Научная статья на тему 'Обучение иностранцев в России: от «Мягкой силы» к экспорту образования'

Обучение иностранцев в России: от «Мягкой силы» к экспорту образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
иностранные студенты / экспорт образования / «мягкая сила» / национальные интересы / Советский Союз / Содружество Независимых Государств / государственно-правовой механизм. / international students / export of education / national interests / soft power / Soviet Union / Commonwealth of Independent States / state legal mechanism.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скоробогатова Вера Игоревна

Актуальность исследования вызвана значимостью экспортной деятельности в области образования, которая обозначена в качестве приоритетной задачи в стратегических государственных документах последних лет, таких как Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Цель статьи: установить исторические закономерности государственной политики обучения иностранных студентов на определенных этапах развития государства и разработать теоретические основы и подходы по совершенствованию государственного регулирования экспорта образовательных услуг на современном этапе. Методология исследования: анализ исторических источников, документов прошлых лет, а также действующей нормативно-правовой базы, которая включает постановления Правительства РФ; государственные программы; ведомственные нормативно-правовые документы; международные договоры с иностранными государствами от имени Российской Федерации. В результате исследования обосновано, что обучение иностранных студентов в России всегда рассматривалось в контексте решения стратегических и текущих задач внутренней и внешней политики государства, обеспечения национальных интересов и национальной безопасности государства. Смена национальных приоритетов в государственной политике в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран с политики «мягкой силы» к экспорту образовательных услуг не нашла отражение в государственно-правовых механизмах поддержки продвижения российского образования за рубежом, а также в функциях и полномочиях федеральных органов исполнительной власти. Автор приходит к выводу, что на уровне российского законодательства не произошло разделения государственно-правовых механизмов в контексте развития экспортной деятельности российских образовательных организаций и в контексте «мягкой силы», что является ключевой задачей законодательной политики в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скоробогатова Вера Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL STUDENTS IN RUSSIA: FROM SOFT POWER TO EXPORT OF EDUCATION

The export of Russian education is one of the strategic priorities recent years. At the same time, the implementation of export activities faces a number of legislative restrictions and legal barriers, as well as the complexity of state and legal regulation mechanisms, which are mostly rooted in the past. The analysis of historical sources, documents of previous years and those in force at the time of the study allows us to establish historical patterns of state policy for teaching foreign students at certain stages of the state’s development and develop theoretical foundations and approaches to improve state regulation of the export of educational services at the present stage. The author concludes that at the level of Russian legislation, there was no separation of state-legal mechanisms for supporting the promotion of Russian education abroad in the context of the development of export activities of Russian university and in the context of soft power. In this regard, it is important to note that at this stage, the separation of these two state-legal mechanisms to support the promotion of Russian education abroad is a key task of legislative policy in the field of education.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранцев в России: от «Мягкой силы» к экспорту образования»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10529 СКОРОБОГАТОВА Вера Игоревна,

УДК 341 1 кандидат юридических наук, доцент,

ББК 67 4 ведущий научный сотрудник Института

социально-политических исследований Российской академии наук

е-таН: skorobogatova_ve@mail.ru SPIN-код: 7667-4983, ORCID Ю: 0000-0002-4212-6731

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ: ОТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» К ЭКСПОРТУ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Актуальность исследования вызвана значимостью экспортной деятельности в области образования, которая обозначена в качестве приоритетной задачи в стратегических государственных документах последних лет, таких как Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Цель статьи: установить исторические закономерности государственной политики обучения иностранных студентов на определенных этапах развития государства и разработать теоретические основы и подходы по совершенствованию государственного регулирования экспорта образовательных услуг на современном этапе. Методология исследования: анализ исторических источников, документов прошлых лет, а также действующей нормативно-правовой базы, которая включает постановления Правительства РФ; государственные программы; ведомственные нормативно-правовые документы; международные договоры с иностранными государствами от имени Российской Федерации. В результате исследования обосновано, что обучение иностранных студентов в России всегда рассматривалось в контексте решения стратегических и текущих задач внутренней и внешней политики государства, обеспечения национальных интересов и национальной безопасности государства. Смена национальных приоритетов в государственной политике в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран с политики «мягкой силы» к экспорту образовательных услуг не нашла отражение в государственно-правовых механизмах поддержки продвижения российского образования за рубежом, а также в функциях и полномочиях федеральных органов исполнительной власти. Автор приходит к выводу, что на уровне российского законодательства не произошло разделения государственно-правовых механизмов в контексте развития экспортной деятельности российских образовательных организаций и в контексте «мягкой силы», что является ключевой задачей законодательной политики в сфере образования.

