directions of improving educational work are determined: the development of the spiritual and moral potential of students, the active use of hermeneutic, system-activity, socio-cultural and axiological approaches, culture-centered technologies in extracurricular time.

Key words: patriotism, patriotic education, Ministry of Internal Affairs of Russia, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, spiritual and moral potential of the individual.

Государственный курс в Российской Федерации, направленный на формирование патриотизма как формы национального сознания и образцов поведения, выдвигает перед правоохранительными органами страны высокие требования к организации и проведению соответственной воспитательной работы среди личного состава. Совершенствование патриотического воспитания в вузах системы МВД России является значимым фактором в укреплении морального потенциала

общества и обеспечения безопасности государства, сохранения его целостности и суверенитета.

Система воспитание в вузах системы МВД России охватывает два основных уровня: в период образовательного процесса и проведения патриотически-ориентированных мероприятий во внеучебное время. «Попытки оторвать процесс получения знаний молодым человеком от формирования его этических ориентиров препятствует формированию духовно зрелой, гармонически развитой личности полицейского»1.

Патриотическое воспитание в вузах системы МВД России является частью общего воспитательного процесса, носящего системный характер, нацеленного на формирование патриотического сознания, чувств любви и преданности Родине, готовности добросовестно и самоотверженно исполнять свой

профессиональный долг по защите прав граждан, интересов

2

государства .

По нашему мнению, система образования и обучения в вузах должна быть нацелена на развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся, осознания молодежью своего профессионального долга и предназначения. Патриотическое воспитание - составная часть процесса развития личности. Патриотизм безусловно является многогранным явлением и включает в себя социально-политическое, духовно-нравственные, культурно-историческое содержание, проявляется на когнитивном, эмоционально-чувственном, волевом уровнях, носит ценностный характер, представляет совокупность идеалов, образцов поведения, является важнейшим духовным достоянием личности. В этом аспекте патриотизм - это активно-деятельная самореализация личности на благо страны, обусловленная сопричастностью актуальным проблемам общества, ответственности за судьбу Родины и способности к оказанию необходимой всесторонней помощи своему Отечеству и его защите.

1 Пылёв С.С. Молодое поколение - национальное достояние России. Служить Отечеству верой и правдой // Патриотизма без духовности не бывает: материалы международного семинара-практикума / Под ред. генерал-лейтенанта полиции Н.В. Румянцева и заслуженного работника культуры России, профессора С.С. Пылева. Руза : Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014, с. 38.

2 Шепарнева А.И., Костин Ю.В. Героико-патриотическое воспитание как важная составная часть патриотического воспитания сотрудников ОВД: методические (практические) рекомендации. Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2013, с. 10.

Для определения отношения обучающихся к патриотизму как социальному явлению в вузах МВД России проводятся социологические опросы, анкетирования. За период с 2014 по 2019 гг. в Сибирском юридическом институте на вопросы анкеты, посвященной патриотическому воспитанию, ответили 346 курсантов первых курсов и 53 слушателя пятого курса. Проанализируем ответы обучающихся, исходя из представлений о структуре патриотизма, который состоит из патриотического сознания, патриотического отношения (к Отечеству) и патриотически-ориентированной деятельности. При этом обратим внимание на особую роль патриотического сознания, которое в свою очередь представляет из себя симбиоз когнитивного, эмоционально-чувственного, волевого компонентов и духовно-ценностного идеала личности.

Поэтому первоначально рассмотрим, как обстоит дело у курсантов с когнитивным (знаниевым) компонентом - основой патриотического сознания. Все обучающиеся 2014-2016 гг. отметили, что, безусловно, интересуются историей России. Среди курсантов наборов 2018, 2019 гг. лишь 1,9% и 1,2% опрошенных соответственно указали, что не интересуются историей страны. Тем не менее, сам факт появления такой категории юношей еще более актуализирует вопросы патриотического воспитания в вузе.

