Научная статья на тему 'Проблема преподавания философии с учетом трансформации потребностей студентов в современном социуме'

Проблема преподавания философии с учетом трансформации потребностей студентов в современном социуме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
365
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / ЦЕННОСТИ / ПОКОЛЕНИЕ Y / PHILOSOPHY / EDUCATION / NEEDS / VALUES / GENERATION Y

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Плужникова Наталья Николаевна, Падурец Сергей Анатольевич

В статье исследованы современные проблемы преподавания философии в вузе. Акцентировано внимание на такой проблеме, как снижение востребованности философского знания у студентов, особенно у студентов технических специальностей. Эта проблема рассмотрена в контексте социокультурных трансформаций современного общества и его приоритетов инновационного развития, информационного характера социальных связей, актуальности технологических навыков и прикладных знаний среди молодого поколения. Изучена связь философского знания с потребностями и ценностными ориентациями современного поколения. Рассмотрены основные мифы общественного сознания о поколении Y: лень, потребность мгновенного удовлетворения потребностей, неблагожелательность по отношению к другим, эгоизм и избалованность. Для анализа ценностей современного поколения использована концепция американского коуч-тренера Б. Хобарта о поколении Y. Приведены результаты регионального исследования, касающегося проблемы жизненных ресурсов современного человека. Актуализировано внимание на главной проблеме молодого поколения проблеме нехватки жизненных ресурсов, которые выражаются в трех показателях: нехватка знаний, нехватка общения и нехватка времени. Проанализированы главные ценности поколения Y ресурс знания и ресурс свободы личного выбора. C учетом трансформации потребностей современных студентов описаны технологии проведения лекций по философии. Выделены такие актуальные методы проведения обучающих занятий, как метод мозгового штурма, метод поиска решений и метод критериев. Приведен пример структуры и ключевых понятий лекции для студентов вузов по теме «Сознание как философская категория». В качестве необходимых составляющих обучения философии сегодня выделены практическая направленность, технологическая составляющая практических занятий, а также повышение требований к подготовке современного преподавателя по философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Плужникова Наталья Николаевна, Падурец Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of teaching philosophy with regard for the needs of students in today’s society

The article examines modern problems of teaching philosophy in high school. The attention is paid on issues such as reducing the demand for philosophical knowledge in students, especially students of technical specialties. This problem is considered in the context of social-cultural transformations of modern society and its priorities innovative development, information of the social relations, the relevance of technological skills and applied knowledge among the younger generation. We studied the relation of philosophical knowledge to the needs and value orientations of the modern generation. The authors study the main myths of social consciousness of generation Y: lazy, need to serve instantly the needs, malevolence toward others, selfishness and spoiled. For the analysis of values of modern generation there was used the concept of an American coach-coach B. Hobart about the generation Y. There are the results of regional studies on issues of vital resources of modern man. There is updated the main problem of the young generation the problem of shortage of vital resources, which are expressed in three dimensions: lack of knowledge, lack of communication and lack of time. The authors analyze the core values of generation Y the resource knowledge and the resource of freedom of personal choice. Taking into account the transformation of the needs of the students they describe technology lectures on philosophy. They present such contemporary methods of training as brainstorming, method and method criteria. There is an example of the structure and key concepts of the lecture to University students on the topic “Consciousness as a philosophical category”. As necessary components of philosophy education, the authors today highlight the practical orientation, the technological component of practical training, as well as the increasing demands for the preparation of the contemporary teacher in philosophy.

Текст научной работы на тему «Проблема преподавания философии с учетом трансформации потребностей студентов в современном социуме»

УДК 101.2

DOI 10.1273717737

ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ С УЧЕТОМ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

Плужникова Наталья Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии. pluzhnikova@bk.ru,

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Российская Федерация,

Падурец Сергей Анатольевич, магистр факультета экономики, Spadurets@gmail.com, Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), Москва, Российская Федерация

