Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДУХОВНОГО ОПЫТА ПОКОЛЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДУХОВНОГО ОПЫТА ПОКОЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
200
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / ДУХОВНЫЙ ОПЫТ ПОКОЛЕНИЙ / СМЕНА ПАРАДИГМ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Ольга Викторовна

В настоящей статье предпринята попытка научного анализа и критического осмысления особенностей преемственности духовного опыта поколений. Смена их - объективный непрерывный процесс, обусловленный физиологическими особенностями человека как биологического вида, с необходимостью сопровождающийся передачей накопленного опыта в виде информации, традиций и культуры от старых членов общества к молодым, без которых оно не сможет воспроизводиться и существовать. В исследовании использована методология социально-философского анализа, на основе которой фиксируется взаимосвязь гносеологического и аксиологического принципов познания социальной реальности. Большинство исследователей считает, что в последние десятилетия в обществе происходит социальная трансформация, то есть глубоким изменениям подвергаются не только отдельные сферы жизни, но и вся общественная система в целом. В этой связи актуализируется потребность в рассмотрении механизмов процесса передачи духовного и ценностно-значимого опыта между поколениями, который всегда происходит в конкретных исторических условиях и имеет свои особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE INTERGENERATIONAL CONTINUITY OF SPIRITUAL EXPERIENCE

The present article makes an attempt to scientifically analyze and critically comprehend the peculiarities of the intergenerational continuity of spiritual experience. Generational change is an objective continuous process due to the physiological characteristics of a person as a species, with the need accompanied by the transfer of accumulated experience in the form of information, traditions and culture from the old members of society to the young, without which society as a social system will not be able to reproduce and exist. The study uses the methodology of socio-philosophical analysis, on the basis of which the relationship of gnoseological and axiological principles of knowledge of social reality is fixed. Most researchers believe that in recent decades society is undergoing social transformation, that is, not only individual spheres of life, but also the entire social system as a whole is subjected to profound changes. In this regard, the necessity of considering the mechanisms of transmission of spiritual and value-based experience between generations, which always occurs under specific historical conditions and has its own characteristics, is actualized.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДУХОВНОГО ОПЫТА ПОКОЛЕНИЙ»

PHILOSOPHY

Общество: философия, история, культура. 2023. № 6. С. 66-71. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 6. P. 66-71.

Научная статья УДК 130.2

https://doi.org/10.24158/fik.2023.6.9

Особенности преемственности духовного опыта поколений Ольга Викторовна Шевченко

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4883-603X

Аннотация. В настоящей статье предпринята попытка научного анализа и критического осмысления особенностей преемственности духовного опыта поколений. Смена их - объективный непрерывный процесс, обусловленный физиологическими особенностями человека как биологического вида, с необходимостью сопровождающийся передачей накопленного опыта в виде информации, традиций и культуры от старых членов общества к молодым, без которых оно не сможет воспроизводиться и существовать. В исследовании использована методология социально-философского анализа, на основе которой фиксируется взаимосвязь гносеологического и аксиологического принципов познания социальной реальности. Большинство исследователей считает, что в последние десятилетия в обществе происходит социальная трансформация, то есть глубоким изменениям подвергаются не только отдельные сферы жизни, но и вся общественная система в целом. В этой связи актуализируется потребность в рассмотрении механизмов процесса передачи духовного и ценностно-значимого опыта между поколениями, который всегда происходит в конкретных исторических условиях и имеет свои особенности.

Ключевые слова: развитие общества, общественные ценности, преемственность поколений, духовный опыт поколений, смена парадигм развития

Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

Для цитирования: Шевченко О.В. Особенности преемственности духовного опыта поколений // Общество: философия, история, культура. 2023. № 6. С. 66-71. https://doi.org/10.24158/fik.2023.6.9.