Первокурсники отмечают, что основные знания об истории страны они получили «в рамках школьной программы»: около 40% обучающихся 2014-2018 гг. набора выбрали этот вариант ответа и 66% обучающихся 2019 года набора. Получать знания путем чтения исторических книг предпочитают около 15% обучающихся. Причем, юноши-первокурсники больше читают исторические книги, чем девушки (в 2,5 раза). При повторном проведении опроса у обучающихся 2014 г. на 5 курсе, девушки превзошли юношей по получению исторических знаний из книг на 2,5%, а юноши - девушек по просмотру исторических кинофильмов в 2.7 раза.

При ответе на вопрос «Что такое патриотизм?» (нужно было выбрать 2 варианта ответа) чаще всего были указаны: «любовь к Родине» (частота выбора от 70 до 90%) и «готовность, не раздумывая, защищать страну с оружием в руках» (от 37-47%). При этом количество респондентов, выбравших ответы «любовь к родным и близким» среди первокурсников составляет около 15%; «уважением к своему правительству» - 11%. В целом ответы респондентов демонст-

рируют верное представление обучающихся о сути патриотизма как любви к своей Родине и готовности ее защищать.

Для обучающихся 5 курса 2014 года набора (далее г.н.) приоритеты изменились незначительно. По-прежнему патриотизм воспринимался как «любовь к своей стране» 75,5% респондентов (при 78,9% - на 1 курсе); на втором месте оказался ответ «любовь к родным и близким» - 28,3% (12,2%

- на 1 курсе); на третье место переместился ответ «готовность, не раздумывая, защищать страну с оружием в руках» -17,0% (47,8% - на 1 курсе); далее «уважение всех соотечественников» - 15,1% (7,8% - на 1 курсе); «уважение к своему правительству» - 3.8% (11,1% - на 1 курсе).

Обращает на себя внимание увеличение процентов респондентов пятикурсников, выбравших ответ «учеба и работа в своей стране» - 5,7% (3,3% - на 1 курсе). Этот показатель в целом являлся незначительным для всех респондентов первых курсов 2014, 2016, 2018, 2019 гг. набора соответственно 3,3%, 7,2%, 1,9%, 0%, что свидетельствует, по нашему мнению, о том, что проявление патриотизма для молодых людей, закончивших школу, не связывается в их мировоззренческих установках с непосредственно трудовой деятельностью. Однако в процессе обучения и воспитания в вузе, представление о патриотизме расширяется и захватывает сферу профессиональной деятельности.

Среди важных источников формирования патриотизма респонденты первокурсники отмечали следующие ответы (выбирая по два приоритетных варианта):

- «сведения, полученные от родителей и близких» отметили 24-30% обучающихся;

- «научные труды публикации и т.д.» отдали предпочтения около 10% курсантов;

- «чтение художественной и др. литературы, мемуаров»

- от 5 до 11%;

- «знания, полученные от педагогов» - около 14% опрошенных;

- «сведения, полученные из СМИ» выбрали около 20% обучающихся;

- «в процессе личного участия в деятельности, направленной на укрепление основ нашего общества» указали около 25% опрошенных.

С небольшими изменениями представления о значимости факторов формирования патриотизма тождественны у первокурсников и выпускников.

Анализируя представленные данные, мы видим, что важную роль в процессе формирования патриотизма в обществе по-прежнему играет семья, хотя степень влияния семейных ценностей снижается с максимального выбранного респондентами 2016 г.н. - 39,1% до минимального 2019 г.н. - 24,7%. Возрастает влияние СМИ на общественное сознание молодежи: с 6,7% - 2014 г.н., 34,8% - 2018 г.н. и 19,8% 2019 г. Вместе с тем, по-прежнему значимыми остаются сведения, полученные от преподавателей, в процессе изучения научной, художественной литературы, что создает надежный плацдарм для развития патриотического мировоззрения в ходе изучения учебных дисциплин. Обращает внимание значимость информации, полученной обучающимися в период личного участия в мероприятиях патриотической направленности.