В статье исследованы современные проблемы преподавания философии в вузе. Акцентировано внимание на такой проблеме, как снижение востребованности философского знания у студентов, особенно у студентов технических специальностей. Эта проблема рассмотрена в контексте социокультурных трансформаций современного общества и его приоритетов — инновационного развития, информационного характера социальных связей, актуальности технологических навыков и прикладных знаний среди молодого поколения. Изучена связь философского знания с потребностями и ценностными ориентациями современного поколения. Рассмотрены основные мифы общественного сознания о поколении Y: лень, потребность мгновенного удовлетворения потребностей, неблагожелательность по отношению к другим, эгоизм и избалованность. Для анализа ценностей современного поколения использована концепция американского коуч-тренера Б. Хобарта о поколении У. Приведены результаты регионального исследования, касающегося проблемы жизненных ресурсов современного человека. Актуализировано внимание на главной проблеме молодого поколения — проблеме нехватки жизненных ресурсов, которые выражаются в трех показателях: нехватка знаний, нехватка общения и нехватка времени. Проанализированы главные ценности поколения X— ресурс знания и ресурс свободы личного выбора. С учетом трансформации потребностей современных студентов описаны технологии проведения лекций по философии. Выделены такие актуальные методы проведения обучающих занятий, как метод мозгового штурма, метод поиска решений и метод критериев. Приведен пример структуры и ключевых понятий лекции для студентов вузов по теме «Сознание как философская категория». В качестве необходимых составляющих обучения философии сегодня выделены практическая направленность, технологическая составляющая практических занятий, а также повышение требований к подготовке современного преподавателя по философии.

Ключевые слова: философия, образование, потребности, ценности, поколение У

Насколько востребована у современных студентов такая дисциплина, как философия? Думается, что коллеги, преподающие философию в вузе, согласятся с авторами этой статьи в том, что студенты на первом занятии, особенно студенты технических специальностей, встречают философию без особого энтузиазма, а некоторые даже с усмешкой. Например, С.Н. Роман в статье «Проблемы преподавания философии при работе со студентами-бакалаврами» пишет, что современные студенты слабо заинтересованы мировым философским наследием [4, с. 17]. Другой отечественный исследователь А.С. Иванова считает, что преподавание философии,

особенно студентам технических вузов, встречается без особого энтузиазма [2, с. 2]. Такое состояние дел не всегда обусловлено недостаточным количеством выделяемых академических часов на дисциплину или структурой рабочей программы по философии, не позволяющих осветить более подробно сущность и специфику философского знания. Это не обусловлено отсутствием интереса у современных студентов к философии и гуманитарному знанию в целом, поскольку современные студенты активно ищут ответы на важные вопросы, касающиеся их личного выбора, самореализации, самоопределения в современном обществе в будущем. И помочь

с поиском ответов на эти вопросы могут только гуманитарные науки, особенно философия, которая обращена к ценностям и потребностям конкретного человека, поиску вечных вопросов и смыслов человеческого бытия.

Проблема в другом. Такое отношение к философскому знанию обусловлено стереотипными установками студентов на специфику философии как науки в целом. Бытует мнение, что философия — наука умозрительная, не дающая человеку никакой практической пользы, а философ — человек, который занимается демагогией и бесполезными рассуждениями, каждый человек является немного философом и т.д. Проблема происхождения этих стереотипных установок в отношении философии не лежит на поверхности. Она кроется в сути происходящих сегодня социокультурных трансформаций и связана прежде всего с трансформацией потребностей современного человека. Образование зеркально отражает те процессы, которые происходят в обществе, перемены в общественном сознании и мировоззрении человека.

Современное глобальное инновационное общество, ориентированное на развитие в первую очередь прикладных наук, приводит к дискредитации гуманитарного знания, а именно его мировоззренческой основы, которой и является философия. Философия перестает восприниматься человеком как нечто серьезное. Она, как и всё в постмодернизме, стремится превратиться в игру или в игровые техники со смыслом. Однако подобные техники заигрывания, индивидуализации философии противоречат самой природе философского знания, которое направлено в первую очередь на формирование ценностей, а не на индивидуальные стратегии поведения.

Негативное восприятие философии усугубляется еще и методами ее преподавания, которые включают в себя классические лекции и практические занятия, имеющие целью раскрыть содержание философских концепций и основных категорий философского знания в соответствии с рабочей программой дисциплины и количеством отведенных на это академических часов. Нельзя не согласиться с мнением И.А. Инюши-ной, которая считает, что в современных условиях необходимо изменять видение самого предмета философии: «Неверно сводить философию только к упорядоченной системе знаний, напротив, философия должна быть представлена учащемуся в качестве метода нахождения ответов на важные для него вопросы» [3, с. 151].

