Научная статья на тему 'Инновационные методы обучения в условиях интернационализации образования'

Инновационные методы обучения в условиях интернационализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / ACADEMIC MOBILITY / INNOVATIVE TEACHING METHODS / INTERNATIONAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинченко Анна Владимировна, Леонтьева Елена Геннадьевна

Рассматриваются сущность и характеристика процесса интернационализации образования на современном этапе, а также инновационные методы обучения иностранных студентов как способы повышения конкурентоспособности образования в условиях его интернационализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative teaching methods in the context of internationalization of education

This article presents the results of a research conducted on the basis of the groups of foreign students studying for a Master Degree in Management at Tomsk State University, Tomsk Polytechnic University and the University of the Balearic Islands (Spain). The University of the Balearic Islands has been selected as a testing site for the research because of the fact that one of the authors was studying in the study group. In the theoretical part the authors discuss the concept "internationalization of education" by the example of the research results of J. Knight and Hans de Wit, who define internationalization as the process of introducing an international dimension into the research, educational and administrative functions of higher education. The peculiarity of this definition is the authors' emphasis on the inextricable connection of all higher education functions in the internationalization process and complex influence of the internationalization process on these functions. The authors noted that one of the undoubted advantages of education internationalization is the increasing accessibility of the higher education, expansion and strengthening of international cooperation, intensification of academic and student mobility. The UNESCO data used in this article confirm the active phase of the internationalization process at the present stage of development of the global society. Along with such traditional leaders of the international educational services market as universities of the United States of America (16.5 %), the UK (13 %), Germany (6.3 %), France (6.2 %), Australia (6.1 %) and Canada (4.7 %), during the last decade there are new active members including universities of the Russian Federation (4 %), Japan (3.5 %), and Spain (2.5 %). Internationalization of higher education leads to the fact that the problem of the students preparing for their professional activities at the international intellectual labor market acquires a special significance; that is why the teaching methods used in the educational process, including the work with foreign students, also become significant. The authors conducted a survey of foreign Master students in order to identify how often the innovative teaching methods are used in the educational process and how they contribute to education quality improving. Among the foreign students studying in Russia, there were the representatives of China, Kazakhstan, Tajikistan and Ukraine. Foreign students of the Spanish university were from Russia, Kazakhstan, Tajikistan, Turkmenistan, China, Hungary, France and Nigeria. All the respondents completed their Master's Degrees in 2014. The questionnaire consisting of 12 questions with the proposed answers was anonymous. According to the research results, the active use of innovative teaching methods such as case-study, problemand project learning, interactive lectures, round tables, discussions and others enables to develop both professional and common cultural competence. The majority of the students of Russia and Spain note the effectiveness of interactive teaching methods that shows in the ability of independent decision making, creative task solving, presenting of the work results both in the native and foreign language. The effectiveness of the innovative teaching methods is achieved not only due to the more complete re-creation of the real conditions of the professional activity, but also due to the more complete student inclusion into the learning process.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы обучения в условиях интернационализации образования»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392. С. 167-174. DOI 10.17223/15617793/392/28

УДК 37.013

А.В. Зинченко, Е.Г. Леонтьева

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются сущность и характеристика процесса интернационализации образования на современном этапе, а также инновационные методы обучения иностранных студентов как способы повышения конкурентоспособности образования в условиях его интернационализации.

Ключевые слова: интернационализация образования; академическая мобильность; инновационные методы обучения; иностранные студенты.

Сегодня высшее образование является одним из важнейших факторов модернизации общества и экономики страны, его качество определяет конкурентоспособность страны в международном пространстве. В последние десятилетия одним из ключевых факторов повышения эффективности развития системы высшего образования в мире стала его интернационализация. Процесс интернационализации образования, который в разных странах может принимать разные формы, нарастает в условиях развития международной экономической, социальной и культурной интеграции, а его значение продолжает усиливаться по причине того, что изменения в сфере высшего образования открывают новые возможности для дальнейшего международного сотрудничества.

