Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
международные образовательные связи / своеобразие образовательной среды / правоведение / правовые системы / адаптация к условиям обучения / толерантность.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Т.В., Федосеева Л.Ю.

Расширение мирового образовательного пространства, предопределенное вступлением развитых стран в постиндустриальную эпоху своего развития, привело к усилению международных образовательных связей, в которых Россия заняла достойное место. Это объясняет тот интерес, который проявляют исследователи к проблемам, связанным с обучением иностранных студентов в российских вузах, с организацией учебного процесса, социальной адаптацией иностранцев, методикой обучения и др. В статье на основе опыта преподавания правоведения рассматриваются некоторые коммуникативные и методические аспекты работы с иностранными студентами, обусловленные историческим, культурным и языковым своеобразием среды, выходцами из которой являются обучаемые. Авторы выделяют три группы проблем, с которыми сталкиваются в процессе обучения, и определяют пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гаврилова Т.В., Федосеева Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

ГАВРИЛОВА Татьяна Викторовна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Всеобщая история и обществознание» Пензенского государственного университета, e-mail: gatatiana@yandex.ru

ФЕДОСЕЕВА Людмила Юрьевна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Всеобщая история и обществознание» Пензенского государственного университета, e-mail: fedosee va-penza@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Расширение мирового образовательного пространства, предопределенное вступлением развитых стран в постиндустриальную эпоху своего развития, привело к усилению международных образовательных связей, в которых Россия заняла достойное место. Это объясняет тот интерес, который проявляют исследователи к проблемам, связанным с обучением иностранных студентов в российских вузах, с организацией учебного процесса, социальной адаптацией иностранцев, методикой обучения и др.

В статье на основе опыта преподавания правоведения рассматриваются некоторые коммуникативные и методические аспекты работы с иностранными студентами, обусловленные историческим, культурным и языковым своеобразием среды, выходцами из которой являются обучаемые. Авторы выделяют три группы проблем, с которыми сталкиваются в процессе обучения, и определяют пути их решения.

Ключевые слова: международные образовательные связи, своеобразие образовательной среды, правоведение, правовые системы, адаптация к условиям обучения, толерантность.

GAVRILOVA Tatiana Viktorovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General History and Social Studies of Penza State University

FEDOSEEVA Lyudmila Yurievna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General History and Social Studies of Penza State University

FEATURES OF TEACHING LAW TO FOREIGN STUDENTS OF NON-LEGAL SPECIALTIES

Annotation. The expansion of the world educational space, predetermined by the entry of developed countries into the post-industrial era of their development, has led to the strengthening of international educational ties, in which Russia has taken a worthy place. This explains the interest that researchers show in the problems associated with the training of foreign students in Russian universities with the organization of the educational process, social adaptation of foreigners, teaching methods, etc.

Based on the experience of teaching jurisprudence, the article discusses some of the communicative and methodological aspects of working with foreign students, due to the historical, cultural and linguistic originality of the environment from which the students come. The authors identify three groups of problems encountered in the learning process and determine ways to solve them.

Key words: international educational relations, originality of the educational environment, jurisprudence, legal systems, adaptation to learning conditions, tolerance.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-308-312 NIION: 2018-0076-4/22-629 MOSURED: 77/27-023-2022-4-828

Интерес к проблемам, связанным с обучением иностранных студентов в российских вузах, - явление не новое. Он зародился еще в советский период, когда страна помогала поднимать уровень образования государствам, освободившимся от колониальной зависимости; в постсоветское время он поддерживается благодаря международным обменным студенческим связям и дальнейшему развитию образования без границ, когда, реализуя стремление получить качественное образование, молодежь поступает на учебу в зарубежные вузы, в частности, в российские.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению численности иностранных студентов в российских вузах. По данным Минобрнауки России, рекордно высокие темпы роста обнаружились в 2018 - 2020 гг. За эти три года число обучающихся иностранцев увеличилось на 26 тыс. чел. и составило 315 тыс. В 2021 г. этот показатель вырос до 324 тыс. [1].

В соответствии с межгосударственными соглашениями ряду государств предоставляются бюджетные места для обучения студентов. Российские вузы ежегодно принимают на бюджетное отделение в пределах правительственной квоты около 15 тыс. учащихся из других стран, в т.ч. абитуриентов из государств, где продолжаются военные конфликты [2].

