Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЛУЖЕБНО - ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТРОЕНИЕ И СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БОЕВОГО ПРИЕМА БОРЬБЫ / ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИЕМА / НАНЕСЕНИЕ РАССЛАБЛЯЮЩЕГО УДАРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомов Вячеслав Иванович

В статье рассматривается совершенствование некоторых аспектов компетентностного подхода, ориентированного на результат и необходимого для реализации практико - ориентированного обучения боевым приемам борьбы курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел России. Представлен анализ задач этапов изучения боевых приемов борьбы, характеристика причин, логики, контекста, закономерностей, обуславливающих строение и способ осуществления боевого приема борьбы, приведен ряд описаний техники выполнения отдельных приемов и частично рассмотрены проблемные технические вопросы реализации двигательного действия. В частности, рассмотрен вопрос техники нанесения расслабляющего удара, биомеханическая сущность этого действия как формы динамического равновесия. Представленный в статье анализ практических действий свидетельствует о необходимости повышения эффективности образовательного процесса через отработку типовых ситуаций практической деятельности на учебных занятиях по служебно - прикладной физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомов Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING IN COMBAT TECHNIQUES FOR CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article considers the improvement of some aspects of the result - oriented competence approach necessary for the implementation of practice - oriented training in combat techniques for cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The analysis of the tasks of the stages of the study of BPB is presented, the characteristics of the causes, logic, context, patterns that determine the structure and method of implementation of the combat technique of wrestling, a number of descriptions of the technique of performing individual techniques are given and the problematic technical issues of the implementation of motor action are partially considered. In particular, the question of the technique of applying a relaxing blow, the biomechanical essence of this action as a form of dynamic equilibrium is considered. The analysis of practical actions presented in the article testifies to the need to increase the effectiveness of the educational process through the development of typical situations of practical activity in training sessions on service - applied physical training.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

УДК 796.819

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

SOME ASPECTS OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING IN COMBAT TECHNIQUES FOR CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Пахомов Вячеслав Иванович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Pakhomov Vyacheslav Ivanovichn

lecturer

department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматривается совершенствование некоторых аспектов компетентностного подхода, ориентированного на результат и необходимого для реализации практико-ориентированного обучения боевым приемам борьбы курсантов обра -зовательных организаций Министерства внутренних дел России. Представлен анализ задач этапов изучения боевых приемов борьбы, характеристика причин, логики, контекста, закономерностей, обуславливающих строение и способ осуществления боевого приема борьбы, приведен ряд описаний техники выполнения отдельных приемов и частично рассмотрены проблемные технические вопросы реализации двигательного действия. В частности, рассмотрен вопрос техники нанесения расслабляющего удара, биомеханическая сущность этого действия как формы динамического равновесия. Представленный в статье анализ практических действий свидетельствует о необходимости повышения эффективности образовательного процесса через отработку типовых ситуаций практической деятельности на учебных занятиях по служебно-прикладной физической подготовке.

Abstract. The article considers the improvement of some aspects of the result-oriented competence approach necessary for the implementation of practice-oriented training in combat techniques for cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The analysis of the tasks of the stages of the study of BPB is presented, the characteristics of the causes, logic, context, patterns that determine the structure and method of implementation of the combat technique of wrestling, a number of descriptions of the technique of performing individual techniques are given and the problematic technical issues of the implementation of motor action are partially considered. In particular, the question of the technique of applying a relaxing blow, the biomechanical essence of this action as a form of dynamic equilibrium is considered. The analysis of practical actions presented in the article testifies to the need to increase the effectiveness of the educational process through the development of typical situations of practical

activity in training sessions on service-applied physical training.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение; служебно-прикладная физическая подготовка; строение и способ осуществления боевого приема борьбы; техника выполнения приема, нанесение расслабляющего удара.

Keywords: practice-oriented training, service-applied physical training; the structure and method of carrying out the combat technique of wrestling; technique of performing the reception; applying a relaxing blow.