В современной литературе приводятся различные определения понятия «интернационализация образования». Среди прочих интернационализация университетского образования рассматривается как процесс международной интеграции университетского образования, ориентированный на согласованность учебных программ университетов [1]. В западной литературе и российской научной среде широкое признание получило определение, которое сформулировал Дж. Найт (Knight J.). В соответствии с ним «интернационализация - это процесс внедрения международной составляющей в исследовательскую, образовательную и административную функции высшего образования» [2. C. 2]. Особенностью данного определения является акцент автора на неразрывной взаимосвязи всех функций высшего образования в процессе интернационализации и комплексном влиянии интернационализации на эти функции.

Таким образом, под процессом интернационализации сферы высшего образования на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Дж. Найт и Ганс де Вит (de Wit H.) выделяют множество видов международной деятельности в процессе интернационализации сферы высшего образования, которые могут быть рассмотрены в контексте внешней (международная академическая мобильность) и внутренней (внедрение межкультурных программ, мировых стандартов, интеграция учебных курсов) интернационализации [3. C. 15].

К интернационализации высшего образования могут быть отнесены следующие формы международного сотрудничества:

1) индивидуальная мобильность: мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава в образовательных целях;

2) мобильность образовательных программ и институциональная мобильность;

3) формирование новых международных стандартов образовательных программ;

4) интеграция в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов;

5) институциональное партнерство: создание стратегических образовательных альянсов, в том числе международных.

К числу несомненных преимуществ интернационализации сферы образования можно отнести увеличение доступности высшего образования, расширение и укрепление международного сотрудничества, активизацию академической и студенческой мобильности.

Так, по данным ОЭСР и ЮНЕСКО, в 2011 г. 4,3 млн студентов учились за пределами родной страны в зоне ОЭСР и партнерских странах, что составляет увеличение общей студенческой мобильности почти на 5% по сравнению с предыдущим годом. За последние три десятилетия число студентов, обучающихся за пределами страны своего гражданства, значительно возросло - от 0,8 млн в 1975 г. до 4,3 млн в 2011 г., что свидетельствует о более чем пятикратном увеличении мобильности студентов по всему миру. В период 2000-2011 гг. число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях за пределами родной страны, увеличилось больше чем в два раза, со средним ежегодным темпом роста почти на 7% [4. С. 305-306].

В 2011 г. среди направлений, выбираемых студентами для заграничного обучения, лидирующие места занимали Соединенные Штаты (16,5%), Великобритании (13%), Германия (6,3%), Франция (6,2%), Австралия (6,1%) и Канада (4,7%). Несмотря на то что на эти направления приходится более половины всех студентов, обучающихся в высших учебных заведениях за рубежом, на международном рынке образования за последние несколько лет появились новые игроки, а именно Российская Федерация (4%), Япония (3,5%) и Испания (2,5%) (рис. 1).

За период 2000-2010 гг. доля России как страны-реципиента иностранных студентов увеличилась с 2 до 4%, что свидетельствует о росте привлекательности российского образования на международной арене. По данным ОЭСР, в 2011 г. количество иностранных студентов, проходящих обучение в России,

составило 171 499 чел., что больше чем в 4 раза превышает аналогичный показатель 2000 г. (41 210 чел.). Больше половины этих студентов (60,6%) являются выходцами из стран Азии (103 983 чел.); число европейских студентов (53 255 чел.) составляет 31% от общего количества иностранцев, обучающихся в России. Очевидно, что доля России в мировом образовательном потоке формируется в первую очередь за счет русскоговорящих студентов из государств СНГ, таких как Белорус-

сия (31 199 чел.), Казахстан (29 865 чел.), Украина (12 805 чел.), Азербайджан (12 161 чел.) и Узбекистан (11 343 чел.). При этом количество студентов из Китая в 2011 г. составило 9 842 чел. среди стран ОЭСР лидируют Эстония (618 чел.) и Корея (524 чел.). Таким образом, можно сделать вывод, что около 60% иностранных студентов России - граждане приграничных государств, а почти 40% - выходцы из стран, где русский является одним из официальных языков.