География международных образовательных связей достаточно широка: в российских вузах обучается молодежь Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Беларуси, Алжира, Туниса, Марокко, Танзании, Индии, Египта, Китая, Вьетнама, Ирана, Турции и других государств. Иностранные студенты представляют более чем 170 стран мира [3]. Активно включается в международное образовательное пространство Киргизия. Страна стала площадкой апробации относительно новой формы международных образовательных связей - в 2020 г. здесь был открыт филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Безусловно, получение российского образования на родной земле должно облегчить киргизским студентам включение в российскую систему обучения, им не придется испытывать сложностей, связанных с адаптацией к социокультурной среде российского города, с которыми неизбежно сталкиваются приезжие иностранцы.

Понимая эти сложности, российские вузы стараются создать для иностранных студентов такие условия обучения, которые по уровню внутреннего ощущения комфорта были бы максимально приближены к условиям обучения россиян.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

Проблеме социальной и психологической адаптации иностранных студентов к российским условиям посвящен значительный массив современных исследований отечественных ученых. Немало работ посвящено организации их обучения [3; 6; 7; 8; 9]. Авторы же настоящей статьи касаются данных аспектов через призму предметного обучения правоведению.

Авторы рассматривают заявленную проблему на примере опыта преподавания названной дисциплины на специальностях «Лечебное дело» и «Стоматология» в Пензенском государственном университете.

В 2019/20 учебном году в вузе обучались 1800 иностранных студентов (10% от общего контингента обучающихся) из 47 стран мира.

В 2021 г. в университет было зачислено 813 иностранных абитуриентов из 24 стран мира, что превысило показатель зачисления 2020 г. на 25%. Доля принятых иностранных студентов из дальнего зарубежья составила 57% (464 человека), из ближнего зарубежья - 43% (349 человек). В 2021/22 учебном году в ПГУ обучаются 2289 иностранных студентов из 46 стран мира [10].

В целях наиболее комфортного включения студентов-иностранцев в процесс обучения оно ведется здесь на языке-посреднике (английском).

Изучение социально-политических наук представляется довольно сложной, но весьма интересной задачей. Невозможно переоценить значение исторических, культурологических и, конечно, правовых знаний не только в профессиональной деятельности, но и повседневной жизни современного человека. Ведь именно они способствуют развитию столь ценимых в настоящее время качеств как патриотизм, толерантность и уважение к традициям представителей других наций. Одной из важнейших проблем, стоящих не только перед российским, но и любым другим обществом, является повышение уровня политического и правового сознания граждан. Изучение основ теории права и правоприменительной практики государств призвано способствовать решению данной задачи.

Преподавание права многонациональной аудитории характеризуется рядом особенностей. Многолетний опыт данной деятельности позволяет авторам судить о сложностях выстраивания образовательного процесса для представителей из стран Индии, арабских стран Азии (Иордания, Йемен, Ливан) и Африки (Египет, Алжир, Судан, Тунис, Марокко), близких к арабскому миру стран Восточной и Западной Африки (Танзания, Нигерия и др.) по сравнению с работой в российской среде.

Проблемы, возникающие в процессе обучения, можно разделить на несколько групп. Первая

обусловлена содержательным компонентом школьного образования в названных странах. Вторая - историческим, культурным и языковым своеобразием образовательной среды, выходцами из которой являются иностранные студенты. Третья - их религиозной принадлежностью. Кроме того, нельзя забывать и об идеологической политике, проводимой в указанных государствах.

Говоря о первой группе проблем, прежде всего, стоит отметить, что большинство обучающихся обладают довольно скудными знаниями в области всемирной истории, без которых невозможно успешное освоение многих тем, включенных в курс правоведения. Их примерами могут служить: «Теории происхождения государства и права», «Функции и признаки государства», «Форма государства», «Правовые системы» и др. Преподавание истории в странах Востока сосредоточено на изучении прошлого своей страны и отчасти стран, которые, так или иначе, повлияли на ход ее истории. Их школьная программа, в отличие от российской, не предполагает подробного изучения всемирного исторического процесса.

Школьная программа в большинстве указанных стран равным образом не предполагает и изучения права в качестве самостоятельного предмета, как это предусмотрено в целом ряде российских школ на профильном уровне обучения. К примеру, в Индии правовые темы изучаются в курсе, носящем название «Общественные науки», и, судя по входящим знаниям иностранных студентов, нацелены, главным образом, на просвещение в области борьбы за независимость и конституционных основ государства.

Вместе с тем, при сравнении знаний конституционного права российских школьников и иностранцев, поступающих в российские вузы, оказывается, что первые носят более предметный характер в силу того, что на школьных уроках организуется работа с текстом Основного Закона Российского государства. По результатам опроса около тысячи иностранных студентов, выяснилось, что непосредственно с текстом конституции своей страны они впервые знакомились на занятиях по праву, проводимых авторами в Пензенском государственном университете.

