Научная статья на тему 'Особенности преподавания философии в техническом вузе'

Особенности преподавания философии в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания философии в техническом вузе»

СЕКЦИЯ № 3

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ю. В. Ахромеева

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Воронеж

Качественные трансформации, происходящие в России и во всем мире, приводят к необходимости модернизации системы образования, в том числе и высшего, как мощного фактора повышения конкурентоспособности. Роль философии в этом процессе весьма значительна, так как без нее невозможно выработать целостное представление о месте человека и социума в структуре мироздания, а это главное условие реализации не только стратегии устойчивого развития цивилизации, но и биологического сохранения вида Homo Sapiens.

Мы абсолютно согласны с А. А. Гусейновым: «Философия - не просто мировоззрение. Она есть вместе с тем также и наука. Это - мировоззрение, претендующее на научный статус. Рассматривая универсальные, всеобщие основания культуры, также как пространство, время, бытие, благо, истина, смысл жизни и другие, формулируя синтетический взгляд на мир, философия апеллирует к разуму, к логической доказательности и опытной достоверности своих суждений. Философия в этом смысле есть способ легитимации науки, научного знания, рациональности как решающей основы ответственной и продуктивной практической деятельности. Философское мировоззрение отличается от мировоззрений, замешанных на религиозных, этно-национальных, политико-идеологических убеждениях именно тем, что оно опирается на науку и поэтому имеет всеобщее значение. Оно играет незаменимую роль при выработке и усвоении ценностного языка, который позволяет вступать в диалог людям, принадлежащим к различным конфессиям, этносам, социальным группам. Философия - особый уровень знания, благодаря которому знание приобретает прочность последнего основания ответственных суждений и действий. Без нее образование может быть каким угодно, но оно не будет ни современным, ни высшим». [2]

Особенности преподавания философии вытекают из того спектра проблем, с которыми сталкивается преподаватель в процессе обучения студентов техни-

ческих специальностей. Среди таковых можно отметить следующие, тесно связанные друг с другом:

1) Снижение общего культурного уровня студентов.

Данная проблема связана, во многом, с развлекательным характером современной культуры, в которой обилие различной поверхностной информации, легкое времяпровождение в потреблении «шедевров» поп-культуры, бездумная потеря времени в социальных сетях препятствует стремлению к учебе и познанию фундаментальных истин. Современная постмодерновая культура с ее релятивизмом и отсутствием высших духовных ориентиров взращивает человека, способного не создавать, а продавать, не творить, но потреблять. Разнообразие материальных благ дезориентирует современного человека, погрязшего в ценностях консюмеризма.

В таких условиях на занятиях по философии необходимо обратить внимание студентов на смысложизненные вопросы и проблемы, способствовать повышению их морально-нравственного уровня с целью выработать ответственность и перед близкими людьми, и перед обществом в целом, продемонстрировать пагубность ценностей потребительства. И не стоит думать, что философия - это нечто оторванное от реальности, - занятия философией стимулируют развитие мышления студента, умение рассуждать, а, значит, и решать, в конечном итоге, различные проблемы, не только научного плана, но и повседневного. Философия помогает выработке сущностного мышления. Это помогает студентам глубже освоить специальные и теоретические дисциплины. Более того, преподавание философии успешно решает задачу развития самой способности понимания у студентов, что является основанием любой деятельности - как теоретической, так и практической.

2) Проблемы речевой культуры студентов, неумение логически стройно аргументировать свою позицию.

Анализ устной речи студентов демонстрирует скудность их терминологического аппарата в области философского знания, отсюда вытекает частое и необоснованное использование жаргонизмов и сленга в качестве замещающей лексики, превалируют искажения литературных норм русского языка, экспрессивный компонент зачастую преобладает над информативным. Фиксируются существенные затруднения в вербализации смысла прочитанного или прослушанного материала философской тематики.

Анализ письменной речи также выявил обилие орфографических и пунктуационных ошибок, нарушения стилистического единства текста, искажения логических связей на различных уровнях анализа, некачественное оформление представленных для проверки работ и т. д. Использование тестовых заданий существенно облегчает выставление оценки, повышает элемент ее объективности, но, увы, не способствует развитию речи учащихся, поэтому использование только данного метода контроля знаний не представляется эффективным.

Для развития творческого мышления студентов и повышения их речевой культуры практикуется написание разнообразных критических эссе по заданной тематике, составление монологических высказываний по направляющему

профилю. Также хорошо зарекомендовали себя «Текст со вставками» (фрагмент текста с пропущенными словами, которые студенты должны вставить по ходу его прочтения); «Найди пару» (нахождение парных или близких понятий).

