Научная статья на тему 'Метод проблемного обучения в преподавании философии студентам вуза негуманитарного профиля'

Метод проблемного обучения в преподавании философии студентам вуза негуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1288
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ / МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / НЕГУМАНИТАРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / METHODS OF TEACHING PHILOSOPHY / PROBLEM-BASED LEARNING / NON-HUMANITIES MAJORS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Елена Николаевна

В статье обосновывается необходимость проблемного подхода в преподавании философии студентам негуманитарных специальностей. В данном подходе выделяются психологический и дидактический аспекты. Психологический аспект связан с активизацией внимания и интереса студентов к философским вопросам. Основное внимание уделяется опоре на наличное знание и поиску способов получения и применения нового философского знания. Дидактический аспект раскрывается в методиках проведения лекционных и семинарских занятий. На лекционных занятиях предлагается выявлять суть проблемы и ее актуальность через проникновение в мироощущение и миропонимание эпохи, раскрывать социокультурные предпосылки, которые привели к постановке проблемы. Или возможно рассмотрение философской предыстории проблемы, изложение философского проекта, определившего целое направление исследований. Преподаватель должен отслеживать логику изложения материала в лекции, контролировать усвоение темы студентами с помощью заданий. Для этого может строиться схема развития философской проблемы. Она должна включать лаконично сформулированные проблемы и подпроблемы, поле предложенных решений философских концепций. Текущий контроль успеваемости может включать творческие задания. На семинарских занятиях эта же методика используется в виде заданий по рисованию разветвленных схем философских вопросов. Автором статьи предложена методика создания проблемных ситуаций. Делается вывод о том, что проблемный метод обучения позволяет развивать философское мышление студентов, видеть многообразие путей решения философских проблем, находить наиболее рациональные решения. Использование проблемного метода помогает воспитывать образованных и творчески мыслящих личностей, способных принимать нестандартные решения и быть в жизни стратегами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Васильева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem-Based Method of Teaching Philosophy to the Students of Non-Humanities Tertiary Institutions

The article justifies the need for problem-based approach in teaching philosophy to non-humanities majors. Psychological and didactic aspects are exposed in this approach. The psychological aspect is related to the activation of the students' attention and interest in philosophical questions. The main emphasis is laid on the reliance on existing knowledge and finding ways to acquire and use new philosophical knowledge. The didactic aspect of the problem-based approach is revealed in the techniques of lectures and seminars. Lectures are oriented to elicit the kernel of a problem and its topicality by penetration into the world perception and outlook of an epoch, to reveal the sociocultural background of the problem. It would be also important to consider a philosophical prehistory of the problem and to present a philosophical project that determined the whole direction of research. The teacher should watch his or her logic of presenting the material at the lecture, control students’ understanding and learning of the topics by using special exercises. For example, it may be a development scheme of a philosophical problem. It includes briefly formulated problems and subproblems, the field of proposed solutions (philosophical conceptions). Current control of the progress in studies may include creative exercises. The same technique in the form of exercises for drawing manifold schemes of philosophical issues could be used at the seminars. The author of the paper proposed a technique for the development of dilemma situations. The conclusion is that the problem-based method of teaching makes it possible for students to develop philosophical thinking, to see the diversity of ways of solving philosophical problems, to find the most rational decisions. Using the problem-based method helps us to mould educated and creative individuals who are capable of making original decisions and being strategists through their lives.

Текст научной работы на тему «Метод проблемного обучения в преподавании философии студентам вуза негуманитарного профиля»

Метод проблемного обучения в преподавании философии студентам вуза негуманитарного профиля

Е. Н. Васильева (Институт туризма и гостеприимства, г. Москва [филиал Российского государственного университета туризма и сервиса])

В статье обосновывается необходимость проблемного подхода в преподавании философии студентам негуманитарных специальностей. В данном подходе выделяются психологический и дидактический аспекты.

Психологический аспект связан с активизацией внимания и интереса студентов к философским вопросам. Основное внимание уделяется опоре на наличное знание и поиску способов получения и применения нового философского знания. Дидактический аспект раскрывается в методиках проведения лекционных и семинарских занятий. На лекционных занятиях предлагается выявлять суть проблемы и ее актуальность через проникновение в мироощущение и миропонимание эпохи, раскрывать социокультурные предпосылки, которые привели к постановке проблемы. Или возможно рассмотрение философской предыстории проблемы, изложение философского проекта, определившего целое направление исследований.

Преподаватель должен отслеживать логику изложения материала в лекции, контролировать усвоение темы студентами с помощью заданий. Для этого может строиться схема развития философской проблемы. Она должна включать лаконично сформулированные проблемы и подпроблемы, поле предложенных решений — философских концепций. Текущий контроль успеваемости может включать творческие задания. На семинарских занятиях эта же методика используется в виде заданий по рисованию разветвленных схем философских вопросов. Автором статьи предложена методика создания проблемных ситуаций.

