УДК 347 ББК 67.304
налоговые обязательства как правовой институт
Андрей сергеевич баринов,
соискатель кафедры финансового права МГИА им. О.Е. Кутафина, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России (Бел ЮИ МВД России)
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.04 — финансовое право, налоговое право, бюджетное право;
николай николаевич надежин,
кандидат юридических наук, начальник учебного отдела Белгородского юридического института МВД России (Бел ЮИ МВД России) Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право,
семейное право, международное частное право;
руслан николаевич шалайкин,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института
МВД России (Бел ЮИ МВД России) Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право,
семейное право, международное частное право;
Александр Владимирович максименко,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России (Бел ЮИ МВД России)
E-mail: [email protected], Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право,
семейное право, международное частное право.
Citation-индекс в электронной библиотеке нииОн
Аннотация. Рассматриваются нормы права Российской Федерации как правовой институт налогового права. Раскрываются трехсторонние отношения между налогоплательщиком, налоговым агентом и государством. Обсуждается предмет и объект налоговых обязательств, без которых не может возникнуть налоговые обязательства. В результате чего определяется модель института налоговых обязательств в налоговом праве Российской Федерации.
Ключевые слова: налогоплательщик, налог, государство, налоговый агент, институт налогового права, налоговые обязательства.
Annotation. The article deals with the rules of law in the Russian Federation as a tax law institution. It reveals tripartite relations between the tax bearer, the tax agent, and the state. Besides, the authors discuss the subject and object of tax obligations without which the tax obligations cannot arise. Therefore they determine the model of the tax obligations institution in Tax law of the Russian Federation.
Keywords: tax bearer, tax, state, tax agent, tax law institution, tax obligations.
Правовой институт рассматривается как совокупность определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими правоотношений. Налоговые обязательства, являясь ключевым компонентом налогового права, выполняют системообразующую функцию по организации и правовому обеспечению налоговых правоотношений, и потому могут рассматриваться как правовой институт. Кроме того, все компоненты налоговых обязательств имеют взаимосвязь и взаимообусловленность по идеологическим, структурным, содержательным и процессуальным
компонентам, что обуславливает возможность выделения определения особого правового института — института налоговых обязательств.
Институт налоговых обязательств, являясь частью налогового права, обладает специфическими характеристиками, в частности, имеет правовую форму и экономическое содержание. По мнению Е.Ю. Грачевой, вся система налогового права может рассматриваться «...как подотрасль финансового права, представляющего собой совокупность финансово- правовых норм, регулирующих властные отношения, возникающие
при установлении, введении и взимании налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействии должностных лиц, а также привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». Именно это дает основание к рассмотрению налоговых обязательств с финансово-правовых позиций. Кроме того, как уже указывалось, институт налоговых обязательств включает в себя, помимо налогового и финансового, элементы гражданского, международного, конституционного права. Следует подчеркнуть, что это не результат формального использования правовых категорий различных отраслей права, а их адаптированный к решению налоговых задач вариант. Таким образом, источниками института налоговых обязательств можно признать Конституцию РФ, законодательство РФ о налогах и сборах, подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, решения Конституционного Суда РФ, нормы международного права и международные договоры РФ.
Рассмотрение института налоговых обязательств, как взаимозависимого между участниками налоговых отношений процесса, позволяет выделить ряд специфических характеристик данного рода правовых и экономических отношений.
Во-первых, особой характеристикой, позволяющей рассматривать налоговые обязательства как наиболее жизнеспособную форму трактовки налоговых правоотношений, является их волевой характер. Известно, что налоговые правоотношения реализуются не автоматически, а только при наличии в этом воли хотя бы одной из сторон. Следует подчеркнуть, что в данном контексте имеется в виду не только волевое установление государства обязательственного характера, но и право налогоплательщика использовать налоговые льготы (абз. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ)) при наличии оснований или отказаться от них, или приостановить их использование, что предусмотрено п.2 ст. 56 НК РФ. Кроме того, само наличие налоговой нормы не означает автоматического возникновения налоговых правоотношений. Без целенаправленных действий хотя бы одной из сторон налоговых обязанностей не возникает.
Во-вторых, налоговые обязательства — это особый вид обязательственных отношений, в которых государство выступает одновременно и кредитором и гарантом исполнения налоговой обязанности гражданина. Исполнение налоговых обязательств регулируется положениями НК РФ, в котором четко обозначено, что налоговые правоотношения охраняются государством. Каждая налоговая норма предусматривает санкции за нарушение установленного порядка поведения или неисполнения обязательств каждой из
трех сторон этого вида правоотношений.
