ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: КАК СДЕЛАТЬ ПРЕДМЕТ ИНТЕРЕСНЫМ?
Н.М. РОЗАНОВА,
доктор экономических наук, профессор, Государственный университет — Высшая школа экономики,
e-mail: [email protected]
В современных вузах наблюдается резкое падение интереса к экономической теории со стороны и студентов и преподавателей. Как сделать занятия по экономической дисциплине более живыми, приближенными к практике? Как активизировать скрытые ресурсы студентов и стимулировать их к самостоятельному поиску ответов на важнейшие экономические вопросы?
Эти проблемы рассматриваются в статье. Даются примеры ролевой игры, использование которой в ГУ-ВШЭ помогает повысить мотивацию студентов и их дисциплинированность на занятиях по экономической теории, а также другие формы организации самостоятельной и аудиторной занятости обучающихся.
Ключевые слова: методика преподавания, ролевая игра, экономическая теория, мотивация студентов.
An oblique decrease of interest to economic theory from students and teachers can be observed in contemporary universities. How to make classes of economic theory more vivid and more real? How to activate surreptitious resources of students and stimulate them for self-reliant search for answers to the most important economic questions? These problems are discussed in the article. Examples of role games are provided. Their implementation at SU-HSE helps to increase students' motivation and their disciplinarily at classes of economic theory, and also other forms of independent and classroom occupancy of students.
Key words: methods of teaching, role games, economic theory, students' motivation.
Коды классификатора JEL: A12; A13; A22; D02; D78; H83.
Важность преподавания экономических дисциплин вообще и экономической теории в частности только возрастает по мере того, как российская экономика развивается и все в большей степени приближается к уровню, достойному мировых процессов. Однако, несмотря на то, что причины экономических явлений интересуют очень многих студентов, освоение экономических моделей кажется им зачастую делом скучным и неблагодарным. Особенно сложно приходится преподавателям экономической теории, работающим на факультетах и в вузах, где экономика не является базовой дисциплиной специализации.
Как же добиться того, чтобы студенты с удовольствием посещали занятия? Чтобы обучение (и преподавание) превратилось из занятия обязательного и надоедливого в творческое и интересное? Чтобы студенты сами захотели лучше и основательнее знать микро— и макроэкономику? Чтобы и обучающие, и обучающиеся ощутили, каким образом теоретические модели отвечают самым актуальным потребностям бизнеса и каждого из нас, и могли на самом глубоком уровне анализировать текущие проблемы экономической жизни?
Современный этап обучения экономическим дисциплинам требует совместного создания знаний, сотворчества преподавателя и студента. Открытая и теплая атмос-
© Н.М. Розанова, 2010
фера обучения наряду с отношением к студентам скорее как к партнерам по образовательному процессу, чем как к подчиненным, позволяет студентам увидеть новые возможности приложения экономических знаний и ощутить себя значимыми и ответственными людьми.
Многолетний опыт проведения семинарских занятий на факультете государственного и муниципального управления Государственного университета — Высшая школа экономики по дисциплине «Экономическая теория, микроэкономика», включающий от 3 до 5 групп ежегодно, общей численностью до 150 человек, позволяет выделить ряд компонентов успешного взаимодействия преподавателя и студентов.
Инновационный подход к проведению семинарских занятий по экономической теории — это методика ролевой игры.
Цель проведения семинаров
Методика ролевой игры, применяемая на некоторых, как правило, заключительных по каждой теме, семинарах курса, направлена на достижение следующих целей:
♦ стимулировать студентов активно использовать разнообразные экономические модели, изучаемые в ходе курса по экономической теории;
♦ мотивировать студентов к поиску и анализу дополнительной экономической информации в поддержку собственной точки зрения;
♦ стимулировать студентов к изучению дополнительных микро— и макроэкономических моделей, которые не были рассмотрены в ходе лекций и традиционных занятий;
♦ развивать у студентов чувство причастности к современным экономическим событиям;
♦ развивать коммуникативные навыки студентов.
