СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
ВОСПРИЯТИЕ СОБСТВЕННОЙ СВОБОДЫ И САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В. И. Атагунов, О. А. Аникеенок
Данная статья отражает основные результаты проведенного исследования, направленного на выявление качества взаимосвязи между воспринимаемым уровнем собственной свободы человека и уровнем развития его самооценки. Объектом проведенного исследования явились молодые люди, что обуславливает его актуальность.
Ключевые слова: социальные представления о «свободе», уровень восприятия реальной свободы, уровень восприятия желаемой свободы, «Я - концепция», уровень самооценки личности, уровень притязаний личности, духовная свобода, социальная свобода, инфантильная свобода, свобода как могущество, абсолютная свобода.
The present article shows the main results of the research which examined the interaction quality of the perceived level of one's own freedom and the level of one's self-appraisal. Young people were the object of the study, that's why it is a topical problem today.
Key words: social representations of «freedom», the level of real freedom perception, the level of desirable freedom perception, «I-conception», the level of personality self-appraisal, the level of personality claiming, spiritual freedom, social freedom, infantile freedom, freedom as power, complete freedom
Юношеский возраст характеризуется активным становлением самосознания человека, формированием его «Я-концепции». У молодых людей в этот период складываются более или менее устойчивые представления о самом себе, о своем месте, которое он занимает в кругу семьи, сверстников
и социуме в целом. Данный период жизни человека также характеризуется тем, что у него «формируются представления о сущности и содержании фундаментальных ценностей и норм, регулирующих социальные отношения людей...» [1, с.12]. Т. Тулк и И. Кон при описании основных пси-
хосоциальных характеристик данного возраста отмечают, что этот период является наиболее сензитивным в формировании представлений о свободе и, особо важно, в ее переживании и реализации [7, 6].
Таким образом, установление взаимосвязи между уровнем развития самооценки, как категории, отражающей формирование «Я - реального» и «Я - идеального» в «Я - концепции» с восприятием собственной свободы, что обуславливает актуальность данного исследования.
Выборкой исследования послужила учащаяся молодежь. В целом, в исследовании принимали участие 610 студентов вузов и средних профессиональных учебных заведений (ссуз) Татарстана и Башкортостана различных профилей: медицинского, технического, экономического, юридического, социально-психологического.
В качестве методики по восприятию субъективного уровня собственной свободы применялась авторская одноименная психосемантическая шкала [3]. Методика предусматривала оценку респондентами на вертикальной стобалльной шкале уровня реальной и желаемой свободы, где верхняя отметка означала «абсолютную свободу», а нижняя «абсолютную несвободу». Кроме того, данная методика позволяла выявить содержание представлений о «свободе» и «несвободе» у молодых людей, путем размещения на шкале трех самых «свободных» и «несвободных» (на взгляд респондентов) реальных, исторических или художественных персонажей, заранее заданных исследователем или
предложенных самим респондентом с аргументацией своего выбора. Отметим сразу, что в данной статье не будут подробно рассматриваться социальные представления о «свободе - несвободе», так как цель работы чуть иная. Желающие ознакомиться с этими результатами могут их найти в других работах [3,4].
Взаимосвязь уровня восприятия собственной реальной/желаемой свободы с показателями самооценки и уровнем притязаний определялись на основе корреляционного анализа. В исследовании приняло участие 104 студента факультетов «физической культуры», «социальной педагогики и психологии», «педагогики детства» Бирской государственной социально-педагогической академии. Данный вуз был специально выбран в качестве экспериментальной площадки, так как здесь обучается молодежь, представляющая большинство национальностей волжско-камского региона (русские, татары, башкиры, удмурты, марийцы), что позволяет говорить о репрезентативности выборки по данному критерию. Кроме того, профессиональная специфика данного вуза позволяла исследовать изучаемые нами феномены и корреляции между ними у студентов педагогических и психологических специальностей, которые в ближайшее время будут непосредственно участвовать в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения и, в том числе, оказывать влияние на степень развития их свободы. Профессиональная направленность данного учебного заведения обусловила гендерную осо-
бенность нашей выборки (79% девушек и 21% юношей). Средний возраст респондентов составил 21 год.