Original article

Peculiarities of the Intergenerational Continuity of Spiritual Experience Olga V. Shevchenko

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4883-603X

Abstract. The present article makes an attempt to scientifically analyze and critically comprehend the peculiarities of the intergenerational continuity of spiritual experience. Generational change is an objective continuous process due to the physiological characteristics of a person as a species, with the need accompanied by the transfer of accumulated experience in the form of information, traditions and culture from the old members of society to the young, without which society as a social system will not be able to reproduce and exist. The study uses the methodology of socio-philosophical analysis, on the basis of which the relationship of gnoseological and axiological principles of knowledge of social reality is fixed. Most researchers believe that in recent decades society is undergoing social transformation, that is, not only individual spheres of life, but also the entire social system as a whole is subjected to profound changes. In this regard, the necessity of considering the mechanisms of transmission of spiritual and value-based experience between generations, which always occurs under specific historical conditions and has its own characteristics, is actualized.

Keywords: development of society, social values, intergenerational continuity, spiritual experience of generations, change of development paradigms

Funding: The reported study is funded by the state assignment of the Financial University.

For citation: Shevchenko, O.V. (2023) Peculiarities of the Intergenerational Continuity of Spiritual Experience. Society: Philosophy, History, Culture. (6), 66-71. Available from: doi:10.24158/fik.2023.6.9 (In Russian).

Сегодня понимание термина «поколение» стало более широким, оно уже не подразумевает только группу людей, имеющих общего предка или родоначальника. Более распространенной является трактовка его как общности личностей, объединенных временем рождения, связанным в свою очередь с теми или иными событиями в мире: потерянное поколение, миллениалы, поколение Х и так далее. Такое определение с точки зрения исследуемой темы кажется более

© Шевченко О.В., 2023

важным, так как в первую очередь оно характеризует особенности и готовность восприятия молодежью тех ценностей, того духовного и социально-материального опыта, которые транслируют их предшественники (старшие) (Симонова, 2020: 174).

В контексте данного исследования под опытом мы будем иметь в виду опыт духовный, принимая во внимание определение духовности в несколько более широком смысле, чем религиозность, которая, конечно же, является значительной частью духовности, но не тождественна ей. Мы склонны трактовать духовность более широко - как объединяющие общество морально-нравственные общечеловеческие идеалы, культурные нормы, обобщенные в идеях гуманизма и произведениях различных видов искусства.

Действующее поколение нацелено на то, чтобы сформулировать и передать потомкам лучшее, с их точки зрения, из своего (переданного предыдущими поколениями и приобретенного в процессе своего жизненного цикла) опыта, являющегося результатом их собственной деятельности в рамках конкретного исторического периода. Механизмы передачи также сформированы человечеством на основе предыдущего опыта, они являются традиционными. В большинстве своем это официально установленные, имеющие определенный статус системы обучения, воспитания, просвещения и так далее. Таким образом, передача даже профессиональных знаний и навыков осуществляется с опорой на традиции, ценностные установки и нормы (Иванова, 2020: 106).

Младшее поколение, которому, согласно биологическим законам, предстоит вытеснить (заменить) уходящее старшее поколение и гарантировать устойчивость общественной и социальной систем, в том числе и за счет усвоения передаваемого опыта, живет в несколько других условиях с точки зрения исторических реалий, поэтому оно не всегда склонно безропотно удовлетворяться тем, что предлагается ему предшествующей генерацией. Прежде всего это происходит по причине формирования у молодых своей собственной картины мира, которая может быть отличной от той, которую имеют старшие, даже в чем-то противоречить ей. В таких случаях молодежь, уверенная в своей правоте, обладающая недостаточным опытом и стремящаяся к быстрым переменам за счет простых решений, может предпочесть ускоренный (революционный) сценарий смены поколений. Поэтому, выстраивая процесс передачи духовного опыта от поколения к поколению, так важно учитывать исторический контекст и продумывать более «тонкую», инклюзивную механику этого процесса, отдавая предпочтение неформальным, адаптивным методам (Козлова, Галль, 2020: 334).

