Научная статья на тему 'Особенности преподавания правоведения иностранным студентам в российском медицинском вузе'

Особенности преподавания правоведения иностранным студентам в российском медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ / АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Г.А.

В статье рассматриваются особенности организации обучения иностранных студентов правовым дисциплинам в медицинском вузе с точки зрения возможностей их адаптации к новой культурной и образовательной среде. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на эффективность процесса обучения иностранных студентов. Приведены данные социологических опросов иностранных студентов об эффективности организации преподавания правовых дисциплин. Предложены инновационные образовательные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоров Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания правоведения иностранным студентам в российском медицинском вузе»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

УДК: 378-054.6:340 ВВК: 74.484.4:67

Педагогические науки

Особенности преподавания правоведения иностранным студентам в российском медицинском вузе.

© Г.А. Сидоров

Сидоров Г.А. - д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ)

E-mail: SidorovGA@kursksmu.net

Адрес: ул. К. Маркса, 3, г. Курск, 305041, Российская Федерация

РЕЗЮМЕ

В статье рассматриваются особенности организации обучения иностранных студентов правовым дисциплинам в медицинском вузе с точки зрения возможностей их адаптации к новой культурной и образовательной среде. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на эффективность процесса обучения иностранных студентов. Приведены данные социологических опросов иностранных студентов об эффективности организации преподаванияправовыхдисциплин.Предложеныинновационные образовательные технологии.

Ключевые слова: преподавание в медицинском вузе, адаптация иностранных студентов, инновационные образовательные технологии.

13

14

Современные процессы

глобализации в значительной мере затрагивают образовательные системы. [8] Доля иностранных учащихся является важным показателем, отражающим международное признание и конкурентоспособность университета на мировом рынке. Российская система образования характеризуется фундаментальностью и высоким качеством, причем стоимость обучения значительно ниже,чем в европейских государствахи спрос на негодостаточно высок. [7,3]. Для успешного развития системы межгосударственных

образовательных связей необходимо обобщение накопленного опыта по обучению иностранных студентов и формулирование некоторых выводов на его основе. Эффективность обучения студентов международных факультетов в российских вузах в значительной мере зависит от успешности их адаптации к новым условиям. В числе дисциплин преподаваемых на международном факультете Курского государственного медицинского университета находятся и правовые предметы. Важность получения иностранными студентами юридических знаний подтверждается и тем, что преступления в России, совершают как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Они также часто выступают в роли потерпевших от преступлений. Сегодня укрепилось мнение, что преступления, которые совершаются иностранными гражданами и лицами без гражданства, являются одним из серьезных факторов, оказывающим влияние на системы жизнедеятельности общества в целом»[4,5]. Помимо этого, данные исследования проведенного среди студентов международного факультета Курского государственного медицинского университета, свидетельствуют, что они сталкиваются с рядом социально-правовых проблем, которые связаны с получением жилья, в случае его аренды, обращениями к банковским системам, покупками товаров повседневного и длительного пользования. В определенной

мере успешность их преодоления зависит от наличия у иностранного гражданина соответствующих знаний законодательного характера. Так же более половины студентов международного факультета отметили, что в ходе практических занятиях на клинических кафедрах при непосредственных контактах с пациентами важны знания российского законодательства в сфере охраны здоровья. Цель данной статьи заключается в анализе особенностей организации обучения иностранных студентов правовым дисциплинам в медицинском вузе и выявлении сильных и слабых сторон, которые могут стать основой для разработки способов оптимизации данного вида деятельности в вузах.

В рамках этой цели основной задачей является анализ факторов, оказывающих влияние на эффективность процесса обучения иностранных студентов.Очевидно, что данный процесс в российских вузах не протекает изолированно от внешней социальной и культурной среды. Поэтому важным фактором эффективного освоения иностранными студентами знаний, является успешность их адаптации к новым условиям. В процессе обучения иностранных студентов осуществляется культурный обмен между принимающей и направляющей странами: происходит взаимное обогащение культур, получение новых знаний об обычаях, традициях и особенностях быта. Основной целью деятельности студентов-иностранцев является получение качественного образования в выбранной стране. Эффективность обучения и адаптации будет зависеть от качества знаний, которые были получены в учебном заведении родной страны и специфики образования (специализации учебного заведения, оконченного студентом: теоретическая или практическая направленность, социогуманитарная или естественнонаучная). Важна и форма организации учебного процесса, ее отличия от привычной студенту: продолжительность

занятий и каникул, расписание, форма контроля и оценки знаний [3,2].

