Научная статья на тему 'Практико-ориентированное обучение старшеклассников на уроках ОБЖ'

Практико-ориентированное обучение старшеклассников на уроках ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1574
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАНННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРИРОДНЫЕ ОПАСНОСТИ / КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ / PRACTICE-ORIENTED TEACHING / NATURAL DANGERS / CRITICAL SITUATIONS / PERSONAL SECURITY / WAYS OF PROTECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов Владислав Александрович

В статье представлена система работы по практико-ориентированному обучению старшеклассников на уроках ОБЖ. Приводятся интерактивные методы обучения, формы и методы аудиторной работы. Показана направленность обучения на овладение знаниями о способах действий при угрозе и возникновении природных опасностей, приемами обеспечения личной и общественной безопасности и способами защиты жизни от угрожающих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцов Владислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED TEACHING OF SENIOR PUPILS AT LESSONS OF PRINCIPLES OF PERSONAL AND SOCIAL SAFETY

In the article the work system of the practice-oriented teaching of senior pupils at the lessons of principles of personal and social safety is presented. Interactive methods of training, the form and methods of the class work are produced. The orientation of teaching to mastering of knowledge of the way actions by threat and occurrence of natural dangers, ways of security of the personal and social safety and ways of protection of life from menacing factors is shown.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированное обучение старшеклассников на уроках ОБЖ»

УДК 372.862

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ОБЖ

© Владислав Александрович Скворцов

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Россия, аспирант кафедры педагогики, e-mail: skvorcov.vladislav@mail.ru

В статье представлена система работы по практико-ориентированному обучению старшеклассников на уроках ОБЖ. Приводятся интерактивные методы обучения, формы и методы аудиторной работы. Показана направленность обучения на овладение знаниями о способах действий при угрозе и возникновении природных опасностей, приемами обеспечения личной и общественной безопасности и способами защиты жизни от угрожающих факторов.

Ключевые слова: практико-ориентированнное обучение; природные опасности; критические ситуации; личная безопасность; способы защиты.

Российское фундаментальное образование традиционно создавалось на знаниевой парадигме. Образовательный процесс в системе общего и профессионального образования строился на дедуктивной основе в соответствии с дидактической триадой «знания -умения - навыки», причем основное внимание уделялось усвоению знаний. Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, именно в процессе обучения должны формироваться необходимые умения и навыки. Однако многолетняя практика выявила существенные минусы такого подхода. В рамках знаниевой парадигмы всегда актуальной была проблема разрыва знаний от умений их применять.

Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении фундаментальной науки, развитии прикладных наук, необходимых для устойчивого развития российского общества.

Идея практико-ориентированного обучения стала внедряться в систему общего образования сравнительно недавно. Значительным явлением стало введение Постановлением правительства РФ (№ 334 от 9 июня 2003 г.) профильного обучения старшеклассников.

Одним из предметов общеобразовательной школы России является курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Несмотря на то, что данный учебный курс преподается более 10 лет, существует немало

проблем, связанных с его преподаванием. В качестве значимой проблемы выступает проблема обеспеченности школ и учреждений начального профессионального образования квалифицированными учителями ОБЖ (пре-подавателями-организаторами ОБЖ).

За период первого десятилетия существования курса ОБЖ накоплен определенный опыт проведения занятий с различными возрастными группами. У ученых педагогов, преподавателей-практиков все более твердо складывается убеждение, что необходимо формировать у школьников практические навыки защиты в опасных ситуациях. В исследовании А.В. Старостенко было выявлено, что среди всех возрастных групп учащихся предпочтение практическим занятиям по ОБЖ отдают 56,5 % респондентов. Причем с возрастом растет понимание значимости практических занятий от 30 % в 5-х классах до 86 % в 10-11 классах [1]. Аналогичные данные получены в ходе нашего исследования (5-7 классы - 63 %, 8-9 классы -71 %, 10-11 классы - 83 %). При этом 83 % учителей ОБЖ отдают предпочтение практическим занятиям.

Мы считаем, что для построения практи-ко-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный

подход. Мы исходим из того, что в отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориен-тированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков опыта практической деятельности. Образование не может быть практико-ориентиро-ванным без приобретения опыта деятельно-

сти, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода.

Вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода направлен к организации процесса обучения, технологиям практи-ко-ориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т. е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения / научения, т. е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.

Из некоторого множества можно выделить два способа реализации практикоориентированных занятий:

- во-первых, практико-ориентирован-ные занятия как метод обучения;

- во-вторых, практико-ориентирован-ные занятия как технологически организованный процесс обучения учащихся, который можно осуществлять в группах переменного состава. Этот процесс основан на решении разноуровневых по сложности задач, связанных с практикой жизнедеятельности человека.

Практико-ориентированные занятия в виде решения ситуационных задач представляют технологический процесс решения трехуровневых задач в группах переменного состава.

