Научная статья на тему 'Система проведения практических занятий - важнейший компонент процесса приобретения широкого круга компетенций и профессиональных знаний'

Система проведения практических занятий - важнейший компонент процесса приобретения широкого круга компетенций и профессиональных знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / МЕТОДЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО И МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбина Марина Николаевна

Повышение познавательной активности современного студента непременное условие приобретения широкого круга компетенций и профессиональных знаний. Данный сложный процесс требует системного подхода. Роль семинаров в изучении всего цикла экономических дисциплин заключается в получении экономических знаний, в выработке навыков самостоятельной работы, осмысления и применения к конкретному анализу хозяйственной и управленческой деятельности того или иного вопроса экономической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF PRACTICAL TRAINING IS AN ESSENTIAL COMPONENT OF THE PROCESS OF ACQUISITION OF A WIDE RANGE OF COMPETENCIES AND PROFESSIONAL KNOWLEDGE

Improvement of cognitive activity of modern student is a prerequisite for the acquisition of a broad range of competencies and professional knowledge. This complex process requires a systemic approach. Role of the seminars in the study of the entire cycle of economic disciplines is to obtain economic knowledge, develop skills of independent work, reflection and the use of a specific economic and management analysis of a question of economic theory.

Текст научной работы на тему «Система проведения практических занятий - важнейший компонент процесса приобретения широкого круга компетенций и профессиональных знаний»

СИСТЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА ПРИОБРЕТЕНИЯ ШИРОКОГО КРУГА КОМПЕТЕНЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

Аннотация. Повышение познавательной активности современного студента - непременное условие приобретения широкого круга компетенций и профессиональных знаний. Данный сложный процесс требует системного подхода. Роль семинаров в изучении всего цикла экономических дисциплин заключается в получении экономических знаний, в выработке навыков самостоятельной работы, осмысления и применения к конкретному анализу хозяйственной и управленческой деятельности того или иного вопроса экономической теории.

Ключевые слова: методика проведения практических занятий, познавательная функция, воспитательная функция, контрольная функция, дискуссионные проблемы, методы макроэкономического и микроэкономического анализ.

Marina Rybina SYSTEM OF PRACTICAL TRAINING IS AN ESSENTIAL

COMPONENT OF THE PROCESS OF ACQUISITION OF A WIDE RANGE OF COMPETENCIES AND PROFESSIONAL KNOWLEDGE

Annotation. Improvement of cognitive activity of modern student is a prerequisite for the acquisition of a broad range of competencies and professional knowledge. This complex process requires a systemic approach. Role of the seminars in the study of the entire cycle of economic disciplines is to obtain economic knowledge, develop skills of independent work, reflection and the use of a specific economic and management analysis of a question of economic theory. Keywords: methodology of conducting practical exercises, cognitive function, educational function, control function, discussion problems, methods of macroeconomic and microeconomic analysis.

В системе мероприятий, проводимых кафедрой политической экономии ГУУ с целью усиления эффективности учебно-воспитательного процесса, ведущим направлением является активизация мыслительной и познавательной деятельности студентов. Познавательная деятельность и активный мыслительный процесс можно рассматривать в качестве фундамента обеспечения стремлений студентов к получению и обновлению знаний. Повышение познавательной активности современного студента требует системного подхода, элементами которого могут служить следующие компоненты:

- система проведения практических (семинарских) занятий;

- система мероприятий по привлечению интереса студентов к изучаемому предмету (олимпиады, участие в студенческих научно-практических конференциях по принципу группа-поток-курс, участие в конкурсах студенческих работ, участие в студенческих научных обществах (СНО), посещение лекториев, встречи с выдающимися отечественными и зарубежными экономистами современности и пр.);

система мер по организации и совершенствованию самостоятельной работы студентов и выработки эффективного контроля со стороны профессорско-преподавательского состава.

Система проведения практических занятий. Методика проведения практических (семинарских) занятий представляет собой отдельный и наиболее важный раздел во всей системе методических приемов организации учебного процесса. Методика проведения практических занятий, с одной

© Рыбина М.Н., 2015

УДК 378.147:330.1 М.Н. Рыбина

стороны, имеет давно накопившийся солидный научно-практический багаж, с другой стороны, требует постоянного совершенствования в условиях динамично развивающихся информационных потоках и средств их получения и переработки в научный материал. Роль семинаров в изучении всего цикла экономических дисциплин заключается в получении экономических знаний, в выработке навыков самостоятельной работы, осмысления и применения к конкретному анализу хозяйственной и управленческой деятельности того или иного вопроса экономической теории.

