конспект лекции, а лишь акцентирует внимание студента на наиболее значимых моментах, является «точкой восстановления» знаний при подготовке к зачету или экзамену по предмету. Используя в дальнейшем опорный конспект, студент за счет зрительной и ассоциативной памяти быстро восстанавливает в памяти тот материал, который рассматривался на лекции. Достаточно часто на лекциях для англоязычных студентов происходят дискуссии-общения по тем или иным основным моментам, излагаемым лектором, что позволяет не только заинтересовать присутствующих, но и повысить до 70% восприятие лекционного материала. Такой подход лекторов кафедры терапевтической стоматологии к учебному процессу требует от них самих особой подготовки к общению со студентами на лекции и неординарного взгляда, как на тему самой лекции, так и на способы лекционного контакта с будущими докторами-стоматологами. Вышеперечисленные факторы требуют особого подхода при формировании лекции и пересмотра методов их представления, т.е. переориентации с вербальных средств подачи учебного материала на визуальные средства. Лекторами нашей кафедры в последние годы проведена очень большая работа по созданию мультимедийного курса лекций по терапевтической стоматологии для студентов 4 и 5 курсов. Данные материалы размещены на сайте академии и в любое удобное время студент может ознакомиться с данным материалом.
1. Гутников А.Б. Обучение профессиональным навыкам (интерактивные методики обучения) / АБ. Гутников // - Санкт-Петербург, 2001. - С. 1-18.
2. Гольцев М. В. Концепция организации научно-исследовательской работы студентов в рамках международного академического сотрудничества университетов / М.В. Гольцев, Л.Ю. Герасимович, М.В. Гольцева // - Минск, 2008. - С. 88-90.
3.GrenbergM.S.Burket'sOralMedicine.Diagnosis&Treatment/ M.S. Grenberg, M. Glick // - Tenth Edition. - BC Decker Inc, 2003. - 658 p.
4. Laskaris G. Pocket Atlas of Oral Diseases / G. Laskaris // - 2nd edition. - Thieme, 2006. - 370 p.
5. Murray J. J. The Prevention of Oral Disease / J.J. Murray J.H. Nunn J.G. Steele // - Fourth Edition - Oxford: Oxford University press, 2003. - 272 p.
6. Nicolishin A.K. Oral mucosa diseases: methodical recommendation for self-work V-year students / A.K. Nicolishin, N.M. Ilenko, S.I. Geranin // Poltava,2009.- 70 p.
7. Ripetska O. Diseases of the Periodontium. Etiology. Pathogenesis. Diagnosis. Treatment / O. Ripetska, I. Deneha, V. Hrynovets [et al.] // - Lviv: LigaPress, 2004. - 174 p.
8. Sato N. Periodontal surgery: a clinical atlas / N. Sato // - Quintessence publ., 2000. - 447 p.
ОСОБЛИВОСТ1 ЧИТАННЯ ЛЕКЦ1И АНГЛОМОВНИМ СТУДЕНТАМ НА КАФЕДР1 ТЕРАПЕВТИЧНО1 СТОМАТОЛОГИ Петрушанко Т.О., Бублш Т.Д., Попович 1.Ю., Ступак О.П.
У статт викладеш основш шдходи читання лекцш англомовним студентам старших курав на кафедрi терапевтично! стоматологи. Наочно продемонстровано переваги вербальних засобiв подання учбового матерiалу на вiзуальнi способи, дискусшного викладання основних проблемних питань, надання студентам роздругавки лекцшного матерiалу у скороченому виглядг
Ключов1 слова: лекщя, англомовш студенти, терапевтична стоматолопя.
FEATURES LECTURES OF ENGLISH STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF THERAPEUTIC STOMATOLOGY Petrushanko T.A., Bubliy T.D., Popovich I.Yu., Stupak E.P.
The article describes the main approaches lectures english-speaking students of senior courses at the department of therapeutic stomatology. Clearly illustrates the benefits of verbal means of supplying educational material on visual methods, discussion of teaching the basic issues, providing students a printout of lecture material in a concise form.
Key words: lecture, english-speaking students, therapeutic
dentistry.
удк 616.31-08+378.14
личностно ориентированный подход как условие развития компетентности
студентов-иностранцев при обучении на кафедре терапевтической стоматологи
Новая, личностно ориентированная концепция образования предполагает формирование личности с собственными целями, содержанием, технологиями. В современной высшей школе по-прежнему превалирует традиционный тип образования с ориентацией на знания. Компетентности обозначаются, как способности личности осуществлять сложные виды действий. На кафедре терапевтической стоматологии сформировать компетентность у студентов-иностранцев позволяет освоение четырех типов - опыт познавательной деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений.