Рис. 1. Распределение иностранных студентов по принимающим странам (2011 г.). Источник: Education at a Glance 2013: OECD Indicators. Р. 307

Число же российских студентов, проходящих обучение за рубежом, в 2011 г. оценивается приблизительно в 70 тыс. чел., что составляет 1,65% от общей мобильности студентов по миру. В качестве приоритетных направлений российские студенты выбрали такие страны, как Германия (13 069 чел.), Великобритания (4 605 чел.), Соединенные Штаты (4 602 чел.), Франция (4 193 чел.), Чехия (2 588 чел.). Испания приняла 1 545 студентов из России в 2011 г.

Доля Испании как страны-реципиента иностранных студентов за период 2000-2010 гг. увеличилась с 0,8 до 2,5%. Количество иностранных студентов, проходящих обучение в высших учебных заведениях Испании, в 2011 г. составило 107 405 чел., что в сравнении с 2000 г. больше чем в 4 раза (25 502 чел.). Основной поток формируется за счет студентов из Колумбии (10 492 чел.), Италии (7 438 чел.), Перу (6 768 чел.), Марокко (5 849 чел.), Румынии (4 943 чел.), Аргентины (4 753 чел), Венесуэлы (4 184 чел.), Боливии (3 075 чел.), Доминики (3 551 чел.), России - 1 545 чел. Почти половину иностранных студентов в испанских высших учебных заведениях составляют выходцы из стран Латинской Америки и Карибского бассейна (53 529 чел.), европейские студенты (36 011 чел.) составляют 33,5% от общего количества иностранцев, обучающихся в Испании. Что касается испанских студентов, выезжающих за пределы страны с целью обучения, их доля в

мировом потоке мобильности студентов составляет всего 0,77%. Среди стран, принимающих студентов из Испании, лидируют Соединенные Штаты (4 247 чел.), Великобритания (8 531 чел.), Германия (5 450 чел.), Франция (4 603 чел.). Россия в 2011 г. стала страной-реципиентом только для 14 студентов из Испании [5]. Авторы делают акцент на статистике академических обменов между университетами России и Испании, так как данное исследование проводилось на базе томских университетов и университета Балеарских островов (Испания).

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что студенческая мобильность в течение последнего десятилетия является важнейшим аспектом интернационализации сферы высшего образования - процесса, в который включается все большее количество стран. В настоящее время страны - участницы Болонского процесса одной из наиважнейших компонент развития высшего образования видят именно поддержку академической мобильности и создание совместных образовательных программ [6. С. 4-5]. На Всемирной конференции по вопросам высшего образования ЮНЕСКО в 2009 г. было указано, что академическая мобильность и в том числе кросс-граничное получение образовательных услуг являются факторами повышения качества и эффективности высшего образования [7. С. 5]. Таким образом, международная мобильность студентов и про-

фессорско-преподавательского состава становится одной из важных составляющих образовательной политики многих стран. Разнообразные программы ЕС (например, ERASMUS, SOCRATES, TEMPUS), а также проекты, инициированные национальными организациями стран - членов ОЭСР (USAID, IREX, BritishCouncil, DAAD, CIDA, EduFrance и др.), направленные на развитие мобильности студентов и преподавателей, в немалой степени способствуют развитию процесса интернационализации сферы высшего образования.

Кроме того, интернационализация высшего образования, создавая новые возможности, способствует повышению не только доступности образования, но и его качества. Интернационализация образовательного процесса ведет к универсализации знания, появлению международных стандартов качества и внедрению инновационных методов работы в системах высшего образования.

Сегодня в условиях создания современных экономик и обществ, основанных на знаниях, одной из важнейших задач университетов является не просто привлечение иностранных студентов и профессоров, а подготовка высококвалифицированных выпускников, способных жить и работать в интернациональных коллективах, адаптироваться к меняющимся условиям и быть конкурентоспособными на международном рынке. Эти требования приводят к разработке и активному внедрению в образовательный процесс инновационных или интерактивных методов обучения. Под инновационными методами мы понимаем прежде всего методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании, которые направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности [8. C. 2].

Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. Эти методы обучения предлагают более широкие возможности для совершенствования навыков и формирования компетенций студентов, а также для повышения качества национальных систем высшего образования в целом.

