Научная статья на тему 'Особенности представлений о «Свободе» и «Несвободе» курсантов высших военных учебных заведений'

Особенности представлений о «Свободе» и «Несвободе» курсантов высших военных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
697
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
Военно-учебное заведение / Курсант / студент / социальные представления / уровень восприятия / свобода / духовная свобода / социальная свобода / инфантильная свобода / абсолютная свобода / полимодальная свобода / несвобода / Social representations of "freedom / the level of real freedom perception / the level of desirable freedom perception / Spiritual freedom / social freedom / infantile freedom / freedom as power / complete freedom / unfreedom

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Атагунов Владислав Ильгизарович, Аникеенок Ольга Александровна, Атагунов Роберт Ильгизарович

В статье нашли отражение результаты исследования, направленного на выявление структуры социальных представлений о «свободе» и «несвободе» курсантов высших военно-учебных заведений, а также уровень их переживания собственной реальной и желаемой свободы. Результаты проведенного исследования отражают особенность восприятия данных понятий курсантами и студентами. Полученные в ходе исследования данные могут представлять интерес для военной психологии и педагогики, а также для психологии социального познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Атагунов Владислав Ильгизарович, Аникеенок Ольга Александровна, Атагунов Роберт Ильгизарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reflects the research results to find out the social representations structure of "freedom" and "not freedom" of students of military training institutions and the level of emotional experience of their own real and desired freedom. The results of the research also reflect the peculiarity of perception of these notions by military and civil students. The research data may be of interest to military psychology and pedagogy and also to the psychology of social cognition.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений о «Свободе» и «Несвободе» курсантов высших военных учебных заведений»

Атагунов В.И., Аникеенок О.А., Атагунов Р.И.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О «СВОБОДЕ» И «НЕСВОБОДЕ» КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Армия, как социальный институт, в котором присутствуют объективные ограничители личностной свободы, влияет на восприятие и переживания собственной свободы молодым человеком, причем не важно, проходит ли он срочную службу или обучается в военном учебном заведении. Это предположение основывается на том, что «военно-социальное взаимодействие имеет свою специфику, обусловленную его стратегической нацеленностью на вооруженную борьбу с противостоящим противником в условиях экстремальных ситуаций современного боя» [1, с. 26]. Г. А. Давыдов, выделяя существенные особенности межличностного взаимодействия в армии, говорит о «вынужденности и нормированно-сти», а также «дискретности (асимметричности субординационных отношений)» социальных отношений [7, с. 64]. Подобные особенности межличностных взаимодействий в специфической милитаризованной социальной системе может вызвать состояние фрустрации у субъекта, который очутился в ней. В исследованиях Е.И. Кузьминой специально выделяется понятие фрустрации от свободы и несвободы. «Несвобода - фрустрационное состояние, возникающее у человека при осознании и переживании того, что границы возможностей, мешающие самореализации, непреодолимы, а также в результате совершения им несвободного действия, несвободного выбора (с редуцированной, искаженной картиной компонентов, процессов, возможностей деятельности) под влиянием другого человека, группы, традиций, стереотипов и т.д.» [8, с. 87]. Несвобода в условиях армии носит объективный характер, так как связана с серьезными ограничениями: в выборе действий, пространства, движений и окружающих людей, в возможности распоряжаться собственным временем, в самовыражении и др., и как следствие может вызвать состояние фрустрации.

Молодой человек, который, достигнув совершеннолетия, пережил в «гражданской жизни» состояние «свободы», попадает под всесторонний контроль со стороны командиров, норм воинской дисциплины и устава. По мнению Р.А. Абдурахманова, следствием такой ситуации у молодого человека может возникнуть «внутренний конфликт и сработать психологическая защита лично-

сти в форме регрессии, т.е. психологического возврата в подростковый период с характерной демонстративностью, непредсказуемостью, замкнутостью и т.д. ... Совершаемые при этом проступки, нарушения порядка подчиненности внешне достаточно злостные, могут, по сути, являться проявлением защитной реакции подросткового типа» [1, с. 35]. Вследствие этого, по мнению военного психолога, «важно понять молодого воина, помочь ему осознать свою значимость и проявить ответственность как вооруженного защитника Родины, создать условия для реализации стремления к самостоятельному принятию решений, что ускорит адаптационный процесс» [1, с. 35].