Для студентов международного факультета КГМУ, изучающих правовые дисциплины учебный процесс характеризуется типовымиформами занятий: лекции, практические занятия, семинары, индивидуальные консультации. Разработана специальная рейтинговая система оценки знаний студентов, с промежуточными контрольными точками в течение учебного семестра. По итогам курса рассчитывается общий рейтинг и на его основании ставится итоговая оценка, принимается решение о допуске к зачету. Согласно результатам социологического опроса, проведенного среди студентов международного факультета, 87% опрошенных удовлетворены уровнем и качеством учебного материала, преподаваемого в рамках курсов правовых дисциплин. 10% принявших участие в опросе, однако, высказывали недовольство в отношении обеспеченности курсов учебно-методической литературой, а именно «отсутствие учебных пособий на английском языке, поэтому готовиться к занятиям приходится исключительно опираясь на лекции».

Важным элементом обучения являются лекции. Однако, опрос студентов международного факультета показал, что они наиболее значимыми считают семинарские и практические занятия. Естественно, в процессе таких занятий проще всегоосваивать и закреплять материал, так как именно здесь решаются задачи, объясняются сложные моменты теоретического материала и вся работа ведется под руководством преподавателя.

Лекции по правовым дисциплинам так же предполагают работу студентов, а не пассивное конспектирование речи преподавателя или записывание текста со слайдов при чтении лекции в режиме презентации. Студентам международного факультета,

воспринимать лекции «в чистом виде», как это предлагается русским студентам в высших учебных заведениях,

достаточно трудно. Поэтому в процессе обучения используется чтение лекций с дискуссионным обсуждением основных ключевых моментов, в итоге в течение занятия происходит взаимодействие преподавателя и студентов, а не простая передача информации.

Для семинарских занятий характерна не меньшая обучающая функция, чем для лекций. Форма их проведения может быть различна, но, как показывает опыт, помимо выполнения тестовых заданий при освоении правовых дисциплин обязательными на семинаре должны быть устныебеседы со студентами [3]. Студенту необходимо научиться выражать свои мысли, пользуясь специфической, например, медицинской и юридической терминологией. Следовательно, есть смысл начинать занятие с устного обсуждения темы. Иностранные студенты к таким дискуссиям относятся очень внимательно, заранее готовятся и составляют конспекты, сравнивают нормы законодательства РФ с особенностями права в их родных странах. Кроме того, они внимательно выслушают ответы одногруппников, спорят, подсказывают и радуются, когда правильно отвечают на вопросы. Самостоятельная работа под руководством преподавателя и последующий контроль знаний также очень важныдля иностранных студентов.В ходе выполнения контрольных работах проявляются различия в менталитете студентов. Результаты опроса показывают, что, студенты из Индии и Малайзии будут подсказывать друг другу, а бразильцы в меньшей мере склонны списывать друг у друга на контрольной работе, а тем более подсказывать, даже если им выдается один и тот же билет и они рядом сидят.

Выполнение практическихработпо правоведению и медицинскому праву для студентов имеет огромное значение. Только на них студенты приобретают навыки разрешения ситуаций в которых требуется применения

15

16

правовых знаний. Непосредственно знакомятся с российскими нормативно-правовыми актами, осуществляют сравнительные анализ законодательства в сфере охраны здоровья в различных государствах, моделируют возможные ситуации и пути выхода из них в случае допущения врачебных ошибок. Для повышения эффективности практических работ особое внимание следует обращать на их организацию: необходимо формировать методическое обеспечение; увеличивать число задач, требующих теоретического обоснования; разрабатывать ситуативные задачи, имеющие прикладное значение, то есть с элементами научного исследования. Как подсказывает опыт, иностранные студенты хорошо справляются с юридическими задачами. Например, студентам можно разъяснить алгоритм решения задачи один раз и больше к этой проблеме не возвращаться. Даже самый «сложный» в аспекте обучаемости, студент решает даже самые сложные в нашем понимании задачи. Отсюда вытекает вывод, что в ходе дальнейшего обучения не нужно повторять один и тоже материал, если он не требует развития и углубления.

