Научная статья на тему 'ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ БОЛЕВЫХ ПРИЕМОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ БОЛЕВЫХ ПРИЕМОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ / ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ / СОТРУДНИК / LOSS OF BALANCE / THE OFFENDER / THE LOCKS / MOVE / EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуралев В.М., Паршин С.В.

В статье авторами рассмотрены вопросы совершенствования учебного процесса по боевым приемам борьбы в рамках занятий по физические подготовке сотрудников органов внутренних дел. Проведен анализ практики их применения в моделируемых условиях служебной деятельности с точки зрения использования компетентностного подхода к обучению сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуралев В.М., Паршин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISBALANCE AS A FACTOR OF EFFECTIVE PERFORMANCE OF PAIN TECHNIQUESIN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

In the article, the authors consider the issues of improving the educational process on combat techniques of wrestling in the framework of physical training of employees of internal affairs bodies. The analysis of the practice of their application in the simulated conditions of official activity from the point of view of using a competence-based approach to training employees of internal affairs bodies is carried out.

Текст научной работы на тему «ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ БОЛЕВЫХ ПРИЕМОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 796.8

ВЫВЕДЕНИЕ ИЗ РАВНОВЕСИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ БОЛЕВЫХ ПРИЕМОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

DISBALANCE AS A FACTOR OF EFFECTIVE PERFORMANCE OF PAIN TECHNIQUES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Гуралев Владимир Михайлович,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук,доцент

gurall00@mail.ru

Паршин Сергей Владимирович,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

vechnosts@mail.ru

Ключевые слова:

выведение из равновесия, правонару шитель, болевые приемы, перемеще ние, сотрудник.

В статье авторами рассмотрены вопросы совершенствования учебного процесса по боевым приемам борьбы в рамках занятий по физические подготовке сотрудников органов внутренних дел. Проведен анализ практики их применения в моделируемых условиях служебной деятельности с точки зрения использования компетентностного подхода к обучению сотрудников органов внутренних дел.

Keywords:

loss of balance, the offender, the locks, move, employees.

In the article, the authors consider the issues of improving

the educational process on combat techniques of wrestling in the framework of physical training of employees of internal affairs bodies. The analysis of the practice of their application in the simulated conditions of official activity from the point of view of using a competence-based approach to training employees of internal affairs bodies is carried out.

Одной из основных составляющих системы профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является деятельность, связанная с осуществлением мер непосредственного принуждения в отношении лиц, совершивших преступления или правонарушения, в частности принуждение к выполнению законных требований посредством применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы.

Статистические данные МВД России за последние годы свидетельствуют, что процент происшествий, связанных с получением сотрудниками полиции телесных повреждений в ходе противоборства и задержания правонарушителей, остается высоким. Аналитики указывают на недостаточную физическую подготовку сотрудников полиции как на одну из основных причин сложившегося положения [4]. Отмечается, что при задержании правонарушителей сотрудники полиции довольно часто не могут эффективно применить физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, и уступают преступникам в единоборстве. По мнению В.А. Серебрянникова, причиной возникновения данной ситуации является недостаток практических навыков эффективного применения боевых приемов борьбы в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел [6, с. 262].

Указанные обстоятельства требуют постоянного внимания к вопросам физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел. На это указывают и требования Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в статьях 5, 18, 19, 20, 21. Упомянутые нормы закона в целом предполагают, что любой сотрудник полиции способен и готов к квалифицированному применению физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия при решении оперативно-служебных задач.

В научной литературе нередко отмечалось наличие некоторых организационных проблем при проведении занятий по физической подготовке. Как указывают эксперты, несовершенство методики обучения боевым приемам борьбы, основанной на применении таких приемов к противнику, не оказывающему сопротивления, впоследствии на практике приводит к неспособности сотрудников противостоять сопротивлению преступников [7]. Однако на

занятиях по физической подготовке по-прежнему отдается приоритет демонстрации приемов на несопротивляющемся партнере (ассистенте), создающим своим положением и отсутствием сопротивления благоприятные условия для выполнения атакующего действия, что принципиально не согласуется с целью, содержащейся в Наставлении по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел России (далее - Наставление).