В официальных документах, к примеру, в Указе Президента РФ от 10.11.2007 года № 1495, подробно говорится о значении знаний о психологических особенностях военнослужащих и необходимости учета их психологических состояний вышестоящими по чину военными для обеспечения боеспособности Российской армии. Особенности адаптации молодых людей к военной службе, а также морально-психологические качества личности военнослужащего, влияющие на эффективность службы в армии, являются одними из основных проблем изучения военной психологии. Для того чтобы их разрешить, необходимо исследовать механизмы познания социальной реальности у военнослужащих.

В социальной психологии предпринималось немало попыток разработать и обосновать некоторый общий подход к исследованию процессов социального познания. Одна из них основана на теории "социальных представлений" С. Московичи, который понимает под социальными представлениями сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Социальные представления есть осмысленные знания, они являются в современном обществе эквивалентом тому, что в традиционных обществах рассматриваются как мифы и верования [10].

По мнению Г.М. Андреевой, социальные представления выполняют три основные функции:

1) описывают, классифицируют и объясняют события (инструмент познания социального мира);

2) направляют коммуникацию в группе, обозначают ценности, регулирующие поведение (способ опосредования поведения);

3) способствуют сохранению сложившейся картины мира (средство адаптации).

Реализацию этих функций обеспечивает особый механизм возникновения социального представления. Он включает в себя зацепление, персонализацию и фигурацию (объективацию), натурализацию [2].

Следует отметить, что выбор профессии и начало ее постижения также сильно влияет на социальные представления молодых людей. Так, в теории П. Бергера и Т. Лукмана, социальные представления в процессе вторичной социализации, которые тесно связаны с профессиональным становлением индивидуума, претерпевают изменения, трансформируются. Формальные процессы вторичной социализации детерминированы предшествующим ей процессом первичной социализации и, следовательно, опираются на уже сформировавшийся интернализированный мир и «Я - концепцию» личности молодого человека. «Любое новое содержание, которое теперь нужно интернализировать каким-то образом, должно накладываться на уже существующую реальность. Поэтому возникает проблема согласованности между первоначальной и новой интернализациями» [6, с. 227]. Эти трансформации тем сильнее, чем большие изменения происходят с личностью. Зачисление в военные учебные заведения и обучение в них, безусловно, могут изменять социальные представления молодых людей, особенно о такой категории, как «свобода».

Итак, социальные представления рождаются в обыденном, повседневном мышлении личности с целью осмыслить, адаптировать к себе, интерпретировать объективную реальность и на основе этого выстроить свое поведение. Следовательно, чтобы понять социальные представления человека, в том числе военнослужащего, необходимо выяснить, как он объясняет те или иные явления социальной жизни.

Социальные представления молодых людей о «свободе» только недавно стали предметом изучения отечественных психологов и социологов. С результатами подобных исследований можно ознакомиться в трудах Б.С. Алишева и О.А. Аникеенок [3], Е. И. Кузьминой [9], И.А. Самковой [12], М.А. Шабановой [14]. Стоит отметить, что полученные результаты сильно отличаются друг от друга. Авторы не ставят своей целью отразить материалы сравнительного анализа этих результатов в данной статье, но отмечают, что в качестве респондентов в указанных исследованиях выступали гражданские лица. Необходимость изучения социальных представлений военнослужащих и выявление различий их содержания с результатами «гражданских» молодых людей и побудил авторов данной статьи к проведению соответствующего эмпирического исследования.

Вся выборка исследования состояла из 416 респондентов. Гражданские вузы были представлены 306 студентами третьих и четвертых курсов, обучающимися в Башкортостане и Татарстане. Стоит отметить, что в качестве респондентов из гражданских вузов выступали только юноши, что позволило более объективно сопоставить результаты двух групп исследуемых. Военно-учебные заведения были представлены 110 курсантами третьих-четвертых курсов высшего военного командного и высшего артиллерийского командного училищ, дислоцирующихся в Казани.

В исследовании применялась авторская полупроективная методика, направленная на изучение уровня восприятия реальной и желаемой свободы, а также на изучение социальных представлений о «свободе» и «несвободе» [5]. Респондентам предлагалось из списка, включавшего исторических деятелей, киногероев, литературных персонажей и т.п., выбрать не более трех, которые, на их взгляд, являются самыми «свободными», и обосновать свой выбор несколькими словами. После этого респондентам надо было разместить выбранные персонажи на шкале «абсолютная свобода - абсолютная несвобода». Далее респондентам предлагалось из другого списка персонажей выбрать 3 самых, на их взгляд, «несвободных», и проделать с ними аналогичную процедуру. Третий этап работы с данной методикой - размещение меток на шкале, которые бы обозначали их реальный уровень восприятия свободы («Я - реальное») и желаемый («Я - идеальное»).