Задачи первого, минимального уровня (т. н. шаблонные задачи) имеют репродуктивный характер, т. к. закрепляют полученные учениками знания. Решение их в группах носит также развивающий характер.

Задачи второго, базового уровня по конструкции состоят из нескольких объединенных ассоциативными связями задач минимального уровня. Ключевым для таких задач будет вопрос «Почему?». Учащиеся должны пояснить почему, при каких условиях, вследствие чего получается искомый результат. В

этом случае реализуется идея диалогичности обучения. Диалог создает оптимальные предпосылки для развития положительной мотивации к учению у ребенка, обеспечивает формирование личностной самостоятельности и ответственности, стимулирует раскрытие творческих способностей субъектов. Характеристикой диалогического взаимодействия (учитель - ученик, ученик - ученик) будет термин «развивающее», который отражает, что «...генеральный путь содействия развитию личности состоит в стимулировании (в т. ч. через предоставление возможностей самовыражения) внутренних источников этого развития» [2].

Задачи третьего уровня, повышенной сложности, решаемые в группах переменного состава, предполагают организацию развивающего и эвристического обучения. Эвристическое обучение отличается от развивающего качественно новой задачей: развитием не только ученика, но и пути его образования. Эвристический подход к образованию ориентирует ученика на достижение неизвестного заранее результата.

Практико-ориентированные занятия в совокупности с другими методами обучения направлены на овладение умениями, практическими навыками, на выбор индивидуального пути развития качеств личности учащегося, т. е. они определяют практико-ориенти-рованный характер всего курса ОБЖ.

При решении конкретной ситуации обучающиеся обычно действуют, как в реальной практике: анализируя ее, используя свой опыт, а также применяя те способы, средства и критерии анализа, которые были ими усвоены в учебном процессе. При этом студенты зачастую сами обнаруживают, что некоторые точки зрения, критерии оценки и выбора решений, методы анализа, которые раньше считались ими правильными и достаточно надежными, оказываются неэффективными, а то и вовсе ошибочными.

Основой формирования готовности школьников к действиям при возникновении природных опасностей стала идея применения нестандартных, нетрадиционных, нелинейных педагогических технологий, опора на их творческую активность, повышение мотивации в приобретении знаний, умений и навыков обеспечения собственной безопасности, самостоятельная поисковая деятель-

ность. Наряду с традиционными возможностями учебно-воспитательного процесса нами использовались иные, более эффективные формы работы в данном направлении.

Проблема решалась путем внедрения в учебно-воспитательный процесс интерактивных методов обучения, которые базируются на «самовозбуждении», на творческом интересе к выполняемой деятельности. Понятие «интерактивный метод» в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой определяется как: «Организация совместной деятельности учащихся, выработка тактики и стратегии их взаимодействия, организация активного обмена информацией в учебном диалоге: учитель - ученик, ученик - ученик» [3].

Руководствуясь данным определением, в процессе формирования знаний и умений относительно адекватного поведения при угрозе или возникновении террористического акта и связанных с ним критических ситуациях мы активно применяли в качестве «интерактивных» различные методы.

Метод анализа конкретных ситуаций. Предполагает использование набора ситуационных заданий теоретического и практического характера, которые уже когда-либо случались в жизни и имели конкретные последствия своего развития или были смоделированы учителем таким образом, что старшекласснику необходимо найти способы их разрешения, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывая соображения о направленности дальнейших действий. Ученик в процессе решения поставленной перед ним или группой обучаемых задачи, проявляя творческое мышление и инициативу, представляет опасную ситуацию, оценивает ее, делает выводы о закономерностях развития ситуации и принимает целесообразное решение, вырабатывая тем самым систему аналитического поведения и постоянную готовность к принятию решений. Таким образом, данный метод позволяет максимально приблизить ребенка к пониманию сущности природных опасностей, их развития, последствий и способов нейтрализации или минимизации ущерба.

Применение данного метода позволяет выявлять и формировать личностные качества старшеклассников, повышать мотивацию обучения, отрабатывать полученные знания

и умения на практических занятиях, проводить контроль знаний обучаемых.

Игровой метод включает в себя активную учебную деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Данный метод использовался нами для придания процессу обучения эмоциональной окраски, усвоения материала через творческий процесс, в момент которого осуществляется социализация учащегося в группе одноклассников. В творческой деятельности происходит осмысление и усвоение материала, ребята учатся предвидеть первоочередные и перспективные действия при возникновении природных опасностей. В качестве таких методов на занятиях нами применялись дидактические, сюжетноролевые, военизированные, деловые игры, игры на местности, ребусы, кроссворды, головоломки, викторины, игры, брейн-ринг. Упомянутые методы направлены на познавательную и интеллектуальную деятельность в изучаемой области. Опыт показывает, что целенаправленному формированию готовности к действиям при возникновении природных опасностей способствуют беседы и диспуты на темы: «Что ты знаешь о природных опасностях»; «Как вести себя при возникновении природных опасностей»; «Какие качества личности необходимы для успешного преодоления опасностей природного характера» и т. д.

