Научная статья на тему 'БОЕВЫЕ ПРИЁМЫ БОРЬБЫ В МВД РОССИИ'

БОЕВЫЕ ПРИЁМЫ БОРЬБЫ В МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1139
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЁМЫ БОРЬБЫ / СОТРУДНИК МВД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздков Павел Юрьевич

Физическая подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации является ключевой частью профессионального образования в структуре органов внутренних дел. В данной статье мы рассмотрели вопросы изучения и отработки боевых приёмов борьбы как наиболее важного раздела физической подготовки. Результаты наблюдений и анализа обучения боевым приемам борьбы указывают на недостаточную компетентность сотрудников в знаниях этого направления. Анализируя учебно-методические рекомендации, нормативно-правовые акты МВД РФ, тематические наставления по физической подготовке ведомственных образовательных организаций МВД РФ напрашивается вывод, что каждому курсанту и практически действующему сотруднику МВД необходимо более детально быть осведомлёнными в данной области знаний на теоретическом и практических уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвоздков Павел Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHTING TECHNIQUES OF STRUGGLE IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation is a key part of professional education in the structure of the internal affairs bodies. In this article, we have considered the issues of studying and practicing combat techniques of wrestling as the most important section of physical training. The results of observations and analysis of training in combat techniques of wrestling indicate the lack of competence of employees in the knowledge of this area. Analyzing the educational and methodological recommendations, normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, thematic manuals on physical training of departmental educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the conclusion arises that each cadet and practically acting employee of the Ministry of Internal Affairs needs to be more knowledgeable in this area of knowledge at the theoretical and practical levels.

Текст научной работы на тему «БОЕВЫЕ ПРИЁМЫ БОРЬБЫ В МВД РОССИИ»

осуществляется путем онлайн и офлайн связи с преподавателем.

Онлайн связь предполагает, что преподаватель показывает движение, которое студенты повторяют, и в то же время преподаватель может видеть, как обучающиеся совершают движения, что позволяет ему своевременно комментировать правильность выполнения. Такую форму следует считать эффективной, если в группе не более 2-3 студентов, тогда преподаватель может четко видеть, как они выполняют движения. Если же в группе много обучаемых, онлайн-платформа уменьшает размер изображения видео студентов, оно становится более «мелким», что не позволяет преподавателю мгновенно рассмотреть все детали и нюансы выполнения того или иного движения.

Офлайн форма предполагает, что студенты самостоятельно выполняют упражнения, повторяя их после просмотра видео материала, присланного преподавателем, делают запись своих движений на видео, которое в последующем преподаватель просматривает и комментирует. С одной стороны, это предоставляет преподавателю время для детального просмотра техники выполнения двигательных действий каждого студента, а, с другой стороны, не позволяет сразу, оперативно корректировать движения и исправлять ошибки.

Таким образом, использование дистанционного обучения в освоении учебной дисциплины ушу играет важную роль в переходе от традиционного подхода в изучении восточных боевых искусств к принципиально новому, основанному на использовании информационных и сетевых технологий, что в целом соответствует педагогическим тенденциям высшей школы.

Применение режима дистанционного обучения в практике преподавания учебной дисциплины ушу в колледжах и университетах при необходимости позволяет оптимизировать и информатизировать учебные ресурсы и в целом достичь высоких результатов обучения. Тем не менее, остается сложным вопрос об обеспечении своевременного контроля за точным выполнением двигательных действий студентами в процессе изучения учебной дисциплины ушу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Используемые в китайской практике дистанционного обучения онлайн и офлайн формы контроля, наряду с преимуществами, обладают недостатками. С одной стороны, при онлайн контроле преподаватель может мгновенно корректировать действия студента, но, с другой стороны, неправильное выполнение некоторых действий может оказаться незамеченным, в виду ограничений платформы и человеческого фактора (возможности визуального анализа потокового видео нескольких студентов, число которых может достигать 10 и более человек, одновременно выполняющих движения, достаточно ограничены). Офлайн выполнение упражнений позволяет преподавателю уделить время контролю за правильностью выполнения движений каждым студентом, однако, не дает возможности оперативной оценки в процессе выполнения. В связи с этим, при практическом освоении учебной дисциплины ушу в дистанционной форме оптимальным представляется интегрированный подход, основанный на комплексном использовании онлайн и офлайн режимов обучения.

Контактная информация: 944891143@qq.com

Статья поступила в редакцию 25.07.2022

УДК 796.819

БОЕВЫЕ ПРИЁМЫ БОРЬБЫ В МВД РОССИИ

Павел Юрьевич Гвоздков, старший преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск

Аннотация

Физическая подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации является ключевой частью профессионального образования в структуре органов внутренних дел. В данной статье мы рассмотрели вопросы изучения и отработки боевых приёмов борьбы как наиболее важного раздела физической подготовки. Результаты наблюдений и анализа обучения боевым приемам борьбы указывают на недостаточную компетентность сотрудников в знаниях этого направления. Анализируя учебно-методические рекомендации, нормативно-правовые акты МВД РФ, тематические наставления по физической подготовке ведомственных образовательных организаций МВД РФ напрашивается вывод, что каждому курсанту и практически действующему сотруднику МВД необходимо более детально быть осведомлёнными в данной области знаний на теоретическом и практических уровнях.

