Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
226
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соколова Ольга Владимировна, Исаева Нина Валентиновна

Авторы статьи отмечают важность разработки действенной модели социально-правового сопровождения иностранных студентов в период их обучения. Ее созданию способствуют: выявление системных проблем и рисков в сопровождении иностранных студентов, а также сетевых возможностей различных подразделений вуза, отвечающих за его участие в процессах академической мобильности, а также реализующих образовательные программы юридической, социологической и иной направленности; разработка инструментария для изучения потребностей учащихся из других стран в социально-правовом сопровождении, в том числе, на основе их анкетирования; формирование программы мероприятий для специалистов образовательных организаций, работающих с иностранными студентами. Социально-правовое сопровождение должно строиться на таких принципах, как: систематичность, открытость, доступность, наглядность, практикоориентированность, взаимность. Отмечается, что заинтересованность иностранцев в понимании норм российского права, как инструмента для разрешения различных проблем, по мере их пребывания в стране, возрастает. Если на момент приезда в страну лишь 3,3 % опрошенных видели для себя проблему незнания законодательной базы РФ, то в процессе обучения количество лиц, нуждающихся в юридической помощи, явно стало больше. Иностранные студенты нуждаются в консультировании по вопросам медицинского права, медицинского страхования, вакцинации, получения права на постоянное проживание и вида на жительство, по основам трудового права и особенностям трудоустройства иностранцев в Российской Федерации. Также обучающиеся из других стран интересуются семейным, жилищным, предпринимательским, конституционным и миграционным правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соколова Ольга Владимировна, Исаева Нина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-LEGAL SUPPORT FOR FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES: PROBLEMS AND PROSPECTS

The authors of the article note the importance of developing an effective model of social and legal support for foreign students during their studies. Its creation is facilitated by: identification of systemic problems and risks accompanied by foreign students, as well as networking opportunities of various departments of the university responsible for its participation in the processes of academic mobility, as well as implementing educational programs of a legal, sociological and other orientation; development of tools for studying the needs of students from other countries in social and legal support, including on the basis of their questionnaires; formation of a program of events for specialists of educational organizations working with foreign students. Socio-legal support should be based on such principles as: systematic, openness, accessibility, visibility, practice orientation, reciprocity. It is noted that the interest of foreigners in understanding the norms of Russian law, as a tool for resolving various problems, increases as they stay in the country. If at the time of arrival in the country only 3.3% of respondents saw the problem of ignorance of the legislative framework of the Russian Federation, then in the process of training, the number of people in need of legal assistance has clearly increased. Foreign students need advice on medical law, health insurance, vaccination, obtaining the right to permanent residence and a residence permit, on the basics of labor law and the peculiarities of employment of foreigners in the Russian Federation. Also, students from other countries are interested in family, housing, business, constitutional and migration law.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 342.951:378(470+571) DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-82-85

СОКОЛОВА О.В., ИСАЕВА Н.В.

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ1

Ключевые слова: экспорт образования, иностранные студенты, социально-правовое сопровождение, адаптация в образовательной среде.

Авторы статьи отмечают важность разработки действенной модели социально-правового сопровождения иностранных студентов в период их обучения. Ее созданию способствуют: выявление системных проблем и рисков в сопровождении иностранных студентов, а также сетевых возможностей различных подразделений вуза, отвечающих за его участие в процессах академической мобильности, а также реализующих образовательные программы юридической, социологической и иной направленности; разработка инструментария для изучения потребностей учащихся из других стран в социально-правовом сопровождении, в том числе, на основе их анкетирования; формирование программы мероприятий для специалистов образовательных организаций, работающих с иностранными студентами. Социально-правовое сопровождение должно строиться на таких принципах, как: систематичность, открытость, доступность, наглядность, практикоориентированность, взаимность. Отмечается, что заинтересованность иностранцев в понимании норм российского права, как инструмента для разрешения различных проблем, по мере их пребывания в стране, возрастает. Если на момент приезда в страну лишь 3,3 % опрошенных видели для себя проблему незнания законодательной базы РФ, то в процессе обучения количество лиц, нуждающихся в юридической помощи, явно стало больше. Иностранные студенты нуждаются в консультировании по вопросам медицинского права, медицинского страхования, вакцинации, получения права на постоянное проживание и вида на жительство, по основам трудового права и особенностям трудоустройства иностранцев в Российской Федерации. Также обучающиеся из других стран интересуются семейным, жилищным, предпринимательским, конституционным и миграционным правом.

