Научная статья на тему 'Актуальные аспекты изучения учебной дисциплины «Физическая подготовка» по разделу «Боевые приемы борьбы» в образовательных организациях МВД России'

Актуальные аспекты изучения учебной дисциплины «Физическая подготовка» по разделу «Боевые приемы борьбы» в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / тактика / боевые искусства / навык / боевые приемы борьбы / образовательные организации МВД России / образовательный процесс / курсант / сотрудник полиции / правоохранительные органы / спортивные единоборства / physical training / tactics / martial arts / skill / fighting techniques / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / educational process / cadet / police officer / law enforcement agencies / martial arts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Лукич Славко, Евгений Викторович Кукало

Раскрываются актуальные аспекты изучения учебной дисциплины «Физическая подготовка» по разделу «Боевые приемы борьбы» в образовательных организациях МВД России. Изложены правовые основы применения физической силы. Раскрыты особенности технико-тактической подготовки курсантов к применению боевых приемов борьбы. Приведены методические рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса по дисциплине «Физическая подготовка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александр Лукич Славко, Евгений Викторович Кукало

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual aspects of studying the discipline «Physical training» in the section «Combat fighting techniques» in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The current aspects of the study of the academic discipline «Physical training» in the section «Combat fihting techniques» in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revealed. The legal basis for the use of physical force is outlined. The features of the technical and tactical training of cadets for the use of combat fighting techniques are revealed. Methodical recommendations on the organization of the educational and training process in the discipline «Physical training» are given.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты изучения учебной дисциплины «Физическая подготовка» по разделу «Боевые приемы борьбы» в образовательных организациях МВД России»

Научная статья ■УДК 796:005.591.6

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-224-227 EDN: https://elibrary.ru/edmdfc NIION: 2015-0066-4/23-789 MOSURED: 77/27-011-2023-04-988

Актуальные аспекты изучения учебной дисциплины «Физическая подготовкам по разделу «Боевые приемы борьбы» в образовательных организациях МВД России

Александр Лукич Славко1, Евгений Викторович Кукало2

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 slavko-a@mail.ru

Аннотация. Раскрываются актуальные аспекты изучения учебной дисциплины «Физическая подготовка» по разделу «Боевые приемы борьбы» в образовательных организациях МВД России. Изложены правовые основы применения физической силы. Раскрыты особенности технико-тактической подготовки курсантов к применению боевых приемов борьбы. Приведены методические рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса по дисциплине «Физическая подготовка».

Ключевые слова: физическая подготовка, тактика, боевые искусства, навык, боевые приемы борьбы, образовательные организации МВД России, образовательный процесс, курсант, сотрудник полиции, правоохранительные органы, спортивные единоборства

Для цитирования: Славко А. Л., Кукало Е. В. Актуальные аспекты изучения учебной дисциплины «Физическая подготовка» по разделу «Боевые приемы борьбы» в образовательных организациях МВД России II Вестник экономической безопасности. 2023. № 4. С. 224-227. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-224-227. EDN: EDMDFC.

Original article

Actual aspects ofstudying the discipline «Physical training» in the section «Combat fighting techniques» in educational organizations ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia

Alexander L. Slavko1, Evgeniy V. Kukalo2

12 Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia 1 slavko-a@mail.ru

Abstract. The current aspects of the study of the academic discipline «Physical training» in the section «Combat fihting techniques» in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revealed. The legal basis for the use of physical force is outlined. The features of the technical and tactical training of cadets for the use of combat fighting techniques are revealed. Methodical recommendations on the organization of the educational and training process in the discipline «Physical training» are given.

Keywords: physical training, tactics, martial arts, skill, fighting techniques, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs ofRussia, educational process, cadet, police officer, law enforcement agencies, martial arts

For citation: Slavko A. L., Kukalo E. V. Actual aspects of studying the discipline «Physical training» in the section «Combat fighting techniques» in educational organizations of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia. Bulletin of economic security. 2023;(4):224-7. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-224-227. EDN: EDMDFC.

Овладение умениями и навыками применения боевых приемов борьбы являются приоритетным направлением обучения курсантов образовательных организаций системы МВД России по дисциплине «Физическая подготовка». Готовясь стать действующими сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, обучающиеся должны в полной мере овладеть умением при-

менять полученные знания по данной дисциплине не только в теории, но также и на практике, как в учебном процессе, так и в реальной служебной деятельности.

Применение приобретенных знаний, умений и навыков выполнения различных приемов, таких как блокировки ударов, броски, тактические приемы борьбы, необходимо для эффективной работы в правоохрани-

© Славко А. Л., Кукало Е. В., 2023

PEDAGOGICAL SCIENCE

тельных органах и выполнения главной функции правоохранительных органов - противодействию антиобщественным деяниям таким, как преступления и административные правонарушения.

Применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, строго регламентировано нормативными актами Российской Федерации. Основным таким нормативным актом является ФЗ «О полиции» № З-ФЗ от 7 февраля 2011 г., где в ст. 20 четко прописано применение таких навыков. Также, порядок применения физической силы и других методов воздействия на правонарушителей регламентирован в этом же НПА, а конкретно в ст. 19, где главными принципами их применения являются минимизация ущерба, а также действия с учетом конкретной обстановки.

Подготовка и тренировка применения физической силы и боевых приемов борьбы должна развивать индивидуальные морально-волевые качества как действующего сотрудника полиции, так и находящемся на профессиональном обучении курсанта.

По мнению К. А. Астафьева [1] существует тесное сходство между тактиками, используемыми в боевых искусствах, и теми, которые используются сотрудниками органов внутренних дел непосредственно при применении боевых приемов борьбы, и это следует выделять во время обучения курсантов. В боевых искусствах есть позиция «на страже», как и позиция подразделения в зоне боевых действий, или непосредственно при исполнении служебных обязанностей сотрудника полиции, должна быть в состоянии настороженной готовности, быть готовыми либо к немедленному нападению, либо к обороне. Движения тела должны быть целенаправленными. Следует максимально использовать тактические действия, чтобы уметь противника поставить в невыгодное положение. Именно это используют практические сотрудники правоохранительной системы, и именно этому необходимо научиться обучающимся сотрудникам полиции, курсантам, до тех пор, пока их квалификация в данном вопросе не станет удовлетворительной.

К сожалению, полицейские часто оказываются в опасных для жизни ситуациях, и знание того, как справляться с такими ситуациями, является важной частью работы. Учитывая повышенную вероятность физических конфликтов между полицейским и правонарушителем, можно предположить, что полицейских следует обучать различным боевым искусствам для выполнения успешного задержания правонарушителя. Обычно это не так; в процессе изучения дисциплины «Физическая подготовка» осваиваются все виды тактикой подготовки. Хотя она часто включает в себя элементы известных боевых искусств, но тактическая подготовка сотрудника правоохранительных органов направлена на умелое применение технических и тактических действий на ограничение свободы передвижения правонарушителя.

Исследователи Е. А. Алдошина [2], С. Н. Баркалов [3] считают, что тактическая подготовка представляет

собой способы наиболее эффективного применения боевых приемов борьбы в конкретно сложившейся ситуации. И, конечно же, все эти тактические действия рассчитаны на то, чтобы сотрудники полиции могли применять их законно и без чрезмерной силы, на чем делается акцент во время обучения по дисциплине «Физическая подготовка».

Полицейские обычно хорошо экипированы и хорошо физически подготовлены и в процессе применения физической силы должны исключить возможность проведения с правонарушителями соревновательных поединков по боевым единоборствам. Тем не менее, есть еще ряд преимуществ изучения боевого искусства в дополнение к тренировкам.

Современные ученые С. Н. Баркалов [4], И. В. Герасимов [5] выделяют, во-первых, это изучение и совершенствование более сложных двигательных действий и ведение поединка с противником, оказывающим физическое сопротивление, способствуют быстрому формированию навыка ведения спортивных единоборств. Таким образом, овладения навыками ведения единоборств позволяет уверено действовать при задержании лица, нарушившего общественный порядок. Во-вторых, еще одним важным аспектом обучения боевым приемам борьбы в дисциплине «Физическая подготовка» курсантов является действия против противника, вооруженного холодным оружием. Действующие полицейские могут оказаться в ситуации, когда им противостоит правонарушитель с бутылкой, ножом или другим оружием. В то время как обучение курсантов действительно охватывает основные техники обезоруживания, опять же, многие боевые искусства предлагают более сложные подходы, что подчеркивает преимущество курса физической подготовки курсантов, поскольку является более упрощенной, эффективной и простой для усвоения и применения на практике. И, в-третьих, занятия по дисциплине «Физическая подготовка» являются основой профессиональной подготовки сотрудника ОВД.

Практикуясь в применении физической силы, приемов на практических занятиях курсант регулярно ставит себя в смоделированные конфликтные ситуации. Это помогает как в психологической готовности, так и в формировании навыка применения боевых приемов борьбы, улучшая время реакции и результативность действий сотрудника при возникновении конфликтных ситуаций.

Система боевых приемов борьбы, которая лежит в основе обучения курсантов в образовательных организациях системы МВД России, утверждена Приказом МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», а также основана на актуальных проблемах и особенностях применения физической силы в деятельности органов внутренних дел непосредственно к правонарушителям. Таким образом, данная система позволяет эффективно применять боевые приемы борьбы, направленные на

ограничение свободы передвижения правонарушителя, и минимизировать нанесение ему травм при применении физической силы. Существует необходимость постоянного совершенствования умений и навыков применения боевых приемов борьбы. Так, сотрудник полиции при несении службы должен быть всегда готов эффективно применить физическую силу, а впоследствии и взять ситуацию под контроль и нейтрализовать угрозу, используя любые возможные способы, методы физического и психологического воздействия.

