Научная статья на тему 'Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности": виды обучения'

Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности": виды обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4276
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева О. Н.

Статья содержит комментарий педагогической категории «вид обучения» с конкретизацией наполнения содержания каждого вида обучения применительно к новой образовательной области общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности": виды обучения»

но и обеспечить их осознанный выбор). Необходимы учет и согласование ценностного мира студенчества и ценностей, на которых основана социально-культурная среда вуза: социокультурные традиции вуза должны учитывать особенности семейного воспитания и региональные особенности и культурные традиции; всестороннее взаимодействие всех объектов социально-культурной среды, участие студентов в создании, развитии социально-культурной среды вуза; возможность самоопределения для студента своей непосредственной роли в развитии окружающей его социальнокультурной среды.

Социально-культурная среда вуза является основным фактором, определяющим процесс формирования ценностных ориентаций. Задачей вуза является создание таких условий, которые бы способствовали наиболее полной самореализации студентов. Студенту в этом процессе должна отводится определяющая роль. Только через активную деятельность, участие в социально-культурных мероприятиях вуза и их организации осуществляется процесс формирования ценностных ориентаций личности студента.

Коллектив, являясь еще одним фактором, определяющим ценностный мир личности следует рассматривать на различных уровнях: первичный коллектив (группа); дифференцированный учебный коллектив (курс); факультет как административно-хозяйственная единица: вуз (учебный коллектив на уровне вуза

включает в себя не только учебные службы - факультеты, кафедры, учебную часть и т. д., но и относительно автономные неучебные подразделения, обслуживающие студентов во вне учебной сферы - клуб, библиотека, дома отдыха, общежитие, университетская церковь и т. д.; некоторые из них наделены специальной воспитательной функцией - клуб, церковь. Развитие личности студента, его ценностного мира в той или иной степени, происходит под влиянием коллектива на всех перечисленных уровнях. Задача вуза в контексте формирования ценностных ориентаций студента в коллективе - активизация усилий, направленных на сплоченность коллектива и определение и совершенствование его социально-культурной направленности. Поскольку личность педагога оказывает непосредственное влияние на формирование ценностных ориентаций студента, одной из наиболее важных задач, стоящих перед вузом, является формирование педагогического коллектива, способного максимально положительно воздействовать на процесс формирования ценностных ориентаций студенчества.

Формирование ценностного мира студенческой молодежи происходит в единой социально-культурной среде вуза, объединяющей учебную и досуговую деятельность. Именно исходя из принципа единства и взаимодополняемости этих сфер и следует подходить к вопросу формирования ценностных ориентаций студента вуза.

УДК 371.302+ 371.31

учебный предмет “основы безопасности жизнедеятельности”:

виды обучения

О. Н. ПОНОМАРЕВА Кафедра экологии и методики преподавания экологии

Статья содержит комментарий педагогической категории «вид обучения» с конкретизацией наполнения содержания каждого вида обучения применительно к новой образовательной области общего среднего образования «Основы безопасности жизнедеятельности».

На школу возложена обязанность обеспечения развития личности учащегося в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Как “ответ” на современную ситуацию развития общества был введен предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” (здесь и далее ОБЖ). Предмет был введен в 1991 году, но до сих пор не создана единая концепция предмета, не определены стержневые линии, четко не определены границы образовательной области, в педагогической среде прослеживается сумятица в методике преподавания ОБЖ.

Учебный предмет в дидактике рассматривается как система, в которую входят основы (основная часть учебного предмета) и средства двух видов: для усвоения знаний, обеспечивающих развитие учащихся, и для воспитания личности на основе усвоения науки. Учебный предмет - целостная педагогическая конструкция, созданная для передачи содержания образо-

вания. Обобщенная модель учебного предмета включает два блока: основной и процессуальный.

Основной блок содержит ведущий компонент учебного предмета. Процессуальный блок включает комплекс вспомогательных знаний (межпредметных, историко-научных, оценочных); определенные виды обучения, формы организации процесса; методические средства усвоения; компоненты, не являющиеся для данного предмета ведущими.

