Научная статья на тему 'Особенности преподавания экономических дисциплин обучающимся экономических и неэкономических специальностей'

Особенности преподавания экономических дисциплин обучающимся экономических и неэкономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1695
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА / ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / СЕМИНАРСКИЕ/ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ECONOMIC DISCIPLINES / STUDENTS / FEATURES OF TEACHING / ECONOMICS / ECONOMIC SYSTEM / ECONOMIC LIFE OF SOCIETY / LECTURES / SEMINAR/PRACTICAL CLASSES / TASKS FOR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбалко Наталья Алексеевна

Статья посвящена особенностям преподавания экономических дисциплин для обучающихся экономических и неэкономических специальностей. Отражается место дисциплины «Экономика» в процессе подготовки будущих специалистов разных направлений обучения. Выявлены различия в восприятии экономических процессов обучающимися экономического и неэкономического профиля подготовки. Описаны особенности подачи материала на лекционных занятиях и его закрепления на семинарских/практических занятиях. Охарактеризованы различия в заданиях для самостоятельной работы обучающихся экономических и неэкономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING OF ECONOMIC DISCIPLINES FOR STUDENTS OF ECONOMIC AND NON-ECONOMIC SPECIALTIES

The article is devoted to the peculiarities of teaching economic disciplines for students of economic and non-economic specialties. The place of the discipline "Economics" in the process of training future specialists in different areas of leaning is reflected. The differences in the perception of economic processes by students of economic and non-economic profile of training are revealed. Describes the characteristics of the feed material in the lectures and its fastening on the seminar/practical classes. The differences in tasks for independent work of students of economic and non-economic specialties are characterized.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания экономических дисциплин обучающимся экономических и неэкономических специальностей»

Педагогика

УДК 372.8; 378.147

кандидат экономических наук, доцент Рыбалко Наталья Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ОБУЧАЮЩИМСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена особенностям преподавания экономических дисциплин для обучающихся экономических и неэкономических специальностей. Отражается место дисциплины «Экономика» в процессе подготовки будущих специалистов разных направлений обучения. Выявлены различия в восприятии экономических процессов обучающимися экономического и неэкономического профиля подготовки. Описаны особенности подачи материала на лекционных занятиях и его закрепления на семинарских/практических занятиях. Охарактеризованы различия в заданиях для самостоятельной работы обучающихся экономических и неэкономических специальностей.

Ключевые слова: экономические дисциплины, обучающиеся, особенности преподавания, экономика, экономическая система, экономическая жизнь общества, лекционные занятия, семинарские/практические занятия, задания для самостоятельной работы обучающихся.

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of teaching economic disciplines for students of economic and non-economic specialties. The place of the discipline "Economics" in the process of training future specialists in different areas of leaning is reflected. The differences in the perception of economic processes by students of economic and non-economic profile of training are revealed. Describes the characteristics of the feed material in the lectures and its fastening on the seminar/practical classes. The differences in tasks for independent work of students of economic and non-economic specialties are characterized.

Keywords: economic disciplines, students, features of teaching, Economics, economic system, economic life of society, lectures, seminar/practical classes, tasks for independent work of students.

Введение. Выполняя важную социальную функцию по подготовке квалифицированных кадров, высшие учебные заведения обязаны учитывать все тенденции и преобразования в обществе. В современных условиях очень важно наличие экономических знаний у специалистов всех направлений деятельности. Участниками (субъектами) экономики являются государство, в лице государственных органов и институтов, юридические лица и домохозяйства. Обучающиеся экономических и неэкономических специальностей по завершении своего образования и получении соответствующей квалификации станут участниками экономических процессов, каждый на своем уровне. Поэтому качественное образование, включающее обучение экономическим дисциплинам, является необходимым условием развития общества.