Определяя свое личное отношение к полученным знаниям (идеальный компонент патриотического сознания), курсанты 1 курса 2014-2019 гг.н., выбирая один вариант ответа из многих на вопрос: «Что такое государство?» остановились на следующих вариантах ответа соответственно: «система управления обществом» - частота выбора колеблется от 30 до 554%; «институт, обеспечивающий социальное благополучие» - от 24 до 43%; вариант «сфера согласия и социального взаимодействия» указали около 12% опрошенных. Как видим, у курсантов сформировано государственно-ориентированное отношение к государству, связанное с представлением о его важной социальной роли.

Приоритетными ответами первокурсников на вопрос о президенте страны являлись в соответствии с вышеуказанными годами набора:

- «гарант прав и свобод человека и гражданина» указали около 47% опрошенных;

- «человек, несущий бремя ответственности за все, происходящее в стране» - 37%;

- «главный символ страны» -7%.

Практические такие же результаты опроса у пятикурсников 2019 года обучения.

Таким образом, в плане когнитивной составляющей феномена патриотизма у обучающихся в Сибирском юридическом институте МВД России сформировано верное представ-

ление о патриотизме. Основные знания об истории Отечества оформились в рамках школьной программы и продолжают пополняться в процессе обучения, чтения исторических книг, просмотра исторических фильмов и познавательных передач, участия в общественно значимых мероприятиях. По-прежнему основой для развития патриотизма являются семейное воспитание. Значимых фактором для развития познавательных процессов становиться информация, представленная в СМИ. Вместе с тем, в плане перспектив совершенствования патриотического воспитания в этом направлении следует обратить внимание на необходимость разъяснения обучающимся, что учебная и профессиональная деятельность - это их посильный вклад в дело процветания страны, и она является неотъемлемой частью «патриотизма на деле».

Важной составляющей патриотического сознания является эмоционально-чувственный компонент. Формирование и развитие чувства сопереживания соотечественникам, любви к Родине, верности профессиональному долгу - является одной из приоритетных задач патриотического воспитания в вузах.

Отвечая на вопросы анкеты, курсанты 1 курсов 2014-2019 г.н. Сибирского юридического института МВД России, выбирая три самых значимых для них ответа, отметили, что чувство гордости у них вызывает тот факт, что Россия - Родина известных всему миру писателей-классиков - указали около 55% респондентов; сильнейших спортсменов - около 62%. Отметили, что в России мощное вооружение около 60% опрошенных; огромные природные ресурсы - 42%. Практически отсутствуют обучающиеся, у которых нет чувства гордости за свою страну.

Обучающиеся 5 курса 2014 г.н., также обратили внимание на эти аспекты: 54,7% респондентов отметили писателей-классиков, 47,2% сильнейших спортсменов, 39,6% мощное вооружение, 26,4% природные ресурсы. Возросло количество обучающихся, гордящихся плеядой известных космонавтов -17% (10% - на 1 курсе).

Важной составляющей мировоззрения обучающихся являются ценностные установки. В процессе социологического опроса респондентам был задан вопрос о приоритетных целях жизни. Из 13 вариантов ответов следовало выбрать не более трех: Первокурсники 2014, 2016, 2018, 2019 гг.н. выбрали следующие ответы:

- «создать семью и воспитать детей» является наиболее приоритетным вариантом, его выбрали от 57 до 64% опрошенных, причем отличие в ответах между юношами 2014, 2015 гг. набора незначительны, тогда как между юношами и девушками 2018, 2019 гг.н. - разница более 7-8%;

- следующие варианты ответа примерно одинаковы по популярности: «получить хорошее образование» (около 36%,), «получить престижную профессию» - 34%; «сделать карьеру» - 34%. Причем первые два варианта являются наиболее предпочтительными у девушек, а последний - у юношей;

- «обеспечить достойную старость родителям»: 25-33%, разница по тендерному признаку от 1 до 7%;

- «развитие и самосовершенствование» выбрали около 33% опрошенных;

- «быть полезным своей стране» желают около 24-26 первокурсников;

- следующие варианты оказались наименее популярными: «наслаждаться жизнью, получать удовольствие от жизни» 1123%; «заработать как можно больше денег» - от 3 до 8%.

