Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ" СТУДЕНТАМ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ" СТУДЕНТАМ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ / ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Николаева Т.В., Пострелко М.Д., Воронина Л.Г., Вознесенская Н.В.

В статье представлен вариант реализации рабочей программы по дисциплине «Дерматовенерология» для студентов факультета иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING THE DISCIPLINE "DERMATOVENEREOLOGY" TO STUDENTS OF THE FACULTY OF FOREIGN STUDENTS

The article presents a variant of the implementation of the work program in the discipline "Dermatovenereology" for students of the faculty of foreign students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ" СТУДЕНТАМ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 378.147:[616.5+616.97]:378.661(470.56)

Николаева Т.В., д.м.н.

доцент

Пострелко М.Д., к.м.н.

доцент ВоронинаЛ.Г., д.м.н.

профессор Вознесенская Н.В. ассистент кафедра дерматовенерологии Оренбургский государственный медицинский университет

г. Оренбург

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ» СТУДЕНТАМ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

В статье представлен вариант реализации рабочей программы по дисциплине «Дерматовенерология» для студентов факультета иностранных студентов.

Ключевые слова: обучение, дерматовенерология, факультет иностранных студентов.

Nikolaeva T. V., MD docent

Postrelko M.D., Ph.D.

docent Voronina L.G., MD professor Voznesenskaya N.V.

assistant

department of dermatovenereology Orenburg State Medical University

Orenburg

FEATURES OF TEACHING THE DISCIPLINE «DERMATOVENEREOLOGY» TO STUDENTS OF THE FACULTY OF

FOREIGN STUDENTS

The article presents a variant of the implementation of the work program in the discipline "Dermatovenereology" for students of the faculty of foreign students.

Key words: training, dermatovenereology, faculty of foreign students.

Преподавание дисциплины «Дерматовенерология» на факультете иностранных студентов проводится на пятом курсе. Целью реализации дисциплины является формирование у студентов знаний по основам распознавания наиболее часто встречающихся кожных и венерических заболеваний и навыкам лечения и профилактики этих заболеваний. Профессиональная компетенция, направленная на определение у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний и нозологических форм является основной диагностической компетенцией. Формирование этой компетенции происходит в течение трех модулей: «Общая дерматология», «Инфекционные заболевания кожи» и «Венерические болезни».

В ОрГМУ высшее медицинской образование получают граждане Индии, Казахстана, Таджикистана и других государств, при этом студенты стран постсоветского пространства обучаются совместно с российскими студентами, при отсутствии между ними языкового барьера. Студенты из Индии обучаются в отдельных группах, с учетом необходимого для них периода адаптации к культуре и языку другой страны. Как правило, на момент изучения дерматовенерологии студенты иностранного факультета полностью адаптированы к учебной среде и владеют русским языком. Вместе с тем, в связи с особенностями изучения дерматовенерологии, а именно необходимостью за короткий срок овладеть большим объемом новых специальных знаний, сложной дерматологической терминологией и освоением специальных методов диагностики, возникают ряд трудностей, в том числе обусловленных языковым барьером. Это диктует необходимость владения преподавателями дисциплины разговорным и медицинским английским языком для полноценного общения студент -преподаватель. В связи с этим практические занятия по дерматовенерологии для студентов-иностранцев проводятся на английском языке. Это же касается и преподавания лекционного материала, который, несмотря на наглядность мультимедийной презентации, но излагаемый на русском языке, не будет достаточно полно восприниматься.

При разработке тематического плана лекций и практических занятий необходимо учитывать нозологическую структуру заболеваемости того региона, из которого прибыли студенты. Что касается подготовки студентов из Индии, то в структуре дерматологической заболеваемости Индии велик удельный вес дерматозов инфекционной природы, часть из которых лишь спорадически встречается на территории Российской Федерации. Особое значение придается изучению этиологии, клинических

проявлений, методов диагностики, лечения и профилактики грибковых заболеваний, лепры, имеющих относительно высокий удельный вес в структуре заболеваемости населения и высокую медико-социальную значимость соответственно. Дополнительно для всех разделов дисциплины при изучении нозологических форм кожных и венерических болезней имеет значение этнические особенности кожи, в частности, цвет неизмененной и патологически измененной кожи. Эти особенности учитываются при разработке обеспечения дисциплины наглядными пособиями, дерматологическими атласами, презентациями.

В качестве контрольно-оценочных средств широко используются ситуационные задачи и тесты. Ситуационные задачи содержат фотографию и соответствующее описание анамнеза, студентам традиционно предлагается поставить предварительный диагноз, наметить план обследования для подтверждения диагноза, назначить лечение и определить комплекс профилактических мероприятий. Навык решения тестов имеет особое значение с учетом прохождения аттестации специалистов в Индии. Предварительное знакомство с тематикой индийских тестов показала необходимость изучения раздела, посвященного заболеваниям внутренних органов, в частности, изучаются такие нозологические формы, как черный акантоз, амилоидоз кожи, кожные проявления дефицита витаминов, дерматологические признаки отравления химическими соединениями (интоксикация мышьяком), инфекционные эритемы. Другими разделами модуля «Общая дерматология. Неинфекционные болезни кожи» являются изучение аутоиммунной патологии, папуло-сквамозных дерматозов, опухолей кожи, генодерматозов и др.

Формой промежуточной аттестации является зачет по дисциплине «Дерматовенерология». Зачетный билет содержит два вопроса, касающихся общей дерматологии и незаразных кожных болезней, и венерических заболеваний. Практическая часть проверяется путем решения ситуационных задач и фотозадачи. При решении фотозадачи студентам предлагается описать локальный статуса, поставить предварительный диагноз и определить перечень заболеваний для дифференциальной диагностики с указанием диагностических приемов. Таким образом, учебный процесс и разработка учебно-методического комплекса дисциплины строится с учетом наличия языкового барьера, этнических особенностей кожи, нозологического профиля заболеваемости страны иностранных студентов и особенностей аттестации в стране проживания студентов-иностранцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.