Ключевые слова: обучение, компетентность, личность, иностранные студенты, терапевтическая стоматология.
Современные процессы глобализации и ускоряющиеся темпы технического развития касаются не только коммерческих и деловых структур, но также образовательных систем. В настоящее время страны - участницы Болонского процесса видят одной из наиважнейших компонент развития высшего образования движение к сопоставимости национальных систем высшего образования для поддержки академической мобильности и совместных образовательных программ, которые, в свою очередь, являются важным инструментом для повышения качества образовательных программ и исследований [6]. На всемирной конференции по вопросам высшего образования ЮНЕСКО 2009 было указано, что академическая мобильность и, в том числе, кросс-граничное получение образовательных услуг являются факторами повышения качества и эффективности высшего образования [1].
На смену науке о целенаправленном воздействии обучающего на обучаемого с целью обучения и воспитания, пришла новая, личностно ориентированная концепция образования, которая предполагает формирование личности с собственными целями, содержанием, технологиями [1, 3, 6]. Это очень важно,
поскольку в современной высшей школе уделяется еще недостаточно внимания развитию личностных и творческих качеств будущих специалистов, особенно студентов-иностранцев, их ключевых компетентностей, по-прежнему превалирует традиционный тип образования с ориентацией на знания [2].
Компетентности обозначаются как способности личности осуществлять сложные виды действий. На кафедре терапевтической стоматологии сформировать компетентности у студентов-иностранцев позволяет освоение четырех типов опыта: опыт познавательной деятельности (знания, полученные из литературы, лекционный материал кафедры, посещение тематических курсов повышения профессионального мастерства, проводимых на кафедре и в других учебных центрах, использование интернет-ресурсов)[2,4]; опыт осуществления известных способов деятельности (умение действовать по образцу - освоение алгоритмов врачебных манипуляций, протоколов лечения) [2,5]; опыт творческой деятельности (умение принимать эффективные решения в проблемных ситуациях - решение ситуационных задач третьего и четвёртого уровней, участие в клинических разборах сложных больных, подготовка студенческих научных докладов, участие в клинических конференциях) [2,5]; опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностные ориентации при работе с разными пациентами, требующими к себе индивидуального подхода) [2,4].
Компетентность включает в себя не только знания, умения и навыки, т. е. не только когнитивную и операционально-техническую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [2]. Под социокультурной направленностью личности, являющейся одной из составляющих компетентности студентов-стоматологов, в том числе иностранцев, мы понимаем не только их представления о ценностях, обычаях, традициях, нормах поведения носителей иной культуры, но и умение сопоставлять элементы культуры другой страны со своей родной культурой, получая тем самым подтверждение идеи многообразия культур. Качество компетентности современного врача-стоматолога также зависит от степени понимания ответственности за собственные действия, что снова акцентирует внимание на личностном развитии будущих специалистов, которые, получив качественное образование, будут представлять нашу страну за рубежом как великую державу. Педагогическим условием развития компетентности студентов является личностная ориентация обучения, поскольку формирование ответственности за свои действия, являющейся системообразующим компонентом компетентности современного врача, осуществимо только на основе их ценностной сферы и личностной заинтересованности. Личностно ориентированное обучение студентов - это дидактический процесс, целенаправленное субъект - субъектное общение преподавателя и студентов, организованное как смыслопоисковая деятельность, имеющая целью развитие личностно ориентированного компетентного специалиста [2,5].
Процессуально - методический компонент наполнен деятельностно - творческим содержанием, предусматривает опору на педагогическую компетентность преподавателей кафедры и включает: гибкое использование традиционных и инновационных педагогических технологий, творческое применение учебно-методических ресурсов и современных аудио-, видео и компьютерных средств обучения [2,3]. Результативно-диагностический компонент обучения на кафедре терапевтической стоматологии включает определение исходного уровня знаний студентов, современные личностно ориентированные виды контроля, анализ итоговых результатов обучения, что позволяет определить компетентность студента [2].
Обучение в вузе может стать личностно ориентированным, если изменятся отношения между преподавателем и студентами. Педагогическая культура преподавателя вуза обязательно должна включать гуманитарные цели педагогической поддержки индивидуальности и личности студента, направленной на развитие ключевых компетентностей.
1. Вороненко Ю.В. Актуальш проблеми розвитку системи шдготовки шоземних студентов у вищих медичних (фармацевтичному) навчальних закладах Украши / Ю.В. Вороненко, Ю.1. Фисун // - Медична осв™. - 2002. - С. 14-16.
2. Гуревич П.С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич // - М., 2004. - 352 с.