Значимым аспектом успешности освоения норм права студентами медицинских специальностей является комплексное методическое обеспечение курса, включающее в себя курс лекций в твердой копии, а также в компьютерном варианте; комплекс практических задач; рабочую тетрадьдля практических занятий; банк тестовых заданий для самоконтроля и других контролирующих материалов. Курс лекций или учебное пособие, которое адаптировано для иностранных, студентов обязательно должны быть в наличие [3,2]. Кроме адаптированных пособий, студенты должны читать и учиться воспринимать материал юридических учебников по международному праву и в первую очередь медицинскому. Это в некоторой степени проблематично, но нужно мотивировать студентов к такому чтению

и контролировать прочитанное. Пособия для практических и семинарских занятий могут по-разному представлять материал. Очень удобно использовать рабочие тетради, в которых сгруппированы задания для решения на практических занятиях, есть объяснения решений наиболее сложных задач и справочные материалы. Использование рабочих тетрадей на практических занятиях позволяет индивидуализировать работу. Можно больше внимания уделять слабым студентам, асильным студентам предлагать решать более сложные задачи.

Однако, классическая система [6] преподавания правовых дисциплин характерная для медицинского вуза, включающая тестирование, устный опрос, объяснение нового материала и выполнение экспериментальной работы, на наш взгляд, не всегда эффективна при обучении студентов-иностранцев, поскольку языковой барьер, своеобразие межнациональной коммуникации,

различный уровень базового образования создают дополнительные трудности при изучении правовых дисциплин. В значительной степени успех учебного процесса зависит от преподавателяего опыта, компетентности, грамотности, лояльности, объективности и

коммуникабельность. Как правило, иностранные студенты трудолюбивые и работоспособные. Большинство иностранцев, поступивших Курский государственный медицинский

университет, стремятся учиться. Преподаватель должен научить студента не только знать законы РФ, нормы сравнительного правоведения, но и решать задачи, иметь представление и составлении, договора, доверенности, а так же грамотно выражать свои мысли на языке права, знать права и обязанности как медицинских работников, пациентов, как в России, так и в своей родной стране. Преподавателю необходима объективность. Иностранные студенты очень трепетно относятся к успехам и задают вопросы, и требуют объяснения причин снижения оценки. У большинства

иностранных студентов велико желание получить отличную отметку, хотя уровень знаний не соответствует ей. Целое искусство убедить студента в соответствии оценки знаний, не обидев его при этом.

Очень важным в процессе обучения, является общение иностранных студентов с русскими. Поскольку в Курском государственном медицинском университете иностранные студенты изучают все дисциплины в группах, в которых нет русских студентов, то необходимо уделять внимание организации общения между ними. Самым простым решением этой проблемы может быть проведение совместных круглых столов по вопросам сравнительного правоведения и медицинского права, на которых разноязычные студенты общаются друг с другом. У иностранных студентов появляется некий новый стимул к освоению предмета, чувство соперничества с русскими студентами. Однако, затрудненность общения с русскоязычными студентами может быть проблемой в процессе организации «круглых столов» по правовым дисциплинам. В процессе взаимодействия разноязычных студентов значимым и могут стать культурные особенности: обычаи, традиции, конфессиональные и / или этнонациональные различия. Не менее важны и индивидуально-психологические характеристики студентов: готовность

к сотрудничеству, стрессоустойчивость, обучаемость, открытость новому опыту, коммуникабельность. Поэтому преподаватель должен быть не только координатором такой формы работы, ее активным участником, но и чутким помощником [1].

Таким образом, только высокопрофессиональное осуществление учебного процесса по правовым дисциплинам в медицинском вузе может решить проблему эффективности освоения иностранными студентаминорм российского и сравнительного права. Так же, на наш взгляд, при наложении современных тенденций развития в международном образовательном пространстве на полученные результаты анализа можно выделить следующее наиболее важное направление совершенствования организации

процесса обучения иностранных студентов правовым дисциплинам в 17

медицинском вузе: активная разработка учебно-методических материалов на английском языке, формирование банка мультимедийных лекций и ситуационных правовых задач на электронных носителях; разработка и совершенствование программ повышения квалификации,в ходе которых большое внимание должно уделяться специфике работы преподавателя на международном факультете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Витковская М.И. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) / М.И. Витковская, И.В. Троцук // Вестник РУДН. - 2005. - № 6-7. -С. 267-283.