Один из вариантов группировки учебных предметов в средней школе - по ведущему компоненту содержания образования, в качестве которого может выступать, по И. Я. Лернеру, система знаний, определенные способы деятельности, в том числе и творческой, опыт эмоционально-ценностного отношения (здесь и далее ОЭЦО).

Учебный предмет “ОБЖ” предполагает, что каждый компонент содержания образования имеет равно важную значимость при направляющей роли знаний и усвоенных умений. Достижение планируемых ре-

зультатов обучения возможно лишь при учете всех составляющих содержания обучения ОБЖ учащихся конкретной возрастной группы. целостный учебный процесс обучения ОБЖ - процесс реализации в обучении всех элементов социального опыта - системы знаний, опыта способов деятельности, опыта творческой деятельности и ОЭцО.

виды обучения оБЖ: одно и то же содержание обучения может быть передано разными способами, то есть может отличаться по типу взаимодействия учителя и учащихся. В обучении ОБЖ можно использовать различные подходы, которые по-разному объясняют сущность учебного процесса и потому по-разному предлагают его строить: объяснительно-иллюстративное; проблемное; программированное, развивающее; контекстное, модульное обучение.

объяснительно-иллюстративное - традиционное обучение, характеризующееся изложением “готовых” для усвоения знаний; учащиеся потом воспроизводят то, что узнали от учителя; этот традиционный подход к процессу обучения всегда в той или иной мере будет характерен для обучения БЖ.

Пример: Фрагмент урока: “Экологические факторы среды и их влияние на здоровье человека” (формирование системного понятия “экологическая опасность” для жизнедеятельности человека; показ прогностической ценности определения заболеваний или отклонений в здоровье человека на основании данных, например, погоды, взаимодействия с какими-либо живыми объектами и т. п.). Учитель ведет рассказ по схеме 1:

Экологические абиотические факторы среды

- метео-климатические (Т°, свет, влажность, осадки, засухи и др.);

- физические (шум, вибрация, электро-магнетизм, радиация, тепловое поле);

- химические (газовый состав воздуха, аэрозоли, пища, лекарства, наркотики);

- почвенные (способность к самоочищению, микроэлементы, пылеобразование, кислотно-щелочное равновесие, состав, структура);

- орографические (лавины, оползни, сели, ландшафт, рельеф);

- геофизические (бури, землетрясения, цунами, аномалии);

- геологические (состав пород, полезные ископаемые, радон, карст, тектонические разломы);

- гидрографические (наводнения, заболачивание, способность подземных и поверхностных вод к самоочищению).

Достоинства обучения: относительно малые затраты времени для учителя на подготовку.

Недостатки: слабо реализуется развивающая

функция обучения, в лучшем случае транслируется “знаниевый” компонент учебного предмета; формирование опыта способов деятельности и эмоционально-ценностного отношения к природе осуществляется бессистемно, а потому и результативность невелика; преобладает репродуктивная деятельность учащихся.

проблемное обучение: учитель предлагает учащимся поиск знаний в проблемной ситуации, органи-

зует самостоятельную деятельность школьников. Проблемная ситуация не только источник интеллектуального затруднения (что является необходимым условием развития мышления учащихся), но и важная мотивационная и эмоциональная составляющая процесса обучения. Особенности организации и эффективность проблемного обучения раскрыты в работах российских (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.) и зарубежных (Дж. Дьюи, В. Оконь и др.) ученых, в практике обучения.

Проблемный подход в обучении ОБЖ реализуется через проблемные ситуации и дискуссии. Дискуссия - коррекционный метод убеждения, “включающий” учащихся в свободный обмен мнениями с целью выработки научных, нравственных представлений, уточнения позиций и преодолении ошибочных взглядов. Проблемные ситуации возникают при условии, если учащиеся не знают пути решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае, когда учащиеся осознают недостаточность или разрозненность имеющихся у них знаний для объяснения нового факта. Учитель может стимулировать мышление учащихся, “подсказав” направление для нахождения ответа.

