Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА'

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
455
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Омарова Л. Б.

Фундаментальной платформой, формирующей культурный код народа и общества, отражающейся в мировоззрении как отдельного индивида, так и всей социальной системы, являются традиционные ценности, связанные с идеальной (духовной) составляющей общества. Актуальность заявленной темы проявляется в том, что современное общество в глобальном смысле имеет тенденции индивидуализации, потери социальных связей, приверженности инновациям и отказа от основ - традиций, на которых должны быть выстроены эти инновации, что приводит к растворению уникальности и вневременности фундаментальных духовных ценностей. Необходимо определить степень значимости традиционных ценностей в сохранении собственных «я» и «мы», с которым себя идентифицирует человек. Современные коммуникативные практики можно рассматривать как инструменты укрепления ценностной платформы, ключевой для формирования культурного кода народа и общества. Критический метод, принципы историзма, всесторонности и конкретности, использованные в настоящем исследовании, позволили выявить положительные и отрицательные грани цифрового общества, где главной сферой коммуникации становится информационная и виртуальная среда. Цель исследования - через призму социально-философского анализа рассмотреть основные изменения ценностных ориентаций современной личности и посредством современных коммуникативных практик продемонстрировать необходимость укрепления истинных ценностных ориентиров, выступающих элементами духовного ядра общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MODERN COMMUNICATION PRACTICES IN FORMING THE VALUE BASIS OF SOCIETY

The fundamental platform that forms the cultural code of the people and society, and is reflected in the worldview of both an individual and the entire social system, is traditional values associated with the ideal (spiritual) component of society. The relevance of the stated topic is manifested in the fact that modern society in a global context tends to individualization, loss of social ties, commitment to innovation and abandonment of the foundations - traditions, on which these innovations should be based, which leads to the dissolution of the uniqueness and timelessness of fundamental spiritual values. It is necessary to identify the degree of significance of traditional values in preserving one's own self and “we”, with which an individual identifies themselves. Modern communicative practices can be considered as tools to strengthen the value platform, key to the formation of the cultural code of the people and society. The critical method, principles of historicism, comprehensiveness and concreteness used in this study allowed to identify positive and negative sides of the digital society, where the main sphere of communication becomes the information and virtual environment. The aim of the study is to consider the main changes in the value orientations of the modern individual through the prism of socio-philosophical analysis and to demonstrate the need to strengthen the true value orientations, acting as elements of the spiritual core of society, through modern communication practices.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 10. С. 59-65. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 10. P. 59-65.

Научная статья УДК 17.022.1

https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.9

Роль современных коммуникативных практик в формировании ценностной основы общества

Лейла Бунияминовна Омарова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1150-762X

Аннотация. Фундаментальной платформой, формирующей культурный код народа и общества, отражающейся в мировоззрении как отдельного индивида, так и всей социальной системы, являются традиционные ценности, связанные с идеальной (духовной) составляющей общества. Актуальность заявленной темы проявляется в том, что современное общество в глобальном смысле имеет тенденции индивидуализации, потери социальных связей, приверженности инновациям и отказа от основ - традиций, на которых должны быть выстроены эти инновации, что приводит к растворению уникальности и вневременности фундаментальных духовных ценностей. Необходимо определить степень значимости традиционных ценностей в сохранении собственных «я» и «мы», с которым себя идентифицирует человек. Современные коммуникативные практики можно рассматривать как инструменты укрепления ценностной платформы, ключевой для формирования культурного кода народа и общества. Критический метод, принципы историзма, всесторонности и конкретности, использованные в настоящем исследовании, позволили выявить положительные и отрицательные грани цифрового общества, где главной сферой коммуникации становится информационная и виртуальная среда. Цель исследования - через призму социально-философского анализа рассмотреть основные изменения ценностных ориентаций современной личности и посредством современных коммуникативных практик продемонстрировать необходимость укрепления истинных ценностных ориентиров, выступающих элементами духовного ядра общества. Ключевые слова: традиция, духовность, инновации, общество, ценность

Финансирование: статья подготовлена в рамках реализации фундаментальной НИР, выполняемой по теме «Историческая преемственность духовного опыта поколений в современном российском обществе» (ВТК-ГЗ-ФИ-20-22, утверждено заместителем председателя Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 14540п-П8).