Для диагностики самооценки использовалась методика как: модифицированная А. М. Прихожан методика Дембо-Рубинштейна «Самооценка личности» [5].
Обсуждение результатов. После проведенного контент-анализа ответов-обоснований респондентов были выделены аспекты социальных представлений «свободы» и «несвободы». Около 40% респондентов одновременно имели несколько интерпретаций понятий «свобода» и «несвобода». Социальные представления «свободы» были сгруппированы и названы согласно их содержанию. Далее мы перечислим выделенные группы аспектов свободы с процентным значением респондентов от всей выборки, которые отметили определенное содержание изучаемой категорий. Духовная свобода (свобода как духовная сила человека) - 22%; свобода как могущество (наличие власти и материальная обеспеченность) - 16%; социальная свобода (независимость человека при взаимодействии с окружающими людьми) - 13%; инфантильная свобода (отсутствие ответственности за свои действия) - 4%; абсолютная свобода (полное отсутствие каких-либо ограничений в физическом пространстве) - 1,5%. В некоторых ответах респондентов прослеживается политическая и негативная (свобода как зло, анархия и хаос) интерпретация свободы. Эти ответы не были выделены в отдельную группу, так как они не
являлись доминирующими в представлениях студентов.
Духовный аспект свободы, который преобладает в ответах, на наш взгляд, отчасти объясним особенностями формирования «Я - концепции» в юношеском возрасте. Молодые люди должны осмыслить свое личное положение в глобальной системе «Я и Мир», поэтому для студентов характерно преобладание философс-ко-гуманистической трактовки данного феномена, связанной с поиском и достижением своей внутренней независимости, путей самореализации личности. Важность для студентов этого аспекта свободы связана также с традиционными особенностями российской ментальности, в которой всегда большое место занимали экзистенциальные проблемы.
Частый выбор персонажей, символизирующих понимание свободы как феномена, характеризующего сферу социальных отношений личности, тоже может быть объяснен возрастными проблемами студентов. Стремление к самостоятельности, независимости, в том числе от родителей, желание самому принимать решения типично для человека, начиная еще с подросткового возраста, которое усиливается в старших возрастных группах, и лишь с достижением взрослости актуальность данной проблемы снижается. Такое стремление молодых людей во все времена было и остается одной из причин внешних и внутренних конфликтов.
Около 1/6 части респондентов понимает свободу одновременно как избавление от ответственности (ин-
фантильная свобода), вольность и отсутствие ограничений (абсолютная свобода), силу и могущество (властно-иерархическая свобода). Это свидетельствует о расплывчатости границ юношеского возраста, когда часть студентов вступила в стадию молодости, что проявляется в восприятии свободы как ответственности, а другая остается на границе подросткового и юношеского возраста. Во внутреннем мире последних присутствует одновременно желание иметь абсолютно «все» и не нести ни за что никакой ответственности. Стоит отметить и тот факт, что у большинства из этих студентов достаточно сильно выражено и экономическое понимание свободы. Таким образом, проявляется несоразмерность завышенных материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, что порождает конфликт потребностей и возможностей некоторой части студенчества.
Исследование показало, что у молодых людей практически отсутствует понимание свободы как политического феномена. Это может свидетельствовать о том, что наша молодежь сегодня в целом проявляет недостаточную активность в этой области. Возможно также, что данный аспект свободы в силу возраста для них не актуален, хотя весь мировой опыт свидетельствует о том, что именно молодежь является наиболее активной и радикальной политической силой.
Существенных отличий между юношами и девушками в представлениях свободы не обнаруживается.
Различие есть только одно: девушек, понимающих суть свободы как возможность власти и силы, больше, чем юношей в 1,5 раза. Можно предположить, что данный результат связан с особенностями ролевого воспитания и социального положения женщин в обществе. Имея так же, как мужчины, биологически обусловленную потребность в доминировании, у них меньше возможностей для ее реализации, что может проявляться в виде механизма компенсации.
Деление выборки по национальному признаку показало, что этнокультурный фактор не влияет на особенности восприятия и понимания свободы. Однако следует акцентировать внимание на том, что происходившее на протяжении сотен лет взаимовлияние и взаимопроникновение русской и татарской культур на территории Татарстана, в целом, и Казани, в частности, а также тенденция к глобальному интегрированию мировых культур, привели к некоторому размыванию традиционных представлений. Хотя исследований крос-скультурного характера по вопросам восприятия свободы недостаточно, чтобы с достоверностью утверждать, что существуют культурные отличия в восприятии свободы. Скорее различия должны наблюдаться в содержании свободы, чем в восприятии ее субъективного обладания конкретным этносом.