Семинарские занятия продолжают играть большую роль в решении познавательных и воспитательных задач. Семинар от лат. seminarium - рассадник знаний. Очевидно, что получение знаний становится основной целью проведения семинарского занятия, а познавательная функция семинарских занятий является определяющей. Сегодня «интеллектуальные технологии, глобальное информационное пространство, постоянная необходимость «внедрять науку в жизнь», поиски новых форм рациональности и форм коммуникации порождают необходимость нахождения современных трактовок классических стратегий и понятий, углубления и детализации уже существующих теоретических концепций механизмов получения и трансляции знаний» [3. с. 228] В условиях увеличивающихся информационных потоков, которыми может пользоваться студент в рамках самостоятельного освоения науки, значение семинарского занятия, как это может показаться, не уменьшается. Преподаватель становится, своего рода, тьютором на игровом поле познания, играющим тренером. Вместе с этой функцией преподавателя семинарское занятие становится той площадкой, где студенты получают возможность глубокого осмысления проблемы и расширения горизонтов ее научного освоения. Сегодня особенно важным становится и то, что семинарское занятие предоставляет возможность студентам приобретать навыки самостоятельного мышления в рамках обсуждения экономических проблем, а также вырабатывать умения устного выступления. Последнее особо важно в контексте явного недостатка этой компетенции у современных выпускников общеобразовательных школ. С познавательной функцией тесным образом связана воспитательная функция. Все - от грамотной речи преподавателя до стиля в одежде, как показывают современные исследования, - откладывает неизгладимый отпечаток в сознании студентов. Социальный компонент в экономической теории позволяет в рамках проведения семинарских занятий решать многочисленные задачи патриотического, нравственного, эстетического характера. «При этом целесообразно расставлять акценты на установлении не только функционально-ролевых, но и доверительно-личностных отношений со студентами» [1. с. 213]. Целям обучения и воспитания подчинена контрольная функция семинарских занятий. Именно на семинарских занятиях в рамках разнообразных форм контроля раскрываются знания студентов, их сильные и слабые стороны.

Семинарские занятия, сохраняя связь с лекциями, не должны дублировать их. Взаимосвязь семинарского занятия и лекций определяется многими факторами, такими как темой лекции и необходимостью ее осмысления в рамках самостоятельной работы студента, сложностью материала и глубиной и формой изложения темы, уровнем общей подготовленности по экономической науке и специализаций студентов.

Проведение семинарских (практических) занятий по экономической теории преследуют собой решение следующих методических и научно-практических задач:

- углубленное изучение основных направлений и произведений классиков политической экономии, являющихся фундаментом экономической науки в целом;

- создание условий для творческого осмысления дискуссионных вопросов экономической науки, их критического анализа;

- обеспечение возможности приобретать навыки осмысления экономических проблем в государственном масштабе и приобретать знания макроэкономических механизмов государственного регулирования экономики;

выработка навыков анализа экономических отношений общества в диалектическом развитии и исследования современных тенденций экономического развития;

приобретение умений по выявлению из множества фактов, главного, определяющего компонента той или иной экономической проблемы, приобретение умений анализировать и обобщать информацию, формулировать выводы;

решение экономических задач, владение методами макроэкономического и микроэкономического анализа, приобретение знания микроэкономических моделей рыночного поведения экономических агентов.

Накопившийся опыт и практика проведения семинарских занятий по экономической теории позволяет выделить следующие формы проведения практических занятий.

1. Опросная форма проведения семинара (опросно-ответная). Традиционная форма проведения семинарских занятий весьма актуальна. Эту форму проведения практических занятий весьма продуктивно можно использовать в начале работы в группе для выяснения базового уровня знаний студентов и способностей грамотно излагать свои мысли. Такая форма предполагает большое внимание к вопросам повторения и закрепления студентами пройденного материала, использование набора контрольных заданий по «остаточным знаниям». При таком подходе широко используются тестовые задания разного уровня сложности. «Хотя по многим дисциплинам тесты считаются слишком простой формой практикума и применяются лишь для уровня прикладного бакалавриата, есть направления в которых традиции использовать тестирование уместна для обучающихся любого уровня подготовки» [2, с. 40]. Данная форма проведения практических занятий позволяет преподавателю осуществлять контроль за освоением лекционного материала (следовательно, осуществлять контроль посещаемости лекций).

