Научная статья на тему 'Формирование математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности'

Формирование математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ИГРА / EDUCATIONAL GAME / В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ / IN THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR WORK ON MATHEMATICS / НЕОБХОДИМО ВАРЬИРОВАТЬ ФОРМАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / IT IS NECESSARY TO VARY THE FORMS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старицына Ольга Николаевна

Развитие и воспитание математической инициативы способствует возникновению у ребенка интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing and nurturing mathematical initiative contributes to the child’s interest in mathematics, raises to a higher level the overall quality of the intellect and will.

Текст научной работы на тему «Формирование математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности»

Рисунок 4. Окно результов тестирования с детализацией по вопросам

III группа (элементы коммуникации, позволяющие реа-лизовывать обратную связь и совместное обсуждение заявленной темы ).

1) Форум - данный элемент позволяет участникам общаться в асинхронном режиме, то есть в течение длительного времени. Преподаватель может разрешить прикреплять файлы к сообщениям на форуме.

2) Чат - позволяет участникам иметь возможность синхронного письменного общения в реальном времени. Чат может быть одноразовым мероприятием или повторяться в одно и то же время, например, каждую неделю.

В результате использования такого комплексного подхода к формированию курса ДО, он может выглядеть следующим образом (см. рис.5).

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Старицына Ольга Николаевна

Студентка 3 курса Специальность «Преподавание в начальных классах» ГБПОУ Пермского педагогического колледжа №1 г Пермь

АННОТАЦИЯ

Развитие и воспитание математической инициативы способствует возникновению у ребенка интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли.

ABSTRACT

Developing and nurturing mathematical initiative contributes to the child's interest in mathematics, raises to a higher level the overall quality of the intellect and will.

Ключевые слова: Учебная игра, в организации внеурочной работы по математике, необходимо варьировать формами внеурочной деятельности.

Keywords: Educational game, in the organization of extracurricular work on mathematics, it is necessary to vary the forms of extracurricular activities.

Внеклассные занятия с детьми по математике надо начинать как можно раньше, чтобы у одних пробудить, а у других укрепить интерес к математике и желание заниматься математикой . Поэтому основными целями внеурочной деятельности должны стать развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе.

Развитие и воспитание математической инициативы спо-

собствует возникновению у ребенка интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли.

Учебная игра на первом этапе развития математических способностей является основным компонентом и как бы форму существования детского ума в бесконечно сложном мире взрослых. Это неизбежный, необходимый этап возрастного развития, который позволяет безболезненно и даже весело овладевать все новым опытом и приобщаться к

жизни взрослых, не боясь, не замечая трудностей.[3.]

Ряд авторов Шадрина И.В., Исламгулова С.К., Жадрина М.Ж., Бескоровайная Н.С. считают, что структура математических способностей состоит из девяти компонентов: .[2]

1. Способности к обобщению математического материала;

2. Способности сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

3. Способности к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

4. Способности к формализации математического материала;

5. Способности к оперированию числовой и знаковой символикой;

6. Способности к последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению;

7. Гибкости мышления, способности к переключению с одной умственной операции на другую;

8. Способности к пространственным представлениям;

9. Математической памяти.

Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему,

целостную структуру математической одаренности, математический склад ума.

Внеурочная деятельность по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков. Формы внеурочной деятельности по математике очень разнообразны, учителю, проводящему внеурочные занятия систематически, можно их комбинировать. (см.рис.1.)

. В организации внеурочной работы по математике, необходимо варьировать формами внеурочной деятельности. Для развития: способности к обобщению математического материала; способности сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами; способности к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли); способности к формализации математического материала; способности к оперированию числовой и знаковой символикой; гибкости мышления, способности к переключению с одной умственной операции на другую; математической памяти.

Рис.1. Формы внеурочной работы по математике

Используемая литература

Внеурочные формы работы позволяют включить школьника в мир математики .На разных уровнях познания .

