Научная статья на тему 'Особенности физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России'

Особенности физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика физической подготовки / сотрудники ОВД / боевые приемы борьбы / бросковая техника / physical training methodology / police officers / fighting techniques / throwing technique

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старков Михаил Александрович, Аракелян Галина Лаврентовна

В статье анализируется готовность обучающихся образовательных организаций системы МВД РФ к применению бросков при решении профессиональных задач, связанных с применением физической силы и боевых приемов борьбы. Приводятся результаты исследования по изучению уровня владения бросковой техники сотрудниками ОВД. Представлены методические рекомендации для обучения будущих сотрудников ОВД бросковой технике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старков Михаил Александрович, Аракелян Галина Лаврентовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Physical Training of Cadets of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article analyzes the readiness of the students of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the use of throws in solving professional problems associated with the use of physical strength and fighting techniques of struggle. The results of the study on the study of the level of possession of throwing equipment by the police officers are presented. Methodical recommendations for training future ATS employees in throwing technique are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России»

62 |

ОТРАСЛЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Особенности физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России

СТАРКОВ

Михаил Александрович,

доцент кафедры физической подготовки Уральского юридического института МВД России, Екатеринбург

АРАКЕЛЯН

Галина Лаврентовна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры физической подготовки Уральского юридического института МВД России, Екатеринбург

Аннотация

В статье анализируется готовность обучающихся образовательных организаций системы МВД РФ к применению бросков при решении профессиональных задач, связанных с применением физической силы и боевых приемов борьбы. Приводятся результаты исследования по изучению уровня владения бросковой техники сотрудниками ОВД. Представлены методические рекомендации для обучения будущих сотрудников ОВД бросковой технике

Ключевые слова:

методика физической подготовки, сотрудники ОВД, боевые приемы борьбы, бросковая техника

Физическая подготовка является одной из важнейших составляющих профессиональной служебной подготовки сотрудников ОВД. В ситуации противоборства с правонарушителем хорошие знания боевых приемов борьбы позволят сотруднику сохранить здоровье и жизнь. Данное обстоятельство определяет актуальность совершенствования боевых приемов борьбы до уровня навыка.

Важным элементом готовности сотрудников ОВД к применению физической силы и боевых приемов борьбы является умение выполнять броски. Изучение и совершенствование техники выполнения бросков расширяет арсенал применяемых приемов, способствует физическому развитию обучающихся, вызывает дополнительный интерес к занятиям физической подготовкой. В связи с этим повышение уровня владения бросковой техникой на занятиях по физической подготовке является актуальной проблемой профессиональной подготовки сотрудников ОВД [2].

Авторами данной статьи было проведено исследование по изучению уровня владения бросковой техникой сотрудниками ОВД. Цель исследования — повышение эффективности

Старков М. А., Аракелян Г. Л. Особенности физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 4. — С. 62-69. — □□! 10.24411/2307-42642020-10408.

физической подготовки в образовательных организациях системы МВД России [11].

В процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- на основе анализа научно-методической литературы изучить условия применения бросковой техники;

- рассмотреть основные аспекты методики обучения технике выполнения бросков на занятиях по физической подготовке;

- изучить и наглядно представить технику выполнения бросков;

- выявить взаимосвязь бросковой техники с другими разделами боевых приемов борьбы, такими как «Удары и защита от ударов», «Освобождение от захватов и обхватов», «Болевые приемы»;

- определить наиболее благоприятные ситуации для применения бросков.

По результатам исследования были разработаны методические рекомендации по обучению бросковой технике курсантов в образовательных организациях системы МВД России.

В широком смысле бросок в единоборствах — это спортивный прием, вынуждающий соперника упасть. Цель броска в прикладной физической подготовке сотрудников ОВД — перевести противника на землю, лишить его возможности атаки или побега с места происшествия.

По мнению многих специалистов, броски, являясь составной частью боевых приемов борьбы, имеют следующие преимущества:

- сотруднику гораздо проще и безопаснее контролировать и удерживать правонарушителя до прибытия подкрепления;

- проводить болевой или удушающий прием, сковывание наручниками либо связывание подручными средствами гораздо безопаснее, эффективнее и проще, если правонарушитель находится в положении лежа;

- при технически верном применении бросков вероятность получения правонарушителем травм минимальна;

- успешно выполненный бросок оказывает сильное психологическое влияние на задерживаемого. Падение на землю однозначно расценивается как поражение и в большинстве случаев тот, в отношении кого был проведен бросок, прекращает оказывать сопротивление сотруднику ОВД [4].