2. Активное творческое собеседование или развернутая дискуссия (развернутая беседа) по всем вопросам плана семинара, либо по отдельным наиболее сложным вопросам. Такой семинар -диспут традиционно широко используется в высшей школе, эта форма остается актуальной и подходит для обсуждения проблемных аспектов по самой сути экономической теории. Очень важно правильно организовать диспут и умело направлять. Такая форма проведения семинарского занятия требует деликатного отношения к студентам, чья точка зрения была отвергнута и подвергалась в ходе дискуссии критике. Работа в такой форме со студентами позволяет выйти за рамки теории и привлечь к обсуждению наиболее актуальных социально-экономических проблем современности. В ходе дискуссии у студентов вырабатывается способность к экономическому образу мышления, на основе знания экономических законов с использованием основных экономических категорий. Разумеется, что развернутая беседа и дискуссия позволяют вовлекать максимальное количество студентов. Такой подход усиливает коммуникативность студентов в контексте научной деятельности. Преподаватель-тьютор вовлекает студентов в обсуждение проблемы по заранее подготовленному и выверенному сценарию, педалируя особо важные, интересные, спорные вопросы экономической теории и практики, международного экономического сотрудничества. В этих условиях уместно использовать вопросы аналитического характера, они «направлены на развитие системного понимания предмета и формирование у студентов активной научно-профессиональной позиции» [2, с. 40]. Такую форму успешно можно использовать в небольших по количественному составу учебных группах, достаточно хорошо проявивших себя в освоении экономической теории.

3. Заслушивание и обсуждение студенческих докладов по наиболее сложным, дискуссионным вопросам плана. Такая форма, как обсуждение студенческих докладов и рефератов по наиболее сложным социально-экономическим проблемам современности и в исторической ретроспективе способствует выработке навыков и умений излагать и активно отстаивать свою точку зрения. На основе приобретенных знаний привлекать законы развития природы, общества и мышления в своем

исследовании. Целесообразно более активно включать в процесс проведения практических занятий взаимное рецензирование и оценку выступлений, анализ докладов, рефератов. Такой подход усиливает такие навыки студентов, как критический анализ изложения экономических взглядов по злободневным вопросам социально-экономического развития современности. Обязательным требованием при подготовке должно быть наличие оппонентов по докладу, содокладчиков. Использование такой формы целесообразно в небольших группах один-два раза в семестре, так как возникает опасность, что в ходе использования этой формы часть студентов не будут включены в систематическую подготовку к семинарским занятиям.

4. Заслушивание и обсуждение научных работ, творческих работ по основным проблемам изучаемой темы. Такой подход позволяет студентам включаться в научную деятельность. Вместе с получением знаний по актуальным социально-экономическим проблемам, обсуждение научных, творческих работ позволяет студентам нарабатывать умения по оформлению научной работы и навыки по краткому, лапидарному изложению сути проделанного научного исследования. В творческих работах раскрываются нестандартные подходы к освоению экономических вопросов.

5. Специальные теоретические (научно-теоретические) семинары по наиболее сложным и дискуссионным проблемам социально-экономического развития мира, страны или (и) по наиболее сложным и дискуссионным проблемам экономической науки. При таком подходе весьма уместно выяснять со студентами объект исследования научной работы, предмет исследования, цель и задачи, которые позволяют исследователю добиться поставленной научной цели. Эта форма является логическим развитием выше изложенной формы и допустима в группах с большим интересом к экономической науке, так сказать в группах с «продвинутым» контингентом.

6. Семинарские занятия на основе презентаций с использованием Power Point. Такая форма проведения семинаров требует большой подготовительной работы. В ходе самостоятельной разработки презентаций вырабатываются навыки сбора информации, умения в краткой и привлекательной форме излагать добытую информацию. Данная форма предполагает коммуникацию студентов и выработку умения работать в команде, а также позволяет оптимально сочетать различные форма подачи материала и дает возможность студентам овладевать современными формами изложения полученной информации.