В условиях индивидуализированного общества, о специфике которого прекрасно написал З. Бауман, велик соблазн сделать философию знанием масс-медиа, транслирующим различные индивидуальные переживания, опыты индивидуального спасения, личные рецепты счастья и успеха, сделать философию сферой обслуживания массового сознания. Всё чаще в студенческой среде приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда студенты от преподавателя по философии ждут некоторых готовых истин, формализованных правил и законов, некоторого руководства к их индивидуальной жизни. Приходится объяснять, что не существует «лучших рецептов» и «лучших ответов» на все вопросы, поскольку готовые знания нельзя просто вложить в голову, они должны в этой голове «работать», находить свое практическое применение. На наш взгляд, наиболее ярко это иллюстрирует русская народная сказка «Набитый дурак», в которой сын все время использовал хорошие советы матери, но они ему не помогали, потому что он не мог понять, как этими знаниями пользоваться в конкретных ситуациях.

Поэтому преподавание философии сегодня должно иметь целью не просто трансляции философских концепций, идей и категорий. Необходимо научить студентов этим знанием пользоваться. Такая цель представляется крайне сложной, но, на наш взгляд, достижимой, если попытаться понять и учесть потребности современных студентов. Для этого обратимся к изучению ценностных идеалов и мировоззрения современного поколения студентов в возрасте до 30 лет, которое традиционно в теории менеджмента и управления относят к поколению Y (или к поколению «Миллениум»). Для этого обратимся к экспертным исследованиям в современном американском маркетинге.

Одним из признанных американских ученых, изучающих поведение и ценности современного поколения У, является американский коуч-тре-нер Бадди Хобарт. Бади Хобарт работает в Питт-сбургском университете, читает лекции, проводит семинары и пресс-конференции, посвященные поколению У. Его книга «Поколение У сегодня: Миллениумы и эволюция лидерства» стала одним из наиболее ярких бестселлеров современности, описывающих ценности современного поколения. К сожалению, его работы не переведены на русский язык, однако в США и Европе они пользуются большой популярностью. Он одним из первых описал не только поведенческие

характеристики поколения Y в плане их отношения к успеху и лидерству, но и выявил ценностные ориентиры этого молодого поколения. В 1994 году им было основано консалтинговое агентство Solutions 21, которое занимается стратегическим планированием и разработкой бизнес-проектов для успешных молодых лидеров. Б. Хобартом было издано несколько книг, а также многочисленные статьи в таких изданиях, как USA Today и The Wall Street Journal.

В уже упомянутой работе «Поколение Y сегодня: Миллениумы и эволюция лидерства» Б. Хобарт неоднократно подчеркивает, что «современное молодое поколение — это поколение лидеров» [5, с. 12]. В него входят достаточно энергичные и целеустремленные люди, которые обладают большими знаниями и информацией о внешнем мире. Поскольку поколение X по мнению Б. Хобарта, выросло в информационном обществе, им сложно отказаться от информации и компьютерных технологий. В отличие от предыдущих поколений, они смогли приспособить информационную среду под себя, потому что научились пользоваться знаниями, которые она дает.

Поэтому, по мнению Б. Хобарта, главными ценностями для поколения Y являются знания и потребность использовать эти знания в реальной жизни. В другой статье Хобарт пишет: «Это поколение высокообразованных людей, которые ценят свой главный ресурс — знание. Они родились в обществе знаний и используют эти знания с самого начала. Они несут информацию на кончиках своих пальцев всю жизнь» [5, с. 2]. Б. Хобарт описывает поколение Y как поколение знатоков, которые сами все знают и не терпят никакого информационного насилия и поучительства по отношению к себе со стороны других. Но при этом, пишет Б. Хобарт, «поколение знатоков имеет знание, но не умеет действовать. Но ведь между такими понятиями, как «знать» и «делать — значительная разница» [5, с. 3]. Б. Хобарт делает выводы, что поколению Y потребуется некоторое время, чтобы свести разницу между «знать» и «делать» к минимуму.

Следовательно, при обучении данного поколения важно пытаться постоянно устанавливать обратную связь, показывая поколению Y не только значимость их знаний, но и степень полезности, практическую применимость этих знаний в жизни. Б. Хобарт считает, что в современном обществе сложилось неправильное понимание поколения Y из-за господствующих в общественном сознании мифов относительно

данного поколения. Он выделяет пять таких мифов: лень, потребность мгновенного удовлетворения потребностей, неблагожелательность по отношению к другим, эгоизм и избалованность. Все эти мифы он описывает в своей статье «Осознание поколения У Что мы должны знать о Миллениумах» [6]. Рассмотрим более подробно пять базовых мифов о поколении X которые складываются в общественном сознании и мешают его эффективному восприятию со стороны других людей.