В настоящее время процесс обучения физической подготовки в Министерстве внутренних дел (МВД) регламентирован приказом № 450 от 1 июля 2017 г. «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Как следует из общих положений данного приказа, одной из главных задач физической подготовки сотрудника полиции является «развитие и поддержание профессионально важных физических качеств».

Данные физические качества долгое время формировались в рамках традиционного образовательного процесса, основанного на знаниях, умениях и навыках. Однако общемировой тенденцией является развитие компетентностного подхода, ориентированного на результат и необходимого для реализации практико-ориенти-рованного обучения. В отечественной науке практико-ориентированное обучение определяется несколькими подходами: внедрение технологий обучения, ориентированных непосредственно на практическую деятельность (увеличение практического блока при сохранении фундаментально-теоретической составляющей) и второй подход - профессионально-направленное изучение основных (профильных) и дополнительных дисциплин [1, с. 14].

В действующей в настоящее время редакции Наставления по организации физической подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации разучивание БПБ производится в три этапа. На первом этапе у обучаемого создается (формируется) начальное представление о двигательном действии, в частности о двигательном составе приема. На втором этапе разучивается рациональный способ выполнения конкретного приема. На заключительном этапе - третьем - совершенствуется техника приема в рамках применения его в типовых ситуациях несения службы сотрудниками полиции (в зависимости от специфики) [2, с. 59].

Задачи первого этапа - формирование первоначального представления о приеме (то есть о целостном выполнении двигательного действия) согласно п. 53.4.3 Наставления решаются в процессе обучения за счет применения преподавателем в первую очередь показа рационального (можно сказать «эталонного») способа выполнения приема, который дополняется рассказом и разъяснением не только технической основы приема, но и его деталей, а во вторую - выполнением разнообразных подводящий упражнений. Рассказ и объяснение техники боевого приема борьбы (БПБ), по нашему мнению, и выступают главными методическими приемами формирования логического образа боевого приема борьбы. Описание - это словесное (устное или письменное) изображение чего-либо с целью вызвать (вообразить (мысленно представить, воспроиз-вести в зримых образах)) ясное и отчетливое представление (образ в сознании) о сообщаемом [3, с. 57].

Возникающий в процессе представления образ формируется на рациональной,

понятийной форме сознания, зафиксированной в языке. Таким образом, посредством описания достигается представление о каком действии (приеме) идет речь, как оно (он) выглядит и осуществляется. Объяснение - это раскрытие сущности чего-либо, логическое, рациональное (основанное на разуме, логике) выявление причин, контекста и закономерностей его возникновения, функционирования. Объяснение предполагает подведение представления об объекте (сформированного описанием) под некую закономерность (принцип).

Таким образом, посредством объяснения достигается понимание причин, логики, контекста, закономерностей, обуславливающих строение и способ осуществления боевого приема борьбы? Важно представлять себе, что в Наставлении представление о сущности техники боевого приема борьбы формируется в своей основе именно описанием техники выполнения приема и дополняется наглядным его изображением (посредством рисунков, фотографий, видеороликов). А оно - описание, как известно, может варьироваться в очень широких пределах. Приведем ряд таких описаний техники выполнения, пожалуй, самого главного полицейского боевого приема борьбы - загиба руки за спину рывком [4, с. 180].

Описание 1: «Раз - с шагом левой ноги вперед поставить согнутую в локте левую руку впереди правого предплечья противника или захватить запястье этой руки. Правой рукой захватить локоть его одноименной руки. «Два» - рывком правой руки на себя согнуть правую руку противника в локтевом суставе. Одновременно повернуться на левой ноге направо кругом и заложить предплечье захваченной руки противника в локтевой сгиб своей руки».