Подготовка выпускников образовательных организаций МВД России к выполнению профессиональных задач, связанных с применением физической силы и боевых приемов борьбы, включает в себя непрерывный поиск новых путей формирования у сотрудников органов внутренних дел профессиональных компетенций. Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [1]. Напомним, что одной из ключевых профессиональных компетенций сотрудников полиции, определяемой нормативно-правовыми актами МВД России по физической подготовке, является способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей. Формирование знаний, умений, навыков, качеств и свойств личности, составляющих данную компетенцию, обеспечивается применением педагогических принципов теории и методики физического воспитания и спорта на занятиях по физической подготовке сотрудников ОВД. Оценивание данной компетенции осуществляется экспертами путем визуального определения качества выполнения заданий (приемов) в моделируемых ситуациях служебной деятельности на несопротивляющемся партнере в соответствии установленными критериями правильности, содержащимися в нормативных правовых актах МВД России. Под заданием подразумевается демонстрация защитных и атакующих действий в ответ на атакующие действия условного правонарушителя. Например, условный правонарушитель имитирует нанесение удара кулаком в голову. В соответствии с Наставлением сотрудник должен уйти с линии атаки, захватить атакующую руку, обозначить расслабляющий удар в строго определенное место и каким-нибудь способом, предписанным Наставлением, завести ее за спину, сковав правонарушителя болевым приемом. Исходя из определения приведенной выше компетенции, ввиду отсутствия силового сопротивления условного правонарушителя убедиться в достоверности успешного формирования навыков применения данных действий в практической деятельности сотрудника ОВД не представляется возможным. Отсюда не без основания следует усомниться в сформированности компетенции как способности применять прикладные двигательные умения в ситуациях служебной деятельности сотрудников ОВД. Подтверждением тому служит высказывание Д.Е. Сафонова о том, что «действующая система оценки подготовленности сотрудников по боевым приемам борьбы не позволяет оценить

уровень владения ими, поскольку предусматривается выполнение их на несо-противляющемся партнере» [5].

Анализ результатов анкетирования и опросов сотрудников ОВД, проведенный специалистами Дальневосточного юридического института МВД России, показывает, что сотрудники полиции довольно часто используют различные болевые приемы и броски в своей служебной деятельности [3]. Бросковая техника, являясь составной частью боевых приемов борьбы, по мнению специалистов, имеет ряд преимуществ. К определенным преимуществам бросков эксперты относят: перевод из стойки в положение партера или лежа, в котором сотруднику проще занять выгодную позицию для контроля над действиями задерживаемого правонарушителя при условии владения техникой приемов борьбы лежа. Технику борьбы лежа можно определить как действия двух противоборствующих лиц, находящихся в положении лежа, сидя или стоя на коленях, направленные на причинение боли одному из них для понуждения к прекращению оказания сопротивления. Следует отметить, что в основу броска как способа приведения оппонента в положения лежа или стоя на коленях положен принцип выведения его из равновесия. Человек, находящийся в состоянии временной утраты устойчивого ортостатического положения тела, становится уязвим для совершения над ним каких-либо нежелательных в данный момент для него действий. Например, в ситуациях служебной деятельности, в ситуации решения задачи защиты от нападения на сотрудника и в дальнейшем проведения им в реальной обстановке эффективного правомерного задержания правонарушителя потребуется навык выведения оппонента из равновесия. При этом способ выведения из равновесия сотрудником следует подбирать, руководствуясь двигательными ощущениями в ответ на действия правонарушителя и непосредственно техникой данных действий.

Значимым компонентом в обучении техники выведения из равновесия на занятиях по физической подготовке обучающихся сотрудников ОВД является умение перемещаться, находясь в захвате с оппонентом, сохраняя свое лабильное равновесие [2]. Перемещение связано с переносом массы тела с одной ноги на другую и направленными действиями туловищем. Также важно, перемещаясь, уметь управлять в первую очередь крупными мышечными массивами (мышцы ног и туловища), последовательно распределяя усилия по точкам приложения сил, дозируя их величину в определенный момент времени в процессе выполнения приема.