Первый миф: люди из поколения Y ленивы. Многие люди, по мнению Б. Хобарта, считают поколение У ленивым, поскольку молодые люди сегодня хотят веселой и легкой работы. Однако это мнение не верно. Поколение У кажется ленивым, потому что они хотят не столько веселой и легкой, сколько интересной работы, им важно проявлять заинтересованность в работе. Более того, для них важно, чтобы результат этой заинтересованности был оценен другими. Они хорошо владеют трудовой этикой и знают, что это такое. Для подтверждения этих выводов Б. Хобарт ссылается на данные опроса среди молодых людей поколения У проведенного им в 2004 г. Согласно данным этого опроса, подавляющее большинство из опрошенных выразило желание трудиться лучше и качественнее, чем это делали, по их мнению, предыдущие поколения. Трудолюбие, по мнению поколения У, не является высшей ценностью, но является одним из главных показателей качества самого человека, осознающего прямую связь между тяжелым трудом и успехом. Поколение У хочет знать, почему они делают работу и как это способствует достижению продуктивного результата. Оно постоянно ставит перед собой новые задачи, чтобы сделать работу лучше, быстрее и по-новому (не по предписанным образцам или формальным правилам предыдущих поколений).

Второй миф: люди из поколения Y испытывают потребность мгновенного удовлетворения потребностей. Это выражается такими словами: «хочу все, здесь и сейчас». Действительно, пишет Б. Хобарт, поколение У выросло в мире, который подвержен постоянным изменениям, особенно в образе жизни. Для этого они живут в мире информации: Интернета, социальных сетей, сотовых телефонов. Потоки информации дают поколению У почувствовать себя мобильными, работать быстрее и легче, всегда находиться в центре событий. Поэтому поколение У считает, что все в мире устроено по принципу обратной

связи, которая в мире информации должна осуществляться немедленно и мгновенно. Они ждут от других людей немедленных действий и немедленного удовлетворения своих поступков в глазах других, подтверждения значимости своих действий. Они не привыкли долго ждать, поэтому для стимулирования таких сотрудников не подходит, например, выплата заработной платы 2 раза в месяц, они требуют немедленного вознаграждения в виде накопленных баллов или бонусов за выполненную работу.

Третий миф: Поколение Y неблагожелательно, нелояльно по отношению к другим. По мнению Б. Хобарта, люди из поколения У сами породили этот миф позиционированием одной из главных своих ценностей — свободы. Это поколение ценит свободу — свободу выбора в своих действиях. Они готовы быть благожелательными и лояльными, но лишь в том случае, если в коллективе они будут осознавать свою значимость, воспринимать и осознавать себя как органическую часть целого. Поэтому, несмотря на стремление к свободе, люди поколения У любят и ценят работу в коллективе.

Четвертый миф: Поколение Y — поколение эгоистов. Важно, что описывая такое качество, как эгоизм, за которое так часто упрекают поколение У, Б. Хобарт пишет, что «некоторые члены Поколения У убеждены, что они являются центром вселенной. Тем не менее, большинство поколения У не столь эгоистичны. В действительности, они уделяют первоочередное внимание своей семье и друзьям. Однако они и от своих друзей, и от своей семьи ждут обратной связи, понимания того, что их знания и их усилия востребованы, что они что-то значат и для семьи, и для людей, и для мира в целом» [5, с. 6]. Таким образом, люди поколения У, имея огромный багаж знаний о мире, хотят видеть, что этот багаж не является их интеллектуальной собственностью, что он востребован и приносит реальную пользу в обществе.

Целью поколения У не является простое зарабатывание денег. Люди этого поколения действительно хотят внести свой реальный вклад в работу, общество, жизнь других людей. Как показывают исследования, проведенные Б. Хобартом, большинство представителей поколения У настроены на хорошие и плодотворные отношения с коллегами и работодателем. Так, 61% опрошенных посчитали, что лучше чувствуют себя, работая в коллективе, поскольку любой результат работы коллектива является всегда результатом сотрудничества. Поколение У фокусируется

на результатах своей деятельности, а не на своих собственных, эгоистических потребностях.