Сравнение студентов высших (вуз) и средних (ссуз) профессиональных учебных заведений показали отличие в восприятии свободы, которое заключается в том, что у первых преоб-
ладает понимание свободы как социальной независимости, а для вторых характерна тенденция к отождествлению свободы с властью и силой. Эти различия связаны с тем, что студенты вуз несколько старше, имеют более развитые социальные контакты.
Контент-анализ ответов о «несвободе» позволил выделить следующие группы в представлениях: 1) зависимость (зависимость от чего-либо, слабоволие) - 30%; 2) физическое ограничение в пространстве (физическое ограничение действий) - 13%; 3) подчинение (подчинение в социальном аспекте) - 12%; 4) ответственность (ответственность перед кем-либо за свои действия/бездействия) - 2%; 5) политическая несвобода - 1%. Аспект несвободы в виде экономической (отсутствие материальных средств), не выделился в отдельную группу.
Анализ восприятия собственной свободы (реальной свободы) нашими респондентами показал, что средние показатели располагаются чуть выше середины шкалы, а желаемая свобода (идеальной стободы) находится на уровне 1/5 вниз от точки наивысшей свободы. Однако субъективное восприятие реальной свободы отличается у молодых людей в зависимости от содержания воспринимаемой свободы. Респонденты, чья степень восприятия реальной свободы близка к 100%, не интерпретируют свободу как независимость в социальных отношениях, а больше отождествляют ее с духовными состояниями личности, с наличием гармонии с окружающим миром и природой. Исходя из этого, можно предположить, что свобода для бо-
лее «свободных» молодых людей это, прежде всего, внутреннее состояние, позволяющее человеку чувствовать себя сильным, способным реализовать себя как личность и находящим ресурсы в гармонии своего «Я» с природой. Завершая анализ результатов, отметим, что нет особых различий в особенностях интерпретации сущности свободы между студентами с разной степенью восприятия ее наличного уровня у себя самого.
Корреляционный анализ показал, что общий уровень самооценки личности не связан с субъективным восприятием собственной свободы («Я-реальное») (см. рисунок). Это может быть объяснено тем, что представления личности о собственной свободе и представления личности о своих качествах, которые указаны в методике Дембо-Рубинштейна, имеют разные механизмы формирования и выступают независимыми характеристиками «Я - концепции». Действительно самооценка качеств личности и самооценка реальной свободы, несмотря на субъективность, достаточно адекватно могут отражать реальное положение вещей. На показатели реальной свободы, скорее всего, должны влиять и социальное положение, и отношения индивидуума, так как ограничителями свобод являются как обстоятельства социального плана, так и реальные люди. «Что такое хорошо и что такое плохо» продолжает формироваться у человека в процессе вторичной социализации, а это обязательное ограничение свободы. Если это принять как одно из условий, то можно предположить, что референт-
ные люди и группы в процессе вторичной социализации могут влиять на самооценку личности позитивно, т. е. формировать адекватную и завышенную самооценку при этом они способны ограничивать свободы молодых людей в силу необходимости для успешной социализации индивидуума. Таким образом, источники, влияющие на восприятия собственной свободы и формирование самооценки, могут как совпадать, так и различаться.
Положительная связь реальной свободы и желаемой не является неожиданной, так как человек, познавший вкус свободы, желает иметь ее еще больше. Субъективное восприятие собственной свободы влияет на уровень притязаний личности и как следствие на образ «Я», в частности на его «Я - идеальное». Развитие высокого уровня притязаний способствует росту желаемой свободы (уровню идеальной свободы).
Рис. Корреляционные связи восприятия свободы и самооценки
Две других связи, представленные в рисунке очевидны и нет необходимости их комментировать.
