Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОВЛАДЕНИЮ УДАРНО-ЗАЩИТНОЙ ТЕХНИКОЙ КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОВЛАДЕНИЮ УДАРНО-ЗАЩИТНОЙ ТЕХНИКОЙ КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / УДАРНАЯ ТЕХНИКА / ЗАЩИТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОТ УДАРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрияхин Андрей Андреевич, Баркалов Сергей Николаевич

Самостоятельная работа в образовательных организациях Министерства внутренних дел (МВД) России является одним из важных видов учебной деятельности курсантов, в том числе, при овладении знаниями, умениями и навыками, формируемыми в процессе физической подготовки. Установлено, что в основном самостоятельные тренировки курсантов направлены на выполнение контрольных нормативов общей физической подготовки, при этом, освоение навыков применения боевых приемов борьбы оставляется исключительно для работы с преподавателем. В результате снижается эффективность процесса формирования целостной готовности курсантов к предстоящей профессиональной деятельности. Показано, что разработка и внедрение в образовательный процесс специальных программ самостоятельных занятий боевыми приемами борьбы способствует их надежному закреплению и совершенствованию. Представлены конкретные рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов на примере темы «Удары руками, ногами и защита от них», изучаемой в рамках раздела «Боевые приемы борьбы» дисциплины «Физическая подготовка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрияхин Андрей Андреевич, Баркалов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK ON MASTERY OF SHOCK-PROTECTIVE EQUIPMENT BY CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Independent work in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is one of the important types of educational activities of cadets, including when mastering the knowledge and skills formed in the process of physical training. It was established that mostly independent trainings of cadets are aimed at fulfillment of control standards of general physical training, at the same time mastery of skills of application of combat techniques of wrestling is left exclusively for work with the teacher. As a result, the efficiency of the process of forming a holistic readiness of cadets for upcoming professional activities is reduced. It has been shown that the development and introduction into the educational process of special programs of independent training in combat techniques of wrestling contributes to their reliable consolidation and improvement. Specific recommendations are presented on the organization of independent work of cadets on the example of the topic «Blows with hands, feet and protection against them», studied under the section «Combat techniques of wrestling» of the discipline «Physical training».

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОВЛАДЕНИЮ УДАРНО-ЗАЩИТНОЙ ТЕХНИКОЙ КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОВЛАДЕНИЮ УДАРНО-ЗАЩИТНОЙ ТЕХНИКОЙ КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK ON MASTERY OF SHOCK-PROTECTIVE EQUIPMENT BY CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Андрияхин Андрей Андреевич

мастер спорта России по боксу, слушатель факультет подготовки специалистов ГИБДД Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Andriyahin Andrej Andreevich master of sports of Russia in boxing, listener traffic police training faculty Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Баркалов Сергей Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Barkalov Sergey Nikolaevich Ph.D., associate professor department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. Самостоятельная работа в образовательных организациях Министерства внутренних дел (МВД) России является одним из важных видов учебной деятельности курсантов, в том числе, при овладении знаниями, умениями и навыками, формируемыми в процессе физической подготовки. Установлено, что в основном самостоятельные тренировки курсантов направлены на выполнение контрольных нормативов общей физической подготовки, при этом, освоение навыков применения боевых приемов борьбы оставляется исключительно для работы с преподавателем. В результате снижается эффективность процесса формирования целостной готовности курсантов к предстоящей профессиональной деятельности. Показано, что разработка и внедрение в образовательный процесс специальных программ самостоятельных заня-тий боевыми приемами борьбы способствует их надежному закреплению и совер-шенствованию. Представлены конкретные рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов на примере темы «Удары руками, ногами и защита от них», изучаемой в рамках раздела «Боевые приемы борьбы» дисциплины «Физическая подго-

товка».

Abstract. Independent work in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is one of the important types of educational activities of cadets, including when mastering the knowledge and skills formed in the process of physical training. It was established that mostly independent trainings of cadets are aimed at fulfillment of control standards of general physical training, at the same time mastery of skills of application of combat techniques of wrestling is left exclusively for work with the teacher. As a result, the efficiency of the process of forming a holistic readiness of cadets for upcoming professional activities is reduced. It has been shown that the development and introduction into the educational process of special programs of independent training in combat techniques of wrestling contributes to their reliable consolidation and improvement. Specific recommendations are presented on the organization of independent work of cadets on the example of the topic «Blows with hands, feet and protection against them», studied under the section «Combat techniques of wrestling» of the discipline «Physical training».

Ключевые слова: физическая подготовка; самостоятельная работа; боевые прие-мы борьбы; ударная техника; защитные действия от ударов.

Keywords: physical training; independent work; combat techniques of wrestling; shock equipment; protective actions against impacts.

