Научная статья на тему 'Формирование информационных потребностей студентов в условиях самостоятельной работы в вузе'

Формирование информационных потребностей студентов в условиях самостоятельной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Светлана Васильевна, Таран Ирина Ивановна, Богданова Светлана Вячеславовна

В статье раскрывается проблема формирования информационного потенциала студентов путем применения активного обучения в лекционном курсе, на семинарских занятиях и в условиях последовательно усложняющейся самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимова Светлана Васильевна, Таран Ирина Ивановна, Богданова Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of information needs of students in terms of independent work at the University

The article reveals the problem of the formation of the information potential of students through the use of active learning in the lecture course, in seminars and in the conditions of increasing complexity of independent work.

Текст научной работы на тему «Формирование информационных потребностей студентов в условиях самостоятельной работы в вузе»

В связи с тем, что во Всероссийский реестр видов спорта включен «спорт лиц с интеллектуальными нарушениями» (номер - код вида спорта - 1490008711 Л) в документах, подтверждающих присвоение того или иного спортивного звания или спортивного разряда, будет вписано наименование именно этого вида спорта. Например, в удостоверениях «Мастер спорта России международного класса» или «Мастера спорта России» будет записан о присвоении тому или иному спортсмену «Мастера спорта России международного класса по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями» или «Мастера спорта России по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями».

На основании проведенного исследования впервые утвержден Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 10.04.2014 г. № 227 «О внесении изменений в Единую всероссийскую спортивную классификацию, утвержденную приказом Министерства спорта Российской Федерации от 06.09.2013 № 715»

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев, С.П. Классификация спортсменов в адаптивном спорте / С.П. Евсеев, Ю.Ю. Вишнякова, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 4 (48). - С. 4-7.

2. Евсеев, С.П. Спортивная классификация по легкой атлетике для лиц с интеллектуальными нарушениями: проблемы и пути решения / С.П. Евсеев, Ю.Ю. Вишнякова // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). - С. 5-9.

3. Евсеев, С.П. Спорт и лиц с интеллектуальными нарушениями. Состояние и перспективы развития (нормативные, правовые, программно-методические материалы) : справочное издание / С.П. Евсеев, Т.И. Ольховская, О.Э. Евсеева. - СПб. : Галея принт, 2014. - 160 с.

REFERENCES

1. Evseev, S.P., Vishnyakova, Yu.Yu. and Evseeva, O.E. (2011), "Classification of athletes in adaptive sport", Adaptive physical culture, No. 4 (48), pp. 4-7.

2. Evseev, S.P. and Vishnyakova Yu.Yu. (2012), "Sports classification by track and field athletics for persons with intellectual violations: problems and solutions", Adaptive physical culture, No. 1 (49), pp. 5-9.

3. Evseev, S.P., Olkhovsky T.I. and Evseeva, O.E. (2014), Sport and persons with intellectual violations. State and prospects of development (standard, legal, program and methodical materials): reference media, Galey print, St, Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.01.2016

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

Светлана Васильевна Ефимова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Ивановна Таран, кандидат психологических наук, доцент,

Светлана Вячеславовна Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта («ВЛГАФК»),

Великие Луки

Аннотация

В статье раскрывается проблема формирования информационного потенциала студентов путем применения активного обучения в лекционном курсе, на семинарских занятиях и в условиях последовательно усложняющейся самостоятельной работы.

Ключевые слова: информация, информационные потребности, активное обучение, самостоятельная работа.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p77-81

FORMATION OF INFORMATION NEEDS OF STUDENTS IN TERMS OF INDEPENDENT WORK AT THE UNIVERSITY

Svetlana Vasilevna Efimova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Irina Ivanovna Taran, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Svetlana Vyacheslavovna Bogdanova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sport

Annotation

The article reveals the problem of the formation of the information potential of students through the use of active learning in the lecture course, in seminars and in the conditions of increasing complexity of independent work.

Keywords: Information, information needs, active learning, independent work.

В первой половине двадцать первого века информация становится ключевой характеристикой общества, основой общественной жизни и существования человека. Потребность в информации является одной из интегративных потребностей личности, удовлетворение которой определяет успешность существования современного человека.

Информационные потребности являются обязательным компонентом всех видов потребностей личности. Ни одна потребность не может существовать без связи с информационными потребностями.

Сущность информационных потребностей составляет субъективная нужда личности в информации по конкретной проблеме, выраженная суммой вопросов, вытекающих из особенностей темы и готовности личности к её познанию, ответ на которые средствами информации дает алгоритм или готовое решение творческой задачи [2].

