Научная статья на тему 'Особенности преподавания дерматовенерологии будущим врачам- педиатрам'

Особенности преподавания дерматовенерологии будущим врачам- педиатрам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ / ПЕДИАТРИЯ / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / DERMATOVENEREOLOGY / PEDIATRICS / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торшина И. Е.

В статье представлен опыт работы кафедры по преподаванию учебной дисциплины «Дерматовенерология» обучающимся по специальности «Педиатрия». Показаны необходимость учёта особенностей кожного покрова и слизистых различных возрастных групп от периода новорожденности до совершеннолетия в аспекте преподавания учебной дисциплины «Дерматовенерология» будущим врачам педиатрам. Обоснованы преимущества и перспективы этапного подхода с учетом возрастной группы детей и подростков для оценки дерматологического статуса в плане диагностики и дифференциальной диагностики болезней в аспекте педиатрии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING DERMATOVENEREOLOGY IN THE ASPECT OF PEDIATRICS

The article presents the experience of the department in teaching the discipline "Dermatovenereology" for students in the specialty "Pediatrics". The necessity of taking into account the clinical features of the skin and mucous membranes of different age groups from the neonatal period to adulthood in the aspect of teaching the discipline "Dermatovenereology" to future pediatricians is presents. Justified by the benefits and prospects step approach, taking into account the age groups of children and adolescents to assess the status of dermatology in terms of diagnosis and differential diagnosis of diseases in the aspect of Pediatrics.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания дерматовенерологии будущим врачам- педиатрам»

опрошенные, получавшие ботулинотерапию, отмечают положительную динамику, в виде снижения боли, спастичности и двигательного дефицита.

Заключение. В результате исследования можно выявить закономерность, согласно которой пациенты с сохранными когнитивными функциями имели более высокий уровень по GMFCS и низкую степень утраты двигательных навыков, что отражается на уровне образования пациентов.

У подавляющего числа матерей в течение беременности и родов имело место сочетание нескольких неблагоприятных факторов, которые, усугубляя друг друга, влияли на развитие церебрального паралича у ребенка. Эти данные также подтверждаются данными нейровизуализации. Не вызывает сомнения необходимость улучшения прегравидарного состояния здоровья женщины, планирование беременности, уменьшение воздействия неблагоприятных анте- и интранатальных факторов [1].

Боль и спастичность, являющиеся главной причиной обращаемости таких пациентов к неврологу и в настоящее время успешно корригируется путем применения ботулинотерапии

[4]. Эти инъекции также помогают сохранить имеющиеся двигательные навыки, облегчить уход и улучшить качество жизни [2], [3]. Данная тенденция становится отчетливо прослеживаемой при переходе пациентов от врачей-педиатров во взрослую сеть

В системе помощи больным с ЦП существует ряд трудно решаемых вопросов, препятствующих социальной адаптации и интеграции таких больных в современное общество. Так как церебральный паралич влияет на качество жизни больного человека от детства и юношества до зрелости и старости, то медико-социальная и психолого-педагогическая помощь должны быть достаточным образом организованы на любом ее этапе

[5]. Видна необходимость обеспечения мультидисциплинарного подхода при ведении таких пациентов и реализация принципов преемственности и непрерывности

Литература

1. Никитина Е.В., Войтович Т.Н., Мамайко Д.М. Анализ факторов, определяющих развитиия ДЦП у ребёнка

2. Quality of life as assessed by adults with cerebral palsy. Authors: Alba Maestro-Gonzalez, M. Cruz Bilbao-Leon, David Zuazua-Rico, Jose M. Fernandez-Carreira, Ricardo F. Baldonedo-Cernuda, M. Pilar Mosteiro-Diaz

3. Quality of life as assessed by adults with cerebral palsy. KAREN W. KRIGGER, M.D., M.ED., University of Louisville School of Medicine, Louisville, Kentucky