Ключевые слова: физическая подготовка; боевые приёмы борьбы; сотрудник МВД; профессионально-прикладные качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p103-108

FIGHTING TECHNIQUES OF STRUGGLE IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Pavel Yurievich Gvozdkov, the senior teacher, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Khabarovsk

Abstract

Physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation is a key part of professional education in the structure of the internal affairs bodies. In this article, we have considered the issues of studying and practicing combat techniques of wrestling as the most important section of physical training. The results of observations and analysis of training in combat techniques of wrestling indicate the lack of competence of employees in the knowledge of this area. Analyzing the educational and methodological recommendations, normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, thematic manuals on physical training of departmental educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the conclusion arises that each cadet and practically acting employee of the Ministry of Internal Affairs needs to be more knowledgeable in this area of knowledge at the theoretical and practical levels.

Keywords: physical training, fighting techniques of wrestling, an employee of the Ministry of Internal Affairs, professional and applied qualities.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время работодатели все больше уделяют внимание профессионально-прикладной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел. Первоначальные навыки владения боевыми приёмами борьбы будущие сотрудники, как правило, получают в ведомственных учебных заведениях МВД России. Физическому воспитанию курсантов и слушателей уделяется особое внимание наряду с профессионально-практической, оперативно-служебной, огневой подготовками и направлена на формирование компетентных и высокоспециализированных будущих сотрудников в системе Министерства внутренних дел. Необходимо упомянуть, что содержание и программа обучения общей и специальной физической подготовки строго регламентирована нормативно-правовыми актами МВД.

Сотруднику полиции в целях осуществления оперативно-боевых задач необходимо уметь эффективно и правомерно осуществлять силовое задержание правонарушителя, владеть боевыми приёмами борьбы, а именно: освобождение от захватов и обхватов, защита от ударов вооруженного и невооруженного противника, от угрозы оружием, попытки отнять оружие, защита от группового нападения, навыками взаимопомощи.

Следовательно, боевые приемы борьбы занимают значимое место в сфере профессионального обучения сотрудников МВД.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Боевые приемы борьбы - термин законодательно не закреплённый, но исходя из научной литературы, можно вычленить следующее определение: приёмы рукопашного боя различных видов единоборств, направленные на решение задач сотрудников правоохранительных органов, обусловленных спецификой их профессии и относящиеся к разделу служебно-прикладной физической подкованности сотрудников МВД РФ.

Обучение боевым приемам борьбы проводится как среди практически действующих сотрудников МВД России, так и среди переменного состава ведомственных и постоянных образовательных учреждений МВД России. Цель данных занятий заключается в совершенствовании навыков их применения и обеспечения личной безопасности, воспитания отваги и предприимчивости.

На первых занятиях обучающимся предлагается изучить базовые упражнения для обеспечения эффектности выполнения тактики боевого искусства, к таким относятся: приёмы страховки и само страховки, кувырки, отработка техники удара. На последующих занятиях изучаются приёмы задержания, техника ударов и бросков, боевые приемы борьбы с использованием специальных средств, методы ухода от захвата и обхвата. Необходимо понимать, что доведение техники борьбы до автоматизации способствует развитию разносторонней двигательной активности среди курсантов и практически-действующих сотрудников МВД. Обучение специфике применения боевых приёмов борьбы необходимо осуществлять, основываясь на твёрдые теоретические знания о понятийном аппарате и сущности самой терминологии, взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных тактических элементов, развитии волевых качеств и мастерства.

Под понятием «боевые приёмы борьбы» принято понимать навыки физического воздействия, обеспечивающие достижение цели их применения, такие как: само физическое воздействие, приёмы и угрозы применения специальных средств и огнестрельного оружия. К последнему так же могут относиться приёмы сковывания с применением специальных средств и подручных средств, а также навыки наружного досмотра [3].

Структурно-боевые приёмы борьбы включают в себя три главенствующих аспекта: техника боевых приемов борьбы - это комплекс грамотно выполненных приемов, обеспечивающих эффективность выполнения их цели. Детали техники - составные части непосредственного осуществления боевых приёмов борьбы (стойка, сила удара и его резкость, характер движения отдельных частей тела), способствующие качественному исполнению главной задачи [4].