Нарушение налоговых обязательств влечет за собой ряд правовых санкций. Ответная реакция государственного охранительного механизма реализуется как санкции за нарушение исполнения обязательств по объему, срокам, персонификации и т.д. Важно подчеркнуть, что гл. 16 и 18 НК РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о налогах и сбора всех сторон данного вида правоотношений.. В федеральном законодательстве предусмотрены санкции как по отношению к налогоплательщикам, так и меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков, неправомерные действия или бездействия со стороны представителей государства в налоговых обязательственных отношениях.
Существенной характеристикой института налоговых обязательств является наличие специфического методологического подхода к вопросам возникновения, квалификации, развития и прекращения налоговых обязательств, как особой правовой категории.
Институт налоговых обязательств определяет объектный и субъектный состав этого вида правоотношений и описывает методы, принципы налогово-право-вого регулирования, определения правомерности и неправомерности поведения субъектов. Закрепленные в нормативно-правовых актах о налогах и сборах правовые нормы обязательственных отношений являются отражением всей системы налоговых отношений в государстве. Структурные компоненты института налоговых обязательств обеспечивают реализацию основной цели налоговой деятельности — пополнения государственной казны при одновременном соблюдении гражданских и имущественных прав налогоплательщика. Каждый из компонентов данной структуры равноправен по отношению к другим и выполняет индивидуальные функции внутри каждого конкретного налогового правоотношения. Как указывала Ю.А. Крохина: «в налоговом праве все элементы тесно связаны и только в совокупности способны вызвать к жизни и обеспечивать функционирование налоговых правоотношений. Наличие такого состава позволяет налоговому правоотношению выполнить все функции, возложенные на него в механизме налогово-правового регулирования».
В налоговых обязательствах равенство сторон означает наличие у всех сторон правоотношений прав и обязанностей, а не прав у одной и обязанностей у другой. Этот факт отражен в ст. 21, 23, 24, 31 и 32 НК РФ.
Рассмотрим систему прав и обязанностей всех участников налоговых обязательств.
Налоговые обязательства являются совокупностью правовых норм, которые моделируют налоговые правоотношения и реализуются через них. Совокупность правовых норм лежащих в основе налоговых
обязательств определяют их цели и задачи, выражают регулятивный и охранительный механизм, создают потенциал правотворчества и формирования вариативных методов их реализации. Правовые нормы, лежащие в основе налоговых обязательств в свою очередь являются и регулятором налоговых правоотношений.
В такой диспозиции особое место занимают не только обязанности, но и права налогоплательщика — от формально организационных, до системообразующих. Так в п. 1 ст. 21 НК РФ отмечено право налогоплательщика на информирование о налогах и сборах, изменениях в налоговом законодательстве, в частности в абз. 4 п.2 ст. 32 НК РФ. Кроме того, существует ролевая и отраслевая вариативность такого рода обязательств, в частности физические лица и организации, будучи субъектами налогового права, могут выступать в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Как налогоплательщики физические лица и организации имеют общий круг прав и обязанностей (ст. ст. 21 и 23 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ)). В то же время согласно п. 3 ст. 21 НК РФ и п. 2 ст. 24 НК РФ плательщики сборов и налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, следовательно, последним в равной степени также принадлежит и право на защиту. В соответствии с положениями НК РФ налогоплательщикам предоставлено право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ) (самозащита); право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (п. 1 ст. 22 НК РФ). Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Более того, существуют четко определенные критерии приобретения статуса налогоплательщика, определения объекта и субъекта налоговой деятельности. Также определен ряд формально-организационных положений, обозначающих процедуру определения, исполнения и прекращения налоговых обязательств. Совокупность этих характеристик позволяет считать обязательственные правоотношения упорядоченными правовыми нормами взаимодействием и взаимоотношением известных и четко определенных сторон. Это взаимодействие может быть реализовано в различных уровнях (степенях) упорядоченности или конкретизации. От минимальной, определенной ст. 57 Конститу-
ции РФ и ст. 31 НК РФ, до максимальной при индивидуальном определении объекта, субъекта и содержания прав и обязанностей при уплате определенного налога
Рассматривая категорию обязанности государства в структуре налоговых обязательственных отношений можно выделить ряд статей, обозначающих гарантии гражданину в материальном и социальных аспектах. Так можно выделить гарантию на обеспечение правового поля использования своего имущества и способностей в предпринимательской деятельности, согласно ст. 34 Конституции РФ, право на частную собственность и ее защиту (ст. 35, 36, 40)., права на социальное обеспечение в области здравоохранения, образования (ст. 39, 41, 43), судебную и правовую защиту (ст. 45, 46, 48), в том числе и защиту неправомерных действий государственной власти (ст. 53). Таким образом, можно выделить как процессуальные так и материальные виды обязанностей государства по отношению к гражданину, материальным субстратом которых являются налоги как источник реализации ее правовой и социальной деятельности.
