материала. Все учащиеся были разделены на две группы -контрольную (традиционный класс) и экспериментальную (перевернутый класс), каждая из которых делилась на три мини-группы по 6-7 человек в каждой. В каждой из групп было проведено тестирование на определение уровня знаний. Состав участников был неоднородным - в каждой из контрольных групп присутствовали как успевающие ученики, так и те, кто имел пробелы в знаниях и считался отстающим.
Далее каждая из групп обучалась по одному учебному пособию, но с применением разных педагогических технологий: в традиционном классе теоретический материал объяснялся на уроке преподавателем с привлечением ИКТ, небольшая часть упражнений для закрепления материала выполнялась на уроке, далее учащиеся получали традиционное домашнее задание (выполнение упражнений, повторение изученного материала по записям в тетради и в учебнике).
В перевернутом классе в качестве домашнего задания учащиеся обязывались самостоятельно изучить материал, представленный преподавателем на образовательном сайте Glogster в виде интерактивного плаката, на котором были дано короткое (не более 5-10 минут) видео по теме урока, а также четкие инструкции (просмотреть, сделать краткий конспект, задать минимум три вопроса по теме, быть готовыми к обсуждению и пр.). Каждый учащийся мог задать вопрос преподавателю в комментариях к плакату. В ходе занятия учащиеся, заранее подготовленные к той или иной теме урока, принимали активное участие в обсуждении материала, с готовностью выполняли письменные упражнения индивидуально и в группах. В конце урока они получали новую ссылку на Glogster.
В течении года каждая из групп после изучения тематического блока проходила небольшой тест. После прохождения финальной контрольной точки (устного и письменного тестирования) контрольная группа показала смешанный результат: успевающие ученики остались на прежнем уровне,
часть отстающих улучшила свои результаты, часть осталась на прежнем уровне. Экспериментальная же группа показала результат гораздо выше ожидаемого: успевающие ученики улучшили свои результаты, подавляющая часть отстающих справилась с заданиями значительно лучше, нежели отстающие из контрольной группы. Сами учащиеся признавали, что возможность работать над теорией в собственном темпе, возвращаться к материалам в любой момент, а так же личная ответственность за свои знания служили хорошей мотивацией к обучению.
По результатам эксперимента нельзя не отметить выросший уровень компетенций говорения и аудирования у участников экспериментальной группы: не могло не сказаться постоянное обращение к видеолекциям на изучаемом языке, а также освободившееся время для разговорной практики, которое в контрольной группе было занято объяснением преподавателем материала.
Постоянная самостоятельная работа обучающихся над материалом, в которой личность учителя перестает быть доминирующей, не означает что он не вовлечен в процесс; главенство педагога над учащимися перерастает в активное сотрудничество и совместный вклад в образовательный процесс. Технология перевернутого обучения возлагает большую ответственность за обучение на самого ученика, давая ему стимул и приучая к самостоятельному поиску знаний, исчезает пассивность, привычка к «прослушиванию» урока в готовом виде. А постоянная языковая практика не только во время занятий, но и при подготовке домашнего задания, дает значительные результаты в обучении иностранному языку.
Список литературы:
1. Aaron Sams, Jonathan Bergmann. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day, 2012. - 120 c.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНСТИ УЧАЩИМСЯ С ОРГАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Фалько Светлана Николаевна
Канд. пед. наук, доцент
кафедры безопасности жизнедеятельности и прикладных технологий МГПУ,
г. Москва
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены особенности формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках по основам безопасности жизнедеятельности сознательного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь в условиях инклюзивного образования.
ABSTRACT
Describes the features of the formation of students with disabilities in lessons on the basics of life safety conscious attitude to issues of personal safety, the safety of others, knowledge and skills to recognize and assess dangerous situations, to identify ways of protection against them, to provide self - and mutual support in conditions of inclusive education.
Ключевые слова: Национальная безопасность. Инклюзивное образование. Ограниченными возможностями здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности.
Keywords: National security. Inclusive education. Disabilities. The basics of life safety.
Реализация государственной политики в области национальной безопасности России предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте с создания безопасного социально - образовательного пространства. Эффективность образовательного процесса в современной школе определяется, прежде всего, сформиро-ванностью у детей базовых установок и социальных представлений. Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ВОЗ), выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья, знаниям правил дорожного движения и стремлению их выполнять, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.
В стратегии развития образования России до 2020 года одним из приоритетов выступает доступность качественного образования независимо от места жительства ребенка, который реализуется через соблюдение прав детей на поступление в образовательное учреждение и создание условий для обучения с учетом их учебных возможностей, интересов и образовательных потребностей.
В образовании детей с ограниченными возможностями здоровья идет активный поиск путей и средств реализации права на образование, в частности, средствами инклюзивного образования. Около 100 тысяч детей с ограниченными возможностями обучается в инклюзивных школах. Термин «инклюзивное образование» пришел к нам из Европы. Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя) образование представляет собой процесс развития общего образования, в который включены все обучаемые, несмотря на их физические, интеллектуальные особенности, на основе учета особых образовательных потребностей [2].
Инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенциями «О правах ребенка», «О защите прав человека, безопасности и основных свобод» [3].
Основная идея включения - это обучение детей с ограниченными возможностями не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных общеобразовательных школах.