Как правило, применение бросковой техники происходит во время активного противоборства с правонарушителем, в момент нападения на сотрудника полиции либо оказания противодействия, а также при проведении задержания в замкнутом или ограниченном пространстве [4]. В момент применения бросковой техники противоборство с правонарушителем носит особенно напряженный характер [5].

Во время оперативно-служебной деятельности сотрудник полиции, столкнувшись с агрессивным правонарушителем, должен осуществить силовое задержание. Пресечь ожесточенное сопротивление и осуществить задержание болевым приемом в положении стоя зачастую бывает трудно, а порой и невозможно. Поэтому при проведении приема в первую очередь необходимо как можно быстрее зафиксировать

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

туловище правонарушителя, прижав (придавив) его к чему-нибудь (стене, капоту или борту автомобиля), или перевести в положение лежа, то есть осуществить бросок и лишь затем сосредоточить усилия на том, чтобы выполнить задерживаемому болевой прием [7]. Если при попытке провести болевой прием сотрудник полиции не способен перевести агрессивного правонарушителя в положение лежа или прижать его туловище к какой-либо поверхности, то при выполнении болевого приема и перехода на сопровождение с помощью загиба руки за спину правонарушитель, защитившись от первых ударов, получает новые удары (50% случаев травм) либо травмы рук (16% случаев травм) [6].

Согласно данным исследований, проведенных в 2020 году, порядка 18% сотрудников применяли бросковую технику. В то же время 31,5% сотрудников указали, что не владеют бросковой техникой [9]. Это отмечают и другие авторы [2; 5; 10], что свидетельствует о недостаточном уровне физической подготовки сотрудников ОВД.

В случае ожесточенного сопротивления или нападения правонарушителя безопасной для сотрудника полиции является следующая тактика противоборства: защита от ударов — перевод в положение лежа — болевой прием — сковывание наручниками либо ограничение свободы передвижения на болевом приеме. Соответственно броски наряду с болевыми приемами и ударными защитно-атакующими действиями относятся к базовым элементам боевых приемов борьбы.

Для выявления готовности обучающихся надежно и безопасно осуществлять боевые приемы борьбы при решении профессиональных задач, связанных с применением физической силы, мы проанализировали частоту применения бросковой техники во время промежуточной аттестации курсантов 3-го и 4-го курса Уральского юридического института МВД России (всего 181 человек). Эксперимент проводился дважды: констатирующий срез (июнь — июль 2019 года), контрольный срез (декабрь 2019 — январь 2020 года).

Каждому курсанту было предложено решить три двигательные задачи, связанные с ограничением свободы передвижения ассистента:

1. Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом (рукой или ногой) (вид и направление удара испытуемому неизвестны).

2. Ограничить свободу передвижения ассистента, атакующего сотрудника ударом (ножом либо палкой) (вид и направление удара испытуемому неизвестны).

3. Ограничить свободу передвижения ассистента, захватившего сотрудника за предплечья (рукава) или за одежду на груди либо обхватившего сотрудника за туловище (способ захвата или обхвата испытуемому неизвестен).

Ассистент, имитируя атакующие действия, вел себя решительно и наступательно, точно следуя условиям задания и требованиям к характеру его выполнения (в случае нарушения ассистентом указанных условий текущая задача заменялась другой).

Результаты эксперимента представлены ниже — в таблице и на рисунке.

Применение бросков во время демонстрации боевых приемов борьбы

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

2019 год 2020 год Изменение

Учебная группа Число курсантов Кол-во случаев применения бросков Коэффициент применения бросков Число курсантов Коэффициент применения бросков Процент случаев применения бросков коэффициента применения бросков

302 27 3 3,70 27 5 6,17 Т 2,47

303 19 2 3,51 19 5 8,77 Т 5,26

304 14 1 2,38 14 5 11,90 Т 9,52

305 23 5 7,25 23 9 13,04 Т 5,80

306 22 3 4,55 22 7 10,61 Т 6,06

307 15 2 4,44 15 6 13,33 Т 8,89

308 17 2 3,92 17 6 11,76 Т 7,84

401 25 3 4,00 25 4 5,33 Т 1,33

402 19 2 3,51 19 4 7,02 Т 3,51

Итого 181 23 4,24 181 5,1 9,39 Т 5,16

12<НУГ. ■ лшиг. тчебли

Процент соотношения случаев применения бросковой техники

Как видно из диаграммы, в 2019 году для решения двигательных задач бросковая техника применялась курсантами в 4,24% случаев, что явно недостаточно. Примерно в 95% случаев ограничение свободы передвижения загибом руки за спину проводилось в стойке. При выполнении болевого приема блокировался лишь лучезапястный сустав ассистента, в некоторых случаях локтевой сустав. Остальные части тела, как правило, оставались свободными и могли совершать разнообразные движения с широким набором пространственных и динамических параметров. Это