Пример: Фрагмент урока: “Здоровый образ жизни” (ЗОЖ).

Дискуссия. Часть вопросов, которые адресует учитель, достаточно просты, а часть требует обсуждения в малых группах (№№ 1, 3, 5).

№ 1. Что можно считать главным индикатором состояния здоровья населения? (Ожидаемая продолжительность жизни).

№ 2. Какие компоненты составляют этот показатель? (Генетический, экологический, образ жизни).

№ 3. Укажите главную проблему охраны общественного здоровья в странах Европы (хронические неинфекционные заболевания - сердечно-сосудистые и т. п.).

№ 4. Что такое фактор риска? (Различные характеристики человека, способствующие развитию у него определенных заболеваний).

Комментарий учителя. Чем больше таких факторов, тем выше вероятность (риск) заболеть. Чем больше таких людей среди населения, тем больше общество тратит средств на их лечение и социальную помощь. После этого комментария учителя “включаются” скрытые резервы учащихся (информация, которая имеется у школьников из курсов биологии, географии, химии и др.).

№ 5. Каковы самые важные “пункты” в этой цепочке? (нерациональное питание, неумеренное потребление алкоголя, курение, низкая физическая активность, высокий уровень стресса).

Дискуссия приводит ребят к выводу, что основной составляющий компонент здоровья, на который можно быстро и эффективно влиять, улучшив показатели здоровья населения в целом - это образ жизни человека.

При изучении этой темы (“ЗОЖ”) в качестве домашнего задания школьники получают проблемное задание: составить индивидуальный план здорового

образа жизни. Суть проста: сочетание знаний о своей родословной (наследственное предрасположение) с современными представлениями о факторах риска, способствующих развитию того или иного заболевания. Перефразируя известный афоризм “скажи, чем болеют твои родители, и я скажу, чем вероятнее всего можешь заболеть ты, если будешь пренебрегать правилами ЗОЖ”. Так как при разных заболеваниях факторы риска различны, то и образ жизни при наличии наследственного предрасположения должен быть различным. Это проблемное задание формирует побудительную причину: повторение изученного материала идет в форме самостоятельной работы, требующей дополнительных источников, в том числе - знакомство с собственной родословной, укрепляются и семейные связи; содержание такой деятельности - решение возникшей учебной проблемы.

Достоинства обучения: развитие мышления, повышение интереса к изучаемому материалу; развитие коммуникативных умений и навыков.

Недостатки: не является универсальным, так как изучаемый материал не всегда можно изложить подобным образом; требует квалификации учителя и определенной подготовленности учеников.

развивающее обучение. Развивающий характер обучения считают одной из дидактических закономерностей процесса обучения. Вклад в теорию развивающего обучения внесли л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин. М. И. Махмутов считал, что сложно выделить четкие различия между проблемным и развивающим видами обучения. Обычно под термином “развитие” имеют в виду развитие и совершенствование умственных способностей учащихся, их мышления, памяти, наблюдательности, внимания; практически не поднимаются вопросы развития эмоционально-чувственной и нравственно-волевой сферы. Поскольку обучение ОБЖ предусматривает и формирование опыта эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) к природе, себе самому, другим людям, миру в целом, можно говорить о том, что процесс обучения ОБЖ имеет развивающий характер. Например, эмоциональный компонент в обучении БЖ направлен на формирование системы ценностных ориентаций и отношений человека к природному окружению и отношению к другим людям как совокупности духовных и материальных ценностей. Существенную помощь в реализации поставленных целей, а также в активизации мышления учащихся, развитии их кругозора и речи может оказать использование на уроках ОБЖ таких разновидностей фольклора, как пословицы и поговорки. На уроках ОБЖ включают самостоятельную часть

- “Азбуку народной мудрости”. Ее назначение - предложить учащимся самим доказать, что элементы личной, общественной безопасности были подмечены народом в пословицах и поговорках задолго до того, как оформилась наука.