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей. Сегодня отношение к детям с (ОВЗ) изменилось. Основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок с особенностями развития получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.
Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности, т.е. способам и средствам сохранения здоровья. Большое внимание уделяются знани-
ям правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно - нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Формирования социальных представлений, на основе межпредметных связей, позволяет знакомить детей с проблемами в развитии, в том числе интеллектуальном, со знаково - символической системой (дорожные знаки, пожарная атрибутика, разнообразная символика: государства, профессиональной принадлежности и т.п.; информационные и запрещающие таблички по гигиене и сбережению здоровья, природных ландшафтов и т.п.), которая является инструментарием познания и опосредует любую деятельность человека, в том числе предметно -практическую, игровую, учебную и трудовую.
Для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном уровне необходимы дополнительная законодательно-нормативная и соответствующая материально-техническая база, методическое обеспечение, профессионально подготовленные кадры. При этом с ростом проблем, продуцируемых реформой образования, все очевиднее становится дефицит педагогических работников, способных к мобильной перестройке стереотипов преподавания и приходится самостоятельно приобретать знания и внедрять в систему своего профессионального потенциала. Отсутствие у педагога четко сформированных знаний при обучении и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья заставляет педагогические вузы вплотную заняться качественной подготовкой педагогических работников. Наибольшую трудность вызывает преподавание ОБЖ в интегрированных классах и группах, так как дети с ОВЗ особенно реагируют на экстремальные ситуации, что вызывает трудности при проведении занятий.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у учащихся, в том числе с ограниченными возможностями сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
В преподавании курса ОБЖ для этого имеются значительные возможности. Обеспечение безопасности предполагает обязательные знания конкретного чёткого алгоритма последовательных действий. Особенно эффективным представляется использование метода имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.
Имитационно-ролевая игра - игровая имитационная модель, воссоздающая условия, содержание, отношение, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Имитационно-ролевая игра - это особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков. Имитируя выработку, принятие и реализацию решений, они позволяют вводить обучаемых в круг задач управления. Участвуя в игре, школьники совместно с детьми с ОВЗ ненавязчиво усваивают теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации. Условия игры имитируют конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила ее участников, дающие им возможность принимать решения с высокой
степенью безопасности.
На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры. На втором формулируется ее цель и конкретные учебные задачи. На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.
При проведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях. При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т.п. Как результат - повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
Таким образом, имитационно-ролевые и другие игровые методы обучения являются эффективным звеном системо-реализующих компонентов методической системы преподавания ОБЖ, где учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».
Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких ситуациях призваны подготовить учащегося с ограниченными возможностями здоровья, к выбору правильного решения для выхода из ЧС с наименьшими потерями.
Список литературы:
1. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.diisШfe.ru
2. Инклюзивное образование - Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Проект Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья 143.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ
Фатеева Надежда Ильинична
Канд. пед. наук, доцент кафедры теории и истории педагогики МГПУ,
г. Москва
Фатеев Александр Михайлович
Канд. экон. наук, доцент кафедры информатизации образования МГПУ, г. Москва
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются результаты исследования по определению дидактических требований к сущности, содержанию и технологии создания и ведения электронного портфолио учащегося, анализируется опыт отработки этой технологии со студентами педагогического вуза.
ABSTRACT
The article discusses the results of researches on definition of didactic requirements regarding the nature, content and technology creating and maintaining electronic student portfolios, examines the experience of testing this technology with students of pedagogical University.
Ключевые слова: Электронный портфолио, образовательные достижения учащегося, учитель.
Keywords: Electronic portfolio, educational achievement of the student, teacher.
За несколько лет преподавания студентам педагогических специальностей курса по выбору «Электронный порт-фолио учащегося» были получены любопытные результаты, изложению и анализу которых посвящена данная статья.
Идея «портфолио» связана с новым пониманием образовательного процесса: главным в этом методе является не «портфолио» как собрание работ учащегося, а «портфолио» как отражение динамики его образовательных достижений.
Реальное развитие и распространение метод получил в конце XX - начале XXI века с появлением и широким распространением электронных средств документирования (сканеры, диктофоны, цифровые фотоаппараты, цифровые видеокамеры и т.п.) и конечно компьютеров, а вместе с ними и ИКТ технологий.
Вершиной всего стали смартфоны, благодаря которым мы стали свидетелями самых разнообразных явлений: полет метеорита, стихийные бедствия, катастрофы, курьезное поведение животных и т. д. Очевидно, что теперь зафикси-
ровать успешные достижения ребенка в учебной и других видах деятельности не составляет труда: у кого сейчас нет смартфона?
В портфолио можно поместить электронные копии успешного решения задач по математике, физике и другим предметам, выполненные упражнения по русскому языку: диктанты, сочинения, творческие работы детей, а также электронные копии рисунков, фотографии ручного труда ребенка (лепка из пластилина, оригами, любые поделки). Трудно сказать, какой результат деятельности ребенка невозможно зафиксировать. Особо следует отметить электронное документирование музыкальных успехов ребенка: цифровая аудиозапись пения и игры на музыкальных инструментах или цифровая видеозапись танцев и других успехов, связанных с движением ребенка, в том числе и его спортивных достижений. Правда, в отношении этого документирования необходимо отметить повышенные требования к качеству записи: не только что снимать, но и как