Научная статья на тему 'Модульная и дистанционная формы обучения курсантов - как новый подход в организации непрерывного профессионального обучения врачей по дерматовенерологии'

Модульная и дистанционная формы обучения курсантов - как новый подход в организации непрерывного профессионального обучения врачей по дерматовенерологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аскарова Г. К.

В новой редакции рабочих учебных программ, составленных по модульной и дистанционной формам обучения, нашли отражение современные достижения дерматовенерологии, использованы новейшие классификации, предусмотрено изучение новых методов лечения, профилактики, вопросы организации и проведения дальнейшего наблюдения за больными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аскарова Г. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new version of operating training programs compiled on the a modular and distance forms of learning, refl ects modern advances of dermatovenerology, used the latest classifi cation, include the study of new treatment methods, prevention, questions of organization and conduct follow-up of patients.

Текст научной работы на тему «Модульная и дистанционная формы обучения курсантов - как новый подход в организации непрерывного профессионального обучения врачей по дерматовенерологии»

Модульная и дистанционная формы обучения курсантов -как новый подход в организации непрерывного профессионального обучения врачей по дерматовенерологии

Аскарова Г.К.

Алматинский государственный институт усовершенствования врачей

Реализация основных направлений охраны здоровья населения в государственной программе развития здравоохранения «Саламатты Казахстан», предусматривает непрерывное повышение квалификации и переподготовки работников практического здравоохранения. Для этого необходимо оперативно и качественно внедрять в практику достижения современной медицинской науки, стандарты лечения пациентов с учетом основных принципов доказательной медицины.

В связи с этим не вызывает сомнения целесообразность реформирования системы непрерывного профессионального обучения. Это обусловлено, в первую очередь, ускоряющимся процессом обновления знаний. Поэтому последипломное профессиональное обучение должно представлять собой непрерывное профессиональное развитие, с преимущественным самостоятельным обучением врача-специалиста. Все это требует совершенствование программы непрерывного профессионального обучения специалистов.

В этом плане основными задачами преподавателей высшей школы являются: совершенствование педагогического мастерства в вопросах подготовки и переподготовки врачей практического здравоохранения, в овладении ими прочных знаний по всем изучаемым дисциплинам и по специальным.

Целью непрерывного профессионального обучения врачей дерматовенерологов является: повышение профессионального уровня, приобретение новых теоретических знаний, в том числе и по вопросам организации дерматовенерологической помощи.

Все это требует обучение и знание специалистами основных клинико-диагностических критерий болезней кожи и инфекций, передающихся половым путем, умение широко использовать современные методы дифференциальной диагностики, лечения и профилактики болезней. Кроме того, обязательным элементом в обучении является усвоение курсантами современных стандартов лечения дерматовенерологических больных, основанных на принципах доказательной медицины, конкретных вопросов врачебно-трудовой экспертизы и реабилитации.

В рамках избранных направлений большое значение будут иметь также конференции, семинары, мастер-классы по актуальным вопросам дерматовенерологии, с приглашением ведущих специалистов ближнего и дальнего зарубежья. Новой формой повышения квалификации врачей станет также дистанционное обучение.

Для решения всех этих задач в настоящее время на кафедре дерматовенерологии и дерматокосметологии большое внимание сосредоточено на оптимизации учебно-методической работы, повышении знаний у слушателей, рациональном использовании учебного времени.

С этой целью коллектив кафедры дерматовенерологии и дерматокосметологии при участии учебно-методического отдела разработал новые рабочие программы непрерывного профессионального обучения врачей по дерматове-

Жаца басылымдагы модульЫк жэне дистанционды оцыту mypi бойынша оцыту жумыстарыныц багдарламасы дерматовенерологиядагы ауруларды жацаша классифика-циялау, жаца эдктермен емдеу жэне алдын алу, науцастарды емнен кетн де эрi царай бацылау жумыстарын уйымдастыру сурацтары бойынша заманауи жетiстiктердi цамтыган.

В новой редакции рабочих учебных программ, составленных по модульной и дистанционной формам обучения, нашли отражение современные достижения дерматовенерологии, использованы новейшие классификации, предусмотрено изучение новых методов лечения, профилактики, вопросы организации и проведения дальнейшего наблюдения за больными.