Ключевые слова: иностранные студенты, экспорт образования, «мягкая сила», национальные интересы, Советский Союз, Содружество Независимых Государств, государственно-правовой механизм.

SKOROBOGATOVA Vera Igorevna,

PhD in Law, associated Professor, Leading Researcher of the Institute for Socio-Political Researches

of the Russian Academy of Sciences

INTERNATIONAL STUDENTS IN RUSSIA: FROM SOFT POWER TO EXPORT OF EDUCATION

Annotation. The export of Russian education is one of the strategic priorities recent years. At the same time, the implementation of export activities faces a number of legislative restrictions and legal barriers, as well as the complexity of state and legal regulation mechanisms, which are mostly rooted in the past. The analysis of historical sources, documents of previous years and those in force at the time of the study allows us to establish historical patterns of state policy for teaching foreign students at certain stages of the state's development and develop theoretical foundations and approaches to improve state regulation of the export of educational services at the present stage.

The author concludes that at the level of Russian legislation, there was no separation of state-legal mechanisms for supporting the promotion of Russian education abroad in the context of the development of export activities of Russian university and in the context of soft power. In this

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

regard, it is important to note that at this stage, the separation of these two state-legal mechanisms to support the promotion of Russian education abroad is a key task of legislative policy in the field of education.

Key words: international students, export of education, national interests, soft power, Soviet Union, Commonwealth of Independent States, state legal mechanism.

Обучение иностранных студентов в России всегда рассматривалось в контексте решения стратегических и текущих задач внутренней и внешней политики государства, обеспечения национальных интересов и национальной безопасности России. Поэтому вопросы обучения иностранных студентов регламентировались на уровне национального законодательства в отношении приоритетных стран приема иностранных студентов, их численности и даже содержания обучения (направлений подготовки).

На настоящий момент законодательные ограничения и проблемы в сфере экспорта образовательных услуг, отмечаемые экспертами и образовательным сообществом [15], в большинстве своем имеют корни в прошлом. Анализ исторических источников, документов прошлых лет позволяет установить исторические закономерности государственной политики обучения иностранных студентов на определенных этапах развития государства и разработать теоретические основы по совершенствованию государственного регулирования экспорта образовательных услуг на современном этапе, что особенно актуально в свете стратегических задач, обозначенных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [19].

Первыми иностранными студентами в дореволюционной России были граждане Балканских стран (Болгарии, Албании, Боснии и Герцеговины, Сербии). Эти страны являлись союзниками Российской Империи в русско-турецкой войне 1877— 1878 гг. [2]. Обучение граждан этих стран в России рассматривалось как оказание дружеской помощи и было для них бесплатным.

Обучение иностранцев после прихода к власти большевиков продолжилось в рамках Университета Трудящихся Востока, который был создан 10.02.1921 г. постановлением ВЦИК РСФСР [8]. Его студентами стали граждане «из среды трудящихся Восточных договорных и автономных республик, автономных областей, трудовых коммун и национальных меньшинств» [5], а именно, Монголии, Турции, Персии (нынешнего Ирана), Афганистана, Монголии, Китая и др. В соответствии с вышеуказанным декретом Университет Трудящихся Востока приравнивался к высшим учебно-военным заведениям, обучение велось на

родных языках студентов. В 1938 г. университет был закрыт, что было связано с изменениями во внешней политике Советского Союза, а именно, отказом от «идеи разжигания огня мировой революции» [1] и, соответственно, отсутствием необходимости подготовки политических работников для этой цели.

Следующий этап обучения иностранных студентов относится к периоду окончания Второй мировой войны. К целевой группе студентов в Советском Союзе были отнесены граждане стран социалистического лагеря и стран третьего мира для подготовки «высокопрофессиональных кадров, которые составили бы опору советскому влиянию в освободившихся от колониального гнета странах» [8]. Рост численности иностранных студентов с 1950 по 1990 г. был значительным. Так, если с 1950 по 1960 г. в СССР обучалось около 5.9 тыс. чел., то к моменту распада Советского Союза их численность составила 126.5 тыс. чел. [1]. В СССР иностранные студенты полностью обучались и содержались за счет государственного финансирования, вопросы отбора и приема на обучение иностранных граждан решались централизованным образом и находились в ведении Министерства высшего и среднего специального образования СССР, позже - Государственного комитета СССР по народному образованию.

После распада Советского Союза численность иностранных студентов резко сократилась и в 1992 г. составила около 39.4 тыс. чел. [22], фактически до середины 90-х годов прием иностранных студентов прекратился.