Обучение в образовательных организациях системы Министерста внутренних дел (МВД) России предполагает изучение разнообразных учебных дисциплин. Занятия по ним проводят видные ученые, педагоги, юристы, практические сотрудники органов внутренних дел (ОВД). Однако, сами по себе учебные занятия, как бы хорошо они не проводились, не могут обеспечить высокого качества подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям. Главным условием этого является активная самостоятельная познавательная деятельность обучающихся. Именно в процессе самостоятельного учебного труда наиболее успешно осуществляются изучение и осмысление учебного материала. Знания, умения и навыки, сформированные на лекциях, семинарах, практических занятиях, нуждаются в закреплении, углублении в процессе самостоятельного изучения соответствующих вопросов учебной программы. Поэтому самостоятельная работа неслучайно является одним из важных видов учебной деятельности курсантов вузов МВД России. Умело организованная, самостоятельная работа обучающихся способствует воспитанию у них привычки и устойчивых навыков повышения своей профессиональной компетенции, формирует потребность в самообразовании и обеспечивает им возможность выработать такую технику учебной познавательной деятельности, которая позволит полностью освоить материалы программы обучения, а в процессе активной профессиональной деятельности заниматься самосовершенствованием [1, 2].

Понятно, что эффективность самостоятельной работы зависит, в первую очередь, от уровня развития личности, психических, познавательных и эмоционально-волевых процессов, личной организованности курсанта, его умения сосредотачивать свое внимание на изучаемом материале, стремлении реализовать себя, самоутвердиться от сформированости умений и навыков такой работы. Поэтому организация самостоятельной работы в вузе должна помимо прочего обеспечивать обучающимся возможность выбрать в соответствии со своими личностными особен-

ностями оптимальные и приемлемые для них способы ее ведения, сформировать у них индивидуальный стиль учебной познавательной деятельности [3, 4].

В вузах МВД России организационной формой самостоятельной работы выступает самоподготовка курсантов, которая является обязательным элементом их распорядка дня и носит систематический, непрерывный характер, а ее содержание составляют:

- самостоятельное изучение материала, отработка навыков и развитие необходимых качеств;

- выполнение специальных учебных заданий преподавателей, общественная работа, занятия в кружках и секциях;

- предварительная подготовка к занятиям, в том числе, и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый для обучающихся учебный материал [5].

Такая подготовка предполагает установление связи с ранее сформированными знаниями, умениями и навыками, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучение которых следует обратить особое внимание, выяснение наиболее сложных, неясных вопросов и их уточнение во время консультаций с преподавателем [6]. Дидактически значимыми результатами в этом случае должны выступать повышение ответственности курсантов за свою профессиональную подготовленность и развитие самостоятельности в постановке конкретных задач, планировании путей их выполнения и реализации запланированных мероприятий [7].

Не является исключением организация самоподготовки курсантов вузов МВД России по дисциплине «Физическая подготовка». Однако, абсолютное большинство обучающихся считают, что основное содержание самостоятельной тренировки должны составлять упражнения, направленные на выполнение контрольных нормативов общей физической подготовки. Специальная физическая подготовка, в частности, самостоятельная отработка боевых приемов борьбы, находится, как правило, вне поля зрения курсантов. Они оставляют этот важный раздел дисциплины исключительно для работы с преподавателем, поскольку сами, как многие из них считают, не могут результативно организовать данный процесс [8, 9]. В то же время, практика показывает, что сформировать устойчивый навык применения боевых приемов борьбы только в рамках строго лимитированной аудиторной работы практически не возможно. Кроме того, если сложный двигательный навык продолжительное время не поддерживать, то рано или поздно это приведет к его утрате [10, 11]. Поэтому курсанты должны самостоятельно организовывать и проводить тренировки, связанные с овладением и совершенствованием боевых приемов борьбы, тем более, такие умения и навыки выступают в качестве индикаторов достижения компетенций, предусмотренных результатами освоения образовательной программы [12].

В целях решения обозначенной проблемы нами были разработаны рекомендации для организации самостоятельной работы курсантов по теме «Удары руками, ногами и защита от них», изучаемой в рамках раздела «Боевые приемы борьбы» дисциплины «Физическая подготовка».

На первом этапе овладения ударной техникой курсантам необходимо научиться правильно формировать ударные поверхности, уяснив, что удары преимущественно могут наноситься: руками - передней (основанием пальцев) частью кулака,

нижней (мышечной) частью кулака, основанием и ребром ладони, локтем; ногами -носком («пыром»), голенью, подошвенной частью, подъемом, внутренним и внешним сводом (ребром) стопы, пяткой и коленом; головой - вершиной лба, затылочной частью головы. Овладение, при этом, сводится к ознакомлению с ударными поверхностями и практическому их формированию, а дальнейшее совершенствование происходит совместно с освоением боевых стоек, передвижений и ударов.

Освоение боевых стоек (фронтальной, левосторонней, правосторонней) заключается в практическом их принятии с самоконтролем правильности положения перед зеркалом и (или) во взаимоконтроле с партнером (ассистентом). Таким же образом, осуществляется формирование умения передвигаться, сохраняя положения боевой стойки и необходимую дистанцию с противником, преимущественно используя, при этом, такие способы, как шагом (скользящим шагом со сменой стойки), приставным скользящим шагом в различных направлениях (передвижение вперед, назад приставным скользящим шагом сокращенно можно называть подшаг, отшаг), скачком в разных направлениях (передвижение вперед, назад скачком сокращенно можно называть подскок, отскок).