The new version of operating training programs compiled on the a modular and distance forms of learning, reflects modern advances of dermatovenerology, used the latest classification, include the study of new treatment methods, prevention, questions of organization and conduct follow-up of patients.

нерологии и дерматокосметологии: учебные программы по повышению квалификации специалистов и по переподготовки специалистов. Разработана тематика новых лекций и практических занятий в связи с изменением рабочих программ, с учетом времени, отведенного на прохождение дисциплины и приоритетных задач специальности на сегодняшний день.

Новые рабочие программы по дерматовенерологии и дерматокосметологии предназначаются для всех видов профессионального обучения: переподготовки и повышения квалификации специалистов. Они охватывают весь объем теоретических и практических навыков, необходимых специалисту-дерматовенерологу для успешного проведения самостоятельной лечебной и профилактической работы. В программах приводятся учебные планы циклов непрерывного профессионального образования.

Целью повышения квалификации специалистов-дерматовенерологов является глубокое усвоение слушателями современных данных по конкретному разделу или отдельному вопросу раздела специальности дерматовенерологии в соответствии с характером практической деятельности и занимаемой должностью. Кроме того, врач дерматовенеролог может самостоятельно работать с литературой в пределах программы по дерматовенерологии, а в последующем повышать свою квалификацию на симпозиумах, семинарах, мастер-классах.

За счет исключения ряда общих вопросов дерматовенерологии сокращена длительность цикла повышения квалификации врача дерматовенеролога. Курсы повышения квалификации специалистов представлены в виде месячных (234 ч.), 3-х недельных (108 ч.) и недельных (54 ч.) - модульных циклов. Модуль - законченная самостоятельная часть программы, которая может быть использована при формировании отдельного вида тематической подготовки специалиста.

Рабочая программа повышения квалификации предусматривает изучение ключевых вопросов профессиональной деятельности врача дерматовенеролога с применением современных методов обучения и индивидуального подхода. Используются лекции, практические занятия, семинары (теоретические, по обмену опытом, разбору больных). Учебными базами являются: клиника Научно-исследовательского кожно-венерологического института и отделения городского кожно-венерологического диспансера.

Каждый модуль программы имеет соответственно содержанию свои цели и задачи, перечень литературы, которая должна использоваться при подготовке к занятиям. Предлагаемые нашей кафедрой рабочие программы состоят из нескольких модулей, включающих такие важные разделы дерматовенерологии, как: вирусные, хламидийные и микоплазменные заболевания урогенитального тракта; диагностика и современные методы терапии больных с хламидийной инфекцией; урогенитальные инфекции у женщин; современные подходы к диагностике и терапии тяжелых дерматозов; псориатическая болезнь, методы диагностики и лечения; хроническая язвенная пиодермия: дифференциальная диагностика и рациональные методы терапии; особенности клинического течения инфекций, передающихся половым путем на современном этапе, методы лабораторной диагностики и лечения; скрытый сифилис: серорезистентность, ложноположительные результаты и замедленная негативация серологических реакций; негонорейные (неспецифические) заболевания мочеполового тракта: трихомониаз, бактериальный вагиноз, папилломо-вирусные и смешанные инфекции урогениталь-ной области; диагностика и лечение заболеваний кожи на основе принципов доказательной медицины; современные антимикотические препараты в лечении дерматомико-зов, кандидоза кожи и слизистых; принципы назначения гормональных и цитостатических препаратов в лечения пузырных дерматозов; неотложные состояния при воспалительных дерматозах: эритродермии, острый генерализованный пустулезный псориаз, гангренозная пиодермия, острая токсикодермия, крапивница, молниеносная акне; клинико-диагностические симптомы заболеваний кожи у детей и методы современной терапии; аллергические заболевания кожи в детском возрасте: современные подходы к наружной терапии; дерматозы у новорожденных и у детей раннего детского возраста: клиника, диагностика и лечение; аллергодерматозы: клиника, диагностика и лечение; атопический дерматит, почесуха, крапивница, кожный зуд: новые подходы к лечению; экзема: клиника, дифференциальная диагностика и терапия; кожные проявлений заболеваний внутренних органов: паранеопластиче-ские процессы, кожные проявления эндокринных заболеваний, желудочно-кишечного тракта, почек, СПИДа; и ряд тем по дерматокосметологии с практическим освоением методик по мезотерапии, химическим пилингам, криотерапии, бо-тулотоксинотерапии и др. Многие модули предполагают привлечение к обучению врачей смежных специальностей - врачей акушер-гинекологов, урологов, врачей общей практики, эндокринологов, педиатров, аллергологов и др.