В то же время нельзя не отметить осведомленности иностранных студентов в сфере современной политики, которая, однако, зачастую не выходит за рамки собственного государства. Если говорить об Индии, то это во многом обусловлено традиционным укладом жизни. Объединяющим же началом иностранных студентов из Индии и стран арабского Востока является то, что их государства сравнительно недавно обрели независимость, примерно в середине прошлого века.

Обретение независимости в большинстве случаев сопровождалось существенными трансформациями формы правления, формы государственного (территориального) устройства и политического режима в этих странах. Молодое поколение является свидетелем расширения демократии, борьбы с пережитками старой системы. Например, Индия все еще испытывает сильное влияние господствовавшей длительное время кастовой системы социальной стратификации, которая и сегодня оказывает воздействие на характер реализации важнейших социальных прав, таких как доступ к образованию, медицинской помощи и т.д. Будучи закрепленной в Конституции Индии, кастовая система, безусловно, несколько «модифицировалась»: гражданам низших каст резервируются места в законодательных органах и на государственной службе, устанавливаются квоты в высших учебных заведениях и т.д. [4].

Все эти меры призваны защитить от кастовой дискриминации. И «работают» они весьма успешно, яркое подтверждение чему - избрание Президентом Индии представителя касты неприкасаемых [5].

Описанные факты объясняют вовлеченность обучающихся иностранцев в политическую жизнь своих государств, а также накладывают заметный отпечаток на процесс изучения права.

Культурные особенности тесно связаны с языковыми. В силу того, что преподавание права авторами осуществляется при помощи языка-посредника (английского), приходится нередко сталкиваться с вызовами, которые не могут возникнуть в ходе обучения праву российских студентов. Языковые факторы зачастую вызывают некорректное восприятие тех или иных политико-правовых конструкций. Яркий пример - термин «государство», который в английском языке созвучен термину «штат» (state). Поскольку значительная часть иностранных студентов, с которыми работают авторы, - это индийцы, живущие в государстве с федеративным устройством, поделенном преимущественно на штаты, указанный английский термин безоговорочно воспринимается как «штат», что ежегодно подтверждается в ходе проведения вводного диагностического занятия с элементами тестирования на проверку начальных знаний. Следовательно, данный многозначный термин требует обязательного дополнительного пояснения в самом начале изучения теории государства и права как элемента курса правоведения.

Отличительной особенностью стран, представители которых обучаются в Пензенском государственном университете, на базе которого проводилось данное исследование, является и то, что правовые системы большинства из названых

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

стран испытывали и продолжают испытывать влияние политических и правовых традиций стран-завоевателей. Индия, долгое время являвшаяся британской колонией, восприняла прецедентное право, которое и сегодня является неотъемлемой частью ее правовой системы. Право Египта, Ливана, Туниса оказалось под воздействием Франции, относящейся к романо-германской правовой семье, где преобладающим источником права является нормативно-правовой акт. В результате религиозное начало в правоотношениях государств, традиционно относимых к мусульманской правовой семье, оказалось несколько размытым.

Религиозное своеобразие в среде обучающихся иностранцев также ощутимо влияет на образовательный процесс. Одновременно с тем, что представители стран арабского Востока демонстрируют большую осведомленность в области международной политики и зарубежной истории по сравнению со студентами из Индии, они же не отличаются высокой степенью толерантности по отношению к представителям других религий. Наиболее ярко эта черта проявляется при освоении темы «Правовые системы», обязательным элементом которой является изучение индусской правовой семьи, которая, подобно мусульманской, также имеет в своей основе религиозное начало. Нередко авторам приходится дополнительно пояснять, что изучение данного вопроса - это элемент не предпочтения, а обязательной программы курса. Положительный ответ на вопрос, изучают ли студенты из Индии мусульманское право, как правило, сглаживает ситуацию.

Наконец, особенностью коммуникативного характера является открытость иностранных студентов, готовность к активному общению не только в учебное время и на учебные темы, но и в формате свободных разноплановых дискуссий во внеучебное время: о политике, культуре, межнациональных отношениях, социально-бытовых проблемах и т.п. Они охотно включаются в любые формы культурно-просветительной деятельности, что в принципе способствует более успешному и результативному взаимодействию по линии «студент - преподаватель».

Многолетний опыт участия авторов в социальной адаптации иностранных студентов подтверждает вывод о плодотворности аудиторных и внеаудиторных контактов преподавателей и обучаемых. Как показала практика, они имеют четко выраженный двусторонний эффект: изучение истории становления российского права, нормирования различных сторон общественной жизни способствует более глубокому пониманию сущности современной культуры и политики Россий-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

ского государства, а познание и «принятие» этой сущности - свободному и активному включению иностранных студентов в социокультурные процессы.