3. Дудник И.Н. Некоторые аспекты повышения качества обучения иностранных студентов с учетом специфики ВУЗов медицинского профиля / И.Н. Дудник, В.И. Черный, Е.Ю. Рождественский [и др.] // - Днепропетровск . - 2005. - С. 21-23.
4. Кутузова Г. И. Междисциплинарные связи в обучении иностранных студентов / Г. И. Кутузова // - СПб.: изд-во. Политехнического ун-та, 2008. - 376 с.
5.Сурыгин А.И. Дидактический аспект обучения иностранных учащихся / А.И. Сурыгин // - СПб.: Нестор, 2000, - 276 с.
6. The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade, Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009. URL: http:/ /www.ond.vlaanderen.be/ hogeronderwijs/ bologna/ conference/documents/Leuven_Louvain-la-Neuve_Communiqu%C3% A9_April_2009.pdf
3. Дудник И.Н. Некоторые аспекты повышения качества обучения иностранных студентов с учетом специфики ВУЗов медицинского профиля / И.Н. Дудник, В.И. Черный, Е.Ю. Рождественский [и др.] // - Днепропетровск . - 2005. - С. 21-23.
4. Кутузова Г. И. Междисциплинарные связи в обучении иностранных студентов / Г. И. Кутузова // - СПб.: изд-во. Политехнического ун-та, 2008. - 376 с.
5.Сурыгин А.И. Дидактический аспект обучения иностранных учащихся / А.И. Сурыгин // - СПб.: Нестор, 2000, - 276 с.
6. The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade, Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009. URL: http:/ /www.ond.vlaanderen.be/ hogeronderwijs/ bologna/ conference/documents/Leuven_Louvain-la-Neuve_Communiqu%C3% A9_April_2009.pdf
ОСОБИСТ1СНО ОР1СНТОВАНИЙ П1ДХ1Д ЯК УМОВА РОЗВИТКУ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТ1В-ШОЗЕМЩВ ПРИ НАВЧАНН1 НА КАФЕДР1 TEPAnEBTOTHOÏ СТОМАТОЛОГИ Петрушанко Т. А, Дубовая Л. I, Литовченко I Ю., Бубшй Т. А, Попович 1.Ю.
Нова, особистюно орieнтована концепщя осв™ передбачае формування особистост з власними щлями, змктом, технолопями. У сучаснш вищш школi як i ранше превалюе традицшний тип осв™ з орiентацiею на знання. Компетентной позначаються, як
PERSONALLY ORIENTED APPROACH AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF COMPETENCIES OF FOREIGN STUDENTS DURING EDUCATION AT THE DEPARTMENT OF THERAPEUTIC DENTISTRY Petrushanko T.A., Dubovaya L.I., Litovchenko I.Y., Byblii T.D., Popovich I.Y.
New, student-oriented education concept involves the formation of identity with their own goals, content and technologies. In modern higher education still prevailing traditional type of education with a orientation on knowledge. Competencies identified as the individual's ability to perform out
здатност особистост здшснювати складш види дш. На кафедр1 терапевтично! стоматологи сформувати компетентшсть у студентгв-шоземщв дозволяе освоення чотирьох тишв - досвщ шзнавально! д1яльност1, досвщ здшснення вщомих способ1в д1яльност1, досвщ творчо! д1яльност1, досвщ здшснення емоцшно-цшшсних вщносин.
Ключов1 слова: навчання, компетентшсть, особисткть, шоземш студенти, терапевтична стоматолопя.
complex types of actions. At the Department of dentistry form competence of international students allows development of four types of experience - the experience of cognitive activity, the experience of the known methods of work, the experience of creativity, experience of emotional and value relations.
Key words: education, competence, personality, foreign students, therapeutic dentistry.
удк 616.314-08-071
особливост1 проведення кл1н1чних розгляд1в хворих студентами-1ноземцями на
кафедр1 терапевтично1 стоматологи
Випускники факультетiв шдготовки iноземних студентов, приступаючи до самостшно! роботи, мають деякi труднощi, пов'язаш з процесом адаптацii до нових умов професшно! дiяльностi. Така ситуацш зумовлюе необхiднiсть наявностi глибоких знань з кшшки, етапiв дiагностики, диференцшно! дiагностики та способiв лiкування стоматолопчних захворювань. Метою навчання студентiв-iноземцiв в субординатурi на кафедрi терапевтично! стоматологи - е поглиблення теоретичних знань, набуття практичних навичок, шдвищення професшного рiвня та ступеня готовности лiкарiв-стоматологiв до самостiйноi роботи бiля крюла хворого. Формуванню позитивних мотивiв навчання дозволяе проведення клiнiчних розглядiв амбулаторного стоматолопчного хворого. Такий спосiб анатзу клiнiчних ситуацiй активiзуе навчальну дiяльнiсть випускникiв, допомагае !м глибше засвогти теоретичнi знання та удосконалити навички з питань дiагностичного процесу, що так необхiдно для пiдготовки висококватфкованих молодих лiкарiв-стоматологiв.
