Научная статья на тему 'ДУХОВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОПЫТА ПОКОЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

ДУХОВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОПЫТА ПОКОЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
223
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА / ДУХОВНОСТЬ ОБЩЕСТВА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / ЛИЧНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ФУНДАМЕНТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ореховская Наталья Анатольевна

На современном этапе развития нашей страны следует признать, что попытка, сделанная после краха Советского Союза, привить в российском обществе западные либеральные ценности оказалась несостоятельной, и настало время вновь вернуться к традиционным моральным и духовным ориентирам нашего народа, которые своими корнями уходят в глубокую древность. Из сознания современной молодежи в значительной степени стерлись те гуманистические идеи, на которые опирались предыдущие поколения. Современные молодые люди утратили четкое понимание конкретного направления развития современного общества, на которое они могли бы ориентироваться в выборе основного вектора своего жизненного пути и формирования системы личностных ценностей и мировоззренческих ориентиров. На основе вышесказанного есть все основания прийти к выводу о крайней актуальности поиска решения проблем, связанных с формированием у молодого поколения традиционных для нашего народа духовных и нравственных ориентиров с тем, чтобы российские граждане опирались в выстраивании своего жизненного пути на культурный и духовный фундамент предыдущих поколений. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы духовности и преемственности опыта поколений в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALITY AND CONTINUITY OF GENERATIONAL EXPERIENCE IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

At the present stage of development of our country, it should be recognized that the attempt made after the collapse of the Soviet Union to instill Western liberal values in Russian society turned out to be untenable, and it is time to return to the traditional moral and spiritual guidelines of our people, which are rooted in deep antiquity. From the consciousness of modern youth, those humanistic ideas, on which previous generations relied, have largely been erased. Modern young people have lost a clear understanding of the specific direction of development of modern society, which they could be guided by in choosing the main vector of their life path and the formation of a system of personal values and worldview guidelines. On the basis of the foregoing, there is every reason to conclude that it is extremely urgent to find a solution to the problems associated with the formation of spiritual and moral guidelines traditional for our people in the younger generation so that Russian citizens lean in building their life path on the cultural and spiritual foundation of previous generations. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical understanding of the problem of spirituality and the continuity of the experience of generations in modern Russian society.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОПЫТА ПОКОЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

ФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Духовность и преемственность опыта поколений в современном российском обществе

Ореховская Наталья Анатольевна,

д.ф.н., профессор Департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

E-mail: naorehovskaya@fa.ru

На современном этапе развития нашей страны следует признать, что попытка, сделанная после краха Советского Союза, привить в российском обществе западные либеральные ценности оказалась несостоятельной, и настало время вновь вернуться к традиционным моральным и духовным ориентирам нашего народа, которые своими корнями уходят в глубокую древность. Из сознания современной молодежи в значительной степени стерлись те гуманистические идеи, на которые опирались предыдущие поколения. Современные молодые люди утратили четкое понимание конкретного направления развития современного общества, на которое они могли бы ориентироваться в выборе основного вектора своего жизненного пути и формирования системы личностных ценностей и мировоззренческих ориентиров. На основе вышесказанного есть все основания прийти к выводу о крайней актуальности поиска решения проблем, связанных с формированием у молодого поколения традиционных для нашего народа духовных и нравственных ориентиров с тем, чтобы российские граждане опирались в выстраивании своего жизненного пути на культурный и духовный фундамент предыдущих поколений. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы духовности и преемственности опыта поколений в современном российском обществе.

Ключевые слова: развитие общества, нравственные основы общества, духовность общества, преемственность поколений, личные ценности, общественное мировоззрение, культурный и духовный фундамент.

со ■_

U со

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

Каждый период общественного развития несет в себе как процессы адаптации к настоящему и предполагаемому будущему, так и неизменный фундамент, сформированный в далеком прошлом, что позволяет существовать тесным духовным связям между поколениями. Помимо этого, в условиях фундаментальных экономических и социально-политических перемен в обществе особую актуальность приобретают вопросы, связанные с преемственностью и прогрессом в различных областях жизни. Ключевой характеристикой преемственности в историческом контексте является передача следующим поколениям наиболее значимых для общества культурных и духовно-нравственных качеств. Таким образом, можно утверждать, что преемственность между поколениями является духовным фундаментом и неотъемлемым условием общественного прогресса [10, с. 293].

