Научная статья на тему 'Дидактические основы создания и ведения электронного портфолио учащегося'

Дидактические основы создания и ведения электронного портфолио учащегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО / ELECTRONIC PORTFOLIO / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ / EDUCATIONAL ACHIEVEMENT OF THE STUDENT / УЧИТЕЛЬ / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатеева Надежда Ильинична, Фатеев Александр Михайлович

В статье рассматриваются результаты исследования по определению дидактических требований к сущности, содержанию и технологии создания и ведения электронного портфолио учащегося, анализируется опыт отработки этой технологии со студентами педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the results of researches on definition of didactic requirements regarding the nature, content and technology creating and maintaining electronic student portfolios, examines the experience of testing this technology with students of pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы создания и ведения электронного портфолио учащегося»

степенью безопасности.

На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры. На втором формулируется ее цель и конкретные учебные задачи. На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

При проведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях. При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т.п. Как результат - повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Таким образом, имитационно-ролевые и другие игровые методы обучения являются эффективным звеном системо-реализующих компонентов методической системы преподавания ОБЖ, где учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких ситуациях призваны подготовить учащегося с ограниченными возможностями здоровья, к выбору правильного решения для выхода из ЧС с наименьшими потерями.

Список литературы:

1. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.diisШfe.ru

2. Инклюзивное образование - Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Проект Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья 143.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО УЧАЩЕГОСЯ

Фатеева Надежда Ильинична

Канд. пед. наук, доцент кафедры теории и истории педагогики МГПУ,

г. Москва

Фатеев Александр Михайлович

Канд. экон. наук, доцент кафедры информатизации образования МГПУ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются результаты исследования по определению дидактических требований к сущности, содержанию и технологии создания и ведения электронного портфолио учащегося, анализируется опыт отработки этой технологии со студентами педагогического вуза.

ABSTRACT

The article discusses the results of researches on definition of didactic requirements regarding the nature, content and technology creating and maintaining electronic student portfolios, examines the experience of testing this technology with students of pedagogical University.

Ключевые слова: Электронный портфолио, образовательные достижения учащегося, учитель.

Keywords: Electronic portfolio, educational achievement of the student, teacher.

За несколько лет преподавания студентам педагогических специальностей курса по выбору «Электронный порт-фолио учащегося» были получены любопытные результаты, изложению и анализу которых посвящена данная статья.

Идея «портфолио» связана с новым пониманием образовательного процесса: главным в этом методе является не «портфолио» как собрание работ учащегося, а «портфолио» как отражение динамики его образовательных достижений.

Реальное развитие и распространение метод получил в конце XX - начале XXI века с появлением и широким распространением электронных средств документирования (сканеры, диктофоны, цифровые фотоаппараты, цифровые видеокамеры и т.п.) и конечно компьютеров, а вместе с ними и ИКТ технологий.

Вершиной всего стали смартфоны, благодаря которым мы стали свидетелями самых разнообразных явлений: полет метеорита, стихийные бедствия, катастрофы, курьезное поведение животных и т. д. Очевидно, что теперь зафикси-

ровать успешные достижения ребенка в учебной и других видах деятельности не составляет труда: у кого сейчас нет смартфона?

В портфолио можно поместить электронные копии успешного решения задач по математике, физике и другим предметам, выполненные упражнения по русскому языку: диктанты, сочинения, творческие работы детей, а также электронные копии рисунков, фотографии ручного труда ребенка (лепка из пластилина, оригами, любые поделки). Трудно сказать, какой результат деятельности ребенка невозможно зафиксировать. Особо следует отметить электронное документирование музыкальных успехов ребенка: цифровая аудиозапись пения и игры на музыкальных инструментах или цифровая видеозапись танцев и других успехов, связанных с движением ребенка, в том числе и его спортивных достижений. Правда, в отношении этого документирования необходимо отметить повышенные требования к качеству записи: не только что снимать, но и как

снимать.

Смысл такого документирования - расчет на педагога - профессионала, то есть такого человека, который по результатам выполненной ребенком работы может судить не только об успешности ребенка, но и о его затруднениях, которые он уже преодолел и которые ему еще предстоит преодолеть, а также его перспективности: насколько ребенок близок к пределу своего совершенства в конкретном виде деятельности. Отсюда следует, что отбирать материал для портфолио должен педагог в расчете на такого же квалифицированного педагога, который, возможно, в дальнейшем будет работать с ребенком.

Выше сказанное определило наше первое требование к созданию и ведению портфолио: материалы в портфолио должен отбирать квалифицированный педагог, умеющий заметить в результатах работы ребенка важные психолого-педагогические составляющие его образовательных достижений [1,с.168].