Для цитирования: Омарова Л.Б. Роль современных коммуникативных практик в формировании ценностной основы общества // Общество: философия, история, культура. 2022. № 10. С. 59-65. https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.9.

Original article

The Role of Modern Communication Practices in Forming the Value Basis of Society

Leyla B. Omarova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1150-762X

Abstract. The fundamental platform that forms the cultural code of the people and society, and is reflected in the worldview of both an individual and the entire social system, is traditional values associated with the ideal (spiritual) component of society. The relevance of the stated topic is manifested in the fact that modern society in a global context tends to individualization, loss of social ties, commitment to innovation and abandonment of the foundations - traditions, on which these innovations should be based, which leads to the dissolution of the uniqueness and timelessness of fundamental spiritual values. It is necessary to identify the degree of significance of traditional values in preserving one's own self and "we", with which an individual identifies themselves. Modern communicative practices can be considered as tools to strengthen the value platform, key to the formation of the cultural code of the people and society. The critical method, principles of historicism, comprehensiveness and concreteness used in this study allowed to identify positive and negative sides of the digital society, where the main sphere of communication becomes the information and virtual environment. The aim of the study is to consider the main changes in the value orientations of the modern individual through the prism of socio-philosophical analysis and to demonstrate the need to strengthen the true value orientations, acting as elements of the spiritual core of society, through modern communication practices.

Keywords: tradition, spirituality, innovation, society, value

© Омарова Л.Б., 2022

Funding: the article was prepared as part of implementing fundamental research carried out on the topic: "Historical continuity of the spiritual experience of generations in modern Russian society" (VTK-GZ-FI-20-22, approved by the Deputy Chairman of the Government of the Russian Federation dated December 28, 2021 No. 14540p-P8).

For citation: Omarova, L.B. (2022) The Role of Modern Communication Practices in Forming the Value Basis of Society. Society: Philosophy, History, Culture. (10), 59-65. Available from: doi:10.24158/fik.2022.10.9 (In Russian).

Находясь под воздействием массовой культуры, современное общество не вполне ясно представляет размер потерь при разрушении системы традиционных ценностей. Технологический прогресс увеличивает возможность их замены на ценности массы, так как сегодня цифровизация и тех-нологизация входят во все сферы человеческой деятельности. Массовая культура вносит свои ориентиры, трансформируя духовно-нравственные нормы, называя это модернизацией. Однако при этом растворяется ценность настоящего в копии, копии выдаются за ценности. Процесс подмены стирает изначальный смысл духовности и нравственности как детерминант общественного развития.

Понятие «ценность» многогранно, существует множество его определений. В рамках этики можно обратиться к следующей дефиниции: это принципы и убеждения, влияющие на действия, поведение и образ жизни сообщества людей. Таким образом, ценность выступает основой для принятия решений человеком или группой людей.

Традиции и духовно-нравственные ценности, имеющие взаимообусловливающий характер, незыблемы для народа. В первую очередь их монументальность и всесторонность связаны со свойством преемственности, помогающей наследованию достижений культуры общества, которая, в свою очередь, сохраняет социальную память, предполагающую связь между поколениями. Ослабление духовных начал становится причиной деструктуризации социума и усиления напряженности в нем. Уход со сцены мировой истории целых цивилизаций начинался с разрушения духовного ядра, в котором заключены культурообразующие элементы.