SOKOLOVA, O.V., ISAEWA, N.V.

SOCIO-LEGAL SUPPORT FOR FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES: PROBLEMS AND PROSPECTS

Key words: export of education, foreign students, social and legal support, adaptation in the educational environment.

The authors of the article note the importance of developing an effective model of social and legal support for foreign students during their studies. Its creation is facilitated by: identification of systemic problems and risks accompanied by foreign students, as well as networking opportunities of various departments of the university responsible for its participation in the processes of academic mobility, as well as implementing educational programs of a legal, sociological and other orientation; development of tools for studying the needs of students from other countries in social and legal support, including on the basis of their questionnaires; formation of a program of events for specialists of educational organizations working with foreign students. Socio-legal support should be based on such principles as: systematic, openness, accessibility, visibility, practice orientation, reciprocity. It is noted that the interest of foreigners in understanding the norms of Russian law, as a tool for resolving various problems, increases as they stay in the country. If at the time of arrival in the country only 3.3% of respondents saw the problem of ignorance of the legislative framework of the Russian Federation, then in the process of training, the number of people in need of legal assistance has clearly increased. Foreign students need advice on medical law, health insurance, vaccination, obtaining the right to permanent residence and a residence permit, on the basics of labor law and the peculiarities of employment of foreigners in the Russian Federation. Also, students from other countries are interested in family, housing, business, constitutional and migration law.

Государственная политика в сфере экспорта образования сфокусирована на достижении следующих наиболее значимых целей: способствовать развитию международного сотрудничества в области образования, в том числе, повышению привлекательности и конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг, обеспечению экономики России квалифицированными иностранными специалистами, а также укреплению «мягкой силы» РФ за счет формирования зарубежных элит [1, с. 149]. Задачей Федерального проекта «Экспорт образования», входящего в структуру национального проекта «Образование» [2], является увеличение не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом количества иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования. Планируется, что в конце 2024 года число иностранных студентов составит 425 тысяч человек. Выполнение этих планов требует серьезной финансовой поддержки, развития необходимой инфраструктуры [3], а также разработки и реализации модели социально-правового сопровождения иностранных студентов [4].

Вхождение иностранных студентов в социально-правовую среду вуза и страны в целом может сопровождаться, к сожалению, конфликтными ситуациями, напряженностью в отношениях между обучающимися как в вузе, так и в обществе в целом. Решение данных проблем немыслимо без создания (поддержания) комфортной среды пребывания иностранных студентов и должно соответствовать тем задачам, которые определены Концепцией государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы (создание условий для адаптации к правовым, социально-

1 Исследование выполнено в рамках поддержанного Федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования «Ивановский государственный университет» гранта № 18-21-Д «Социально-правовое сопровождение иностранных студентов в российских вузах (на примере Ивановского государственного университета): практика и перспективы».

экономическим и иным условиям жизни в России иностранных граждан; совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, обеспечивающих их пребывание на ее территории нашего государства) [5].

Гуманистическая направленность Конституции РФ требует акцентуации антропологического подхода при работе с иностранными студентами, человекомерности в решении их проблем. Антропологический подход ориентирует не только на формирование формально достойных условий обучения в вузе, пребывания в РФ, но и на овладение новыми знаниями и навыками, способствующими развитию достоинств личности иностранных студентов, которые могут быть реализованы не только в период обучения, но и при возвращении к себе на родину. Транслируя свой опыт и отношения в системе культурных, социальных и правовых ценностей страны пребывания, которыми он овладел при обучении в вузе, выпускник -иностранный студент, способствует формированию положительного имиджа как вуза, так и страны в целом.