Пятый миф: Поколение Y избалованно. Как

указывает Б. Хобарт, в числе поколения У есть избалованные родителями дети, но их не больше, чем во всех других поколениях. Как правило, это дети, которые на протяжении жизни находились под гиперопекой своих родителей. Однако большинство молодых людей из поколения У нельзя считать избалованными. Просто в сравнении со своими родителями они имеют разные приоритеты и смотрят на мир по-другому. Они выросли, зная, что были оценены своими родителями, и именно поэтому имеют высокую самооценку, которую иногда окружающие воспринимают как избалованность.

На наш взгляд, результаты исследования Б. Хобарта относительно ценностных установок поколения У могут объяснить и отношение поколения У к философии. Философия как некий «корпус» мировоззрения человечества, «кампус» идей и ценностей представляется им важной интеллектуальной наукой, в которой накоплен огромный массив знаний. Эта наука учит их «знать», и в этом, по их мнению, ее главная ценность. Однако будучи умозрительной, она не объясняет им, как «делать», как применять эти знания на практике. Люди из поколения У не хотят, чтобы философия давала только массив теоретических знаний. Ведь получается, что эти знания они могут добыть и сами, например, из Интернета. В этом контексте мы все более утверждаемся в мысли, что методы преподавания философии с учетом ценностных установок поколения У должны быть пересмотрены.

Во-первых, на лекциях и практических занятиях по философии необходимо подчеркивать практический смысл, прикладное значение тех или иных философских категорий в жизни человека. Например, рассматривая функции науки, очень важно обращаться к индивидуальной жизни обучающегося, ориентируя студента на самостоятельное обдумывание вопроса: например, как именно та или иная функция науки (мировоззренческая, прогностическая, гносеологическая и др.) проявляет себя в его реальной жизни, на каких примерах из его жизни (из жизни конкретного студента) это можно вывести.

Во-вторых, лекции должны включать в себя элементы дискуссии или проблемного изложения, в течение которого студент видит и осознает постоянную «обратную связь» с преподавателем. Причем важно не просто наличие обратной

□ Время

□ Общение ]Знания

Жизненные ресурсы человека

Рис. Результаты опроса на тему « Что такое «жизненный ресурс» человека»

связи, студент должен чувствовать и видеть наличие этой обратной связи постоянно, например, на каждой лекции. Наличие обратной связи способствует у студентов приобретению навыков работы с другими людьми, что еще больше повышает в их глазах значимость философской рефлексии и размышлений.

В-третьих, поскольку поколение У привыкло работать с информацией, то если не на лекциях, то хотя бы на практических занятиях необходимо, чтобы студенты демонстрировали свои технологические навыки: готовили презентации, бизнес и научные проекты. Для них важно иметь признание со стороны преподавателя даже в том, что они владеют и техническими навыками, поскольку они считают это необходимым ресурсом своего личностного развития.

В-четвертых, в силу существующих стереотипных установок относительно умозрительности философии, необходимо апеллировать к таким проблемам, которые, на наш взгляд, показывают значимость философии для будущего людей или для будущей профессии, по которой обучается студент. Для этого, на наш взгляд, преподаватель должен сам хорошо ориентироваться в современных исследованиях по тем или иным философским проблемам, регулярно обновлять свой мировоззренческий и научный багаж знаний, обмениваться опытом и идеями с коллегами на мастер-классах и конференциях, состоять и общаться в профессиональных сообществах. Проявляя свою академическую мобильность, преподаватель показывает студентам на своем

конкретном примере, что его философский багаж знаний не является «мертвым капиталом», он востребован на современном рынке образовательных товаров и услуг.

Взгляды Б. Хобарта относительно ценностных запросов и потребностей поколения У находят свое применение и в локальных региональных исследованиях. Так, в начале 2015 г. на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета было проведено социологическое исследование среди молодых людей — студентов различных направлений подготовки бакалавров в возрасте 18—22 лет. Оно было посвящено проблеме жизненных ресурсов человека. Был составлен экспертный шорт-лист, в котором студентам предлагалось ответить на вопрос о том, что такое «жизненный ресурс» человека. Молодым людям предлагалось ответить, какие составляющие они считают необходимыми в «жизненном ресурсе человека» и какие проблемы они испытывают при осмыслении понятия «жизненный ресурс».

По результатам проведенного опроса был составлен график, представленный на рисунке.