Делается вывод о том, что проблемный метод обучения позволяет развивать философское мышление студентов, видеть многообразие путей решения философских проблем, находить наиболее рациональные решения. Использование проблемного метода помогает воспитывать образованных и творчески мыслящих личностей, способных принимать нестандартные решения и быть в жизни стратегами.

Ключевые слова: методика преподавания философии, метод проблемного обучения, негуманитарные специальности.

Известный отечественный философ А. Л. Никифоров утверждает, что исходным пунктом философского исследования является «субъективная неудовлетворенность существующими решениями» (Никифоров, 2001: 61). Одна из главных задач в методике преподавания философии — ясно поставить основные философские проблемы, раскрыть их содержание и только затем переходить к изложению путей их решения либо предлагать найти таковые самостоятельно. При этом важно уметь сделать «философскую паузу» (Мамардашвили, 1992: 14), чтобы включить в философский акт мышление студентов.

Однако в большинстве отечественных учебников преобладает повествовательный метод подачи материала. И даже многие вопросы и задания в конце параграфов направлены лишь на закрепление материала. В итоге студенты не могут уловить специфику философской деятельности как таковой; они не задумываются над философскими проблемами, не говоря уже о возможности научиться самостоятельно рассуждать и делать выводы. Знаменитый философ М. К. Мамардашвили писал о том, что «философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. <...> .„путь к философии... пролегает через собственные наши испытания, благодаря которым мы обретаем незаменимый уникальный опыт» (там же: 13, 16).

Поэтому нам представляется столь важным использование в философии проблемного подхода. Вопрос о необходимости проблемного обучения был поднят в 1960-е годы, а элементы проблемного подхода использовал еще Сократ в V в. до н. э. Однако до сих пор преподаватели вузов испытывают нехватку как в хороших методических руководствах и пособиях по использованию метода проблемного обучения в преподавании философии, так и в специальных курсах повышения квалификации. В связи с сокращением объема курса философии в вузах в последние годы преподаватель зачастую «выполняет функции краткого философского словаря» (Методологические проблемы ... , 2003: 95).

Но именно в данной учебной дисциплине проблемно-объяснительное и проблемно-поисковое обучение особенно необходимы.

Проблемным называется обучение, предполагающее использование или целенаправленную постановку последовательно создаваемых проблемных ситуаций, поиск и выбор путей и способов решения проблемы и нахождение наиболее оптимального решения. Проблемная ситуация — это такое более или менее осознаваемое затруднение, которое возникает из-за несоответствия между наличным знанием и тем, которое необходимо для решения возникшей или предложенной задачи (собственно проблемы). Важными принципами проблемного обучения являются принцип множественности возможных путей решения проблемы и принцип опоры на имеющиеся знания.

Повествовательный метод изложения учебного материала тоже предполагает обозначение определенной философской проблемы (проблема «архэ» в древнегреческой натурфилософии, проблема соотношения веры и разума в средневековой философии и т. д.). Только при этом философская проблема не вытекает из проблемной ситуации, вызывающей удивление или познавательный интерес. Важно поэтому понять, как именно реализуется проблемный подход.

В нем можно выделить психологический и дидактический аспекты.

К психологическим могут быть отнесены следующие моменты.

1. Наличие внимания, интереса к поставленной проблеме со стороны студентов, их желание участвовать в решении философских вопросов.

Многие студенты не испытывают потребности в философских рассуждениях. И заинтересовать их можно только в том случае, если будет использован личностный подход. Когда студент воспринимает философский текст или лекцию по философии как обращенную именно к нему и при этом воспринимает проблемную ситуацию, у него есть все шансы преуспеть в постижении важнейших мировоззренческих вопросов. Конечно, особая ответственность за успех студентов возлагается на преподавателя.

2. Необходимо учитывать имеющийся у студентов запас знаний, позволяющий понять смысл и значимость поставленной философской проблемы. Так, например, бесполезно пытаться объяснять семантическую концепцию истины А. Тарского студентам, никогда не изучавшим логику.

3. При постановке философской проблемы нужно стремиться создать условия для того, чтобы студенты овладели не только определенной суммой знаний, но и способами их получения и применения (там же: 98); тогда только такое активно добытое знание может встроиться в систему убеждений личности.

Переходя к дидактическим аспектам создания проблемных ситуаций, разграничим те ситуации, которые создаются преподавателем во время лекции, и те, что возникают на семинарских занятиях.

Во время лекции преподавателю важно показать суть проблемы и ее актуальность. Каким образом может быть достигнута эта цель?

1. Учитывая, что определенные философские проблемы часто могут быть раскрыты в контексте какой-то одной эпохи, важно ввести студентов в мироощущение и миропонимание этой эпохи, раскрыть социокультурные предпосылки, приведшие к постановке проблемы.