В новой редакции рабочих учебных программ, построенных по модульной и дистанционной формам обучения, нашли отражение современные достижения дерматовенерологии, использованы новейшие классификации, предусмотрено изучение новых методов лечения, профилактики, вопросы организации и проведения дальнейшего наблюдения за больными.

Целью циклов переподготовки специалистов по дерматовенерологии является приобретение глубоких знаний по теоретическим вопросам дерматовенерологии и практических навыков по диагностике, лечению кожных и

венерических заболеваний в соответствии с достижениями современной дерматовенерологии.

На циклы переподготовки принимаются врачи из других специальностей - терапевты, хирурги, педиатры. В программе перечислены требования в отношении знаний и умений после окончания обучения. Эти требования можно использовать при контроле знаний и профессиональных умений врача.

Для выполнения всей программы повышения квалификации и переподготоки врача дерматовенеролога кафедра должна иметь квалифицированных преподавателей, способных обеспечить преподавание всех курсов и разделов программы или иметь возможность привлекать других преподавателей на условиях почасовой оплаты, что будет предусмотрено в нашей дальнейшей работе (привлечение опытных специалистов клиники).

Немаловажную роль в оптимизации учебного процесса при изучении дерматовенерологии играет наглядность преподавания. Кафедра совершенствует классический метод: демонстрацию и разбор больных во время лекции, на практических занятиях, при регулярных обходах профессора с участием слушателей-курсантов. Мы стараемся развивать инициативу курсантов, предоставляем возможность самостоятельно овладевать практическими навыками, регламентация которых имеется для каждого практического занятия.

С целью лучшего овладения курсантами практических навыков клинического обследования, на нашей кафедре разрабатываются и внедряются в педагогический процесс методы обучения, которые побуждают каждого слушателя к максимальной активности на практических занятиях. Мы стараемся на цикле переподготовки заменить традиционный метод контроля методом включения обучающихся в конкретные виды профессиональной деятельности, путем индивидуальной курации больных по системе: 1 курсант — 1 больной.

При проведении индивидуальной курации от курсантов в обязательном порядке требуется использование схемы обследования дерматовенерологического больного, с обязательным освещением для венерологических больных сексуального анамнеза и локального статуса. На каждом практическом занятии исходный уровень знаний определяется по характеру поведения курсанта у постели больного, объему собранного анамнеза, проведенному осмотру, продолжительности и полноте заполнения первичной документации — амбулаторной карты или истории болезни. Проведенное таким образом занятие позволяет условно выделить 3 группы слушателей: с высоким, средним и низким уровнем предварительной подготовки. Одним слушателям задания увеличиваются, для других проводятся индивидуальные консультации.

В течение цикла по переподготовке одновременно с изучением основ специальности курсанты должны в полной мере обладать необходимыми общетерапевтическими навыками. Кроме того, на практических занятиях используются контрольно-обучающие методы с приглашением пациентов в учебную комнату по установкам «амбулаторный прием» и «клинический разбор больного». Это форма обучения является целесообразной для слушателей со средним и низким уровнями предварительной подготовки.

В начале практического занятия каждый курсант получает для курации больного с неизвестным ему диагнозом (независимо от темы практического занятия). В число обследуемых больных обязательно входит 2—3 тематических. Время, отведенное для курации, составляет 30—40 мин, а по мере овладения практическими навыками сокращается до 20—25 мин. В течение этого времени курсанту необходимо провести полное клиническое обследование больного (установить жалобы, собрать анамнез, в том числе и по-

ловой для венерологических больных, осмотреть кожу и слизистые оболочки, произвести некоторые специальные дерматологические пробы). Затем курсант должен кратко заполнить амбулаторную карту, указав данные обследования. При анализе и оценке амбулаторной карты удается объективно установить степень подготовленности курсанта к занятию.