Отдельные корреляционные связи величин самооценки с уровнем восприятия личной свободы представлены в таблице. Следует сразу отметить, что по такому параметру самооценки и уровню притязаний респондентов, как «здоровье», не выявлены взаимосвязи с уровнем восприятия собственной свободы. Это обусловлено тем, что данный параметр практически отражает реальное состояние человека и, как правило, исследователем вводится целенаправленно в начало данной методики, чтобы сориентиро-
вать респондентов в правильности ее выполнения, поэтому при интерпретации результатов он не учитывается.
Как видно из представленной таблицы, степень восприятия собственной свободы имеет отрицательную корреляционную связь с уровнем притязаний по таким параметрам, как «трудовые навыки», «успехи в учебе», «справедливость». Другими словами, те молодые люди, чей уровень восприятия реальной свободы высокий, не стремятся повысить эффективность учебной и профессиональной деятельности. Для них также характерно не иметь высокого уровня
Таблица
Коэффициенты корреляции уровня самооценки личности и ее притязаний с уровнем восприятия собственной и желаемой свободы
Самооценка Притязание
Параметры само- Реаль- Желае- Желае-
оценки и уровня при- ная сво- мая сво- Реальная мая сво-
тязаний бода бода свобода бода
Здоровье -0,12 0,09 0,18 0,10 0,21 0,08
Умственные способ-
ности -0,03 0,10 0,12 -0,11 0,30 0,35
Авторитет среди
сверстников 0,10 0,14 0,02 0,03 0,40 0,30
Трудовые навыки -0,10 0,09 0,16 -0,26 0,27 0,46
Внешность 0,06 0,24 0,15 -0,09 0,26 0,30
Уверенность в себе 0,16 0,23 0,07 0,00 0,32 0,27
Ценность моей лич-
ности для самого себя 0,05 0,11 0,04 0,02 0,33 0,25
Успехи в учебе -0,04 0,09 0,12 -0,25 0,10 0,32
Моя справедливость -0,11 0,12 0,20 -0,25 0,28 0,46
Средние показатели 0,02 0,20 -0,13 -0,13 0,37 0,44
Примечание: жирным шрифтом выделены значимые корреляционные связи. «8» разность между уровнями восприятия желаемой и реальной свободы респондентов.
притязаний на собственную справедливость. Высокий уровень субъективного восприятия личной свободы у конкретного студента делает его менее чувствительным для проявления справедливости. Одновременно существует прямая корреляционная связь между уровнем притязаний на собственную справедливость и желаемую свободу. Чем больше человек стремится к свободе, тем больше он претендует на то, чтобы быть справедливым. Это может быть объяснено тем, что справедливость и свобода как ценностные категории стоят рядом друг с другом, имея сходные механизмы формирования, проявления и локализации в структуре психики человека [1, 2]. 112
Что же касается общего уровня притязаний респондентов, то здесь были обнаружены значимые корреляционные связи с субъективным уровнем восприятия свободы (на уровне р<0,01). Также была обнаружена прямая связь общего уровня притязаний респондентов и разницей между уровнями восприятия их реальной и желаемой свободы («8») (коэффициент корреляции значим на уровне р<0,01). Этот факт связан с тем, что, имея высокий общий уровень притязаний, молодой человек, в частности, имеет и высокий уровень притязаний по желаемой свободе. Однако уровень реальной свободы, как правило, всегда намного ниже желаемой. Таким образом, чем больше становятся
уровень притязаний личности, тем сильнее увеличивается разрыв между «Я - реальное» и «Я - идеальное» в восприятии собственной свободы. Полученные величины не являются удивительными, так как нет ничего необычного в том, что люди оценивают меру своей реальной свободы ниже, чем желанной, но очень большой разрыв может порождать состояние дискомфорта, когнитивного диссонанса и фрустрации. В приведенной Таблице видно, что уровень восприятия молодыми людьми реальной свободы не связан с уровнем самооценки и уровнем притязаний, а восприятие желаемой свобода связано с уровнем притязаний студентов. Чем выше уровень притязаний, тем больше студенты желают иметь свободы. Таким образом, повышенный уровень притязаний, который может образоваться за короткий промежуток времени при определенных условиях, приводит к желанию иметь больше свободы и как следствие привести к «бунту». Подобное явление наблюдается в период подросткового и юношеского возрастов.