Сегодня можно отметить, что и зарубежные, и российские вузы активно применяют различные инновационные методы обучения студентов. В частности, к ним относятся игровая технология (ролевые и деловые игры), технологии коллективной и групповой деятельности (работа в малых группах), проектная технология, методы анализа конкретных ситуаций (case-study), проблемное обучение, опережающая самостоятельная работа, междисциплинарное обучение, метод мозгового штурма, метод ментальных карт, обучение на основе опыта, информационно-коммуникационные технологии (IT-методы) и т.д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и раз-

личных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию [9].

Рассмотрим более подробно некоторые из методов, наиболее широко применяемых в российской и зарубежной практике.

К игровому имитационному моделированию относятся игры различного типа: деловые, аттестационные, организационно-деятельностные, инновационные, рефлексивные, по снятию стрессов и формированию инновационного мышления, поисково-апробационные и т.д. [10. C. 78]. Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями студентов. При использовании деловых игр преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежностью разным дисциплинам.

Работа в малых группах предполагает совместную деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленную на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности [11. C. 13]. Групповая работа стимулирует согласованное взаимодействие между студентами, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. Преимуществом групповой работы является то, что группа - это микромодель общественных реакций на поведение индивидуума, и каждый участник, проявляя свои привычные отношения с другими людьми, может увидеть и осознать их ограниченность и неэффективность, а также попытаться изменить свой способ взаимоотношений. Таким образом, каждый участник может увидеть себя и свои проблемы с других точек зрения. Группа предполагает живой обмен опытом решения проблем.

Проектная технология относится к исследовательским методам. В ее основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей. Метод проектов ориентирован на выполняемую в течение определенного промежутка времени самостоятельную деятельность обучаемых (индивидуальную, парную или групповую). Проектная технология всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей. Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы) [12. С. 169].

Анализ конкретных учебных ситуаций (case-study) - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в таких

областях, как выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией, осмысление значения деталей, описанных в ситуации; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей, навыки групповой работы. Непосредственная цель данного метода - совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение, лучшее в контексте поставленной проблемы и возможных альтернатив. Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в обучении и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.

Проблемное обучение стимулирует студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы. К основным задачам проблемного обучения относятся развитие мышления, творческих умений и способностей учеников; более глубокое усвоение студентами знаний, полученных в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; воспитание активной личности студента, умеющего творчески подходить к решению нестандартных профессиональных проблем. Проблемное обучение предполагает несколько вариантов преподавания: от изложения проблемы и ее решения самим преподавателем до самостоятельного решения проблемы студентами под контролем преподавателя.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам. IT-методы предлагают использование в учебном процессе компьютеров для доступа к интернет-ресурсам, использование обучающих программ для расширения информационного поля, повышения скорости обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание [13. C. 164-166]. К основным IT-методам относится представление учебного материала в электронном виде, дистанционная поддержка деятельности студентов и использование мультимедийных устройств для представления материалов.

Как показывает практика, использование инновационных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных задач. Авторами был проведен опрос среди иностранных студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Менеджмент», с целью выявления, насколько активно применяются в учебном процессе инновационные методы и как они способствуют повышению качества образования студентов, обучающихся за рубежом. Мы полагаем, что применение инновационных методов обучения повышает качество обучения иностранных студентов как в российских, так и в зарубежных вузах и в конечном итоге способствует повышению их конкурентоспособности на международном рынке интеллектального труда. В анкетировании приняли участие 25 студентов Томского политехнического университета и Томского государственного университета (Россия) и 25 студентов Университета Балеарских островов (Испания) в возрасте 22-25 лет. Университет Балеарских островов был выбран в качестве экспериментальной площадки для исследования в связи с тем, что один из авторов статьи обучался в исследуемой группе. Среди иностранных студентов, проходящих обучение в России, были представители Китая, Казахстана, Таджикистана и Украины. Иностранными студентами испанского университета были студенты из России, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Китая, Венгрии, Франции и Нигерии. Все респонденты заканчивают магистратуру в 2014 г. Анкета носила анонимный характер, состояла из 12 вопросов с предложенными вариантами ответов.

Среди методов, наиболее часто используемых в процессе обучения в магистратуре, были выделены case-study (анализ конкретных учебных ситуаций), работа в малых группах (до 5 человек), занятия с использованием информационных технологий, мультимедийных устройств, интерактивные лекции, исследовательская работа, письменные аналитические (мониторинговые) исследования и круглый стол (рис. 2).