Пример. Приведенные ниже пословицы имеют ссылки (1-6) в соответствии с главными содержательными линиями предмета ОБЖ: 1) безопасное поведение индивида; 2) защита населения в ЧС; 3) современный комплекс проблем безопасности (индивидуаль-

ный, национальный, глобальный уровни); 4) здоровый образ жизни (ЗОЖ); 5) основы медицинских знаний; 6) оборона государства.

Пословицы:

В единении сила - 1-6 Век живи - век учись - 1-6 Лес - легкие земли - береги как свои - 2, 3, 4 Мороз не велик, да стоять не велит - 1, 4, 5 Москва от копеечной свечки сгорела - 1, 4, 5 Не беда ошибиться, беда не исправиться - 1, 3, 4 не всякий гриб в лукошко кладут - 1, 4, 5 личностно-ориентированное обучение имеет несколько других названий, среди которых - гуманистическая педагогика (А. Маслоу, К. Роджерс). Суть направления - рассмотрение личности как сложной, индивидуальной цельности, неповторимости, которая обладает потребностью в реализации своих возможностей (А. Маслоу). Задача учителя - не диктовать “готовое” (и возможно, не нужное ученику) знание, а разбудить его собственную познавательную активность, которая выразится в выборе и целей, и методов работы, и поведения, и ценностей (к. Роджерс).

В рамках личностно-ориентированного обучения активно развивается фасилитационный подход (англ. facilitate - “создавать благоприятные условия”), который основан на учете различий в способах восприятия и стилях познания, предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество учителя и ученика. В числе задач учителя - создание образовательной среды, которая помогает учащимся находить, формулировать, аргументировать собственное мнение. С этой целью учитывают данные психодиагностики школьников (особенности право- и левополушарного восприятия), включают в урок групповые способы руководства учебной деятельностью, интерактивные методы обучения (дискуссии, дидактические игры).

Например, учащийся “левополушарник” (“аналитик”) легче рассуждает, чем действует; легче объясняет, как надо решить задачу, чем решает ее. Относительно меньшая (по сравнению с “правополушарными” учащимися) способность к формированию образов вызывает затруднения, когда необходимо усвоить большое количество конкретного материала, недостаточно объединенного смысловыми связями и закономерностями. Такие школьники испытывают трудности при усвоении биологии, географии, химии, истории, поскольку нужно запомнить большое количество фактов, недостаточно связанных между собой.

Трудности для учащихся с преобладающим правополушарным стилем мышления возникают в работе без наглядной опоры. Именно для этих учащихся необходим “перевод” словесной информации в визуальную форму, например: словесное объяснение логических заданий воспринимается хуже, чем рисунок или чертеж, схема, график. Выполнив правильно практическое или лабораторное задание, учащиеся затрудняются дать словесный отчет о сделанном, испытывают сложности при необходимости дать теоретическое обоснование своим действиям.

Самый оптимальный подход к обучению вообще и обучению ОБЖ в частности - рациональное сочетание работы обоих полушарий, в которой правое полушарие обеспечивает широкое видение проблемы и энтузиазм, а левое полушарие - знание структуры проблемы и поэтапное планирование действий. Для этого в обучении ОБЖ можно предложить “подачу” теоретического материала в различного рода логических схемах: “правополушарные” учащиеся получат возможность “увидеть” учебную задачу зрительно (в целостном образе), а “левополушарные” смогут разобраться в учебной проблеме по мере “продвижения” изложения материала согласно логике схемы.

Индивидуальные различия касаются и особенностей восприятия информации. (“визуалы”, “аудиалы”, “кинестетики”).

Рассмотренный дидактический принцип учета индивидуальных психотипологических особенностей учащихся в личностно-ориентированном обучении позволяет “адресно” построить урок ОБЖ. В целом на уроке для учащихся-левополушарников учебную информацию следует излагать строго в логике темы, для учащихся-правополушарников нужно вводить работу с иллюстрациями учебника или таблицами.