Формат семинара-игры
Проведение семинарского занятия в виде ролевой игры предусматривает большую предварительную самостоятельную работу студентов. Преподаватель ставит перед студентами домашнее задание в виде ситуации, в которой студент выступает в качестве работника на той позиции, которая в перспективе может ему быть доступной после окончания обучения на факультете. Поскольку в данном случае речь идет о факультете государственного и муниципального управления, задания формулируются для позиции госчиновника: от уровня муниципалитета (мэра города) до чиновника регионального управления, например губернатора, вплоть до чиновника самой высокой позиции — министра, премьер-министра или президента страны.
Каждый семинар такого типа имеет общую тему, которую предстоит обсуждать участникам проекта. Студенты распределяются (самостоятельно или с помощью преподавателя) по ролям, за которые они будут отвечать в ходе дискуссии на семинаре. Допустимо выполнение как индивидуального задания, так и в мини-группах (по 2-
3 человека), при желании.
Выбранная роль требует от студента выделения проблемы, с которой может столкнуться человек, работающий на этой позиции (должности), анализ имеющихся статистических и социологических данных, выбор адекватной микро— или макроэкономической модели для более глубокого исследования ситуации, разработку рекомендаций от лица своей роли.
Для повышения ответственности студента за подготовку к семинарскому занятию и участие в игре преподаватель требует, чтобы студенты заранее (например, за день до занятия) присылали свои версии презентаций (в ) и/или текста (в формате) первоначального выступления по электронной почте. Эти работы также, отдельно, оцениваются преподавателем.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1
Занятие проходит в виде ролевой игры: вначале выступают 1-2 человека, выполняющие ключевые роли. Они представляют свои, нередко конфликтующие, версии анализируемого события. Далее возможность выступить с аргументами в поддержку или в противовес предоставляется остальным участникам. Преподаватель регулирует интенсивность и направление дискуссии, подводит итог и предлагает основные выводы для дальнейшего обдумывания. В ходе обсуждения проблемы вопросы задаются, главным образом, со стороны студентов, действующих в рамках своих, заранее выбранных, ролей.
План организации семинара
Примерный план организации такого типа ролевой игры представлен в таблице ниже. Ролевая игра рассчитана на одно занятие длительностью 120 минут (одна учебная пара).
Вид работы Примерное время
Домашняя работа (домашнее задание) 2 часа самостоятельной работы, вне семинара
Выступление лидера игры — ключевых игроков 15-20 минут (всего), 1-2 человека
Критические выступления игроков-«оппозиционеров» 20-25 мин.
Вдохновляющие выступления игроков-«сторонников» 20-25 мин.
Выступления «независимых» экспертов 20-25 мин.
Общая дискуссия (вопросы всех ко всем) 15 мин.
Заключительное слово преподавателя 10 мин.
Благодарности участникам и радостные аплодисменты публики 1-2 мин.
Всего 120 мин.
Способы организации дискуссии
Эффективное проведение семинаров подобного типа зависит от того, насколько студенты заинтересованы в обсуждаемой теме, и от их общей готовности выступать. Интерес к теме пробуждается предварительными вопросами преподавателя, поставленными в необычной форме или нестандартным образом, что стимулирует студентов к более глубокому и всестороннему взгляду на рассматриваемую проблему. Когда постановка вопроса захватывает студентов, они готовы самостоятельно штудировать многочисленные учебники, учебные пособия, выискивать информацию в Интернете, СМИ, академических журналах по экономике.
Современным студентам нравится использовать новейшие способы коммуникации с преподавателем и однокурсниками. С этой целью им предполагаются предварительные домашние задания с применением информационных технологий: компьютерных программ взаимодействие по электронной почте и ICQ.
