Научная статья на тему 'Особенности формирования экономических компетенций у студентов неэкономических направлений подготовки'

Особенности формирования экономических компетенций у студентов неэкономических направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ECONOMIC DISCIPLINES / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE FORMS OF TRAINING / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ECONOMIC COMPETENCE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / EFFICIENCY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васюкова Марина Владимировна, Степанова Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы преподавания экономических дисциплин у студентов неэкономических направлений. Для данных студентов экономическая компетентность становится значимой для их дальнейшей профессиональной деятельности и конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васюкова Марина Владимировна, Степанова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Formation of Economic Competences by Students Taught in Non-Economic Areas

The article deals with the issues of teaching economic disciplines to students of non-economic areas. For these students, economic competence becomes important for their further professional activities and competitiveness.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования экономических компетенций у студентов неэкономических направлений подготовки»

Эмфронный н<учяо-жтодичесгу.й журнал

Омского

Васюкова М.В., Степанова Т.Ю. Особенности формирования экономических компетенций у студентов неэкономических направлений подготовки // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№2 (13) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/2/00568.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147:33

Васюкова Марина Владимировна

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск marinavasyukova@yandex.ru

Степанова Татьяна Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск tyu.stepanova@omgau.org

Особенности формирования экономических компетенций у студентов неэкономических направлений подготовки

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы преподавания экономических дисциплин у студентов неэкономических направлений. Для данных студентов экономическая компетентность становится значимой для их дальнейшей профессиональной деятельности и конкурентоспособности.

Ключевые слова: компетенция, экономические дисциплины, интерактивные формы обучения, экономическая компетентность, эффективность обучения.

Современный человек не существует вне экономических отношений, не смотря на то, что он не занимается бизнесом, не участвует в производственной деятельности, не является финансистом, но он постоянно включён в хозяйственную деятельность.

Современное высшее образование призвано ориентироваться на запросы общества, которое диктует повышение экономической грамотности выпускников не зависимо от направления подготовки. Эта тенденция прослеживается в новых образовательных стандартах, в которых почти по всем направлениям подготовки бакалавриата присутствует стандартная общекультурная компетенция «способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности». В программы всех направлений нашего вуза был включен организационно-управленческий вид деятельности.

Значимость освоения студентами экономических дисциплин возрастает также и в связи с внедрением профессиональных стандартов в высшее образование. Современный производственник уже не хочет получить узкоспециализированного специалиста с высшим образованием, ему нужен разноплановый профессионал с предринимательскими способностями, способный быстро адаптироваться под изменяющиеся условия. Однако нести дополнительные затраты на переподготовку специалистов согласны не все.

С другой стороны, в существующей практике нашего вуза и других, активно сокращается количество и трудоемкость экономических дисциплин.

1

Что касается понятия «экономическая компетентность», то можно согласиться с трактовкой, данной Гришкевичем О.В., Ушаковой Е.О., что это системное мышление в области экономики и управления, а также принятия решений с точки зрения оптимальности затрат всех видов ресурсов и доходов. [1]

Эффективность формирования экономических компетенций обучающихся на разных образовательных уровнях обусловлена рядом объективных, субъективных и объективно-субъективных факторов, которые были учтены при создании модели формирования экономических компетенций на разных образовательных уровнях и концепции непрерывного экономического

образования, изложенных Файзуплаевой Н.С.. [2]

Как уже отмечалось ранее, экономическая теория согласно международному опыту является значимой дисциплиной во всех ведущих университетах мира, подготавливающих специалистов в самых разнообразных областях знания. Это связано с тем, что фундаментальная экономическая теория представляет собой общественное благо почти в чистом виде и в высшей степени способствует повышению человеческого благосостояния. Кроме того, экономическая теория предлагает особую методологию и особые инструменты анализа социально-экономических процессов, происходящих в обществе. А они в сою очередь позволяют выпускнику принимать решения и в своей специальной области, вне зависимости от конкретного факультета.

