Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НАЛОГОВО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НАЛОГОВО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПРАВО / TAX RIGHT / НАЛОГОВО-ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / TAX AND LEGAL DISCIPLINES / ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING PROBLEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косаренко Николай Николаевич, Назаров Владимир Николаевич

В статье рассмотрены вопросы преподавания налогово-правовых дисциплин студентам экономических специальностей. Проанализированы некоторые существенные вопросы, позволяющие оценить потребность в налогово-правовых учебных дисциплинах в процессе подготовки экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING TAX AND LEGAL DISCIPLINES TO STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

In article questions of teaching tax and legal disciplines to students of economic specialties are considered. Some vital issues allowing to estimate need for tax and legal subject matters in the course of training of economists are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НАЛОГОВО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

О^ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК - 378 ББК - 74.04

КОСАРЕНКО Николай Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

НАЗАРОВ Владимир Николаевич,

адвокат, кандидат технических наук, доцент кафедры административного и финансового права Российского экономического университета

им. Г.В. Плеханова

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НАЛОГОВО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы преподавания налогово-правовых дисциплин студентам экономических специальностей. Проанализированы некоторые существенные вопросы, позволяющие оценить потребность в налогово-правовых учебных дисциплинах в процессе подготовки экономистов.

Ключевые слова: налоговое право, налогово-правовые дисциплины, проблемы преподавания.

FEATURES OF TEACHING TAX AND LEGAL DISCIPLINES TO STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

Summary. In article questions of teaching tax and legal disciplines to students of economic specialties are considered. Some vital issues allowing to estimate need for tax and legal subject matters in the course of training of economists are analyzed.

Keywords: tax right, tax and legal disciplines, teaching problems.

KOSARENKO Nikolay Nikolaevich,

candidate of jurisprudence, associate professor of the administrative and financial law Plekhanov Russian Academy of Economics

NAZAROV Vladimir Nikolaevich,

lawyer, Candidate of Technical Sciences, associate professor of the administrative and financial law Plekhanov Russian Academy of

Economics

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

Налоговое право и другие налого-во-правовые дисциплины представляют собой учебные дисциплины, которые следует отнести к учебным дисциплинам особой сложности. Не в последнюю очередь такая оценка сложности названных учебных дисциплин для преподавания является результатом современных правовых реалий и экономической действительности. Такое фактическое положение в сфере правового регулирования налоговых отношений, по справедливому выражению И.И. Кучерова [1, с. 13], позволяет говорить, что налоговое право, по сравнению с другими частями российского права, характеризуется повышенным уровнем сложности, нестабильности, противоречивости при наличии проблем в практике применения налогово-правовых норм. Поэтому преподавание на-логово-правовых дисциплин представляет собой значительную сложность в сравнении, в том числе, с другими правовыми учебными дисциплинами, не говоря уже о сравнении с общеобразовательными учебными дисциплинами.

С точки зрения особенностей преподавания налогово-правовых дисциплин в настоящее время актуальны следующие вопросы:

1. Потребность специалистов в сфере налогов и сборов превышает количество имеющихся специалистов, поэтому на рынке труда востребован любой, кто имеет хоть малое представление о налогах и сборах, что затрудняет оценку эффективности содержательной подготовки выпускников, поскольку рынок труда в такой ситуации не может дать информацию об оценке работодателями качества подготовки выпускников.

2. Анализ учебных программ показывает, что можно говорить об отсутствии баланса между экономическим и юридическим аспектами в программе подготовки специалистов с высшим образованием в сфере налогов и сборов.

3. Проблематика становления преподавания налогово-правовых дисциплин в полной мере отражает проблематику налоговых отношений как правовой реалии, которая вызвана, во-первых, изменения-

ми не только экономической, но и социальной роли налогов за последние четверть века в Российской Федерации, а во-вторых, частыми и существенными изменениями в порядке правового регулирования налогов и сборов.

4. Не изучен вопрос о том, в какой степени сложившаяся в России система преподавания налогового права и специальных налогово-правовых дисциплин по программам подготовки юристов применима к преподаванию аналогичных учебных дисциплин студентам-экономистам.

5. Не изучен вопрос о реальных возможностях и перспективах применения инноваций и новых ИТ-технологий в образовательном процессе при преподавании правовых дисциплин вообще и налогово-правовых дисциплин в частности.