Глобальные процессы, особенно касающиеся универсализации культуры, заставляют сегодня человека задуматься над следующим вопросом: кто он есть - один из массы или носитель собственной уникальной культуры. Однако сущность человека такова, что он всегда хочет выделиться как уникальное «я». Это возможно только благодаря сохранению собственной культуры, вырастающей из традиций. Не только осознание субъективного духа, в данном случае исходящего из объективного духа общества, необходимо человеку, но и осознание себя как некоего воплощения ценностей, которые выстраиваются из сущности homo ethicus, берущей начало в духовности и нравственности. Как отмечают В.Н. Гончарова и Н.А. Попова, «поиск духовных ориентиров, которыми будет руководствоваться общество в XXI в., по мнению многих исследователей, предполагает анализ и четкое понимание каждым индивидом в рамках процесса общественного бытия особого места и роли духовно-нравственных традиций как системообразующих ценностей» (2015: 1568).

Для формирования полноценной личности, значимой и способствующей дальнейшему развитию общества, укреплению духовно-нравственных ориентиров, сохранению социальной памяти и социального кода собственной культуры, представители системы образования в первую очередь должны обратить пристальное внимание на традиции и духовно-нравственные ценности как на инструмент воспитания поколения, бережно относящегося к корням и ветвям древа собственной культуры.

Передача традиций и духовно-нравственных ценностей возможна только благодаря социально-коммуникативным практикам. Если исходить из классического понимания практики, то ее следует определить как осознанную и целенаправленную деятельность человека, ориентированную на преобразование общества и природы. Однако современные социально-гуманитарные науки этот термин наполняют все новыми и новыми смыслами, усиливая его роль в процессе понимания общества.

Сегодня к исследованию понятия современных социально-коммуникативных практик, которые в первую очередь связаны с информационными коммуникациями, более всего применим феноменологический подход, подразумевающий, что социальную действительность человек создает сам, интерпретируя смыслы мира. Также используются структуралистский подход, где главную роль играет структура, которая формирует мыслительные процессы и влияет на деятельность людей, и марксистский, где социальная практика выступает в качестве целенаправленной преобразующей деятельности субъекта.

При анализе современных коммуникативных практик необходимо прибегать к ко всем трем подходам, поскольку основные тенденции изменения общества сегодня связаны с информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями, которые как изменяют саму структуру социальных связей, так и образуют новые их виды. Глубокое исследование этой целенаправленной обществопреобразующей деятельности человека выявляет новые вопросы, демонстрируя то, как информационно-коммуникативные практики создают структуры, влияющие на мыслительные

процессы и деятельность социума. При этом именно информатизация, виртуализация обусловливают применение феноменологического подхода, позволяющего интерпретировать смыслы социальной действительности.

С середины XX в. в научный оборот вошли понятия «виртуальность», «виртуальная реальность», «виртуальный мир», подразумевающие искусственную среду, созданную новыми технологиями. Виртуальная реальность изучается в рамках различных наук (физики, математики, программирования, социологии, психологии и т. д.), раскрывающих отдельные грани и свойства этого феномена. Каждая наука находит и выделяет все новые качества виртуальной реальности.

Сегодня виртуальная реальность, изменяя привычное понимание явлений и актуальных вопросов, стала неотъемлемой частью повседневной жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому возникла необходимость исследования этого явления с помощью естественных и социально-гуманитарных наук. В рамках социологии, психологии и философии виртуальная реальность предстает как новый способ видения мира. Анализ особенностей взаимодействия человека и киберпространства помог осмыслить саму виртуальную реальность как неотъемлемую часть нового мира, которая влияет на мировоззрение и культуру общества. Виртуальная реальность, присутствуя во всех сферах современного мира, не только дополняет действительность, но и становится самостоятельной реальностью, которая часто может выступать как замена объективной действительности. Для современного человека такие понятия, как виртуальное общение, виртуальная дружба, виртуальная любовь, являются привычными. Виртуа-лизировались искусство, образование, экономика и т. д. Виртуальное пространство сегодня - это непосредственный участник социализации человека.

Под влиянием этих процессов трансформируются мировоззренческие позиции индивида, так как виртуальная реальность создает новые ценности, а традиционные - адаптирует под новый фокус цифрового мира. Исследуя тенденции и механизмы изменения сознания человека, мы пытаемся понять, каковы границы этих изменений, не стоит ли общество перед угрозой радикальной деконструкции внутреннего мира человека. Философский анализ, который включает в себя всестороннее изучение это вопроса, на наш взгляд, позволит прогнозировать возможность культурных или антропологических кризисных последствий данного мировоззренческого перелома.

