Научная статья на тему 'Формирование универсальных познавательных учебных действий на уроках географии'

Формирование универсальных познавательных учебных действий на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / METASUBJECT RESULTS / ICT COMPETENCE / REGULATORY / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / COGNITIVE AND COMMUNICATIVE ACTION / SEMANTIC READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белозерцева Лидия Васильевна

В данной статье представлен опыт работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках географии в контексте требований ООО ФГОС нового поколения. Приведены примеры конкретных заданий, способствующих достижению положительного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белозерцева Лидия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных познавательных учебных действий на уроках географии»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Белозерцева Л. В. Формирование универсальных познавательных учебных действий на уроках географии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76173. htm.

ART 76173 УДК 372.8

Белозерцева Лидия Васильевна,

заслуженный учитель школы Российской Федерации, учитель географии МАОУ «Гимназия № 2», г. Пермь gum2bel@mail.ru

Формирование универсальных познавательных учебных действий

на уроках географии

Аннотация. В данной статье представлен опыт работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках географии в контексте требований ООО ФГОС нового поколения. Приведены примеры конкретных заданий, способствующих достижению положительного результата. Ключевые слова: метапредметные результаты, универсальные учебные действия, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия, смысловое чтение, ИКТ-компетенции.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя новое открытие.

Галилео Галилей

Такой эпиграф, на мой взгляд, выражает суть ФГОС нового поколения. Ведь его методологической основой является системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию личности. Именно такой подход обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, а также полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. «Не учить предмету, а формировать умения учиться через деятельность на уроке и во внеурочное время» [6].

Метапредметные результаты

География имеет богатое метапредметное содержание, которое помогает учителю выполнить требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В системе познавательных общеучебных действий особое положение, на мой взгляд, занимает смысловое чтение, которое предусматривает формирование умений:

- выбирать из текста главные признаки характеризуемого объекта;

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Белозерцева Л. В. Формирование универсальных познавательных учебных действий на уроках географии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76173. htm.

- находить признаки для сравнения объектов, процессов, явлений;

- классифицировать объекты, процессы, явления, выбирать критерии для сравнения;

- формулировать научные понятия (правила), анализируя текст;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выделять основные характеристики объектов, процессов, явлений для преобразования их в схемы, таблицы, графики, диаграммы.

Начинаю формировать эти умения с первых уроков в 5-м классе, в чем мне помогает УМК Издательского Центра «ВЕНТАНА-ГрАФ». В учебниках много интересных заданий, которые я дополняю своими «находками» как в содержании заданий, так и в методике их выполнения.

Примеры заданий:

Урок № 2. Тема «Наблюдения - метод географической науки».

Из текста учебника (с. 11) выпиши главные черты научных наблюдений. Чем научные наблюдения отличаются от бытового восприятия? Используй для выполнения заданий имена прилагательные [2].

Урок № 9. Тема «Состав земной коры».

Используя текст учебника, выдели главный признак деления горных пород на группы. Классифицируй горные породы по данному признаку. Оформи результат работы в виде таблицы.

Группа горных пород Примеры горных пород

1

2

3

Урок № 10. Тема «Строение Земной коры».

Используя текст учебника (с. 45-46) и рис. 25, выдели основные характеристики океанической и континентальной земной коры. Заполни схему, которая отражает эти характеристики (схема предлагается). Учащиеся должны увидеть, в какой части схемы они должны подписать материковую, а в какой океаническую земную кору.

I

1 I

2. ▼

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Белозерцева Л. В. Формирование универсальных познавательных учебных действий на уроках географии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76173. htm.

Урок № 11 . Тема «Землетрясения».

Оцени силу землетрясений по описаниям (с. 52-53) и шкале интенсивности землетрясений. Выдели не менее трех признаков, по которым определил силу землетрясений. (2)

В 6-м классе задания усложняются

Урок № 12. Тема «Виды планов и их использование».

Прочитай описание хода Куликовской битвы и составь планы на каждый этап этой битвы. Лучше эту работу выполнять группами. Последующее представление групповых работ сделает более понятной картину этого сражения во времени [3].

Урок № 22. Тема Рельеф Земной поверхности. Горы суши».

Составь план, по которому в тексте описаны горы Гималаи. Опиши по этому плану одну из горных систем России или мира (на выбор обучающихся) [3].

Интересные задания на формирование умений работы с текстом и дополнительной литературой предусмотрены в учебнике: География России. Природа. Население. Авторы: В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. Часть из них я усложняю для более «продвинутых» классов и отдельных учащихся, а также разрабатываю свои задания.

Урок № 22. Тема «Движение воздушных масс. Циклоны и антициклоны».