Формулировка цели статьи и задач. Целью статьи является выявление специфических аспектов преподавания экономических дисциплин обучающимся экономических и неэкономических специальностей для дальнейшего усовершенствования процесса подготовки будущих специалистов. Задачами являются: определение места экономических дисциплин в процессе обучения будущих специалистов экономических и неэкономических направлений; выявление принципиальных различий в восприятии экономических законов, процессов, механизмов студентов различных направлений обучения; выделение специфики построения лекционных, семинарских/практических занятий и заданий для самостоятельной работы в процессе преподавания экономических дисциплин обучающимся экономических и неэкономических специальностей.

Изложение основного материала статьи. Современная экономическая ситуация располагает к совершенствованию образования на всех уровнях и во всех сферах. Изучение основ экономики является объективной необходимостью для обучающихся не только экономических, но и неэкономических специальностей. В контексте рыночных преобразований на макро- и микроуровне повышаются требования к специалистам, прошедшим вузовскую подготовку. И знание основ экономической теории является одним из таких требований.

Экономические процессы являются очень динамичными, поэтому важно, чтобы обучающиеся могли решать не только шаблонные смоделированные задачи, но и приобретали навыки ориентирования в реальных экономических условиях. Значительные изменения происходят в самой экономике: меняется ее структура, расширяется экономическое пространство, модифицируются отношения, лежащие в основе хозяйственных взаимодействий. Современная экономика нуждается в специалистах, обладающих гибким мышлением, легко адаптирующимся к быстро меняющейся ситуации, а усиление конкуренции на рынке труда предъявляет особые требования к компетенциям выпускников [2].

Как отмечает М.А. Реус: «как и любые другие научные знания, экономические знания участвуют в двух сопряженных и одновременно протекающих процессах: во-первых, - это процесс развития собственно-научных знаний и, во-вторых, - процесс передачи этих знаний между поколениями» [4].

Важность обучения экономическим дисциплинам аргументируется учеными следующим образом: «в психолого-педагогических исследованиях экономическая культура человека представлена как структурное качество личности, развивающееся в процессе обучения и воспитания, синтезирующее в себе глубокие и прочные знания основ функционирования экономики и умение индивида использовать эти знания в процессе жизнедеятельности» [1]; «основным критерием и результатом экономического образования мы считаем экономическую культуру, которая входит в структуру общей культуры личности...Однако экономическая культура «живет» не только в сфере экономики, но одновременно и в сфере социальных отношений» [5]. Морозова Г.А. относит потребность личности будущего специалиста в экономических знаниях к фундаментальным свойствам личности [3].

Таким образом, учеными признается важная роль экономических дисциплин в формировании не только экономической культуры, но и общей культуры личности и социальных отношений.

Преподавание включает изучение дисциплины с помощью лекционных и семинарских/практических занятий, а также самостоятельную работу обучающихся. Это система, которая должна выстраиваться с

учетом специфики обучающихся, в том числе являются они студентами экономического или неэкономического направления. Для студентов экономического направления экономические дисциплины преподаются параллельно и во взаимосвязанном порядке, согласно учебному плану. Экономические термины и категории «плавно перетекают» от одного предмета к другому. Если студент что-то не усвоил сразу, то постепенно, при дальнейшем обучении пробелы заполняются и формируется единая картина экономической жизни общества. Для студентов неэкономического направления экономические знания преподаются в рамках, самое большее, двух-трех дисциплин за все время обучения. Поэтому перед преподавателем, работающим с обучающимися неэкономического направления стоит сложная задача: сформировать необходимые знания, умения и навыки, а также привести обучающихся к видению упомянутой единой картины экономической жизни общества в условиях ограниченного количества лекционных и семинарских/практических занятий.

Рассмотрим особенности преподавания экономических дисциплин обучающимся экономических и неэкономических специальностей на примере дисциплины «Экономика».

На первом лекционном занятии рекомендуется:

- для обучающихся экономического направления: раскрыть основные термины, категории, место дисциплины в учебном процессе, взаимосвязи с другими дисциплинами;

- для обучающихся неэкономического направления: определить место экономики в жизни общества и роль каждого индивида в экономических процессах, дать определения основных терминов.