Реперные точки мировоззренческих ориентиров современного человека «лежат в плоскости дихотомических цепочек, характеризующих сам процесс трансформации как противоречивый, двойственный, находящийся в стадии становления» (Зорина, Музашвили, 2014: 6). Дихотомические цепочки включают в себя чаще всего противоречивое отношение к собственному «я» и определяющим его факторам и явлениям. Эти цепочки состоят из реального и виртуального, естественного и имплантированного. Точка перехода от реальности к виртуальности, а следовательно - признания новых имплантированных цифровым миром в общество и человека ценностей, является той самой реперной точной нового мировоззрения, связанного с виртуальностью.

Виртуальная среда формирует ценности, которые не имеют свойства иерархичности, их можно сравнить с каскадами. Виртуализация и цифровизация - это уже необратимые и объективные процессы. Мы можем говорить только о правильном использовании этих платформ, чтобы они не служили для разрушения духовной и социальной сущности человека, а содействовали сохранению и созиданию.

Неизбежная цифровизация практически всех сфер деятельности жизни современного человека изменяет и его взгляды на собственное (индивидуальное и социальное) бытие, ценностную систему. Поэтому сегодня науку должны волновать не только экономические, технические аспекты этого феномена, но и этические, влияющие на формирование нового цифрового индивида. Неотъемлемой частью цифрового мира априори считаются коммуникативные практики, и именно в этом вопросе возникает множество антиномий, которые наглядно показывают необходимость разработки или трансформации традиционных этических норм, подстраивания их под новую реальность. Несмотря на то что данные коммуникативные практики используются не первый десяток лет, человек не всегда эффективно и позитивно применяет эту платформу. В обыденном сознании цифровая среда - свободная зона, где человек считает, что может стать «невидимкой», скрываясь за безликим ником. Погружаясь в виртуальную среду, он рискует потерять реальные социальные связи. Цифровая среда содержит около 10 % контента, отвечающего этическим принципам. Поэтому нужно коммуникативные практики сделать инструментом трансляции и сохранения ценностных ориентиров.

Внедряясь в социальные практики, каждая технологическая (промышленная) революция трансформировала общественную реальность со всеми ее составляющими. Новые реалии изменяют общественный уклад: появляются иные интересы, взгляды на жизнь и отношение к ценностям, которое или трансформирует уже существующие ценности или вносит новые. По словам М. Кастельса, «технологическая революция с информационными технологиями в центре заново и ускоренными темпами формирует материальную основу общества» (2000: 13), можно добавить, что помимо материальной основы формируется и духовная.

Четвертая техническая революция, которая является логическим продолжением предыдущей информационной, усилила роль цифровой составляющей как в создании общественных идеалов, ориентаций, так и в формировании личности. По прогнозам некоторых современных ^-специалистов, в новом цифровом мире «человеку можно будет предложить нечеловеческий опыт, создавая симуляторы реальности, да и просто реальность с другими принципами взаимодействия между объектами и субъектами, формируемыми правами доступа и законами перемещения. Вслед за этим будут меняться и этические, и эстетические принципы человека, и его способ познания действительности»1. Однако возникает вопрос об основаниях этих новых реальностей, рождающих, по сути, нового человека. Данная проблема диктует необходимость определения базовых этических ценностей, которые должны составлять фундамент любого общества, в том числе информационно-цифрового.

2020 год, несомненно, доказал, что в современном социальном пространстве цифровая среда занимает ключевые позиции и научно-технический прогресс способствует их укреплению. В то же время человек пришел к осознанию того, что в цифровой среде пока отсутствуют понятия универсальной этики. Например, вся личная информация, размещенная на той ил иной интернет-площадке, теряет конфиденциальность, что влечет за собой опасность ее использования не только для аморальных манипуляций, но и для нелегальных. Здесь затрагивается область ряда ценностей личности, таких как свобода, безопасность и т. д.