Ключов1 слова: клппчний розгляд, студенти-шоземщ, терапевтична стоматолопя.
В багатьох медичних вузах Укра!ни здшснюеться тдготовка спещалюпв для заруб1жних держав. Випускники факультепв тдготовки шоземних студенпв, приступаючи до самостшно! роботи, мають деяш труднощ1, пов'язаш з процесом адаптацп до нових умов професшно! д1яльносп. На ввдшну в1д вггчизняних студенпв, яш ще протягом одного-двох рошв навчаються в штернатур1, шоземщ в1дразу потрапляють в умови активно! практично! д1яльносп, коли !м доводиться приймати самостшш ршення. Така ситуац1я зумовлюе необхщнють наявносп глибоких знань з клшки, етатв д1агностики, диференцшно! д1агностики та способ1в л1кування стоматолопчних захворювань. Необхщно зазначити, що шоземщ-випускники повинш знати медикаментозш препарати, стоматолопчш матер1али, застосовувати !х з урахуванням особливостей ринку сво!х кра!н.
Ц обставини вимагають, в рамках учбового плану, оптим1зувати тдготовку шоземних студенпв з метою прискорення !х адаптацп до реальних умов практично! д1яльносп. Майже найголовшшим напрямком тдготовки майбутшх л1кар1в-стоматолопв - е розб1р проблемних клшчних ситуацш на конкретному хворому. Реальш клшчш ситуацп, на в1дмшу в1д штучно створених для методичних розробок, вимагають в1д студента значного напруження 1 використання набутих знань майже 1з ус1х роздшв терапевтично! стоматологи [1,2]. Головною метою навчання студенпв-шоземщв в субординатур1 на кафедр1 терапевтично! стоматологи - е поглиблення теоретичних знань, засвоення необхщних професшних умшь, набуття практичних навичок, тдвищення професшного р1вня та ступеня готовносп л1кар1в-стоматолопв до самостшно! роботи бшя кркла хворого.
Досягненню ще! мети сприяе як практична робота з пащентами тд кер1вництвом досвщченого викладача з1 значним л1карським стажем, так 1 анал1з можливих клшчних ситуацш, клшчних розгляд1в, ситуацшних задач тощо. Основш труднощ1 в шоземних студенпв виникають при вивченш роздшу "Хвороби слизово! оболонки ротово! порожнини" через р1зномаштнють клшчних вар1анпв захворювань, взаемозв'язок 1з соматичною патолопею, необхщнють призначення додаткових метод1в дослщження, достатньо специф1чних, складшсть установлення д1агнозу, вплив р1зноманпних зовшшшх та внутр1шшх фактор1в на характер та переб1г захворювання. Клшчш розгляди хворих у таких випадках дозволяють вир1шити щ проблеми.
Студенти тд час проходження циклу занять в субординатур1 на кафедр1 терапевтично! стоматологи мають можливкть щоденно бути присутшми на консультащях хворих з р1зномаштними хворобами слизово! оболонки порожнини рота, як проводять завщувач, професор та доценти кафедри. Така форма роботи дозволяе системно пщйти до вивчення цього важливого роздшу терапевтично! стоматологи, сприяе розвитку клшчного мислення у студенпв-шоземщв та закршлюе одержат знання.
Формуванню позитивних мотив1в навчання, на наш погляд, дозволяе 1 проведення клшчних розгляд1в амбулаторного стоматолопчного хворого. Клшчний розгляд давно перебувае на озброенш кафедри як метод активаци студент1в до покращення навчання. Та по-справжньому вш став обов'язковим елементом формування позитивних мотив1в навчання з часу введення субординатури на стоматолопчних факультепв, бо для цього з'явилось достатньо часу, щоб оргашзувати клшчний розгляд у повному обсяз1 [3].
Уа знають крилатий латинський висл1в "Хто добре д1агностуе, той добре л1куе". В1рно сформульований д1агноз захворювання - в1рний компас до вибору рацюнального л1кування. Кл1н1чний розгляд хворих на кафедр1 проводиться з найбшьш складних випадк1в д1агностики одонтопатологи, захворювань тканин пародонта, слизово! оболонки порожнини рота. Нерщко предметом клшчного розгляду хворих е д1агностичн1 помилки або ускладнення як у д1агностищ так 1 в л1куванн1, нов1 сучасн1 методи л1кування.