Способность сохранения устойчивого баланса тела предоставляет возможность противоборствующему сотруднику выбрать и сохранить наиболее выгодную позу для создания им благоприятных условий проведения броска или болевого приема.

С 1930-х до начала 1990-х годов болевые приемы, удары и броски, используемые как элементы системы служебно-боевой подготовки в правоохранительных органах СССР, составляли «Боевой раздел самбо». Болевые приемы, выполняемые сотрудниками полиции в положении стоя, находятся в определенной степени в тесном родстве с борьбой самбо. Признаком родства является цель -причинить оппоненту боль без ущерба для здоровья последнего. Применение сотрудниками болевых приемов в ситуациях служебной деятельности выступает как задача, от решения которой зависит достижение цели самозащиты и правомерного задержания правонарушителя. Еще одним признаком родства выступает необходимость захвата за конечность (одежду) для выполнения какого-либо технического действия.

Имеющийся опыт демонстрации боевых приемов борьбы на занятиях и зачетах по физической подготовке с целью «изобразить» сковывание симулирующего сопротивление ассистента болевым сковывающим захватом не отвечает потребностям практики, характеризующейся непредсказуемым поведением и активными спонтанными действиями правонарушителя, оказывающего реальное сопротивление сотруднику. При рассмотрении вопроса взаимосвязи демонстрационно-формальной версии боевых приемов борьбы с практическим применением в моделируемых ситуациях противоборства сотрудника с правонарушителем на занятиях по физической подготовке визуально обнаруживается функциональное несоответствие приема, используемого в качестве средства решения двигательной задачи, условиям для его применения.

В итоге у сотрудника органа внутренних дел, решающего задачи по определению уровня владения боевыми приемами борьбы, возникает расхождение имеющегося двигательного опыта, полученного в ситуациях реального применения приема (задержания правонарушителя, защита от нападения преступника и т.п.), с восприятием актуальной ситуации, характеризующейся отсутствием сопротивления ассистента при изучении и демонстрации приема на зачете.

Такая ситуация в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел порождает противоречие. С одной стороны, сотруднику надлежит сдать зачет по боевым приемам борьбы, неукоснительно соблюдая формальные детали техники применения в условиях отсутствия сопротивления ассистента, с другой - применить служебно-прикладные навыки к оказывающему реальное сопротивление правонарушителю. Следовательно, возникает проблемная ситуация, характеризующаяся слабой организованностью учебного процесса по боевым приемам борьбы в территориальных подразделениях органов внутренних дел, недостаточным соблюдением педагогических принципов и методик обучения действиям, ориентированным на применение

результатов в практической деятельности, запретом на применение вариативных форм двигательных конструкций болевых приемов.

В практике обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, сотрудников территориальных органов внутренних дел значительная часть материала подается в упрощенном, а по сути - в искаженном виде. Так, при изучении и совершенствовании болевых приемов изучается последовательный порядок элементов действия, искажая технику выведения из равновесия или полностью пренебрегая ею. При выполнении определенных фаз действия происходит неточная ориентация на точки приложения сил, на распределение динамических усилий во времени. Удовлетворительная оценка часто ставится за выполнение завершающего элемента действия. Низкое качество подобного обучения незамедлительно проявляется в результатах той деятельности, для которой готовят обучающихся лиц. В реальных условиях конкурентного противоборства с физически развитым и технически подготовленным правонарушителем сотрудник окажется совершенно беспомощным и неспособным действовать на удовлетворительном уровне.