Для пятикурсников 2014 г.н. приоритеты определились следующим образом:

- наиболее популярными были ответы: «создать семью и воспитывать детей»: 59,6% и «развитие и самосовершенствование»: 40,4%. Причем в обоих случаях девушки выбирали этот ответ чаще;

- следующие варианты ответа примерно одинаковы по частоте выбора: «сделать карьеру» - 30%, «наслаждаться жизнью, получать удовольствие от жизни» - 31%, «обеспечить достойную радость родителям» - 26% и «получить престижную профессию» - 25%.

- следующие варианты оказались наименее популярными «заработать как можно больше денег» - 20%, «быть полезным своей стране» - 14% и «получить хорошее образование» - 4%. Причем во всех случаях юноши выбирали этот ответ чаще.

Как видим, юноши и девушки, обучающиеся в Сибирском юридическом институте нацелены на верные жизненные ориентиры, связанные с семейными ценностями (созданием семьи, воспитания детей, уважительном отношении к родителям), получением достойного образования и достижением профессиональных успехов, самосовершенствованием и саморазвитием личности. Как и подобает сотрудникам пра-

воохранительных структур они не преследует цели «зарабатывать как можно больше денег». Вместе с тем обращает на себя внимание, что ответ «быть полезным своей стране» не стал приоритетной целью обучающихся. Определенная часть обучающихся пятого курса выбрали ответ «наслаждение жизнью и получению от нее удовольствия». Возможно такие настроения отражают общие тенденции в молодежной среде российского общества, связанные с ростом индивидуализма, потребительского отношения к жизни. Это в свою очередь ставит новые задачи перед профессорско-преподавательском составом вуза, подразделениями, связанными с воспитательной работой в части актуализации вопросов, связанных с осмыслением категорий профессионального долга, предназначения человека в обществе, развитием духовно-нравственных ориентиров.

Размышляя над вопросом: «В чем наиболее ярко проявляется патриотизм молодого человека (необходимо было выбрать из восьми вариантов ответов не более двух) курсанты первокурсники исследуемых годов набора в подавляющем большинстве выбрали ответы «в активном участии в патриотических мероприятиях, акциях» около 48%; «в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил от 40 до 62,2%. Далее идут ответы: «в воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства и др.» -25-31%; «в активном выполнении трудовых заданий на производстве» - около 14%; «в успешной учебе в школе, другом учебном заведении» - от 7 до 19%; «в активном участи в коммерции, бизнесе» - от 1 до 4%опрошенных.

Ответы пятикурсников 2014 г.н. в основном совпадают с ответами первокурсников, согласно которым патриотизм молодого человека проявляется: «в активном участии в патриотических мероприятиях, акциях» - 40,4% (29,4% - юноши, 61,1% - девушки), «в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил» - 40,4% (52,9% - юноши, 16,8% - девушки), «в воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства» - 38,5% (26,5% - юноши, 61,6% - девушки), «в успешной учебе в школе, другом учебном заведении» - 13,5% (17,6% - юноши, 5,6% - девушки). Ответы «в активном выполнении трудовых заданий на производстве» и «в активном участии в коммерции, бизнесе» - набрали по одинаковому количеству процентов - 9,6% (8,8% - юноши 11,1% - девушки).

На вопрос насколько часто респонденты принимали участия в мероприятиях патриотического или военно-патриотического характера за последние 2-3 года (при этом нужно было выбрать один вариант ответа) подавляющее число обучающихся ответили, что «участвовали неоднократно» и «довольно часто и регулярно». К пятому курсу эти показатели практически удвоились.