К сожалению, в настоящее время остаются мало востребованными богатейшие культурные и духовные ценности, созданные многими поколениями наших предков. Современная молодежь имеют очень смутное представление о нравственных основах русского народа, его культуре, историческом наследии [8, а 124]. Это отнюдь не означает необходимость бездумного возврата к прошлому абсолютно во всех сферах материальной и духовно-нравственной жизни. Между тем, невозможно достичь гармоничного развития личности современного человека, если его развитие, направленность к прогрессу не опирается на твердый фундамент многовекового культурного и духовного богатства своего народа.

Под гражданской идентичностью понимается высшая степень нравственно-духовного развития гражданина России, формирование его патриотических и гражданских качеств. Основным ресурсом формирования гражданской идентичности являются культурные и духовные богатства всех народов, населяющих территорию России, понимание каждым гражданином нашей страны их значения для строительства общества, основанного на многовековых духовно-нравственных традициях [7, с. 36].

Проходящие на современном этапе общественного развития изменения требуют серьезного пересмотра подходов к вопросам нравственного и духовного воспитания российской молодежи и коррекции отдельных позиций духовно-нравственного характера, сформировавшихся у лиц старшего поколения за последние десятилетия.

Общества, которые были построены на принципах жесткой иерархии, внутрисемейных многовековых традициях, не сталкивались с проблемами преемственности культурных и духовно-нравственных ориентиров. Старшее поколение выполняло в них функцию носителя фундаментальных культурных основ, хранителя исторической памяти и гаранта ее передачи следующим поколениям. В таких обществах основной добродетелью считалось почтительное отношение к представителям

старшего поколения, в знании и опыте которых молодежь черпала мудрость и энергию для своего дальнейшего развития. Для таких общественных образований вполне естественным было настороженное отношение ко всему новому и прогрессивному, поскольку в любых новациях виделась угроза стабильности и устоявшемуся общественному порядку [3, с. 184].

Формирование индустриального общества привело к резкой смене социальной и мировоззренческой парадигмы. Стремительное развитие населенных пунктов городского типа разрушило традиционную семью, которая объединяла в себе представителей нескольких поколений. Молодежь покидала такие семьи для продолжения учебы в городах или с целью заработка, разрывая традиционные семейные узы и отрываясь от многовековых традиций и духовных основ. Свои представления о прошлом и истории молодые люди все чаще стали получать не из рассказов стариков, а из книг, которые, после изобретения печатного станка в XV столетии, стали основным инструментом передачи не только образцов культурного и духовного наследия прошлого, но и новых идей и интеллектуальных веяний, оказывающих на это наследие разрушительное воздействие [9, с. 61].

Общественный и научно-технический прогресс разрушает многовековой культ уважения к старшему поколению, поскольку передаваемый его представителями опыт уже сегодня или завтра может остаться невостребованным вследствие упомянутого прогресса. Все новое стало восприниматься исключительно в позитивном контексте, а традиционное - как нечто отжившее, тянущее в безвозвратно ушедшее прошлое.

И хотя в процессе перехода к индустриальному обществу от его традиционных форм значимость семьи как основного инструмента передачи исторической памяти существенно сократилась, тем не менее ее роль как транслятора этой памяти полностью не исчезла. В настоящее время мы наблюдаем два магистральных направления в поиске новых путей развития российского общества: одно из них предполагает ориентацию на либеральные ценности, которые являются идеологическим фундаментом стран Запада, и которые многие связывают с улучшением материальной, бытовой сфер жизни, а другое - с консервацией или закреплением традиционных ценностей русского народа, уходящих своими корнями в глубокое прошлое. Что же кроется за понятием ценность?

Ценность, как понятие, которое характеризует духовно-нравственный аспект развития человеческого общества, возникло с первыми шагами его формирования как некий духовный фундамент, помогающий устоять человеку перед лицом судьбы, жизненных испытаний. Ценность вносит в хаос окружающий действительности элемент упорядоченности, оценочную составляющую, является отражением отличных от научных понятий аспектов окружающей реальности. Другими словами, ценность это скорее не средство поиска истины, а отражение желаемого идеала [6, с. 514].