Цифровой мир заставляет по-новому взглянуть на проблемы свободы и безопасности, поскольку все более становится очевидной уязвимость механизмов, которые регулируют и обеспечивают защиту личности в реальном (физическом) мире. Стерев границы в традиционном их понимании, цифровая революция внесла масштабные изменения как в жизнь отдельного человека, так и в жизнь в глобальном смысле. Поэтому информационно-цифровая этика рассматривается как глобальная этика, обращенная ко всем человеческим отношениям и действиям в цифровом пространстве.

Таким образом, ключевой ценностью информационно-цифровой среды становится информация. Выделяются четыре класса ценностей информационно-цифровой этики (Лищенко, Де-дюлина, 2014):

1) модальные (связаны с логичностью и возможностью осуществления);

2) гуманитарные (связаны с доверием, безопасностью, конфиденциальностью, честностью и т. д.);

3) разъясняющие (связаны с возможностью использования информации, ее доступностью и недоступностью);

4) конструктивистские (связаны с нравственностью и нормативностью информации).

Основаниями такого деления является то, что современное информационное общество,

субстанциональной основой которого можно считать информацию, формирует новую материальную и духовную среду жизни человека. Служа средством межличностных взаимоотношений, информация выступает определяющим фактором социокультурного бытия личности.

Здесь можно говорить о важном значении именно конструктивистских ценностей информационной этики, так как они являются особым классом ценностей цифровой культуры, которые подразумевают возможность различных форм расширения и изменения цифровой сферы как элемента социального бытия. Конструктивистские ценности зависят от конструкта (сформированного человеком оценочного шаблона, используемого для понимания и объяснения мира). Сам по себе конструктивизм подразумевает то, что знание не отражает объективную реальность, а является способом организации личного опыта в процессе жизнедеятельности.

При этом также возникает вопрос о том, что влияет на формирование этого конструкта для современного человека, неразрывно связанного и зависимого от информационно-цифровой среды? При ответе на него следует выяснить, на что ориентируется индивид при выборе услуг, товаров, книг, музыки, а иногда и жизненных ориентиров. Как правило, он ищет отзывы в Интернете о том, что ему нужно, мониторит социальные сети в поисках рекомендаций пользователей, желательно медиазвезд. Причем в число последних сегодня входят не только артисты, политики, журналисты, которые могут быть интеллектуальной элитой, но и всевозможные блогеры и представители виртуальных площадок, которые иногда не отличаются ни интеллектом, ни аналитическим умом, ни этичным поведением. Более того, в сетевом пространстве звездами становятся те, кто может эпатировать публику неординарным поведением. Сеть можно сравнить с зазеркальем из «Алисы в стране чудес», но это кривое зазеркалье, где наглость, хамство, а часто разврат и аморальность принимаются за храбрость и героизм, действительность подменяется видимостью и навязываются псевдоценности, иначе говоря - это мир симулякров Ж. Бодрийяра (2015).

После того как человек вносит в поисковую строку определенный запрос, он начинает получать

1 Лисовский С. Конец аналогового мира: индустрия 4.0, или что принесет с собой четвертая промышленная революция [Электронный ресурс] // Теории и практики. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/14610-konets-analogovogo-mira-industriya-4-0-ili-chto-prineset-s-soboy-chetvertaya-promyshlennaya-revolyutsiya (дата обращения: 10.10.2022).

спам-рассылку на электронную почту с предложением того, что ему «нужно», на каждой странице социальной сети выскакивает реклама о том же. В результате этого псевдоанализа индивид создает свой шаблон и начинает ему следовать. Сознание пользователя подвержено постоянному потоку информации, который выстраивает систему его ценностей. Следовательно, данные ценности выступают в качестве лекал, по которым поведение человека сопоставляется с абстрактными установками, привязанными к условной «образцовой» ситуации. Таким образом, автономия морали и объективность нормы теряются. Встраиваясь в процесс самонастройки предпочтений и ожиданий индивида в коммуникативно-активном социальном пространстве, слепое следование социальным лекалам создает дополнительные условия для увеличения доли несвободы человека во всех отношениях (Силантьева, 2018: 78). Эти лекала и есть «идолы театра», которые преобладают в современном мире и создают мировоззренческую систему как отдельной личности, так и общества в целом.