Необходимо также учесть, что удары относятся к скоростно-силовым, двигательным действиям. Эффективность ударов определяется их динамикой и точностью, при этом, должна быть обеспечена возможность сохранения устойчивого положения или быстрого восстановления потерянного равновесия в случае промахов. Динамика удара, в конечном счете, складывается из скорости ударной части конечности (кулак, стопа и тому подобное) и фиксации всех звеньев тела в момент соприкосновения с поверхностью, по которой наносится удар, в результате чего сводятся до минимума потери на амортизацию и кинетическая энергия ударной части конечности оказывает наиболее полное поражающее воздействие на ударяемую поверхность. При этом, удары производятся на выдохе за счет выполнения взрывного усилия и согласованной работы мышц ног, туловища и рук [13]. Таким образом, необходимо, с одной стороны, формировать специальную взрывную силу для создания высокой скорости ударной части конечности, с другой - мгновенного фиксирования всех звеньев тела в целях предотвращения амортизации удара. Учитывая это, основным средством совершенствования ударной техники являются удары по ударным тренажерам (боксерским лапам, мешкам, подушкам, макиварам и тому подобное) и ударное взаимодействие с партнером с использованием защитного снаряжения (перчатки, шлем, накладки, защита паха и тому подобное) [14]. В случаях отсутствия защитных средств удары только обозначаются, а именно: удары в голову, низ живота (пах) должны наноситься без контакта, в туловище и по ногам - в «лайт» (легкий, то есть без существенного усилия) контакт, однако, с реальным темпом, решительно и быстро [15].

Вместе с тем, на начальной стадии разучивания и формирования основ техники удары выполняются по воображаемому противнику (в воздух - применяются в процессе ознакомления и направлены на формирование специальной координации), а затем, обозначающие удары на ассистенте (формируют чувство дистанции и точность, ассистент, при этом, может стоять на месте и передвигаться в различных направлениях) [16]. Примерный перечень упражнений для освоения ударов руками

в этом случае может выглядеть следующим образом.

1. Исходное положение (И.П.) - сначала из фронтальной стойки, затем из левосторонней (правосторонней) стойки (рекомендуется перед зеркалом для самоконтроля и (или) во взаимоконтроле с ассистентом) нанесение одиночных ударов руками в воздух сначала с места, затем с передвижениями:

1) по разделениям: на счет «раз» (1) - нанести с места обусловленный удар (плавно в медленном темпе с полным контролем техники движения), зафиксировать конечное положение удара (здесь может выдерживаться пауза для проверки правильности положения); на счет «два» (2) - вернуться в И.П. (обратить внимание на возвращение бьющей руки назад по кратчайшему пути и соблюдение всех элементов боевой стойки);

2) по разделениям: 1 - нанести с места обусловленный удар (в медленном темпе с концентрацией сил в конечной фазе удара), зафиксировать конечное положение удара; 2 - вернуться в И.П.;

3) по разделениям: 1 - нанести с места обусловленный удар (в быстром темпе, хлестко, на выдохе) с фиксацией конечного положения удара; 2 - вернуться в И.П.;

4) нанести с места обусловленный удар и без остановки вернуться в И.П. (упражнение выполняется слитно в медленном темпе с полным контролем техники движения);

5) нанести с места обусловленный удар в полной координации (в быстром темпе, хлестко, на выдохе с незамедлительным возвращением в положение боевой стойки);

6) по разделениям: 1 - нанести обусловленный удар с установленным способом передвижения (шагом, подшагом, подскоком) в медленном темпе с полным контролем техники движений, зафиксировать конечное положение удара; 2 - шагом назад, отшагом или отскоком (в зависимости от установленного способа передвижения) вернуться в И.П. (обратить внимание на согласованную работу ног, рук и соблюдение всех элементов боевой стойки);

7) по разделениям: 1 - нанести обусловленный удар с установленным способом передвижения (шагом, подшагом, подскоком) в быстром темпе, хлестко, на выдохе с фиксацией конечного положения удара; 2 - шагом назад, отшагом или отскоком (в зависимости от установленного способа передвижения) вернуться в И.П.;

8) нанести обусловленный удар с установленным способом передвижения (шагом, подшагом, подскоком) и без остановки шагом назад, отшагом или отскоком (в зависимости от установленного способа передвижения) вернуться в И.П. (упражнение выполняется слитно в медленном темпе с полным контролем техники движений);

9) нанести обусловленный удар с установленным способом передвижения (шагом, подшагом, подскоком) в полной координации (в быстром темпе, хлестко, на выдохе с незамедлительным возвращением в И.П.);

10) нанесение одиночных ударов (произвольных) в полной координации с места и с передвижениями в различных направлениях.

2. И.П. - в парах из боевой стойки нанесение одиночных ударов руками

с обозначением на партнере (ассистенте) сначала с места, затем с передвижениями: те же упражнения (как в первом пункте) выполняются с обозначением ударов на ассистенте, который сначала стоит на месте, а затем перемещается в различных нап-равлениях (обратить внимание на соблюдение мер безопасности, на точность обоз-начения ударов и соблюдение дистанции между партнерами, при этом, ассистент должен подсказывать партнеру, осуществлять контроль за его действиями и указы-вать ошибки).

Упражнения для освоения ударов ногами строятся по такому же принципу, как для ударов руками, но, на первом этапе, для сохранения устойчивого равновесия, используется дополнительная опора рукой, в качестве которой может выступать любой предмет (стул, гимнастическая стенка и тому подобное) или партнер [17].

