Научная статья на тему 'Изображения Земли из космоса на уроках географии'

Изображения Земли из космоса на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
2157
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Елена Валерьевна

Статья продолжает статью из № 3 за 2004 год. Статья посвящена возможностям использования изображений Земли из космоса на уроках географии. Даны примеры тематического планирования, космических снимков к урокам, приведен образец практической работы с использованием космических снимков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изображения Земли из космоса на уроках географии»

Смирнова Елена Валерьевна

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМЛИ ИЗ КОСМОСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

География - первый школьный предмет, в рамках которого стали использоваться изображения Земли из космоса. Сначала учителя демонстрировали первые фотографии, сделанные в космосе, затем стали использовать снимки, полученные с искусственных спутников Земли. В наши дни все большее распространение получает работа со станциями приема изображений Земли из космоса, профессионально изданными атласами и плакатами, уроки с использованием персональных компьютеров и сети Интернет.

Важна роль использования изображений Земли из космоса в профориентацион-ной работе. В наши дни данными мониторинга Земли из космоса пользуются специалисты многих областей.

Одной из первых областей применения космических снимков стала метеорология. Появление таких данных позволило наблюдать за атмосферой на обширных территориях в режиме реального времени, то есть наблюдать за глобальной системой формирования атмосферной циркуляции, передвижением циклонов, формированием облачных систем, тепловым балансом Земли и др. Космическая съемка незаменима при составлении метеорологических прогнозов, прогнозировании опасных атмосферных явлений (например, ураганов), а также при изучении глобального изменения климата. Велика роль космических снимков для разведки и учета природных ресурсов: лесных, минеральных, водных, биологических. Широко используются космические снимки в сельском хозяйстве и мониторинге акваторий морей и океанов. Мониторинг чрезвычайных ситуаций - таких как наводнения, лесные пожары, цунами, ураганы, землетрясения, извержения вулканов, торнадо -очень важен и помогает оперативно отреагировать на сложившуюся обстановку.

$емоАс&риро&а,мс аер&ш с$&хлШие 6 космосе...

Космические снимки можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от выбора регистрируемых излуча-тельных и отражательных характеристик, что определяется спектральным диапазоном съемки; от технологии получения изображений и передачи их на Землю, во многом обусловливающей качество снимков; от параметров орбиты космического носителя и съемочной аппаратуры, определяющих масштаб съемки, обзорность, разрешение снимков и т. п.

Для задач, связанных с обучением географии на школьном уровне, наиболее важно понимать классификацию снимков по пространственному разрешению (минимальной линейной величине регистрируемых объектов); снимки разделяют на груп-

'Велико, роль космигеских сНимкаб разборки и уг&йл приро^Аих ресурсов..

пы от очень низкого до сверхвысокого разрешения.

Например, на рисунке 1* представлена европейская часть России и сопредельные регионы на снимках низкого разрешения. На рисунке 2 представлен снимок дельты Волги среднего разрешения, а на рисунке 3 - Бакинская бухта на снимке высокого пространственного разрешения (несколько метров).

В зависимости от цели и задач урока, учителю необходимо подобрать соответствующие снимки - из архива данных, полученных персональной станцией приема изображений Земли из космоса (если она есть в школе) или из других источников, например, сделать подборку в сети Интернет (или дать такое задание учащимся). В конце этой статьи приведены некоторые наиболее популярные ссылки по этой теме.

Космические снимки интересно и полезно применять во всех школьных курсах географии - физической географии мира и России, экономической географии России и зарубежных стран.

Уроки, на которых уместно демонстрировать космические снимки и проводить лабораторные работы с ними, показаны в таблицах 1-4. К некоторым урокам даны примеры космических снимков, полученных с разных спутников различными приемными станциями (к сожалению, объем этой статьи не позволяет привести больше снимков).

Таблица 1.

Место изображений Земли из космоса в курсе «Физическая география», 6 класс

Раздел: Введение

Тема: Основные этапы познания поверхности планеты_

Раздел: От плана местности к географической карте

Тема: Карта - особая модель земной поверхности. Масштаб.

Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса. Раздел: Строение Земли Тема: Литосфера

Основные формы рельефа суши: равнины и горы. Способы изучения земных глубин. Опасные природные явления в литосфере. Землетрясения.

Вулканическая деятельность. Тема: Гидросфера

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы (см. рисунок 4). Острова и полуострова. Температура вод Мирового океана. Морские течения (теплые и холодные). Реки - речная система, бассейн, водораздел. _Речная долина и ее части._

*

Здесь и далее представлены стилизованные изображения спутниковых фотографий, качественные снимки размещены на диске к журналу.