Описание 2: «Из фронтальной стойки с шагом левой влево-вперед пропустить левую руку между предплечьем и бедром противника (партнера), а правой захватить одежду (локоть) на правой руке. Нанести удар ногой в пах, сильным рывком правой руки на себя-вниз вывести противника (партнера) из равновесия и завести его руку за спину. Сгибая руку противника (партнера), заложить предплечье захваченной руки в локтевой сгиб своей левой руки, поставить левую ногу снаружи правой ноги противник (партнера), захватить правой рукой за плечо (волосы) или предплечьем шею спереди».

Описание 3: «С шагом вперед подставить предплечье руки перед разноименным предплечьем противника, другой рукой захватить атакуемую руку выше локтя и произвести сильный рывок на себя, согнув руку противника и выводя его из равновесия. Разноименной рукой завести предплечье атакуемой руки за спину и захватив локоть, встать к противнику боком, затем переместить вес его тела на ближайшую к себе ногу. Перемещая локоть своей руки вверх выполнить болевой прием».

Описание 4: «С шагом вперед подставить предплечье руки перед разноименным предплечьем противника, другой рукой захватить ее чуть выше локтя и произвести сильный рывок на себя, согнув руку противника. Разноименной рукой отвести его предплечье за спину и, захватив локоть, встать к противнику боком, затем сместить вес его тела на ближнюю к себя ногу».

Описание 5: «Захватить рукой кисть руки противника, другой рукой - сверху одежду у локтя и нанести удар ногой; вывести противника из равновесия рывком на себя, согнуть его руку в локтевом суставе, а затем - перевести ее за спину; нанес-

ти удар ребром ладони по шее, захватить рукой за воротник (у плеча), волосы или каску, и удерживая болевым воздействием, конвоировать противника».

Обратимся к описанию в Наставлении загиба руки за спину «рывком» (п. 57.3): «Захватить левой рукой правое предплечье ассистента сверху (большой палец в сторону кисти). Нанести расслабляющий удар правой голенью по внутренней стороне правого бедра или локтем правой руки в грудь. Правой рукой захватить его руку за плечо (ближе к локтю сверху или снизу) и резко потянуть к себе («рвануть»). Отпуская предплечье, быстро переместить левую руку под него, и, загибая руку ассистента за спину, захватить ладонью локоть. Прижимая предплечье и локоть своей руки к его спине, надавить на локоть вниз, а другой рукой захватить за плечо (одежду на его плече, ворот) либо за подбородок снизу, встать к нему боком. Сопроводить, сковывая подвижность загибом руки за спину». Как же определить, какое из этих описаний понятнее, доступнее, легче и яснее, более полно способствует формированию у обучаемых и педагогов представление о рациональном способе выпол-нения БПБ «загиб руки за спину рывком»? Видимо то, которое, в необходимой и достаточной мере описывает анатомическую, биомеханическую, операциональную, технико-тактическую и его правовую структуры.

Покажем разницу между описанием (и изображением) и объяснением технической основы выполнения первых двух операций этого болевого приема борьбы.

Первая из них - создание условий для эффективной подготовки атаки и преодоления защиты противника.

Вторая - приложением сил в благоприятный момент создание условий, в которых противник не будет способен бессознательно координировать свои движения, за счет:

а) выведения его из равновесия;

б) нанесения ему расслабляющего удара.

В настоящее время подавляющим большинством специалистов в области служебно-прикладной физической подготовки крайне дискуссионным выступает вопрос техники нанесения расслабляющего удара. В Наставлении его техническая сущность описана так: «Захватить левой рукой правое предплечье ассистента сверху (большой палец в сторону кисти). Нанести расслабляющий удар правой голенью по внутренней стороне правого бедра», а также при наличии и наглядным (фото или видео) изображением. «Камнем преткновения» выступает требование наносить удар правой ногой по ноге ассистента без переноса через опорную левую ногу из сзади стоящего положения, а из исходного положения, когда она находится впереди левой [5, с. 35].

Определение «равновесие тела» в теории физического воспитания также уже давно имеет свое описание: «состояние покоя тела относительно какой-либо системы отсчета». Различают несколько состояний равновесия:

1. Устойчивое равновесие - предполагает, что тело, которое выведено из положения равновесия и предоставлено самому себе, возвращается в исходное положение.

