Научная статья на тему 'Использование современных средств обучения в системе подготовки учителя географии (на основе результатов дистанционного зондирования Земли)'

Использование современных средств обучения в системе подготовки учителя географии (на основе результатов дистанционного зондирования Земли) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / MODERN TEACHING MEANS / УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ / GEOGRAPHY TEACHER / ДАННЫЕ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ / REMOTE SENSING DATA OF EARTH / КОСМИЧЕСКИЙ СНИМОК / SATELLITE IMAGE / АЭРОФОТОСНИМОК / AERIAL PHOTOGRAPH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киямова И. Б., Летягин А. А.

В статье обосновывается необходимость включения результатов дистанционного зондирования Земли в содержание учебно-методического комплекса дисциплины «Использование ИКТ в процессе обучения географии». Разработанные задания имеют практическую ценность для подготовки будущих учителей, так как позволяют не только овладеть новыми средствами обучения географии изображениями Земли из космоса, но и научиться практическому применению результатов дистанционного зондирования Земли на уроках географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киямова И. Б., Летягин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explains the necessity of including the results of remote sensing of Earth in the content of the discipline Use of ICT in teaching geography. The tasks developed have practical value for future teachers training because they help not only to learn new geography teaching methods using Earths images from space but also learn practical use of the results of remote sensing data of Earth in Geography lessons.

Текст научной работы на тему «Использование современных средств обучения в системе подготовки учителя географии (на основе результатов дистанционного зондирования Земли)»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ (НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ)

42

И. Б. Киямова, А. А. Летягин

Аннотация. В статье обосновывается необходимость включения результатов дистанционного зондирования Земли в содержание учебно-методического комплекса дисциплины «ИспользованиеИКТ в процессе обучения географии». Разработанные задания имеют практическую ценность для подготовки будущих учителей, так как позволяют не только овладеть новыми средствами обучения географии - изображениями Земли из космоса, но и научиться практическому применению результатов дистанционного зондирования Земли на уроках географии.

Ключевые слова: современные средства обучения, учитель географии, данные дистанционного зондирования Земли, космический снимок, аэрофотоснимок.

Summary. The article explains the necessity of including the results of remote sensing of Earth in the content of the discipline "Use of ICT in teaching geography". The tasks developed have practical value for future teachers' training because they help not only to learn new geography teaching methods - using Earth's images from space - but also learn, practical use of the results of remote sensing data of Earth in Geography essons.

Keywords: modern teaching means, geography teacher, remote sensing data of Earth, aerial photograph, satellite image.

В настоящее время в связи с развитием информационно-коммуникативных технологий у учителей географии возникает необходимость использования современных средств обучений. Обусловлено это, прежде всего особенностями самого учебного предмета, спецификой географических знаний и умений. Все это требует систематического привлечения не только традиционных средств обучения, но и современных средств обучения - на основе данных дистанционного зондирования Земли (аэрофото-

снимки, космические снимки, 3D-мо-дели, GPS-навигатор. Под данными дистанционного зондирования Земли (ДДЗЗ) понимаются данные, полученные в процессе съемки любыми неконтактными (дистанционными) методами. К ДДЗЗ относят данные, полученные в процессе воздушного, космического и подводного зондирования в одном или нескольких участках электромагнитного спектра.

Среди основных достоинств использования изображений Земли из космоса в процессе обучения геогра-

ф

фии необходимо отметить их междис-циплинарность, наглядность при демонстрации связей между географическими объектами, возможность отразить динамику процессов и явлений, изучаемых в школьных курсах географии. Данные дистанционного зондирования Земли служат эффективным инструментом, позволяющим оперативно и детально исследовать состояние окружающей среды, использование природных ресурсов и получать объективную картину мира. Космические снимки, пожалуй, самые достоверные на сегодняшний день источники географической информации.

В систему средств обучения изображения Земли из космоса, аэрофотоснимки вошли давно. Однако практика их использования в процессе обучения географии была очень ограниченной, так как, во-первых, большая часть космической информации долгое время оставалась недоступной для общего пользования; во-вторых, до появления цифровых технологий изображения Земли из космоса были недостаточно хорошего качества, что затрудняло их дешифрирование, а также не обеспечивало высокий уровень наглядности; в-третьих, не было разработанной учебной дисциплины, где осуществлялась бы специальная подготовка по обучению будущих учителей в использование ДДЗЗ.