7. Проведение практических занятий с учетом профиля будущей специальности студента. Во-первых, на семинарские занятия можно пригласить специалистов в области будущей специальности студентов. Во-вторых, возможно проведение занятий в музеях (хотя изучение экономической теории ограничивает такой метод). Проведение практических занятий с учетом профиля будущей специальности студента способствует повышению интереса студентов к изучаемому предмету. Эта форма проведения практических занятий может, в свою очередь, проходить в виде деловых игр, с использованием кейс-методик. «Сегодня все большую популярность приобретают кейсы - краткие описания реальной ситуации, требующей анализа и детального разбора. Типичный методический прием - обучающимся предлагается выработать свой вариант решения, который потом сравнивается с реальным разрешением ситуации, изложенной в кейсе. Заметим, что описательного характера кейсы бесполезны сами по себе, они обязательно должны сопровождатиься заданиями и аналитическими вопросами» [ 2, с. 40].

8. Проведение семинарского занятия в форме выполнения контрольной письменной работы студентов. Такие занятия становятся актуальными, способствуют выработке навыков письменного оформления полученной информации и знаний по экономической теории в связи с переходом на письменную форму проведения экзаменов. Письменная работа способствует приобретению умений логично, четко формулировать свои мысли. Для освещения проблемы целесообразно использовать тезисное изложение, также составление развернутых планов, логических схем, таблиц, сравни-

тельного анализа. Практика проведения таких занятий показывает, что студенты приобретают такие компетенции как овладение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Итоги письменной работы целесообразно объявлять на следующем практическом занятии с обязательным обсуждением достоинств и недостатков проделанной студентами работы.

Перечисленные формы можно и нужно варьировать. Особенно продуктивно при проведении практических занятий - сочетание отдельных элементов предложенных форм проведения занятий. Следует заметить, что любая форма должна применяться, исходя из уровня базовой подготовки студентов, учета численности в группе, а также с учетом методического опыта преподавателей, их научных интересов и компетенций. Трудно переоценить в этом процессе роль куратора, деятельность которого, по мнению специалистов, «способствует развитию у студентов таких качеств, как целенаправленность, коммуникативность, самостоятельность, инициативность, организованность, дисциплинированность, взаимопомощь» [1. с. 213]. Необходимо широко использовать накопившийся опыт преподавателей разных поколений, при необходимости активно его тиражировать, с особым вниманием относиться к преподавателям, деятельность которых открыта для экспериментов.

Успешное освоение дисциплины, а также эффективность практических занятий во многом зависит от системы мероприятий по привлечению интереса студентов к изучаемому предмету. Эта система состоит из таких элементов, как студенческие олимпиады, участие в студенческих научно-практических конференциях по принципу группа - поток - курс, участие в конкурсах студенческих работ, участие в студенческих научных обществах, посещение лекториев, встречи с выдающимися отечественными и зарубежными экономистами современности. Если говорить о такой форме привлечения интереса студентов к изучаемому предмету, как студенческая научно-практическая конференция, то успех конференции может быть обеспечен, если заблаговременно до студентов доведена тема конференции, которая обязательно должна быть актуальной и интересной для молодежи, страны, города. Вместе с тем, необходимо разъяснение ее научной ценности и профессиональной направленности. Целесообразно конференцию проводить в несколько этапов: группа - поток - курс. Такой подход позволяет наилучшим способом заинтересовать в научно-исследовательской деятельности студентов, привлечь наибольшее количество профессорско-преподавательского состава к данной работе. Наибольшего результата можно достичь, используя современные методы доведения информации до студентов - сайт вуза, переписку преподавателей со студентами online, флешмобы, использование стенной печати - рекламу, постеры, флаеры. Успеху научно-практической конференции и дальнейшему «тиражированию этого успеха» без сомнения будет способствовать привлечение к заключительному заседанию ректората и руководителей институтов, а в отдельных случаях и родителей.

Библиографический список

1. Анисимова, Т. Г. Общие подходы к оптимизации процесса адаптации студентов к среде вуза / Т. Г. Ани-симова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 12. - С. 211 -215.

2. Сафонов, А. А. Книга предложений : творческие заметки к учебнику / А. А. Сафонов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 199 с. - (Комплимент от издательства). - ISBN 978-5-9916-5312-1.

3. Соболев, Н. А. От «трансляции знания» к «менеджменту знания» / Н. А. Соболева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 12. - С. 228 - 233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.