2. Неустойчивое равновесие - когда тело, находящееся в тех же условиях, еще больше отклоняется от исходного положения (положения равновесия).

3. Безразличное равновесие - при малом отклонении тело будет оставаться в равновесии. Кроме того, равновесие тела по своей динамической структуре бывает статическим и динамическим. В первом состоянии проекция общего центра тяжести (далее - ОЦТ) тела располагается точно внутри площади опоры. Во втором состоянии уравновешивание тела происходит так называемым «балансированием» - подведением площади опоры под сместившуюся проекцию ОЦТ тела.

В отношении способа нанесения расслабляющего удара биомеханическая сущность этого действия как формы динамического равновесия становится самоочевидной совмещением с моделью устойчивого равновесия. Здесь в качестве опоры под смещающийся вперед центр тяжести подводится правая нога, которой и наносится расслабляющий удар.

Как отмечают С. В. Кузнецов и А. Н. Волков существует иная ситуация. Сотрудник наносит удар сзади стоящей правой ногой. В момент перехода через опорную (левую) ногу ассистент наносит опережающий удар левой рукой. Возникает положение неустойчивого равновесия. Сила удара оказывает опрокидывающее воздействие на сотрудника назад. Очевидно, что сотрудник может вернуться в устойчивое положение, если остановит удар и вернет правую ногу назад или же, не успев этого сделать, упадет на спину.

Таким образом, нанесение удара впереди стоящей ногой в любом случае обеспечивает сотруднику нахождение в динамическом равновесии. Удар сзади стоящей ногой пройдет только в случае отсутствия со стороны атакуемого (ассистента) противодействия. К тому же, нанесение расслабляющего удара, по внутренней стороне бедра атакуемого является начальной фазой входа в площадь его опоры с после дующим выведением противника из равновесия. А оно и является главным фактором (условием) нейтрализации противодействия сотруднику полиции со стороны противника (подозреваемого, задерживаемого и тому подобное). Кроме этого, расслабляющий удар должен наноситься по наименее травмоопасным частям тела человека, тем самым, выступая правовым аспектом, обеспечивающим наименьшее причинение вреда здоровью задерживаемого. Как, например, в действующем Наставлении - голенью по внутренней стороне бедра в момент вхождения в площадь опоры. Что, собственно, и выступает характерной стороной полицейской техники физического принуждения граждан к выполнению законных требований сотрудника полиции. Существует ли все же технико-тактическая возможность нанесения расслабляющего удара сзади стоящей ногой? Существует. Но только если в отношении сотрудника не оказывается встречного физического воздействия. Если такого воздействия нет, то нет и правовых оснований для применения болевых приемов [6, с. 75].

Для того, чтобы представлять, какие движения и действия техники БПБ и в каком порядке осваиваются, знания их анатомической, физиологической и биомеханической сущности, общей логики сборки недостаточно, точно так же как для сборки какого-нибудь механического узла, кроме деталей, важно иметь инструкцию по его сборке. Боевые приемы борьбы, как правило, имеют достаточно сложный состав и структуру. Для описания различных сторон приема, его элементов, важных для представления методики их освоения, используют такие понятия, как «часть», «фаза», «деталь приема», «операция». В зависимости от изучаемого приема (ряда