На сегодняшний день использование результатов ДЗЗ в системе подготовки учителей возможно, например, в содержании учебно-методического комплекса дисциплины «Использование ИКТ в процессе обучения географии» в виде практических занятий.

Основная цель практических занятий - сформировать у студентов знания о дистанционном зондировании

Земли и его результатах, умения осуществлять осознанный выбор изображений Земли из космоса и использовать их в своей профессиональной деятельности.

Задачами практических занятий являются:

• закрепление понятий «дистанционное зондирование Земли», «изображение Земли из космоса»;

• развитие умений применять критерии при отборе изображений Земли из космоса в зависимости от образовательных целей урока географии;

• развитие умений организации практической деятельности учащихся с изображениями Земли из космоса на различных этапах урока географии и во внеучебной деятельности.

Содержание раздела:

1) использование изображений Земли из космоса на уроках географии и во внеклассной работе;

2) приемы работы с изображениями Земли из космоса на уроках географии: определение разрешения, сравнение изображений Земли из космоса и географической карты;

3) разработка фрагмента урока 43 географии с использованием изображений Земли из космоса.

Форма контроля: рейтинговое оценивание результатов индивидуальной и групповой работы студентов на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы.

Практическое занятие № 1

Использование изображений Земли из космоса на уроках географии и во внеклассной работе

Задание 1. Составьте словарь терминов по теме «Результаты дистанционного зондирования Земли в об-

4 / 2010

Преподаватель XXI

44

разовании». В обязательной части словаря приведите определения терминов «дистанционное зондирование Земли», «аэрофотосъемка», «аэрофотоснимок», «искусственный спутник Земли», «геостационарный ИСЗ», «полярно-орбитальный ИСЗ», «космический снимок», «спектральный диапазон космического снимка», «обзорность космического снимка», «пространственное разрешение космического снимка», «космическое землеведение», «спутниковый мониторинг». В работе используйте электронную хрестоматию по курсу и Интернет-ресурсы (поисковые системы, словари, энциклопедии). Отразите результаты в таблице 1. «Результаты дистанционного зондирования Земли в образовании. Понятия и термины».

Задание 2. Используя дополнительные источники, составьте летопись освоение землянами космического пространства (либо изучение Земли из космоса). Заполните таблицу 2. «Летопись освоение землянами космического пространства».

Задание 3. Используя презентацию, и выступление преподавателя заполните две таблицы 3 и 4: «Искусственные спутники Земли» и «Основные свойства космических снимков».

Задание 4. Проведите систематизацию в предложенном списке литературы (полный список источников приведен в УМК и рабочей программе, вы можете выбрать из них любые, но при этом обязательно вузовские учебники по дисциплине, труды классиков, Интернет-ресурсы, специальные научные источники, картографические источники).

Итоги работы разместите в таблице 5. Подобным образом (см. литературу) сделайте анализ школьных учебников.

Задание 5. Сгруппируйте отдельные информационные объекты в схему «Основные направления использования данных дистанционного зондирования Земли в школьных курсах географии» (см. рис.).

Задание 6. Применяя атлас изображений Земли из космоса «Всемирное наследие в России» подберите один

Таблица 1

Результаты дистанционного зондирования Земли в образовании. Понятия и термины

Основные понятия и термины Определения понятий и терминов

дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ)

аэрофотосъемка

аэрофотоснимок

искусственный спутник Земли (ИСЗ)

геостационарный ИСЗ

полярно-орбитальный ИСЗ

космический снимок

спектральный диапазон космического снимка

обзорность космического снимка

пространственное разрешение космического снимка

космическое землеведение

спутниковый мониторинг

Таблица 2

Летопись освоения землянами космического пространства

Дата Событие

Таблица 3

Искусственные спутники Земли

№ Название группы Характеристика Пример

1 Спутники глобальной съемки Земли и океана

2 Ресурсные спутники

3 Ресурсно-картографические

4 Кадастровые

Таблица 4

Основные свойства космических снимков

№ Свойство Характеристика

1 Разрешение - возможность сохранять изображение местности при увеличении масштаба снимка. Высокое -

Среднее -

Низкое -

2 Масштаб

Таблица 5

Анализ школьных учебников

Наименование школьного учебника, авторы, год издания Наличие материала по данной теме, «-», «+». Раздел, страница Характер сведений (цифры, явления, номенклатура, аэрофотоснимок, космический снимок и т.п.) Особенности, на которые вы лично обратили внимание

Летягин А. А. География: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. В. П. Дронова. -М.: Вентана-Граф, 2011. - 208 с.