Прием иностранных студентов в Российской Федерации возобновляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1039 «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования» [9], где была определена численность иностранных граждан, обучающихся за счет средств Российской Федерации, а именно - 3 тыс. иностранных граждан. В этом же постановлении правительство заявило о переходе российских образовательных учреждений к обучению иностранных граждан на компенсационной основе.

Основной целевой группой студентов российских вузов становятся граждане Содружества Независимых государств. Их обучение определяется как приоритетная стратегическая задача, которая реализовывается в рамках многосторон-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

них и двухсторонних международных договоров на условиях равного доступа граждан СНГ к обучению в российских образовательных организациях [17].

В Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях 2002 г. в качестве основной цели государственной политики в этой сфере фиксируется «реализация геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда» [4]. Для реализации упомянутой Концепции выходит постановление Правительства РФ от 4.11.2003 г. № 668 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» [10]. В рамках этого постановления увеличивается ежегодная численность иностранных студентов, обучаемых за счет средств федерального бюджета до 7 тыс. чел. Прием на обучение указанных лиц осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации с выплатой стипендии и обеспечением общежитием на условиях, установленных для граждан Российской Федерации.

В 2008 г. ежегодная квота на прием иностранных студентов увеличивается до 10 тыс. чел. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования». Это происходит на фоне жесткой информационной кампании, начавшейся в период вооружённого конфликта в Южной Осетии в августе 2008 г. против российского руководства. В этот период предпринимаются шаги по созданию системы публичной дипломатии России [7]. Увеличение количества стипендий для иностранных граждан становится одним из важнейших мероприятий в этом направлении.

Понятие экспорта образовательных услуг впервые появляется в 2005 г. в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 3.09.2005 г. № 1340-р, а именно: «экспорт образовательных услуг -коммерческая реализация образовательных услуг для иностранных граждан, как на территории Российской Федерации,так и за границей. Создание условий для расширения экспорта образовательных услуг направлено на активизацию внешнеэкономической деятельности учреждений и организаций высшего профессионального образования

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

в сфере обучения иностранных студентов на коммерческой основе» [14].

В дальнейшем в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, отмечается, что «повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг». В качестве результатов к 2020 г. планируется увеличить долю иностранных студентов, обучающихся в России, до 5% от общего числа всех студентов.

В феврале 2012 г. в «Московских новостях» выходит статья «Россия и меняющийся мир» В.В. Путина как кандидата в Президенты России, где впервые в политический контекст вводится понятие «мягкой силы» [13], а в 2013 г. в новой редакции Концепции внешней политики, утвержденной Президентом РФ, термин «мягкая сила» переводится уже в правовое поле как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества... и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии» [3].

В 2013 г. происходит еще одно увеличение количества квот для обучения иностранных граждан в России до 15 тыс. чел. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8.11.2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [11]. Функции единого оператора по отбору кандидатов на квоты и продвижению российского образования за рубежом возложены на Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), что нашло отражение в Указе Президента РФ от 21.12.2013 г. № 940 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» [20].

27 марта 2014 г. Министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым утверждается Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества, в которой определена система «эффективных мер по продвижению российского высшего образования с использованием потенциала представительств Россотрудничества за рубежом с учетом внешнеполитических интересов России и в целях обеспечения формирования эффективных инструментов российской «мягкой силы» на этом направлении международного гуманитарного сотрудничества» [5]. Это происходит на фоне событий по присоеди-

нению Крыма к России: 16 марта 2014 г. проходит референдум о вхождении Крыма в состав России и принимается Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В 2015 г. Указом Президента РФ принимается Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, где в п. 70 «Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы» обозначается: «активное развитие международных связей в области науки и образования, наращивание экспорта качественных образовательных услуг, повышение привлекательности образования на русском языке на мировом рынке образовательных услуг» [21].

Санкционная война со стороны США и стран Евросоюза против России, последовавшая после присоединения Крыма к России, отразилась на состоянии российской экономики в последующие годы. В этой ситуации руководством страны предпринимается целый ряд мер по повышению конкурентоспособности российских услуг на глобальных рынках и определяется перечень отраслей экономики, экспортная доля которых должна увеличиться, в т.ч. появляются медицинские услуги и образовательные услуги. Таким образом, впервые российская система образования была отнесена к числу экспортно-ориентированных отраслей экономики. В разд. 12. «Образовательные услуги» Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года (далее - Стратегия экспорта) утверждается, что «экспорт образовательных услуг включает в себя не только обучение студентов вузов, но именно экспорт услуг высшего образования, который является наиболее значимым с точки зрения получаемого дохода и динамики рынка в целом. Согласно целевому отраслевому прогнозу поступления от экспорта очного образования в российских вузах на территории Российской Федерации превысят 3,6 млрд долл. США в 2024/25 учебном году против 1,1 млрд долл. США в 2015/16 учебном году, то есть более чем утроятся» [18]. В то же время в определении экспорта образовательных услуг, данном в Стратегии экспорта, ничего не сказано о доходах, полученных в результате реализации экспорта услуг, как и в определении образовательных услуг.