Рабочей программой дисциплины предусмотрен перечень тем, которые должны освоить обучающиеся. Каждая тема включает определенные вопросы, составные части этой темы. Освещение темы во время аудиторных занятий должно отличаться при работе с обучающимися экономической и неэкономической направленности. Для обучающихся экономических специальностей дисциплина «Экономика» является основой для дальнейшего изучения курсов «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Финансы» и т.д. Поэтому некоторые экономические аспекты можно рассмотреть в широком, общем смысле. При этом, необходимо акцентировать внимание студентов на том, что этот вопрос будет более подробно рассмотрен при дальнейшем их обучении. Например, при изучении темы о налогах и налоговой системе допустимо рассмотреть понятия, элементы системы налогообложения, виды налогов, ставки основных налогов. Механизм действия каждого налога, особенности расчета и уплаты детально раскрывается дисциплиной «Налогообложение», которую изучают обучающиеся экономических специальностей, но не изучают обучающиеся неэкономических специальностей. Поэтому для них тема о налогах и налоговой системе должна включать пояснения по основным налогам, с которыми они будут сталкиваться в процессе своей жизни и работы - НДС, НДФЛ и т.д. Однако, не следует перегружать студентов информацией о специфических налогах и сборах.

Лекционные занятия объективно построены так, что материал темы поясняется целой группе или нескольким группам, объединенным в один лекционный поток. Однако, следует учитывать особенности восприятия в процессе обучения каждого отдельного студента. Естественной является ситуация, когда у студентов появляются вопросы по теме занятия. Преподаватель может отвечать на эти вопросы по ходу занятия, а может оставить время для всех вопросов и ответов на них в конце лекции.

Очень важное значение имеют семинарские/практические занятия, так как именно во время этих занятий происходит проработка лекционного материала и результатов самостоятельной работы студентов. Семинарские/практические занятия должны быть построены таким образом, чтобы в активную работу был вовлечен каждый студент в группе. Для этого можно применять опрос в целом по теме, проверку докладов по отдельным вопросам темы, а также деловые игры и индивидуальное задание для каждого студента. Именно в процессе этих занятий выявляются основные пробелы в знаниях обучающихся и, соответственно, преподаватель должен «точечно», с каждым студентом устранить выявленные проблемы. Это можно сделать с помощью проработки дополнительного индивидуального задания для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа обучающихся играет самую важную роль в процессе подготовки будущих специалистов. Объем аудиторной нагрузки студентов, чаще всего составляет 30-50% времени, отведенного для изучения дисциплины. Это означает, что по меньшей мере 50% от общего количества часов студенты должны работать самостоятельно по выданным преподавателем заданиям и под его контролем.

Рассмотрим основные различия в построении лекционных, семинарских/практических занятий и самостоятельной работы обучающихся экономических и неэкономических направлений в процессе изучения экономических дисциплин (на примере дисциплины «Экономика»).

Дисциплину «Экономика» изучают студенты многих направлений. Для экономистов это базовая дисциплина, которая должна «заложить фундамент» для дальнейшего профессионального обучения. Для неэкономистов - это дисциплина «общего профиля», которая обычно не имеет продолжения в других изучаемых предметах.

Отличия начинаются с количества часов, выделенных на изучение дисциплины в целом и на аудиторные занятия. Разница выделенных часов для студентов экономического и неэкономического направления может достигать двукратного объема.

Изложение материала на лекционных занятиях должно быть построено по-разному. Для студентов-экономистов следует много внимания уделять экономическим терминам, которые станут для них в будущем профессиональным языком. Для студентов-неэкономистов необходимо излагать материал, не перегружая специфическими экономическими терминами, с которыми они не будут работать на других учебных предметах, в процессе своей профессиональной и общественной жизни.

Для экономистов следует делать акцент на сущности экономических явлений, взаимосвязях экономических процессов, расчетах экономических показателей, факторном анализе этих показателей и т.д. Для неэкономистов важно объяснить их роль в сложной экономической жизни общества, сформировать четкое понимание взаимосвязи отдельного индивида и экономической системы. В практике преподавательской деятельности можно часто столкнуться с ситуацией, когда студенты неэкономических специальностей убеждены в том, что экономика - это что-то очень сложное, абстрактное и никоим образом не связанное с ними. Поэтому перед преподавателем стоит важная задача - сформировать у студентов понимание экономической жизни общества, где каждый индивид, независимо от профессии и рода деятельности, играет свою важную роль.