На сегодняшний день вузы накопили как положительный, так и отрицательный опыт, который нуждается в осмыслении, выработке оптимальных и ориентированных на антропологический подход моделей социально-правового сопровождения иностранных студентов, которые позволят, во-первых, решить практико-ориентированную задачу - дать специалистам и соответствующим структурам образовательной организации, занимающимся международными аспектами деятельности вуза, должный алгоритм по эффективной работе с иностранными студентами. Во-вторых, будут способствовать формированию у иностранных студентов ценностного отношения к правовой системе РФ, включению (интериоризации) ценностей и смыслов права в индивидуальную картину мира, укреплению положительного социально-правового образа образовательной и социокультурной сред, в которых иностранные студенты рассматривают себя как равноправные участники. Результат - минимизация рисков социального конфликта с правовой средой и индивидуального конфликта с социокультурной средой, в которой находится иностранный студент в период обучения; формирование ценностной установки на равноправные взаимоотношения с участниками образовательной и социально-культурной сред, принятие иностранным студентом норм и ценностей российского общества. В-третьих, матрица взаимодействия иностранных студентов, созданная государством, не персонифицирована, не учитывает индивидуальные особенности и потребности иностранных студентов. Поэтому требуется более глубокий уровень понимания проблем граждан иностранных государств, их взаимодействия со средой в период обучения. Основная задача - воспитание толерантности в процессе взаимодействия в образовательной среде.

Система мероприятий по социально-правовому сопровождению иностранных студентов может включать в себя следующие этапы: выявить системные проблемы и риски в сопровождении иностранных студентов, обобщить опыт работы международных служб вуза; разработать инструментарий для изучения потребностей иностранных студентов в социально-правовом сопровождении и провести их анкетирование; обосновать сетевые возможности содействия в решении проблем учащихся социально-правового характера (задействовать подразделения вуза, реализующие образовательные программы юридической, социологической направленности, а также обеспечивающие процессы академической мобильности, в частности, международные службы и др.); разработать программу мероприятий для специалистов образовательных организаций, работающих с иностранными студентами и участвующих в их социально-правовом сопровождении.

В Ивановском государственном университете обучается на образовательных программах различных направлений подготовки более 500 иностранных студентов из 35 стран. Большим количеством учащихся представлены такие страны, как Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Конго, Гвинея-Бисау, Афганистан, Вьетнам. Опрос 15 % иностранных студентов, обучающихся в ИвГУ, показал, что в первое время пребывания в стране 35 % студентов испытывали сложности, связанные с недостаточно свободным владением русским языком, 21 % - финансовые трудности. Для 10 % опрошенных проблемным вопросом оказалось оформление документов (медицинского полиса и др.), для 10 % - незнание культуры, традиций России, для 6,7 % - незнание миграционного регламента; 6,7% иностранных студентов столкнулось с настороженным отношением к окружающим, 5 % - с поиском места проживания и 3,3 % - с незнанием норм

поведения, законов РФ. Данные анкетирования свидетельствуют, что по прошествии определенного времени нахождения в России, иностранные студенты начинают испытывать большие потребности в разрешении социальных проблем. Так, на вопрос о видах помощи и поддержки, которую обучающиеся ждут от университета, 56,5 % указали на социальную поддержку, 47,7 % - на помощь в образовательном процессе, 28,2 % - на информационную поддержку, 23,1 % - на медицинскую помощь; 20,5 % нуждаются в психологической помощи и 17 % - в юридической.