Для сравнения: в определении, данном в 2005 г. в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, подчеркивается коммерческая основа обучения иностранных студентов в рамках внешнеэкономической деятельности образовательных

организаций высшего образования [14]. По нашему мнению, именно это определение отражает главные характеристики экспорта образовательных услуг:

- коммерческая реализация (плата за образовательную услугу);

- место предоставления услуг (в России и за рубежом), основные участники экспортной деятельности (вузы);

- определение экспортной деятельности в контексте внешнеэкономической деятельности.

В числе основных проблем развития экспорта российского образования в Стратегии экспорта названы: «невысокий уровень интенсивности и эффективности маркетинговых и информационных кампаний по продвижению российских образовательных услуг, направленных на формирование привлекательного образа Российской Федерации как страны с многопрофильным качественным образованием и передовой наукой; отсутствие гибкой системы финансовой поддержки и стимулирования иностранных студентов, специальных мер содействия их трудоустройству» [18]. А в числе приоритетных задач по развитию экспорта образовательных услуг опреде-лены:«формированиемеханизмагосударственной поддержки продвижения российского образования за рубежом через систему летних и зимних школ, филиалов и представительств российских организаций, находящихся за рубежом; привлечение иностранных студентов за счет зарубежных проектов государственных корпораций Российской Федерации» [18].

Для реализации поставленных задач запускается национальный проект «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16), куда входит федеральный проект «Экспорт образования».

В качестве результатов проекта в постановлении Правительства РФ от 8.05.2019 г. № 569 «Об утверждении правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий федерального проекта "Экспорт образования" национального проекта "Образование"» определены такие показатели, как:

«а) формирование механизма государственной поддержки продвижения российского образования за рубежом, включая систему летних и зимних школ, филиалов и представительств российских организаций, находящихся за рубежом, для привлечения иностранных граждан с целью последующего приема на обучение по программам высшего образования, в т.ч. посредством представления информации о российском обра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

зовании не менее чем в 10 ведущих мировых средствах массовой информации;

б) формирование программы поддержки и развития экспорта образования по референтным группам стран-партнеров и территориально-отраслевым сегментам мирового рынка с целью эффективного обеспечения высококвалифицированными кадрами экспортно ориентированных секторов российской экономики;

в) наличие у организаций регулярно обновляемых версий официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на иностранных языках, ориентированных на запросы иностранных абитуриентов и студентов;

г) проведение информационной кампании по привлечению иностранных граждан к обучению в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования;

д) прохождение ежегодно обучения в летних и зимних школах, в т.ч. на базе летних оздоровительных лагерей, не менее 15 тыс. иностранных граждан;

е) отбор по итогам международных и российских олимпиад и конкурсов не менее 20 % иностранных граждан от общего числа иностранных граждан, принятых на первый курс в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации... по востребованным (дефицитным) направлениям подготовки, специальностям;

ж) разработка не менее 10 специализированных сайтов в сети "Интернет", занимающихся привлечением на обучение иностранных граждан, и ориентированных на конкретную аудиторию с учетом референтных групп стран-партнеров;

з) создание 50 ресурсных центров для детей и педагогов, обеспечивающих популяризацию изучения общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, физика, астрономия и другие) на углубленном уровне (на русском языке) в приоритетных странах-партнерах;

и) увеличение не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 г. количества иностранных граждан, обучающихся в организациях по программам высшего образования;

к) трудоустройство не менее 5% иностранных обучающихся. в российские компании, в т.ч. для работы за рубежом;

л) реализация к 2024 г. не менее 60 организациями не менее чем 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию» [12].

Анализ вышеуказанных показателей паспорта федерального проекта «Экспорт образования» показал, что в качестве результатов в данном проекте, в основном, определены показатели, которые относятся к концепции «мягкой силы» и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

интернационализации образования, за исключением показателя по численности иностранных студентов. В соответствии с утвержденной методикой расчета (Приказ Минобрнауки России от 16.04.2019 г. № 235 «Об утверждении методик расчета показателей национального проекта "Образование"») утверждены численные показатели иностранных студентов в российских вузах с нарастающим итогом, а именно: в 2019 г. - 241 тыс. чел.; в 2020 г. - 268 тыс. чел.; в 2021 г. - 302 тыс. чел.; в 2022 г. - 341 тыс. чел.; в 2023 г. - 382 тыс. чел.; в 2024 г. - 425 тыс. чел. [12].