Мы были удивлены результатами проведенного исследования, поскольку молодые люди вкладывали в понятие «жизненный ресурс» несколько иной смысл, который традиционно придается этому понятию в психологии или в медицине. Так, большинство опрошенных (89%) считают, что жизненный ресурс человека — это пространство знаний, на основе которых у человека формируются ценности и нормы,

определяющие поведение человека в обществе. Немаловажным явился тот факт, что большинство из этого числа опрошенных подчеркивали, что эти знания не информация, которую человек получает о мире из внешних источников (из интернета, из СМИ, например). Эти знания конструируются только в сознании человека, они есть результат мышления как когнитивного и коллективного взаимодействия человека с другими людьми. Все респонденты сошлись на мнении, что современные молодые люди испытывают нехватку знания, которое не может поступить к человеку «извне», а может только быть сконструированным самим человеком в актах собственного мышления и в процессе взаимодействия с внешней средой — значимыми другими.

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

1. Современный человек испытывает нехватку жизненных ресурсов, которые проявляются в нехватке знания. Общество знаний предъявляет к человеку не просто формальные требования, оно предъявляет к человеку системные требования, когда его мышление становится не совокупностью знаний о мире в целом, а частью системы обучения данным знаниям. Важным элементом системы обучения является наличие обратной связи, которая помогает человеку не только получать знания, но и ощущать себя частью интеллектуальной системы процесса получения знаний. Эта интеллектуальная система представляет собой не что иное, как живую сеть, состоящую из других людей с их разнообразными ценностями, потребностями и, что немаловажно, знаниями.

2. Знание есть когнитивный конструкт, на основании которого человек не только познает мир, но и организует смысловое пространство жизненно важных для него значений и ценностей. Знание рождается как результат взаимодействия человека с внешней средой — значимыми другими. Личностно значимое знание возникает, когда общество создает среду, в которой знание человека конструируется, обновляется и транслируется.

Таким образом, поколение У всегда воспринимает знания как часть среды, в которой эти знания появляются. Это, на наш взгляд, есть не что иное, как оценка практической полезности знания, которое не просто существует формально, теоретически, а является практически востребованным у этого поколения.

Другой ценностью поколения У является скорость — скорость обмена знаниями, идеями, скорость и темп жизни. Как указывает другой

американский исследователь Скотт Гросс, люди из поколения У живут в мире «постоянных личных изменений», что делает поколение У поколением амбициозных мечтателей, которые готовы мыслить творчески и работать эффективно. При этом данное поколение формирует мир только в соответствии с собственными предпочтениями и привычками» [6, с. 3].

В контексте подобных рассуждений становится понятно, что поколение У не приемлет догматизм, поэтому любые знания, имеющие догматическую направленность, вызывают у них отторжение. В условиях трансформации ценностей современного поколения преподавание философии не должно быть назидательным и навязчивым, оно должно оставлять студенту право свободного выбора и самоопределения по отношению к тем философским концепциям, идеям и категориям, которые он получает на лекции.

В качестве иллюстрации приведем структуру и ключевые понятия учебного занятия для студентов по теме «Сознание как философская категория» (см. таблицу). В таблицу включены описания целей занятия, а также их практическое решение. Занятие по данной теме проходило в форме мастер-класса. Мы считаем, что мастер-классы являются необходимой частью современного образовательного процесса, поскольку мастер-класс всегда ориентирован на повышение заинтересованности у студенческой аудитории и должен соответствовать типу восприятия современных студентов, то есть находиться в области их профессиональных интересов. Как считает Н.А. Зайцева, мастер-класс обладает большим эвристическим и инновационным потенциалом: «Во-первых, студент, кроме знаний по теории какого-либо вопроса, получает знания о практических аспектах решения этих вопросов в отрасли. Во-вторых, за счет решения практических заданий он приобретает навыки решения аналогичных вопросов на практике» [1, с. 17]. Проведение лекции по типу мастер-класса по философии позволяет, во-первых, создать дружественную атмосферу на лекции, во-вторых, уяснить специфику самого процесса философствования, и, в-третьих, показать практическую пользу философии сегодня для студента.

Предлагаемая структура и основные компоненты мастер-класса на тему «Сознание как философская категория», проведенного со студентами Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Мастер-класс рассчитан на два академических часа.

Таблица

Структура и основные компоненты мастер-класса на тему «Сознание как философская категория»

Структура и основные компоненты Содержание

1. Вводное слово преподавателя о характере занятия. Преподаватель объясняет студентам, в чем состоит «необычность» проводимого занятия, чтобы студенты были уведомлены о характере и специфике предстоящего мероприятия. Можно необычно «обыграть» начало мастер-класса, например, повесить какое-либо объявление или знаки, указывающие студенту «дорожную карту» его путешествия в страну философии или в обозначенную преподавателем проблему. Поиск аудитории, где будет проходить мастер-класс, можно представить в виде, например, квеста.

