Научная статья на тему 'Использование технологии "перев¨рнутого обучения" на занятиях по иностранному языку: практический опыт'

Использование технологии "перев¨рнутого обучения" на занятиях по иностранному языку: практический опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATION TECHNOLOGY / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREING LANGUAGE / ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ / FLIPPED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Точилкина Ксения Борисовна

В статье приводится практический опыт использования технологии «перевернутого обучения» на занятиях по иностранному языку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the practical experience of “flipped learningeducation technology in foreign language study.

Текст научной работы на тему «Использование технологии "перев¨рнутого обучения" на занятиях по иностранному языку: практический опыт»

4.Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЁРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ:

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Точилкина Ксения Борисовна

г.Чита

АННОТАЦИЯ

В статье приводится практический опыт использования технологии «перевернутого обучения» на занятиях по иностранному языку

ABSTRACT

The article presents the practical experience of "flipped learning" education technology in foreign language study. Ключевые слова: педагогическая технология, иностранный язык, перевернутое обучение Keywords: education technology, foreing language, flipped learning.

В соответствии планами реализации ФГОС как среднего, так и высшего звена образования, главными целевыми установками являются компетенции, полученные учащимися в ходе обучения. При этом устанавливаются новые требования к предметным, личностным и метапредметным результатам, которые вызывают необходимость изменения если не методики обучения, то, как минимум, внедрения новых образовательных технологий. Концепция «обучения через всю жизнь» обуславливает перенос акцентов с простого усвоения знаний на формирование особого рода навыков, которые позволят личности самообучаться и саморазвиваться.

Со времен возникновения образовательного учреждения в привычном нам понимании в течение многих столетий мало что менялось - учитель входил в класс, проверял качество усвоения старого материала и давал новый. Но начиная с конца XX века развитие информационных технологий коренным образом изменило жизнь общества, а значит и оказало влияние на образовательный процесс. Можно ли учить детей XXI века по той же системе, что и их родителей? Будет ли такое обучение эффективным? Ответ на этот вопрос стараются дать многие ученые-педагоги, а также учителя-практики, разрабатывающие новые технологии в обучении.

Использование информационных технологий в образовании вызывает немало споров в педагогических кругах. Может ли онлайн обучение составить конкуренцию традиционной школе? Способно ли дистанционное образование стать альтернативой существующим образовательным институтам? В своей практике педагоги нового поколения все чаще убеждаются в том, что современные технологии и традиционная образовательная среда способны эффективно взаимодействовать, ставя с ног на голову даже такое незыблемое понятие, как школьный урок.

Одними из первых, кто заговорил о технологии «перевернутого обучения» (англ. flipped learning), или «перевернутого класса» (англ. flipped classroom), были учителя химии из Woodland Rark High School (США) Джонатан Бергман и Аарон Самс. Они начали записывать короткие видеоуроки для учеников, которые какое-то время не посещали занятия из-за болезни. Возросший интерес к доступным и понятным

учебным материалам положил начало образовательной технологии, которая в настоящее время используется далеко за пределами США на занятиях по различным дисциплинам.

Что же такое «перевернутый класс»?

Перевернутый класс - это педагогическая модель, в которой привычная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Он ивертирует традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок. [1, с.43]

Как это работает?

Учитель готовит курс видеолекций, освещающий теоретический материал учебного предмета. Домашним заданием для учащего становится просмотр данных видеолекций; урочное же время уделяется практическому применению полученных знаний, обсуждению нового материала или же выполнению упражнений.

Какие преимущества это дает?

Учителя располагают большим временем, чтобы помочь учащимся и объяснить разделы, вызвавшие затруднение. Учащиеся, как это часто бывает в традиционно системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке, а спросить учителя или постеснялись, или не было временных возможностей. Теперь они не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал по нескольку раз, до полного его понимания. После просмотра видеоматериала учащиеся записывают возникшие вопросы, и учитель разбирает эти вопросы отдельно. [1, с.58]

Но как такая технология поведет себя в условиях российского образования?

Спустя год после экспериментального внедрения, практическое использование технологии перевернутого обучения на занятиях по иностранному языку дало положительный результат. Стоит оговорится, что эксперимент проводился на базе ЦДО, в котором преподаватель был ограничен лишь тематическим содержанием учебного курса.