Переход высшей школы на ФГОС 3+, предполагает значительное увеличение доли самостоятельной работы студента. Это позволяет сформировать общекультурные и профессиональные компетенции у будущих бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС 3+ по направлению подготовки и получить углубленные знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности, а также сформировать необходимые компетенции. Самостоятельная работа студентов, выступает как одно из условий формирования информационных потребностей будущих бакалавров и магистров.

В учебном процессе высшего учебного заведения различают два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Внеаудиторная самостоятельная работа является «идеальным» условием для формирования информационных потребностей студентов, формирования их общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Педагогическая ценность самостоятельной работы студентов зависит от её системности и спланированности. В педагогической практике организации самостоятельной работы приоритетное место занимают информационные педагогические технологии. Технологии активного обучения позволяют организовать учебный процесс, нацеленный на самостоятельный поиск студентами нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности.

При конструировании учебного процесса целесообразно использовать педагогические технологии различного характера, направленности и значимости. В контексте нашей работы по формированию информационных потребностей было использовано преподавание дисциплины «Психология и педагогика», с объемом аудиторной работы 54 часа и внеаудиторной работы - 54 часа (3 зачетных единицы). В лекционном курсе использовались лекции проблемного характера нескольких вариантов: лекция-визуализация, лекция бинарная, лекция-дискуссия, лекция-беседа, лекция с разбором конкретных ситуаций.

Применение проблемных лекций активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, усвоение знаний и применение их на практике, а также стимулирует са-

мостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, форми-рует умение самостоятельно ориентироваться в потоке научной информации, удовлетворяя свои информационные потребности [1].

Для формирования информационного потенциала в ходе семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика» нами использовалась разработка «Мастер-класс» как форма творческого саморазвития студентов [4]. Семинарские занятия «Мастер-класс» организованы в форме деловых игр в различных их модификациях. Тематика игр связана с конкретными профессиональными ситуациями, носит прикладной характер, включает задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т. д.

Студентам предлагалось в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную обстановку, «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию в ходе организации и проведения деловых игр.

Реализовать свою познавательную деятельность и удовлетворить свои информационные интересы студент может в условиях самостоятельной работы, содержание которой предполагает выполнение разного вида заданий, способствующих расширению представлений о программном материале, который был мало освещен на лекционных и практических занятиях [1, 6].

Разработанная система самостоятельной работы состояла из «Пакета» заданий, носящих поисковый, выборочно-воспроизводящий, исследовательский характер [3]. В основе содержания заданий положен принцип собственной информационной активности студента. Реализация данного принципа возможна через обращение к обширному информационному материалу из различных источников. Студенты выполняли следующие задания:

- проанализировать и составить аннотацию текста, отражающую актуальные проблемы психологии и педагогики в художественной литературе и публицистике;

- составить психолого-педагогический кроссворд по теме семинара; составить конспект нетрадиционного занятия по психологии и педагогике;

- составить опорный конспект по теме и дать его толкование;

- написать эссе, создать презентацию по теме;

- выполнить творческое задание;

- найти решение психолого-педагогических задач и ситуаций и др.

Другая форма самостоятельной работы связана с самостоятельным изучением схем, рисунков, программ, символичной наглядностью, фотографий и т.п. Преподаватель раздавал студентам задания вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен самостоятельно найти эффективное решение, используя различные каналы и источники получения информации.

Знания, носившие исследовательский характер направляли студентов на овладение информационно-познавательными умениями анализировать первоисточники, синтезировать разнообразную информацию, ориентироваться в библиографических справочниках. Задания строились на основе расширения индивидуального информационного поля студентов, «заставляя» их обращаться к поиску необходимой информации, развивая тем самым, информационные потребности студентов.

Конечной целью самостоятельной работы явилось успешное решение студентами поставленных учебных задач и проблем. Самостоятельная познавательная деятельность студента при получении верного ответа, переходит в информационную. В свою очередь, формируемые информационные потребности становятся показателем общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра.

Для контроля и оценки учебных достижений в пройденной дисциплине «Психология и педагогика» мы использовали рейтинговую систему оценивания и методы тестирования, позволяющие студенту самостоятельно проверять свои знания, изучая дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.

В контексте исследования большое значение имело определение уровня сформи-рованности информационных потребностей студентов. Анализ полученных результатов выявил средний уровень развития информационных потребностей у 87% студентов академии. До изучения дисциплины «Психология и педагогика» 12% студентов имели высокий уровень развития информационных потребностей, после изучения дисциплины выявлено 17% студентов имеющих высокий уровень, что говорит о положительной динамике развития информационных потребностей студентов 2 курса.