приемов) его технику разделяют на фазы по-разному. Например, при изучении бросков выведение из равновесия и позу для броска выделяют в одну фазу, а приложение сил при броске - в другую. Или же сначала разучиваются действия, посредством которых принимается поза для броска, а действия броска, отдельно не отрабатываясь, как бы добавляются к ним. Нередко фазу непосредственного броска разделяют еще на две, то есть бросок не доводят до завершения, а выполняют в нем только подбив. Фазы боевых приемов борьбы просматриваются в естественном порядке их выполнения: исходное положение и хват, расслабляющий удар, собственно прием, завершающее положение. Стоит отметить, что такие наглядные членения приема, как правило, ошибочны. В процессе обучения они приводят к тому, что боевой прием борьбы трудно выполнить в движении и в условиях борьбы (обоюдного противодействия). Например, при освоении бросков выведение противника из равновесия и принятие позы для броска, стоя на месте, обусловливают формирование трудно преодолеваемого стереотипа не только остановки в позе для броска, но и прекращения воздействия на противника. При обучении боевым приемам борьбы на руку эта ошибка выглядит следующим образом. Нанесение удара атакующим стоя на месте и без выведения ассистента из равновесия обусловливает крайне незначительный эффект его расслабления, а также не обеспечивает фор-мирования навыка устойчивого положения, атакующего при подготовке действий главного механизма приема в момент неустойчивого положения выведенного из равновесия ассистента. В принципе приемы можно и «не резать», а разучивать их сразу целиком. Однако, кроме самых простых приемов, из этого мало, что получается хорошего. Длительность их освоения таким путем, по сравнению с изучением по частям, увеличивается очень и очень существенно, а надежность их применения невысока [7, с. 115].

Правильное разделение приемов на части, понимание их как действий, связанных в своей целостности неким конструктом, «арматурой», отражающей сущность базисного представления о ведении противоборства, и заключается в выделении пяти операций. Это:

- первая - навязывание хвата и подготовка к выведению из равновесия и (или) нанесению расслабляющего удара;

- вторая - выведение из равновесия и (или) нанесение расслабляющего удара;

- третья - реализация его технической основы;

- четвертая - подготовка (переход) к действиям физического контроля, сковы-вания, сопровождения; пятая - сковывание (удержание), сопровождение под воздействием болевого приема.

Другими словами - всевозможные ситуации, на которые способна создать как атакующая, так и атакуемая сторона. Выведение из равновесия или расслабляющий удар - вторая операция. Задачей этой фазы является приложение сил в благоприятный момент ситуации, с целью выведения атакуемого из равновесия или же нанесение удара, вызывающего его неспособность произвольно координировать свои действия. По своей структуре эта операция состоит из двух частей: достижение контакта с атакуемым и способ выведения его из равновесия или нанесения удара. Реализация технической основы приема - третья операция. В этой фазе решается

задача осуществления технической основы приема. Частями этой операции являются принятие позы для проведения приема, действия главного механизма и детали техники. Подготовка к осуществлению силового (болевого, удушающего) контроля -четвертая операция. Задача этой фазы заключается в создании условий для установления контроля над противником. Контроль - пятая операция - сковывание, удержание противника силовым, болевым приемом. Главная задача атакующей стороны в этой фазе состоит в выполнении с целью осуществления контроля противника необходимого захвата [8, с. 74].

Таким образом, важно понимать, что, если при обучении первой (навязывание хвата и подготовка к выведению из равновесия и нанесению расслабляющего удара) и четвертой (подготовка, переход к действиям физического контроля, сковывания, сопровождения) операциям заучить до состояния крайней стереотипности действия только одной или двух ситуации, то в этом случае обучающийся не сможет видеть всего остального многообразия ситуаций и использовать их для отработки своих действий не сможет. В следствии этого, по нашему мнению, ведущим фактором процесса совершенствования ведения противоборства в первой и четвертой фазах является использование многообразных вариативных изменений в тренировочных заданиях во всех пяти операциях.

Литература

1. Баркалов С. Н., Флусов Е. В., Струганое С. М. Проведение комплексных практических занятий по физической и огневой подготовке в образовательных организациях МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. № 3. С. 3-17.

2. Баркалов С. Н., Струганов С. М. Боевые приемы борьбы: общие принципы построения комбинаций и тактические особенности их применения // Наука-2020. 2019. № 6 (31). С. 56-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39198539 (дата обращения 15.04.2022).

3. Кузнецов М. Б., Смирнов В. Н., Ретинская Ю. А. Теоретические основы обучения курсантов МВД России боевым приемам борьбы // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 7. С. 55-61.