1.Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55

2.Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников // М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. - М: Просвещение, 2010.

3.Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.-2013.- №3.-С.100-109

4.Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЁРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ:

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Точилкина Ксения Борисовна

г.Чита

АННОТАЦИЯ

В статье приводится практический опыт использования технологии «перевернутого обучения» на занятиях по иностранному языку

ABSTRACT

The article presents the practical experience of "flipped learning" education technology in foreign language study. Ключевые слова: педагогическая технология, иностранный язык, перевернутое обучение Keywords: education technology, foreing language, flipped learning.

В соответствии планами реализации ФГОС как среднего, так и высшего звена образования, главными целевыми установками являются компетенции, полученные учащимися в ходе обучения. При этом устанавливаются новые требования к предметным, личностным и метапредметным результатам, которые вызывают необходимость изменения если не методики обучения, то, как минимум, внедрения новых образовательных технологий. Концепция «обучения через всю жизнь» обуславливает перенос акцентов с простого усвоения знаний на формирование особого рода навыков, которые позволят личности самообучаться и саморазвиваться.

Со времен возникновения образовательного учреждения в привычном нам понимании в течение многих столетий мало что менялось - учитель входил в класс, проверял качество усвоения старого материала и давал новый. Но начиная с конца XX века развитие информационных технологий коренным образом изменило жизнь общества, а значит и оказало влияние на образовательный процесс. Можно ли учить детей XXI века по той же системе, что и их родителей? Будет ли такое обучение эффективным? Ответ на этот вопрос стараются дать многие ученые-педагоги, а также учителя-практики, разрабатывающие новые технологии в обучении.

Использование информационных технологий в образовании вызывает немало споров в педагогических кругах. Может ли онлайн обучение составить конкуренцию традиционной школе? Способно ли дистанционное образование стать альтернативой существующим образовательным институтам? В своей практике педагоги нового поколения все чаще убеждаются в том, что современные технологии и традиционная образовательная среда способны эффективно взаимодействовать, ставя с ног на голову даже такое незыблемое понятие, как школьный урок.

Одними из первых, кто заговорил о технологии «перевернутого обучения» (англ. flipped learning), или «перевернутого класса» (англ. flipped classroom), были учителя химии из Woodland Rark High School (США) Джонатан Бергман и Аарон Самс. Они начали записывать короткие видеоуроки для учеников, которые какое-то время не посещали занятия из-за болезни. Возросший интерес к доступным и понятным

учебным материалам положил начало образовательной технологии, которая в настоящее время используется далеко за пределами США на занятиях по различным дисциплинам.

Что же такое «перевернутый класс»?

Перевернутый класс - это педагогическая модель, в которой привычная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Он ивертирует традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок. [1, с.43]

Как это работает?

Учитель готовит курс видеолекций, освещающий теоретический материал учебного предмета. Домашним заданием для учащего становится просмотр данных видеолекций; урочное же время уделяется практическому применению полученных знаний, обсуждению нового материала или же выполнению упражнений.

Какие преимущества это дает?

Учителя располагают большим временем, чтобы помочь учащимся и объяснить разделы, вызвавшие затруднение. Учащиеся, как это часто бывает в традиционно системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке, а спросить учителя или постеснялись, или не было временных возможностей. Теперь они не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал по нескольку раз, до полного его понимания. После просмотра видеоматериала учащиеся записывают возникшие вопросы, и учитель разбирает эти вопросы отдельно. [1, с.58]

Но как такая технология поведет себя в условиях российского образования?

Спустя год после экспериментального внедрения, практическое использование технологии перевернутого обучения на занятиях по иностранному языку дало положительный результат. Стоит оговорится, что эксперимент проводился на базе ЦДО, в котором преподаватель был ограничен лишь тематическим содержанием учебного курса.

Первоначальное анкетирование, проведенное среди учащихся, показало их готовность принять участие в эксперименте, интерес к новой, необычной для них подаче

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.