Как мы видим, потребность в понимании права, как инструмента для разрешения различных сложностей, возникших в процессе пребывания в стране, возросла. Если на момент приезда в страну лишь 3,3 % опрошенных видели для себя проблему незнания законодательной базы РФ, то в процессе обучения количество лиц, нуждающихся в юридической помощи, явно стало больше. Иностранные студенты нуждаются в консультировании по вопросам медицинского права, медицинского страхования, вакцинации, в том числе от COVID-19, получения права на постоянное проживание и вида на жительство, по основам трудового права и трудоустройства иностранцев в Российской Федерации. Также обучающиеся из других стран интересуются семейным, жилищным, предпринимательским, конституционным и миграционным правом.

Самыми острыми проблемами социальной адаптации, по мысли исследователей, являются: трудности в освоении профессиональной терминологии; трудности межкультурного общения; отсутствие мотивации к участию в межкультурных мероприятиях. В этой связи учеными предлагается усилить организацию межличностного взаимодействия и взаимопонимания между преподавателями и студентами, включать иностранцев в практическую межкультурную общественную деятельность; создать специальное сообщество для иностранных студентов, которое поможет ускорить процесс внедрения студентов в новое социальное общество [6].

Данные опроса иностранных студентов, обучающихся в ИвГУ, показали, что 54 % опрошенных участвуют в научно-исследовательских и культурно-массовых мероприятиях, проводимых вузом или на его базе; 21 % - хотели бы стать участниками. Четверть опрошенных не имеет желания принимать участие в вузовских мероприятиях. На наш взгляд, это может тормозить процесс их социальной адаптации в среде вуза. Нежелание коммуницировать объясняется исследователями недоверием иностранных студентов к окружающим. Как отмечают Н.С. Тимченко, Ю.Ю. Кочетова, А.Ю. Бендрикова, важна информация о том, какие установки на взаимодействие с людьми другой культуры имеют студенты из другого государства, насколько ощущают они полноту собственного бытия в другой стране. Авторы пишут об определенной адаптивной асимметрии. Студент, перестраивая свое поведение, демонстрирует формальные изменения, но сохраняет внутреннее отчуждение относительно новой социальной среды [7, с. 182].

Для того, чтобы привлечь студентов из других стран к вузовской внеучебной жизни, необходимо определить фактор, который может повысить их мотивацию (заинтересованность). Например, Н.А. Харюшина [8] в качестве мотива, способствующего успешному протеканию социокультурной адаптации, называет мотив получения желаемой профессии. Поэтому, возможно, интерес к взаимодействию с вузовской средой во внеучебное время могут вызвать мероприятия профориентационного характера. Также особое внимание следует уделять информированности данной категории обучающихся. Анкетирование студентов показало, что основным источником информации является деканат (учебный офис), старосты и другие студенты (58 %), в меньшей степени преподаватели (16 %) и социальные сети, сайт вуза (15 %), самостоятельно ищут информацию 2 % опрошенных.

Принимающая сторона (вуз) должны выстраивать свою работу с данной категорией обучающихся, опираясь на такие принципы, как: 1) систематичность (правовое просвещение не может сводиться к «разовой акции»), 2) открытость (необходимо учитывать информационный запрос иностранных студентов, освещать актуальные для них темы, законодательные положения), 3) доступность (при подаче просветительского материала важно помнить о языковых возможностях обучающихся, особенно тех, кто только начал погружаться в изучение русского языка), 4) наглядность (создание методических источников в печатной форме, в том числе, с переводом на иностранный язык), 5) практикоориентированность (оказание юридической помощи иностранным студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, требующей правового разрешения; анализ конкретных правовых вопросов, с которыми столкнулись студенты,

обучающиеся в российском вузе). Основным принципом в организации работы по социальной адаптации иностранных студентов, полагаем, следует назвать принцип взаимности.

Не случайно С.А. Цыплакова, Н.В. Быстрова, О.Г. Выстороп, давая понятие социальной адаптации иностранных студентов, отмечают, что это процесс взаимодействия студентов, преподавателей и администрации, направленный на подготовку высококвалифицированных специалистов через развитие их социальных, межкультурных, коммуникативных, профессиональных и учебных компетенций при сохранении собственной культурной идентичности [6]. Но, к сожалению, иногда студенты из других стран полагают, что этот процесс может быть односторонним и активным субъектом видят только вуз, рассчитывая на решение социальных вопросов в б0льшей степени от принимающей стороны. Полагаем, эффективность социальной адаптации зависит от обоюдного участия всех сторон (и вуза, и студента).