В то же время в федеральном проекте «Экспорт образования» отсутствуют показатели доходности финансовых вложений государства в экспорт российского образования, например, «Объем экспорта оказываемых образовательных услуг образовательными организациями, в тыс. рублей»; «Вклад экспорта российского образования в национальную экономику, в тыс. рублей»; «Темпы прироста поступлений от экспорта российского образования в национальную экономику, в %».

Мероприятия по поддержке продвижения российского образования за рубежом также вошли в План мероприятий по реализации Стратегии экспорта, который был утвержден спустя год после запуска федерального проекта «Экспорт образования», в частности, такие пункты:

п. 65. «Гармонизация образовательных стандартов приоритетных направлений подготовки с зарубежными стандартами обучения»: ответственный исполнитель - Минобрнауки России, срок исполнения - 1 января 2020 г.;

п. 69. «Проведение мероприятий по информированию зарубежных партнеров (вузов, коммерческих организаций, образовательных агентств) об имидже российских университетов»: ответственные исполнители - Минобрнауки России, Россотрудничество с участием акционерного общества «Российский экспортный центр»; срок исполнения - 1 октября 2019 г.;

п. 70. «Снижение языкового барьера для иностранных студентов»: ответственный исполнитель - Минобрнауки России, срок исполнения - 1 января 2020 г., ожидаемый результат - «Правовым актом Минобрнауки России план мероприятий, направленных на увеличение количества проводимых образовательных программ на английском языке университетами, реализующими программы студенческого обмена. Созданы бесплатные курсы обучения русскому языку для всех иностранных студентов на базе университетов, принимающих иностранных студентов. Обеспечены в полном объеме внутривузовские сервисы для иностранных студентов на английском языке, включая информационные материалы и

документацию, с которыми взаимодействуют иностранные студенты».

Ни один из вышеперечисленных пунктов Плана мероприятий по реализации Стратегии экспорта до настоящего времени не был исполнен. И вряд ли может быть исполнен п. 65 о гармонизации российских и зарубежных образовательных стандартов, т.к. университеты США и Европы работают по собственным, а не государственным стандартам в условиях университетской автономии, но с учетом принципов, заложенных в Европейских стандартах качества высшего образования (ESG). Стимулирование и признание на государственном уровне международной аккредитации образовательных программ могло стать инструментом гармонизации образовательных стандартов, учитывая, что международную сертификацию и аккредитацию впрямую можно отнести к механизмам внешнеэкономической деятельности.

В числе ответственных министерств и ведомств по продвижению российского образования за рубежом в выше указанных документах значатся Министерство иностранных дел РФ; Министерство промышленности и торговли РФ; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ; Министерство экономического развития РФ; Министерство науки и высшего образования РФ; Министерство просвещения РФ; Россотрудничество.

Анализ нормативных правовых актов, устанавливающих структуру, функции и полномочия вышеперечисленных федеральных органов исполнительной власти, а также регламентирующих их деятельность и взаимодействие, показал, что вопросы внешнеэкономической деятельности относятся напрямую к компетенции только двух министерств: Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства экономического развития РФ. Реализация политики публичной дипломатии закреплена за Федеральным агентством по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), которое является оператором квот (стипендий) иностранным гражданам для обучения в российских вузах.

При отсутствии механизмов межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и смешения государственно-правовых механизмов реализации политики публичной дипломатии («мягкая сила») и внешнеэкономической деятельности сложилась парадоксальная ситуация, когда Россотрудничество после 2017 г. стало позиционировать свою деятельность по организации набора и приема по правительственным квотам на обучение иностранных граждан для обучения в российских вузах как экспорт-

ную деятельность. А механизм распределения квот по зарубежным странам и формирование плана распределения квот на образование иностранных граждан в Российской Федерации, который был заявлен как механизм реализации политики публичной дипломатии, не в полной мере выполняет эти функции. Так, в докладе «Экспертный обзор российской публичной дипломатии в 2018 - 2019 гг. 10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России» экспертами Российского совета по международным делам отмечается: «Исходя из открытых данных, остаются вопросы по системе распределения государственных квот на бесплатные места в российских вузах. Возникают и вопросы к качеству отбора иностранных студентов. Озвучивать эти вопросы публично не принято, однако вовлеченные в тему эксперты говорят о серьезных системных проблемах в работе этой системы» [23].