Кластерный анализ показателей восприятия свободы, самооценки и уровня притязаний позволил разделить 81% респондентов на 3 группы. Уровень желаемой свободы и уровень притязаний в группах не имеет значимых отличий. Самая многочисленная группа (31% респондентов), характеризуется умеренным уровнем восприятия свободы и высокой самооценкой. У второй группы (28%) - низкие показатели по восприятию свободы и средняя самооценка. Третья группа
(22%) характеризуется средним уровнем восприятия собственной свободы и низкой самооценкой.
В первой группе респондентов уровень восприятия собственной свободы положительно коррелирует с желаемой свободой. Во второй группе такой связи нет. Зато показатели свободы имеют обратную связь с самооценкой, а желаемая свобода коррелирует положительно с уровнем притязаний личности. В третьей группе обозначилась одна положительная связь самооценки с уровнем притязаний, т. е. величины восприятия собственной и желаемой свободы - независимые величины.
При анализе полученных взаимосвязей наше внимание привлек тот факт, что уровень восприятия желаемой свободы у молодых людей коррелирует только с их уровнем притязаний. По-видимому, это объясняется тем, что развитие личной свободы наравне с развитием других собственных социально-психологических качеств для молодых людей является критерием успешности и самосовершенствования. Лишь такой параметр как «успехи в учебе» у респондентов не коррелирует с уровнем восприятия их желаемой свободы, что может быть объяснено отсутствием достаточного вознаграждения или получения каких либо благ, которые способны увеличить субъективное переживание свободы для современной молодежи. Возможно, академические успехи у современной молодежи не связываются с успехами в жизни, профессиональной деятельности и, как следствие, обретением большей свободы.
Аналогичные результаты можно наблюдать и по качеству взаимосвязи между общим уровнем притязаний респондентов и разницей между уровнями их восприятия реальной и желаемой свободы, т. е. чем больше молодые люди неудовлетворены своей свободой, тем больше они хотят развить свои личностные качества, что опосредовано естественным механизмом психологического замещения.
Подводя итоги нашего исследования, можно резюмировать: 1) у современной российской учащейся молодежи представления о свободе и несвободе неоднородны, причем это характерно не только для всей возрастной группы, в целом, но и для каждого индивида; 2) представления о свободе прежде всего связаны с духовной свободой, могуществом и властью, социальной независимостью; 3) политический и экономический аспекты свободы/несвободы для студентов не актуальны; 4) уровень восприятия желаемой свободы непосредственно взаимосвязан с уровнем притязаний молодых людей; 5) восприятие реальной свободы не связано ни с самооценкой, ни с уровнем притязаний студентов, т.к. социально-психологические механизмы формирования этих компонентов «Я - концепции» различные.
Полученные результаты проведенного исследования позволяют расширить и дополнить знания о «Я - концепции» личности современных студентов.
Литература:
1. Алишев Б. С. Ментальные основания социальных представлений личности // Проблемы формирования социальных представлений личности: теоретические и прикладные аспекты. Сборник научных трудов / Под. ред. Б. С. Алишева. - Казань: ИСПО РАО, 2005. - С. 5 - 22
2. Аникеенок О. А. Представления студентов о сущности справедливости и свободы // О. А. Аникеенок. Проблемы формирования социальных представлений личности: теоретические и прикладные аспекты. Сборник научных трудов / Под. ред. Б. С. Алишева. - Казань: ИСПО РАО, 2005. - 96 с.
3. Атагунов В. И. Особенности понимания сущности свободы российской учащейся молодежи // Ценностные ориентации и социальные установки студентов. Сборник научных трудов /Под ред. Б. С. Алишева. - Казань: ИПП ПО РАО, изд-во «Отечество», 2008. - С. 38 - 47.
4. Атагунов В. И. Сущность «свободы» для российского студенческого сообщества (на примере Республики Татарстан) // Разнообразие культур в полиэтническом регионе. Материалы Первой международной студенческой Интернет-конференции 23-25 марта 2009 г. Астраханский гос. университет. - С. 87-92. (http://www. aspu. ru/images/File/ilil_new/ Raznoobr_kultur. doc)
5. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: Практическое пособие для школьных психологов / Л. С. Колмогорова. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2002. - С.192 - 195
6. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 326 с.
7. Tulku T. Knolege of freedom: Time to change. - Berkley: Calif. Dharma Publishing, 1984.