6. Не исследован вопрос об оптимальном составе, объемах и структуре налогово-правовых учебных дисциплин в рамках программы подготовки экономистов в сфере налогов и сборов. Этот вопрос актуален не в последнюю очередь, в том числе, в связи с переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования.

Необходимо отметить, что исследование проблематики, которая вытекает из поднятых выше вопросов, до настоящего времени не проводилось ни в правовой, ни в педагогической науке, и поэтому научные публикации по рассматриваемой тематике отсутствуют.

В настоящей статье авторы представляют некоторые новые результаты исследования проблем преподавания финансово-правовых дисциплин в части особенностей преподавания налогово-правовых дисциплин студентам-экономистам.

История развития современной российской налоговой системы, состояние теории налогового права и законодательства о налогах и сборах, судебная практика и практика преподавания налогово-право-вых дисциплин студентам-экономистам в сфере налогов и сборов позволяет выявить некоторые подходы в процессе поиска ответов на поставленные вопросы.

1. Тот факт, что потребность специалистов в сфере налогов и сборов превышает число специалистов и поэтому на рынке

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

труда востребован любой, кто имеет хоть малое представление о налогах и сборах, на практике ведет к тому, что студенты старших курсов программы подготовки бакалавров, не говоря уже о студентах магистратуры, без проблем находят работу, позволяющую им с согласия работодателя совмещать работу и учебу. Поэтому в настоящее время у нас нет объективных критериев оценки степени подготовки выпускников. В связи с этим на первое место выступают критерии оценки, вырабатываемые самими преподавателями и основанные на знании и понимании состояния правового регулирования в данном случае сферы налогов и сборов. Такими критериями качественной подготовки специалистов по налогам и сборам могло бы служить понимание студентами определенного набора проблемных ситуаций и вопросов, таких, например, как различие в понятиях «налог на добавленную стоимость» и «сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет», как отражение различия между экономическим механизмом налога на добавленную стоимость и его юридической реализацией в гл. 21 НК РФ; различие в содержании термина «вычеты» в контексте гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» и гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость».

Следует отметить, что по общему правилу сочетание работы с учебой влечет за собой неизбежное снижение у студентов интереса к учебному процессу и, следовательно, неизбежное снижение качества профессиональной подготовки обучающихся.

2. Важность правильного баланса юридических и экономических учебных дисциплин в учебных программах подготовки специалистов в сфере налогов и сборов обусловлена тем, что любая деятельность в налоговой сфере, будь-то работа в налоговых органах или в коммерческой организации, связанная с учетом, исчислением или уплатой налогов или предоставлением налоговой отчетности, по своему содержанию может быть охарактеризована как юридическая деятельность или деятельность, влекущая за собой конкретные юридические последствия, выражающиеся в

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2016

правомерном исполнении или в нарушении законодательства о налогах и сборах.

Отсутствие баланса между экономической и юридической составляющими можно объяснить тем, что в России исторически сложилось так, что на момент введения в Российской Федерации с 1 января 1992 г. налоговой системы как основы формирования государственных и муниципальных бюджетов, можно сказать, не было налоговых юристов, отсутствовала юридическая практика, а вопросы налогового контроля и порядок привлечения к налоговой ответственности регулировались ведомственными, т.е. подзаконными, актами налоговых органов. Поэтому представлять интересы налогоплательщиков-организаций вынуждены были работники экономических служб организаций, в основном бухгалтеры — специалисты экономического профиля, что привело к тому, что среди экономистов есть довольно много специалистов, которые хорошо разбираются в правовом механизме налогов и сборов. Кроме того, можно отметить, что и до настоящего времени большая часть вопросов в сфере налогов и сборов решается без участия юристов, что, вероятно, является исходным моментом недостаточного участия юристов в процессе подготовки специалистов-экономистов в сфере налогов и сборов.

3. Представляется вполне логичным, что проблематика становления преподавания налогово-правовых дисциплин в полной мере отражает проблематику налоговых отношений как правовой реалии, что является следствием, во-первых, изменения не только экономической, но и социальной роли налогов в Российской Федерации за последние четверть века, а во-вторых, частых и существенных изменений в порядке правового регулирования налогов и сборов в настоящее время.