Ввиду того, что в постановлении Правительства РФ от 8.11.2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах не регламентируются вопросы контроля, мониторинга реализации, ежегодной отчетности по реализации этого постановления, деятельность Россотрудничества и Минобрнауки по распределению квот по зарубежным странам, их эффективность для политики публичной дипломатии России не очевидна.

К примеру, анализ заявок иностранных абитуриентов по странам показал, что в 2019 г. общий конкурс составил в среднем 8 заявок на 1 квоту, но в отдельных странах конкурс на 1 квоту составлял до 650 человек, а в других - квота оказалась не использованной в связи с отсутствием заявок [6]. По экспертным оценкам, из 15 тыс. выделяемых ежегодно квот около 2 тыс. квот остаются не использованными. По факту приходится констатировать, что механизм распределения квот по странам для иностранных граждан и лиц без гражданства не учитывает экономических и политических интересов России в группе референтных-стран партнеров.

Кроме того, в работу межправительственных комиссий по двухстороннему экономическому сотрудничеству с зарубежными странами до настоящего времени не включен вопрос о кадровом обеспечении этих двухсторонних проектов, а именно, подготовка граждан зарубежных стран по конкретным направлениям и специальностям с последующим трудоустройством.

Анализ правовых документов, относящихся к обучению иностранных студентов, свидетельствует о том, что до 2017 г. привлечение иностранных студентов на обучение в российские вузы рассматривалось в рамках концепции «мягкой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

силы» (публичная дипломатия). В 2017 г. с запуском приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (утв. по результатам заседания 30.05. 2017 г. Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам) был взят курс на активную экспортную политику в сфере образования в связи с изменением социально-экономической ситуации,а именно - с необходимостью обеспечения устойчивых высоких темпов роста экспорта российских услуг и восполнением трудовых ресурсов для национальной экономики за счет высококвалифицированных мигрантов, в т.ч. из числа иностранных выпускников российских вузов в условиях санкционной политики США и западных стран в отношении России. Таким образом, можно утверждать, что произошла смена национальных приоритетов в государственной политике в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран.

Вместе с тем, государственно-правовые механизмы не претерпели изменения, как и управленческие решения. Сложность ситуации заключается в том, что система образования одновременно стала рассматриваться и как актор публичной дипломатии («мягкая сила»), и как участник внешнеэкономической деятельности. А государственно-правовые механизмы в том и другом случае являются разными, как и результаты той и другой деятельности. Если эффективность экспортной деятельности образовательных организаций измеряется объемом доходов в денежном выражении, полученных государством и образовательными организациями, то в случае «мягкой силы» — это создание благоприятного имиджа России за рубежом путем обучения в российских образовательных организациях представителей будущих зарубежных элит, положительно настроенных к России.

Таким образом, на настоящем этапе, по мнению автора, разделение государственно-правовых механизмов поддержки продвижения российского образования за рубежом в контексте развития экспортной деятельности российских образовательных организаций и в контексте «мягкой силы» является ключевой задачей законодательной политики в сфере образования. Для этого необходимо более активное позиционирование российского образования за рубежом через участие в международных образовательных ассоциациях, образовательных порталах; имплементация в национальное законодательство правовых норм современных международно-правовых документов в сфере образования, стимулирование международной аккредитации образовательных программ, реализации совместных образовательных программ, проведение эффективных маркетинго-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

вых и информационных кампаний по продвижению российских образовательных услуг, направленных на формирование привлекательного образа Российской Федерации как страны с многопрофильным качественным образованием и передовой наукой. Так же крайне актуальным остается вопрос управления и межведомственной координации регулирования процесса экспорта образования, проблемные точки которого сконцентрированы в большей степени не в образовательном праве, а в миграционном и других отраслях правового регулирования.

Список литературы:

[1] Анохина Т.Я., Панин Е.В. История и особенности обучения иностранных студентов в советских и российских вузах // Вестник РУДН. Сер. «Теория языка. Семиотика. Семантика». -2014. - № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ istoriya-i-osobennosti-obucheniya-inostrannyh-studentov-v-sovetskih-i-rossiyskih-vuzah (дата обращения: 29.04.2020).

[2] Казаков А.В. Иностранные студенты в России с конца XIX века и в начале второй мировой войны // Вестник Марийского гос. ун-та. Сер. «Исторические науки. Юридические науки». -2016. - № 1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ inostrannye-studenty-v-rossii-s-kontsa-xix-veka-i-v-nachale-vtoroy-mirovoy-voyny (дата обращения: 29.04.2020).