Современный этап развития процессов глобализации, становление информационного общества привели к формированию двух противоположных тенденций. Мы можем констатировать рост стабильности в мировом сообществе за счет укрепления информационных связей между его частями. На первых порах это вызвало к жизни тенденции нивелирования национальных культур и религиозной идентичности. Однако через некоторое время возникла противоположное явление - национальное самосознание многих народов значительно возросло, интерес к традициям, архетипам, духовному наследию предков, этнической самобытности в наши дни становится трендом и общепризнанным приоритетом. Человечество возвращается к пониманию того, что национальная культура формирует самосознание, является основой духовности нации, гарантией ее жизнеспособности и продолжения в историческом смысле. Несмотря на то, что до торжества этого тренда еще довольно далеко, философы уверены, что непременным условием дальнейшего развития человеческой цивилизации является необходимость перемещения духовности и культуры в центр внимания мирового сообщества (Лебедева, 2019а).

Говоря о возрождении национального самосознания, в первую очередь имеют в виду влияние таких факторов, как обычаи, традиции, обряды, которые сохраняются в повседневной жизни людей и продолжают влиять на их самосознание, порой независимо от их желания. Сформировавшиеся анонимно, проистекающие из обобщенного опыта национальные традиции представляют собой явления духовной жизни, которые как определяют, так и выражают характерные особенности нации - значительной и довольно стабильной группы людей. Выступая в качестве одного из модераторов общественных отношений, традиции и обычаи на бытовом уровне в каком-то смысле выполняют задачи маркировки «свой - чужой».

Исследователи выделяют два современных нам способа социальной организации - традиционный (традиционализм) и рациональный (прогрессивизм). И это разделение предопределяет трудности в восприятии национальных традиций молодым (следующим) поколением в процессе передачи духовного опыта.

Традиционное общество - антипод современного с точки зрения восприимчивости к изменениям. Оно требует от своих членов тотального подчинения правилам и следования традициям. На протяжении достаточно продолжительного (даже по историческим меркам) времени такая организация общества была гарантией стабильности, сохранения человека в антропоцентрическом и общественном смысле. Однако сегодня именно в этой жесткой позиции, скорее всего, кроются

РН!ЬОЭОРНУ

истоки нежелания молодых членов общества безоговорочно принимать, изучать и следовать традициям национальной культуры, а процесс переосмысления, адаптации и создания новых традиций на основании наследуемых - трудоемкий и интеллектуально затратный (Апанина, 2022: 126).

И тем не менее человеку придется проделать эту работу, потому что логика развития человеческой цивилизации, исходящая из сегодняшних оценок, неизбежно стремится к формированию подходов к созданию глобальной цивилизации как цельного всемирного сообщества, возможного лишь на основе сохранения, развития и взаимного проникновения национальных культур.

В этой парадигме действует ЮНЕСКО, объявившая культурное разнообразие достоянием человечества, одним из источников развития, средством, делающим возможной оптимальную мыслительную, эмоциональную, моральную и духовную жизнь1. Организация исходит из понимания общемировой культуры как некой основы, которая по-разному проявляется в национальных культурных (конфессиональных, духовных, эстетических и т.п.) традициях по той причине, что они неодинаково, опираясь на собственную идентичность, транслируют общечеловеческие ценности.

Соответственно, диалог между культурами не только возможен, но и непременно возникает, имея своей целью их взаимное обогащение в процессе развития цивилизации. Без опоры на духовные традиции своей нации (народа, этноса) человек не сможет понять и воспринять ни культуру других народов, ни общечеловеческие морально-нравственные ценности.

Являясь частью определённого этноса, субъект непременно должен на различных этапах своего образования получить информацию об исторических реликвиях, ритуалах, национальных культурных ценностях. Он должен знать об этапах развития интеллектуальной составляющей своей нации, о том, какие открытия, имеющие значение для всего человечества, совершили представители его народа, какие произведения художественной культуры создали. Молодой человек должен ощутить свою причастность к сообществу, способному внести значительный вклад в мировую духовную и материальную культуру (Подъячев, 2019: 143).