3. И.П. - сначала из фронтальной стойки, затем из левосторонней (правосторонней) стойки (рекомендуется перед зеркалом для самоконтроля и (или) во взаимоконтроле с ассистентом) нанесение одиночных ударов ногами сначала в воздух, затем с обозначением на партнере (ассистенте):

1) по разделениям: 1 - с места с дополнительной опорой рукой нанести обусловленный удар (сначала плавно в медленном темпе с полным контролем техники движения, затем в медленном темпе с концентрацией сил в конечной фазе удара, далее в быстром темпе, хлестко, на выдохе), зафиксировать конечное положение удара (здесь может выдерживаться пауза для проверки правильности положения); 2 - вернуться в И.П.;

2) с места с дополнительной опорой рукой нанести обусловленный удар и без остановки вернуться в И.П. (упражнение выполняется сначала слитно в медленном темпе с контролем техники движения, затем в быстром темпе, хлестко, на выдохе с незамедлительным возвращением в положение боевой стойки);

3) те же упражнения выполняются без дополнительной опоры (особое внимание обратить на сохранение устойчивого положения и соблюдение всех элементов боевой стойки);

4) нанесение одиночных ударов (произвольных) из различных стоек впереди и сзади стоящей ногой в сочетании с передвижениями.

Удары головой эффективны в ближнем бою. Их применение целесообразно при освобождении от захватов и обхватов и для ослабления защитных действий противника. Обычно удары головой выполняются одновременно с захватом одежды противника на груди или за рукава, для того, чтобы движением рук на себя увеличить силу удара. Однако, у ударов головой есть и ряд довольно существенных недостатков. Прежде всего, опасность самому получить серьезную травму (например, травмировать шейный позвонок). Поэтому удары головой требуют весьма существенного укрепления шейной мускулатуры. Основными траекториями ударов головой являются: вперед - преимущественно наносятся вершиной лба в область головы (нос, переносица) противника; назад - преимущественно наносятся затылочной частью головы в область головы противника. Удары осуществляются резким движением мышц шеи вперед или назад с некоторым добавлением наклона корпуса в направлении цели. Обучающиеся упражнения заключаются в выполнении ударов головой сначала плавно в медленном темпе с контролем техники движения, затем

в быстром темпе по воздуху, а также по ударным тренажерам (лапе, макиваре или подвесному мешку) при строгом соблюдении мер безопасности (дополнительная разминка шейного отдела позвоночника, контролируемая и безопасная дозировка силы и скорости удара) [6, 10, 14].

Совершенствование ударной техники осуществляется посредством отработки ударов по лапам (макиваре), удерживаемым ассистентом, и боксерскому мешку (подушке) сначала с места, затем с передвижениями. На завершающем этапе рекомендуются упражнения с неожиданной постановкой лапы ассистентом, при которой выбор удара и траектории его нанесения осуществляется в зависимости от положения, в котором поставлена лапа [13]. Например, ассистент, который стоит с опущенными руками, неожиданно и быстро поднимает руку и ставит лапу на уровне головы ударной поверхностью вперед. В этом случае партнер, находящийся в боевой стойке, должен быстро среагировать и нанести прямой удар кулаком (основанием ладони) по лапе с места или с передвижением (в зависимости от дистанции), соблюдая все требования к технике удара (точность, скорость, сила, правильные положения и согласованность работы ног, туловища и рук), и незамедлительно, разорвав дистанцию, вернуться в И.П. боевой стойки в ожидании следующих действий ассистента. Если лапа в положении ударной поверхностью внутрь на уровне живота, то нанести удар кулаком или подъемом стопы сбоку либо кулаком наотмашь и так далее.

Продолжая совершенствование ударной техники, далее осваиваются комбинации (серии) ударов, которые могут состоять из двух и более ударов (по типу: рука-рука; нога-нога, рука-нога, нога-рука, рука-рука-нога и тому подобное), выполняемых с места и в сочетании с различными передвижениями сначала в воздух, затем с обозначением на партнере (ассистенте), далее по лапам (макиваре), удерживаемым ассистентом, и боксерскому мешку (подушке), в том числе, с отработкой комбинаций ударов после неожиданной постановки лап ассистентом в различных положениях и сочетаниях (например: правая (относительно атакующего) лапа ударной поверхностью внутрь, а левая - ударной поверхностью вперед; атакующая комбинация ударов - левой прямо, правой сбоку и так далее). При этом, необходимо соблюдать основные пра-вила комбинирования:

a) первый удар, как правило, отвлекающий (слабый по силе), разрушающий защиту, создающий благоприятную ситуацию для нанесения основного удара («распечатать» противника), поэтому удары, как правило, должны наноситься в разные уровни и уязвимые места;

b) конечное положение после удара должно быть удобным для нанесения последующего удара;

c) выбор сочетания ударов должен учитывать расположение, позу, дистанцию между противниками до начала атаки, после первого и последующих ударов [13, 15, 18].