Семинарские/практические занятия, на наш взгляд, лучше проводить в форме диалога преподавателя и студентов. Эффективными являются деловые игры, когда моделируются реальные экономические ситуации. Их использование позволяет лучше понять экономические законы в действии и избежать ошибок в жизни, при возникновении такой ситуации в реальности. При этом для студентов экономических направлений ситуации должны быть такими, чтобы они выполняли функции специалистов предприятий, банков, налоговых органов и т.д., т.е. приобретали представление о своей будущей профессии. Для студентов неэкономического направления должны быть смоделированы ситуации, где они будут взаимодействовать с различными элементами экономической системы, например, студент должен выполнить роль клиента банка, планирующего взять кредит и изучает предложения кредитных организаций и т.д. Ситуации должны быть построены таким образом, чтобы решение предполагало следующие действия: анализ ситуации, выявление проблемы; поиск нескольких альтернативных путей решения проблемы; выбор оптимального решения, доказательство его оптимальности, формулировка соответствующих выводов.

Огромное значение имеет грамотная организация самостоятельной работы студентов. Она не должна сводиться к заучиванию лекционного материала. Задания для самостоятельной работы должны носить творческий характер. Виды заданий могут быть следующими:

- работа с экономическим законодательством;

- доклад, реферат, эссе на утвержденную тему;

- исследовательско-практическая работа;

- решение задач;

- поиск решения экономической проблемы и т.д.

Рассмотрим виды и характеристику заданий для обучающихся экономических и неэкономических направлений.

Таблица 1

Виды заданий для самостоятельной работы обучающихся экономических и неэкономических

специальностей

Экономические специальности | Неэкономические специальности

Работа с экономическим законодательством

Детальная проработка нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование экономической системы с самостоятельным конспектированием основных положений. Работа с нормативно-правовыми актами, регулирующими основные аспекты экономической жизни общества (например, по результатам изучения Налогового кодекса составить сравнительную таблицу по объектам налогообложения НДС и существующим ставкам и т.д.)

Доклад, реферат, эссе

Изучение работ ученых-экономистов, работа с материалами периодических изданий, монографиями, диссертациями, статистическими данными. Результатом должна стать письменная работа экономической направленности, содержащая аргументированные авторские выводы по теме. Изучение литературы, посвященной повышению экономической грамотности населения. Требования к аргументации выводов по письменной работе значительно мягче, чем для работ, выполненных обучающимися экономического направления. Заданием самостоятельной работы, например, может быть написание эссе на темы: «Мое место в экономической системе», «Взаимосвязь и взаимовлияние моей будущей профессии и экономических процессов», «Семья как участник экономической жизни общества» и т.д.

Исследовательско-практическая работа

Выполнение студентами задания практического характера, для которого необходимо провести определенное исследование: - изучить теоретическую основу для выполнения задания; - собрать необходимые данные (статистические данные из открытых источников либо полученные лично эмпирическим путем); - проанализировать собранные данные (используя методы группировки данных, синтез, анализ, дедукцию, индукцию, расчет коэффициентов, факторный анализ и т.д.); - сделать определенные выводы, предложить свой вариант решения экономической проблемы в рамках исследования, аргументировав его; - рассчитать возможный эффект от предложенного решения. Исследование определенной проблемы, преимущественно на теоретическом уровне, с использованием статистических данных из открытых источников либо полученных лично эмпирическим путем. Исследование должно охватывать те экономические процессы, участниками которых являются обучающиеся неэкономических направлений.

Решение задач

Использование широкого спектра математических инструментов для решения стандартных, комплексных, сквозных задач. Разработка условий задач должна производиться учитывая, что обучающиеся неэкономических специальностей изучают математические дисциплины в меньшем объеме, чем студенты-экономисты.