Для стимуляции активности всей группы используется метод клинического разбора. При этом курсанты - кураторы тематических больных - дают информацию о больном для всей группы. После знакомства с больным всех курсантов обосновывается диагноз, назначаются методы дополнительного обследования, и определяется оптимальное лечение. Сообразуясь с принципами медицинской деонтологии, подобные разборы проходят как у постели больного, так и в учебной комнате. После разбора тематических больных подобным же образом разбирают других больных в зависимости от оставшегося времени. Особое внимание в таком случае уделяют дифференциальной диагностике с заболеваниями предыдущих больных. При разборе больных обращают внимание на имеющуюся у них патологию внутренних органов, нервной системы, системы иммунитета. При таких разборах в дискуссию вовлекаются все курсанты группы.

К концу занятия курсанты представляют ассистенту написанные в процессе курации амбулаторные карты. Анализ ошибок и разбор карт проводятся в присутствии слушателей на текущем или следующем практическом занятии. Как правило, качество амбулаторных карт, будучи невысокое на первых занятиях, постепенно улучшается. К окончанию курса практически все курсанты успешно справляются с этой задачей и умеют четко изложить свои мысли в медицинской документации. Подобная методика проведения практических занятий по принципу профессиональной деятельности является основной, однако, не единственной.

Следует разделить процесс постановки диагноза на этапы. Первый этап — непосредственное наблюдение у постели больного. Второй этап — этап абстрактного мышления — описание увиденных изменений кожи устно или письменно. Этому способствует составление истории болезни по данным дерматологического атласа, что формирует навыки увязывания жалоб больного, данных анамнеза и клинических проявлений с диагнозом. Тренируется мышление и экспертной оценкой архивных историй болезни, по которым устно воссоздается клиническая картина болезни и оценивается правильность лечения больного. Третий этап — курация или амбулаторный прием. На этом этапе проводится работа с больными, длительно лежащими в клинике и осмотренными курсантами на предшествующих практических занятиях. Повторный разбор позволяет наблюдать динамику заболевания, оценить эффективность лечения, наметить дальнейшую тактику ведения больного.

Степень усвоения полученной информации контролируется на клинических разборах, проводимых преподавателем группы.

Улучшению наглядности преподавания служит также повышение материально-технической оснащенности лекций и практических занятий. Кроме муляжей, широко используются слайды, фотографии, схемы, таблицы, наборы гистологических препаратов и лекарственных средств. К примеру, лекция по тяжелым дерматозам - лепре, новообразованиям кожи и алопеции иллюстрируется уникальными слайдами, с последними данными по распространенности, клиническим особенностям. В планах кафедры дальнейшее совершенствование и пополнение учебного фонда оригинальными слайдами, фотографиями, таблицами, схемами, стендами новых лекарственных препаратов.

Для дальнейшего усовершенствования работы по повышению квалификации и переподготовки специалистов,

а также по улучшению практической подготовки курсантов врачей дерматовенерологов, так и врачей общей практики на кафедре предусматривается: пересмотреть перечень практических навыков по циклу дерматовенерологии, увеличить количество практических занятий на поликлиническом приеме. Мы хотим обратить внимание на важность приобретения знаний по диагностике и оказанию экстренной помощи, больным аллергическими дерматозами и токсикодермиями не только врачами-дерматологами, но и врачами скорой помощи, педиатрами, терапевтами, хирургами, акушерами-гинекологами и др.

В связи с оптимизацией кожно-венерологических диспансеров в недалеком будущем, врачи общей практики должны будут уметь диагностировать проявления заразного кожного или венерологического заболевания. Поэтому, при проведении практических занятий, мы уделяем большое внимание курсантов вопросам клиники и дифференциальной диагностики дерматозов, правильной постановке и обоснованию диагноза и оказанию первой необходимой лечебной помощи дерматологическим больным.