Готовность выступать непосредственно на семинарском занятии зависит от общей атмосферы дружелюбия и поддержки как со стороны преподавателя, так и со стороны своих коллег-студентов. Подобная атмосфера достигается за счет акцентов преподавателем на сильных сторонах выступлений и стимулирования одногруппников думать в направлении «что бы я мог добавить или сделать по-другому», а не на негативных или не получившихся моментах презентаций. Кроме того, когда студенты действуют не от себя, а от лица персонажа, роль которого они выполняют, они быстрее и свободнее идут на контакт.
Способы вовлечения студентов в совместную работу
Постановка темы семинарского занятия в виде ролевой игры уже объединяет усилия студентов в направлении обсуждаемых вопросов. Многие компоненты пред-
варительного домашнего задания могут выполняться в небольших группах, по 2-3-
4 человека. Результаты домашних заданий также могут быть доступны другим студентам до начала занятия, с целью разработки аргументов «за» и «против» предлагаемых решений.
Выполнение игровой роли, в отличие от традиционного доклада «от самого себя», апеллирует к эмоциональной стороне студентов. Студентам импонирует обращаться к своему коллеге не так к «Маше» или «Мише», а как к должностному лицу, выполняющему в данный момент ту или иную роль (например, как к губернатору края, председателю правительства или президенту РФ).
Организация обратной связи
Интенсификация обратной связи достигается уже на стадии предварительной подготовки. Преподаватель и студенты активно общаются по электронной почте, ICQ и лично в ходе дополнительных консультаций. Студенты могут задавать вопросы по выбору адекватной микроэкономической модели, тонкостям понимания того или иного теоретического положения, которое может быть использовано при разработке темы, а также в отношении источников дополнительной информации и дополнительной литературы.
Для стимулирования концентрации внимания на выступлениях других, студентам предлагается в конце занятия, в ходе общей дискуссии, написать рецензию на презентации участников игры, с указанием конкретных положений, которые привлекли наибольшее внимание (были наиболее интересны или в наибольшей степени отразили рассматриваемую проблему), а также тех моментов, которые сами они сделали бы по-другому. За данную письменную работу студентам также выставляются оценки. Чем больше положений студент отметил и чем более глубокими являются его/ее замечания, тем выше балл за рецензию.
После окончания занятия в качестве дополнительного домашнего задания студентам поручается написать экономическое эссе по мотивам обсуждения. Излагая свои соображения в письменном виде, с приведением всех необходимых аргументов, статистических выкладок и опираясь на соответствующую экономическую модель, студенты учатся систематизировать собственные мысли и применять экономическое моделирование к анализу конкретных ситуаций хозяйственной жизни страны.
Критерии оценки за работу на семинаре
Работа на семинаре составляет 15% итоговой оценки студентов по данному курсу. Каждый семинар-игра оценивается по 10-балльной системе. Отдельные компоненты семинарского занятия также оцениваются по 10-балльной системе. Общая оценка за семинар выводится как средневзвешенный балл. Структура весов представлена в таблице, веса даются в зависимости от сложности данного вида работы.
Вид работы Вес в общей оценке за семинар
Домашнее задание (презентация + текст) 30%
Выступление игрока — лидера 30%
Выступление участника 15%
Дополнительные вопросы или мнения 5%
Рецензия на выступления других участников 20%
Итого 100%
Образец семинара-игры
Ролевая игра «Я — губернатор»
Анализ экономической ситуации в регионе РФ.
Тема анализа: Оценить конкуренцию и концентрацию в регионе России
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1
Предварительные вопросы для обсуждения:
1. Эффективность конкурентной политики.
2. Эффективность промышленной политики.
3. Есть ли конфликты интересов между политикой поддержки конкуренции и промышленной политикой?
4. Каким образом имеющиеся в регионе конфликты интересов могут быть решены:
(1) со стороны губернатора; (2) со стороны помощников и сторонников губернатора; (3) со стороны оппонентов губернатора?
Материалы для домашней работы до занятия
Для того чтобы оптимизировать сбор информации, следует ответить на ряд вопросов. Как только будут получены ответы, подборка материалов станет более осмысленной и менее трудоемкой.