По данным опроса на сайте Simpoll.ru, респонденты в большинстве своем считают, что в информационном пространстве мало места уделено этике и этическим правилам (рисунок 1). Необходимость определить границы этичного, неэтичного и антиэтичного обусловила появление новой области этики - киберэтики, включающей в себя вопросы конфиденциальности, свободы, безопасности, доступности информации, защиты авторских прав и др.

■ Придеживаются часто ■ Иногда придерживаются

■ Никогда не придерживаются ■ Не могу ответить

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос: «Придерживаются ли этических правил в информационном пространстве?»

Об этике в информационном пространстве пишут и говорят много, существуют кодекс справедливого использования информации, введенный Министерством здравоохранения и социальных служб США еще в 1973 г., этический кодекс, разработанный международной некоммерческой организацией International Information System Security Certification Consortium (ISC), в каждой стране, включая Россию, действует закон «О персональных данных»1. Несмотря на это, наблюдается этический релятивизм цифрового мира.

На одной из многочисленных международных конференций, где обсуждались вопросы информационно-цифровой этики, прошедшей 2018 г. под названием Debating Ethics в Брюсселе, был поднят вопрос о том, можно ли адаптировать к информационной среде уже существующие этические правила, например категорический императив И. Канта, переформулировав его так: «относись к данным других так же, как бы ты хотел, чтобы отнеслись к твоим данным». Однако сегодняшний цифровой мир включает в себя не только человека и машину (технику), возникает проблема регулирования поведения машины, наделенной искусственным интеллектом. Сегодня на уровне глобального сообщества, отдельных государств отмечаются попытки регулировать ценностное отношение к личности, ее свободе, безопасности и права. Однако сможет ли человек диктовать какие-либо ценности искусственному интеллекту - об этом следует задуматься человечеству, находящемуся в эйфории от технических побед, которые, несомненно, упрощают нашу жизнь, но одновременно делают своими рабами.

Данные проблемы возникают как следствие неправильного восприятия виртуальной среды и противопоставления ее социальной действительности. Необходимо осознать цифровое простран-

1 О персональных данных [Электронный ресурс] : Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ство как часть социальной действительности, где человек представляет собой все то же, что и в реальном социальном пространстве, а не нечто обезличенное, его деятельность должна вписываться в традиционные социальные, этические и правовые нормы. Однако в силу новизны и незнания большинство воспринимает его как пространство, свободное от всех правил, подобно подростку, оставшемуся дома без родителей и пытающемуся воспользоваться свободой. Так же, как и этот подросток, человек может осознать ошибки лишь после того, как цифровое общество подойдет к своей зрелости. Индивид относится к цифровой среде сейчас как субструктуре (Шелер, 1988), включающей в себя экономический, политический элементы, но суперструктуру (Шелер, 1988), которая состоит из духовных и идеальных форм, неосознанно исключает из этого бытия. При этом именно данная среда является основным инструментом формирования новых ценностей. Правильное применение этого инструмента, без подмены псевдоценностями истинных ценностей, позволит избежать «порождения, при помощи моделей, реального без истока и реальности» (Бодрийяр, 20415), где человеку дан лишь эффект реальности, игра в реальность, а не сама реальность.

Истинная реальность сама по себе становится ценностью с заключенными в нее истинными ценностями. Пустая реальность, или псевдореальность, не может содержать никакой информации, а истинная реальность как ценность схожа с семенами, она может дать информацию о целом древе и отразить не только материальную сторону, но и духовную составляющую. Подменяя реальность псевдореальностью, ассоциирующейся с виртуальной реальностью, современный индивид заменяет истинные ценности «фантомами»: «Человек стремится уловить, определить, сформулировать смыслы, не отличающиеся постоянством и устойчивостью» (Береснев, 2022: 123).