Продолжение таблицы 1

Поиск решения экономической проблемы

Решение студентом или группой студентов решения важной экономической проблемы, основываясь на всех изученных темах дисциплины. В процессе поиска студентами должны быть применены все знания, умения и навыки, соответствующие определенной компетенции (согласно ФГОС) и приобретенные в процессе изучения дисциплины. Студенты должны знать теоретическую часть (включая законодательное регулирование) экономической проблемы, уметь собирать и анализировать информацию с помощью математического инструментария, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по поводу предлагаемого ими решения экономической проблемы. Проверка выполнения этого задания может быть проведена в форме круглого стола с привлечением преподавателей, ведущих экономические дисциплины, заведующего кафедрой и экономистов-практиков. Каждым студентом или группой студентов выполняется поиск решения экономической проблемы в рамках будущей профессиональной деятельности и общественной жизни. Проверка выполнения задания может быть проведена в форме круглого стола с привлечением преподавателей, ведущих экономические дисциплины и преподавателей кафедры, соответствующей профилю обучающихся.

Принимая во внимание, что материал дисциплины «Экономика» для обучающихся неэкономических специальностей облегченный, по сравнению с материалом для студентов-экономистов, все же в процессе обучения необходимо сформировать у студентов-неэкономистов понимание:

- устройства и функционирования экономической системы;

- системы макроэкономических институтов;

- процесса материального и нематериального производства в условиях ограниченности ресурсов;

- взаимосвязи спроса и предложения;

- системы доходов, расходов, образования прибыли и налогообложения.

Выводы. Преподавание экономических дисциплин для обучающихся экономических и неэкономических специальностей имеет свои особенности.

Для студентов-экономистов такая дисциплина как «Экономика» является базисом, основой для всех последующих дисциплин, формирующих компетенции будущего специалиста. Для студентов неэкономического направления «Экономика» является дисциплиной, способствующей пониманию экономической жизни общества, экономической системы и роли каждого индивида в этой системе.

Обучающиеся экономических и неэкономических специальностей по-разному воспринимают экономические процессы в обществе и свою роль в экономической жизни общества. Специфика преподавания отражается на всем процессе обучения, что обосновано разницей компетенцией, которые должны быть сформированы у обучающихся. Различия существуют на протяжении всей цепи: цель - задачи - лекционные занятия - семинарские/практические занятия - самостоятельная работа - аттестация по дисциплине. Подача материала на лекционных занятиях и его закрепление на семинарских/практических занятиях и в процессе самостоятельной работы должны способствовать формированию профессиональных качеств будущего специалиста с учетом специфических аспектов избранной им профессии.

Литература:

1. Кавкаева Н. В. Педагогическое обеспечение экономической социализации студенческой молодёжи: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Кавкаева Наталья Викторовна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т]. - Кемерово, 2010. - 25 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dHb.rsLш/viewer/01004600606#?page=12.

2. Методика преподавания экономики: опыт и проблемы. Сб. методич. статей. Вып. 1 / Под ред. доцента Е.В. Огурцовой. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. - 72 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/nodes2013/85910/Metodika_prepodavaniya_ekonomiki_Sbomik_statey_ 2010.pdf.

3. Морозова Г. М. Формирование экономической компетентности у студентов неэкономических специальностей вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Морозова Галина Михайловна; [Место защиты: Челяб. гос. ун-т]. - Челябинск, 2012. - 25 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005018578#?page=12.

4. Реус М. А. Экономические знания и критерии их оценки в современных стандартах и системе обучения: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.01 / Реус Мария Анатольевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2007. - 22 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003057396#?page=3.

5. Тебиева Т. Ч. Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2005. - 23 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002932958#?page=10, https://dlib.rsl.ru/viewer/01002932 958#?page=12.

Педагогика

УДК: 377

аспирант Салыгина Ирина Алексеевна

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируются результы формирования профессионального сообщества обучения педагогов после его внедрения в практику работы образовательной организации (школы). Факторами, определяющими успех внедрения профессионального сообщества обучения, являются: динамика повышения качества преподавания на основе профессиональной коммуникации, система поддержки, профессиональное развитие педагогов через взаимодействие.