Достоинства обучения: создание атмосферы доверия в отношениях между учителем и учащимися, сотрудничество в принятии решений; смена личностных установок учителя (основной акцент в обучении смещается с непосредственной передачи информации на стимуляцию и активизацию познавательной деятельности учащихся); создание на уроке особой образовательной среды.

Недостатки: гипертрофия индивидуальности,

щадящий режим может привести к снижению уровня обучения, а желание идти на поводу учащихся для поддержания позитивного эмоционального фона может стать самоцелью, отодвигая на второй план решение основных задач обучения.

контекстное обучение: с помощью системы форм, методов и средств преподаватель моделирует предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Учение не замыкается само на себе (“учиться, чтобы получить знания”), а выступает той формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности (А. А. Вербицкий). В контекстном обучении акцент переносится с обучающей деятельности педагога на познавательную деятельность обучающегося. Сущностной характеристикой контекстного обучения является последовательное моделирование на языке учебной дисциплины с помощью форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) предметного и социального содержания жизни и деятельности.

Семиотические обучающие модели включают систему заданий, предполагающих работу с текстом учебных книг, направленно обеспечивающую переработку знаковой информации, закрепленной в языке науки в виде терминов, законов, таблиц, схем, графиков и не требуют личностного, “пристрастного” отношения к ним. Такие задания ориентированы на индивидуаль-

ное присвоение информации, фиксированной в знаковой форме и образующей пространство учебных текстов. Единицей работы обучающегося является речевое действие - слушание, чтение, говорение, письмо; используются соответствующие организационные формы.

Пример - личностно-ориентированное обучение.

В социальных моделях учебные задания развертываются в коллективных формах работы школьников -социальных моделях реальной жизни и деятельности. В процессе общения и взаимодействия у каждого появляется новый учебный и практический опыт как продукт их совместной деятельности. Единицей активности ученика становятся поступки; личностные смыслы преобразуются в социальные ценности, в систему отношений к обществу, труду, к самому себе, к природе. На моделируемых в обучении практических ситуациях осуществляется предметное и социокультурное развитие личности, ее включение в культуру учения, труда и социальных отношений, принятых в данном обществе. Здесь ведущими являются как учебно-познавательные мотивы и мотивы применения знаний на практике, так и социальные мотивы.

Пример. Фрагмент урока “Моя улица, мой двор” (социальные опасности).

Задание на социальную ориентировку (дискуссия). Была на улице аллея лип. Однажды появился бульдозер и двинулся на деревья. Первыми его увидели старушки и спросили бульдозериста, что он собирается делать. Тот ответил, что здесь будут прокладывать трубы и поэтому нужно выкорчевать деревья. Тогда одна, потом вторая женщины расположились прямо на земле перед деревьями. Растерялся парень... и повернул обратно. Приехал инженер из стройтреста. И оказалось, что вполне можно траншею проложить на несколько метров в стороне, не трогая деревьев.

Могло ли не быть конфликта? Как могли бы развиваться события?

Примерный алгоритм ответа: конфликта вообще могло не быть. Не хватило самой малости: заинтересованности человеческой и ответственности профессиональной. Не хватило чувства хозяина или чувства патриотизма - любви к городу своему, заботы о нем...

Предметное содержание деятельности, будучи обеспечено материалом учебной дисциплины и имитационными моделями предметного и межпредметного характера, “втягивает” социальное содержание в процесс познания через формы организации совместной деятельности - индивидуальные, групповые, коллективные.

Достоинства обучения: школьник ставится в деятельностную позицию; включается весь потенциал его активности - от уровня восприятия до уровня социальной активности; приобретается опыт использования учебной информации в функции средства регуляции деятельности - учебной, практической, социальной; усвоение знаний, формирование опыта способов деятельности осуществляется в контексте разрешения моделируемых или реальных практических ситуаций, что обеспечивает условия формирования мотивов,

адекватных учебной и практической деятельности, формируется личностный смысл процесса учения.