Рис. 2. Методы обучения в магистратуре

Согласно ответам респондентов на вопрос анкеты «Могли бы Вы примерно определить процент занятий, проводимых с использованием инновационных методов обучения, в процессе обучения в магистратуре?», были получены следующие данные (рис. 3). Половина иностранных студентов томских университетов отметили, что инновационные методы используются в 2/3 занятий, 30% - в 1/2 занятий и 20% - в 1/3 занятий, т.е. мы можем сделать вывод о том, что 80% группы отмечают активное использование инновационных методов в образовательном процессе. При этом 40% иностранных студентов ШВ ответили, что почти все проводимые занятия проходят с использованием различных инновационных методов обучения, и 30% респондентов считают, что такие методы применяются в 1/2 и 2/3 занятий. Это позволяет сделать вывод о том, что инновационные методы обучения достаточно широко применяются как в испанском, так и в томских вузах.

■ применяется в трети занятий

■ применяется с половине занятий

применяется с 2/3 занятий

■ применяется в половине занятий

применяется в 2/3 занятий

применяется почти всегда

Рис. 3. Применение инновационных методов в процессе обучения в магистратуре

80% иностранных студентов испанского и томских вузов отметили, что предпочитают интерактивные методы обучения по сравнению с традиционными (лекции и практики). 85% респондентов утверждают, что именно с помощью инновационных методов лучше усваивается преподаваемый материал. Необходимо подчеркнуть, что студенты выбирают данные методы обучения несмотря на то, что обучение на не родном языке, в данном случае - английском, с помощью инновационных методов обучения требует прежде всего активного владения иностранным язы-

ком, большой как самостоятельной, так и аудиторной работы и постоянного вовлечения в учебный процесс - процесс непрерывного общения с одногрупп-никами и преподавателями с умением высказывать и обосновывать свою точку зрения на чужом языке. При этом хотелось бы отметить, что преподаватели ШВ в первом модуле магистратуры проводят занятия только в форме лекций и практических занятий, а применение инновационных методов начинают со второго семестра, когда студенты уже более адаптированы к обучению в зарубежном вузе.

Среди методов контроля достижения учебных целей, использующихся в университетах России, могут быть выделены традиционная сдача экзаменов по билетам, решение ситуационных задач и подготовка проектов. Преподаватели испанского университета в большей степени отдают предпочтение традиционному экзамену как способу оценки знаний. 70% иностранных студентов, обучающихся в России, удовлетворены процедурой контроля достижения учебных целей, 20% - удовлетворены не в полной мере и 10% - не удовлетворены. Ответы, полученные от иностранных студентов и1В, в количественном выражении схожи: 60% - полностью удовлетворены процедурой контроля, 20% - частично удовлетворены и 20% - не удовлетворены.

Среди способов оценки знаний, которые предпочли бы студенты, было выделено собеседование и тестирование, а также решение ситуационных задач, дискуссии и компьютерный контроль (рис. 4). Здесь необходимо отметить, что, с одной стороны, студенты хотят таких современных форм контроля, как собеседование, решение ситуационных задач, дискуссии, которые требуют очень глубоких междисциплинарных знаний, способности принимать решения и обосновывать свою точку зрения, с другой стороны, для них удобны также тестирование и компьютерный контроль, которые, как правило, предлагают готовые ответы, что делает подготовку к экзамену более легкой и предсказуемой. Но в первом случае перед преподавателем стоит сложная задача корректной оценки знаний, в то время как во втором случае оценить результаты тестирования, а тем более компьютерного контроля довольно легко, так как он проходит по заранее известному алгоритму.

Анализ ответов на заключительный вопрос анкеты свидетельствует о том, что все иностранные студенты ТПУ и ТГУ, а также 90% опрошенных иностранных студентов ШВ считают, что использование преподавателем технических и мультимедийных средств обучения на занятиях помогает в усвоении материала, так как информация лучше воспринимается и запоминается. Для 10% респондентов ШВ это не имеет особого значения.