Выводы. Таким образом, насыщение информационного потенциала студентов решается путем применения активного обучения в лекционном курсе, на семинарских занятиях и в условиях последовательно усложняющейся самостоятельной работы, результатом которой выступает формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров. Задания для самостоятельной работы направлены на формирование познавательных и профессиональных интересов, на создание условий для творчества, самостоятельного, мотивированного поиска нужной информации. Динамичное развитие информационных потребностей позволяет студентам получать углубленные знания и навыки для будущей успешной профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учеб. пособие / сост. Т.Г. Мухина ; Нижегородский гос. архитектурно-строительный ун-т. - Нижний Новгород : [б.и.], 2013. - 97 с.

2. Бекасова, С.Н. Информационные потребности студентов как фактор профессионального и личностного развития (на материале цикла педагогических дисциплин) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бекасова С.Н. - Санкт-Петербург, 1999. - 24 с.

3. Богданова, С.В. Научно-методические основы современного подхода к формированию заданий по внеаудиторной подготовке / С.В. Богданова // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры : сборник научных трудов / под ред. А.И. Фёдорова, С.Б. Шармановой. - Челябинск, 2000. - Вып. 4, ч. 2. - С. 195-200.

4. Ефимова, С.В. Информационные потребности студентов физкультурного вуза / С.В. Ефимова, И.И. Таран // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6. - С. 32-35.

5. Семенова, Е.В. Практикум по педагогике : учебное пособие / Е.В. Семенова ; Сибирский федеральный университет. - Красноярск : [б. и.], 2010. - 148 с.

6. Томашевская, О.Б. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях вуза / О.Б. Томашевская, Н.А. Малиновская // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2011. - № 11. - С. 112-117.

REFERENCES

1. Mukhina, T.G. (2013), Active and interactive educational technologies (forms of conducting classes) in higher education: education manual, NNGASU, Nizhny Novgorod.

2. Bekasova, S.N. (1999), Students' information needs as a factor ofprofessional and personal development (based on the material of the pedagogical disciplines), dissertation, St. Petersburg.

3. Bogdanova, S.V. (2000), "Scientific methodological basics of modern approach to task construction on extra-curricular training", Scientific methodological maintenance of Physical Education, Sports training and Recreational Physical Culture, in Fedorova, A.I. and Sharmanova, S.B. (Ed.), No. 4, part 2, pp. 195-200.

4. Efimova, S.V. and Taran, I.I. (2010),"Information needs of students of a Physical Education Institution", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 32-35.

5. Semenova, E.V. (2010), Practical work in Pedagogy: education manual, Siberian Federal University, Krasnoyarsk.

6. Tomashevskaya, O.B. and Malinovskaya, N.A. (2011), "The nature and content of students' independent work in the framework of a higher education establishment", Messenger of Immanuel Kant Baltic Federal University, No. 11, pp. 112-117.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.01.2016

УДК 37.035:796.5

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА

Валерий Александрович Заставенко, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ)

Аннотация

В статье осуществлено исследование проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи средствами туризма. Предложено современное представление патриотизма и патриотического воспитания, а также его основные направления, в реализации которых могут быть использованы средства туризма. Представлено видение автора относительно туристских технологий, которые могут применяться в патриотическом воспитании студенческой молодежи.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, средства туризма, технологии туризма, студенческая молодежь.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p81-86

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT YOUTH BY MEANS OF TOURISM

Valery Aleksandrovich Zastavenko, the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television

Annotation

The article presents the study of the problem of patriotic education of the student youth by means of tourism. The modern idea of patriotism and patriotic education is proposed, as well as the main spheres where it can be implemented by means of tourism. The article also presents the author's vision of travel technologies that can be used in the patriotic education of student youth.

Keywords: patriotism, patriotic education, tourism, technology, tourism, students.

Проблема патриотического воспитания молодежи всегда занимала значительное место в трудах и выступлениях отечественных ученых, мыслителей, общественных деятелей.

Патриотизм, как социальный и психологический феномен, в разные времена интерпретировался по-разному, в зависимости от доминирующих в российском обществе философских и мировоззренческих концепций, политического строя, субъективных представлений ученых. В настоящее время нет универсального, общепринятого определения патриотизма. На основаниях, сложившихся в российском обществе и науке представлений, патриотизм можно понимать как общественную и индивидуальную ценность, содержанием которой является любовь к своей Родине, народу, культуре и традициям своей страны и, которая проявляется в стремлении и готовности действовать во имя ее благополучия, а при необходимости выступить на защиту своего Отечества.

К числу основных качеств, характеризующих причастность человека к феномену патриотизма можно отнести:

во-первых, любовь к своей Родине, идентификацию своих интересов с ее интересами. При этом любовь к своей стране не может быть слепой, а должна носить взвешенный, критический характер;

во-вторых, уважение к культуре, традициям, святыням и истории своей страны, стремление к познанию и объективной оценке исторического прошлого своего народа, сохранению и развитию лучших боевых и трудовых традиций;

в-третьих, наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.