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

обстоятельство затрудняет проведение болевого приема человеку, находящемуся в положении стоя [3]. Для повышения надежности в случае оказания сопротивления, обеспечения личной безопасности сотрудника полиции лучше перевести правонарушителя в положение лежа, то есть выполнить бросок.

Во время эксперимента, после выполнения практического задания, был проведен опрос курсантов для выяснения причин редкого использования бросковой техники. Испытуемые назвали причины, по которым они не применяют броски:

- отсутствие (по мнению испытуемых) необходимости переводить ассистента в положение лежа;

- неуверенность в успешном проведении броска;

- отсутствие навыка для последующего перехода на сопровождение правонарушителя путем загиба его руки за спину.

Анализ результатов исследования позволил выделить основные причины недостаточно частого применения бросковой техники:

1. Обучение курсантов броскам происходит отдельно от других тем раздела «Боевые приемы борьбы», то есть вне контекста сферы их применения. В недостаточной мере проработаны и недостаточно наглядно демонстрируются варианты применения бросковой техники, не прослеживается тактическая связь бросков с другими боевыми приемами борьбы, такими как удары и защита от ударов, болевые приемы, освобождение от захватов и обхватов и др.

2. Обучение курсантов боевым приемам борьбы проводится, как правило, с участием несопротивляющегося ассистента и нацелено на подготовку к сдаче зачетов, где требуется продемонстрировать лишь имитацию ограничения свободы передвижения.

3. Низкая мотивация значительной части обучающихся к овладению бросковой техникой связана с тем, что при сдаче зачета допускается выполнение задачи по ограничению свободы без применения бросков.

Для снижения негативного влияния этих причин на качество обучения боевым приемам борьбы необходимо:

- начинать изучение бросковой техники с наиболее простых приемов на начальном этапе обучения боевым приемам борьбы;

- демонстрировать варианты применения бросковой техники в различных ситуациях противоборства с правонарушителем;

- проводить дальнейшее совершенствование бросков при моделировании различных ситуаций на практических занятиях по физической подготовке с дозированным сопротивлением ассистента;

- проводить занятия по изучению и совершенствованию бросковой техники на основе принципов спортивной тренировки с учетом особенностей развития и уровня подготовленности курсантов.

В соответствии с Наставлением по организации физической подготовки в ОВД РФ «структура боевого приема борьбы складывается из пяти операций: навязывание хвата и подготовка к выведению из равновесия и (или) нанесению расслабляющего удара; выведение из равновесия и (или) нанесение расслабляющего удара; реализация его технической основы; подготовка (переход) к действиям физического контроля,

сковывания, сопровождения; сковывание (удержание), сопровождение под воздействием болевого приема» [1].

При выполнении броска эти операции выглядят следующим образом:

1) подготовка к выведению из равновесия: выполнение защитных действий, взятие захвата, сближение с противником;

2) выведение из равновесия: выведение из равновесия с помощью рывка, толчка и (или) нанесение расслабляющего удара;

3) реализация технической основы: выполнение броска;

4) подготовка к контролю и сковыванию: переход на болевой или удушающий прием, контроль и удержание или подготовка к сковыванию наручниками;

5) сопровождение: ограничение свободы передвижения сопровождением на болевом приеме, в том числе после сковывания наручниками.

При изучении бросковой техники целесообразно придерживаться следующей последовательности освоения операций, состоящей из пяти шагов:

Первый шаг: детали третьей операции.

Второй шаг: изучение деталей второй операции и совершенствование выполнения третьей операции в целом.

Третий шаг: одновременное изучение действий четвертой операции и действий первой и второй операций как единого целого.

Четвертый шаг: освоение действий четвертой и пятой операций и первой, второй и третьей операций как единого целого.

Пятый шаг: освоение двух фаз первой, второй и третьей операций и четвертой и пятой операций, то есть выполнение приема в целом.