Нет сомнения в том, что современные коммуникативные практики можно применять в качестве транслятора духовных ценностей, но на сегодняшний день, на наш взгляд, общество не вполне воспринимает их как новые возможности для духовного обогащения общества.

В результате можно сделать следующие выводы.

- В социальной философии стабильным считалось общество, которое подчиняется традиции. В обществе основополагающим и системообразующим элементом является культура, ядро которой составляют традиционные ценности, служащие гарантом духовной стабильности. Под духовной стабильностью понимается взимосогласованность культуры, заключающая в себе обязательную преемственность традиций и рациональное внедрение инноваций, не нарушающее этические и моральные установки общностей, составляющих культурную матрицу государства или народа.

- Традиции и традиционные ценности - ядро матрицы духовной жизни социума, связывающие поколения, сохраняющие социальную и культурную память.

- Традиции связаны с духовной и материальной сферами человеческой жизни и общества. Следование традициям способствует сохранению устойчивости социума в экономическом, политическом, социальном и духовном плане.

- Современные информационно-коммуникативные практики на сегодняшний день не вполне правильно ориентируют человека в ценностном аспекте, так как в большинстве своем на место истинных ценностей ставятся псевдоценности.

- Современные информационно-коммуникативные практики могут позитивно влиять на духовное обогащение общества только в том случае, если человек будет действовать в виртуальном пространстве, осознавая это бытие как состоящее и субструктуры и суперструктуры.

Список источников:

Береснев И.М. Синтез тела и разума как антитеза искусственному интеллекту // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 32, № 2. С. 119-127. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2022-32-2-119-127.

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / пер. с фр. А. Качалова. М., 2015. 240 с.

Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1566-1569.

Зорина Е.В., Музашвили Д.З. Россия и глобализация: проблемы ценностной трансформации сознания личности // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2014. № 4 (16). С. 4-9.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000. 608 с.

Лищенко А.В., Дедюлина М.А. Современные проблемы компьютерной этики // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12-2 (40). С. 125-127.

Силантьева М.В. Ценностные лекала современной культуры: религия, право, мораль // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Философия. 2018. № 2. С. 76-81.

Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии / общ. ред. Ю.Н. Попова. М., 1988. С. 31-95.

References:

Baudrillard, J. (2015) Simulacra and Simulation. Moscow, Postum. (In Russian).

Beresnev, I.M. (2022) Synthesis of Body and Mind as Antithesis to Artificial Intelligence. Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 32 (2), 119-127. Available from: doi:10.35634/2412-9550-2022-32-2-119-127. (In Russian).

Castells, M. (2000) The Information Age: Economics, Society and Culture. Moscow, HSE. (In Russian). Goncharov, V.N. & Popova, N.A. (2015) Spiritual and Moral Values in System of the Public Relations. Fundamental Research. (2-7), 1566-1569. (In Russian).

Lishchenko, A.V. & Dedyulina, M.A. (2014) Modern Problems of Computer Ethics. Humanities Scientific Researches. (12-2), 125-127. (In Russian).

Scheler, M. (1988) The Human Place in the Cosmos. In: Popov, Yu.N. (ed.) The Problem of Man in Western Philosophy. Moscow, Progress, 31-95. (In Russian).

Silantieva, M.V. (2018) Valuable Lecals of Contemporary Culture: Religion, Right, Moral. Proceedings of Voronezh State University. Series: Philosophy. (2), 76-81. (In Russian).

Zorina, E.V. & Muzashvili, D.Z. (2014) Russia and Globalization: Problems of Value Transformation of Personal Consciousness. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. (4), 4-9. (In Russian).

Информация об авторе Л.Б. Омарова - кандидат философских наук, доцент департамента гуманитарных наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=703273.

Information about the author L.B. Omarova - PhD, Associate Professor, Department of Humanitarian Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=703273.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 16.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 11.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.