Пользуясь текстом учебника, сравни особенности циклонов и антициклонов, результат оформи в виде таблицы. Какой из них определяет погоду «сегодня», аргументируй свой ответ.

Урок № 32. Тема «Почвенные ресурсы».

Ориентируясь на текст параграфов 28-30 и пример на с. 157, составь схему для другого зонального типа почв. Какие проблемы могут возникнуть при использовании данного типа почв, какие мероприятия по их рациональному использованию ты можешь предложить? [1]

Урок № 34. Тема «Биологические ресурсы».

Используя текст учебника и дополнительные источники информации, составьте «портреты» исчезающего и процветающего вида животных, результат работы выполните в виде презентации (возможна групповая работа)

Урок № 50. Тема «Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий».

На основе текста учебника и дополнительной информации заполни таблицу.

Религии Народы, исповедующие религию Традиции, обычаи, стереотипы поведения Религиозные центры и историко-культурные памятники

Христианство

Ислам

Буддизм

Иудаизм

Подготовьте сообщения (презентации) Возможна как индивидуальная, так и групповая работа.

В настоящее время особое значение имеет формирование общеучебных познавательных действий, связанных с ИКТ-компетенцией - это поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств [6].

В данном вопросе предусматриваю самые различные задания. Например, используя интернет-ресурсы составить:

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Белозерцева Л. В. Формирование универсальных познавательных учебных действий на уроках географии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76173. htm.

- презентации о древних астрономических инструментах, о памятниках Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, о наиболее известных землетрясениях, гейзерах, вулканах и т. д.;

- фотоколлажи: «Горы мира» или «Горы России», «Растения и животные разных природных зон», фотоколлажи для игры «белая ворона» и др.;

- интерактивные кроссворды по разным темам.

К познавательным общеучебным действиям также относится постановка и решение проблемы, которая выражается в формулировании проблемы; самостоятельном создании способов решения проблем творческого и поискового характера [6].

Универсальным средством формирования данного действия является выполнение различных проектов.

Учащиеся 5-го класса с большим интересом выполняют «Проект маршрута для экотуриста» (групповая работа). Для успешного выполнения проекта учащимся предлагается план:

1. Используя различные источники информации, выяснить, что такое экоту-

ризм.

2. Выбрать местность для маршрута.

3. Дать рекомендации по экипировке.

4. Разработать для экотуриста правила поведения, чтобы не нарушить природное окружение.

5. Составить схему путешествия, на которой условными знаками отметить остановочные пункты.

6. Сделать описание (рекламу) природных и культурных объектов, сопровождая его иллюстрациями.

7. Подготовиться к защите своего проекта.

В 6-м классе вызвали интерес проекты: «Маршрут кругосветного путешествия на воздушном шаре», «Проект прокладки газопровода по дну Черного моря» [3].

Средства формирования универсальных учебных действий на уроках географии позволяют ребятам познать радость творчества, стать успешными в получении основного общего образования, создать прочную базу для успешного обучения на старшей ступени общего образования.

Ссылки на источники

1. Белова Е. А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. 6-9 классы. - М.: Изд. центр «ВЕНТАНА - ГРАФ», 2013.

2. Летягин А. А. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: Изд. центр «ВЕНТАНА - ГРАФ», 2012.

3. Летягин А. А. География. Начальный курс. 6 класс. - М.: Изд. центр «ВЕНТАНА - ГРАФ», 2013.

4. Летягин А. А. Начальный курс. Методическое пособие. 5 - 6 классы. - М.: Изд. центр «ВЕНТАНА - ГРАФ», 2014.

5. Пятунин В. Б. География России Природа. Население. 8 класс. - М.: Изд. центр «ВЕНТАНА -ГРАФ», 2015.

6. Летягин А. А., Душина И. В., Пятунин В. Б., Таможня Е. А. География. Программа: 5-9 классы. - М.: Изд. центр «ВЕНТАНА - ГРАФ», 2013.

Lidiia Belozertseva,

Teacher of geography, Gymnasia 2, Perm gum2bel@mail.ru

The formation of universal cognitive learning activities geography lessons

Abstract. This article presents the experience of the formation of cognitive universal educational actions in geography lessons in the context of the requirements of a new generation of GEF giving examples of specific tasks that contribute to the achievement of positive results.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Белозерцева Л. В. Формирование универсальных познавательных учебных действий на уроках географии // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № S15. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76173. htm.

Key words: metasubject results, universal educational actions, regulatory, cognitive and communicative action, semantic reading, ICT competence.

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 06.07.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 07.07.16

Принята к публикации Accepted for publication 07.07.16 Опубликована Published 08.07.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Белозерцева Л. В., 2016

www.e-koncept.ru

977230412016655

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.