Для того чтобы содержание налогово-правовой учебной дисциплины было актуальным и интересным, от преподавателя требуются большие усилия по ежегодной ревизии учебного материала при подготовке к занятиям. Кроме того, важно понимание преподавателем тенденций налого-во-правовой реалии. Это обусловлено тем, что накоплен большой объем нормативно-

го материала и практики его применения, и в то же время даже базовую налогово-правовую дисциплину нельзя считать академической, т.е. дисциплиной, имеющей набор устоявшихся «прописных истин», которые формировали бы содержательную часть этой учебной дисциплины и были бы независимы от изменений законодательства и практики его применения.

Основные специфические сложности преподавания налогово-правовых дисциплин в целом не характерны только для преподавания таких дисциплин студентам экономических специальностей. Сложность преподавания налогово-правовых дисциплин обусловлена двумя обстоятельствами. С одной стороны, это сложное содержание налогового правовых норм, а с другой — необходимость изменения расстановки акцентов в представлении материалов и постоянного обновления контрольных вопросов, задач и пояснительных примеров, что вытекает из частых изменений законодательства о налогах и сборах. При этом вновь введенные нормы, естественно, не имеют апробации судебной практикой. В настоящее время к таким положениям можно отнести институт налогового мониторинга, который был введен в законодательство о налогах и сборах с 1 января 2015 г. [3]

Ряд вопросов налогового права относятся к дискуссионным и не еще имеют устоявшейся научной интерпретации. К таким вопросам, точнее к новым правовым реалиям, можно отнести законность введения в законодательство о налогах и сборах такого налогового платежа, как торговый сбор [4].

В налоговом праве еще нет полностью устоявшейся терминологии. Так, например, у специалистов нет единого мнения относительно термина, обозначающего ключевое налоговое правоотношение, — правоотношение по уплате налога. Обозначать ли это правоотношение как обязанность или как обязательство? За этим терминологическим спором просматривается проблематика понимания метода правового регулирования налоговых отношений.

К проблемным вопросам налогового права следует отнести вопрос об исчисле-

нии срока камеральной налоговой проверки, а точнее говоря, о моменте начала камеральной налоговой проверки. Этот вопрос относится не к проблематике правового содержания нормы, а к проблематике определения юридических фактов, вызывающих наступление тех или иных юридических последствий. В налоговом праве нет еще полностью устоявшейся терминологии. Так, например, у специалистов нет единого мнения относительно термина, обозначающего ключевое налоговое правоотношение — правоотношение по уплате налога.

Важно отметить, что традиции преподавания налогово-правовых дисциплин в России только начинают складываться, и в настоящее время в основном акцептировали общие традиции подготовки юристов в России, сложившиеся, прежде всего, в рамках школы финансового права.

4. То, что не изучен вопрос о том, в какой степени сложившаяся в России система подготовки юристов применима при подготовке экономистов, — результат объективных причин (юридические дисциплины являются в конечном счете акцессорными по отношению к экономическим учебным дисциплинам) и субъективных (например, чехарды и в учебном процессе, и в системе управления образованием в Российской Федерации в целом).

Довольно большой объем налогово-правовых норм и необходимость использования материалов судебной практики для иллюстрации материала с учетом сокращающейся продолжительности учебных курсов в части аудиторных занятий и по выделяемому расчетному времени на освоение налогово-правовых дисциплин делает необходимым выбор изучаемых вопросов и глубины их изучения. В связи с этим интересно рассмотреть вопрос о том, можно ли заменить традиционный подход к преподаванию юридических дисциплин в лучшем случае тем, что можно назвать натаскиванием. Особенно остро этот вопрос встал в связи с переходом Российской Федерации на двухуровневую систему высшего образования.

Представляется, что для преподавания налогово-правовых дисциплин студентам

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

экономических специальностей вполне справедливо мнение о том, что преподавание любой правовой дисциплины должно опираться на современный уровень правовой культуры, сравнительное правоведение и быть связано с юридической практикой, а в подготовке юристов высшей квалификации должен доминировать теоретический, а не прикладной компонент [2].

Налогово-правовые дисциплины остаются дисциплинами правовыми, и весьма актуальна проблема, заключающаяся в том, чтобы показать студентам-экономистам, которые уже имеют довольно большой объем знаний о налогах и налоговой системе как экономических категориях, правовое содержание этих категорий, не имея при этом цели изменять базовый характер мышления студента.