Второе требование к создаваемому портфолио - требование к его структуре. Отобранные в портфолио материалы, отражающие педагогические достижения ребенка, должны быть сгруппированы так, чтобы в них было легко ориентироваться другим учителям, не знакомым с конкретным ребенком и его портфолио.

Третье требование - позитивность отбираемых материалов: портфолио ученика не досье, а именно педагогический инструмент, позволяющий учителю использовать его для создания мотивации и активизации учебной деятельности ребенка.

Четвертое требование - отражение динамики учебной деятельности ребенка, то есть отобранный материал должен сопровождаться сведениями, позволяющими педагогу судить, как и после каких событий улучшались успехи ребенка.

Пятое требование - в портфолио должно быть предусмотрены разделы для профессиональной оценки деятельности учащегося педагогами, психологами и другими специалистами, имеющими отношение к его учебной деятельности. Разумеется, что эта часть портфолио предназначена только для специалистов и должна иметь ограниченный доступ.

В нашем опыте обучение студентов работе с портфо-лио начинается с выбора классификации педагогических целей (достижений) ребенка, которая должна лечь в основу структуры портфолио. Из множества отечественных и зарубежных классификаций наиболее перспективной для создания электронного портфолио учащегося нам представляется таксономия педагогических целей Б. Блума, которая содержит три педагогические области: когнитивную, эмоционально-ценностную и психомоторную. В этих трех сферах можно найти место практически любому образовательному достижению ребенка. Разумеется, педагогическая таксономия Б.Блума далека от совершенства даже с учетом её модернизации в начале XXI века Л. Андерсоном и Д. Кратволем, поэтому мы рекомендуем студентам брать эту таксономию за основу, но рассматривать её как открытую систему, то есть допускающую добавление отдельных разделов по мере необходимости. Так, например, в процессе создания студентами электронных портфолио у них неоднократно возникал вопрос об отражении особенностей внимания ребенка. В когнитивной области таксономии предусмотрен раздел «Знание», в портфолио - папка «Запоминание», где характеризуется способность ребенка

запоминать учебный материал, а вот отразить состояние и развитие способности ребенка концентрировать внимание на воспринимаемом учебном материале или переключать его негде. Вместе с тем известно, что «отсутствие внимания не может быть скомпенсировано количеством повторений» заучиваемого материала. Соответственно в папке «Запоминание» была выделена папка «Внимание», в которую можно помещать материалы, отражающие состояние и развитие этого качества у ребенка. Однако в таксономии Б. Блума избирательное внимание предусмотрено в аффективной области в разделе «Восприятие», поэтому некоторые студенты предпочли выделить папку «Внимание» в этом разделе.

Электронный портфолио учащегося при таком подходе представляет набор электронных папок, содержащих либо вложенные в них папки, либо файлы, содержащий наглядное отражение успеха ребенка (контрольной работы, диктанта, сочинения, танца, и т.п.). Таким образом, структура электронного портфолио выстривается в виде системы вложенных электронных папок, соответствующих таксономии Б. Блума.

Первой папкой портфолио является папка объективных данных о ребенке. Согласно принятым в мировой педагогической практике правилам портфолио делается и пополняется педагогом при непосредственном участии самого ребенка, и материалы об его успехах помещаются в портфолио с непосредственного согласия и одобрения самого ребенка. Состав объективных данных о ребенке весьма разнообразен и пока не установился: минимум включает имя, фамилию, дату рождения и пол ребенка, а далее возможно расширение до весьма обширных сведений, как о родителях, бабушках и дедушках, так и о себе (автобиография ребенка), своих планах и мечтах, а также о друзьях-товарищах и т.д.

Студенты, создававшие портфолио со своими учениками, неоднократно отмечали, что детям очень нравится работа над этой частью портфолио, и они вносят весьма разнообразные предложения по составу включаемых в эту папку материалов. На наш взгляд, чем больше и разнообразнее материал, помещенный в эту папку, тем лучше учитель может составить себе представление о ребенке и атмосфере, в которой он воспитывается. Так, например, одна фотография мальчика с отцом на спортивной прогулке или в другом виде совместной деятельности говорит куда больше об отношениях в семье, чем множество характеристик и аттестаций. Попутно отметим, что некоторые учителя в объективные данные ребенка включают психологический тип, темперамент, предпочтительную информационную систему и другие характеристики ребенка, которые они выявили в процессе общения с ним и наблюдения за его поведением.