Продолжение таблицы 1

Раздел: Строение Земли

Тема: Основные этапы познания поверхности планеты Реки горные и равнинные.

Поведение реки в течение года: половодье, паводок межень, ледостав (см. рисунок 5).

Озера. Искусственные водоемы: каналы и водохранилища. Охрана вод от загрязнения.

Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Раздел: Строение Земли Тема: Атмосфера

Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Облака. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного зависимости от географической широты (см. рисунок 6). Охрана атмосферного воздуха. Тема: Взаимосвязь земных оболочек

Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности

шара в

человека.

Таблица 2.

Место изображений Земли из космоса в курсе «Физическая география материков и океанов»

Раздел: Введение

Темы: Многообразие источников географической информации._

Раздел: Как открывали мир

Темы: Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Современные географические исследования: изучение Земли из космоса. Исследования полярных областей.

_Заполнение «белых пятен» на карте._

Раздел: Географическая карта - величайшее творение человечества

Тема: Из истории создания карт._

Раздел: Земля - уникальная планета Тема: Атмосфера и климат

Пояса освещенности и тепловые пояса.

Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Воздушные массы. Опасные природные явления в атмосфере. Тема: Гидросфера. Мировой океан - главная часть гидросферы Система поверхностных течений в Океане. Льды. Перераспределение тепла и влаги между сушей и океанами. Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер). Тема: Географическая оболочка, ее строение и свойства Природная зона (см. рисунок 7). Географическая зональность. Карта природных зон.

Раздел: Материки и океаны Тема: Африка

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Стихийные природные явления. Крупные города.

Продолжение таблицы 2.

Раздел: Материки и океаны Тема: Австралия и Океания

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Крупные города. Тема: Южная Америка

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Крупные города. Тема: Океаны

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Тема: Полярные области Земли

Антарктида. Современные исследования материка. Северный Ледовитый океан. Тема: Северная Америка

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности. Крупные города. Тема: Евразия

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности. Территории с опасной экологической ситуацией. Крупные города.

Раздел: Земля - наш дом

Темы: Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Роль географии в рациональном использовании природы.

Новейшие методы (в том числе космические) исследования природы на Земле и за ее пределами.

Таблица 3.

Место изображений Земли из космоса в курсе «Физическая, социальная и экономическая география России» 8-9 классы

Раздел: Введение

Тема: Методы географических исследований: аэрокосмический, геоинформационный

Раздел: Природа

Тема: Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы Главные черты рельефа России. Горы и равнины. Тема: Климат и агроклиматические ресурсы

Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны) (см. рисунок 8).

Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Смог. Тема: Внутренние воды и водные ресурсы

Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Важнейшие озера, их происхождение (см. рисунки 9, 10). Ледники. Болота. Искусственные водоемы. Ледовый режим рек (см. рисунок 5).

Продолжение таблицы 3.

Раздел: Природа

Тема: Почва и почвенные ресурсы

Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.

Тема: Природное районирование

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь.

_Экологические проблемы разных природных зон._

Раздел: Население

Темы: Интенсивность урбанизации в России. Городские агломерации. Раздел: Хозяйство

Тема: География отраслей и межотраслевых комплексов

Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду. Крупнейшие месторождения нефти и газа. Система трубопроводов. Фокусы экологических проблем России. Раздел: Регионы России Тема: Европейская часть России

Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Тема: Европейский Север

Своеобразие географического положения на севере Восточно-Европейской равнины в связи с выходом к Северному Ледовитому океану. Мурманский и архангельский порты. Северный морской путь (см. рисунок 11). Города региона. Проблема охраны природы Севера.

Раздел: Регионы России Тема: Центральная Россия

Преимущества географического положения и состав территории. Чередование возвышенностей и низменностей - характерная черта рельефа. Моренно-ледниковый рельеф разной степени сохранности. Радиально-кольцевая планировка Москвы и столичного региона. Экологические проблемы Москвы Пояс полесий и ополий. Эрозионные равнины. Тема: Европейский Северо-Запад

Природные особенности: сочетание возвышенностей и низменностей. Густая озерно-речная сеть.

Санкт-Петербург - северная столица России. Его основание, планировка, архитектурные ансамбли и памятники. Пригородные садово-парковые ансамбли. Тема: Поволжье

Географическое положение на юго-востоке Русской равнины.

Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства.

Волга - великая русская река. Экологические и водные проблемы. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экологических проблем региона. Тема: Европейский Юг

Особенности географического положения региона.

Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная специфика. Рельеф Кавказа.

Основные географические фокусы экологических проблем региона.

Продолжение таблицы 3.

Раздел: Природа Тема: Урал

Пограничное положение Урала между Европейской Россией и Сибирью на стыке тектонических структур, невысоких гор и равнин.

Урал - водораздел крупных рек и климатораздел. Крупнейшие города Урала. Антропогенные изменения природы Урала.

Основные географические фокусы экологических проблем региона. Тема: Азиатская часть России

Географическое положение. Тема: Сибирь. Западная Сибирь

Географическое положение.

Границы Сибири с точки зрения физико-географического районирования. Сильная заболоченность - характернейшая особенность территории. Отчетливо выраженная географическая зональность. Система трубопроводов. Транссибирская магистраль, БАМ. Основные географические фокусы экологических проблем региона. Тема: Восточная Сибирь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности рельефа Среднесибирского плоскогорья.

Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительного покрова.

Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тектоническая впадина Байкала - прообраз океана будущего. Уникальность Байкала (см. рисунок 10). Тайга - основная природная зона.

Транссибирская железная дорога - главная транспортная артерия региона. БАМ. Основные географические фокусы экологических проблем региона. Тема: Дальний Восток

Особенности географического положения.

Границы Дальнего Востока с точки зрения физико-географического районирования. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами.

Долина гейзеров, термальные источники. Климатические контрасты севера и юга. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Густая речная сеть и полноводность рек. Паводки и наводнения. Основные географические фокусы экологических проблем региона.

Таблица 4.

Место изображений Земли из космоса в курсе «Социальная и экономическая география мира», 10 класс

Раздел: Общая характеристика мира

Тема: Охрана окружающей среды и экологические проблемы Два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба с ним. Опустынивание и борьба с ним.

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы (рисунок 12) Антропогенное загрязнение окружающей среды; причины и последствия. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Междисциплинарный характер проблемы «Общество и окружающая среда» - роль географии.

Продолжение таблицы 4.

Раздел: Общая характеристика мира Тема: География населения мира

Урбанизация в экономически развитых странах. Крупнейшие города (агломерации) и мегаполисы мира. Влияние урбанизации на окружающую среду. Экологические проблемы больших городов. Тема: География отраслей мирового хозяйства

_Транспорт и окружающая среда._

Раздел: Региональная характеристика мира Тема: Зарубежная Европа

Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Западноевропейский тип города.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Географический рисунок расселения и хозяйства. Высокоразвитые районы: примеры Лондона и Парижа. Тема: Зарубежная Азия

Тип азиатского (восточного) города. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Угроза обезлесения и опустынивания. Китай. Восточная зона (города Пекин и Шанхай). Япония. Особенности размещения населения и урбанизации. Япония. Главные городские агломерации. Япония. Проблемы загрязнения окружающей среды. Индия. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Тема: Африка

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Проблема опустынивания. Тема: Северная Америка

Урбанизация в США. Главные города, агломерации и мегаполисы. Загрязнение окружающей среды в США. Тема: Латинская Америка Угроза обезлесения.

Крупнейшие городские агломерации - Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Региональная политика освоения Амазонии. Тема: Австралия и Океания

_Охрана окружающей среды и экологические проблемы._

Раздел: Глобальные проблемы человечества

Темы: Продовольственная проблема, ее географические аспекты и пути решения, Проблема освоения космоса.

Наиболее удобно проводить работу с космическими снимками в виде практических работ. В качестве примера такой работы мы приводим пример занятия по теме «Анализ облачности по космическим снимкам». В качестве основы могут использоваться снимки, полученные школьной станцией приема космических снимков, снимки, приведенные в этой работе (рисунки 13-16), или

снимки, найденные в сети Интернет. Эта же работа может использоваться на уроках естествознания в 5 (темы «Образование облаков» и «Погода») и 11 (тема «Движение воздушных масс») классах. А также в качестве демонстрации на уроках биологии в 5 классе при изучении тем «Воздушная оболочка Земли», «Образование облаков» и «Погода и прогноз погоды».

АНАЛИЗ ОБЛАЧНОСТИ ПО КОСМИЧЕСКИМ СНИМКАМ

Предмет 6 класс 7 класс 8 класс

География Облака Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле Циркуляция атмосферы

Погода, прогноз погоды Воздушные массы Прогноз погоды

- закрепить знания об образовании облаков, их разнообразии и распределении в атмосфере;

Возраст учащихся: 11-14 лет.