Таким образом, интернационализация высшего образования, которая является заметной тенденцией современного развития, приводит к тому, что проблема подготовки студентов в высших учебных заведениях к их профессиональной деятельности на международном рынке интеллектуального труда приобретает особую значимость. Несмотря на то что деятельность университетов всегда была связана с трансна-

ТПУДГУ

ШВ

циональным обменом знаниями, текущий этап развития высшего образования существенно отличается от предыдущих стадий - он характеризуется формированием глобального образовательного пространства и

более высокими требованиями к уровню подготовки выпускников вузов, что ведет к поиску и внедрению в образовательный процесс новых, более эффективных способов преподавания.

Рис. 4. Способы оценки знаний, предпочтительные для иностранных студентов

Согласно результатам проведенного исследования можно сделать вывод о целесообразности применения инновационных методов обучения, таких как case-study, интерактивные лекции, круглые столы, работы в малых группах и др., в обучении иностранных студентов в рамках программ академической мобильности. Необходимо отметить высокую эффективность их применения, которая проявляется в дальнейшем как в

способности самостоятельно принимать решения в условиях иноязычной среды, так и в умении мыслить и презентовать результаты своей деятельности на иностранном языке. При этом эффективность инновационных методов достигается не только за счет более полного воссоздания реальных условий профессиональной деятельности, но и за счет более полного личностного включения студента в учебный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьева Е.Г. Интернационализация университетского образования: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. Томск,

2002. 169 с.

2. Knight J. Updating the Definition of Internationalization // International Higher Education. The Boston College Center for International Higher

Education. 2003. No. 33. Р. 2-3. URL: http://www.bc.edu/content/dam/files/research_sites/cihe/pdf/IHEpdfs/ihe33.pdf (дата обращения: 6.03.2014).

3. Knight J., de Wit H. Strategies for internationalisation of higher education: historical and conceptual perspectives. 1995. 32 p.

4. Education at a Glance 2013: OECD Indicators. 440 p. URL: http://www.oecd.org/edu/eag2013%20(eng)--FINAL%2020%20June%202013.pdf

(дата обращения: 30.03.2014).

5. Number of foreign students in tertiary education, by country of origin and destination (2011), and market shares in international education (2000,

2011). URL: http://dx.doi.org/10.1787/888932850851 (дата обращения: 6.03.2014).

6. The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade, Communiqué of the Conference of European Ministers

Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve. 28-29 April 2009. 6 p. URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/ Leuven_Louvain-la-Neuve_Communiqu%C3%A9_April_2009.pdf (дата обращения: 26.03.2014).

7. 2009 World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research For Societal Change and Development

(UNESCO, Paris, 5-8 July 2009). 10 p. URL: http://www.unesco.org/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ED/ED/pdf/WCHE_2009/FINAL% 20C0MMUNIQUE%20WCHE%202009.pdf (дата обращения: 6.03.2014).

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 URL: http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/ (дата обращения:

06.05.2014).

9. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент

качества. 2012. № 1. С. 76-84.

10. Грищенко С.Н. Формирование познавательного интереса студентов инженерных специальностей на основе интерактивных геоинформационных технологий // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 380. С. 161-165.

11. Вехтер Е.В. Теоретико-методологические аспекты проблемы формирования проектно-конструкторских компетенций у студентов тех-

нического профиля // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 354. С. 169.

12. Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Многоцелевое использование электронных презентаций и требования к ним // 15-я Международная

конференция-выставка «Применение новых педагогических технологий». М. : Троицк, 2004. С. 164-166.

13. Damodharan V.S., Rengarajan V. Innovative Methods of Teaching. 16 p. URL: http://math.arizona.edu/~atp-mena/conference/proceedings/

Damodharan_Innovative_Methods.pdf (дата обращения: 6.04.2014).

14. Education at a Glance 2012: OECD Indicators. 570 p. URL:http://www.oecd.org/edu/EAG%202012_e-book_EN_200912.pdf (дата обращения:

6.04.2014).