Второй, третьей и четвертой папкой портфолио являются папки, соответствующие таксономии: «Когнитивная область», «Эмоционально-ценностная область» и «Психомоторная область» с вложенными в них папками. Поскольку мы рекомендуем студентам рассматривать таксономию как открытую систему, то в папку каждой ее области и во вложенные в них папки могут быть добавлены на усмотрение педагога папки, отражающие тот или иной вид образовательных достижений ребенка. Главное, на наш взгляд, кардинально не «ломать» выбранную структуру портфолио, а модифицировать её по мере необходимости.

Пятая папка портфолио - папка спортивных достижений ребенка, отражающая спортивные успехи учащегося. В папке содержится электронная копия медицинской карты

ребенка по форме №206/у-2000, заполняемая медсестрой школы, а также папки по каждому из видов спорта, которыми увлекается ребенок.

Шестая папка - достижения ребенка в области искусств. Чаще всего в этой папке содержатся электронные материалы, отражающие музыкальные успехи учащегося, а также успехи в других видах: живопись, ваяние, зодчество. Если ребенок проявляет себя в нескольких видах искусств, то целесообразно для каждого вида завести отдельную папку в папке достижения в области искусств.

Седьмая папка - другие успехи ребенка. В эту папку помещаются наглядные материалы по успешной деятельности ребенка, не вошедшей в первые пять папок.

Восьмая папка - папка, содержащая документальные подтверждения успешности ребенка: грамоты, сертификаты, дипломы и другие документы, полученные ребенком на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.п.

К сожалению, мы часто наблюдаем сложившуюся практику помещения в портфолио, в первую очередь, грамот, сертификатов и т.д. Это приводит к нездоровой погоне за такими бумажными документами: сначала родителей, а затем и детей, что постепенно формирует у них негативное качество - уважение к бюрократизму. Вместе с тем, эта тенденция противоречит основному принципу портфолио: собирать и сохранять (документировать) наглядные успехи ребенка, а не документальное подтверждение этих успехов справкой, грамотой и другой бумажкой с подписью и печатью. Излишне объяснять, что такие документы не могут объективно отразить психолого-педагогические особенности ребенка, скорее наоборот. Отражение детской деятельности в оценках учителя, табелях, грамотах, сертификатах возникло и долго существовало как единственная возможность зафиксировать достижение ребенка. И сейчас, когда благодаря ИКТ технологиям, положение в корне изменилось, фактические успехи ребенка могут и должны фиксироваться реально (электронная копия работы, электронная аудио или видеозапись), а не справка, табель, сертификат. Разумеется, авторы далеки от мысли полностью исключить бумажные документы, но очень неплохо было бы, чтобы эти документы заняли в портфолио подобающее им место, а к грамоте или сертификату прикладывалась электронная копия работы, за которую ребенок получил эту грамоту или сертификат.

Девятая и десятая папки портфолио - специальные папки. В девятой папке накапливаются материалы педагогических наблюдений за ребенком и их анализа учителем, описание методов и методик, использованных в работе с учащимся, и их результатов (здесь не только положительных, но и отрицательных).

В десятой папке, аналогично девятой, накапливаются материалы работы с ребенком школьного психолога. Как уже отмечалось, эти папки предназначены педагогическому и психологическому персоналу учебного заведения и должны быть закрыты для доступа непрофессионалов.

В целях обеспечения возможности анализа динамики развития того или иного процесса каждый материал, помещаемый в портфолио, должен быть датирован, т.е. снабжен датой (число, месяц, год, а иногда и время) события, к которому он относится. Выполнение этого условия может оказаться очень важным для педагогического анализа процессов, происходящих с ребенком: можно, например, отобрать материалы портфолио и выстроить их в хронологическом

порядке, либо выбрать разнообразные события, произошедшие с ребенком в определенный период, либо выстроить и сопоставить два или несколько хронологических рядов успешного развития ребенка и сопоставить их.