Первым местом, где зарождается идентичность человека, естественным образом является его семья. Именно здесь он начинает постигать правила и традиции, приобщается к семейным ценностям и паттернам поведения. Именно в семье ребенок учится осознавать важность соблюдения определенных норм поведения и общения, исполнения определенных семейных ритуалов, а также значимость родовых традиций. Все это на первых этапах жизни дает ощущение защищенности и сопричастности. И если семья позиционирует себя частью определенного этноса или религиозной конфессии, это знание разделяет и ребенок с самых ранних пор его жизни.

Однако уже к началу школьного обучения выясняется, что кроме семьи на восприятие окружающего мира ребенком влияет еще масса разнообразных факторов, что институт семьи не всесилен, что есть масса других источников информации об окружающем мире и правилах жизни в нем. Сегодня изменения в области технологий, экономике и социальных взаимоотношениях приводят к утрате влияния семьи на ребенка, потому что тот опыт, который накопили и готовы передать ему его прямые предки, по большей части утратил свою ценность. Современные дети зачастую знают о каких-то вещах больше, чем их родители, и значительно больше, чем их бабушки/дедушки и прабабушки/прадедушки (Черных, 2020: 454).

Поколенческий разрыв становится еще более заметным, если принять во внимание увеличившуюся продолжительность жизни, то есть ребенок вполне может сегодня общаться с живыми родителями своих бабушек и дедушек - легко можно представить, насколько разнятся их представления о жизни. В настоящее время люди не только живут дольше - они дольше остаются активными работниками.

С другой стороны, объем знаний, необходимых юному гражданину, для того чтобы начать полноценную трудовую деятельность, настолько велик, что процесс обучения сегодня занимает гораздо больше времени, чем каких-то 50 лет назад. Да и в целом задачи образования изменились - от школ и вузов требуется не инсталляция суммы знаний, а обучение приемам их добывания, чем, судя по всему, современному человеку придется заниматься всю дальнейшую жизнь (Джанджгава, Ореховская, 2022: 17).

В подобной ситуации родители зачастую дезориентированы - осознавая все эти титанические изменения в экономике, обществе и семье, они не всегда понимают свою роль в воспитании, поскольку совсем не так уверены в необходимости передавать свой «устаревший» опыт следующему поколению, аргументируя это тем, что «они совсем другие». Однако тот факт, что ребенок быстрее взрослого осваивает всевозможные технологические новинки, не отменяет необходимости приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям, к светской и религиозной

1 Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (принята 02.11.2001 Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) [Электронный ресурс] // ООН. Декларации. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (дата обращения: 27.05.2023).

культуре, к пониманию нравственных ориентиров. Эти знания и понятия они могут получить только от старших и прежде всего в семье.

Безусловно, сегодняшней молодежи могут быть не нужны какие-то практические навыки выживания в условиях тотального дефицита, но представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», они в первую очередь получают от своих родных и родственников в своей семье. Главное, чтобы этот процесс не носил назидательного характера (впрочем, этот совет был актуален всегда, в том числе и тогда, когда современные родители сами были детьми).

Приобщение к истории этноса также происходит через усвоение прошлого опыта семьи в широком смысле слова. Недаром сейчас крепнет тренд, ориентированный на поиски индивидом своих дальних предков, составление генеалогического древа и так далее. Наблюдается также интерес к обрядам определенных религиозных конфессий, к пониманию необходимости мирного сосуществования представителей различных религий в рамках одного светского государства. Без определенного интереса и внимания к вопросам религиозности со стороны молодого поколения, чаще всего берущих свое начало именно в семейных паттернах и традициях, мы не наблюдали бы такого активного строительства культовых сооружений, принадлежащих различным конфессиям в постсоветской России.

В идеале семья (старшее поколение), которая понимает значимость опоры на духовный опыт, должна быть озабочена формированием этнокультурной компетентности детей, что требует терпения и мудрости. На первом этапе ребенка вводят в родную для него культуру, параллельно информируя о наличии иных этносов с их духовными и культурными ценностями. Уже в самом раннем возрасте можно обсуждать с ребенком сказки и песни других народов, формируя у него положительное отношение к отмечаемым различиям. Этнокультурная компетентность, являясь одним из аспектов процесса самопознания, подготавливает молодого человека межкультурному взаимодействию как к непременному условию существования в современном мире (Кольцова, 2021: 29).