В целях решения этой задачи обучения очень важно, как будет представлен теоретический материал и как преподаватель сможет объяснить студентам необходимость вновь изучать материал, который эти студенты уже проходили в рамках других учебных дисциплин.

Представляется, что задачами налого-во-правовых учебных дисциплин должно быть формирование у студента компетенций по следующим направлениям:

1. Понимание налогового права как набора правовых норм, закрепляющих механизм правового регулирования установления, введения, взимания налогов и отношений, с ними связанных: налоговый контроль, привлечение к налоговой ответственности и защита прав налогоплательщиков.

2. Понимание правового механизма регулирования налоговых отношений как неотъемлемой части налога — источника доходов бюджета, без которой в демократическом правовом государстве налог существовать не должен.

3. Знание определенного набора конкретных норм, регулирующих налоговые отношения, и в первую очередь общих положений об элементах юридической конструкции налога, правовые механизмы изменения срока уплаты налога, способы обеспечения исполнения налоговой обязанности, правовое содержание налогового контроля и его форм и процедур, нормы

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2016

о налоговых правонарушениях и, наконец, порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

В практике преподавания необходимо учитывать различие в объеме правовых знаний и характере мышления между студентами-экономистами и студентами-юристами.

У студентов-экономистов прослеживается плохое понимание метода правового регулирования и границ его применения и плохое представление об основаниях системной организации российской правовой системы, о взаимодействии налогово-пра-вовых институтов с другими правовыми институтами.

Однако у студентов-экономистов можно отметить лучшее знание конкретных норм законодательства о налогах и сборах, они имеют лучшее представление о сфере и практике применения налоговых норм.

5. В настоящее время вопрос об инновациях в сфере преподавания налогово-пра-вовых дисциплин актуален в той же мере, как и для всего высшего образования.

Конечно, неоспоримым является тезис о необходимости использования ИТ-технологий в учебном процессе. Вопрос заключается в том, какие технологии и в каком объеме можно использовать в преподавании налогово-правовых дисциплин. И не менее важен и вопрос об эффективности использования этих технологий. Если новации и ИТ-технологии, используемые в преподавании, не смогу увлечь студента и обратить его внимание на содержание учебного материала, то использование компьютеров в учебном процессе может вызвать обратный эффект, т.е. отвлекать студента от учебного материала, так как компьютер представляет собой универсальное устройство, которое может быть использовано для самых различных целей, в том числе для развлечений.

Но, конечно, необходимо исходить из того, что у современных ИТ-технологий большой потенциал, использование которого на настоящем этапе развития общества, технологий и образования находится на начальной стадии.

Для эффективного использования ИТ-технологий необходимо накопление элек-

тронного материала, способного конкурировать с бумажными изданиями, и оптимизация набора ИТ-технологий под конкретные учебные дисциплины.

Например, лет десять широко издавались учебные материалы на дисках. Но современное состояние в этой области показывает, что такие учебные материалы на дисках не пользуются широкой популярностью, которая могла бы подвигнуть преподавателей издавать учебные материалы в такой форме.

Подготовка электронных материалов занимает больше времени, чем подготовка материалов к аудиторным занятиям в традиционной форме.

Появление электронных технологий делает актуальным вопрос о форме аттестации студентов. Для высшего образования вопрос о форме аттестации студентов стоит не менее остро, чем об аттестации школьников, хотя первый практически не обсуждается публично, к сожалению. Причем такой вопрос актуален не только для текущей аттестации или аттестации внутри одной учебной дисциплины. Необходимо сказать, что этот вопрос актуален и для определения формы итоговой аттестации выпускника высшей школы.1

Наиболее апробированной формой аттестации (контроля), которая может проводиться с использованием современных ИТ-технологий, является тестирование.

Практика показывает, что, в отличие от базовой налогово-правовой дисциплины («Налоговое право») на современном этапе подготовленности ИТ-технологий для целей учебного процесса, использование тестирования для специальных налогово-правовых дисциплин не вполне оправданно для текущего контроля знаний в учебном процессе. Возможно, потому, что в тестах, как правило, ответ требуется одно-

сложный, что не соответствует ходу разрешения спорных отношений в судебном процессе, где, как правило, для правильной оценки правового содержания ситуации необходимо применение нескольких норм, что сегодня в форме теста реализовать пока не получается. С другой же стороны, для успешного освоения специальных налогово-правовых дисциплин требуется больше, чем поиск односложного ответа в виде единственной нормы, или поиск какого-либо судебного решения без понимания юридического содержания спорной ситуации.

