Научная статья на тему 'Современные подходы к преподаванию дерматовенерологии'

Современные подходы к преподаванию дерматовенерологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / CASE STUDIES / ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронина Людмила Григорьевна, Николаева Татьяна Владимировна, Кузнецова Евгения Константиновна, Пострелко Марина Дмитриевна, Андреев Сергей Викторович

В статье рассматриваются подходы к преподаванию дисциплины «Дерматовенерология», применяемые на кафедре дерматовенерологии ГБОУ ВПО ОрГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронина Людмила Григорьевна, Николаева Татьяна Владимировна, Кузнецова Евгения Константиновна, Пострелко Марина Дмитриевна, Андреев Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к преподаванию дерматовенерологии»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Современные подходы к преподаванию дерматовенерологии Воронина Л. Г.1, Николаева Т. В.2, Кузнецова Е. К.3, Пострелко М. Д.4, Андреев С. В.5, Плакатина Н. В.6

'Воронина Людмила Григорьевна / Voronina Ljudmila Grigor'evna — доктор медицинских наук, профессор,

заведующая кафедрой;

2Николаева Татьяна Владимировна /Nikolaeva Tatjana Vladimirovna — кандидат медицинских наук, доцент;

3Кузнецова Евгения Константиновна /Kuznetsova Evgeniya Konstantinovna - кандидат медицинских наук,

ассистент;

4Пострелко Марина Дмитриевна / Postrelko Marina Dmitrievna - кандидат медицинских наук, ассистент;

5Андреев Сергей Викторович /Andreev Sergej Viktorovich - ассистент;

6Плакатина Наталия Викторовна /Plakatina Natalija Viktorovna - ассистент, кафедра дерматовенерологии, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации,

г. Оренбург

Аннотация: в статье рассматриваются подходы к преподаванию дисциплины «Дерматовенерология», применяемые на кафедре дерматовенерологии ГБОУ ВПО ОрГМУ. Ключевые слова: обучение, case studies, подходы.

Болезни кожи и подкожной жировой клетчатки чрезвычайно многообразны по клиническим проявлениям. За последнее десятилетие резко возросла заболеваемость ими как среди взрослого, так и среди детского населения. С кожными и венерическими заболеваниями приходится сталкиваться врачам всех клинических специальностей. Необходимо учитывать, что кожные проявления нередко служат отражением изменений важнейших органов и систем патологии внутренних органов, центральной нервной, эндокринной систем, нарушений адаптационных механизмов организма. Дерматологию и венерологию давно уже не считают сугубо узкими специальностями. Напротив, знание основ этих дисциплин стало необходимым в повседневной деятельности врача-клинициста любого профиля, и изложение их должно считаться одним из обязательных этапов подготовки врача любой специальности.

Подход к преподаванию дерматовенерологии имеет свои характерные особенности на каждом клиническом факультете - лечебном, педиатрическом, стоматологическом, медико-профилактическом. Так, специфика преподавания на педиатрическом факультете обусловлена особенностями течения детской патологии, проявлениями кожных болезней и инфекций, передаваемых половым путём, у детей. Специфика дерматовенерологии на стоматологическом факультете предусматривает непосредственную ориентацию, манипуляции и особенности диспансеризации больных с поражением слизистых оболочек рта и красной каймы губ, которые очень часто являются проявлениями многих заболеваний и сифилиса [1, с. 37]. Особенность преподавания на медико-профилактическом факультете должна отражать эпидемиологический, клинико-лабораторный и профилактический подход к данной дисциплине. Однако программа по дерматовенерологии для всех медицинских факультетов включает много общих вопросов, что служит основанием для единого методического подхода в преподавании. При этом авторские учебные пособия составлены таким образом, что студент любого факультета без особого труда может найти и изучить нужный ему по программе раздел, получив ответ на все экзаменационные вопросы. Впервые при составлении новых учебных программ большое место уделено новому разделу - заболеваниям, передаваемым половым путём; приоритетная роль отведена достижениям современной лабораторной бактериологической, серологической и молекулярно-генетической диагностики, клинической детекции наиболее распространённых дерматозов, новым медикаментозным средствам и терапевтическим методикам. Повышение требований к качеству оказания медицинской помощи населению, высокие требования к уровню профессиональной подготовки врачей предусматривают разработку новых научно-обоснованных форм и методов подготовки и контроля знаний на этапе последипломного обучения. В ГБОУ ВПО ОрГМУ формируется единая образовательная технология, модульный принцип обучения становится основой формирования учебных планов [3, с. 292].