Анализ результатов исследования стоит начать с описания уровня восприятия реальной и желаемой свободы. В целом отличий в средних значениях в уровнях восприятия реальной и желаемой свободы между студентами и курсантами по 1 - критерию Стьюдента не прослеживается (вероятность, соответствующая парному критерию Стьюдента с двухсторонним распределением не находится в зоне значимости). Полученный результат не соответствует гипотезе, выдвинутой нами ранее. Объективно существующие условия ограничения физической свободы (в пространстве, времени, передвижении и пр.) должны были повлиять на субъективное восприятие свободы. Молодой человек перед поступлением в военное заведение определенным образом воспринимает собственную свободу. Степень развития его свободы достаточно высока в силу уже сложившейся сепарации от родителей. Однако, попадая в данное специфическое учебное заведение, его поведение становится подконтрольным со стороны командиров и условий режима. Таким образом, у курсантов возникает диссонанс между

его когнитивными представлениями о собственной независимости и его поведением, которое опосредуется уставом и порядком военного заведения. Этот когнитивный диссонанс и соответствующая фрустрация личности может разрешиться либо исправлением поведения согласно его представлениям о собственной свободе, либо приведением в соответствие с поведением его восприятия собственной независимости согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера [13]. Как правило, следствием первого варианта является стремление курсанта к отчислению из военного вуза. Так, по данным исследования О.Д. Мулява, Е.Г. Вапилина, К.А. Кисина, в России «ежегодно 7 - 8 тысяч курсантов бросают учебу, а около 10 тысяч выпускников-лейтенантов уходят "на гражданку" в первые месяцы после получения диплома» [11, с. 122].

Оставшиеся молодые люди «выбирают» второй путь. Следствием этого пути является то, что личность начинает интерпретировать объективные условия ограничения свободы как «норму». В ментальности данных молодых людей условия ограничение свободы начинают играть роль необходимых факторов, способствующих поддержание и развитию боевого духа, высокой мобилизованности и успешности в профессиональной военной карьере. Можно предположить, что ко второй половине срока обучения в военном вузе курсанты уже просто не воспринимают «ограничители свободы» как ограничители.

У 80% студентов и курсантов разница в уровнях желаемой и реальной свободы составляет около 25 - 30%, что говорит о том, что в достижение «свободы» как ценности большинство молодых людей верят. Таким образом, для них она не является утопической категорией или просто абстрактным понятием. Уровень реальной свободы коррелирует с уровнем желаемой, т.е. чем выше степень восприятия реальной свободы, тем выше степень восприятия желаемой свободы. Данный результат свидетельствует о развитии уровня притязаний в процессе достижения определенной планки механизма самодостаточности и подтверждает, что «свобода» как ценность не может быть достижимой. Аналогичные результаты были получены на выборке взрослых людей [4].

Проведя контент-анализ обоснований выбора респондентов того или иного персонажа в качестве «свободного», мы выделили несколько типов представлений о «свободе» (см. табл. 1). Стоит сразу отметить, что 40,2% студентов и 39,5% курсантов имеют одновременно несколько трактовок категории «свобода» (полимодальный аспект). Как правило, в данных ответах присутствовали одновременно «социальные», «духовные» трактовки «свободы», а также трактовки

изучаемой категории «как власти и могущества». Этот факт свидетельствует о сложности самого феномена «свободы» и структуре его представлений у современных молодых людей.

Аспекты свободы Курсанты Студенты

% ранг % ранг

Духовная (духовная сила, стремление к саморазвитию, творческие способности) 17,6 2 23,7 2

Как могущество (сила и власть, материальная обеспеченность) 13,7 3,5 13,4 4

Социальная (независимость в социальных отношениях) 11,7 5 16,6 3

Инфантильная (отсутствие ответственности за свои действия) 13,7 3,5 5,5 5

Абсолютная (отсутствие ограничений в физическом пространстве) 3,9 6 0,8 6

Полимодальная (одновременно содержит несколько аспектов свободы) 39,5 1 40,2 1

Табл. 1. Аспекты представлений «свободы» двух выборок (% от общего числа каждой выборки и ранг)

Следует акцентировать внимание на то, что в некоторых ответах респондентов обеих групп прослеживается «политическая» и «негативная» (свобода как зло, анархия и хаос) интерпретация свободы, однако мы не можем их выделить в отдельную группу, так как они не являются доминирующими в представлениях отдельных представителей выборки.