Зачастую студенты неэкономических вузов и факультетов относятся к экономической теории как к чрезмерно теоритизированной дисциплине, мало связанной с их будущей деятельностью. Кроме того студенты разных факультетов имеют разную базовую школьную подготовку. Среди них выделяются студенты с очень хорошими знаниями экономики, полученными в школе и те, которые не в состоянии освоить материал на должном уровне. Это связано не только с отсутствием навыков экономического мышления и анализа, но и с низкой математической подготовкой. [3]

В процессе изучения экономических дисциплин у студентов неэкономических направлений должны сформироваться компетенции согласно рабочей программе дисциплины. Традиционный процесс обучения «сообщение знаний» - «запоминание знаний» приводит к тому, что имеющиеся знания человек не может применить на производстве. Необходимо расширять использование методов, позволяющих заинтересовать и побудить студентов к решению экономических задач в практике преподавания и широко применять личностно ориентированные технологии. Для обеспечения высокого уровня знаний возникает необходимость методических разработок, способствующих формированию экономической компетентности студентов неэкономических направлений. Методическое сопровождение процесса формирования экономической компетентности, включающее в себя учебно-методические пособия, программы, рабочие тетради для самостоятельной работы студентов, методические рекомендации, спецкурсы и др. является эффективным вспомогательным средством формирования компетентных и конкурентоспособных профессионалов [1]

Подача материала по экономической теории на неэкономических факультетах должна отличаться доступностью, ясностью, простотой, связью с конкретными экономическими явлениями, чтобы курс мог освоить любой студент, независимо от начального уровня подготовки.

Широкое распространение при изучении экономических дисциплин приобретают в последнее время такие методы проблемного обучения как метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. Также достаточно широко начинает использоваться метод кейсов, который весьма популярен на Западе и в Америке. В частности в западных

странах этот метод считается эффективным исследовательским методом, а не только педагогическим.

Благодаря этому методу при изучении экономических дисциплин у студентов расширяется экономических кругозор, развиваются навыки работы с разнообразными источниками информации и решения достаточно разнообразных жизненных задачи и экономические ситуации, возникающие практически ежедневно. Кроме этого, развиваются творческие способности обучающихся, способности анализа непредвиденных ситуаций, принятия решений. [3]

В настоящее время все вузы вынуждены создавать и применять информационные технологии в образовательной деятельности. С целью организации и контроля самостоятельной работы студентов используется информационная образовательная среда.

ООК благодаря богатейшим коллекциям лекций, учебных и контрольных заданий, превосходных компьютерных демонстраций, дают возможность обучающимся самостоятельно изучить множество дисциплин; установить виртуальные контакты с разработчиками курсов и другими обучающимися; помогают рационально организовать свою работу.

Онлайн образование является таким же эффективным, как очное образование. По этим вопросам в последнее время ведутся активные обсуждения, опубликовано множество научных статей. Порой делаются выводы о том, что массовые открытые онлайн курсы являются вызовом традиционному образованию. Однако, смешанное обучение, включающее оба указанных подхода, эффективнее каждого из них по отдельности. Это позволяет составить индивидуальную траекторию для каждого студента в зависимости от его способностей, уровня мотивации и других индивидуальных особенностей. [4]

Таким образом, наблюдается ряд противоречий: во-первых, большая необходимость в овладении экономическими компетенциям и сокращение в учебном плане экономических дисциплин; во-вторых, увеличение доли самостоятельной работы студентов посредством использования информационной образовательной среды и онлайн-курсов и недостаточная подготовка выпускников школ по математике и информатике.

Ссылки на источники:

1. Гришкевич О.В., Ушакова Е.О. Методические аспекты формирования компетенций по экономическим дисциплинам у студентов технических специальностей // Актуальные вопросы образования. - 2016. - №1. - С. 70-74.

2. Файзуплаева Н.С. К вопросу изучения экономических категорий при формировании экономических компетенций // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2016. - №5 (7). - С. 8-12.

3. Васюкова М. В. Особенности применения проблемного подхода к обучению экономической теории // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск №22. - ART 14766. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14766.htm.

4. Васюкова М.В. Проект использования открытых онлайн курсов в учебном процессе «Макроэкономика» при преподавании дисциплины «Макроэкономика» по направлению подготовки 38.03.01 - Экономика в ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. -URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00394.pdf.

Marina Vasyukova

Associate Professor of philosophy, history, economic theory and law FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Tatiyana Stepanova

Candidate of Economy Science, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Features of Formation of Economic Competences by Students Taught in Non-

Economic Areas

Abstract: the article deals with the issues of teaching economic disciplines to students of non-economic areas. For these students, economic competence becomes important for their further professional activities and competitiveness.

Key words: competence, economic disciplines, interactive forms of training, economic competence, efficiency of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.