Для защиты от ударов руками и ногами по различным траекториям существуют соответствующие приемы (перемещения, уклоны, повороты, нырки, подставки и отбивы), которые целесообразно совершенствовать совместно с ударами. При этом, в основе подготовки к применению защитных действий лежит спортивная

под-готовка в единоборствах, и, в частности, в ударном взаимодействии. В процессе спортивного поединка в ударном взаимодействии формируются необходимые качества - умение быстро и правильно ориентироваться в мгновенно меняющейся обстановке, своевременно и избирательно использовать изученные приемы в условиях, максимально приближенных к реальным. Только через целенаправленную подготовку к ведению поединков в ударном взаимодействии можно достигнуть высокого уровня подготовленности в ударах и защитах от них. Такие поединки могут быть обусловленными (где строго определяются действия нападающего и обороняющегося, вплоть до того, что атака может производиться строго по сигналу и только определенным ударом), полуобусловленными (где нападающий, например, самостоятельно выбирает момент для атаки, но может выполнять только установленные ему действия, а защищающийся также ограничен в выборе приемов) и необусловленные (нападающему разрешается активно маневрировать, самостоятельно выбирать момент для атаки, атаковать различными способами и с разных направлений, а защищающемуся - использовать приемы по своему выбору) [11, 19]. В любом случае задания в ударном взаимодействия должны строго дозироваться по силе воздействия и включать различные ограничения, связанные с соблюдением мер безопасности, в том числе, использование защитного снаряжения, при отсутствии которого удары только обозначаются.

На начальном этапе освоения защитных действий от ударов целесообразно использовать следующие упражнения.

4. Защитные действия от ударов рукой, ногой:

1) И.П. - боевая стойка (рекомендуется перед зеркалом для самоконтроля и (или) во взаимоконтроле с ассистентом), по разделениям «бой с тенью»: 1 - выполнить обусловленную защиту от удара воображаемого противника в одну сторону (одной конечностью), здесь может выдерживаться пауза для проверки правильности положения; 2 - вернуться в И.П.; 3 - выполнить защиту в другую сторону (другой конечностью), пауза; 4 - вернуться в И.П. То же упражнение, но без остановки перед возращением в И.П., например: 1 - уход с линии атаки и подставка левого предплечья вверх от удара воображаемого противника правой рукой сверху в голову и возвращение в И.П.; 2 - уход с линии атаки и подставка правого предплечья вверх от удара воображаемого противника левой рукой сверху в голову и возвращение в И.П.;

2) И.П. - в парах из боевой стойки, по разделениям на месте в медленном темпе с полным контролем техники движения: 1 - ассистент наносит обусловленный удар (сначала правой, затем левой конечностью), выполнить обусловленную защиту, конечное положение удара и защиты фиксируется (здесь может выдерживаться пауза для проверки правильности положения, взгляд не отводится от ассистента, бьющая конечность не теряется из вида); 2 - вернуться в И.П. (обратить внимание на соблюдение всех элементов боевой стойки); то же упражнение в быстром темпе;

3) И.П. - в парах из боевой стойки: ассистент наносит обусловленный удар (сначала правой, затем левой конечностью), выполнить обусловленную защиту, оба без остановки вернуться в И.П. (упражнение выполняется слитно в медленном

темпе с контролем техники движения); то же упражнение в полной координации в быстром темпе сначала на месте, затем в сочетании с передвижениями в различных направлениях;

4) И.П. - в парах из боевой стойки: ассистент наносит произвольный удар (исключив возможность атакуемого заранее (до начала атаки) знать, какой удар будет наноситься), выполнить эффективную защиту (по ситуации), оба без остановки вернуться в И.П. (упражнение выполняется слитно в медленном темпе с контролем техники движения); то же упражнение в полной координации в быстром темпе сначала на месте, затем в сочетании с передвижениями в различных направлениях.

5. Защита от ударов рукой, ногой с применением в качестве ответного действия контратакующего удара (серии ударов) или болевого приема:

1) И.П. - боевая стойка (рекомендуется перед зеркалом для самоконтроля и (или) во взаимоконтроле с ассистентом), по разделениям сначала в одну сторону (одной конечностью), затем в другую сторону (другой конечностью): 1 - выполнить обусловленную защиту от удара воображаемого противника; 2 - нанести обусловленный контрудар, зафиксировав его конечное положение (здесь может выдерживаться пауза для проверки правильности положения); 3 - вернуться в И.П. (например: 1 - уход с линии атаки и отбив левым предплечьем внутрь от удара воображаемого противника правой рукой прямо в голову; 2 - контрудар правой рукой прямо в голову воображаемого противника; 3 - И.П.). То же упражнение слитно сначала в медленном темпе, затем в быстром темпе на месте и далее в сочетании с передвижениями в различных направлениях;

2) И.П. - в парах из боевой стойки, по разделениям на месте в медленном темпе с полным контролем техники движения: 1 - ассистент наносит обусловленный удар (сначала правой, затем левой конечностью), выполнить обусловленную защиту, конечное положение удара и защиты фиксируется (здесь может выдерживаться пауза для проверки правильности положения); 2 - нанести обусловленный контрудар, зафиксировав его конечное положение (пауза для проверки правильности положения); 3 - вернуться в И.П. (обратить внимание на соблюдение всех элементов боевой стойки); то же упражнение в быстром темпе;

3) И.П. - в парах из боевой стойки: ассистент наносит обусловленный удар (сначала правой, затем левой конечностью), выполнить обусловленную защиту и контрудар, оба без остановки вернуться в И.П. (упражнение выполняется слитно в медленном темпе с контролем техники движения); то же упражнение в полной координации в быстром темпе сначала на месте, затем в сочетании с передвижениями в различных направлениях, а также с применением в качестве ответных действий серии ударов руками и ногами;