4. Cerebral Palsy and Pain. Cerebral Palsy Guidance. https://www.cerebralpalsyguidance.com/cerebral-palsy/associated-disorders/pain/

5. Cerebral Palse in Adults. https://www.cerebralpalsyguide.com/community/cerebral-palsy-in-adults/

УДК 616.5+616.97- 053.2 (07.07)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ БУДУЩИМ ВРАЧАМ- ПЕДИАТРАМ Торшина И.Е.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

http://smolgmu.ru, kojbol@smolgmu.ru

Резюме. В статье представлен опыт работы кафедры по преподаванию учебной дисциплины «Дерматовенерология» обучающимся по специальности «Педиатрия». Показаны необходимость учёта особенностей кожного покрова и слизистых различных

возрастных групп от периода новорожденности до совершеннолетия в аспекте преподавания учебной дисциплины «Дерматовенерология» будущим врачам педиатрам. Обоснованы преимущества и перспективы этапного подхода с учетом возрастной группы детей и подростков для оценки дерматологического статуса в плане диагностики и дифференциальной диагностики болезней в аспекте педиатрии Ключевые слова: дерматовенерология, педиатрия, методы преподавания

FEATURES OF TEACHING DERMATOVENEREOLOGY IN THE ASPECT OF PEDIATRICS Torshina I.E.

Smolensk state medical university, Russia, 214030, Smolensk, Krupskaya St., 28 http://smolgmu.ru, kojbol@smolgmu.ru

Summary. The article presents the experience of the department in teaching the discipline "Dermatovenereology" for students in the specialty "Pediatrics". The necessity of taking into account the clinical features of the skin and mucous membranes of different age groups from the neonatal period to adulthood in the aspect of teaching the discipline "Dermatovenereology" to future pediatricians is presents. Justified by the benefits and prospects step approach, taking into account the age groups of children and adolescents to assess the status of dermatology in terms of diagnosis and differential diagnosis of diseases in the aspect of Pediatrics. Key words: dermatovenereology, pediatrics, teaching methods

Введение и актуальность. Преподавание дерматовенерологии будущим врачам педиатрам характеризуется существенными особенностями. Так, кожный покров, как и детский организм в целом от рождения до наступления времени совершеннолетия находится в процессе постоянного структурного и функционального развития. Каждому возрастному периоду детского организма характерны определенные особенности физиологии, гистологии, биохимии кожи, а также ее иммунологической реактивности и патологических процессов. В педиатрической практике также обнаруживаются и генодерматозы, имеющие характерные клинические черты, меняющиеся со временем взросления. На физиологию и патологию детской кожи определенный отпечаток накладывают наследственные и конституционные факторы [4, 5].

В связи с этим будущему врачу-педиатру необходимо знать клинические особенности развития ребенка в аспекте дерматологического статуса с учетом возрастных особенностей как физиологии, так и патологии кожи, её дериватов и слизистых оболочек. Таким образом, цельюпреподавания учебной дисциплины «Дерматовенерология» для будущих педиатров является обучение специфике развития множества кожных болезней, которые существенным образом отличаются от клинических проявлений у взрослых с учетом возраста ребенка, а также дерматологическим маркерам висцеральной патологии [2, 3, 4].

Результаты и обсуждение опыта обучения будущих педиатров учебной дисциплине «Дерматовенерология» на кафедре дерматовенерологии, косметологии и ДПО.

Программа по учебной дисциплине «Дерматовенерология» предусматривает обучение студентов педиатрического факультета в количестве 72 учебных часов, что составляет 3 зачетные единицы учебного времени. Обучение проводится в 9 семестре (5 курс) и включает 10 лекций (20 учебных часов) и 52 учебных часа практических занятий: из них 4 часа выделены на компьютерное тестирование, защиту истории болезни и «Дневника компетенций» и 4 часа - для проведения итогового зачета.

В процессе обучения широко используются современные компьютерные технологии как в лекционном курсе, так и на практических занятиях.