Как видим, в целом обучающиеся СибЮИ МВД России ориентированы на активное проявление патриотического отношения в жизни посредством участия в мероприятиях, акциях патриотической направленности. Однако снова обращает на себя внимания, что молодые люди не рассматривают успешную учебу и активное выполнение трудовых заданий - как формы проявления патриотизма. Патриотизм для молодежи проявляется, прежде всего, в героических подвигах, произведениях литературы и искусства, специально-организованных мероприятиях, соответствующей риторики. Они практически не видят его проявление в повседневной жизни -честном самоотверженном труде, успешной учебе и т.п.

Размышляя по поводу путей совершенствования патриотического воспитания в обществе первокурсники 2014-2019 гг.н. на первое место по значимости поставили «начинать воспитание патриотизма с детских дошкольных учреждений», около 70%. На втором месте ответ «усилить патриотическую работу с молодежью со стороны Вооруженных Сил, МВД, пограничных войск и др.» - 35%. Далее следуют - «изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотического воспитания со стороны руководства государства, политической элиты» - от 5 до 12%; «оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности» - около 25%; «воспитывать патриотизм с помощью средств массовой информации» - около 20% и т.д.

Курсанта пятого курса также считают первый вариант наиболее верным и отдали за него 66,7% голосов. Вторым по полярности стал ответ по изменению отношения к воспитанию патриотизма со стороны руководства страны - 47,1%. Затем «оказание помощи патриотическим объединениям и клубам», «усиление работы в вооруженных силах, МВД», «использовать для воспитания патриотизма СМИ» - 19,6%, 13,7% и 9,8% соответственно.

Обращает внимание на то, что такой вариант ответа как «предоставить больше возможностей Русской Православной

Церкви для религиозно-патриотического влияния на общество» не получил значительной поддержки ни среди первокурсников, ни среди пятикурсников.

Как видим, из приведенного выше опроса обучающихся, основную информацию о своем Отечестве получают в процессе обучения в образовательных организациях различного уровня1. В связи с этим перед всеми профессионалами, занятыми в образовательном процессе (как организаторами, так и профессорско-преподавательским составом), стоит задача более внимательного отношения к определению объема и методике преподавания, особенно гуманитарных дисциплин.

В процессе преподавания гуманитарных дисциплин, прежде всего таких, как философия, религиоведение формируются и развиваются мировоззренческие установки обучающихся, духовно-нравственная культура личности, способствующая формированию патриотических чувств. Древнегреческий философ Сократ считал, что «есть одно только благо - знание и одно только зло - невежество». Осознание истинной природы своего «Я» делает человека добродетельным. Отсюда, по мнению философа, следует, что «знание - главная добро-детель»2. Индийский мыслитель Шри Раман Махарши в первой половине ХХ в. обращал внимание на то, что «истинный Путь Знания заключается в непрерывном поиске Источника „я" (эго) умом, повернутым вовнутрь, с помощью исследования «Кто я?»3. В этом смысле образование, наука позволяют человеку «оттачивать» способности управления своим умом, нарабатывать навыки самоисследования, которые играют значимую роль на духовном пути самопознания.

Осознано-гуманное, уважительное отношение к другому, «как к самому себе», становится естественным для человека, постигшего свою духовную природу. Как писал Толстой, важно всегда помнить, что «в каждом человеке та же душа, что во мне, и что поэтому обращаться с людьми надо со всеми

1 Коновалова О.В., Шерстяных А.С. Патриотическое воспитание в вузах системы МВД России (на примере Сибирского юридического института МВД России) // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XXIII международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор Д.В. Ким. 2020, т. 2, с. 57-59.

2 Огарёв Г. 50 золотых идей в философии. 11Р1_: https://psihdocs.ru/kniga-50-zolotih-idej-v-filosofii.html?page=11 (дата обращения 10.09.2020).

3 ШриРамана Махарши. Весть Истины и Прямой Путь к Себе // Сост., пер. О. М. Могилевер, ред. пер. Н. Сутара. Л.: Тируваннамалай, 1991, с. 11.

одинаково, с осторожностью и уважением» . Эта мысль созвучно идеям Сократа, «золотому правилу нравственности» древнекитайского философа Конфуция, моральному императиву И. Канта.