2. Пояснение актуальности темы и основных понятий. Преподаватель дает определение сознания, рассматривает различие между пониманием сознания в классической и неклассической философии. Составляется таблица сравнения точек зрений на понимание сознания в классической и современной философии. Преподаватель обращается к личному опыту конкретных студентов. Например, что они еще со школы знают о сознании человека. Преподаватель подробно останавливается на объяснении доминирующей в современной философии концепции объяснения сознания.

3. Выдвижение «рабочего аргумента». Рабочий аргумент представляет собой понятие, которое используется в качестве метода или способа объяснения ключевого понятия занятия, в данном случае для объяснения природы сознания. В качестве рабочего аргумента может быть использовано понятие, которое в различных философских концепциях может выглядеть контрарным по отношению к сознанию, например, понятие «мозг» или понятие «материи».

4. Проведение мысленных экспериментов и решение философских задач. Преподаватель приводит примеры философских задач, активно участвуя в обсуждении вариантов решений задач, а также объясняя их философский смысл.

5. Решение задачи от преподавателя. Желательно преподавателю придумать собственную философскую задачу, например, мысленный эксперимент, раскрывающий природу изучаемого явления, в данном случае - сознания.

6. Оценка принимаемых решений. Коллективное обсуждение философских задач и мысленных экспериментов, выявление их эвристического потенциала.

7. Пояснение практической пользы полученных сведений. В конце обсуждения преподаватель выясняет у студентов, какие практические знания они получили в ходе занятия, что эти знания им могут дать в реальной жизни, как философия может помочь осознать данную проблему в жизни конкретного человека и общества в целом в будущем. Преподаватель предлагает на несколько минут студентам побыть «учеными-визионерами», которые с помощью мысленных экспериментов смотрят в будущее и могут спрогнозировать, сконструировать обозримое будущее, изучив такое сложное понятие, как сознание.

Как нам представляется, немаловажным в проведении занятия именно в такой форме является личный взгляд на проблему и студента, и преподавателя. Для того чтобы избежать доминирования какой-либо точки зрения в ходе обсуждения центральной проблемы, преподаватель может в рамках шестого этапа, то есть на этапе оценки принимаемых решений, использовать следующие методы:

1) метод мозгового штурма, который позволяет рассматривать любую версию и любую оценку понятий в качестве «рационального понятия» для дальнейших размышлений над проблемой;

2) метод поиска всех решений заявленной проблемы с целью нахождения одного верного решения;

3) метод критериев, который позволяет определить соответствует или нет выбранное решение выделенным критериям.

На наш взгляд, футурологический срез философского знания является крайне важным для объяснения практической значимости философии сегодня. Обсуждение будущих проблем человечества, их философское осмысление показывают не только востребованность философии для поколения современных студентов. Они погружают человека в состояние философствования, в некоторую экзистенциальную позицию по отношению к миру, экзистенциальное «вчув-ствование» в среду интеллектуального и духовного напряжения, которая ни одного человека, относившегося до этого к философии без особого энтузиазма, не оставит равнодушным.

Таким образом, по результатам проведенного анализа и приведенных здесь исследований можно сделать выводы, что преподавание философии сегодня невозможно без учета потребностей современного человека. Только в этом случае

преподавание философии даст не только максимальный обучающий эффект, но и изменит ее восприятие в глазах самих студентов, сделав философию несомненной ценностью для каждого человека.

Литература

1. Зайцева Н.А. Использование технологий мастер-классов в вузах туризма и сервиса // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 4 (27). С. 11—21.

2. Иванова А.С. Специфика преподавания философии в техническом университете // Universum: Общественные науки: Электронный научный журнал. 2015. № 5 (15). URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2169 (дата обращения: 17.10.2015).

3. Инюшина И.А. Концепция «реальной философии» М.К. Мамардашвили как возможная модель преподавания философии // Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 6. № 6—3. С. 150—155.

4. Роман С.Н. Проблемы преподавания философии при работе со студентами — бакалаврами // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: История, философия, политология, право. 2014. Т. 2. № 1-1 (1). С. 17-19.