Цель работы: научить анализировать облачность по космическим снимкам. Задачи работыи

- научить работать с космическими снимками, на которых отображена облачность.

Основные понятия: облака, облачность, кос-мическии снимок.

Продолжительность работы1: 25 мин.

Материалы1 и наглядные пособия:

- космические снимки;

- физическая карта мира;

- учебник;

«ЯАамиг облагНасми аа космическим сАимкам».

-дополнительная литература.

Рекомендации по подбору снимков: выбираИте те снимки, на которых видна одна и та же территория в безоблачную погоду и при разных типах облачности.

Облака состоят из мельчаИших водяных капелек или кристалликов льда - снежинок. Облака образуются на разных высотах в тропосфере. В зависимости от высоты расположения, выделяют облака верхнего яруса (5-13 км), к ним относятся перистые, перисто-кучевые и перисто-слоистые облака. К облакам среднего яруса (2-8 км) относятся высококучевые и высокослоистые облака. К облакам нижнего яруса (до 2 км) относятся слоистые, слоисто-кучевые, слоисто-дождевые, кучевые и кучево-дождевые облака.

На космическом снимке о наличии облаков над какоИ-либо территорией свидетельствуют наиболее светлые участки. Однородный тон изображения свойственен слоистоИ облачности. Скопление пятен светлого и темного тона характерны для изображения кучевых облаков. Темные пятна соответствуют просветам в облаках. Волокна, нити, тонкие полосы с размытыми нечеткими краями, вытянутые в длину на десятки и сотни километров, определяют перистую облачность. Сквозь них просвечивает рельеф или более низкие облака.

Количество облачности характеризует степень покрытия облаками участка земноИ поверхности и определяется отношением (в процентах) площади, занятоИ облаками внутри выделенного участка, ко всеИ площади этого участка.

Облака, перемещающиеся с суши в сторону моря, имеют облик тонкополосчатых струИ, параллельных друг другу, наглядно иллюстрируя процесс влагонасыщения, разогревания и подъема первоначально сухих и холодных масс воздуха. Когда ветры дуют с моря на сушу, облака на космических снимках вблизи береговоИ линии видны как параллельные берегу узкие полоски.

Наряду с облачными массами, располагающимися на небольших высотах, на космических снимках хорошо прослеживаются и более высокие ярусы облачности, нередко образующие светлые полосы, лучисто расходящиеся от центральных светлых пятен. Слоистые облака характеризуются матовым тоном изображения. Кучевые облака представля-

ют собой на снимке скопление пятен светлого или темного тонов. В виде длинных тонких полос и нитей отображаются перистые облака.

Вопросы для предварительного обсуждения:

1. Вспомните строение атмосферы.

2. На какой высоте находятся облака?

Задания и упражнения для учащихся:

1. Изучая космические снимки с изображением облачности и пользуясь учебником, охарактеризуйте разные типы облаков. Результаты оформите в виде таблицы:

Облака Характеристика Погода

Слоистые

Кучевые

В ысокослоистые

Перистые

Кучево-дождевые

2. Определите по космическому снимку районы с наибольшей и наименьшей облачностью. Сделайте выводы о состоянии погоды в этих областях.

3. Проанализируйте облачность по космическому снимку. Результаты оформите в виде таблицы:

Тип облаков Характер отображения на космическом снимке Район распространения

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют виды облаков?

2. Как отображается облачность на космических снимках?

3. Сквозь какие облака можно рассмотреть на снимке поверхность Земли?

Более подробную информацию о школьных станциях приема изображений Земли из космоса, примеры методических разработок в этой области и наиболее известные и доступные сайты со снимками, пригодными для выполнения практических работ, можно найти

г г шрмс&ерН-и щгеош обмгкш.

на следующих сайтах в сети Интернет:

http://www.transparentworld.ru (сайт компании «Прозрачный мир», специализирующейся в области разработок применения изображений Земли из космоса в школах и вузах);

http://www.transparentworld.ru/edu/atlas (атлас космических снимков для уроков);

http://www.scanex.ru/rus/default.htm (сайт ИТЦ «СканЭкс», разрабатывающего станции приема изображений Земли из космоса), а также пользуясь поисковыми системами.

Смирнова Елена Валерьевна, руководитель отдела образовательных программ Некоммерческого партнерства «Прозрачныш мир».

фаюхеЯие а&ЛеЯ сЗеЛлага < Лем^ага Ла^а

© Наши авторы, 2004. ОигаиЫг$,2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.