И еще одно важное замечание по вопросу создания и ведения электронного портфолио учащегося. Современные ИКТ технологии позволяют легко организовать связи между отдельными частями (файлами) портфолио и даже частями этих файлов. В основе организации связи лежит использование гиперссылок. Так, например, сочинение, написанное ребенком, хранится в папке «Создавать (Синтез)», вложенной в Когнитивную папку портфолио. При педагогическом анализе сочинения, учитель излагает свои представление об учащемся и отмечает, что в сочинении содержатся не только признаки, характеризующие способность ученика самостоятельно мыслить и обосновывать свое мнение, но и данные, отражающие личностные нравственные ценности. Тогда учитель помещает копию сочинения в папку «Личностная система ценностей», а затем делает две гиперссылки из материалов своего анализа в файле, который помещается в Педагогическую папку портфолио, на файл сочинения и его копию, хранящиеся в разных папках портфолио. При этом такая избыточность (дублирование) материалов вполне оправдана. Педагог, изучающий креативные способности учащегося, обратится к папке «Создавать (Синтез)» когнитивной папки портфолио, выберет материалы из накопленных в папке и займется их изучением и анализом с позиции понимания успешности ребенка в его творческой деятельности. В материалах для анализа окажется и упомянутое выше сочинение. При изучении системы ценностей ученика тот же или другой педагог из соответствующей папки эмоционально-ценностной части портфолио отберет собранные в ней материалы, среди которых окажется и упомянутое сочинение, и займется их изучением и анализом.

Из этого примера следует, что учитель, отбирающий материалы в портфолио, должен быть профессионально высококомпетентным специалистом, чтобы видеть за конкретными фактами, содержащимися в работе ученика, психолого-педагогические особенности состояния и развития школьника, правильно их классифицировать и отражать в соответствующих папках портфолио [2,с.118]. На практике крайне редко бывает, чтобы работа ребенка отражала одно единственное качество: возможность продублировать и разместить один и тот же материал в разных папках портфолио облегчает последующую аналитическую работу педагогов с материалом портфолио. С другой стороны, педагоги, работающие с портфолио и имеющие доступ к папке педагога, могут познакомиться с ходом его анализа, опирающегося на конкретный материал ребенка, и сделать свои педагогические выводы. При этом речь не идет о критике анализа одного педагога другим и о столкновении позиций двух профессионалов, а об объективности педагогического анализа успехов школьника и использовании их результатов для дальнейшего более успешного обучения, воспитания и развития ребенка.

В рамках учебного курса «Электронный портфолио учащегося» студентам старших курсов была поставлена задача: создать портфолио в виде совокупности электронных папок, наполненных конкретными иллюстрациями образовательных достижений учащегося. Итогом работы каждого студента должна была быть защита «своего» портфолио в среде коллег. Из представленного на защиту портфолио дол-

жен возникать образ ребенка, при этом педагогическая и психологическая папки на защите рассматривались отдельно после защиты основной части портфолио.

Наряду с электронным портфолио, реализованным в виде совокупности электронных папок, отдельные студенты создавали вэб-портфолио. Для этого они использовали MS Office Publisher или другой пакет для создания сайтов, а также бесплатный хостинг и конструктор сайтов Ucoz или другие бесплатные и платные хостинги в Интернет. В основе структуры веб-портфолио использовалась структура электронного портфолио, изложенная выше. Папке объективных данных электронного портфолио соответствовала домашняя страница сайта. Каждой последующей папке электронного портфолио соответствовали отдельные страницы сайта. На первый взгляд, портфолио в формате вэб-сайта выглядит значительно выигрышней своего папкообразного собрата, однако практически преимущества такого подхода пока не очевидны. Основное преимущество веб-портфолио - его публичность, то есть возможность доступа к его материалам большего количества людей из различных точек пространства. Насколько это важно для портфолио? Доступ к портфолио нужен узкому кругу учителей, работающих с ребенком, самому ребенку, а также родителям, участвующим в воспитании и влияющим на развитие ребенка. Безусловно, было бы удобно любому учителю, работающему с данным ребенком, и имеющему доступ в Интернет, войти на сайт веб-портфолио и поработать с его материалами.

Основное назначение портфолио ученика - активный метод работы учителя с ребенком, предполагающий большую работу педагога по анализу материала портфолио, зачастую кабинетную, кропотливую, связанную с изучением материалов, представленных в разных папках (на разных страницах сайта), что может вызвать затруднения при необходимости отбора разных материалов и сведения их в единую таблицу.

Подводя итоги сказанному можно утверждать, что электронный портфолио - весьма перспективный и пока во многом неизведанный путь педагогической деятельности. Необходимым условием успешного развития метода порт-фолио является высокая педагогическая квалификация и профессионализм учителей как при отборе материалов, помещаемых в портфолио, так и при их использовании в работе с ребенком. Важным условием успешного создания и использования электронного портфолио ребенка является также умелая фиксация в электронном виде различных непосредственных успехов ребенка.

Список литературы:

1.Фатеев А.М. Информационные технологии в педагогике и образовании: учебное пособие / А.М.Фатеев. - Москва: МГПУ, 2012. - 200 с.

2.Фатеева Н.И. Образовательные программы начальной школы: учебник / Н.И. Фатеева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2015. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.