Недостатки: малая методическая разработанность этого направления обучения ОБЖ, неподготовленность кадров к осуществлению данного вида обучения.

модульное обучение - возможность самостоятельного выбора учащимися индивидуального темпа освоения программы. Теоретические вопросы модульного обучения разработаны для системы высшего образования (П. А. Юцявичене). В педагогической литературе можно выделить понимание модуля как:

1) единицы учебной деятельности, включающей цель, содержание (текст, методы и формы обучения), планируемые результаты (знания, умения, навыки);

2) порции учебного материала или части содержания учебного курса;

3) блока учебного курса, включающего кроме учебного материала набор учебно-дидактических материалов к нему. На уровне средней школы разрабатываются лишь отдельные аспекты модульного обучения (И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, Е. В. Сковин, Т. И. Шамова и др.).

Система модульного обучения БЖ строится на “блочном” структурировании содержания обучения, что направлено прежде всего на формирование у обучающихся целостного представления об изучаемом материале, системности знаний. Темы школьного курса “БЖ” можно изучать блоками, которые могут объединять несколько логически связанных вопросов и рассчитаны на 4-8 часов. Система уроков по теме включает следующие методические модули: представление нового учебного материала; освоение и закрепление знаний с помощью групповых форм деятельности, самостоятельная работа; развитие экспериментальных умений и опыта практической деятельности на лабораторных и практических занятиях; повторение учебного материала (прикладные аспекты изученного); обобщение изученного; контроль и коррекция знаний, ликвидация пробелов. Эти методические модули образуют цикл, который повторяется при изучении каждого блока.

Достоинства обучения: дифференциация содержания учебного материала, обеспечение индивидуа-

лизации учебной деятельности, сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся.

Недостатки: “фрагментарность” обучения - большой удельный вес самостоятельной работы вплоть до “самообучения”, что педагоги расценивают как отсутствие полноценного процесса обучения; игнорирование целостности и логики учебного предмета; сокращение курса обучения до “пакета” отдельных проблем или задач, в связи с чем возможно формирование частных умений в ущерб обобщенным.

программированное обучение: изучаемый материал поделен на легко усваиваемые фрагменты, последовательно предъявляемые школьникам. После контроля степени освоенности информации учащиеся приступают к овладению следующей порции материала. Программирование учебного процесса заключается в создании обучающих программ, на основе которых строится учебная деятельность школьников. Носителями этих программ могут быть как учебники и учебные пособия, так и компьютерные программы.

Основоположником программированного обучения считают американского психолога Б. Ф. Скиннера; из отечественных ученых проблемами программированного обучения занимались Н. Ф. Талызина, В. П. Беспалько и др.

Наиболее часто применяемый вид программированного обучения - для контроля знаний учащихся.

Достоинства обучения: позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся; темп овладения материалом - индивидуальный, порции - легко осваиваемые; возможность обеспечения обратной связи, особенно при контроле знаний.

Недостатки: не всегда учебный материал можно разделить подобным образом; обезличенность, дефицит общения и эмоционально-чувственного восприятия при обучении, что может сказаться на формировании и функционировании отношений; преимущественно репродуктивная деятельность, не способствующая развитию умственных способностей.

Методическая система обучения ОБЖ предполагает использование в школьной практике всех указанных видов обучения.

УДК 374.1

организация самостоятельной работы студентов по переводу предложений и связных текстов с латинского языка на русский в рамках курса «древние языки и культуры»

л. Г. РАТУШНАЯ Кафедра перевода и переводоведения

Статья посвящена важной составляющей организации учебной работы студентов - их самостоятельной работе. В рамках курса «Древние языки и культуры», где самостоятельная работа занимает 50 % учебного времени на очном отделении и 88 % времени - на заочном, вопрос приобретает особую актуальность. Статья рассматривает методический, организационный и контролирующий аспекты самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделяется методической стороне самостоятельной работы студентов по переводу предложений и связных текстов с латинского языка на русский. Даются рекомендации и алгоритм перевода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.