4. Герасимов И. В. Особенности методики формирования навыков боевых приемов борьбы сотрудников полиции, обучающихся по программам профессиональной подготовки // Наука-2020. 2021. № 1 (46). С. 179-182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44821465 (дата обращения 15.04.2022).

5. Моськин С. А. Личностно-ориентированный подход в обучении курсантов приемам рукопашного боя // Наука-2020. 2019. № 9 (34). С. 31-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41803916 (дата обращения 15.04.2022).

6. Махов С. Ю., Миронова Е. Н. Этапы боевой подготовки в штурмовом рукопашном бою // Наука-2020. 2021. № 4 (49). С. 72-77. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=45838191 (дата обращения 19.04.2022).

7. Подрезов И. Н. К вопросу о применении боевых приемов борьбы при задержании правонарушителя// Наука-2020. 2020. № 1 (37). С. 114-118. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=42872797 (дата обращения 15.04.2022).

8. Алдошин А. В., Алдошина Е. А., Гуняев Е. В. Анализ применения боевых приемов

борьбы сотрудниками полиции в оперативно-служебной деятельности // Автономия личности. 2021. № 1 (24). С. 71-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46550267 (дата обращения 18.04.2022).

References

1. Barkalov S. N., Flusov E. V., Struganov S. M. Provedenie kompleksnyh prakticheskih zanyatij po fizicheskoj i ognevoj podgotovke v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [Conducting complex practical training in physical and fire training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport - News of the Tula State University. Physical Culture. Sport, 2021, no. 3, pp. 3-17.

9. Barkalov S. N., Struganov S. M. Boevye priemy bor'by: obshchie principy postroeniya kombinacij i takticheskie osobennosti ih primeneniya [Fighting techniques: general principles for constructing combinations and tactical features of their application]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 6 (31), pp. 56-64. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39198539 (accessed 15.04.2022).

2. Kuznecov M. B., Smirnov V. N., Retinskaya Yu. A. Teoreticheskie osnovy obucheniya kursantov MVD Rossii boevym priemam bor'by [Theoretical foundations of training cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia in combat fighting techniques]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport - News of the Tula State University. Physical Culture. Sport, 2020, no. 7, pp. 55-61.

10. Gerasimov I. V. Osobennosti metodiki formirovaniya navykov boevyh priemov bor'by sotrudnikov policii, obuchayushchihsya po programmam professional'noj podgotovki [Features of the methodology for the formation of combat techniques skills of police officers studying in professional training programs]. Nauka-2020 -- Science-2020, 2021, no. 1 (46), pp. 179-182. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44821465 (accessed 15.04.2022).

11. Mos'kin S. A. Personality-oriented approach in teaching cadets hand-to-hand combat techniques [Lichnostno-orientirovannyj podhod v obuchenii kursantov priemam rukopashnogo boya]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 9 (34), pp. 31-36. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41803916 (accessed 15.04.2022).

12. Mahov S. Yu., Mironova E. N. Etapy boevoj podgotovki v shturmovom rukopashnom boyu [Stages of combat training in assault hand-to-hand combat]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 4 (49), pp. 72-77. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45838191 (accessed 19.04.2022).

13. Podrezov I. N. K voprosu o primenenii boevyh priemov bor'by pri zaderzhanii pravonarushitelya [To the question of the use of combat methods of struggle during the detention of an offender]. Nauka-2020 - Science-2020, 2020, no. 1 (37), pp. 114-118. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42872797 (accessed 15.04.2022).

14. Aldoshin A. V., Aldoshina E. A., Gunyaev E. V. Analiz primeneniya boevyh priemov bor'by sotrudnikami policii v operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti [Analysis of the use of combat techniques of struggle by police officers in operational activities].Autonomy of personality -Avtonomiya lichnosti, 2021, no. 1 (24), pp. 71-77. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=46550267 (accessed 18.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.