Прежде чем приступить к изучению болевого приема или броска обучающийся должен разобраться в логике изучаемого двигательного действия и сосредоточить внимание на решающих условиях его выполнения. Формирование представления об изучаемом двигательном действии требует понимания его логики. Часто попытки выполнить действие неудачны именно потому, что исполнитель не понимает, от чего зависит успех, что является главным и как второстепенные элементы связаны с главными условиями успеха. Например, прием не получится, если обучающийся ориентирован главным образом на результат в виде заведения руки за спину или нанесения расслабляющего удара при проведении броска, пренебрегая фактором положения тела партнера в пространстве. Туловище партнера может быть наклонено вперед, прогнуто в пояснице, наклонено вправо или влево. Следует понимать, что изменение положения туловища в пространстве от ортостатической нормы влечет за собой потерю устойчивого положения. Человеческий мозг, оценивая временную утрату равновесия как приоритетную угрозу потери целостности организма, незамедлительно реагирует действием, направленным на восстановление устойчивого положения. В момент попытки восстановить равновесие выполняющий прием должен, применяя определенный набор технических действий, завести захваченную руку партнера за спину или закончить выполнение броска.

Болевым приемом (болевым сковывающим захватом) следует считать сковывающий свободное движение в плечевом суставе захват руки правонарушителя, заведенной предплечьем за спину. Болевые ощущения, вызванные вынужденным движением руки в суставе на уровне физиологического предела, являются средством управления действиями правонарушителя с целью испол-

нения им законных требований сотрудника полиции. Положение загиба руки за спину является результатом сложных операционно-технических действий, определяемых способом заведения (рывком, замком, толчком). Такие болевые приемы, как скручивание руки внутрь, скручивание руки наружу, нырком по определению не могут называться болевыми приемами. Указанные названия могут лишь отдаленно определять способ предварительного воздействия, используя который, сотрудник выполняет болевой прием загиб руки за спину. Например, название приема ограничение свободы передвижения скручиванием руки наружу (рычаг руки наружу) не дает представления о том, как скручивание кисти наружу поможет завести руку за спину условному правонарушителю. Последствиями болевого воздействия на кисть скручиванием кисти будет бросок условного правонарушителя на спину. Следует заметить, что процесс перевода правонарушителя из положения лежа на спине в положение лежа на животе, параллельно решая задачу заведения руки за спину, потребует от сотрудника очень сложной, продолжительной, неторопливой технической проработки. Способов, приемов заведения руки за спину из положения лежа с последующем подниманием в стойку специалистам известно множество.

В качестве примера детально рассмотрим составные части приема (фазы действия) с точки зрения их функционирования как элементов системы двигательной конструкции болевого приема ограничение свободы передвижения скручиванием руки наружу (рычаг руки наружу) в оригинальной редакции приказа МВД России от 1 июля 2017 г. № 450. Захватить правую кисть ассистента двумя руками, большими пальцами надавить на запястье и нанести расслабляющий удар правой ногой по внутренней стороне его бедра. Выкручивая руку наружу-вниз, бросить ассистента на спину. Перешагивая правой ногой через туловище ассистента, загибом руки за спину толчком перевернуть его в положение лежа на животе. Незамедлительно, встав на правое колено, подставить свое бедро под плечо захваченной руки ассистента. Сковывая подвижность загибом руки за спину, вынудить ассистента повернуться на бок и прижать колени к груди. Удерживая правой рукой под подбородок снизу, поднять его на колени, а затем вынудить ассистента встать. Сопроводить, сковывая подвижность загибом руки за спину.

Прежде всего следует отметить некоторые несовершенства стиля изложения текста инструкции, создающего неточное или двоякое отражение двигательной конструкции приема в сознании обучающегося. Например, следует захватывать руку двумя руками одновременно или последовательно, сначала левой, а потом правой рукой, или оба варианта верны? Считаем, захватывать руку, располагающуюся в свободном висе двумя руками одновременно неверно, поскольку атакующему придется наклоняться за ней. Движение туловищем по направлению к низу создает благоприятный момент для встречного