15. Grosu M.R. The Role of Innovative Teaching and Learning Methods in Legal Education. 4 p. URL: http://conference.pixel-online.net/edu_future/common/download/Paper_pdf/ITL34-Grosu.pdf

16. Philip G. Altbach, Liz Reisberg, Laura E. Rumbley, Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution, A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. 278 p. URL: http://www.uis.unesco.org/Library/Documents/trends-global-higher-education-2009-world-conference-en.pdf

17. Sachou M.-E. Innovative methods of teaching. 3 p. URL: http://conference.pixel-online.net/foe2013/common/download/Paper_pdf/083-ITL13-FP-Sachou-F0E2013.pdf

18. Zha Qiang. Internalization of Higher Education: towards a conceptual framework // Policy Futures in Education. 2003. Vol. 1, No. 2. Р. 248-270.

19. The Bologna Process in Higher Education in Europe: Key indicators on the social dimension and mobility. 2009. 259 p. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/KS-78-09-653-EN.pdf

20. Официальный сайт UNESCO Institute for Statistics. URL: http://www.uis.unesco.org/Pages/default.aspx (дата обращения: 6.04.2014).

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 22 октября 2014 г.

INNOVATIVE TEACHING METHODS IN THE CONTEXT OF INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION

Tomsk State University Journal, 2015, 392, 167-174. DOI 10.17223/15617793/392/28

Zinchenko Anna V., Leontyeva Elena G Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: ann26.90@mail.ru; leoeg@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: internationalization of education; academic mobility; innovative teaching methods; international students.

This article presents the results of a research conducted on the basis of the groups of foreign students studying for a Master Degree in Management at Tomsk State University, Tomsk Polytechnic University and the University of the Balearic Islands (Spain). The University of the Balearic Islands has been selected as a testing site for the research because of the fact that one of the authors was studying in the study group. In the theoretical part the authors discuss the concept "internationalization of education" by the example of the research results of J. Knight and Hans de Wit, who define internationalization as the process of introducing an international dimension into the research, educational and administrative functions of higher education. The peculiarity of this definition is the authors' emphasis on the inextricable connection of all higher education functions in the internationalization process and complex influence of the internationalization process on these functions. The authors noted that one of the undoubted advantages of education internationalization is the increasing accessibility of the higher education, expansion and strengthening of international cooperation, intensification of academic and student mobility. The UNESCO data used in this article confirm the active phase of the internationalization process at the present stage of development of the global society. Along with such traditional leaders of the international educational services market as universities of the United States of America (16.5 %), the UK (13 %), Germany (6.3 %), France (6.2 %), Australia (6.1 %) and Canada (4.7 %), during the last decade there are new active members including universities of the Russian Federation (4 %), Japan (3.5 %), and Spain (2.5 %). Internationalization of higher education leads to the fact that the problem of the students preparing for their professional activities at the international intellectual labor market acquires a special significance; that is why the teaching methods used in the educational process, including the work with foreign students, also become significant. The authors conducted a survey of foreign Master students in order to identify how often the innovative teaching methods are used in the educational process and how they contribute to education quality improving. Among the foreign students studying in Russia, there were the representatives of China, Kazakhstan, Tajikistan and Ukraine. Foreign students of the Spanish university were from Russia, Kazakhstan, Tajikistan, Turkmenistan, China, Hungary, France and Nigeria. All the respondents completed their Master's Degrees in 2014. The questionnaire consisting of 12 questions with the proposed answers was anonymous. According to the research results, the active use of innovative teaching methods such as case-study, problem- and project learning, interactive lectures, round tables, discussions and others enables to develop both professional and common cultural competence. The majority of the students of Russia and Spain note the effectiveness of interactive teaching methods that shows in the ability of independent decision making, creative task solving, presenting of the work results both in the native and foreign language. The effectiveness of the innovative teaching methods is achieved not only due to the more complete re-creation of the real conditions of the professional activity, but also due to the more complete student inclusion into the learning process.

REFERENCES

1. Leont'eva E.G. Internatsionalizatsiya universitetskogo obrazovaniya: sotsial'no-filosofskiy analiz: dis. kand. filos. nauk [The inter-

nationalization of university education: social-philosophical analysis. Philosophy Cand. Diss.]. Tomsk, 2002. 169 p.

2. Knight J. Updating the Definition of Internationalization. International Higher Education, 2003, no. 33, pp. 2-3. Available from:

http://www.bc.edu/content/dam/files/research_sites/cihe/pdf/IHEpdfs/ihe33.pdf. (Accessed: 6th March 2014).