Вопросы в отношении сбора информации включают в себя следующие ключевые положения:
1. Что можно назвать основными элементами выбранной темы?
2. Имеются ли аналогичные темы?
3. Есть ли какая-то связь между частями этой информации?
4. Является ли данная информация точной? Согласуются ли цифры между собой? Не вводит ли в заблуждение статистика?
5. Насколько современна информация?
6. Время получения информации? Изменялась ли информация?
7. Почему эта информация появилась изначально? Был ли какой-то обоснованный интерес? Что лежало в основе?
8. Насколько полон охват информации? Опускается ли какая-то информация?
9. Какие концепции лежат в основе фактической информации?
10. Согласны или не согласны вы с этими концепциями? Почему?
11. Какие вопросы возникли бы у людей, незнакомых с данной информацией?
Для облегчения задания поиска предварительной информации студентам предлагается множество информационных источников.
Учебники и учебные пособия
В эту область входят все книги, которые обобщают предыдущий опыт. Авторы учебников обычно выбирают наиболее общие положения той или иной темы, которые могут быть полезны наибольшему числу читателей. Не следует искать в подобных материалах новые открытия или последние достижения науки. Учебники отстают от научной жизни, как правило, на пять и более лет. Но учебные пособия полезны в качестве точки отсчета. Если студент еще мало что знает по избранной теме, то базовые понятия, ключевые термины и фундаментальные модели приводятся как раз в учебниках. Не имея представления об этих общепризнанных структурах, трудно в дальнейшем отличить новое от уже известного в других работах.
Научные монографии и научные статьи
Научные монографии (толстые и не очень книжки) и научные статьи в академических журналах пишутся учеными, которые разрабатывают данную проблематику не один год, достигли определенных высот в своем деле и могут высказать оригинальную точку зрения по интересующему нас вопросу. В них следует искать новые взгляды, новые идеи, новые исследования, которые подтверждают вашу позицию или ей противоречат. В последнем случае необходимо разобраться в причинах противоречия: возможно, это повод для высказывания критики в адрес автора статьи. Но не все научные
статьи одинаковы! Некоторые авторы только обобщают ранее изложенные факты или пересказывают другими словами уже известные положения. Наиболее важные статьи содержатся в журналах Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Например, в области экономики, менеджмента и бизнеса в журналы ВАК входят:
^ Альма матер (Вестник высшей школы)
^ Банковское дело ^ Бухгалтерский учет ^ Вестник молодых ученых ^ Внешняя торговля ^ Вопросы статистики ^ Вопросы экономики ^ Деньги и кредит ^ Законодательство и экономика ^ Информатика и образование ^ Менеджмент в России и за рубежом ^ Мировая экономика и международные отношения ^ Налоговая политика и практика ^ Право и экономика ^ Предпринимательство ^ Проблемы прогнозирования ^ Проблемы современной экономики ^ Проблемы управления ^ Регион: экономика и социология ^ Российская экономика: прогнозы и тенденции ^ Российский журнал менеджмента ^ Российский экономический журнал ^ Российское предпринимательство ^ США, Канада: экономика, политика, культура ^ Управление персоналом ^ Управление риском ^ Финансист ^ Финансы и кредит ^ Экономика в школе ^ Экономика и математические методы ^ Экономика и управление ^ Экономист ^ Экономические науки
^ Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ Экономический журнал Высшей школы экономики
Статистические сборники
Федеральная служба РФ по статистике, а также ряд научно-исследовательских институтов и частных компаний регулярно издают статистические сборники, содержащие важную экономическую, демографическую, финансовую и иную информацию о состоянии дел в России и других странах. К примеру, официальные статистические материалы РФ включают в себя:
1. Российский статистический ежегодник.
2. Цены в России. Ежегодный сборник.
3. Промышленность России. Ежегодный сборник.
4. Россия в цифрах.
5. Основные показатели работы промышленности.
6. Отдельные финансовые показатели предприятий и организаций.