[3] Концепция внешней политики России, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г. № Пр-251. URL: https:// www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/ asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186.

[4] Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом РФ 18 октября 2002 г.) [Электронный ресурс] // Портал «Российское образование для иностранных граждан». - Режим доступа: http://russia.edu.ru/information/legal/law/inter/ conception/ (дата обращения: 15.05.2020).

[5] Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россо-трудничества (утв. МИД России 27 марта 2014 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_248693/

[6] Краснова Г.А., Полушкина А.О. Конкурс на квоту - до полусотни заявок // Аккредитация в образовании. - 2019. - № 8 (116). - C. 43 - 47.

[7] Курс общественного дипломата: учеб.-ме-тод. материалы. - 2017. - № 4/2017 / Н.В. Бурли-нова. Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2017.

[8] Панин Е.В. Коммунистический университет трудящихся Востока // Известия МГТУ. - 2013. - № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kommunisticheskiy-universitet-trudyaschihsya-vostoka (дата обращения: 29.04.2020).

[9] Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1039 «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования» (утратило силу). URL: http://base.garant. ru/10164450/#ixzz6KyahRFLU.

[10] Постановление Правительства РФ от 4.11.2003 г. № 668 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования». URL: http://base.garant.ru/12133082/#ixzz6KyqBWoxl

[11] Постановление Правительства РФ от 8.10.2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации». URL: http:// base.garant.ru/70468236/#ixzz6KyrfLmUD

[12] Постановление Правительства РФ от 08.05.2019 г. № 569 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование»». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_324368/.

[13] Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. - 2012. - 27 февр.

[14] Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы». URL: http:// docs.cntd.ru/document/901946494

[15] Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И. Российское миграционное законодательство: за или против академической мобильности? // Миграционное право. - 2019. - № 3. - С. 18-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. - 1921. -

5 мая. - № 36.

[17] Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств - участников Договора

06 углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996 г. на поступление в учебные заведения от 24.11.1998 г. [Электронный ресурс] // Портал «Российское образование для иностранных граждан». - Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/legal/ law/inter/1998/ (дата обращения: 15.05.2020).

[18] Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 14 августа 2019 г. № 1797-р). URL: http://static. government.ru/media/files/S125RuCTUAiCH5V7RlH UhCAcOTndx9PJ.pdf

[19] Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах

развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027

[20] Указ Президента РФ от 21.12.2013 г. № 940 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества». URL: http://rs.gov.ru/uploads/document/ file/157te-1315-06_09_2008.txt

[21] Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/40391

[22] Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сб. - Вып. 9. - М.: Центр социологических исследований, 2019.

[23] Экспертный обзор российской публичной дипломатии в 2018 - 2019 гг. 10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России: доклад 52/2020 / [Н. Бурлинова, П. Василенко, В. Иванченко, О. Шакиров]; [вып. ред. И. Тимофеев, О. Пылова]. - М.: НП РСМД, 2020. - С. 32.

Spisok literatury:

[1] Anohina T.YA., Panin E.V. Istoriya i osoben-nosti obucheniya inostrannyh studentov v sovetskih i rossijskih vuzah // Vestnik RUDN. Ser. «Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika». - 2014. - № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-osobennos-ti-obucheniya-inostrannyh-studentov-v-sovet-skih-i-rossiyskih-vuzah (data obrashcheniya: 29.04.2020).

[2] Kazakov A.V. Inostrannye studenty v Rossii s konca XIX veka i v nachale vtoroj mirovoj vojny // Vestnik Marijskogo gos. un-ta. Ser. «Istoricheskie nauki. YUridicheskie nauki». - 2016. - № 1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannye-studen-ty-v-rossii-s-kontsa-xix-veka-i-v-nachale-vtoroy-miro-voy-voyny (data obrashcheniya: 29.04.2020).

[3] Koncepciya vneshnej politiki Rossii, utverzh-dennaya Prezidentom Rossijskoj Federacii 12 fevralya 2013 g. № Pr-251. URL: https://www.mid.ru/ foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/122186.

[4] Koncepciya gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti podgotovki nacional'nyh kadrov dlya zarubezhnyh stran v rossijskih obrazova-tel'nyh uchrezhdeniyah (odobrena Prezidentom RF 18 oktyabrya 2002 g.) [Elektronnyj resurs] // Portal «Rossijskoe obrazovanie dlya inostrannyh grazh-dan». - Rezhim dostupa: http://russia.edu.ru/infor-mation/legal/law/inter/conception/ (data obrash-cheniya: 15.05.2020).