Курсанты в процессе изучения учебной дисциплины «Физическая подготовка» осваивают приемы спортивных единоборств. Хотя некоторые исследователи Р. В. Еремин [6], А. В. Алдошин [7] предполагать, что многие приемы спортивных единоборств, особенно приемы борьбы лежа, не используются при задержании правонарушителя, с этим невозможно согласиться, поскольку многие приемы данного раздела могут использоваться в различных ситуациях, в которых может оказаться полицейский.

Содержание учебной дисциплины «Физическая подготовка», которое включает броски и сковывающие захваты, удушающие приемы, болевые приемы, удары и защиту от них позволяет эффективно полицейским применять физическую силу.

В зарубежных полицейских системах физической подготовки применяются приемы силовых единоборств, таких как айкидо и джиу-джитсу, бразильского джиу-джитсу и др., также используется при организации учебно-тренировочных поединков. Знание и владения навыками борьбы позволяет полицейским легко справляться с субъектами при оказания сопротивления без применения ударов.

Овладение навыками борьбы, проведение учебно-тренировочных поединков способствует не только формированию морально-волевых качеств и получению положительных эмоций в процессе физической подготовки. Это важно для лиц, которые регулярно сталкиваются с насилием, как в случае с сотрудниками полиции. Методически грамотно организованный учебно-воспитательный процесс по дисциплине «Физической подготовка» позволяет не только развивать физические качества и формировать умения и навыки применения боевых приемов борьбы, а также помогает уменьшить стресс и тревогу - две наиболее распространенные причины эмоционального выгорания как практических сотрудников, так и курсантов и слушателей.

В заключение можно сделать вывод, что успешное изучение курса учебной дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России, позволяет сотруднику полиции эффективно применять боевые приемы борьбы и результативно выполнять свои служебные обязанности, а сформированная потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями способствует укреплению здоровья и успешно противостоять воздействию неблагоприятных служебных факторов на организм полицейского.

Список источников

1. Астафьев К. А. Физическая подготовка как основная составляющая физической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы. М. : ЮРАЙТ, 2021.

2. Алдошина Е. А., Алдошин А. В., Демина А. В. Организационные условия повышения эффективности формирования готовности к профессиональной деятельности у обучающихся образовательных организаций // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. №4(81). С. 236-239.

3. Баркалов С. Н. Воспитательные аспекты учебных дисциплин в формировании опыта профессионального поведения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени

B. В. Лукьянова. 2019. № 2 (79). С. 102-105.

4. Баркалов С. Н. Место дисциплины «Физическая подготовка» в структуре образовательных программ, реализуемых вузами МВД России: конкретизация характеристики и принципов построения учебно-воспитательного процесса//Наука-2020. 2019. № 4 (29).

C. 38-47.

5. Герасимов И. В. Особенности подготовки сотрудников полиции к деятельности с высоким психоэмоциональном напряжением // Наука-2020. 2020. № 1 (37). С. 94-99.

6. Еремин Р. В. Пути повышения качества обучения физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Наука-2020. 2019. № 7 (32). С. 149-152.

7. Алдошин А. В. Сущность и структура профессиональной подготовки сотрудников ОВД // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2019. С. 15-19.

References

1. Astafiev К. A. Physical training as the main component of physical culture of employees of the penitentiary system. M. : Urait, 2021.

2. Aldoshina E. A., Aldoshin A. V., Demina A. V Organizational conditions for increasing the effectiveness of the formation of readiness for professional activity among students of educational organizations. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Humanities and social sciences. 2018. No. 4 (81). P. 236-239.

3. Barkalov S. N. Educational aspects of academic disciplines in the formation of the experience of professional behavior of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after VV. Lukyanov. 2019. No. 2 (79). P. 102-105.

4. Barkalov S. N. The place of the discipline «Physical training» in the structure of educational programs implemented by universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia: concretization of the characteristics and principles of building the educational process // Nauka-2020. 2019. No. 4 (29). P. 38-47.

5. Gerasimov I. V. Features of training police officers for activities with high psycho-emotional stress // Science-2020. 2020. N. 1 (37). P. 94-99.

6. Eremin R. V. Ways to improve the quality of physical training training for cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs ofRussia // Nauka-2020. 2019. No. 7 (32). P. 149-152.

7. Aldoshin A. V Essence and structure of professional training of police officers // Improving the physical training of law enforcement officers: a collection of articles. Orel: Oryul of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova, 2019. P. 15-19.

PEDAGOGICAL SCIENCE

Информация об авторах

А. Л. Славко - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук, доцент;

Е. В. Кукало - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

A. L. Slavko - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V Ya. Kikot', Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor;

E. V. Kukalo - Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.03.2023; одобрена после рецензирования 04.05.2023; принята к публикации 06.07.2023.

The article was submitted 09.03.2023; approved after reviewing 04.05.2023; accepted for publication 06.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.