Ключевые слова: профессиональное сообщество обучения, качество преподавания, профессиональное развитие, профессиональная коммуникация.

An^tatton. The article analyzes the results of the formation of the professional community of teaching teachers after its introduction into the practice of an educational organization (school). The factors determining the success of the introduction of the professional learning community are: the dynamics of improving the quality of teaching based on professional communication, the support system, and the professional development of teachers through interaction.

Keywords: Professional learning community, quality of teaching, professional development, professional communication.

Введение. Изменения, которые сегодня происходят во всем мире, обусловливают высокую потребность развития образования. Государство ставит перед школой ряд стратегических задач, а процессы модернизации российского образования предъявляют высокие требования к профессиональным качествам современных педагогов, к уровню их теоретических знаний и практических умений.

Переход к обучающемуся обществу, развитие обучающихся организаций возможно только при развитии новых компетенций человека: готовности к саморазвитию, взаимодействию с другими людьми, обмену опытом. Необходимость новых компетенций влечет за собой изменения в школьном образовании. В связи с этими изменениями происходит изменение требований к работе учителя: от умения транслировать и формировать программный объем знаний к умению формировать умение учиться, способности к организации деятельности.

М. А. Пинская, А. А. Пономарева, С. Г. Косарецкий указывают на проблему школьного образования: молодые учителя как представители нового поколения плохо уживаются в сложившейся системе школьного управления и рутинной деятельности. Они «нуждаются в расширении возможностей" профессионального развития, прежде всего проходящего в активных и групповых формах» [1, с. 122]. Решение этих проблем исследователи, так или иначе, связывают с возможностями внедрения профессиональных сообществ обучения.

Изложение основного материала статьи. Одним из наиболее эффективных методов повышения конкурентоспособности педагога как ключевого элемента образовательной системы является создание профессионального сообщества обучения в школе. К аналогичному выводу пришел Роберт Марцано, когда описал концепцию профессионального сообщества обучения как «одну из самых мощных инициатив по улучшению школы».

Наше исследование подтвердило одну из гипотез, чтобы распространить инновационную практику основанной на профессиональных сообществах обучения в школе необходимо создание новой образовательной среды для развития профессионального взаимодействия.

Цель исследования, о котором будет рассказано, состояло в том, чтобы внедрить в практику работы образовательной организации (школы) профессиональное сообщество обучения педагогов и диагностировать результаты его формирвания.

Мы остановимся подробно на результатах, полученных при рассмотрении одной из гипотез исследования.

Выдвинутая гипотеза: формирование профессионального сообщества обучения педагогов будет результативным, если будут диагностированы результаты построения профессионального сообщества обучения.

Лангитюдное исследование проведено на базе школы Санкт-Петербурга, в эксперименте принило участие 126 педагогов (дошкольное отделение, начальная школа, основная и старшая школа).

Был применен инструментарий, включающий в себя методы социального исследования и педагогической эволюции:

- наблюдение на уроках и оценка качества преподавания;

- анкетирование учащихся;

- анализ рефлексивных эссе;

- интервьюирование и наблюдение.

Для обработки результатов огромное значение имеет качественный анализ эссе, подтвержденный протоколами психолога, а также отчетами кураторов и изменениями в поведении детей из классов, где применялась методика.

Методы смешанного анализа также могут количественно подтвердить результаты качественного анализа с помощью правильно подобранных методов (например, сочетание содержательного кодирования и факторного анализа).

Обозначим более четко, что мы понимаем под профессиональным сообществом обучения, это активная практика взаимодействия педагогов на основе профессиональной коммуникации (обмен опытом, методиками, способами решения профессиональных задач), включающая вертикальные и горизонтальные связи, с целью изменения и совершенствования образовательной практики, повышения эффективности урока.

Первоочередной задачей стало определение основных характеристик профессионального сообщества обучения. Нужно было понимать, что будет результатом построения профессионального сообщества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.