Духовный аспект свободы, который доминирует в ментально-когнитивной структуре как курсантов, так и студентов, на наш взгляд, отчасти объясним процессом формирования «Я - концепции» в юношеском возрасте. Кроме того, этот аспект свободы позволяет утверждать, что для современной учащейся молодежи характерно преобладание философско-гуманистической трактовки данного феномена, связанного с внутренней независимостью и способностью к самореализации личности, что характерно в целом для российской ментальности.

Не столь частый выбор курсантами такого аспекта свободы, как социальная независимость, в отличие от студентов помогает понять, что молодые люди, которые осознанно поступают в военно-учебные заведения, изначально более толерантно относятся к особенностям взаимодействия с окружающими людьми в условиях строгой социальной субординации и иерархии. Без этой толерантности

курсанты испытывали бы постоянную фрустрацию, так как воспринимали бы «воинскую социальную зависимость» как серьезный ограничитель их свободы.

Из результатов также видно, что курсанты, в отличие от студентов, чаще понимают «свободу» как «отсутствие ответственности за свои действия и поступки», потому что в военно-учебном заведении ответственность за происходящее вокруг курсанта возлагается всегда на него. Повышенные требования к воспитательному и учебному процессу в военных вузах, а также тяжесть санкций за их невыполнение усиливают ответственность курсантов.

Одинаковая частота понимания властного аспекта свободы в обеих выборках может быть объяснима культуральными особенностями современного молодежного социума. Выраженность социальной установки на «доминирование -подчинение» в приведенных выборках должна быть примерно одинаковой. Гипотетически можно предположить, что именно она может влиять на представления о свободе, как «могуществе», у студентов и курсантов с установками на «доминирование», и таких субъектов в обеих выборках примерно одинаковый процент, т.к. данная социальная установка характеризует в целом культуру российского народа.

Проведенное исследование показало, что процент респондентов, которые понимают под «несвободой» одновременно несколько понятий, у курсантов военных вузов меньше (26,5%), чем у студентов гражданских вузов (34,8%) (поли-модальный аспект). Несмотря на это отличие, обе выборки по представлениям о «несвободе» более однородны по сравнению с представлениями о «свободе» (см. табл. 2).

Аспекты несвободы Курсанты Студенты

% Ранг % Ранг

Зависимость (от психоактивных веществ, социально-психологическая зависимость от других людей) 44,9 1 34,7 2

Физическое ограничение (в пространстве) 18,4 3 11,3 4

Подчинение (ролевое и статусное) 8,2 4 15,4 3

Ответственность (за свои действия или бездействия, ролевая и статусная) 2,0 5 2,4 5

Политическая несвобода 0,0 6 1,6 6

Полимодальная несвобода (одновременно содержит несколько аспектов несвободы) 26,5 2 34,8 1

Табл. 2. Аспекты представлений «несвободы» двух выборок (% от общего числа каждой выборки и ранг)

Для многих молодых людей химическая зависимость1 является доминирующей в представлении «несвободы». Этот факт вполне объясним. В последние 10-15 лет зависимость молодежи от табака, алкоголя, наркотиков является настоящим бичом для нашего общества. Родители юношей различным образом пытаются оградить своих детей от пагубного влияния улицы, где культивируется применение наркотиков, алкоголя и т.д. В том числе, путем убеждения в необходимости поступать в военно-учебные заведения. Возможно, поэтому среди выборки курсантов «несвобода» чаще отождествляется с химической зависимостью, нежели в среде студентов, в которой употребление пива, крепких спиртных напитков, легких наркотиков входит, к сожалению, в норму. Страх перед зависимостью от психоактивных веществ у курсантов более выражен, чем у студентов, а «подчинение» как несвобода менее выражено, и, тем самым, не вызывает страха.

Понимание «несвободы» как физического ограничения в среде курсантов можно объяснить объективными факторами обучения в военных заведениях. Строгий распорядок дня, редкие увольнения и т.д., по мнению курсантов, являются факторами ограничения свободы.