Еще одним значимым фактором, определяющим особенности передачи духовного опыта между поколениями, является урбанизация, которая провоцирует не только так называемый «отрыв от корней» (исходим из предположения о патриархальности сельской жизни «в общине»), но и трансляцию ценностей городской жизни сельскому населению. Даже сегодня, когда технологическое развитие различных отраслей (торговли, сферы услуг) и чрезмерная нагрузка на человеческую психику за счет невероятной скученности совместного проживания в мегаполисах вроде бы показывают обратный тренд - люди предпочитают жить за городом и работать удаленно, это не является возвратом к традиционным формам проживания. За город едут сегодня те же городские жители, неся с собой свою ментальность.

Сложно оспорить тот факт, что город является довольно непростым социокультурным образованием, аккумулирующим в себе наследие самых разных цивилизационных периодов. Современные урбанистические поселения наследуют старым городам с точки зрения организации городского пространства (центр - периферия - окраина), здесь можно встретить следы исторической архитектуры, художественные произведения (скульптура и т.п.), уже самим своим существованием формирующие некую идентичность и некие осознаваемые смыслы. Многие современные города сохраняют отпечаток предыдущих эпох, демонстрируют наличие различных культурных слоев и последствия зачастую драматических событий своей истории. Все это считыва-ется и осознается современным горожанином, способствует формированию его готовности жить в этой поликультурной, полистилистической среде, разрабатывать правила этого сосуществования и следовать им (Лебедева, 2019б: 7).

Горожанин вынужден повседневно вращаться в среде представителей не только своего этноса, своей национальной культуры. Он наблюдает (и должен считаться с этим), что культура повседневной жизни, манера людей вести себя и держаться определенным образом отражает глубинные национальные традиции через повседневные поступки, привычки и пристрастия индивида. Каким бы большим ни был конкретный город, в нем так или иначе находится место для более или менее осознанного демонстрирования различных форматов национальных традиций, духовных ценностей, а также всевозможных проявлений мультикультурализма как одного из аспектов толерантности. На наших глазах этническая культура из относительно замкнутой превращается в открытую, взаимосвязанную со всеми социокультурными перевоплощениями постиндустриального общества, и начинает формировать новые традиции в изменившихся условиях существования. Создавая образ будущего, творческая молодежь - художники, писатели, музыканты и артисты - стремится проанализировать метаморфозы базовых, в том числе этнокультурных и общечеловеческих ценностей в динамике, показать возможные последствия разрушения традиционного межпоколенческого взаимодействия и социокультурного многообразия.

PHILOSOPHY

Обращаясь к новейшей истории России, приходится констатировать, что в последние десятилетия страна постоянно преобразовывается, причем смена форматов взаимодействия между членами общества, в том числе и в разрезе поколений, не успевает за инновациями в экономике и политике. В этой связи разговор о преемственности поколений становится невероятно сложным, если не невозможным в принципе. И тем не менее замалчивать эти проблемы непродуктивно, так как дело не только в межпоколенческой духовной преемственности, но и в том, на какой духовно-ценностной базе будет формироваться (и уже формируется) будущее страны (Иванова, Пашина, 2022).

В первые постсоветские годы казалось, что рыночная экономика способна отрегулировать и поставить на «правильные» рельсы европейских ценностей буквально всё, в том числе и отношения между людьми. Однако этого не произошло, и в первую очередь пострадали как раз контакты между поколениями: мировоззрение молодежи, их идеологические и нравственные ценности изменились, а «предки» вместе со своими «советскими» представлениями, идеалами и невостребованным в новых условиях опытом остались в прошлом. Молодые люди стремились найти свой путь в жизни, считая своих родителей плохо приспособленными к современным реалиям, а потому неуспешными и, значит, недостойными подражания.