7. Отчет об основных показателях деятельности предприятий-монополистов.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1
Среди других источников статистической информации можно выделить:
8. Российский экономический барометр. The Russian Economic Barometer. www. imemo.ru
9. Бизнес-карта России. По отраслям и регионам.
10. Материалы Бюро экономического анализа: www.beafond.org
Интернет-сайты государственных учреждении России
Все государственные учреждения на федеральном, региональном и часто на локальном уровне имеют свои сайты в Интернете, где содержится важная информация, касающаяся их повседневной деятельности, основных законодательств, разборы практических ситуаций, которые происходили в том или ином месте по тому или иному поводу.
Наиболее важные сайты — это:
• Официальный сайт Правительства РФ: www.gov.ru
• Сайт Росстата http://www.gks.ru
• Сайт Центрального Банка РФ http://www.cbr.ru
• Сайт Института переходного периода: www.iet.ru
• Сайт Института народнохозяйственного прогнозирования РАН: www.ecfor.ru
• Сайт Центра макроэкономического прогнозирования: www.forecast.ru
• Сайт ЦЭМИ: www.cemi.rssi.ru/rus
• Сайт Центра развития www.dcenter.ru
Зарубежные Интернет-сайты
Если студенту необходима информация о деятельности зарубежных правительств, иностранных компаний и последние достижения зарубежных ученых, в этом случае неоценимую помощь окажут следующие сайты:
• Сайт Всемирного банка http://www.worldbank.org
• Сайт ВТО http://www.wto.org
• Сайт Европейского Центрального Банка http://www.ecb.org
• Сайт Национального бюро экономического развития США http://www.nber.org
• Сайт ООН: www.un.org
• Сайт ЕС: www.eu.int
• Сайт Организации экономического сотрудничества и развития: www.oecd.org
• Европейская экономическая комиссия: www.unece.org/welcome.html
• Библиотека Либертариума: http://libertarium.ru/library
Поисковые системы в Интернете
Если из предыдущих списков ничего полезного сразу не нашлось, то целесообразно обратиться к поисковым системам Интернета, которые позволяют в кратчайшие сроки пробежаться по наиболее важным сайтам, отмеченным ключевым словом. Наиболее популярные поисковые системы включают в себя:
■ www.yahoo.ru
■ www.google.ru
■ www.yandex.ru
■ www.msn.ru
■ www.aport.ru
■ www.rambler.ru
Малые письменные работы
Для активизации самостоятельной работы студентов и развития навыков публичного выступления можно использовать такие формы контроля знаний, как эссе, доклады, рефераты. Все эти виды деятельности можно отнести к малым письменным ра-
ботам. Эссе, доклад и реферат по своему объему значительно уступают курсовой и тем более выпускной квалификационной работам. Поднимаемые проблемы, методика их анализа, глубина и широта выводов также существенно различаются.
Эссе, доклад и реферат характеризуются рядом общих черт, а также имеют свои особенности.
В последнее время получила распространение такая форма активности студента и одновременно проверки его знаний, в том числе и после проведения ролевой игры, как открытые вопросы. Открытые вопросы — это задания, предполагающие качественный разбор ситуации и зачастую не имеющие и не требующие однозначного количественного точно определенного ответа. В зависимости от того, какие предпосылки студент закладывает в свой анализ, получается тот или иной результат. Открытые вопросы представляют собой не что иное, как эссе, доклад или реферат, в зависимости от глубины самого вопроса.
Базируясь на какой-либо одной (в крайнем случае, двух) концепции изучаемого курса, открытые вопросы, ведущие к малым письменным работам, сопровождаются определенными инструкциями, смысл которых нередко ускользает от студента, чем и объясняется большая часть неэффективности и малой результативности подобного вида активности.