5. Hobart B., H.Sendek. Gen Y Now: Millennials and the Evolution of Leadership Hardcover. John Wiley & Sons. (6 June 2014), 336 P. 6. Hobart B. Millennials are knowledgeable, but it's your job to help them gain experience. By Buddy Hobart July 3, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://solutions21.com/2015/07/millennials-are-knowledgeable-but-its-your-job-to-help-them-gain-experience (дата обращения: 15.09.2015).

7. Gross S. Understanding Generation Y: What You Need to Know About the Millennials/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.franchising.com/articles/understanding_millennials_what_you_need_to_know_about_this_generation. html (дата обращения: 10.08.2015).

PROBLEM OF TEACHING PHiLOSOPHY WITH REGARD

for the needs of students in today's society

Pluzhnikova Natal'ya Nikolaevna, PhD (Cand. Sc) in Philosophy, associate Professor of the Department of philosophy, pluzhnikova@bk.ru,

Volgograd state socio-pedagogical University, Volgograd, Russian Federation,

Padurets Sergei Anatol'evich, master of the faculty of Economics, Spadurets@gmail.com,

Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI), Moscow, Russian Federation

The article examines modern problems of teaching philosophy in high school. The attention is paid on issues such as reducing the demandfor philosophical knowledge in students, especially students of technical specialties. This problem is considered in the context of social-cultural transformations of modern society and its priorities — innovative development, information of the social relations, the relevance of technological skills and applied knowledge among the younger generation. We studied the relation of philosophical knowledge to the needs and value orientations of the modern generation. The authors study the main myths of social consciousness of generation Y: lazy, need to serve instantly the needs, malevolence toward others, selfishness and spoiled. For the analysis of values of modern generation there was used the concept of an American coach-coach B. Hobart about the generation Y. There are the results of regional studies on issues of vital resources of modern man. There is updated the main problem of the young generation — the problem of shortage of vital resources, which are expressed in three dimensions: lack of knowledge, lack of communication and lack of time. The authors analyze the core values of generation Y — the resource knowledge and the resource of freedom of personal choice. Taking into account the transformation of the needs of the students they describe technology lectures on philosophy. They present such contemporary methods of training as brainstorming, method and method criteria. There is an example of the structure and key concepts of the lecture to University students on the topic "Consciousness as a philosophical category ". As necessary components of philosophy education, the authors today highlight the practical orientation, the technological component of practical training, as well as the increasing demands for the preparation of the contemporary teacher in philosophy.

Keywords: philosophy, education, needs, values, generation Y

References

1. Zaitseva N.A. Ispol'zovanie tekhnologii master-klassov v vuzakh turizma i servisa [Use of technology master classes in the universities of tourism and service] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2013. № 4 (27). pp. 11-21.

2. Ivanova A.S. Spetsifika prepodavaniya filosofii v tekhnicheskom universitete [Specificity of the teaching of philosophy at the technical University] // Universum: Obshchestvennye nauki: Elektronnyi nauchnyi zhurnal [Universum: Social Sciences: Electronic scientific journal]. 2015. № 5 (15). URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2169 (Acceded on October 17, 2015).

3. Inyushina I.A. Kontseptsiya «real'noi filosofii» M.K. Mamardashvili kak vozmozhnaya model' prepodavaniya filosofii [The concept of "real philosophy" Mamardashvili M. K. as a possible model of teaching philosophy] // Russian Agricultural Science Review. 2015. V. 6. № 6-3. pp. 150-155.

4. Roman S.N. Problemy prepodavaniya filosofii pri rabote so studentami — bakalavrami [Problems of teaching philosophy when working with students — bachelors] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo gumanitarnogo instituta. Seriya: Istoriya, filosofiya, politologiya, pravo [Bulletin of Moscow state regional humanitarian Institute. Series: History, philosophy, political science, law]. 2014. V. 2. № 1-1 (1). pp. 17-19.

5. Hobart B., H.Sendek. Gen Y Now: Millennials and the Evolution of Leadership Hardcover. John Wiley & Sons. (6 June 2014), 336 P.

6. Hobart B. Millennials are knowledgeable, but it's your job to help them gain experience. By Buddy Hobart July 3, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://solutions21.com/2015/07/millennials-are-knowledgeable-but-its-your-job-to-help-them-gain-experience (Acceded on September 15, 2015).

7. Gross S. Understanding Generation Y: What You Need to Know About the Millennials/ [Electronic resource]. URL: http://www.franchising.com/articles/understanding_millennials_what_you_need_to_know_about_this_generation. html (Acceded on August 10, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.