4) И.П. - в парах из боевой стойки: ассистент наносит произвольный удар (исключив возможность атакуемого заранее (до начала атаки) знать, какой удар будет наноситься), выполнить эффективную защиту (по ситуации), оба без остановки вернуться в И.П. (упражнение выполняется слитно в медленном темпе с контролем техники движения); то же упражнение в полной координации в быстром темпе сначала на месте, затем в сочетании с передвижениями в различных направлениях, а также с применением в качестве ответных действий серии ударов руками

и ногами;

5) И.П. - в парах из боевой стойки, по разделениям на месте в медленном темпе с полным контролем техники движения: 1 - ассистент наносит обусловленный удар (сначала правой, затем левой конечностью), выполнить обусловленную защиту (переместиться с пути движущейся атакующей конечности, подставкой остановить атакующую конечность либо отбивом отвести ее в сторону и захватить), здесь может выдерживаться пауза для проверки правильности положения; 2 -обозначить расслабляющий удар и выполнить обусловленный болевой прием, закончив его сопровождением ассистента; 3 - вернуться в И.П. То же упражнение в быстром темпе (например: 1 - ассистент наносит удар правой рукой прямо в голову, защититься шагом левой влево, поворотом вправо и отбивом левым предплечьем внутрь, захватив атакующую руку; 2 - нанести расслабляющий удар ногой и выполнить рычаг руки внутрь, перейти на загиб руки за спину и сопровождение; 3 - И.П.);

6) И.П. - в парах из боевой стойки: ассистент наносит обусловленный удар (сначала правой, затем левой конечностью), выполнить обусловленную защиту и болевой прием, закончив его сопровождением ассистента (упражнение выполняется слитно в медленном темпе с контролем техники движения); то же упражнение в полной координации в быстром темпе сначала на месте, затем в сочетании с передвижениями в различных направлениях;

7) И.П. - в парах из боевой стойки: ассистент наносит произвольный удар (исключив возможность атакуемого заранее (до начала атаки) знать, какой удар будет наноситься), выполнить эффективную защиту и болевой прием (по ситуации), закончив его сопровождением ассистента (упражнение выполняется слитно в медленном темпе с контролем техники движения); то же упражнение в полной координации в быстром темпе сначала на месте, затем в сочетании с передвижениями в различных направлениях.

Безусловно, приведенные рекомендации не носят исчерпывающего характера, но все-таки определяют основные направления организации самостоятельной работы по овладению ударно-защитной техникой курсантами образовательных организаций МВД России. Причем, принципиальные схемы и отдельные элементы данной технологии могут быть экстраполированы на самостоятельную работу курсантов по другим темам раздела «Боевые приемы борьбы». Разработка и внедрение таких программ самостоятельных занятий позволит не только овладеть навыками применения боевых приемов борьбы, но и обеспечить формирование предписанной образовательными программами, реализуемыми вузами МВД России, профессиональной компетенции, связанной со способностью курсантов поддерживать должный уровень физической готовности, необходимый для осуществления профессиональной служебной деятельности.

Литература

1. Алдошина Е. А., Алдошин А. В., Иванина Л. И. Технологии, критерии, показатели сформированности самопознания и самоуправления психофизическим состоянием сту-

дентов в образовательном пространстве физической подготовки // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6. С. 224-226.

2. Герасимов И. В., Волкова В. Р. Основы методики самостоятельных занятий фи -зической культурой и спортом // Наука-2020. 2021. № 4 (49). С. 110-114.

3. Подрезов И. Н., Губанов Э. В. Развитие психомоторных и познавательных психических процессов в физическом воспитании // Актуальные проблемы развития физи-ческой культуры слушателей образовательных организаций МВД России : сборник статей внутриведомственного круглого стола (г. Орел, 28 февраля 2018 г.). Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени

B. В. Лукьянова, 2018. С. 141-143.

4. Еремин Р. В. Формирование у обучающихся мотивации к самостоятельным занятиям физической подготовкой и спортом как одно из направлений самосовер-шенствования личности//Наука-2020. 2020. № 1 (37). С. 124-128.

5. Панферов Р. Г. Самостоятельная физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России // Научный вестник Орловс-кого юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2019. № 3 (80).

C. 140-143.

6. Пахомов В. И. Особенности совершенствования учебно-тренировочного процесса в образовательных организациях МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей Всероссийского круглого стола (Орел, 24 июня 2021 г.). Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В. В. Лукьянова, 2021. С. 160-162.

7. Панферов Р. Г. Оптимизация физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей Всероссийского круглого стола (Орел, 25 июня 2020 г.). Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В. В. Лукьянова, 2020. С. 167-168.

8. Райкова А. В., Моськин С. А. Самостоятельная физическая подготовка курсантов образовательных учреждений МВД России // Наука-2020. 2021. № 1 (46). С. 18-22.

9. Алдошина Е. А., Алдошин А. В., Демина А. В. Организационные условия повышения эффективности формирования готовности к профессиональной деятельности у обучающихся образовательных организаций // Ученые записки Орловского государст-венного университета. 2018. № 4 (81). С. 236-239.

