ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В РАМКАХ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Д. Н. Чекушкина
ГБОУ Школа № 109, Москва
Features of the Elementary Course Geography Teaching Within the Federal State Standard of Basic General Education
D. N. Chekushkina
School № 109, Moscow
В статье приведен опыт преподавания начального курса географии согласно требованиям ФГОС основного общего образования, рассматривается возможность формирования универсальных учебных действий школьников в процессе обучения начальному курсу географии в 5-ом классе с помощью межпредметного учебного проекта. Ключевые слова: познавательные, метапредметные, личностные, коммуникативные универсальные учебные действия, зона ближайшего развития, эвристическая беседа, межпредметный учебный проект.
The article presents the teaching experience the elementary course of geography as required by federal state standard of basic general education, the possibility of formation of universal educational actions of pupils in the elementary course of geography teaching in the 5-th class school with the help of interdisciplinary training project. Key words: cognitive, meta-subject, personality, communicative universal education actions, zone of proximal development, heuristic conversation, interdisciplinary training project.
В этом году в ГБОУ школа № 109 был введен курс географии в 5 классе. Работа велась по учебнику «Начальный курс географии» автор — Летягин А.А. издательства «Вентана-Граф» под редакцией Дронова В.П.
Основная цель курса — систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями [1]. Ниже перечислены основные желаемые результаты и указаны темы, в рамках которых внимание акцентировалось на реализации определённых результатов.
1. Осознать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (задания на поиск информации по теме «Памятники природы на территории России», «Вулканы и гейзеры» в интернете и на бумажных носителях).
2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять свои ошибки самостоятельно (работа над созданием презентации «Наблюдения за природой в осенний период).
3. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления составление фотоколлажа «Горы мира».
4. Умение работать с различными источниками информации (данные сайта GISMETEO, сервис Google карты), с текстом учебника и его внетекстовым компо-
нентом (иллюстрациями, картосхемами), аппаратом ориентировки.
5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками (работа в парах, малых группах).
6. Формирование основ экологической культуры с помощью выполнения творческих заданий на тему «Влияние человека на атмосферу».
7. Зона ближайшего развития ребенка — это расстояние между уровнем его актуального развития, определенным с помощью задач, решенных самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами [4. С. 69]. Работа в зоне ближайшего развития осуществлялась при выполнении творческих заданий, пример: «Атмосферные явления». Тематика таких заданий основана на содержании учебника. Учащимся необходимо подобрать с помощью Интернет-ресурсов иллюстрации и текст, не повторяющие материалы учебника. Отобрать собранный материал, отредактировать его и представить в виде небольшой презентации 5—7 слайдов.
8. Правильная организация работы над межпредметным проектом «Дендрохронология» позволила осуществить формирование всех видов универсальных учебных действий. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три
76
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУК (РУССКАЯ СЕКЦИЯ) • 2015 • 1
Трибуна молодых исследователей
предмета, а так же достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций [5].
Познавательные УУД — использование знаний в новой ситуации.
Метапредметные УУД — использование знаний в области биологии (понятия: «годичные кольца», «ткани растений»), истории (понятие «шкала времени»); умение анализировать статистические данные сайта GISMETEO.
Личностные УУД — восприятие школьником времени (шкала времени) и проецирование учащимся собственной жизни (биографии) за определенный временной промежуток). Регулятивные УУД — целепола-гание, умение дать оценку проделанной работе.
Коммуникативные УУД — учитывать позиции одноклассников, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении результатов проекта [6] ;
Основным методическим приёмом работы на уроках по изучению нового материала и комбинированных уроках была эвристическая беседа. Эвристическая беседа — вопросно-ответная форма обучения, при которой преподаватель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами, иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самих, на основе уже имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам и правилам [2].
Практически на каждом уроке уделялось внимание по формированию основного предметного умения
— умения работать с географической картой. А именно
— интерпретация картографического изображения в пространственный образ территории. Данное умение основано на психических процессах обобщения и синтеза. Чтобы сформировать образ географического объекта или территории необходимо использование на уроке ИКТ Примеры таких заданий:
Литература
1. Беловолова Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5—9 классы: Методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2014. 222 с.
2. Вишнякова С.М.. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика — М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
3. Летягин География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений — М.: Вентана-Граф, 2014.160 с.
4. Словарь Выготского/под редакцией А. А. Леонтьева М.: Смысл, 2007. 222с.
Хочется уделить внимание следующим недоработкам создателям данного курса. Эти недоработки или правильнее сказать «нестыковки», выявились после написания диагностической работы. Итоговая диагностическая работа МЦКО содержала ряд заданий по темам, которых не было в учебнике. Примерами могут служить разделы: «Форма и размеры Земли», «План местности», «Географическая карта». Одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы по географии являются овладение основами картографической грамотности и использования географической карты. В данном учебнике и базовой программе, разработанной для него, нет указания параграфов, заданий, посвященных этому разделу. Для того чтобы, у учащегося выработался навык работы с картографическим материалом необходимо отработать с ним все темы раздела «Географическая карта». Так как курс рассчитан на 1 час в неделю по 40 минут, у учителя просто не хватит времени на проработку материала.
С другой стороны, некоторые разделы изобилуют огромным количеством терминов, которые изучают только в курсе географии 7 класса.
Можно отметить большое количество иллюстративного материала учебника, ссылок на видеосюжеты, Интернет-ресурсы, наличие элементов экспериментальной деятельности. Хотя некоторые из предложенных опытов нельзя отнести к достоверному источнику получения информации (опыт с барометром, сделанным из стеклянной банки и резинового шарика) [3].
В учебниках разных линий для 5 класса и приложениях на CD-дисках, к этим учебникам отсутствуют задания для закрепления материала разного уровня сложности, основанные на текстовом компоненте самих учебников (чтобы учителю не приходилось «изобретать велосипед»). Нет также материалов для организации работы учащихся в малых группах. Необходимо создание электронной базы заданий, аналога конструктора, где учитель может составлять необходимые пособия к каждому уроку для классов, с разным уровнем усвоения материала, а также вносить изменения, дополнять своими наработками.
Обобщая результаты работы, можно сделать вывод, что курс нуждается в отборе содержания и разработке вспомогательных методических материалов для учителя.
5. Полот Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е.С. Полат// Иностранные языки в школе. 2000. — № 2, 3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://distant.ioso.ru/hbrary/puЫication/iaproj.htm (Дата обращения: 1.07.2015 г.).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1897.html (Дата обращения: 15.06.2015 г.).
Сведения об авторе:
Чекушкина Дарья Николаевна — учитель географии, ГБОУ Школа № 109, Москва
Email: chekushkina.daria@gmail.com
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУК (РУССКАЯ СЕКЦИЯ) • 2015 • 1
77