С. Дрю и Р. Бингхэм в своей книге «Искусство быть студентом. Руководство по навыкам обучения» (М.: HIPPO, 2004) предлагают «перевод» общих слов инструкций к написанию эссе, доклада и реферата с академического уровня на платформу общепринятого смысла:
Выражение Смысл
Проанализируйте Разбейте вопрос (проблему) на элементы и объясните, как они соотносятся друг с другом
Оцените Определите важность или ценность чего-то
Сравните Исследуйте сходства и различия теорий (концепций)
Противопоставьте Сосредоточьтесь на различиях
Подвергните критике Выявите ошибки, ограниченность и бесполезность данной темы
Определите Объясните точное значение чего-то
Опишите Дайте детальный отчет по теме
Обсудите Объясните значение чего-то и представьте точную аргументацию, подтверждающую объяснение
Оцените значение Взвесьте важность, ценность и значение чего-то, используя доказательства, обосновывающие вашу точку зрения
Исследуйте Дайте детальный отчет о чем-то, выдвигая вопросы и выявляя актуальность проблемы
Объясните Дайте точный отчет о чем-то, с объяснением причин, почему это так, а не иначе
Проиллюстрируйте Используйте примеры из разных источников, чтобы всесторонне показать предмет реферата. Это может быть и письменное описание, и визуальные материалы (диаграммы, фотографии)
Докажите или подтвердите Составьте систему аргументаций для конкретного варианта развития предмета. Установите истину о чем-то на основе доказательных фактов или логического рассуждения
Сделайте обзор Проверьте, как изучена тема, и прокомментируйте ценность и недостатки в ее рассмотрении.
Обзор литературы Сделайте обзор литературы, написанной по данной теме, выделив ключевые моменты, дискуссионные проблемы и пробелы
Сформулируйте Напишите главные суждения, относящиеся к предмету исследования
Суммируйте Выделите главное содержание
До какой степени? Исследуйте проблемы, применив аргументы «за» и «против»
И все же даже их «перевод» нуждается в определенном дополнении! Так, если речь идет о точном значении термина, то руководством здесь должна служить соответству-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1
ющая словарная статья в тематическом или профессиональном словаре. Например, словарь по экономике предоставляет подробную и всестороннюю характеристику экономических терминов. Философский словарь снабдит нас деталями философский концепций. А финансовый словарь просветит в отношении финансов и кредита.
Как оценить важность сообщения? Является ли найденная информация существенной или незначительной? Критерий здесь — степень воздействия новых знаний на поведение исследуемого объекта. Если это поведение изменяется радикальным образом — скажем, в зависимости от типа рынка фирма будет либо назначать цену, либо ориентироваться на цену, то перед нами важная и значимая информация. Если же поведенческие характеристики в целом не изменяются, и лишь отдельные аспекты деятельности агента подвергаются модификации (например, фирма самостоятельно назначает цену, но может поставить чуть более высокий или чуть более низкий ее уровень), мы можем предположить, что речь идет о менее важном факте.
Нелишне упомянуть о том, что такое детальный отчет. Когда речь идет о проработке и выявлении деталей, возможны два типа ошибок. Либо мы слишком в общем виде понимаем проблему и не затрагиваем в действительности тех деталей, которых ждет от нас преподаватель, задающий вопрос. Либо мы так увлекаемся деталями, что за деревьями не видим леса; детали заполняют собой все пространство работы, в результате чего теряется ее первоначальный смысл. Как избежать подобных крайностей?
Здесь правило такое. Детали должны уточнять и подтверждать точку зрения автора письменной работы. Детали служат дополнительными аргументами при рассмотрении проблемы. Количество деталей, которые целесообразно принять во внимание, зависит от контекста. Пусть, например, мы анализируем поведение фирмы — монополиста на рынке. Если наша задача заключается в том, чтобы объяснить, почему этой фирме удалось назначить такую высокую цену — в то время как аналогичная монопольная фирма в другой отрасли смогла удержать цену только на уровне, скажем, одной трети первой фирмы, наши релевантные детали будут включать в себя оценку эластичности спроса, характеристику товара, производимого одной и другой фирмами, силу государственного регулирования. Если же нас интересует, почему одна фирма выплачивает более высокую заработную плату своим работникам, а другая — этого не делает, оценка спроса, возможно, будет здесь излишней, поскольку значимые детали лежат в сфере внутренней организации фирмы, целей ее директората, силы профессиональных сообществ работников. Таким образом, те сведения, которые составляют детали исследования, будут различаться в первом и втором случаях.