10. Моськин С. А. Особенности методики обучения боевым приемам борьбы // Наука и инновации в сфере образования и производства : сборник трудов Всероссийской научной конференции (Орел, 1-3 июня 2015 г.). Орел : Орловский государственный университет, 2015. С. 157-161.

11. Кузнецов М. Б. К вопросу о роле занятий единоборствами в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 15-16 июня 2017 г.). В 2 т. Иркутск : Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России, 2017. Т. 1. С. 135-139.

12. Баркалов С. Н., Бакин А. В., Кузнецов А. Ф. Концептуальные аспекты системы физической подготовки в органах внутренних дел и пути совершенствования ее

нормативного обеспечения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 4 (63). С. 11-16.

13. Баркалов С. Н., Флусов Е. В., Струганов С. М. Актуальные аспекты обучения боевым приемам борьбы в системе физической подготовки сотрудников полиции // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. № 2. С. 3-10.

14. Герасимов И. В., Алдошина Е. А., Иванина Л. И. Особенности применения защитно-ответных действий сотрудниками полиции при выполнении оперативно-служебных задач // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5. № 2. С. 36-39.

15. Кузнецов М. Б. К вопросу об особенностях организации занятий физической подготовкой с курсантами и слушателями вузов МВД России по разделу «Боевые приемы борьбы» // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей Всероссийского круглого стола (Орел, 24 июня 2021 г.). Орел : Орловский юридический инститкт Министерства внутренних дел России имени В. В. Лукьянова, 2021. С. 102-106.

16. Алдошин А. В. Методика организации физической подготовки сотрудников ОВД на основе учета индивидуальных особенностей // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 1 (74). С. 93-96.

17. Кузнецов М. Б. Некоторые моменты обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России боевым приемам борьбы // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России : сборник статей внутриведомственного круглого стола (Орел, 28 февраля 2018 г.). Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени

B. В. Лукьянова, 2018. С. 95-99.

18. Баркалов С. Н., Флусов Е. В. Сосредоточение внимания на обеспечении готов -ности сотрудника ОВД к силовому задержанию правонарушителя // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2019. № 1 (78).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. 113-116.

19. Алдошин А. В. Использование специальных средств тренировки для развития эмоционально-волевой устойчивости у курсантов организаций системы МВД России // Наука и инновации в сфере образования и производства : сборник трудов Всароссийской научной конференции (Орел, 1-3 июня 2015 г.). Орел : Орловский государственный университет, 2015. С. 7-12.

References

1. Aldoshina E. A., Aldoshin A. V., Ivanina L. I. Tekhnologii, kriterii, pokazateli sformirovannosti samopoznaniya i samoupravleniya psihofizicheskim sostoyaniem studentov v obrazovatel'nom prostranstve fizicheskoj podgotovki [Technologies, criteria, indicators of the formation of self-knowledge and self-government by the psychophysical state of students in the educational space of physical training]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki - Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2015, no. 6, pp. 224-226.

2. Gerasimov I. V., Volkova V. R. Osnovy metodiki samostoyatel'nyh zanyatij fizicheskoj kul'turoj i sportom [Fundamentals of independent physical education and sports]. Nauka-2020 -Science-2020, 2021, no. 4 (49), pp. 110-114.

3. Podrezov I. N., Gubanov E. V. Razvitie psihomotornyh i poznavatel'nyh psihicheskih processov v fizicheskom vospitanii [Development of psychomotor and cognitive mental processes in physical education]. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii. Sbornik statej vnutrivedomstvennogo kruglogo stola (Orel, 28 fevralya 2018 g.) [Topical problems of the development of physical culture of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Collection of articles of the internal round table (Orel, February 28, 2018)]. Orel, OrYuI MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova Publ., 2018, pp. 141-143. (In Russia).

4. Eremin R. V. Formirovanie u obuchayushchihsya motivacii k samostoyatel'nym zanyatiyam fizicheskoj podgotovkoj i sportom kak odno iz napravlenij samosovershenstvovaniya lichnosti [The formation of motivation among students for independent physical training and sports as one of the areas of personal self-improvement]. Nauka-2020 - Science-2020, 2020, no. 1 (37), pp. 124-128.

5. Panferov R. G. Samostoyatel'naya fizicheskaya podgotovka kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii [Independent physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2019, no. 3 (80), pp. 140-143.

6. Pahomov V. I. Osobennosti sovershenstvovaniya uchebno-trenirovochnogo processa v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [Peculiarities of improving the educational and training process in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik statej Vserossijskogo kruglogo stola (Orel, 24 iyunya 2021 g.) [Improving the physical training of law enforcement officials. Collection of articles of the All-Russian Round Table (Orel, June 24, 2021)]. Orel, OrYuI MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova Publ., 2021, pp. 160-162. (In Russia).

7. Panferov R. G. Optimizaciya fizicheskoj podgotovki kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Optimization of physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik statej Vserossijskogo kruglogo stola (Orel, 25 iyunya 2020 g.) [Improving the physical training of law enforcement officials. Collection of articles of the All-Russian Round Table (Orel, June 25, 2020)]. Orel, OrYuI MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova Publ., 2020, pp. 167-168. (In Russia).