В широком контексте ценность определяет поведение отдельного индивида, придает его жизни смысл.

В процессе личностного развития человек не просто осуществляет выбор той или иной ценностной системы, он выстраивает определенную иерархию этих ценностей.

Согласно аксиологическому подходу, совокупность духовных и гуманистических ценностей представляет собой определенную систему.

В России к духовным ценностям, имеющим абсолютный характер, относились такие понятия, как добро, истина, Бог, красота.

Категория гуманистических ценностей включает в себя ценности, значимые в общечеловеческом контексте: культура, знание, мир, человек, труд, семья и т.д.

Нравственность мы понимаем, как комплекс поведенческих норм и принципов, определяющих отношение людей между собой и к обществу в целом.

Эта категория является средством регулирования поведения, желаний и чувств индивида, соответствующих ключевым мировоззренческим установкам, нравственные принципы и нормы выражаются в идеях о добре и зле, как идеологической основе общества [12, с. 25].

Духовность мы понимаем, как проявление в человеческой личности «человечности».

Эта категория, которая характеризует в личности нечто более высокое, чем рациональность, расчет, физиологические потребности. Духовность является высшей ступенью развития личности, ее основой.

Нравственность включает в себя осознание человеком смысла своего существования, которое выражается в форме ценностно-нормативных установок.

Многие ученые и философы рассматривают духовность и нравственность как соответственно «вертикальные» и «горизонтальное» устремления человека со своими положительными и отрицательными полюсами.

Очень важным аспектом для понимания особенностей формирования духовно-нравственной составляющей личности является соотношение между деятельностью человека и ее духовным компонентом. Этот тезис свидетельствует о том, что дух проявляет себя не только в рамках духовной практики, но и через творения человеческих рук, человеческие поступки [5, с. 264].

Люди с высокой духовной и нравственной основой во все исторические эпохи ценились очень высоко. Следует при этом учитывать, что нравственные критерии в различные периоды исторического развития человеческого общества претерпевали серьезные изменения.

В эпоху античности справедливость считалась основной нравственной ценностью. Верность стала основным критерием нравственности в эпоху феодализма. Капитализм породил особое уважение к таким качествам, как верность своему слову, честность, прежде всего в деловой сфере, аскетизм.

На начальной стадии социализма проявлением самопожертвования считалось полный отказ от личных интересов в пользу общественных. В период заката коммунистических идей в нашей стране и понимания у большинства населения их утопичности начинают преобладать принципы, направленные на удовлетворение материальных потребностей, цениться умение добиваться желаемого, не взирая на то, что вся государственная система была направлена на подавление индивидуальности, невозможность проявлять частную инициативу для обеспечения достойного уровня жизни [1, с. 13].

Радикальные изменения социально-экономической жизни, которые происходят в обществе, обусловили фундаментальные изменения многовековых морально ценностных установок. Появляются новые ценностные ориентиры, которые связаны с эмоциональной сферой человеческой личности.

Их разнообразие и разнонаправленность ставят перед человеком необходимость осуществлять важный выбор своего жизненного пути. Для одних - это образование, для других - творческая реализация, для третьих - обычные заработок, не требующий серьезной квалификации и сколько-нибудь значимых интеллектуальных усилий, а для кого-то - добывание денег без какой-либо оглядки на мораль и закон.

Следует с сожалением признать, что труд как ценность, как потребность и смысл существования челове-

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

со

I_

и со

ка, перестал возглавлять иерархию ценностей в современном обществе. Философы в настоящее время говорят о крахе так называемой «этики труда».

Изменения в системе ценностей представляет собой, как правило, длительный процесс, который происходит под влиянием масштабных изменений в социально-экономической сфере и фундаментальных общественно-политических катаклизмов.

Трансформации, происходящие в современном обществе, воздействует на все сферы его жизни, включая духовно-нравственный аспект развития личности.

Следует понимать, что эта сфера имеет ценностно-смысловой характер, другими словами определяет личностное ядро человека, задает направление сделанному им выбору своего будущего. Личностная основа формируется под воздействием многочисленных внешних факторов, которые относятся к социальному окружению, и могут носить как организованный, так и стихийный характер.