Развитие собственного мышления является важнейшей задачей в формировании духовности. Развитию мышления у обучающихся способствует герменевтический подход, суть которого в постижении подлинного смысла текста источника. Изучение философских и религиозных источников, умение их комментировать связано с развитием собственных возможностей постижения истины, поиском ответов на смысложиз-ненные вопросы. При работе с текстами, главная цель состоит не только в том, чтобы запомнить: что написал отдельный философ или религиозный деятель, а в том, чтобы обучающийся сумел определить суть той или иной мировоззренческой проблемы и сформулировать по ней свое мнение2.

При планировании мероприятий воспитательной направленности в учебное и внеучебное время в вузах системы МВД России, считаем оптимальным сочетать традиционные, активные и интерактивные методы и формы патриотической работы в рамках системно-деятельностного, социокультурного и аксиологического подходов, применение культуро-центрированных технологий .

Так, в рамках мероприятий, направленных на повышение уважения граждан к символам России, в июне 2018 г. курсанты провели танцевальный флешмоб, посвященный Дню России; приняли участие в арт-мобе активистов молодежных организаций г. Красноярска «#МЫРОССИЯ!», а также во всероссийской акции в честь государственного праздника, организованной коммуникативной платформой СТЕНА-ПРИЗНАНИЙ.РФ «С ЛЮБОВЬЮ РОССИЯ!». Слоганы троих обучающихся вошли в число лучших и в День России транс-

1 ТолстойЛ.Н. Путь жизни. // ПСС в 90 т. М., 1956, т. 45, с. 17-18; Коновалова О.В. Идеолог неонародничества В.М. Чернов о жизни и творчестве Л.Н. Толстого // Ростовский научный журнал, 2017, Вып. 9, с. 23-25.

2 Маслодудова Н.В. Воспитание патриотизма в рамках постижения философии // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XXIII международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор Д.В. Ким. 2020, т. 2, с. 61.

3 Ракитский А.В. Культуроцентрированные технологии патриотического воспитания курсантов военных институтов войск национальной гвардии: Дисс... канд. пед. наук. СПБ, 2019.

лировались на главном телекоммуникационном сооружении страны - Останкинской телебашне.

Перспективными направлениями патриотического воспитания, которые доказали свою эффективность, являются привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе по направлениям патриотической направленности, развитие собственных информационных ресурсов, участие в обновление музейных экспедиций, в деятельности поисковых отрядов, "отрядов памяти", создание и деятельность волонтерских объединений, патриотических клубов и т.п.

Развитие волонтерского движения является важным фактором активизации деятельности обучающихся в сфере патриотического воспитания. Активными участниками молодежного движения систематически проводятся профилактические лекции - беседы по патриотической и правовой тематике в образовательных учреждениях г.Красноярска.

Исходя из опыта патриотического воспитания в ведомственных вузах, в том числе Сибирского юридического института МВД России, при организации и проведения патриотического воспитания целесообразно придерживаться ряда принципов и установок. Прежде всего, следует исходить из того, что молодежь - это не только объект, но субъект процесса воспитания и обучения. Поэтому привлекать молодежь к патриотическим мероприятиям следует по возможности на всех стадиях их разработки и проведения: планирования, организации, реализации, подведение итогов. При этом необходимо учитывать половозрастные, индивидуальные, социальные особенности обучающихся и воспитывающихся.

Таким образом, комплексное сочетание имеющихся наработок в сфере патриотического воспитания, использование инновационных форм и методов, вместе с четким, умелым руководством, соучастием, любовью к своему делу и энтузиазму в воспитательном процессе всех заинтересованных сторон позволяет вывести решение задач патриотического воспитания на новый качественный уровень. В основе этого процесса, безусловно, находится признание того, что формирование и развитие духовно-нравственных начал личности, воспитание ее характера и добросовестного отношения к профессиональному делу является приоритетной целью образования и воспитания, а патриотизм во всем его многообразии - одна из сторон духовной культуры человека, гражданина и профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.