Подводя общий итог, отметим, что условия обучения в высших военноучебных заведениях влияют на структуру социальных представлений о «свободе» и «несвободе» и степень их переживания. Однако ко второй половине срока обучения в учебных заведениях отличий по уровням восприятия собственной реальной и желаемой свободы у курсантов и студентов не прослеживается. На наш взгляд, это обусловлено тем, что:

- в военно-учебные заведения, возможно, поступает большой процент юношей с изначально высоким уровнем толерантности к ограничителям свободы (одним из условий повышенной толерантности выступают такие мотивы, как патриотические чувства, семейные традиции, удовлетворение желания родителей, желание получить бесплатное образование, страх перед зависимостями и др.) [11, с. 122];

1 Химической зависимостью называют зависимость от психоактивных веществ (ПАВ), т.е. любых веществ, которые при введении в организм человека оказывают влияние на психические процессы: восприятие, настроение, внимание, способность к познанию, поведение и т.д. Некоторые из ПАВ отнесены к наркотическим (морфин, героин, амфетамин и др.), другие не отнесены (алкоголь, никотин, кофеин и т. д.). - Прим. авт.

- курсанты, которые были фрустрированы сильным воздействием объективных факторов ограничения свободы в военном вузе, отчисляются по собственному желанию на первом-втором курсах обучения;

- часть курсантов адаптируется к ограничениям свободы, что позитивно влияет на снижение уровня фрустрации и сказывается на восприятии их собственной свободы (разница в уровнях восприятия желаемой и реальной свободы приближается к 25-30% и представляет собой норму для российской выборки)

[5].

Приведенные в статье фактические данные можно рассматривать как фундамент для дальнейшего более глубокого исследования проблемы социальных представлений военнослужащих.

* * *

1. Абдурахманов Р.А. Военная психология: методология, теория, практика. М.: Воен. ун-т, 1996. 260 с.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.; Аспект Пресс, 1997. 288 с.

3. Аникеенок О.А., АлишевБ.С. Сущность свободы в представлениях современной студенческой молодежи // Представления современных студентов о жизненных ценностях и своем профессиональном будущем: сб. науч. тр. / под. ред. Б.С. Алишева. Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 206. 152 с.

4. Атагунов В.И. Изучение особенностей интерпретации содержания ценностной категории «свобода» студентами и взрослыми людьми // Влияние древней цивилизации Казани на развитие современного города: проблема преемственности. VII студенческая научно-практическая конференция “Интеллект-Образование-карьера». (г. Казань, 15 апреля 2005 г.): тезисы докладов. Казань: Отечество, 2005. С. 12-14.

5. Атагунов В.И. Особенности понимания сущности свободы российской учащейся молодежью // Ценностные ориентации и социальные установки студентов: сб. науч. тр. / под. ред. Б.С. Алишева. Казань: ИПП ПО РАО, изд-во «Отечество», 2008. С. 38-47.

6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: “Медиум”, 1995. 323 с.

7. Давыдов Г.А. Психологические проблемы повышения эффективности обучения курсантов военных училищ: дис. ...канд. психол. наук. М., 1976.

8. КузьминаЕ.И. Исследование детерминант свободы-несвободы от фрустрации // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 86 - 95.

9. Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 336 с.

10. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. №1. С. 3-18. №2. С. 3-14.

11. Мулява О.Д., Вапилин Е.Г., Кисин К.А. Отчисление курсантов: причины и мотивация // Социологические исследования. 2007. №7. С. 122-129.

12. Самкова И. А. Представления о свободе как показатель культурной дифференциации групп [Электронный ресурс]. // Материалы II Всероссийской научной конференции СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ-2005. Будущее России: стратегии развития (14-15 декабря 2005 г. Москва). ЦКЬ:

Ьйр://НЬ. socio.msu.rU/l/library? е=ё-000-00--^ог--00-0-0-0рготр1;-10—4-0-11—1 -т-50---20-

аЬоШ;—00031 -001-1 -0windowsZz-1251 -

10&a=d&c=sor&c1=CL1&d=HASHda9426d24ec8afd05703c8.5.5.20#HASHda9426d24ec8afd05703 с8.5.5.20, свободный

13. ФестингерЛ. Теория когнитивного диссонанса: пер. А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999. 318 с.

14. ШабановаМ.А. Образы свободы в реформируемой России // Социологические исследования. 2000. № 2. С. 29-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.