Т.Б. Табарданова считает, что нравственную основу человека формируют факторы, которые она называется социальными регуляторами, включающими в себя социальные ценности и нормы, традиции и обычаи. Эти факторы могут иметь внутренний и внешний характер. Первые из них выполняют саморегулирующую функцию [4, с. 97].

Отвечая на требования, предъявляемые человеку социальным окружением, тот перестраивает собственные моральные установки, выстраивает новые формы действий с тем, чтобы соответствовать сложившейся ситуации.

На основе вышесказанного следует, что вопросы, связанные с целенаправленным развитием различных групп населения, их социальной адаптацией требуют самого серьезного изучения.

Происходящие в современных условиях общественно-политические и социально-экономические изменения ставят перед российским обществом серьезные вопросы о его будущем и роли в строительстве этого будущего молодого поколения. Способна ли молодежь стать определяющим фактором в создании обновленного общества? В чем различие между современными молодыми людьми и старшим поколением? Каково отношение современной молодежи к традиционным духовно-нравственным ценностям и установкам?

Современные исследования, наряду со многими неутешительными результатами, свидетельствующими о таких негативных характеристиках современной молодежи, как низкий культурный уровень, отсутствие твердых нравственных установок, низкая эрудиция, дают вместе с тем немало поводов и для оптимизма. Современные молодые россияне обладают хорошим уровнем коммуникабельности, они мобильны и активны, хорошо обучаемы, легко адаптируются к окружающим обстоятельствам, успешно осваивают современные технологии, прежде всего компьютерные, им присущ здоровый оптимизм [8, с. 197].

Другими словами, при усилении воспитательного воздействия в плане возврата к традиционным ценностям и духовно-нравственным установкам есть все основания с оптимизмом смотреть на потенциал наших молодых людей. Следует еще раз повторить тезис об ослаблении роли преемственности между поколениями, когда молодежь практически перестает воспринимать традиционную систему ценностей и нарушается единство между обществом и личностью.

В связи с вышесказанным становится очевидным необходимость активной деятельности по сохранению и развитию в нашей стране так называемого социаль-

ного капитала, хотя по мнению ряда исследователей, происходящие в постсоветский период негативные тенденции, затронувшие российскую молодежь, в последние годы несколько ослабли.

Таким образом, проблема заключается не только в восстановлении традиционных духовно-нравственных ориентиров, укреплении пошатнувшейся преемственности между поколениями, но и в противодействии тем явлениям и факторам, которые препятствуют реализации того позитивного потенциала, которым обладают современная молодежь.

Можно констатировать, что сложные, разнонаправленные изменения, которые происходят в настоящее время в обществе, семье, образовании, информационном пространстве и общественной жизни, приводят к потере значимости духовно-нравственных ориентиров, что требует, по нашему мнению, существенной активизации информационно-разъяснительной работы, усиления воспитательного аспекта современного образования и соответствующего теоретического обоснования и глубокого научного исследования проблем, связанных с восстановлением ценностных ориентиров в современном российском обществе.

Следует отметить, что девальвация традиционных культурно-нравственных ценностей затронула не только молодое поколение, но и более возрастные категории населения. Активно распространяются деструктивные взгляды на российскую и советскую историю, которые абсолютно отрицают наличие выдающихся достижений в науке, технике, культуре, спорте и других сферах жизни [11, с. 12].

Более того, отдельные историки пытаются с так называемых научных позиций пересмотреть подходы к отдельным аспектам истории Второй мировой войны, включая героическую роль российского народа в победе над гитлеровской Германией.

Как отмечалось выше, тревожной тенденцией является ослабление патриотизма у современной молодежи. Безусловно, деформации традиционных духовно-нравственных устоев подвержены представители всех возрастных групп, однако наибольшую тревогу вызывают такие процессы у молодого поколения, поскольку именно молодым людям предстоит строить новую, поднимающуюся с колен Россию.

