Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЯХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЯХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЯХ / ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жарикова И.А.

В данной статье рассматриваются особенности представлений о родительских ролях старшеклассников с интеллектуальными нарушениями как одного из этапов процесса полоролевого развития личности. Для успешной социализации личности необходимо формировать модели полоролевого поведения, представления о содержании мужской и женской роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REPRESENTATIONS ABOUT THE PARENTAL ROLE OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH INTELLECTUAL IMPAIRMENTS

This article discusses the features of ideas about the parental roles of high school students with intellectual disabilities as one of the stages in the process of gender-role development of the personality. For the successful socialization of the individual, it is necessary to form models of gender-role behavior, ideas about the content of the male and female roles.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЯХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

УДК 376

Жарикова И.А. старший преподаватель кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЯХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности представлений о родительских ролях старшеклассников с интеллектуальными нарушениями как одного из этапов процесса полоролевого развития личности. Для успешной социализации личности необходимо формировать модели полоролевого поведения, представления о содержании мужской и женской роли.

Ключевые слова: полоролевая идентичность, представления о родительских ролях, дети с интеллектуальными нарушениями.

Zharikova I.A. senior lecturer

department of age physiology, special and inclusive education

Tyumen State University

FEATURES OF REPRESENTATIONS ABOUT THE PARENTAL ROLE OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH INTELLECTUAL

IMPAIRMENTS

Abstract: This article discusses the features of ideas about the parental roles of high school students with intellectual disabilities as one of the stages in the process of gender-role development of the personality. For the successful socialization of the individual, it is necessary to form models of gender-role behavior, ideas about the content of the male and female roles.

Key words: gender role identity, ideas about parental roles, children with intellectual disabilities.

Современный этап развития специальной психологии характеризируется поиском эффективных путей социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В этом контексте проблема семьи, которая воспитывает такого ребенка, становится все более актуальной.

Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ, особенно важна. Это, в первую очередь, объясняет потребность семьи в реабилитационных мероприятиях, направленных на помощь в решении различных проблем [3, с.53].

В современной специально-психологической литературе проблемы семьи и семейного воспитания в контексте полоролевого развития ребенка с нарушениями в развитии раскрыты недостаточно. Особенности гендерной социализации умственно отсталых подростков также исследованы не в полной мере, а опубликованные результаты теоретико-эмпирических исследований подобной направленности касаются особенностей воспитания детей и подростков из неполных семей и находящихся в условиях социальной депривации. На современном этапе развития специального образования проблемы детско-родительских отношений, особенностей воспитания детей и подростков с ОВЗ рассматриваются в работах В.И. Гарбузова, Т.А. Закрепиной, О.М. Мастюковой, Е.А. Савиной, Е.А. Стребелевой, В.В. Ткачевой и др.

Семья играет особенную роль в процессе формирования полоролевой идентичности. Именно в семье у ребенка формируется первое представление о поле, о своей половой принадлежности к определенному полу, о типичном поведении представителей мужского и женского пола. Адекватное формирование полоролевой идентичности способствует усвоению ребенком культурных норм, образцов поведения взрослых, развитию коммуникативных навыков, нормальной адаптации и социализации ребенка [1]. Формирование полоролевой идентичности у умственно отсталых подростков не только обусловлено органическим поражением коры головного мозга, но и особенностями семейного воспитания, так как большой процент таких детей воспитываются в так называемых проблемных семьях (неполные семьи, асоциальные родители и так далее), что значительно усложняет процесс полоролевой социализации умственно отсталых подростков в условиях собственной семьи [2].

Формирование адекватных представлений о семейных родительских ролях мужчины и женщины у подростков, в том числе и с интеллектуальными нарушениями, является обязательных фактором полоролевого развития личности. Представления о семейных ролях формируются, в первую очередь, под влиянием родительской семьи. Основным путем усвоения ролей мужчины и женщины является подражание взрослым членам семьи.

Психосоциальное развитие личности умственно отсталого старшеклассника включает в себя формирование представлений о родительских ролях мужчины и женщины. Родительская роль предусматривает обеспечение удовлетворение потребностей жизнедеятельности и благополучия психического развития ребенка,

воспитание и развитие. Эмоциональное отношение родителей к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви. Родительская семейная роль предусматривает осуществление первичного контроля ребенка, и является источником требований, норм поведения, нормативных санкций.

По результатам проведенного исследования на базе «Луганской общеобразовательной школы № 45» было определено что, по мнению старшеклассников с интеллектуальными нарушениями родительская роль предусматривает, с одной стороны, эффективное воспитание хозяйственно-бытовой функции, с другой, предусматривает заботу непосредственно о ребенке, а также проявление таких качеств личности по отношению к ребенку как нежность, доброта, проявления уважения, желание помочь ребенку [4].

Таким образом, родительская роль, по мнению старшеклассников с интеллектуальными нарушениями, предусматривает удовлетворение потребностей жизнедеятельности ребенка, проявлений воспитательного влияния (желательно, через поощрения, похвалу ребенка и разрешение выполнять свои желаний), а также через проявления эмоционального принятия ребенка, доброжелательное к нему отношение, заботу и готовность помочь.

Использованные источники:

1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. - СПб.: Речь. -2004. - 224 с.

2. Колосова Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев; под общей редакцией Д. Н. Исаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 151 с.

3. Ткачева В.В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие. М.: АСТ; Астрель. - 2007. - 318 с.

4. Жарикова И.А. Представления о родительстве у подростков с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-5. - С. 202-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.