Однако очень быстро выяснилось, что без ценностной системы нравственных ориентиров - хотя бы на уровне общепринятых представлений о добре и зле, справедливости, порядочности, честности - общество существовать и развиваться не может. Так или иначе гражданам пришлось общими усилиями вырабатывать механизмы приспособления к новым условиям, искать наиболее безопасные, общественно-нейтральные, признаваемые большинством населения духовные скрепы.

Сегодня на государственном уровне сформировалась политика сохранения традиций, возрождения национальной самобытности различных этносов и народностей, изучения истории как страны в целом, так и отдельных ее регионов. Органы государственной власти различных уровней организовывают и поддерживают всевозможные мероприятия - праздники, ярмарки, выставки и т.п., посвященные различным историческим событиям, народным обычаям или рассказывающие о них. Необходимость духовно-нравственного просвещения молодежи обозначена в «Законе об образовании»1; в программы учебных заведений различного уровня включено изучение истории российского государства и составляющих его народов, где значительное внимание уделяется региональной и локальной ее области. Вне учебных и образовательных заведений работа по передаче духовного опыта и традиций проводится специалистами учреждений культуры в виде мастер-классов по народному творчеству, экскурсий по историческим местам и этнографическим заповедникам с проведением всевозможных обрядов и костюмированных действий и так далее (Воскресенская, 2022).

Таким образом, преемственность духовного опыта поколений включает в себя нацеленность не только на сохранение, но и на передачу национальной культуры как набора неких правил, определяющих и ориентирующих человека, являющихся базовыми и служащими опорой при поиске путей самореализации новыми поколениями. Обретая свой собственный путь, молодежь должна иметь возможность опираться на некие идеи (идеалы), формирующие национальную идентичность, одним из проявлений которой является патриотизм. Осознание такой идентичности молодыми гражданами обеспечивает устойчивость государства, потому что только человек, ощущающий себя причастным к прошлому страны, готов взять на себя ответственность за ее настоящее и будущее.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время российское общество в силу геополитического вызова осознало необходимость укрепления духовно-нравственного каркаса традиционных ценностей, и в этой связи материалы исследования могут быть использованы для осмысления сущности, содержания, специфики и формирования действенных механизмов передачи социально-значимого социокультурного опыта молодому поколению.

Список источников:

Апанина А.В. Особенности семейной межпоколенческой преемственности в духовно-нравственной сфере // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы. Иркутск, 2022. С. 125-127.

Воскресенская Н.О. Духовные ценности и их межпоколенческая трансмиссия в контексте базовых функций современного российского государства // Общество: философия, история, культура. 2022. № 10 (102). С. 50-54. https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.7.

Джанджгава Л.Т., Ореховская Н.А. Историческая преемственность духовного опыта поколений в современном российском обществе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12, № 6. С. 12-18. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-12-18.

1 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Иванова Е.К., Пашина Л.Н. Традиции как педагогическое условие преемственности норм общественных отношений между поколениями // Глобальный научный потенциал. 2022. № 5 (134). С. 17-22.

Иванова Н.И. Основные факторы развития духовно-нравственного воспитания и передача исторической преемственности поколений к молодежи // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 3 (67). С. 105-108.

Козлова А.Г., Галль С.М. Роль жизненного опыта разных поколений в духовно-нравственном воспитании в многодетных семьях // Научные изыскания магистрантов. ОПОП «Духовно-нравственное воспитание». СПб., 2020. С. 333-337.

Кольцова Л.М. Этнокультурное образование и воспитание учащихся через преемственность поколений // Наука и образование: новое время. 2021. № 4 (45). С. 25-38.

Лебедева Л.Г. Надлом в преемственности поколений в семейно-детном поведении: проблемы и перспективы // Молодежь XXI века: образ будущего. СПб., 2019а. С. 554-555.

Лебедева Л.Г. Трансформация семьи и преемственность поколений // Социодинамика. 2019б. № 9. С. 1-8. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.9.29437.

Подъячев К.В. Сохранение исторической памяти и культурной преемственности как основа патриотического воспитания новых поколений: осмысление российского опыта // Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения. Пенза, 2019. С. 140-145.