Вступая во взрослую жизнь, молодые люди зачастую сталкиваются с проявлениями зла и жестокости, когда требуется серьезные усилия, чтобы сохранить в себе духовный и нравственный стержень. Молодежь как никто нуждается в помощи старших, которые обязаны приложить все усилия, чтобы показать молодым людям жизнь с ее светлой стороны, вселить в них уверенность, что несмотря на наличие многих непривлекательных сторон, жизнь полна любви, радости и тепла, и именно эти ее стороны определяют духовный прогресс общества. Именно на старшем поколении лежит ответственность за воспитание у молодежи чувства справедливости и добра, формирование у них духовно-нравственных ценностей, которые вырабатывались в нашем народе на протяжении веков с тем, чтобы возродить их в российском обществе.

На сегодняшний день особую актуальность приобретает задача возрождения преемственности культурных и духовно-нравственных ценностей нашего народа, что требует глубокого изучения российской истории, народных традиций и обычаев, сохранения национальной памяти, укрепления чувства национальной и культурной самоидентификации, воспитания патриотизма и активной гражданской позиции [2, с. 456].

Любой народ, малый или многочисленный, вносит свой вклад в общую культурную сокровищницу человеческая цивилизации. Это влияние возможно только в том случае, если народ сохраняет свою самобытность, культурную уникальность, которая заключается в присущем только ему подходу к окружающей действительности, к языку, религии, к морально-нравственным ценностям. Все эти качества являются результатом многовековых процессов культурного становления и развития, они сохраняются и приумножаются благодаря преемственности между поколениями.

Резюмируя вышесказанное, можно с полным основанием констатировать, что проблема воспитания молодого поколения должна стать приоритетом государственной политики Российской Федерации. На сегодняшний день в нашей стране стали реализовываться первые существенные шаги по возрождению механизма общественно-государственного воспитания. Нормы образовательных стандартов в сфере общего образования предусматривают наряду с другими целями, мероприятия по формированию у молодежи традиционных духовно-нравственных ориентиров, воспитанию гражданской идентичности и патриотизма.

Перед нынешним поколением российских граждан стоит важнейшая задача не только обеспечить следование общечеловеческим ценностям, но также сохранить культурную самобытность нашего народа, его духовно-нравственных установки, которые формировались на протяжении веков и должны составлять фундамент воспитания российского гражданина в нынешнем тысячелетии.

Литература

1. Авхадеева А.И. Духовность как основа развития современного общества // Гуманитарный трактат. -2022. - № 128. - С. 9-18.

2. Азаматов Д.М. Постметафизическая философия духовности как философия культурного процесса постсоветского общества / Д.М. Азаматов, А.Р. Ян-гузин // Евразийский юридический журнал. - 2019. -№ 12(139). - С. 455-456.

3. Духовность и ценности в становлении традиции как социального института функционирования общества / П.С. Дроботова, Ю.Н. Руденко, Т.И. Тол-чинская, Н.Г. Бондаренко. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2019. - С. 183-185.

4. Ерохина М.Е. Духовность молодежи как основа позитивных социальных изменений в современной России // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2020. - № 5. - С. 94-99.

5. Каплунов К.Ю. Проблемы духовности и нравственности Российского общества в XXI веке. - М.: Институт мировых цивилизаций, 2021.- С. 260-266.

6. Очирова Б.В. Духовность как основа развития современного общества. 2020. - № 2(36). - С. 510516.

7. Санников Г.Г. Отражение духовности в показателях социального развития // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2019. - № 12. - С. 34-38.

8. Свинцова М.Н. Трансформация межпоколенческой преемственности на фоне исторических потрясений в России в первой четверти XX в. // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 2 (50). С. 119125.

9. Соколова Н М. Творческое саморазвитие личности в контексте социальных форм духовности / Н.М. Соколова, К.А. Филатов // - 2019. - № 16. - С. 195-198.

10. Сулимов С.И. Духовность и бездуховность как социально-философские феномены. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2018. - С. 57-62.

11. Фортова Л.К. К вопросу о развитии духовности молодёжи в современных реалиях российского общества / Л.К. Фортова, А.М. Юдина, Н.И. Евсюко-ва // Самарский научный вестник. - 2020. - Т. 9, № 1(30). - С. 289-298.

12. Циткилов П.Я. Ослабление духовности как фактор кризиса советской социальной организации конца 1980-х - начала 1990-х годов. - Новочеркасск: Лик, 2019. - С. 8-15.