Мы абсолютно уверены в том, что будущему инженеру-руководителю необходимо обладать высоким уровнем речевой культуры, в противном случае это неизбежно приведет к снижению качества работы на производстве. Одним из важнейших методов на практических занятиях по философии является проведение дискуссии, ведь «... развитие механизма рождения собственной живой мысли и является основой воспитания творческих способностей у студентов, необходимых им как в процессе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, так и в жизни». [1]

3) Отсутствие опыта работы с текстом.

У студентов технических специальностей практически отсутствует культура чтения гуманитарной литературы, в том числе классической прозы и поэзии, что смогло бы существенно облегчить работу и с философским текстом. К сожалению, на практических занятиях по философии мы ориентируем студентов прежде всего на использование учебных пособий, что связано с малым (и все уменьшающимся!) количеством часов, выделяемых на данную дисциплину. Но мы абсолютно уверены в том, что человек, получающий диплом о высшем образовании, должен быть знаком с литературными источниками: читать Платона, Августина, Канта, Маркса, Шопенгауэра и др. Такое чтение обогащает учащихся в самом широком смысле - способствует повышению уровня грамотности, улучшению памяти, развитию творческого мышления. Поэтому на практических занятиях по философии мы предлагаем студентам прочитать вслух небольшие отрывки из работ известных философов. Затем происходит обсуждение отрывка, выяснение смысла прочитанного, пояснение неизвестных терминов и понятий. Если завязывается дискуссия - прекрасно, пусть студенты учатся рассуждать логически, аргументируя свою позицию. Вовлечение студентов в чтение оригинальной философской литературы способно не только обогатить их словарный запас, но и научить их работе с текстом, умению его глубоко анализировать и структурировать, что, несомненно, поможет им и в дальнейшей работе с технической литературой по специальности.

Таким образом, философия нужна современной системе образования как воздух, поскольку с ее помощью ускоряется, упрощается, облегчается, организуется процесс познания действительности, и ум человеческий избавляется от многих иллюзий, заблуждений и тупиковых путей, формируя перспективные и творческие навыки дискуссии, полемики и диалога, а также повышения общей речевой культуры.

Список использованной литературы

1. Афанасьевский, В. Л., Фролов, В. А. Место философии в современном образовательном пространстве / В. Л. Афанасьевский, В. А. Фролов // Вестник

Самарской государственной экономической академии. - 2000. - № 2-3 (3-4). // http://filosof. historic. ru/books/item/f00/s01/z0001070/st000. shtml

2. Гусейнов, А. А. О месте философии в системе высшего образования // Вестник Российского философского общества. - 2000. - № 2 / А. А. Гусейнов // http://guseinov. ru/publ/phil. html

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

О. В. Беспалова, к. э. н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Происходящие в стране социальные, экономические и политические преобразования имеют самую тесную взаимосвязь с системой обеспечения пожарной безопасности. В настоящее время проблема обеспечения пожарной безопасности объектов национальной экономики является наиболее важной задачей нашего общества. Это подтверждается тем, что в последние десятилетия происходит интенсивный рост числа пожаров, погибших на них людей и размеров экономических потерь от этих происшествий.

Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Обеспечение требуемого уровня пожарной безопасности на объектах защиты создает условия для поддержания высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства, приводят к травматизму и гибели людей.

Порядок учета пожаров и их последствий определен приказом МЧС России № 714 от 21.11.2008 г., который утвержден и введен в действие с января 2009 г.

Экономический ущерб от пожара - это потери из состава национального богатства, обусловленные пожаром и оцененные в денежном выражении [1].

По статистическим данным, в Российской Федерации в 2011 году зафиксировано 168,2 тыс. пожаров, в результате которых погибли 11963 человека, травмировано 12425 человек, общие потери составили более 100 млрд. рублей (прямой материальный ущерб составил 16,9 млрд. рублей). Огнем было уничтожено более 1,87 млн. кв. метров жилья. По-прежнему большая доля пожаров приходится на жилой сектор (71 процент). Подразделениями пожарной охраны спасено более 86,5 тыс. человек и материальных ценностей на сумму свыше 43,6 млрд. рублей [3].

Следовательно, экономические последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими снижение экономического и финансового потенциалов территории, находящейся в зоне реализации мероприятия, возможный экономический ущерб от наступления и развития чрезвычайных ситуаций из-за неосуществления мероприятия, а также вероятный раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.