В настоящее время на практических занятиях в условиях кожно-венерологического диспансера курсанты по переподготовке имеют возможность ознакомиться с первичными больными, приобрести опыт по заполнению истории болезни и выписке рецептов, освоить тактику эпидемиологических мероприятий при выявлении заразного кожного или венерического больного. Контроль над приобретением курсантами практических навыков осуществляется преподавателем группы во время клинических обходов, при разборе больных на занятиях.

Список литературы, сопровождающий каждый курс программы, а также библиографический список в конце программы позволяют врачу-специалисту ориентироваться на источники литературы, которые могут изучаться во время обучения на цикле, а также при самостоятельном повышении квалификации, и при подготовке к прохождению аттестации, определяющей уровень квалификации врача по данной специальности.

Несомненно, для всех видов непрерывного профессионального обучения врачей (кроме семинаров, симпозиумов и мастер-классов), обязательна проверка базовых знаний и навыков до начала обучения. В процессе обучения контроль уровня знаний проводится в виде семинарских занятий, собеседовании, а по окончании обучения на циклах подготовки и переподготовки специалистов устраивается заключительный экзамен. Успешно закончившим курсы подготовки и переподготовки выдаются удостоверения установленного образца.

Результатом повышения квалификации и переподготовки является получение врачом квалификационной врачебной категории или сертификата на занятие врачебной деятельностью, которая будет включать - накопительную систему зачетных единиц, учитывающая практически все виды работы и обучения врача. Теоретическая часть системы включает выполнение научных работ в виде публикации статей в печати, участие в работе съездов, конференций и др. Совершенствование же практических навыков проводится в процессе самостоятельной работы врача или же обучения на курсах повышения квалификации или же на циклах переподготовки специалистов.

В этом плане нами приветствуется внедрение в нашем вузе новых технологий в обучение цикла «Переподготовка», а именно - дистанционной формы обучения. В настоящее время не вызывает сомнения, что Казахстан, с его огромной территорией, неравномерной плотностью населения и распределением квалифицированных медицинских кадров (в том числе и врачей - дерматовенерологов), крайне нуждается в такой технологии, и требует включения, в том числе и в дерматовенерологическую структуру, новых теле-

медицинских технологий.

Нами в программу для дистанционного обучения будут введены темы заболеваний редко встречающиеся, но тяжело протекающих дерматозов, с обширным показом слайд-шоу, таких заболеваний, как: лепра, лейшманиоз, туберкулез кожи, и в последнее время, часто встречающиеся и тяжело протекающие заболевания кожи, как - новообразования кожи, различные виды алопеции.

В целом, внедрение телемедицинских технологий, в том числе и виде телемедиоконсультаций, по-нашему мнению, будут способствовать в целом развитию всей дерматове-

нерологической службы, кадрового потенциала, приближению непрерывного профессионального образования к специалистам, выходу на современный уровень развития и интеграции практического здравоохранения и высшей школы непрерывного профессионального образования специалистов.

В заключение хотелось бы отметить, что усовершенствование всех мероприятий по учебно-методической работе позволит нам повысить уровень преподавания, что, в конечном счете, будет способствовать подготовке квалифицированных специалистов.

Правила оформления рукописей для журнала «Вестник АГИУВ»

• Формат рукописи - А4.

• Текст должен быть написан в программе Word с использованием шрифта Times New Roman, кеглем 14, с пробелами полуторными.

• Статья подается на Сй-диске со вкладышем, на котором обозначается имя автора и название статьи.

• Объем рукописи: научная статья - до 5 стр, случай из практики - 3-4 стр.; обзор, лекция - не более 8 стр.

• Список литературы - минимально необходимый.

• Рукопись визируется руководителем учреждения (кафедры), научным руководителем, скрепляется печатью.

• К рукописи прилагается резюме на казахском, русском, английском языках, ключевые слова, УДК.

• В конце рукописи - сведения об авторах: степень, должность, количество имеющихся публикаций.

• Адрес, телефоны (можно и мобильный), электронная почта.

• Рукопись подписывается лично автором как свидетельство полной аутентичности данных материала, ответственности автора за содержание рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.