[5] Koncepciya prodvizheniya rossijskogo obra-zovaniya na baze predstavitel'stv Rossotrudnich-estva (utv. MID Rossii 27 marta 2014 g.). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_248693/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

[6] Krasnova G.A., Polushkina A.O. Konkurs na kvotu - do polusotni zayavok // Akkreditaciya v obra-zovanii. - 2019. - № 8 (116). - C. 43 - 47.

[7] Kurs obshchestvennogo diplomata: ucheb.-metod. materialy. - 2017. - № 4/2017 / N.V. Burlinova. Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam (RSMD).

- M.: NP RSMD, 2017.

[8] Panin E.V. Kommunisticheskij universitet trudyashchihsya Vostoka // Izvestiya MGTU. - 2013.

- № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommu-nisticheskiy-universitet-trudyaschihsya-vostoka (data obrashcheniya: 29.04.2020).

[9] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28 oktya-brya 1995 g. № 1039 «O razvitii sotrudnichestva s zarubezhnymi stranami v oblasti obrazovaniya» (utratilo silu). URL: http://base.garant. ru/10164450/#ixzz6KyahRFLU.

[10] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4.11.2003 g. № 668 «O sotrudnichestve s zarubezhnymi stranami v oblasti obrazovaniya». URL: http://base.garant. ru/12133082/#ixzz6KyqBWoxl

[11] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 8.10.2013 g. № 891 «Ob ustanovlenii kvoty na obrazovanie ino-strannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva Rossijskoj Federacii». URL: http://base.garant.ru/70468236/#ix-zz6KyrfLmUD

[12] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 08.05.2019 g. № 569 «Ob utverzhdenii Pravil pre-dostavleniya grantov v forme subsidij iz federal'nogo byudzheta na realizaciyu otdel'nyh meropriyatij federal'nogo proekta «Eksport obrazovaniya» nacion-al'nogo proekta «Obrazovanie»». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324368/.

[13] Putin V.V. Rossiya i menyayushchijsya mir // Moskovskie novosti. - 2012. - 27 fevr.

[14] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 3 sent-yabrya 2005 g. № 1340-r «Ob utverzhdenii Koncepcii Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2006-2010 gody». URL: http://docs.cntd. ru/document/901946494

[15] Rostovskaya T.K., Skorobogatova V.I. Rossijskoe migracionnoe zakonodatel'stvo: za ili pro-

tiv akademicheskoj mobil'nosti? // Migracionnoe pravo. - 2019. - № 3. - S. 18-25.

[16] Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij rabo-chego i krest'yanskogo pravitel'stva. - 1921. - 5 maya. - № 36.

[17] Soglashenie o predostavlenii ravnyh prav grazhdanam gosudarstv - uchastnikov Dogovora ob uglublenii integracii v ekonomicheskoj i gumanitarnoj oblastyah ot 29.03.1996 g. na postuplenie v ucheb-nye zavedeniya ot 24.11.1998 g. [Elektronnyj resurs] // Portal «Rossijskoe obrazovanie dlya inostrannyh grazhdan». - Rezhim dostupa: http://www.russia. edu.ru/information/legal/law/inter/1998/ (data obrash-cheniya: 15.05.2020).

[18] Strategiya razvitiya eksporta uslug do 2025 goda (utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 14 avgusta 2019 g. № 1797-r). URL: http://static.govern-ment.ru/media/files/S125RuCTUAiCH5V7RlHUh-CAcOTndx9PJ.pdf

[19] Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvi -tiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

[20] Ukaz Prezidenta RF ot 21.12.2013 g. № 940 «O nekotoryh voprosah gosudarstvennogo upravleniya v oblasti mezhdunarodnogo sotrudnich-estva». URL: http://rs.gov.ru/uploads/document/ file/157/e-1315-06_09_2008.txt

[21] Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 g. № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossi-jskoj Federacii». URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/40391

[22] Eksport rossijskih obrazovatel'nyh uslug: Statisticheskij sb. - Vyp. 9. - M.: Centr sociologich-eskih issledovanij, 2019.

[23] Ekspertnyj obzor rossijskoj publichnoj diplomatii v 2018 - 2019 gg. 10 shagov na puti k effe-ktivnoj publichnoj diplomatii Rossii: doklad 52/2020 / [N. Burlinova, P. Vasilenko, V. Ivanchenko, O. SHa-kirov]; [vyp. red. I. Timofeev, O. Pylova]. - M.: NP RSMD, 2020. - S. 32.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.