2. Есауленко И.Э. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие для системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования преподавателей медицинских и фармацевтических вузов / И.Э. Есауденко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова. - Воронеж, 2011. — 483 с.

3. Князева Е.М. Особенности обучения иностранных студентов химии / Е.М. Князева,

Л.Н. Курина // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 6. - С. 39-43.

4. Николаева Т.А. Расследование хищений, совершаемых иностранными гражданами на территории Российской Федерации : автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Т.А. Николаева. - М., 2012. - с. 25 - 26.

5. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации : стат. сб. -. М. : ЦСП - 2006. - Вып.3. - 128 с.

6. Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития / Т.Р. Рахимов // Язык и культура. — № 4. — 2010. — С. 123—136.

7. Российское и общеевропейское образовательное пространство: организационно-экономические проблемы интеграции // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - №5-6 (33). - С.12-52

8. The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade, Com-

munique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leu-ven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009. [электронный ресурс] URL: http://www.ond. vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/con-ference/documents/Leuven_Louvain-la-Neuve_ Communiqu%C3% A9_April_2009.pdf

THE FEATURES OF TEACHING JURISPRUDENCE FOR FOREIGN STUDENTS IN THE RUSSIAN MEDICAL UNIVERSITY

Gennadiy A. Sidorov

Sidorov Gennadiy A.— Head Public Health and Health Department, Kursk State Medical University.

E-mail: SidorovGA@kursksmu.net

Address: K. Marks-st, 3, Kursk, 305041, Russian Federation

Abstract

18

The article discusses the features of foreign students organization legal disciplines in medical school in terms of their capacities to adapt to a new cultural and educational environment. The factors that influence the efficiency of foreign students. The data of sociological surveys of foreign students on the effectiveness of the organization of teaching of legal disciplines. Proposed innovative educational technologies.

Keywords: teaching in the medical college, an adaptation of foreign students, innovative educational technologies.

REFERENCE

1. Vitkovskaya M.I. Adaptatsiya inostran-nykh studentov k usloviyam zhizni i ucheby v Rossii (na primere RUDN) / M.I. Vitkovskaya. I.V. Trotsuk // Vestnik RUDN. - 2005. - № 6-7. - S. 267-283.

2. Esaulenko I.E. Teoriya i metodika obucheniya v vysshey meditsinskoy shkole: uchebnoye posobiye dlya sistemy povysheniya kvalifikatsii i dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya prepodavateley meditsinskikh i farmatsevticheskikh vuzov / I.E. Esaudenko. A.N. Pashkov. I.E. Plotnikova. - Voronezh. 2011. — 483 s.

3. Knyazeva E.M. Osobennosti obucheniya inostrannykh studentov khimii / E.M. Knyazeva. L.N. Kurina // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. - 2010. - № 6. - S. 39-43.

4. Nikolayeva T.A. Rassledovaniye khish-cheniy. sovershayemykh inostrannymi grazh-danami na territorii Rossiyskoy Federatsii : avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk: 12.00.09 / T.A. Nikolayeva. - M.. 2012. - s. 25 - 26.

5. Obucheniye inostrannykh grazhdan v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Rossiyskoy Federatsii : stat. sb. -. M. : TsSP - 2006. - Vyp.3.

- 128 s.

6. Rakhimov T.R. Osobennosti organi-zatsii obucheniya inostrannykh studentov v rossiyskom vuze i napravleniye ego razvitiya / T.R. Rakhimov // Yazyk i kultura. — № 4. — 2010.

- S. 123—136.

7. Rossiyskoye i obshcheyevropeyskoye obrazovatelnoye prostranstvo: organizatsi-onno-ekonomicheskiye problemy integratsii // Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz.

- 2004. - №5-6 (33). - S. 12-52

8. The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade. Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education. Leuven and Louvain-la-Neuve. 28-29 April 2009. [elektronnyy resurs] URL: http://www. ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/ conference/documents/Leuven_Louvain-la-Neuve_Communiqu%C3% A9_April_2009.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.