Следует также отметить, что ценность концепции, идеи, теории во многом зависит от их актуальности для того периода времени, когда они были разработаны. Поскольку с течением времени общество меняет свое мнение относительно важности тех или иных проблем, лишь немногие положения выдерживают проверку временем.
Касаясь примеров из разных источников, необходимо находить такие факты, которые: (1) противоречат друг другу — это толчок для поиска оригинального решения;
(2) предоставляются разными по своей сути источниками — государственными органами, частными компаниями, социальными службами, домохозяйствами, зарубежными агентами, поскольку организации и индивиды, занимающие различное место и играющие разную роль в обществе и в экономике, видят одну и ту же проблему «со своей колокольни», в соответствии со своим представлением о том, что правильно и что неправильно.
Ключевые элементы малой письменной работы схожи со структурой курсовой. Во введении необходимо точно определить тему, выделить главные проблемы, которые нужно раскрыть, и решить, каким образом эти проблемы будут проанализированы. В основной части целесообразно выстраивать систему аргументации на основе глубокой проработки темы и доказательств, обосновывающих высказанные утверждения. Следует выдвигать новые идеи по одной, в логической последовательности, которая
даст возможность читателю проследить направление ваших рассуждений. Поскольку эссе, доклад и реферат считаются малыми формами, не принято делить основную часть на отдельные главы. Вместе с тем для удобства изложения и ясности логики аргументации основное содержание подразделяется на параграфы или разделы, которые — особенно в докладе и реферате — могут иметь самостоятельные подзаголовки. В заключении дается обобщение выдвинутых идей и освещаются ключевые моменты главной части работы. Как правило, заключение составляется в соответствии с названием всей работы. Также здесь можно указать направления дальнейшего исследования и изучения данной темы. В силу небольшого объема всей работы приложения не предусматриваются. Графики и таблицы следует конкретизировать по ходу изложения основного текста.
При проверке работы необходимо в первую очередь обратить внимание на то, расположены ли идеи в логическом порядке и не слишком их много для такого небольшого объема, который отличает малую форму? Обычно каждый параграф основного текста должен содержать не более (но и не менее!) одной идеи. Кроме того, следует проверить, объединены ли рассматриваемые идеи общей мыслью, схожей аргументацией и совокупной задачей работы? Выдвигаемые идеи ценны не сами по себе, а как части той концепции, которую отстаивает автор. В этой связи особую важность приобретает четкость выстраивания мысли от введения, через основную часть, до заключения.
Критерии оценки малых письменных работ могут быть как более, так и менее детальными. Наиболее удачный вариант оценки в процентах к итогу приведен ниже в таблице.
Критерий Доля в общей оценке
Соответствие темы и содержания 5%
Собственные мысли 8%
Оригинальность работы 8%
Интересные примеры 7%
Глубина подхода к анализу проблем 10%
Новизна подхода к проблеме 5%
Ссылки на цитируемые работы и данные 5%
Правильность подбора фактического материала 7%
Соответствие теории и практического материала 10%
Логичность работы 9%
Отсутствие лишнего материала, не имеющего отношение к теме работы 8%
Правильный выбор автором сочетания краткости изложения и глубины охвата материала 6%
Наличие и уместность графиков 3%
Охват всех требуемых вопросов 6%
Правильность оформления работы 3%
Всего 100%
Особенности эссе
Эссе предлагаются преподавателем в качестве письменного домашнего задания для демонстрации навыков успешного освоения какой-либо дисциплины специальности обучения. Цель эссе — показать определенный уровень освоения аналитического материала и умение применить теоретические знания к исследованию реальной ситуации из практики, в частности в экономической области, из практики функционирования российской (или зарубежной) экономики и государственной политики.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1
Экономическое эссе выполняется по следующей схеме:
■ описание теоретической модели, которая решает выбранную проблему;
■ пример из практики экономической жизни и государственной политики, иллюстрирующий теоретическую модель;
■ рекомендации, которые могут быть сделаны на основе выводов модели, применительно к данной практической ситуации.