Приоритет при изучении конкретной темы на нашей кафедре отдаётся клиническому разбору пациентов. Если в отделении в данный момент отсутствуют пациенты с конкретной патологией, знание которой требуется по программе, или отсутствуют редкие больные, то удобно обращаться к

«case studies». Клиницисты всех профилей знают, что многие болезни, предусмотренные учебной программой, встречаются не всегда и показать студентам реальных больных порою невозможно. В этих случаях мы используем выкопировки из историй болезни конкретных больных, которые будут пополнять кафедральную базу данных «case studies» [2, c. 69]. К каждой истории болезни разрабатываются задания или вопросы. Например, оцените по имеющимся данным, на какой стадии патогенеза находится больной в такой-то день пребывания в стационаре. Введение в ситуацию предваряет клинический разбор. Компенсирует отсутствие больного использование также ситуационных задач и учебой игры на эту тему. Можно применять метод «case studies» при организации самостоятельной работы студентов на клинической кафедре с последующим обсуждением на практическом занятии особенностей разбора данной клинической ситуации разными студентами. На нашей кафедре предусмотрено рабочей программой написание студентами в течение цикла учебной истории болезни по курируемому пациенту. Студенты не просто сдают написанные истории болезни, а осуществляют доклад на занятии, обосновывая и защищая выставленные клинические диагнозы, назначенное обследование и схемы лечения. Погружают учащегося в реальную обстановку врачебной деятельности деловые и ролевые игры. Главной целью и смыслом клинических учебных игр является моделирование умственной профессиональной врачебной деятельности. Перед игровым коллективом - учебной группой, независимо от количества участников, поставлена общая цель - оптимальная диагностическая и лечебная работа с моделью больного. Обучающийся назначается на роль врача в игре по принципу «врач-больной». В игре по принципу «консилиум» и других более сложных разделов участники игр назначаются на роли разных врачей-специалистов (педиатра, терапевта, хирурга, акушера-гинеколога и т.д.). Цель и смысл учебной игры в медицине -сформировать у каждого играющего профессиональное умение и навык работы с больным в своей профессиональной основной роли - лечащего врача. Игра ролей - важный метод обучения, позволяет студенту более адекватно реагировать на незнакомые и сложные ситуации, ведь эти ситуации можно прорепетировать. Возможна ситуация, когда необходимо получить от группы в короткое время большое количество вариантов ответов разрешения определенной клинической ситуации. И это может служить целью проведения «мозгового штурма (атаки)». В ходе проведения могут быть предложены идеи, способные решить проблему, создана структура обмена взглядами на общий опыт и высказаны пожелания студентов. «Мозговой штурм» может продемонстрировать полученные знания студентов [4, с. 97]. Таким образом, интерактивные методы обучения на клинической кафедре являются неотъемлемой частью компетентностного подхода в организации обучения в вузе в условиях переориентирования системы образования.

Такой подход позволяет активизировать деятельность обучающихся и разнообразить варианты самостоятельной познавательной деятельности, формирует опыт самообразования и связанные с ним навыки самоорганизации и самоконтроля деятельности, обеспечивает надёжность контроля и управления качеством обучения за счёт многосторонней процедуры оценки его результатов, усиливает обучающую, развивающую, коммуникативную, ценностно-мотивационную и другие функции контроля достижений.

Литература

1. Воронина Л. Г., Поршина О. В., Жеребятьева О. О. Новые подходы к преподаванию дерматовенерологии. // Актуальные вопросы учебно-методического обеспечения ООП в процессе реализации компетентностного подхода в медицинском образовании: уч.-мет. Конф. (Оренбург, 2012 г.): Изд-во ОрГМА, 2012. С. 37-39.

2. Есина О. В. Прогрессивная педагогика и образовательные технологии формирование общих и профессиональных компетенций через реализацию case-studies. // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: межд. конф. (Тамбов, 28 февраля 2014 г. ). Тамбов: Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. C. 69-70.

3. Тлиш М. М, Кузнецова Т. Г., Поповская Е. Б., Наатыж Ж. Ю., Осмоловская П. С., Сорокина Н. С. Личностно-ориентированный подход к обучению студентов на кафедре дерматовенерологии. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. № 4-1. С. 292-294.

4. Чашина Ж. В., Картанова А. Д. Технологии процесса обучения. // Интеграция образования, 2016. Т. 20. № 1 (82). С. 97-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.