Курс лекций читается с использованием мультимедийных презентаций, также у каждого преподавателя имеется утвержденная авторская презентация для каждого практического занятия, которая включает, в том числе, иллюстративный материал. Это является особенно

важным, поскольку не всегда представляется возможным показать пациента с изучаемой патологией на практическом занятии из-за отсутствия тематического больного в дерматологическом отделении [3, 4].

Тематика лекций включает в себя информацию, которая необходима врачу педиатру с учетом возрастных особенностей течения актуальных дерматозов инфекционной и неинфекционной направленности: атопический дерматит, микозы, чесотка и педикулез, пиодермии, вирусные заболевания кожи и слизистых, а также коллагенозы. Лекционный материал включает информацию по инфекциям, передаваемым половым путем, в частности, по проблемам приобретенного и врожденного сифилиса, урогенитального хламидиоза, микоплазменной и уреаплазменной инфекциям. Кроме того, в лекционный курс включены хронические кожные болезни, отрицательно влияющие на повседневное качество жизни больных, а также вопросы частной детской дерматологии (болезни кожи новорожденных и генодерматозы - например, ихтиоз и буллезный эпидермолиз).

Для самостоятельной подготовки студентов коллективом кафедры разработаны учебно-методические пособия по актуальным проблемам современной дерматовенерологии, в том числе, и с учетом возрастных особенностей: «Розовый лишай», «Чесотка», «Пиодермии», «Себорея и малассезиозы» и др [3].

Для формирования клинического мышления на практических занятиях активно используются интерактивные формы обучения с применением ролевых игр, разборы клинических ситуаций и дискуссии по решению ситуационных задач, опубликованных в учебно-методических пособиях коллектива кафедры («Сборник ситуационных задач по инфекционной дерматологии и ИППП», «Сборник клинических задач по неинфекционной дерматологии») [3].

На кафедре разработана схема представления студентами истории болезни, которую обучающиеся традиционно представляют к защите. Коллективом кафедры утвержден к использованию в учебном процессе «Дневник компетенций», включающий необходимый перечень практических навыков и компетенций, которые должен освоить студент в процессе обучения учебной дисциплине «Дерматовенерология». «Дневник компетенций» также представляется к защите.

В процессе практических занятий внимание студентов акцентируется на возрастных особенностях изучаемой на занятии дерматологической патологии, вопросах ухода за детской кожей, деонтологических принципах работы с больным ребенком и родителями. Для визуализации преподавателями кафедры активно используются мультимедийные атласы и атласы на бумажном носителе, имеющиеся в арсенале библиотеки кафедры. Студенты имеют возможность пользоваться информацией, представленной в периодических изданиях -журналах по актуальным проблемам дерматовенерологии и косметологии, - которые по заявке кафедры приобретаются и находятся в отделе периодических изданий научной библиотеки СГМУ.

Практические навыки студенты могут получить у постели больного во время ежедневных врачебных обходов в профильном отделении и еженедельном консультативном обходе заведующей кафедрой. Во время обходов студенты обучаются не только профессиональным, но и общекультурным компетенциям, включая этические и деонтологические навыки будущей профессии врача. Опыт обмена мнениями, разбор ошибок диагностики между разными поколениями дерматовенерологов (заведующий кафедрой, заведующий отделением, лечащий врач, врач-ординатор, врач-аспирант) являются важными составляющими образовательного процесса в совершенствовании практических навыков и умений будущих врачей, обучающихся по специальности «Педиатрия» [1, 2, 5]. В ходе обучения учебной дисциплине «Дерматовенерология» проводится входящий (на каждом занятии для оценки подготовки и уровня базовых знаний), текущий (после прохождения определенной тематики курса) и компьютерный контроль знаний студентов перед проведением итогового зачета.