Для обучения по специальным налого-во-правовым дисциплинам необходимо, чтобы студент в целях освоения предмета решал задачи, так или иначе охватывающие спорную ситуацию в целом.

О современных ИТ-технологиях, используемых для презентации учебного материала. Аналогично, но с точностью до наоборот выглядит ситуация в части использования современных информационных технологий. Их роль различна в отношении двух читаемых дисциплин. Роль информационных технологий в процессе преподавания базовой налогово-правовой дисциплины может быть минимальной, поскольку в преподавании налогового права на первый план выходит личность преподавателя, тогда как, например, в рамках учебной дисциплины «Арбитражная практика разрешения налоговых споров» (далее - АПРНС)2 роль информационных технологий представляется очень важной, может быть, даже исключительно важной. Особенно, если речь идет о приобретении студентом навыка поиска аналогичных проблемной ситуаций или вариантов разрешения проблемной ситуации. Кроме того, в рамках курса АПРНС не целесообразно, да и невозможно, сводить все толь-

1 В соответствии с принятой сегодня терминологией под промежуточной аттестацией понимается процедура зачета или экзамена по итогам изучения каждой учебной дисциплины, а под итоговой аттестацией понимается аттестация студента по итогам всего процесса обучения.

2 В настоящее время в связи с изменениями в российской судебной системе и ликвидацией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в некоторых вузах название и содержание учебной дисциплины АПРНС заменено новым - «Практика разрешения налоговых споров».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

ко к законодательству о налогах и сборах, без рассмотрения споров о смежных с налоговыми правоотношениях, таких, как таможенные платежи, привлечение к административной ответственности за нарушения в области финансов и налогов и сборов применение ККТ и др.

6. С учетом понимания различия «входной» подготовки в сфере юридических наук студентов-экономистов и студентов-юристов постепенно складывается понимание особенностей преподавания налогово-пра-вовых дисциплин студентам-экономистам. Без учета предметов специализации студентам-экономистам представляется целесообразным читать два названных выше курса, ПРНО и АПРНС. Название курсов отличается от близких по предмету курсов «Налоговое право» и «Налоговая адвокатура», читаемых для студентов-юристов. Отличие в названии учебных курсов является отражением понимания отличительных особенностей в подготовке специалистов по экономике от юристов. ПРНО — аналог предмета «Налоговое право», в котором акцент делается на усвоение вопроса о методе правового регулирования и системообразующих понятиях налогового права; АПРНС является составной частью курса «Налоговая адвокатура», за исключением вопросов об институте адвокатуры как специальном механизме защиты нарушенных прав и законных интересов и судебного представительства.

В части объема курса и формы контроля знаний студентов по налогово-право-вым дисциплинам представляется, что целесообразно установить аналогичные критерии и для студентов-юристов.

Изложенные выше результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Налогово-правовые дисциплины представляют собой сложные для преподавания учебные дисциплины.

2. В рамках программ подготовки специалистов-экономистов в сфере налогов и

сборов необходимо установить баланс между экономическими и юридическими дисциплинами. Актуальным является и вопрос о составе и объеме налогово-пра-вовых дисциплин.

3. Необходимо продолжить исследование подходов к преподаванию налогово-правовых дисциплин для студентов экономических специальностей.

4. Вопрос использования инноваций и ИТ-технологий в процессе преподавания налогово-правовых дисциплин требует дальнейшего изучения.

Список литературы

[1] Налоговое право. Общая часть: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Издательство «Юрайт», 2014.

[2] Треушников М.К. // Юридическое образование и наука. 2007. № 3.

[3] Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 10.11.2014. № 45. Ст. 6158.

[4] Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 01.12.2014. № 48. Ст. 6663.

Spisok literatury:

[1] Nalogovoe pravo. Obshhaya chast': Uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / Pod red. I.I. Kucherova. M.: Izdatel'stvo «Yurajt», 2014.

[2] Treushnikov M.K. // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2007. № 3.

[3] Federal'ny'j zakon ot 04.11.2014 № 348-FZ «O vnesenii izmenenij v chast' pervuyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 10.11.2014. № 45. St. 6158.

[4] Federal'ny'j zakon ot 29.11.2014 № 382-FZ «O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 01.12.2014. № 48. St. 6663.

—^x^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.