Литература и источники

1. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. // GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (government.ru, дата обращения: 10.01.2022).

2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Гусейн-Заде Р.Г., Деревянченко А.А. Иностранные студенты в российских вузах // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 1. С. 139-156.

4. Ибрагим И.А., Исаева Н.В., Мельникова Е.В. Социально-правовое сопровождение иностранных студентов в российских вузах // Русский язык и культура в международном образовательном пространстве: сб. материалов Международной научно-практической конф., Иваново, 25-26 мая 2021 года. Иваново: Ивановский государственный университет, 2021. С. 129-133.

5. О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы: Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 // СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.

6. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Выстороп О.Г. Исследование социальной адаптации иностранных студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 295-297.

7. Тимченко Н.С., Кочетова Ю.Ю., Бендрикова А.Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2.

8. Харюшина Н.А. Правовая адаптация иностранный студентов в России // Правотворчество, правоприменение и правосознание: состояние и перспективы развития: сб. докладов VII Всероссийской научно-практической конференции (Хабаровск, 28-29 мая 2022). Хабаровск, 2021. С. 253-254.

References and Sources

1. Doklad Pravitel'stva Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii o realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere obrazovaniya. // GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (government.ru, data obrashcheniya: 10.01.2022).

2. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16) // Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».

3. Gusejn-Zade R.G., Derevyanchenko A.A. Inostrannye studenty v rossijskih vuzah // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2021. №1. S. 139-156.

4. Ibragim I.A., Isaeva N.V., Mel'nikova E.V. Social'no-pravovoe soprovozhdenie inostrannyh studentov v rossijskih vuzah // Russkij yazyk i kul'tura v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostranstve: sb. materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konf., Ivanovo, 25-26 maya 2021 goda. Ivanovo: Ivanovskij gosudarstvennyj universitet, 2021. S. 129-133.

5. O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki RF na 2019-2025 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 31.10.2018 №622// SZ RF. 2018. №45. St. 6917.

6. Cyplakova S.A., Bystrova N.V., Vystorop O.G. Issledovanie social'noj adaptacii inostrannyh studentov v vuze // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. № 65-1. S. 295-297.

7. Timchenko N.S., Kochetova Yu.Yu., Bendrikova A.Yu. Akademicheskaya i sredovaya adaptaciya inostrannyh studentov medicinskogo vuza // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2020. № 2.

8. Haryushina N.A. Pravovaya adaptaciya inostrannyj studentov v Rossii // Pravotvorchestvo, pravoprimenenie i pravosoznanie: sostoyanie i perspektivy razvitiya: sb. dokladov VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Habarovsk, 28-29 maya 2022). Habarovsk, 2021. S. 253-254.

СОКОЛОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Ивановского государственного университета (olgasokolova.067@mail.ru).

ИСАЕВА НИНА ВАЛЕНТИНОВНА - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой конституционного права

и прав человека Ивановского государственного университета (nina.isaewa@yandex.ru).

SOKOLOVA, OLGA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Dean of the Law Faculty of Ivanovo State University.

ISAEWA, NINA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional Law and Human Rights of

Ivanovo State University.

УДК 35.07:35.072.6 Б01: 10.24412/2411-2275-2022-1-85-91

СОЛОВЬЕВА С.В. К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Ключевые слова: государственный контроль, муниципальный контроль, субъекты муниципального контроля, механизм правового регулирования.

Принятый 31 июля 2020 года Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установил три вида контроля, одним из которых является муниципальный. Муниципальный контроль является частью общей регуляторной политики по реорганизации государственного контроля (надзора). Муниципальный контроль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.