Следует упомянуть о важном аспекте боевых приемов борьбы - выведение противника из равновесия. Данный фактор обеспечивает упреждение, ослабление и нейтрализацию противодействия правонарушителя. В МВД к способам выведения противника из равновесия относятся: рывок, толчок, осаживание. Расслабляющий удар - это удар, не причиняющий вреда здоровью человека, но позволяющий молниеносно ослабить мышечный тонус противника, нарушая его мышечную, ориентационную и двигательную координацию, утрату равновесия и последующего результативного противодействия [2].

В ограниченном бою используются удары ногами (в области голени, паха), могут выполняться как полной стопой, так и её ребром. Удары коленом осуществляются в приближенную целевую область или в голову. Удары руками спереди и сзади следует наносить в солнечное сплетение, шею или в затылок. Удары локтями имеют наибольшую эффективность при нанесении в часть верхнего живота или область солнечного сплетения. В целях самозащиты от ударов рекомендуется применять следующие защитные действия: уклоны, нырки, отбивы руками и предплечьем, уход с линии атаки.

Нормативную базу боевых приемов борьбы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации составляют как международные нормативные акты, так и законодательство Российской Федерации. Одним из важных международных правовых документов является «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка»,

устанавливающий принципы правомерного осуществления боевых приёмов борьбы полицейскими должностными лицами, принятый 17 декабря 1979 года Резолюцией 34/169 на 106 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Положения данного международного акта нашли своё отражение в ст. 5 Федерального закона «О полиции».

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ целью приемов боевой борьбы является отражение нападения нескольких противников, вооруженному нападению без нанесения существенного вреда здоровью другим лицам, задержание и обезоруживание противника (использование болевых и удушающих приёмов), пресечения преступных действий преступника [1]. Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел (1996, 2013) чётко регламентирует перечень боевых приемов борьбы, которые могут быть использованы сотрудниками в рукопашной схватке с правонарушителями.

Приёмы борьбы, с которыми обязаны ознакомиться сотрудники МВД, имеют своей целью обезвреживание противника путём быстрого выведение из строя с помощью болевых и удушающих приёмов, а также подручных и специальных средств. Следует помнить, что важным аспектом применения физической силы сотрудником МВД является минимизация вреда. Сотруднику полиции для минимизации вреда здоровью необходимо владеть и уметь применять приёмы самозащиты, также являющиеся важными в тактике применения боевых приёмов борьбы. Нельзя забывать и о собственной защите жизни и здоровья сотрудника. Самозащиту принято разделять на 3 вида: Ограниченный бой: важно умение сдерживание противника, а не нанесение вреда здоровью. Уличный бой: не несёт своей задачей принесение смертельного урона противнику, но ставит своей целью его обезвреживание. Тотальный бой: при данном виде боя у обеих сторон нет ограничения, в том числе по использованию огнестрельного оружия. Часто встречается при задержании сотрудниками МВД подозреваемых лиц в совершении преступления.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в три этапа. На начальном этапе анализировалась и обобщалась научная литература по вопросам преподавания служебно-прикладной физической культуры и методики обучения боевым приемам борьбы в МВД. Проводилось наблюдение за курсантами и слушателями МВД России, выявлена проблема и сформулированы основные положения исследования.

Вторая стадия исследования характеризуется определением теоретических аспектов проведения исследования, анализом тактико-технических действий сотрудников МВД. Было проведено наблюдение за преподаванием теоретических основ боевых приемов борьбы курсантам ведомственного образовательного учреждения.

Данные исследования осуществлялись на практических занятиях по служебно-прикладной физической подготовке два раза в неделю, по 90 минут каждое.

Третий этап характеризовался внедрением в процесс обучения нового содержания подготовки. Под этим понимается повышения качества непосредственно самой техники боевых приёмов борьбы, координационных способностей, динамических упражнений, а также совершенствование физических качеств, формы человека, а именно силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Именно от уровня развития перечисленных характеристик зависит качество применения боевых приёмов борьбы. Данные направления по развитию отдельных качеств физической подготовки обусловлены характерной спецификой служебной деятельности сотрудников ОВД.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты наблюдений и анализа обучения боевым приемам борьбы указывают на недостаточную компетентность сотрудников в знаниях этого направления. В методических рекомендациях и планах по проведению практических занятий предусматривается

проведение обучения на основе просмотра обучающих видеоматериалов, приглашения профессиональных спортсменов для демонстрации правильных приемов борьбы с точки зрения техники. Были определены наиболее результативные приёмы борьбы, а именно бросок боковой переворот и бросок задняя подножка.

ВЫВОДЫ

Одним из важных направлений развития профессиональных качеств сотрудника МВД является учебная дисциплина под название «Служебно-прикладная физическая подготовка». Действующая образовательная программа направленна на повышение общего физического здоровья, а также на изучение специальным приемам борьбы, влияющих на эффективность способностей прикладного характера в служебной деятельности.