Специфическую составляющую института налоговых обязательств составляют способы обеспечения, меры принуждения к ее исполнению и ответственность за несвоевременное, неполное исполнение или уклонение от исполнения. Е.Ю. Грачева выделила три способа правового обеспечения исполнения налоговых обязанностей. «Обеспечение исполнения налоговых обязанностей может осуществляться, как гражданско-правовыми способами, в частности залогом имущества, поручительством, начислением пени или иными способами, фина-совово-правовыми в виде приостановления операции по счетам в кредитных организациях, а также административно-правовыми в виде ареста имущества».
Обобщая содержательный компонент правовых дефиниций обеспечивающих процесс определения, начисления, уплаты налога и др действий с этим связанных можно определить правовое содержание института налоговых обязательств.
Институт налоговых обязательств содержит:
• положения, определяющие субъектный состав налоговых обязательств;
• положения определяющие правовой статус и закрепляющие права и обязанности участников налоговых обязательств;
• положения, определяющие порядок возникновения налоговых обязательств у всех участников налоговых отношений;
• положения, определяющие формы, методы и способы реализации налоговых обязанностей в рамках налоговых обязательств;
• положение определяющие ответственность сторон за нарушение или неисполнение налоговых обязательств.
Все правовые и экономические принципы и механизмы реализации налоговых обязательств рассмотренные выше, позволяют считать их сложившимся экономико-правовым механизмом, направленным на определение, обеспечение процедуры и реализации налоговой обязанности налогоплательщика институтом. Конечной целью существование данного правового института являются пополнение государственного бюджета с сохранением в правовом поле законных прав и интересов налогоплательщиков.
литература:
1. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учеб. Пособие.- М.: Юристъ, 2002. С 128, 156.
2. Колесова Т.С. Правовое регулирование статуса страховых организаций по законодательству Российской Федерации // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 31. № 3. С. 91-93.
3. Крохина Ю.А Налоговое право: учебник для бакалавров/Ю.А. Крохина.- 6-е изд., перераб. И доп.-М.- Издательство Юрайт, 2013., С
4. Петрова г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. — 2-е изд, стереотип. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. — 271 с.
5. Печенкина, А.А. Сравнительный анализ налоговых обязательств в Российской Федерации и Республике Казахстан / А.А. Печенкина // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 7 (145). Право. Вып. 18. — С. 60.
6. Цуканов О.В., Колесова Т.С., Савельев С.В. Гражданско-правовое регулирование крестьянских (фермерских) хозяйств // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 6 (49). С. 105-109.
Reference:
1. Gracheva E.Ju., Sokolova E.D. Financial law: The textbook. — M: The Lawyer, 2002. P. 128, 156.
2. Kolesova T.S. The legal regulation of the insurance organisations' status under the legislation of the Russian Federation // The Collection of scientific works "Sworld". 2013. V 31. № 3. P. 91-93.
3. Krokhina Ju.A. Tax law: the textbook for bachelors /Ju.A. Krokhina. — 6 edit., corrected and added. — M — Publishing house Jurajt, 2013., P.
4. Petrova G.V. Tax law. The textbook for higher educational institutions. — 2 edit., stereotype. — M: Publishing house NORMA (Publishing group NORMA-INFRA-M), 2000. — 271 p.
5. Pechenkina, A.A. The comparative analysis of tax obligations in the Russian Federation and Republic Kazakhstan / A.A. Pechenkina // The Bulletin of the Chelyabinsk State University. — 2009. — № 7 (145). The law. Issue 18. — P. 60.
6. Tsukanov O.V, Kolesova T.S., Savelyev S.V. The civil-law adjustment of country (farmer) economy // The Science and education: an economy; business; right and management. 2014. № 6 (49). P. 105-109.
Теория и практика судебной экспертизы в доказывании.
Спецкурс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» / Н.П. Май-лис. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 263 с.
Изложены истоки формирования и развития теории судебной экспертизы, основные теоретические понятия. Рассмотрены теория идентификации и диагностики, современная классификация судебных экспертиз, субъекты судебно-экспертной деятельности и система государственных экспертных учреждений. Раскрыто правовое обеспечение судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным уголовным, гражданским и арбитражным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.
Подробно изложены технологическое обеспечение производства судебных экспертиз, их доказательственное значение в раскрытии и расследовании преступлений. Должное внимание уделено информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности, комплексным исследованиям, экспертной этике и экспертным ошибкам.
11.11. Майлие
Теория и практика
СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Б ДОКАЗЫВАНИИ
СПЕЦКУРС