Дальнейшее совершенствование бросковой техники осуществляется путем наработки навыка выполнения приемов и действий во второй, третьей и пятой операциях и расширения технического арсенала первой и четвертой операций [8].

Методически верным считается доведение технических действий, изучаемых на занятиях по физической подготовке, до стадии стабилизации навыка и возможности вариативного их выполнения в разных условиях внешней среды с разными противниками (вес, рост, агрессия, и др.) [2].

Для повышения эффективности освоения бросковой техники в процессе физической подготовки необходимо проводить занятия с учетом соблюдения следующих педагогических принципов:

- принцип наглядности, подразумевающий визуальное восприятие курсантом приемов (изучение видеоматериалов, наглядных пособий по выполнению приемов, выступление в качестве ассистента во время отработки приемов);

- принцип доступности, в соответствии с которым обучение броскам происходит от простого к сложному;

- принцип комбинирования приемов, который применяется на этапе совершенствования владением техникой броска и обусловлен задачей создания и своевременного эффективного использования момента выполнения броска и подавления сопротивления (или противодействия) противника;

- принцип постепенного увеличения сопротивления.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Следование перечисленнымпринципам и рекомендациям на занятиях по физической подготовке позволило увеличить количество случаев применения бросков с 4,24% до 9,39% (табл.), что свидетельствует о повышении готовности сотрудников к применению физической силы, боевых приемов и специальных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из-за недостаточного количества времени, отводимого на изучение и освоение боевых приемов борьбы, необходимо сосредоточиться на надежных, эффективных и наиболее востребованных на практике бросках: задняя подножка, передняя подножка, бросок с захватом двух ног спереди [10]. Освоение этих бросков необходимо начинать в начальный период обучения боевым приемам борьбы, а в дальнейшем совершенствовать совместно с другими приемами на учебных занятиях по темам, направленным на изучение и совершенствование специальной полицейской техники.

Как уже упоминалось, авторами статьи были разработаны методические рекомендации для обучения сотрудников ОВД бросковой технике, в которых представлены техника выполнения бросков, взаимосвязь бросковой техники с другими разделами боевых приемов борьбы, особенности обучения броскам. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности данных методических рекомендаций при обучении броскам.

Умелое применение бросковой техники позволяет снизить уровень травматизма как среди задерживаемых лиц, так и среди сотрудников полиции. Таким образом, методически правильно организованные занятия по физической подготовке совершенствуют процесс освоения бросковой техники и формируют навыки задержания правонарушителей.

Литература

1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Гарант.Ру. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71647620/ (дата обращения: 30.09.2020).

2. Алексеев Н. А., Кутергин Н. Б., Воротник А. Н. Некоторые проблемы обучения бросковой технике курсантов вузов МВД России // Вестник Белгородского юридического института. — 2015. — №1. — С. 11-15.

3. Горелик А. В., Гуралев В. М. Совершенствование концепции обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД // Педагогические науки. — 2018. — № 14. — С. 268-272.

4. Гуралев В. М., Осипов А. Ю., Шнаркин С. М. Обоснование целесообразности обучения и использования бросковой техники сотрудниками ОВД // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 60(4). — С. 113-117.

5. Камнев Р. В. Характерные ошибки, возникающие во время обучения сотрудников правоохранительных органов бросковой технике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 31. — С. 641-645. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2017/970144. htm (дата обращения: 30.09.2020).

6. Кан Л. В., Ципинов Х. Б. О необходимости систематизации приемов задержания, выбора стратегии обучения и совершенствования технико-тактической подготовки сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — № 2. — С. 207-210.

7. Кузнецов С. В., Волков А. Н., Воронов А. И. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: учебник. — М.: ДГСК МВД России, 2016. — 415 с.

8. Кузнецов С. В., Волков А. Н., Козицын А. Л. Организация физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: монография. — Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2020. — 396 с.

9. Лигута В. Ф., Серебрянников В. А., Кшевин В. С. Изучение практики применения бросковой техники сотрудниками полиции в ситуациях оперативно-служебной деятельности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2020. — № 2(180). — С. 214-219.

10. Овчинников В. А. Объективные критерии определения эффективности выполнения бросков в служебной деятельности сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России. — 2009. — № 6. — С. 34-37.

11. Уварина Н. В. Развитие теории креативно-прогностического управления в современном образовании // Современное управление: векторы развития: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. — Саратов: ООО «Амирит», 2018. — С. 347-349.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.