Интернет-сайты по начальному курсу географии

45

Таблица 6

№ Раздел Интернет—сайты Примеры изображений Земли из космоса

1 Планета Земля

2 Литосфера

3 Гидросфера

4 / 20Ю Преподаватель |_

Космические снимки

Данные

дистанционного

зондирования

Земли

Рис. Основные направления использования данных дистанционного зондирования Земли в школьных курсах географии

ЗЕ)-модели

объемные

тематические

аэрофотоснимки

ОР8-навигатор

46

снимок к уроку «Озера» и придумайте не менее двух заданий.

Задание 7. Создайте список интернет-сайтов по трем раздела начального курса географии (не менее 5 на каждый раздел), где имеются космические снимки. Все данные занесите в таблицу 6.

Задание 8. Подготовьте доклад на тему «Современные проблемы использования результатов дистанционного зондирования Земли в школьных курсах географии».

Практическое занятие № 2

Приемы работы с изображениями Земли из космоса на уроках географии: определение масштаба,, географических координат, сравнение изображений Земли из космоса и географической карты. Разработка фрагмента урока географии с использованием изображений Земли из космоса

Задание 1. Определите масштабы космических снимков Земли и территории России.

Задание 2. Используя атлас для учителя, определите типы берегов, которые изображены на космическом снимке. Объясните, каким образом вы выполнили задание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 3. Используя космический снимок системы облаков, выполните следующие задания:

1) определите, какие виды облаков можно увидеть на космическом снимке (перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые, слоистые, слоисто-кучевые, слоисто-дождевые, кучевые, кучево-дождевые);

2) опишите их внешний вид с точки зрения земного наблюдателя (редкие и тонкие, прозрачные и многослойные, тонкие и мощные, пышные и волнистые);

3) предположите на какой высоте возможно образование облаков данного вида (от 5 до 13 км, от 2 до 7 км, от 1 до 2 км).

Задание 4. Используя изображения окрестностей села Бёхово и музея-заповедника «Поленово» на аэрофотоснимке и топографической карте сравните изображения музея - заповедника «Поленово на топографической карте, и аэрофотоснимке, ответив на следующие вопросы:

1. Какие реки протекают в окрестностях музея-заповедника?

2. Можно ли определить название, ширину, направление и скорость течения рек по фрагменту топографической карты и аэрофотоснимку?

3. Как называются населенные пункты, расположенные на берегах рек? В каких из них есть церковь?

4. Можно ли определить количество домов, кварталов по фрагменту

ф

топографической карты и аэрофотоснимку?

5. Можно ли определить типы растительности в окрестностях музея (лес, кустарник, луг и др.) по фрагменту топографической карты и аэрофотоснимку?

6. Между какими населенными пунктами проложены дороги? Что можно сказать об этих дорогах?

По результатам сравнения двух изображений сделайте вывод о наглядности, точности, информативности, о современном состоянии, взаимном расположении объектов.

Задание 5. Зачетная работа. Разработка фрагмента урока для одного из школьных курсов географии («Начальный курс географии», «География материков и океанов, народов и стран», «География России», «Экономическая и социальная география мира») с использованием изображений Земли из космоса.

Таким образом, проведенное исследование показало, что разработанные практические работы по использованию результатов ДЗЗ как приемов методической подготовки будущего учителя географии, оказывает важную роль в расширение и конкретизации их знаний, формировании методических умений.

Кошевой В. А. География (Мир Земли) Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / В. А. Кошевой, И. В. Душина, А. А. Лобжанидзе. - М.: Баласс, 2009.

Кравцова В. И. Космические методы картографирования. - М.: Изд-во МГУ, 1995. Лабутина И. А. Дешифрирование аэрокосмических снимков: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2004.

Летягин А. А. География: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. В. П. Дронова. -М.: Вентана-Граф, 2007. - 208 с. Петрова Н. Н. География. Природа Земли и человек. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Н. Петрова, Н. А. Максимов. - М.: Мнемозина, 2008. ■

47

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берлянт А. М. Картографический словарь. - М.: Научный мир, 2005.

2. Герасимова Т. П. Начальный курс географии 6 кл. / Т. П. Герасимова, Г. Ю. Грюнберг, Н. П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 1994, 2005.

3. Дьяконов К. Н., Касимов Н. С., Тику-нов В. С. Современные методы географических исследований: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1996.

4 / 2010

Преподаватель XXI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.