3. Knight J., De Wit H. Strategies for internationalisation of higher education: historical and conceptual perspectives. In: De Wit H.

(ed.) Strategies for internationalisation of higher education: a comparative study of Australia, Canada, Europe and the United States of America. European Association for International Education, 1995.

4. Education at a Glance 2013: OECD Indicators. 440 p. Available from: http://www.oecd.org/edu/eag2013%20(eng)--FINAL%2020%20June%202013.pdf. (Accessed: 30th March 2014).

5. OECD. Number of foreign students in tertiary education, by country of origin and destination (2011), and market shares in interna-

tional education (2000, 2011). Available from: http://dx.doi.org/10.1787/888932850851. (Accessed: 6th March 2014).

6. The Bologna Process 2020. The European Higher Education Area in the new decade, Communiqué of the Conference of European

Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve. 28-29 April 2009. 6 p. Available from: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/Leuven_Louvain-la-Neuve_Communiqu%C3%A9_April_2009.pdf. (Accessed: 26th March 2014).

7. 2009 World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research For Societal Change and

Development (UNESCO, Paris, 5-8 July 2009). 10 p. Available from: http://www.unesco.org/fileadmin/ MULTIMEDIA/HQ/ED/ED/ pdf/WCHE_2009/FINAL%20œMMUNIQUE%20WCHE%202009.pdf. (Accessed: 6th March 2014).

8. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 [The federal target program of education development

for 2011-2015]. Available from: http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/. (Accessed: 06th May 2014).

9. Skripko L.E. Vnedrenie innovatsionnykh metodov obucheniya: perspektivnye vozmozhnosti ili nepreodolimye problemy? [Intro-

duction of innovative teaching methods: promising opportunities or insurmountable problems?]. Menedzhment kachestva, 2012, no. 1, pp. 76-84.

10. Grishchenko S.N. Formation of cognitive interest in engineering students through interactive GIS technologies. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2014, no. 380, pp. 161-165. (In Russian).

11. Vekhter E.V. Theoretical and methodological aspects of formation of project and design competences of engineering students. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2012, no. 354, pp. 169. (In Russian).

12. Martynov D.V., Smol'nikova I.A. [Multiple use of electronic presentations and their requirements]. 15-ya Mezhdunarodnaya konferentsiya-vystavka "Primenenie novykh pedagogicheskikh tekhnologiy" [15th International Conference and Exhibition "The use of new educational technologies"]. Moscow: Troitsk, 2004, pp. 164-166. (In Russian).

13. Damodharan V.S., Rengarajan V. Innovative Methods of Teaching. Available from: http://math.arizona.edu/~atp-mena/conference/proceedings/ Damodharan_Innovative_Methods.pdf. (Accessed: 6th April 2014).

14. Education at a Glance 2012: OECD Indicators. 570 p. Available from:http://www.oecd.org/edu/EAG%202012_e-book_EN_200912.pdf. (Accessed: 6th April 2014).

15. Grosu M.R. The Role of Innovative Teaching and Learning Methods in Legal Education. Available from: http://conference.pixel-online.net/edu_future/common/download/Paper_pdf/ITL34-Grosu.pdf.

16. Altbach Ph.G., Reisberg L, Rumbley L.E. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution, A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. 278 p. Available from: http://www.uis.unesco.org/Library/Documents/trends-global-higher-education-2009-world-conference-en.pdf.

17. Sachou M.-E. Innovative methods of teaching. Available from: http://conference.pixel-online.net/foe2013/common/down-load/Paper_pdf/083-ITL13-FP-Sachou-F0E2013 .pdf

18. Zha Qiang. Internalization of Higher Education: towards a conceptual framework. Policy Futures in Education, 2003, vol. 1, no. 2, pp. 248-270. DOI: 10.2304/pfie.2003.1.2.5

19. The Bologna Process in Higher Education in Europe: Key indicators on the social dimension and mobility. 2009. 259 p. Available from: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/KS-78-09-653-EN.pdf.

20. The official site of UNESCO Institute for Statistics. Available from: http://www.uis.unesco.org/Pages/default.aspx. (Accessed: 6th April 2014).

Received: 22 October 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.