Первоначальное анкетирование, проведенное среди учащихся, показало их готовность принять участие в эксперименте, интерес к новой, необычной для них подаче

материала. Все учащиеся были разделены на две группы -контрольную (традиционный класс) и экспериментальную (перевернутый класс), каждая из которых делилась на три мини-группы по 6-7 человек в каждой. В каждой из групп было проведено тестирование на определение уровня знаний. Состав участников был неоднородным - в каждой из контрольных групп присутствовали как успевающие ученики, так и те, кто имел пробелы в знаниях и считался отстающим.

Далее каждая из групп обучалась по одному учебному пособию, но с применением разных педагогических технологий: в традиционном классе теоретический материал объяснялся на уроке преподавателем с привлечением ИКТ, небольшая часть упражнений для закрепления материала выполнялась на уроке, далее учащиеся получали традиционное домашнее задание (выполнение упражнений, повторение изученного материала по записям в тетради и в учебнике).

В перевернутом классе в качестве домашнего задания учащиеся обязывались самостоятельно изучить материал, представленный преподавателем на образовательном сайте Glogster в виде интерактивного плаката, на котором были дано короткое (не более 5-10 минут) видео по теме урока, а также четкие инструкции (просмотреть, сделать краткий конспект, задать минимум три вопроса по теме, быть готовыми к обсуждению и пр.). Каждый учащийся мог задать вопрос преподавателю в комментариях к плакату. В ходе занятия учащиеся, заранее подготовленные к той или иной теме урока, принимали активное участие в обсуждении материала, с готовностью выполняли письменные упражнения индивидуально и в группах. В конце урока они получали новую ссылку на Glogster.

В течении года каждая из групп после изучения тематического блока проходила небольшой тест. После прохождения финальной контрольной точки (устного и письменного тестирования) контрольная группа показала смешанный результат: успевающие ученики остались на прежнем уровне,

часть отстающих улучшила свои результаты, часть осталась на прежнем уровне. Экспериментальная же группа показала результат гораздо выше ожидаемого: успевающие ученики улучшили свои результаты, подавляющая часть отстающих справилась с заданиями значительно лучше, нежели отстающие из контрольной группы. Сами учащиеся признавали, что возможность работать над теорией в собственном темпе, возвращаться к материалам в любой момент, а так же личная ответственность за свои знания служили хорошей мотивацией к обучению.

По результатам эксперимента нельзя не отметить выросший уровень компетенций говорения и аудирования у участников экспериментальной группы: не могло не сказаться постоянное обращение к видеолекциям на изучаемом языке, а также освободившееся время для разговорной практики, которое в контрольной группе было занято объяснением преподавателем материала.

Постоянная самостоятельная работа обучающихся над материалом, в которой личность учителя перестает быть доминирующей, не означает что он не вовлечен в процесс; главенство педагога над учащимися перерастает в активное сотрудничество и совместный вклад в образовательный процесс. Технология перевернутого обучения возлагает большую ответственность за обучение на самого ученика, давая ему стимул и приучая к самостоятельному поиску знаний, исчезает пассивность, привычка к «прослушиванию» урока в готовом виде. А постоянная языковая практика не только во время занятий, но и при подготовке домашнего задания, дает значительные результаты в обучении иностранному языку.

Список литературы:

1. Aaron Sams, Jonathan Bergmann. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day, 2012. - 120 c.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНСТИ УЧАЩИМСЯ С ОРГАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Фалько Светлана Николаевна

Канд. пед. наук, доцент

кафедры безопасности жизнедеятельности и прикладных технологий МГПУ,

г. Москва

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены особенности формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках по основам безопасности жизнедеятельности сознательного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь в условиях инклюзивного образования.

ABSTRACT

Describes the features of the formation of students with disabilities in lessons on the basics of life safety conscious attitude to issues of personal safety, the safety of others, knowledge and skills to recognize and assess dangerous situations, to identify ways of protection against them, to provide self - and mutual support in conditions of inclusive education.

Ключевые слова: Национальная безопасность. Инклюзивное образование. Ограниченными возможностями здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности.

Keywords: National security. Inclusive education. Disabilities. The basics of life safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.