Например, средневековая проблема универсалий вряд ли будет понята современными студентами, если не сформировать у них четкого представления о теоцентризме как основной черте мировоззрения эпохи Средневековья; в частности, это представление предполагает осознание роли Библии, Нового Завета как авторитетнейшего источника, задающего все нормативы индивидуального и социального бытия. И только затем, обратившись к тексту Библии (к первому посланию Иоанна, главе 1, стиху 1), преподаватель может вывести проблему универсалий: если «Слово было Бог», то, как полагали реалисты, общие понятия (а предельно общее понятие и есть Бог) существуют объективно, реально (в эпоху схоластики логика этого рассуждения была выражена в онтологическом аргументе А. Кентерберийского). Все ли были согласны с этим доводом? Не закралась ли в это рассуждение логическая ошибка? (Далее рассматриваются доводы номиналистов, дается оценка двух мировоззренческих позиций).

Нельзя не вспомнить и другой пример — диспут Диогена с Платоном о сущности человека. Эта история с ощипанным петухом не только помогает разрядить атмосферу на лекции, но также является прекрасным зачином для проблемного изложения вопросов по философской антропологии.

2. Иногда к постановке проблемы лучше всего подходить, прибегая к ее философской предыстории. Например, особенности философии Дж. Беркли могут быть раскрыты, с одной стороны, в контексте спора о первичных и вторичных качествах, инициированных сенсуалистом Дж. Локком. С другой стороны, они становятся понятны в свете попытки ирландского епископа отстоять религиозно-идеалистическое мировоззрение в противовес господствовавшим в то время материалистическим и реалистическим учениям.

3. Философская проблема может быть представлена и как проект, определяющий целое направление исследований, имеющих целью, например, преобразование науки или социума. И в этом случае преподавателю важно не только раскрыть, каким образом возникла эта проблема, но и показать, в чем заключалась цель философского проекта. Так, например, можно вспомнить о проекте «протокольных предложений» Венского кружка, целью которого было создание строгого языка науки, в котором каждое предложение соотносилось бы с «непосредственно данным» в опыте. Хотя сам проект оказался утопичным, возник он не случайно, но был вызван объективной назревшей необходимостью отделить науку от метафизики.

Наконец, необходимо уделять пристальное внимание логике подачи материала. Логические пробелы или ошибки преподавателя приводят к непониманию и потере интереса со стороны студентов.

Важно контролировать, насколько студенты поняли логику лекции. Эффективным методом контроля являются задания на построение схемы развития проблемы. Такая схема должна включать лаконично сформулированные проблемы и подпроб-лемы и поле предложенных решений — философских концепций. В то же время текущий контроль успеваемости может включать творческие задания на построение схем философских идей по той или иной проблеме, рассматриваемой в широкой хронологической перспективе. На семинарских занятиях эта методика может быть использована в другом варианте, для активизации мышления студентов, когда дается задание нарисовать на доске как можно более разветвленную схему философских вопросов по избранной теме. При необходимости это задание можно выполнять, используя метод мозгового штурма, эффективность которого на 70% выше, нежели при индивидуальном опросе (там же: 42).

Применительно к семинарским занятиям особенно хотелось бы обратить внимание на методику создания проблемных ситуаций.

Основная внутренняя задача семинарского занятия — обучить студентов самостоятельно рассуждать, мыслить философски. Три принципа грамотного философского мышления гласят: мыслить самому, мыслить всегда в согласии самим собой и мыслить так, чтобы быть способным смотреть на мыслимое как бы со стороны, глазами другого (Катречко: Электр. ресурс). Кроме этого, студенты должны ясно представлять, что такое философская проблема и в чем заключается ее отличие от научной проблемы, что значит поставить философскую проблему и каковы критерии ее корректной постановки, в чем состоит отличие философских суждений и положений от научных, какова специфика философского рассуждения, на чем оно может быть основано, как может быть оценена степень его корректности (что предполагает овладение законами логики), каковы могут быть стратегии философского размышления и т. д.

Развивая мышление студентов, преподавателю важно уметь ставить разнообразные вопросы, направленные на раскрытие проблемы, а также при совместном поиске решений и формулировании выводов опираться на развернутые оценки рассматриваемых концепций и теорий, стараясь проследить дальнейшие (или возможные) мировоззренческие и социокультурные последствия философских идей и проектов.

Эффективной методикой является подготовка мини-сообщений (на пять минут), основой которых становятся отдельные вопросы рассматриваемых философских тем. В этом случае студент должен уметь сформулировать философскую проблему,

раскрыть ее суть, дать собственную оценку и сделать выводы. Прибегать к печатному тексту не разрешается.