Итоговый зачет организуется для студентов, не имеющих академической задолженности по практическим занятиям и лекционному курсу, который включает оценки за историю болезни и «Дневник компетенций», а также общую оценку теоретической подготовки обучающегося. Кафедрой разработаны вопросы к зачету со свободным доступом к ним с использованием страницы кафедры сайта СГМУ. Ежегодно в перечень вопросов к зачету вносятся изменения, диктуемые актуальностью дерматологической патологии и инфекций, передаваемых половым путем с учетом новых современных данных по их диагностике и терапии. Билет включает: клиническую задачу, практический навык, рецепт и три вопроса по общей, частной дерматологии и инфекциям, передаваемым половым путем. Таким образом, складывается итоговый балл по учебной дисциплине «Дерматовенерология». Анализ 10-летней успеваемости показал, что средний балл находится на стабильном уровне в пределах 3,9-4,3 в разные годы. Количество не аттестованных студентов по учебной дисциплине «Дерматовенерология» находится на стабильно минимальном уровне, не превышая 5-8 человек на курсе, что обычно совпадает с данными по другим учебным дисциплинам. Обращает на себя внимание факт уменьшения частоты повторных пересдач после изменения учебных программ в рамках ФГОС 3, когда был отменен обязательный экзамен. В тот переходный период (2013-2015 гг) отмечался наивысший уровень повторных пересдач у студентов педиатрического факультета - 35-40 человек из 120 обучающихся на курсе. В последние 3 года количество пересдач не превышает 11-13 человек при практически одинаковом числе студентов на курсах.

Студенты педиатрического факультета имеют возможность участия в работе студенческого научного кружка кафедры, где они могут углубленно изучить редкие, нетипичные, сложные для диагностики клинические случаи с разбором больных, а также под руководством преподавателя выполнить научную практическую и/или реферативную работу. Заключение. Таким образом, в изменяющейся системе образования врача, применение этапного подхода в обучении с учетом специфики будущей специальности «Педиатрия»: знания основ физиологии, гистологии, патологии, иммунологии кожного покрова, его дериватов, слизистых оболочек применительно к дерматовенерологии в возрастном аспекте, позволяют врачу применить в будущем полученные во время обучения учебной дисциплины «Дерматовенерология» профессиональные знания и компетенции.

Оформление истории болезни, «Дневника компетенций», решение ситуационных задач возрастающей сложности, самостоятельная работа с учебно-методическими пособиями и современным ежегодно обновляемым лекционным материалом, обсуждение клинических случаев во время врачебных обходов заведующего отделением и заведующего кафедрой особенно важно для формирования практического опыта будущего педиатра. В целом, знания учебной дисциплины «Дерматовенерология» позволяют педиатру решать в будущем целый ряд профессиональных проблем, начиная от диагностики и дифференциальной любой патологии (на основании оценки дерматологического статуса) до вопросов терапии и профилактики, в том числе, актуальных инфекционных заболеваний кожи и урогенитального тракта. Литература

1. Адаскевич В.П. Новые методы практикоориентированного преподавания дерматологии на базе дерматологической клиники. //Вестник ВГМУ 2019; 18 (1): 85-90.

2. Воронина Л. Г., Поршина О. В., Жеребятьева О. О. Новые подходы к преподаванию дерматовенерологии. // Актуальные вопросы учебно-методического обеспечения ООП в процессереализации компетентностного подхода в медицинском образовании: уч.-мет. конф. Оренбург; Изд-во ОрГМА2012: 37-39.

3. Торшина И.Е. Опыт обучения практическим навыкам в процессе изучения дерматовенерологии //Смол. мед. альманах СГМУ 2018; 3: 235-237.

4. ХворикД.Ф. КонкинД.Е. Методика преподавания дерматовенерологии на педиатрическом факультете //Журнал Гродненского государственного медицинского университета 2005; 3: 264

5. Чашина Ж. В., Картанова А. Д. Технологии процесса обучения. //Интеграция образования 2016; 20 (82): 97-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.