Список литературы:

[1] Число иностранных студентов в России за три года выросло на 26 тысяч. URL: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ ID=46158 (дата обращения: 10.04.2022).

[2] 1800 иностранных студентов из 47 стран мира: ПГУ расширяет образовательные границы. URL: https://pnzgu.ru/news/2019/11/17/16354458 (дата обращения: 10.04.2022).

[3] Тьерри Лондаджим. Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Иваново: Изд-во Ивановского госун-та, 2012. - 25 с.

[4] Касты в современной Индии. URL: https:// zen.yandex.ru/media/philosophy_for_life/kasty-v-sovremennoi-indii-5a8bcc1c8c8be321 b1599e35 (дата обращения: 15.04.2022).

[5] Президент из касты неприкасаемых: что известно о новом президенте Индии. URL: https:// www.rbc.ru/politics/25/07/2017/597727a09a794 71a75786588// (дата обращения: 20.04.2022).

[6] Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в Российском вузе и направление его развития // Язык и культура. - 2010. - № 4 (12). - С. 123-136.

[7] Останина С.А., Птицына Е.В. Особенности организации обучения иностранных студентов в вузе: проблемы и возможные пути их решения // Преподаватель. XXI век. - 2017. - № 4. - С. 142156.

[8] Кашкан Г.В., Горбенко М.В., Шахова Н.Б. Иностранные студенты в техническом вузе: преодоление языкового барьера // Высшее образование в России. - 2010. - № 8/9. - С. 117-119.

[9] Гурко Д.Д., Тростянская И.Б., Сема Е.Ю. и др. Обучение иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. - М.: ФГАНУ «СОЦИОЦЕНТР», 2019. - 308 с.

[10] В 2021 году в ПГУ поступили более 800 иностранных студентов. URL: https://pnzgu.ru/ news/2021/11/19/12021081 (дата обращения: 24.04.2022).

Spisok literatury:

[1] Chislo inostrannyh studentov v Rossii za tri goda vyroslo na 26 tysyach. URL: https://mino-brnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ ID=46158 (data obrashcheniya: 10.04.2022).

[2] 1800 inostrannyh studentov iz 47 stran mira: PGU rasshiryaet obrazovatel'nye granicy. URL:

https://pnzgu.ru/news/2019/11/17/16354458 ^а obrashcheniya: 10.04.2022).

[3] Т'ет Londadzhim. SocюkuГtumaya adaptaciya inostrannyh studentov, obuchayushchi-hsya V rossijskih vuzah: avtoref. dis. ... kand. soc. паик. - Ivanovo: Izd-vo Ivanovskogo gosun-ta, 2012. - 25 s.

[4] Kasty V sovremennoj Indii. URL: https://zen. yandex.ru/media/philosophy_for_life/kasty-v-sovre-mennoi-indii-5a8bcc1c8c8be321b1599e35 (data obrashcheniya: 15.04.2022).

[5] Prezident iz kasty neprikasaemyh: chto izvestno o novom prezidente Indii. URL: https://www. rbc.ru/poli-

tics/25/07/2017/597727a09a79471 а75786588// (data obrashcheniya: 20.04.2022).

[6] Rahimov T.R. Osobennosti organizacii obu-cheniya inostrannyh studentov V Rossijskom vuze i

napravlenie ego razvitiya // Yazyk i Ы^т. - 2010. - № 4 (12). - S. 123-136.

[7] Ostanina S.A., Pticyna E.V. Osobennosti organizacii obucheniya inostrannyh studentov V vuze: problemy i vozmozhnye puti ih resheniya // Prepoda-vatel'. XXI vek. - 2017. - № 4. - S. 142-156.

[8] Kashkan G.V., Gorbenko М.^, Shahova N.B. Inostrannye studenty V tekhnicheskom vuze: preodolenie yazykovogo Ьа^га // Vysshee obra-zovanie V Rossii. - 2010. - № 8/9. - S. 117-119.

[9] Gurko D.D., Trostyanskaya 1.В., Sema E.Yu. i dr. Obuchenie inostrannyh grazhdan V rossijskih uchrezhdeniyah vysshego obrazovaniya. - М.: FGANU «SOCЮCENTR», 2019. - 308 s.

[10] V 2021 godu V PGU postupili bolee 800 inostrannyh studentov. URL: https://pnzgu.ru/ news/2021/11/19/12021081 (data obrashcheniya: 24.04.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.