Проблемный метод обучения философии также предполагает широкое использование дискуссий. Каждому студенту — участнику дискуссионной группы дается домашнее задание подготовить, допустим, пять аргументов в защиту собственной позиции по намеченному вопросу. Без предварительной подготовки дискуссия не может быть проведена на должном философском уровне.

Отдельные философские темы, в рамках которых важно усвоить определенные мировоззренческие позиции, можно прорабатывать на семинарах в виде свободноролевых игр. На занятиях по философии ролевые игры сближаются с дискуссиями, однако две эти интерактивные формы обучения отличаются своей конечной целью. В случае дискуссии цель — нахождение ответа на поставленную философскую проблему. В случае ролевой игры это «вживание» в заданное мировоззрение и мироощущение эпохи.

Использование проблемного метода помогает воспитывать не только образованных, но и творчески мыслящих личностей, способных принимать нестандартные решения и быть в жизни стратегами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Катречко, С. Л. Мое понимание философии [Электр. ресурс] // Персональный сайт Катречко С. Л. URL: http://www.katrechko.narod.ru/katr/lek1.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 25.02.2013).

Мамардашвили, М. К. (1992) Как я понимаю философию. 2-e изд. М. : Прогресс-Культура. 414 с.

Методологические проблемы творчества (2003) / под peд. A. Н. Лощилина, Н. П. Французовой. М. : РФО. 158 с.

Никифоров, A. Л. (2001) Природа философии. М. : Идея-Пресс. 167 с.

Дата поступления: 19.04.2013 г.

PROBLEM-BASED METHOD OF TEACHING PHILOSOPHY TO THE STUDENTS OF NON-HUMANITIES TERTIARY INSTITUTIONS

E. N. Vasilyeva (Institute for Tourism and Hospitality, Moscow [the branch of Russian State University of Tourism and Service])

The article justifies the need for problem-based approach in teaching philosophy to non-humanities majors. Psychological and didactic aspects are exposed in this approach.

The psychological aspect is related to the activation of the students’ attention and interest in philosophical questions. The main emphasis is laid on the reliance on existing knowledge and finding ways to acquire and use new philosophical knowledge. The didactic aspect of the problem-based approach is revealed in the techniques of lectures and seminars. Lectures are oriented to elicit the kernel of a problem and its topicality by penetration into the world perception and outlook of an epoch, to reveal the sociocultural background of the problem. It would be also important to consider a philosophical prehistory of the problem and to present a philosophical project that determined the whole direction of research.

The teacher should watch his or her logic of presenting the material at the lecture, control students’ understanding and learning of the topics by using special exercises. For example, it may be a development scheme of a philosophical problem. It includes briefly formulated problems and subproblems, the field of proposed solutions (philosophical conceptions). Current control of the

progress in studies may include creative exercises. The same technique in the form of exercises for drawing manifold schemes of philosophical issues could be used at the seminars. The author of the paper proposed a technique for the development of dilemma situations.

The conclusion is that the problem-based method of teaching makes it possible for students to develop philosophical thinking, to see the diversity of ways of solving philosophical problems, to find the most rational decisions. Using the problem-based method helps us to mould educated and creative individuals who are capable of making original decisions and being strategists through their lives.

Keywords: methods of teaching philosophy, problem-based learning, non-humanities majors.

REFERECES

Katrechko, S. L. Moe ponimanie filosofii [My Interpretation of Philosophy]. Personal’nyi sait Katrechko S. L. [S. L. Katrechko’s Personal Website] [online] Available at: http://www.katrech-ko.narod.ru/katr/lek1.html [archived in WebCite] (accessed 25.02.2013). (In Russ.).

Mamardashvili, M. K. (1992) Kak ia ponimaiu filosofiiu [How I Understand Philosophy]. 2nd ed. Moscow, Progress-Culture Publ. 414 p. (In Russ.).

Metodologicheskie problemy tvorchestva [Methodological Problems of Creativity] (2003) / ed. by A. N. Loshchilin, N. P. Frantsuzova. Moscow, Russian Philosophical Society Press. 158 p. (In Russ.).

Nikiforov, A. L. (2001) Priroda filosofii [The Nature of Philosophy]. Moscow, Ideia-Press. 167 p. (In Russ.).

Submission date: 19.04.2013.

Васильева Елена Николаевна — кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук Института туризма и гостеприимства (филиала Российского государственного университета туризма и сервиса). Адрес: 129164, Россия, г. Москва, ул. Кибальчича, д. 6, корп. 2. Тел.: +7 (495) 682-09-90. Эл. адрес: [email protected]

Vasilyeva Elena Nikolaevna, Candidate of Science (philosophy), associate professor at Institute for Tourism and Hospitality, the branch of the Russian State University of Tourism and Service. Postal address: Kibalchich St. 6, B. 2, Moscow, Russian Federation, 129164. Tel.: +7 (495) 682-09-90. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.