8. Rajkova A. V., Mos'kin S. A. Samostoyatel'naya fizicheskaya podgotovka kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii [Independent physical training of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 1 (46), pp. 18-22.

9. Aldoshina E. A., Aldoshin A. V., Demina A. V. Organizacionnye usloviya povysheniya effektivnosti formirovaniya gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti u obuchayushchihsya obrazovatel'nyh organizacij [Organizational conditions for improving the effectiveness of the formation of readiness for professional activity among students of educational organizations]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta - Scientific notes of Orel State University, 2018, no. 4 (81), pp. 236-239.

10. Mos'kin S. A. Osobennosti metodiki obucheniya boevym priemam bor'by [Peculiarities of training of combat techniques of wrestling]. Nauka i innovacii v sfere obrazovaniya i proizvodstva. Sbornik nauchnykh trudov Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (Orel, 1-3 iyunya 2015 g.) [Science and Innovation in Education and Production. Collection of scientific papers of

the All-Russian Scientific Conference (Orel, June 1-3, 2015)]. Orel, Orlovskij gosudarstvennyj universitet Publ., 2015, pp. 157-161. (In Russia).

11. Kuznecov M. B. K voprosu o role zanyatij edinoborstvami v professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del [On the question of the role of martial arts in the professional activities of employees of the internal affairs bodies]. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Irkutsk, 15-16 iyunya 2017 g.). V 2 t. [Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Collection of materials of the international scientific and practical conference (Irkutsk, June 15-16, 2017). In 2 vol.]. Irkutsk, VSIMVD Rossii Publ., 2017, vol. 1, pp. 135-139. (In Russia).

12. Barkalov S. N., Bakin A. V., Kuznecov A. F. Konceptual'nye aspekty sistemy fizicheskoj podgotovki v organah vnutrennih del i puti sovershenstvovaniya ee normativnogo obespecheniya [Conceptual aspects of the system of physical training in the internal affairs bodies and ways to improve its regulatory support]. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah -Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2015, no. 4 (63), pp. 11-16.

13. Barkalov S. N., Flusov E. V., Struganov S. M. Aktual'nye aspekty obucheniya boevym priemam bor'by v sisteme fizicheskoj podgotovki sotrudnikov policii [Actual aspects of training in combat techniques of wrestling in the system of physical training of police officers]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport - News of Tula State University. Physical education. Sport, 2019, no. 2, pp. 3-10.

14. Gerasimov I. V., Aldoshina E. A., Ivanina L. I. Osobennosti primeneniya zashchitno-otvetnyh dejstvij sotrudnikami policii pri vypolnenii operativno-sluzhebnyh zadach [Features of the use of protective and retaliatory actions by police officers when performing operational and service tasks]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya - Physical Culture. Sport. Tourism. Motor reaction, 2020, vol. 5, no. 2, pp. 36-39.

15. Kuznecov M. B. K voprosu ob osobennostyah organizacii zanyatij fizicheskoj podgotovkoj s kursantami i slushatelyami vuzov MVD Rossii po razdelu «Boevye priemy bor'by» [On the question of the specifics of the organization of physical training with cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the section "Fighting techniques of wrestling"]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik statej Vserossijskogo kruglogo stola (Orel, 24 iyunya 2021 g.) [Improving the physical training of law enforcement officials. Collection of articles of the All-Russian Round Table (Orel, June 24, 2021)]. Orel, OrYuI MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova Publ., 2021, pp. 102-106. (In Russia).

16. Aldoshin A. V. Metodika organizacii fizicheskoj podgotovki sotrudnikov OVD na osnove ucheta individual'nyh osobennostej [Methodology of organization of physical training of employees of the Department of Internal Affairs on the basis of taking into account individual characteristics]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2018, no. 1 (74), pp. 93-96.

17. Kuznecov M. B. Nekotorye momenty obucheniya kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii boevym priemam bor'by [Some moments of training cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in combat techniques of wrestling]. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii. Sbornik statej vnutrivedomstvennogo kruglogo stola (Orel, 28 fevralya 2018 g.) [Topical problems of the development of physical culture of students

of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Collection of articles of the internal round table (Orel, February 28, 2018)]. Orel, OrYuI MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova Publ., 2018, pp. 95-99. (In Russia).

18. Barkalov S. N., Flusov E. V. Sosredotochenie vnimaniya na obespechenii gotovnosti sotrudnika OVD k silovomu zaderzhaniyu pravonarushitelya [Focus on ensuring the readiness of the police officer to forcibly detain the offender]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2019, no. 1 (78), pp. 113-116.

19. Aldoshin A. V. Ispol'zovanie special'nyh sredstv trenirovki dlya razvitiya emocional'no-volevoj ustojchivosti u kursantov organizacij sistemy MVD Rossii [The use of special training tools for the development of emotional and volitional stability in cadets of organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauka i innovacii v sfere obrazovaniya i proizvodstva. Sbornik nauchnykh trudov Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (Orel, 1-3 iyunya 2015 g.) [Science and Innovation in Education and Production. Collection of scientific papers of the All-Russian Scientific Conference (Orel, June 1-3, 2015)]. Orel, Orlovskij gosudarstvennyj universitet Publ., 2015, pp. 7-12. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.