Аналогичная схема — (1) модель, (2) практический пример, ее иллюстрирующий; (3) выводы и рекомендации — может быть использована и по другим курсам. Пусть вас не вводит в заблуждение идея модели. В экономических и социологических областях модели, безусловно, скорее всего, будут математическими. В других гуманитарных дисциплинах под моделью понимается строгое описание какой-либо концепции, лежащей в основе анализа. Задача модели — однозначным образом очертить круг исследуемых явлений, показать механизмы взаимодействия внутри выбранной структуры, особенности поведения элементов этой структуры. Эта задача может быть решена как количественными (математическими и статистическими методами), так и качественными способами, путем детальной характеристики.
Одной из наиболее оригинальных разновидностей эссе может стать домашнее задание в виде составления и решения самим студентом задачи на любую (или заданную) тему курса. Задача должна включать в себя: количественные параметры, описание решения, качественную интерпретацию полученных результатов, необходимые графики и формулы. Подобная методика позволяет обучающемуся самому проконтролировать эффективность усвоения курса и показывает реальную степень понимания изучаемых концепций.
В этом случае могут быть применены следующие критерии оценки:
❖ Оригинальность задачи
❖ Наличие количественных компонентов задания и решения
❖ Наличие качественных компонентов задания и решения
❖ Сложность задачи (количественная)
❖ Сложность задачи (качественная)
❖ Корректность формулировки задания
❖ Правильность решения задания
❖ Соответствие выбранной теме курса
Особенности доклада: форма и содержание
На первый взгляд, доклад отличается от эссе только объемом. Если для эссе достаточно 5-8 страниц текста, то полноценный доклад требует уже 10-15 страниц. Это означает, что доклад более подробно и более глубоко рассматривает вопросы, которые лишь поставлены в эссе. Но есть еще одно, весьма существенное, различие. Доклад предполагает выступление. Доклад — это не обычная письменная работа, это изложение того материала, который в дальнейшем будет устно доложен на занятии.
Устная презентация доклада ставит дополнительную задачу перед студентом. Помимо того, что автор должен разобраться в теме, необходимо подготовить отдельную структуру, отражающую основные идеи того, что будет рассказано в выступлении. Как правило, эти презентационные материалы в дальнейшем будут предложены слушателям в виде раздаточных листков.
Для успеха доклада как выступления необходимо обратить внимание на ряд отличий презентации от письменной работы. Задача презентации — не информирование, а призыв. Выступление нацелено на то, чтобы изменить поведение слушателей, убедив их в чем-либо. Выступление акцентирует внимание на эмоционально важных и значимых положениях темы.
Композиция презентации состоит из ряда структурированных слайдов. Общая схема презентации доклада выглядит таким образом:
Каждый слайд должен содержать ключевые фразы и ключевые слова, которые «включают» внимание слушающих. Раздаточный материал должен отличаться простотой, конкретностью, упорядоченностью, точностью. Задача докладчика — в том, чтобы давать комментарии по ходу презентации, помогающие различить существенное от несущественного, главное от второстепенного, базовые принципы от деталей.
Современные технические средства позволяют достичь самого высокого уровня эмоциональной насыщенности и контекстуальной наполненности презентации. Подготавливается ли выступление в виде слайдов проектора или как часть компьютерной программы, необходимыми его элементами будут таблицы, графики, заголовки и выводы, выделенные различным цветом и/или дизайном.
Итак, современные средства коммуникации и презентации позволяют преподавателю экономической теории таким образом модернизировать традиционную схему семинарского занятия, чтобы по-настоящему увлечь студентов, даже неэкономического профиля, к активному освоению предлагаемого материала.
Вступление
Заключение
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1