Наблюдения за обучением старшеклассников показывают, что на качестве их готовности отрицательно сказывается выполнение однотипных задач или крайне большое их разнообразие. В первом случае в новой ситуации у них не хватает гибкости, творчества, во втором - твердой последовательности, четкости в действиях. Сочетание разнообразия и повторения сложных задач и условий, в которых они выполняются, эффективно вырабатывает готовность, устойчивые психофизиологические структуры, обобщенные способы действий, необходимые в чрезвычайных ситуациях. Оправданным является подход, основанный на специальном обучении детей поведению в опасных ситуациях, регулировании степени реальности грозящей им опасности, постепенном повышении уровня самостоятельных действий.

В учебном процессе использовались методы показа и рассказа, а при освоении дви-

гательных действий - изучение действия в целом (целостный метод) и по частям (расчлененный метод), при этом оба метода использовались во взаимосвязи. Исходя из неизбежного различия в исходном уровне психического и физического здоровья и жизненного опыта обучаемых, учитывая менталитет старшеклассников, курс подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях позволяет дифференцировать учебный процесс по уровням сложности усвоения программы, применять индивидуальный подход к оценке результата, в т. ч. использовать бригадноиндивидуальные, групповые и другие формы его организации.

В ходе изучения курса старшеклассники овладевали знаниями о способах действий при угрозе и возникновении природных опасностей; приемах оказания первой медицинской помощи; путях обеспечения личной и общественной безопасности; способах защиты жизни от угрожающих факторов: обрушения здания, пожара; о взаимодействии в коллективе в момент, когда группе людей угрожает опасность; об основах организации и ведения спасательных работ.

Наряду со знаниями учащиеся овладевали навыками и умениями ориентации в быстро меняющихся ситуациях. Учились заранее строить модель своих действий и оценивать их адекватность в критической ситуации. Не упускать оптимальных условий и средств достижения цели, сознательно управлять собой. Учащиеся осмысливали и оценивали условия, в которых будут протекать предстоящие действия (воспроизводить, актуализировать опыт решения подобных задач). Определяли и оценивали предстоящие условия деятельности, основные и вспомогательные способы решения задач. Прогнозировали проявления своих интеллектуальных, мотивационных и волевых процессов. Оценивали соотношение своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата. Мобилизовали свои силы в соответствии с условиями и задачами. Ставили перед собой цели, решение которых ведет к выполнению стоящей задачи.

По мнению ряда исследователей [4-6], в структуру практико-ориентированных занятий включаются:

- учебный процесс, в котором практические занятия реализуются как метод обучения или как технологический процесс решения ситуационных задач;

- дополнительные внеурочные мероприятия, проводимые совместно с учреждениями дополнительного образования (УДО), с заинтересованными организации (Управлениями по делам ГОЧС, государственной пожарной службой, ГИБДД, шефскими воинскими частями и др.).

Таким образом, в структуре практикоориентированных занятий определены два направления практической деятельности учащихся: в процессе обучения и в процессе участия во внеурочных дополнительных мероприятиях по курсу ОБЖ. Предлагаемая модель обучения, направленная на получение практических умений и навыков и развитие мыслительных способностей для действий в ситуациях различного рода, включает педагогическую технологию реализации практико-ориентированных занятий. Выбор вида практических занятий определяется ведущими содержательными линиями курса, содержанием изучаемого материала, профессиональной подготовкой педагога, ресурсным обеспечением практических занятий.

1. Старостенко А.В. Организационно-педагогические условия подготовки студентов к преподаванию курса ОБЖ в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001.

2. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001. С. 49.

3. Коджаспирова Г.М., Кождаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических заведений. М., 2000. С. 76.

4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М., 2002.

5. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.

6. Данченко С. П. Практикум в курсе «основы безопасности жизнедеятельности» как условие адаптации учащихся к экстремальным ситуациям: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004.

Поступила в редакцию 29.11.2010 г.

UDC 372/862

PRACTICE-ORIENTED TEACHING OF SENIOR PUPILS AT LESSONS OF PRINCIPLES OF PERSONAL AND SOCIAL SAFETY

Vladislav Aleksandrovich Skvortsov, Elets State University named after I.A. Bunin, Elets, Russia, Post-graduate student of Pedagogics Department, e-mail: skvorcov.vladislav@mail.ru

In the article the work system of the practice-oriented teaching of senior pupils at the lessons of principles of personal and social safety is presented. Interactive methods of training, the form and methods of the class work are produced. The orientation of teaching to mastering of knowledge of the way actions by threat and occurrence of natural dangers, ways of security of the personal and social safety and ways of protection of life from menacing factors is shown.

Key words: practice-oriented teaching; natural dangers; critical situations; personal security; ways of protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.