Симонова Т.С. Основные направления патриотического воспитания молодого поколения на основе духовного опыта Великой Победы // Ради жизни на Земле: 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 гг. Шадринск, 2020. С. 173-175.

Черных И.А. Формы и механизмы преемственности в сфере духовного производства // Научный вестник государственного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Луганский национальный аграрный университет». 2020. № 8-2. С. 451-456.

References:

Apanina, A. V. (2022) Features of Family Intergenerational Continuity in the Spiritual and Moral Sphere. In: Sotsial'naya konsolidatsiya i sotsial'noe vosproizvodstvo sovremennogo rossiiskogo obshchestva: resursy, problemy, i perspektivy. Irkutsk, рр. 125-127. (In Russian).

Chernykh, I. A. (2020) Forms and Mechanisms of Succession in the Sphere of Spiritual Production. Nauchnyi vestnik gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya Luganskoi Narodnoi Respubliki «Luganskii natsional'nyi agrarnyi universitet». (8-2), 451-456. (In Russian).

Dzhandzhgava, L. T. & Orehovskaya, N. A. (2022) Historical Continuity of the Spiritual Experience of Generations in Modern Russian Society. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 12 (6), 12-18. Available from: doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-12-18. (In Russian).

Ivanova, E. K. & Pashina, L. N. (2022) Traditions as a Pedagogical Condition for the Continuity of Norms of Social Relations between Generations. Global'nyi nauchnyi potentsial. (5 (134)), 17-22. (In Russian).

Ivanovа, N. I. (2020) The Main Factors in the Development of Spiritual and Moral Education and the Transfer of Historical Continuity of Generations to Young People. Obrazovanie i nauka v Rossii i za rubezhom. (3 (67)), 105-108. (In Russian).

Koltsova, L. M. (2021 ) Ethno-Cultural Education and Upbringing of Students through the Continuity of Generations. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. (4 (45)), 25-38. (In Russian).

Kozlova, A. G. & Gall, S. M. (2020) Rol' zhiznennogo opyta raznykh pokolenii v dukhovno-nravstvennom vospitanii v mnogo-detnykh sem'yakh [The Role of Life Experiences of Different Generations in Spiritual and Moral Education in Large Families]. In: Nauchnye izyskaniya magistrantov. OPOP «Dukhovno-nravstvennoe Vospitanie». St. Petersburg, рр. 333-337. (In Russian).

Lebedeva, L. G. (2019) Nadlom v preemstvennosti pokolenii v semeino-detnom povedenii: problemy i perspektivy [Intergenerational Fracture in Family-Child Behavior: Problems and Prospects]. In: Molodezh' XXI veka: obraz budushchego. St. Petersburg, рр. 554-555. (In Russian).

Lebedeva, L. G. (2019) Transformation of Family and Continuity of Generations. Sotsiodinamika. (9), 1-8. Available from: doi:10.25136/2409-7144.2019.9.29437. (In Russian).

Podyachev, K. V. (2019) Preservation of Historical Memory and Cultural Continuity as the Basis of Patriotic Education of New Generations: Understanding the Russian Experience. In: Ideya patriotizma v sisteme vospitaniya podrastayushchego pokoleniya. Penza, рр. 140-145. (In Russian).

Simonova, T. S. (2020) The Main Directions of Patriotic Education of the Young Generation Based on the Spiritual Experience of the Great Victory. In: Radi zhizni na Zemle: 75-letie Pobedy sovetskogo naroda v Velikoi Otechestvennoi voine 19411945 gg. Shadrinsk, рр. 173-175. (In Russian).

Voskresenskaya, N. O. (2022) Spiritual Values and Their Intergenerational Transmission in the Context of the Basic Functions of the Modern Russian State. Society: Philosophy, History, Culture. (10 (102)), 50-54. Available from: doi:10.24158/fik.2022.10.7. (In Russian).

Информация об авторе О.В. Шевченко - кандидат философских наук, доцент департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1037391

Information about the author O.V. Shevchenko - PhD, Associate Professor, Department of Humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1037391

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.