13. Шевцова В.Д. Проблема духовности в постиндустриальном обществе //. - 2022. - № 23-2(202). -С. 24-26.

14. Шевченко О.В. К вопросу о духовном развитии личности в виртуальной среде // Власть. 2022. Т. 30. № 3. С. 172-176.

SPIRITUALITY AND CONTINUITY OF GENERATIONAL EXPERIENCE IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Orekhovskaya N.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

At the present stage of development of our country, it should be recognized that the attempt made after the collapse of the Soviet Union to instill Western liberal values in Russian society turned out to be untenable, and it is time to return to the traditional moral and spiritual guidelines of our people, which are rooted in deep antiquity. From the consciousness of modern youth, those humanistic ideas, on which previous generations relied, have largely been erased. Modern young people have lost a clear understanding of the specific direction of development of modern society, which they could be guided by in choosing the main vector of their life path and the formation of a system of personal values and worldview guidelines. On the basis of the foregoing, there is every reason to conclude that it is extremely urgent to find a solution to the problems associated with the formation of spiritual and moral guidelines traditional for our people in the younger generation so that Russian citizens lean in building their life path on the cultural and spiritual foundation of previous generations. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical understanding of the problem of spirituality and the continuity of the experience of generations in modern Russian society.

Keywords: development of society, moral foundations of society, spirituality of society, continuity of generations, personal values, social outlook, cultural and spiritual foundation.

References

1. Avkhadieva A.I. Spirituality as a basis for the development of modern society // Humanitarian treatise. - 2022. - No. 128. -pp. 9-18.

2. Azamatov D.M. Post-metaphysical philosophy of spirituality as a philosophy of the cultural process of post-Soviet society / D.M. Azamatov, A.R. Yanguzin // Eurasian Legal Journal. -2019. - № 12(139). - Pp. 455-456.

3. Spirituality and values in the formation of tradition as a social institution of society functioning / P.S. Drobotova, Yu.N. Rudenko, T.I. Tolchinskaya, N.G. Bondarenko. - Ufa: OMEGA SCIENCE Limited Liability Company, 2019. - pp. 183-185.

4. Erokhina M. E. Spirituality of youth as the basis of positive social changes in modern Russia // Economic and humanitarian studies of the regions. - 2020. - No. 5. - pp. 94-99.

5. Kaplunov K. Yu. Problems of spirituality and morality of Russian society in the XXI century. - M.: Institute of World Civilizations, 2021. - pp. 260-266.

6. Ochirova B.V. Spirituality as the basis for the development of modern society. 2020. - № 2(36). - Pp. 510-516.

7. Sannikov G.G. Reflection of spirituality in indicators of social development // Alma Mater (Bulletin of the Higher School). -2019. - No. 12. - pp. 34-38.

C3

о

u~

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IE

0

1

-1 У

IE

u~

11. Fortova L. K. On the development of youth spirituality in the modern realities of Russian society / L.K. Fortova, A.M. Yudina, N.I. Evsyukova // Samara Scientific Bulletin. - 2020. - T. 9, No. 1(30). - pp. 289-298.

12. Tsitkilov P Ya. The weakening of spirituality as a factor of the crisis of the Soviet social organization of the late 1980s - early 1990s. - Novocherkassk: Lik, 2019. - pp. 8-15.

13. Shevtsova V.D. The problem of spirituality in post-industrial society. 2022. - № 23-2(202). - Pp. 24-26.

14. Shevchenko O.V. On the question of the spiritual development of personality in a virtual environment//Power. 2022. Vol.30. No. 3. pp. 172-176.

to

U

CO

CM

CM

z

78

8. Svintsova M.N. Transformation of intergenerational continuity against the background of historical upheavals in Russia in the first quarter of the XX century // Humanities and Education. 2022. T.13. No. 2 (50). pp. 119-125.

9. Sokolova N.M. Creative self-development of personality in the context of social forms of spirituality / N.M. Sokolova, K.A. Filatov // - 2019. - № 16. - S. 195-198.

10. Sulimov S.I. Spirituality and lack of spirituality as socio-philosophical phenomena // Voronezh: Voronezh Central Research Institute - branch of the Federal State Budgetary Institution "REA" of the Ministry of Energy of Russia, 2018. - pp. 57-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.