По результатам анализа учебно-методических рекомендаций, нормативно-правовых актов МВД РФ, тематических наставлений по физической подготовке ведомственных образовательных организаций МВД РФ напрашивается вывод, что каждому курсанту и практически действующему сотруднику МВД необходимо более детально быть осведомлёнными в данной области знаний на теоретическом и практических уровнях.

Необходимость знания задач, целей, содержания и форм физической подготовки напрямую связана с организацией физической подготовленности сотрудников полиции к успешному выполнению оперативно-служебного долга, направленных на защиту в первую очередь себя и жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

На практике же сотрудники недостаточно квалифицированы в данной области, и не все аспекты образовательной программы нашли своей реализации на практике, что в свою очередь также зависит от преподавательского контроля. Из проанализированного следует, что действующей программе образования следует формализовать структуру боевых приемов борьбы, опираясь на построение ориентировочных основ действий при их выполнении и выделения основных опорных точек. Это даст возможность осуществлять контроль над комплексом образовательных методик, включающих теоретическую основу и непосредственное выполнение приёмов на различных уровнях их освоения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 1 июля 2017 № 450 (ред. от 27.07.2020) // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223221/ (дата обращения 25.06.2022).

2. Алдошин А.В. Спорт в профессиональной физической подготовке сотрудников ОВД / А. В. Алдошин // Наука и практика. - 2014. - № 3 (60). - С. 126-129.

3. Броев, А. Х. Вопросы физической подготовки сотрудников органов внутренних дел на современном этапе / А. Х. Броев // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2016. - № 4. - С. 89-91.

4. Кодзоков, А. Х. Характеристика физической подготовки как целостной системы обучения / А. Х. Кодзоков // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2017. - С. 78-83.

REFERENCES

1. Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (2017), "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal Affairs bodies of the Russian Federation", Order of 01 June 2017 No. 450, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223221/ (date accessed 25/06/2022).

2. Aldoshin, A.V., (2014), "Sport in professional physical training of police officers", Science and practice, No. 3 (60), pp. 126-129.

3. Broev, A. H., (2016), "Questions of physical training of employees of internal affairs bodies at the present stage", Black holes in Russian legislation, No. 4, pp. 89-91.

4. Kodzokov, A. H., (2017), "Characteristics of physical training as an integral system of education", Physical education and sport: topical issues of theory and practice: collection of scientific papers of the participants of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, pp. 78-83.

Контактная информация: gvozdkov.pasha@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.07.2022

УДК 796.011.1

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ

Мария Руслановна Глухарева, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск; Светлана Егоровна Лобашкова, воспитатель, Детский сад « Чуораанчик», с. Вилючан, Сунтарский улус, Республика Саха

(Якутия)

Аннотация.

Статья посвящена одному из основных показателей готовности дошкольников к физическому развитию детей 6 лет. В 4-5 лет возможности ребенка еще ограничены. Но сделавшие первые шаги на поприще физической подготовки могут получить в будущем серьезные преимущества перед сверстниками. Освоить базовые движения, научиться рационально работать руками и ногами, контролировать равновесие, развить простейшие координационные навыки, привыкнуть слушаться педагога и ответственно подходить к полученным знаниям - все это можно сделать до 6 лет, и ребенок придет в любую спортивную секцию с отличным багажом для дальнейшего прогресса.

Ключевые слова: физическое развитие, дети, координация, упражнения, занятия, игра,

ловля.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p108-111

PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 6 YEARS OLD

Maria Ruslanovna Glukhareva, the senior teacher, North-Eastern Federal University, Yakutsk; Svetlana Egorovna Lobashkova, the educator, Kindergarten "Chuoraanchik", p. Vil-yuchan, Suntarsky ulus, Republic of Sakha (Yakutia)

Abstract

The article is devoted to one of the main indicators of preschool children's readiness for the physical development of 6-year-olds. At 4-5 years of age, the child's capabilities are still limited. But those who have taken the first steps in the field of physical fitness can get serious advantages over their peers in the future. To master basic movements, to learn to work rationally with hands and feet, to control balance, to develop the simplest coordination skills, to get used to listening to the teacher and to responsibly approach the acquired knowledge - all this can be done up to 6 years old, and the child will come to any sports section with excellent baggage for further progress.

Keywords: physical development, children, coordination, exercises, classes, play, fishing.

ВВЕДЕНИЕ

Движение является естественной физиологической потребностью ребенка. Однако наш техногенный век оказывает свое влияние, и малоподвижный образ жизни становится привычкой не только для взрослых, но и детей. Двигательная активность зависит не только от темперамента, состояния здоровья, настроения ребенка, но и от личного примера родителя и намерения приобщать его к активному образу жизни.

Учебный процесс эффективен тогда, когда четко структурирован, выстроен в одну последовательность от самых младших возрастов к более зрелым, когда для каждого года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.