удара левой рукой в голову. Вдобавок после захвата руки согласно инструкции следует нанести удар правой ногой в левое бедро ассистента (правонарушителя). В совокупности процесс выполнения этих действий происходит с определенными временными тратами. Предполагаемый правонарушитель без труда может воспользоваться избыточной продолжительностью выполнения их, нанести удар в голову и рывком на себя освободить руку. Считаем важным отметить, что, прежде чем захватывать руку, следует подобрать дистанцию, которая бы не позволяла при захвате руки наклонять туловище к низу. Если прием производить на правую руку правонарушителя (ассистента), то следует подходить слегка левым боком, удаляясь тем самым от возможного удара левой рукой. Захваченную кисть следует поднять левой рукой до уровня груди и подхватить ее правой. При этом следует соблюдать вертикальность туловища с небольшим наклоном вправо, чтобы партнер ощутил попытку лишить его устойчивого положения и реагировал отклонением туловища назад вместе с движением руки к себе. Нанести толчковый удар подошвенной частью ступни в район левого колена. Данный удар несложный с точки зрения биомеханики и эффективный сточки зрения его последствий для правонарушителя. Назначение этого удара обусловлено необходимостью обеспечения наклона туловища правонарушителя к низу и отвлечением его внимания от истинных намерений сотрудника. Данная поза правонарушителя является неустойчивой, а значит - безопасной для сотрудника и благоприятной для выполнения им дальнейших действий. Следующие действия сотрудника связаны с перемещением туловища вокруг своей оси против часовой стрелки. Следует уточнить, что перемещение не является передвижением. Переместить означает поменять место. Образно говоря, перейти из одной комнаты в другую. Передвинуть означает выполнить действие, не меняя места (не переходить в другую комнату). Поворачивать туловище следует путем переступания мелкими шагами по часовой стрелке, не наклоняя туловище к низу и сохраняя угол наклона относительно горизонтальной поверхности. Поскольку крупные группы мышц способны легко совершать работу по перемещению собственного тела в пространстве, дополнительно переместить (передвинуть) другое тело будет для них выполнимой задачей. Процесс переступания будет значительно облегчен, если на старте выполнить движение руками вверх вперед в сторону предполагаемого падения партнера. Управляемое падение партнера на спину можно считать успешным решением задачи самозащиты и обеспечения благоприятного положения для выполнения последующего этапа. Вторым этапом проведения болевого приема следует считать переворачивание партнера на живот с последующим заведением руки за спину и выполнением болевого сковывающего захвата.

Таким образом, считаем, что требования неукоснительно соблюдать формальную технику приемов, представленную в программно-методическом обеспечении по физической подготовке сотрудников ОВД, исключающем вариативные формы приемов, не отвечает потребностям практики служебной деятельности. Варианты и способы сковывания болевым захватом надежней и безопасней выполнять в положении лежа, используя техники контроля над действиями правонарушителя. Считаем, что влияние фактора временной утраты устойчивого положения правонарушителем при выполнении ему болевого приема имеет преимущественное значение. Склонны утверждать, что болевое воздействие на кисть путем скручивания ее наружу без предварительных действий сотрудником, направленных на лишение устойчивого равновесия сопротивляющегося правонарушителя, не принесет ожидаемого результата.

Библиографический список

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. -М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Осипов, А.Ю. Совершенствование технического мастерства борцов / А.Ю. Осипов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011. - Т. 1. - № 3.

3. Особенности процесса обучения сотрудников полиции, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России технике болевых приемов в стойке : отчет о научно-исследовательской работе / В.А. Серебрянников [и др.]. -ДВЮИ МВД России, 2018.

4. Рыжов, С.Н. Анализ чрезвычайных происшествий, связанных с причинением вреда здоровью сотрудников органов внутренних дел г. Москвы при выполнении служебных обязанностей (2013-2104 годы) / С.Н. Рыжов, Х.Б. Ципинов // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2015. - № 3(35).

5. Сафонов, Д.Е. О некоторых путях повышения эффективности обучения боевым приемам борьбы в образовательных учреждениях МВД России / Д.Е. Сафонов // Общество и право. - 2010. - № 4(31).

6. Серебрянников, В.А. Основа формирования у сотрудников полиции базовых умений и навыков выполнения боевых приемов борьбы / В.А. Серебрянников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9(175).

7. Троян, Е.И. Методика поэтапного обучения приемам борьбы слушателей профессионального обучения образовательных организаций МВД России / Е.И. Троян // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2018. - № 1(1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.